Психическое развитие детей

МФ, общение и полезная информация для всей семьи

Вы здесь » МФ,общение и полезная информация для всей семьи » Развитие ребёнка » Психическое развитие ребенка 4-5 года жизни

  • Автор: Вольтури
  • Счастливое солнышко
  • Откуда: москва
  • Зарегистрирован: 2006-12-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 16117
  • Уважение: +81
  • Позитив: +111
  • Пол: Женский
  • Возраст: 34 [1984-02-12]
  • ICQ: 407411389
  • !:
  • *:

Уважаемые родители, в данной теме приводятся основные этапы, закономерности и нюансы развития ребенка.

Не спешите записывать своих детей в «отстающие», если, прочтя данные материалы, Вы обнаружили, что Ваше чадо чего-то не умеет из того, что умеют «среднестатистические дети» в этом возрасте. Судить о развитии ребенка можно только комплексно, причем сравнивая его не с другими детьми, а только с самим же ребенком на более ранних этапах его развития. Кроме того, возможно, у вашего малыша одна из сфер (моторика, речевое развитие, логика) развита с опережением, что сказывается на более медленном развитии остальных его «граней».
Тема открыта для того, чтобы родители могли понимать, что «в рамках» и что нет, на что обращать внимание, что является тревожными признаками – и обращались бы к специалистам вовремя, в то же время не надумывая себе несуществующих проблем.

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.

Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда.

Величайшую роль изобразительной деятельности ребенка в его общем психическом развитии отмечали и отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся психолог Л. С. Выготский подчеркивал: «Ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности. оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад».

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными «ненужными» (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой четырехлетний сын привязал к стулу старое пластмассовое сиденье от унитаза; это был космический корабль, а открывающаяся крышка была люком для выхода в открытый космос.

Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

Вот как рассуждают дети: «Ветер дует, потому что деревья качаются», «Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами», «Звезды не падают, потому что они как-то вертятся на небе».

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.
При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Это помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: «Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению».

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Обращайтесь с просьбой к нему: «Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю». Или так: «Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой». Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.
источник сайт кид ру

Источник:
МФ, общение и полезная информация для всей семьи
Вы здесь » МФ,общение и полезная информация для всей семьи » Развитие ребёнка » Психическое развитие ребенка 4-5 года жизни Автор: Вольтури Счастливое солнышко Откуда:
http://mamkinforum.ru/viewtopic.php?id=7863

НАШИ ДЕТИ

Сайт для родителей о том, что касается здоровья, развития, обучения, воспитания и детского питания.

Возрастные особенности психического развития детей

У маленького человека начинает формироваться эмоциональная регуляция. Родителям важно помочь ребенку научиться правильно реагировать на изменения окружающей среды – удивляться, радоваться, пугаться. Ребенок должен не просто уметь говорить «нет», но и принимать «нет» от окружающих.

Родителям стоит поощрять стремление ребенка к познанию мира, тогда он будет активно формироваться и физически и интеллектуально. Малышу необходимо общение со сверстниками, но на первом плане взаимоотношение с близкими. В это время уже начинается подготовка к школе, ребенок должен учиться конкурировать со сверстниками и физически, и интеллектуально. Важно развивать коммуникативные навыки. Мама и папа должны обеспечить оптимальную комбинацию ободрения, поддержки и родительского руководства.

Психическое развитие у младшеклассников от 6 до 12 лет

Это время активного познания, первых серьезных побед и первых неудач. Дети в этом возрасте реализует себя в спорте, учебе или творчестве. Ребенок должен понять, что разочарование может быть очередным шагом к будущему успеху. Он учится находить свои сильные и слабые стороны.

В школе у ребенка появляются новые обязанности, возрастает нагрузка. Он учится самодисциплине, умению принимать решения. Родители должны предоставить школьнику чуть больше самостоятельности, при этом неустанно следить за ним. Близким важно оказать ребенку поддержку, если у него что-то не получается. Обязательно нужно хвалить младшего школьника за его первые достижения. Это позволит ребенку сформировать адекватную самооценку, он научится анализировать свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Психическое развитие в подростковом периоде от 13 до 18 лет

Это время – настоящее испытание не только для родителей, но и для самих детей. На период обучения в средней школе приходится время активных изменений в организме подростка. Гормональные всплески накладываются на непонимание со стороны сверстников и старших.

Особенности психического развития у детей подросткового возраста проявляются в стремлении к независимости, которая иногда проявляется в агрессивной форме. Подростковому периоду свойственны крайности – неуверенность и замкнутость или, наоборот, чрезмерная бравада.

Если вы поможете ребенку преодолеть этот период, в старшей школе его поведение начнет меняться. Социальные навыки станут закрепляться, будут совершенствоваться таланты подростка. Именно в это время ему предстоит определиться, куда пойти учиться после школы, кем быть в будущем. Сверстники в это время по-прежнему являются авторитетом для ребенка.

Родители в этот период должны дать понять детям, что они любимы, несмотря ни на что. Очень важно вовлекать подростка в семейные мероприятия, сделать атмосферу дома теплой и позитивной, открыто и на равных общаться с ним. Тогда ребенок переживет этот сложный период без негативных последствий.

Источник:
НАШИ ДЕТИ
Психическое развитие детей — развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; Возрастные особенности от младенчества и до подросткового возраста.
http://nashi-de-ti.ru/vozrastnye-osobennosti-psixicheskogo-razvitiya-detej

Нервно-психическое развитие детей

По мере взросления у ребенка появляются внешние и внутренние изменения, связанные с процессами роста, физическим и эмоциональным развитием. Нервно-психическое развитие детей – это одно из внутренних изменений, связанных с формированием процессов нервной деятельности малыша.

В процессе анализа и оценки умственного и психического развития ребенка необходимо учитывать ряд фактов и моментов, связанных с биологическими и индивидуальными особенностями.

Младенец, только принесенный из роддома, большую часть времени находится в состоянии сна или дремоты, иногда даже не просыпаясь в необходимое для кормления время. Если переместить новорожденного, положив его на бок, он рефлекторно принимает позу эмбриона, сжимая ножки и ручки и подтягивая их к животу. Психическое развитие ребенка в возрасте нескольких месяцев со дня рождения – это такие вызванные врожденные рефлексы, как сосательный, ротовой, поисковый, спинальный. Со временем развиваются хватательный рефлекс, рефлекс ползания и опоры.

Специфика психического развития заключена в наблюдении за тем, как постепенно формируются навыки у малыша. Например, на первых неделях жизни возникает рефлекс подготовки к кормлению и вырабатывается условный рефлекс поворота головы, если к кроватке подходит кто-то из взрослых.

Оценка нервно-психического развития в возрасте 3-х месяцев складывается из наблюдений за тем, насколько малыш активен, какой промежуток времени между кормлением он находится в состоянии бодрствования. В этот период кроху уже начинает узнавать близких, гулит, улыбается. При этом увеличивается количество целенаправленных движений – он устойчиво держит головку, тянется ручками к интересующему его предмету. В положении лежа на животе появляется рефлекс Ландау – малыш приподнимает голову, опираясь на руки выравнивает верхнюю часть тельца.

Нервно-психическое развитие детей до года обусловлено быстрым развитием и ростом. В шесть месяцев кроха уже достаточно осмысленно наблюдает за передвижением взрослых, эмоционален и подвижен. Период бодрствования увеличивается до 8-10 часов, при этом сон днем сокращается до 2- раз.

При этом у психически здорового малыша продолжают активно формироваться сложные поведенческие рефлексы. Дети в возрасте полугода ворочаются в кроватке, переворачиваясь с боку на бок. Приобретенный в раннем возрасте рефлекс Ландау принимает другую форму – лежа на животе, малыш может уже не только держать голову, но и сгибать и разгибать ножки.

Одной из особенностей психического развития у детей раннего возраста, становятся потребность в общении. Со временем, малыш начинает понимать речь взрослого человека, различает тембр мамы и папы, с удовольствием тянет навстречу вашим рукам свои ручки, требуя, чтобы на него обратили внимание.

В возрасте до года, малыш начинает познавать мир, с удовольствием вслушивается в сказанные вами слова, начинает подражать им, агукая и гуля. Общение играет важную роль в психическом развитии детей до года. К году малыш должен уже понимать вашу речь, говорить некоторые несложные фразы, свободно стоять на ногах, уверенно ползать.

Если у вашего малыша замечено замедление темпов роста некоторых функциональных особенностей, соответствующих его возрасту – мышления, памяти, внимания или координации, у него однозначно отмечается кризис в психическом развитии. В раннем возрасте это может быть выявлено в процессе тестирования малыша у врача-психотерапевта, однако и дома вы можете сами определить, развивается ли ребенок.

Очень часто особенности психического развития детей, связанные с задержками, путают с умственной отсталостью, поэтому заметив хоть некоторые симптомы заболевания, поспешите на прием к специалисту. Обратите внимание на ряд случаев, которые могут свидетельствовать о возникновении недуга:

  • Нерешительность и скрытность;
  • Излишняя замкнутость и нелюдимость;
  • Отставание от сверстников в совершении каких-то элементарных действий, связанных с моторикой или мышлением;
  • Агрессивность по отношению к сверстникам или членам семьи;
  • Позднее физическое развитие – поздно начинает держать голову, делать первые шаги, говорить;
  • Нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Ребенок не умеет держать себя в руках, нервничает, капризничает.

В каждом индивидуальном случае определить насколько правильны или нет ваши сомнения относительно задержки психического развития у ребенка, сможет только врач.

Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.

Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.

Источник:
Нервно-психическое развитие детей
Специфика психического развития ребенка, нервно-психическое развитие детей раннего возраста, до года, особенности, общение, оценка, анализ, задержки.
http://onethree.ru/razvitie/nervno-psixicheskoe-razvitie-rebenka

Особенности нервно-психического развития детей

В течение первого года жизни ребенка родители несут особую ответственность перед своим чадом. Дети в любом случае будут стремительно развивать свои физические, психические и когнитивные способности. А задача родителей – направить это развитие по тому пути, который будет благоприятно влиять на становление личности.

Важным показателем для родителей является нервно-психическое развитие детей. Согласно теории психического развития Локка, новорожденный представляет собой чистую доску, а значит то, каким будет растущий малыш, напрямую зависит от его воспитания и окружения. При этом существуют определенные закономерности психического развития, через которые проходят все здоровые дети.

В случае патологии в становлении личностных качеств (например, при синдроме жестокого обращения) необходима правильная оценка формы отклонения от нормы. Это позволит с большой долей успеха ликвидировать нарушение. Если будут ликвидированы факторы, которые привели к такому состоянию, а так же приниматься меры по проведению соответствующего лечения, психическое развитие ребенка восстановится.

Анатомо-физиологические особенности развития нервной системы детей

На момент рождения масса головного мозга малыша составляет одну десятую массы тела. К девяти месяцам масса головного мозга удваивается. К трем годам – утраивается. Масса мозга взрослого человека равна 1/40 массы тела. Получается, что на один килограмм массы тела новорожденного приходится примерно 109 грамм вещества мозга, а у взрослого – только 20-25 грамм.

Во внутриутробном периоде отделы головного мозга формируются из пяти мозговых пузырей. Но ко дню рождения ребенка на свет формирование мозга еще не заканчивается. Существуют определенные возрастные особенности анатомии органов центральной нервной системы:

  1. Извилины полушарий головного мозга и крупные борозды между этими извилинами имеют малую высоту, а также глубину. Число мелких борозд невелико. Но их количество увеличивается в первые месяцы жизни.
  2. Малые размеры лобной доли и большие затылочной доли по сравнению с этими же отделами мозга взрослого.
  3. Слабое развитие мозжечка. Его полушария малого размера, кора тонкая, борозды поверхностные.
  4. Относительно большой объем боковых желудочков мозга.

В самом начале жизненного пути серое вещество мозга малыша еще плохо отграничено от белого. Полная дифференцировка коры заканчивается к школьному возрасту. Только к восьми годам жизни кора головного мозга маленького человечка по макро- и микроскопическому строению становится похожей на кору взрослого.

Филогенетически ранние структуры на момент рождения сформированы лучше. Ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг в анатомо-функциональном состоянии являются более зрелыми, чем кора головного мозга, пирамидные пути и полосатое тело. Из-за этих факторов на момент рождения жизнеобеспечивающая активность регулируется на подкорковом уровне.

У детей до года сохраняются некоторые рефлексы, которые в процессе взросления утрачивают свою значимость и редуцируются. Например, ладонно-ротовой рефлекс в первые месяца жизни обеспечивает потребность в питании. А рефлекс автоматической ходьбы, который проявляется еще во внутриутробном периоде развития, подготавливает малыша к будущему прямохождению. В дальнейшем формируются условные рефлексы, которые и будут помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и давать оценку изменяющимся окружающим условиям.

В период раннего детства образуются устойчивые условные связи формирующейся личности с социумом. Дети крайне быстро учатся. С годами скорость формирования когнитивных навыков уменьшается в геометрической прогрессии. А те навыки и модели поведения, которые были получены в возрасте до трех лет, остаются на всю жизнь.

До начала второго месяца жизни у малыша вырабатывается несколько элементарных условных рефлексов. А к концу третьего месяца появляется возможность сформировать уже сложные, дифференцированные рефлексы. Это указывает на стремительное развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Новорожденный еще не может дифференцировать сигналы, поступающие с разных органов чувств. В этот период ребенок воспринимает мир генерализовано. И только после двухмесячного возраста начинает выделять определенные моменты окружающей его обстановки (мать, игрушки, питание).

С ростом и развитием маленького человечка отмирает много миллионов нервных клеток – нейронов. Вместе с тем происходит формирование межнейронных связей. С этим процессом развивается память. Чем младше дитя, тем быстрее происходит развитие нервной системы. Самый интенсивный период развития – первые три месяца жизни малыша.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, благодаря этому орган обеспечивается обильным поступлением кислорода и глюкозы. А вот у детей первого года жизни венозный отток через диплоические вены (как у взрослых) затруднен. Эти вены окончательно формируются только к закрытию родничков. К тому же гематоэнцефалический барьер полностью формируется к трем годам. Поэтому головной мозг детей в этом возрасте особо подвержен интоксикационным факторам (нейротоксикозу).

С двухлетнего возраста мозг ребенка уже достаточно созрел для формирования второй сигнальной системы – речи. Основной вклад в становление лингвистических навыков вносит общение малыша со взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями.

Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром. Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской». И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие.

Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Малышу специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.

Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны. К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:

  1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям.
  2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону.

С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом. Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом. Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда малыш даже не умеет ходить.

Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время. Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:

  1. Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Малыш должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих.
  2. Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
  3. Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).

Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные. Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже. Как бы там ни было, рост и созревание личности должны быть адекватны возрасту, полу, психологическим особенностям маленького человека. При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы.

Отставание в развитии заставляет родителей задуматься о возможных причинах. Какие-то навыки могут опережать возрастные нормы, а другие – не дотягиваться до стандартов. Но если малыш отстает по нескольким параметрам, родителям следует задуматься, все ли они делают правильно в воспитании наследника.

В возрасте до одного года малыш переживает множество изменений. Во время рождения его изгоняют из «рая», заставляют самостоятельно дышать и питаться. В дальнейшем он за пару недель учится улыбаться, за месяц – держать головку, за полгода – сидеть, за десять месяцев – стоять. И завершающим этапом грудного возраста является приобретение навыка ходьбы.

Раннее детство – это возраст от одного до трех лет. В этот период ребенок усилено познает окружающий мир, знакомится с людьми вокруг него. Теперь он осознает свое «Я» не как что-то объединенное с личностью матери, а в качестве отдельного персонажа. То есть себя. В период до трех лет малыш должен перестать говорить о себе в третьем лице.

От трех до шести лет происходит окончательная миелинизация волокон, мозг ребенка почти зрелый, сформированы жизненно важные навыки. Психическое развитие ребенка к шести годам достигает такой степени, что при отсутствии взрослых, этот маленький человек может полностью обеспечить свою жизнедеятельность.

В этом возрасте для родителей важно развивать когнитивные способности их малыша. Не вариант, когда родители садят свое дитя перед телевизором, вместо того чтобы почитать с ним книгу. То, сколько сможет познать ребенок в этом возрасте еще до похода в школу, во многом определит его дальнейшую жизнь. Для его мозга в это время нет никакой разницы, запоминает ли он слова из ненормативной лексики или учит песенку про елочку. Приоритеты для этой растущей личности еще до конца не расставлены. От родителей лишь требуется не влиять через призму своего понимания на то, каким человеком будет их ребенок, а направлять плывущий корабль детства через море навыков и океан любви.

С научной точки зрения игры имеют огромное значение для психического развития ребенка. В этом возрасте психическое развитие дошкольника уже почти готово к началу систематизированного образовательного процесса в учебных учреждениях. Детям предлагаются игры, которые:

  • развивают мелкую моторику пальцев;
  • увеличивают ассоциативный ряд;
  • помогают решать логические задачи невысокой сложности;
  • развивают внимание.

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  • арт-терапия;
  • внушение (суггестия);
  • игровая терапия;
  • музыкотерапия;
  • психотерапия творческим самовыражением;
  • дебрифинг.

Подробно следует остановиться на тех методах психотерапии, которыми могут заниматься родители дома. Например, во время арт-терапии малыш на подсознательном уровне изображает беспокоящие его ситуации. Метод особо важен для детей, находящихся в состоянии острого стресса. При этом происходит выплеск эмоций посредством рисунков. К тому же, такой метод психотерапии развивает самопознание и самоактуализацию.

К нарушениям нервно-психического развития детей относятся:

  • олигофрения;
  • синдром задержки психического развития;
  • дефицитарное развитие (при нарушении слуха, зрения или хронических соматических патологиях);
  • ранний детский аутизм;
  • психопатическое развитие (дисгармония личности).

Если ребенок по вашему мнению отступает от намеченной системы развития, следует обратиться к специалистам. Не нужно полагаться исключительно на свое мнение и мнение ближайших родственников. Ваши желания не всегда совпадают с желаниями вашего дитя. Если объективно был сделан вывод о наличии у ребенка каких-либо отклонений, ему требуется немедленная психологическая помощь.

Отрицательно влияет на личность ребенка отставание и опережение сверстников в психическом развитии. Если малыш не успевает за нормами, он может не суметь научиться всему, что ему требуется, потому что для формирования необходимых навыков существуют определенные временные рамки. Вырастить ребенка-гения по заказу очень сложно. Мозг малыша переносит колоссальные нагрузки в процессе своего взросления, и если его перегружать чрезмерными потоками информации, организм маленького человечка может не выдержать и «перегореть». Слишком сильные интеллектуальные нагрузки на ребенка приведут к тому, что во взрослом возрасте такая личность не будет испытывать желания продолжать свое обучение. Необходимо учитывать эти факторы при выборе методов и темпов обучения. А также давать правильную оценку возрастным способностям ребенка.

Важные аспекты, на которые стоит обратить внимание:

  • гармоничность развития;
  • соответствие приобретенных навыков возрасту;
  • оценка особенностей развития личности;
  • социальное окружение ребенка дома, в образовательных учреждениях, в компании;
  • наследственные факторы.

Не поленитесь уделить максимальное количество времени нервно-психическому развитию ребенка. Не перекладывайте ответственность на няню, сад, школу. Даже если что-то не ладится, дети похожи на пластилин: в раннем возрасте многое поддается коррекции.

Источник:
Особенности нервно-психического развития детей
Нервно-психическое развитие детей с рождения и до младшего школьного возраста. Методы психотерапии детских неврозов и профилактики личностной деградации ребенка.
http://szabotoi.ru/detskaya-psihologiya/nervno-psihicheskoe-razvitie-detey

COMMENTS