Психические процессы

Основные психические процессы: таблица

Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные — к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и волевому усилию.

Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную деятельность человека, помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек — весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик — от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности — вдохновения.

Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным — чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

  • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
  • Темперамент — природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
  • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
  • Характер — система способов поведения и отношений.

Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность — сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом — оставшаяся в памяти информация.

Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, чувства, ощущения, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично — они всегда остаются апатичными и вялыми.

Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах — это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое — аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, — одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания — специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными — это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

Универсальные, или неспецифические, процессы психики — это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

Источник:
Основные психические процессы: таблица
Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам.
http://fb.ru/article/288685/osnovnyie-psihicheskie-protsessyi-tablitsa

Психические познавательные процессы

Психические процессы — процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.).

Познание — весьма объемный по своему содержанию, многозначный термин. Наиболее часто пол ним понимается процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

В философии познание понимается как совокупность процедур и методов приобретения человеком знаний о мире и самом себе. Познание — это прежде всего умственная деятельность, результатом которой является осведомленность о материальном мире, однако познание может порождать и фантазии, далекие от реальности.

Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек выступает как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его чувственная и логическая активность, направлена на объект, выступающий в познавательном взаимодействии как более пассивное начало.

С точки зрения современной теории познания, идеальные модели, создаваемые субъектом в ходе познавательной деятельности, никогда не бывают тождественны, идентичны своему объекту.

Познание, таким образом, определяется в философии как порождаемый разнообразными человеческими потребностями процесс постижения доступных субъекту отношений между ним и объектом, результатом которого является та или иная информация о реальности.

В психологии — это термин, обозначающий человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть. Здесь подчеркивается родовой характер этого термина, поскольку он используется для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний. Понятия «познание» и «знание» всегда соседствуют друг с другом, поскольку последним обозначаются цель и результат всего процесса познания. Современная психология особо подчеркивает активный, творческий характер познавательного процесса, его несводимость только к отражению объективного мира.

Познавательные психические процессы

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Источник:
Психические познавательные процессы
Психические процессы — процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение,
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/poznavatelnye-processy.html

Психические процессы

Психи?ческие проце?ссы — одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Источник:
Психические процессы
Психи?ческие проце?ссы — одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8B

Психические процессы

Психика — это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мыслей и других субъективных образов объективного мира. Психика человека проявляется в таких трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

а) высокая концентрация оксидов S, C, N – они активизируют факторы местного иммунитета, что способствует заболеванию глаз, носа, глотки.

б) бактериальные аллергены (к ним относят продукты микробиологического синтеза, генной инженерии).

в) ксенобиотики (ксенос – чужеродный), лекарственные препараты могут выступать в качестве повреждающего фактора.

г) микроэлементозные загрязнения (экология) – загрязнения солями тяжёлых металлов.

Все виды излучения, климатические и географические условия.

Бактериальные и вирусные агенты, которые в небольшой степени обладают поверхностным действием.

Если бы была возможность наглядно сравнить современного человека с людьми, которые жили 20-30 тыс. лет тому назад, то можно было бы заметить, что за этот период человек извне почти не изменился.

Все это объясняется спецификой эволюционного развития человека: он происходил главным образом в психике. Развитие психики — это результат эволюции нервной системы: под влиянием окружающей среды усложняется нервная система.

Психические процессы — это кратковременные процессы получения, переработки информации и обмена ею (например: ощущение, восприятие, память и мышление и т.п.).

Психические состояния отображают сравнительно продолжительные душевные переживания, которые влияют на жизнедеятельность человека (эмоции, аффект, настроение, депрессия, стресс).

Психические свойства — стабильные душевные качества, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека и характеризуют ее способность отвечать на определенные действия адекватными психическими действиями (темперамент, опыт, характер, способности, интеллект и т.п.).

Итак, психические процессы напрямую связаны с понятием способностей и волевых качеств человека.

Способности — это психофизиологические свойства человека, которые реализуют функции отображения существующего мира и регуляции поведения: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, психомоторика (движения, произвольные реакции, действия, внимание).

Различают общие и специальные способности. Специальные способности, которые проявляются в творческом решении задач, называются талантом, а людей, которым они присущи, — талантливыми. Наивысшая степень развития способностей — гениальность.

Полученные каждым человеком в наследство на генном уровне возможности интеллектуального развития называют задатками. Задатки развиваются в процессе воспитания, обучения и практической деятельности. К задаткам относятся психологические процессы, степень их проявления. Одной из особенностей психологического процесса есть ощущение.

Ощущение это основа знаний человека об окружающем мире, отображение свойств предметов, которые возникают у человека при непосредственном воздействии их на его органы чувств.

Оно имеет рефлекторный характер, физиологической основой которого есть нервный процесс, стимулирующийся действием того или иного раздражителя на адекватный анализатор. Отображение действительности понимают как восприятие.

Восприятие это отображение в сознании человека предметов, как целостных образов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие делится на виды по нескольким признакам:

— ведущему анализатору (зрительное, слуховое, касательное и т.п.);

— форме существования материи (пространство, время, движение);

— активности (восприятие невольное и преднамеренное).

Восприятие вообще и способности относительно восприятия информации имеют существенное значение для реализации других психических процессов, особенно памяти.

Память- одна из важнейших функций человеческого мозга.

Если восприятие — это начальный этап познавательного процесса, отображения объективной реальности, которая действует на органы чувств в данное время, то память — это отображение реальности, которая действовала в прошлом.

Память — это способность человека фиксировать, сохранять и воссоздавать информацию, опыт (знания, привычки, умения, навыки). Человеческая память удерживает два вида информации: генетическую (видовую эволюционную) и приобретенную (прижизненную).

Мышление — это высшая форма отображения действительности и сознательной целенаправленной деятельности человека, которая направлена на усреднение, абстрактное обобщенное познание явлений окружающего мира, сути этих явлений и связей между явлениями. Важнейшее значение в процессе мышления имеют слова, язык, анализаторы.

Вся мыслительная деятельность (суждение, понимание, формирование понятий) состоит из таких умственных операций как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.

Анализ — это мысленное разделение предмета, явления на составные части, признаки, свойства и выделение этих компонентов.

Синтез — мысленное объединение в единое целое отдельных частей, признаков, свойств предметов, явлений или понятий.

Обобщение — выделение на основе сравнения главного, общего, особого или частного, что является характерным для определенного явления, предмета, объекта.

Абстракция — выделение существенных особенностей группы предметов, явлений или понятий.

Конкретизация — переход от общего к частному, связь теории с практикой, переход к конкретной действительности, чувствительному опыту.

Психомоторные способности характеризуются действиями, направленными на достижение элементарной цели одним или несколькими движениями.

Внимание — это направленность и сосредоточенность в сознании на объектах или явлениях, которая оказывает содействие повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

К основным функциям внимания отнесен выбор влияний, регулирование и контроль деятельности до тех пор, пока не будет достигнута её цель. Внимание характеризуют концентрация, стойкость, распределение, переключение и объем.

Источник:
Психические процессы
Психика — это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мыслей и других субъективных образов объективного мира. Психика человека проявляется в
http://studopedia.ru/1_97124_psihicheskie-protsessi.html

COMMENTS