Психология человека

Психология мужчины в 40 лет

Психология мужчины в 40 лет. Секреты психологии мужчин

Психологи уверяют, что самый тяжелый период для мужчины – это возраст от 37 до 43 лет. Его еще называют кризисом среднего возраста. Психология мужчины в 40 лет является предметом изучения для ведущих специалистов, так как на многие вопросы найти ответы очень сложно. Этот роковой период может принести значительные разрушения во все сферы жизни мужчины. При этом страдает не только собственная самооценка, но и личная жизнь.

Мужчина 35-40 лет довольно предсказуем. Женщину уже не удивляет его плохое настроение и постоянные упреки. Можно привести краткий список мужских «сочинений».

Когда исполняется 40 лет мужчине, он думает только об одном – сбежать из «тюрьмы», в которой оказался. Его угнетает то, что каждый день нужно возвращаться к злой ведьме, когда вокруг столько прекрасных фей. Такая «ломка» приводит к тому, что мужчина рушит семью и отправляется навстречу новому и неизвестному. То, что другая жизнь не всегда оказывается лучше, в этот период его мало заботит. Он уверен, что впереди его ждет чудо, которое принесет счастье.

40 лет мужчине – это возраст, когда он начинает подводить итоги. Если у него есть определенные успехи, то он искренне считает себя победителем и жаждет всеобщего одобрения и восторга. В первую очередь от жены. Но она не всегда может разделить его уверенность в собственной исключительности. Жена перестала восхищаться мужем и делать ему комплименты, что очень бьет по его самолюбию. Фото мужчин, которые находятся в этом состоянии, зачастую выдают их неудовлетворенность.

Чтобы удовлетворить свои амбиции, мужчина ищет девушку, которая будет смотреть на него влюбленными глазами и ловить каждое слово. Ему кажется, что если не найти такую поклонницу сейчас, то потом будет уже поздно. Этот страх настолько сильный, что мужчина готов броситься в омут с головой и разрушить все, что создавалось таким трудом.

Мужчина начинает понимать, что разменян пятый десяток, к тому же тело начинает пошаливать: то там заболит, то здесь заколет. Осознание того, что старость не так далеко, как казалось еще пару лет назад, и, возможно, лучшие годы остались позади, вызывает у мужчины панику. Фото мужчин, которые сделаны несколько лет назад, являются еще одним подтверждением этого.

Женщины могут даже не пытаться понять, что это значит для мужчины. Страх перед импотенцией или слабой эрекцией не идет ни в какое сравнение с переживаниями прекрасного пола по поводу новой морщинки или целлюлита. Нарушение половой функции для мужчины подобно концу жизни. Когда достигает мужчина 45 лет, психология его меняется.

Даже если еще нет реальной проблемы, такие мысли делают мужчину злым и агрессивным. Он раздражается по пустякам и старается избавиться от внутреннего негатива. Но при стрессе тестостерон – гормон агрессивности, выплескивается в больших количествах, поэтому получается замкнутый круг. Зачастую именно жена становится заложницей ситуации.

Психология мужчины в 40 лет имеет характерную особенность – он полностью сосредоточен на собственных достижениях и интимных победах. Он уверен, что сексуальные отношения с женой уже изжили себя и не приносят удовлетворения. Осталось только чувство долга, которое совершенно не вдохновляет на подвиги. Скорее, наоборот. Мужчина чувствует себя несчастным, он понимает, что его замучили претензии жены и именно ее он винит в том, что до сих пор не реализованы его мечты. В период кризиса ему не хочется заботиться о детях и вникать в их проблемы, все это кажется ему не важным. Главное сейчас – собственное эго и удовлетворение своих потребностей.

Конечно, во всех бедах, в понимании мужчины, виновата жена. Он уверен, что она перестала его понимать, что он одинок в семье и все его используют.

Психология мужчины в 40 лет такова, что он идет вразнос и не думает ни о чем. Жажда свободы очень сильна, и ему кажется, что если не «запрыгнуть в уходящий поезд» сейчас, потом уже будет поздно.

Начальная психология и специалисты уверены, что в этом возрасте поведение мужчины схоже с подростковым, а мысли настолько же запутанны. Ему хочется романтики и острых ощущений, поэтому он заводит легкие интрижки и флиртует со всеми подряд. Самое интересное заключается в том, что мужчине искренне кажется, что он влюбился. Ради своей пассии он готов обманывать жену и забывает о детях. Вдохновение ему дает только та женщина, которая абсолютно не похожа на его требовательную и злую жену.

Практически каждая жена сорокалетнего мужа замечала изменения в его поведении, которые вызваны интересом к другим женщинам. В начале «загула» мужчина, возможно, и не планирует оставлять семью, но новый сексуальный заряд и давно забытые эмоции дают ему стимул жить. Ведь страсть к жене давно утихла, хотя не каждая женщина готова признать этот факт.

Пик сексуальной активности приходится на тридцатилетний возраст, поэтому вполне естественно, что к сорока годам мужчина уже не так силен в этом плане. Но такое положение вещей совершенно не устраивает его, поэтому он винит во всем женщину. В его понимании, это она не может его «завести».

Подтверждение собственной теории мужчина ищет на стороне. С новыми женщинами он чувствует себя вполне уверенно, что неудивительно, ведь эмоции сильны, а новизна всегда будоражит фантазию. Но со временем все возвращается на круги своя, ведь обмануть природу невозможно.

Психология мужчин в семье такова, что если жена принимает такую ситуацию и не считает нужным рушить семью из-за «дури» мужа, то брак может существовать в таком режиме еще несколько лет. Скорее всего, когда кризис закончится, муж опять станет любящим и заботливым. Но не каждая женщина готова простить предательство.

Когда приходит возраст «мужчина после 40», психология его резко меняется. Все, к чему он когда-то стремился, сейчас представляется ему совершенно не важным. Он с легкостью уходит из семьи и твердо уверен, что никогда туда не вернется. Ну кто добровольно возвращается в тюрьму? Но со временем его жизнь с новой доброй феей превращается в театр абсурда: мужчина начинает сравнивать ее со «старой» женой, которую, как оказалось, он не может полностью отпустить. Его опять начинают тяготить обязательства, поэтому он «сбегает» туда, где можно побыть в одиночестве.

Бытует мнение, что интерес мужчины можно вернуть при помощи нового имиджа. Но, как показывает практика, это полная ерунда. Следить за собой и ухоженно выглядеть женщина должна всегда, независимо от отношения к ней мужа.

Чаще всего мужчина уходит не к той женщине, которая моложе или красивее, а к той, которая, как ему кажется, лучше понимает его и ничего не требует, соглашаясь на его «правила игры». Именно такая барышня привлекает его сильнее всего. Он не хочет «напрягаться», тратить большие деньги на ухаживание и жертвовать своими интересами ради женщины. Но самое главное, что ищет мужчина, – это новизна.

В этом случае ей нужно закрыть рот на замок и не обсуждать недостойное поведение собственного мужа. Если женщина сможет проявить мудрость, то мужчина «перебесится» и вернется в семью. Не стоит делиться своей проблемой с подругами и соседями, чтобы не вызвать ненужных пересудов.

Можно заручиться поддержкой свекрови, ведь вряд ли она одобряет поведение своего женатого сына. Но иногда можно «нарваться» на противоположную ситуацию: свекровь может обвинить во всех бедах жену, потому что она плохая хозяйка и готовит невкусно. И вообще, от хороших жен мужья не уходят. Так что стоит несколько раз подумать, нужно ли вмешивать в семейные проблемы родителей.

Мужчина вряд ли сам расскажет, кто его любовница и с кем он изменяет жене. Поэтому практически все женщины стараются самостоятельно раздобыть сведения о сопернице, чтобы не бороться с врагом с закрытыми глазами. Но ни к чему хорошему, кроме как к душевным терзаниям, это не приведет. Тем более не нужно искать контактов с любовницей и выяснять с ней отношения. Это будет безоговорочный проигрыш.

Если женщина хочет сохранить семью, нельзя выгонять мужа самостоятельно. Когда за плечами жизнь душа в душу, не стоит принимать решения сгоряча. Зачастую мужчина в этот сложный для него период ждет от жены поддержки, понимания и действий, но ведет себя он настолько агрессивно, что его поведение отталкивает. В этот момент ему кажется, что так думать он будет всегда. Но когда-нибудь кризис закончится, а вернуть семью уже не получится. Как показывает жизнь, именно в этот момент у жены появляется мужчина, который любит ее и детей и ради них готов горы свернуть.

Итак, мужчина после 40. Психология его подразумевает в этот период некую ватерлинию, которая делит жизнь на «до» и «после». Как только жена видит первые симптомы кризиса, стоит больше уделять времени мужчине, окружив его ненавязчивой заботой и теплом.

В этот период мужчина начинает задумываться о здоровье и предпочитает правильно питаться. Жене нужно учесть этот нюанс и разнообразить или полностью поменять привычный рацион. Если муж довольно умен, он оценит старания и терпение жены и не допустит предательства в виде измены. После такого испытания их жизнь может кардинально измениться и стать еще лучше, чем была до кризиса. Мужчина должен отдавать себе отчет в каждом поступке и понимать, к чему он может привести. Тяга к новизне, какой бы сильной она ни была, не должна преобладать над разумом и адекватностью.

Психология мужчины в 40 лет, как и поведение, резко меняется. Специалисты выделяют четыре модели кризиса.

  • Мир рушится. Мужчине кажется, что у него ничего не получается, жизнь проходит мимо и все желания остаются нереализованными.
  • Псевдо-развитие. Мужчина полностью неудовлетворен своей жизнью, хотя видимых причин для этого нет. Но при этом он демонстративно излучает счастье.
  • Обида на судьбу. Человеку с таким мышлением сложнее всех преодолевать кризис.
  • Полная реализация. Мужчина, который уверен в своих силах и не страдает от скрытых комплексов, преодолевает этот сложный период с наименьшими потерями. Он не рушит семью и не пускается во все тяжкие. Жизнь научила его, что проблемы нужно решать, а не бежать от них.

Зная секреты психологии мужчин, можно пережить роковой кризис, не испортив свою жизнь и не причинив боли окружающим людям, которые искренне любят и переживают.

Источник:
Психология мужчины в 40 лет
Психологи уверяют, что самый тяжелый период для мужчины – это возраст от 37 до 43 лет. Его еще называют кризисом среднего возраста. Психология мужчины в 40 лет является предметом изучения для ведущих специалистов, так как на многие вопросы найти ответы очень сложно. Этот роковой период может принести значительные разрушения во все сферы жизни мужчины. При этом страдает не только собственная самооценка, но и личная жизнь.
http://fb.ru/article/157985/psihologiya-mujchinyi-v-let-sekretyi-psihologii-mujchin

Психология человека

Каждая наука имеет конкретный предмет своего изучения. Рассмотрим, что же является предметом изучения психологии. С давних времен человек замечал, что наряду с вещественным, материальным миром, миром предметов и явлений (люди, природа, различные предметы) существует внутренний мир человека, который обычно называют духовным миром.

Психика, представляя внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и воздействует на окружающий мир.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Психику, внутренний мир человека и изучает психология.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Термин «психология» происходит от двух греческих слов: «псюхе» – душа и «логос» – учение, наука. Первое систематическое изложение психологии было сделано Аристотелем в трактате «О душе». Название же «психология» появилось в конце XVI в., общеупотребительным оно стало с середины XVIII в.

Ярким представителем идеалистических взглядов на психику был Платон, который трактовал материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала (дуализм).

Психика, сознание неотделимы от материи, но сами материальными не являются. Во второй половине XIX в. вульгарные материалисты (Бюхнер, Фогт, Молешотт) отождествляли сознание с материей: они утверждали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень выделяет желчь.

Органом психики у человека является высший отдел центральной нервной системы – головной мозг. Выдающиеся русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли и научно обосновали закономерности физиологических изменений, которые происходят в мозгу при возникновении психических процессов. Их идеи нашли дальнейшее развитие в трудах А. А. Ухтомского, П. К. Анохина и другие.

Современное представление о психике основывается на признании того, что психика как свойство мозга обладает способностью отражать окружающую действительность. Согласно теории отражения, объективная реальность, материальный мир существует вне человека, независимо от его сознания.

Отражение человеком действительности есть единство объективного и субъективного. То есть оно является объективным, поскольку отражает реальную действительность и обусловлено ее воздействиями. Кроме того, отражение есть сам по себе реальный процесс, который выражается в определенном отношении человека к действительности, в его действиях и поступках. Вместе с тем оно субъективно, так как реальный мир отражается в сознании конкретного человека, субъекта и преломляется через его знание, опыт, через все индивидуальные особенности его личности. Субъективность отражения обусловливается конкретными целями и задачами, которые человек ставит перед собой. Таким образом, отражение действительности является субъективным образом объективного мира.

Отражение человеком всего многообразия предметов и явлений окружающего мира и представляет собой познание объективной действительности. Посредством отражения человек узнает о различных свойствах окружающих предметов и явлениях – их форме, величине, пространственном расположении, цветовой окрашенности и так далее. В результате постоянного отражения объективного мира у человека развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы, характер, взгляды на действительность.

Психические процессы, являющиеся своеобразными формами отражения, проявляются в активном общении человека с действительностью, в процессе его активной деятельности. В деятельности, на практике проверяется правильность отражения психикой человека окружающего мира, достигается познание объективной истины.

Практика – основной критерий истинности психического отражения действительности.

Понятие «психология используется как в научном, так и в житейском смысле. Как научное понятие термин «психология» обозначает научную дисциплину, в житейском понимании – применяется для описания психических особенностей отдельных людей и групп.

Каждый человек на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства, изучает свой внутренний мир. Так как человек является социальным существом, познание себя необходимо для построения отношений с окружающими, для эффективности взаимодействия с другими людьми.

Существует несколько признаков, отличающих научную психологию от житейской:

1. Житейские психологические знания конкретны, связаны с определенными ситуациями и конкретными людьми. Научные психологические знания носят обобщенный характер.

2. Житейская психологическая информация приобретается стихийно, интуитивным путем, мало осознается. Научные знания формируются планомерно, целенаправленно с помощью экспериментальных методов, осознаются и анализируются.

3. Житейские психологические знания передаются другим людям с большим трудом. Научные психологические знания накапливаются и передаются значительно легче.

4. Житейская психология имеет дела с ограниченным числом фактов. Научная психология оперирует обширным, разнообразным, даже уникальным фактическим материалом.

Психика, отражение действительности проявляются по-разному. Наши ощущения, восприятия, чувства, способности, характер – все это формы отражения, различные проявления психического. Все многообразие форм отражения можноразделить на три основные группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы включают в себя явления, связанные с непосредственной познавательной деятельностью – ощущения, восприятия, мышление, речь, память, воображение.

Ощущение – это наиболее простая форма отражения действительности, которая заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений (цвет, запах, температура и т. п.), действующих на органы чувств в данный момент.

Более высокая ступень познания – это восприятие, представляющее собой отражение предмета, явления в целом, в совокупности их свойств и качеств.

Внимание выражается в сосредоточенности сознания на чем-либо конкретном с одновременным отвлечением от всего остального. Внимание характеризует собой активность любого познавательного процесса и является важнейшим условием успеха познания.

Самый высокий уровень отражения, познания представлен мышлением – высшим познавательным процессом. Основываясь на данных, полученных посредством ощущений и восприятий, мышление раскрывает внутренние связи и закономерности предметов и явлений, которые недоступны простому созерцанию, но которые являются важными и составляют сущность предметов, явлений и их взаимоотношений. Мышление осуществляется посредством речи, языка. Являясь формой протекания мысли, речь служит основным, важнейшим средством общения между людьми.

Образы, знания, полученные при непосредственном общении с предметами, явлениями действительности, могут сохраняться длительное время и в отсутствие этих предметов и явлений. Отражение того, что было в прежнем опыте, то есть запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо, называется памятью.

В практической деятельности человека знания, полученные в процессе ощущений, восприятий, мышления, как правило, в дальнейшем перерабатываются и на основе нового сочетания, комбинации элементов ранее воспринятого, усвоенного, создаются новые образы, идеи. Этот активный процесс создания новых образов, которые ранее человек не воспринимал, создание новых представлений, идей – называется воображением.

Отражение внешнего мира своеобразно преломляется в чувствах и в воле человека. Чувства – это то или иное отношение человека к действительности, к тому, что он познает и делает. Сознательное регулирование человеком своего поведения, способность преодолевать препятствия в процессе целенаправленных действий называется волей. Чувства и воля, являясь выражением особенностей психического отражения действительности, проявляются как психические процессы.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н. Д. Левитов). К психическим состояниям относится, например, бодрость, скука.

Занимаясь той или иной деятельностью (игровой, учебной, трудовой), человек овладевает знаниями, умениями и навыками, у него формируются привычки.

Различные психические процессы, состояния в совокупности с образованиями, которыми являются знания, умения и навыки, служат основой, на которой формируется психологический облик личности конкретного человека. Особенности личности проявляются в психических свойствах: направленности, темпераменте, характере, способностях.

Рассмотренные стороны психического отражения, все психические явления, будучи функцией одного мозга, достоянием конкретной личности, неразрывно связаны между собой и обусловливают друг друга. Поэтому вычленение отдельного процесса, состояния, свойства личности из всех остальных есть лишь способ глубже познать каждый из них.

Б. М. Кедров выделяет два основных научных объекта – природа и человек, причем грань между ними условна. В системе современного научного знания, как отмечает Б. Ф. Ломов, проблема человека становится наиболее актуальной. Уникальность феномена Человека, в котором проявляется единство закономерностей природы и общества, создает его особое положение как объекта научного исследования. В комплексе наук о человеке важнейшая роль отводится психологии. Место психологии в системе наук определяет возможность применения психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере психология может использовать их результаты.

Психические явления долгое время изучались в рамках философии, но, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Например, к числу общих проблем философии и психологии относятся проблемы личностного смысла, моральных ценностей.

На стыке психологии и общественных наук рассматриваются, например, проблемы социализации, обучения и воспитания. Связь психологии с техническими науками объясняется тем, что человек является непосредственным участником производственных и технологических процессов.

Связь психологии и естественных наук обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений имеет физиологическую основу, поэтому знания, полученные в естественных науках, используются для объяснения психических явлений.

Современная психология тесно связана с наукой и практикой и благодаря этим связям возникают современные отрасли психологии.

В настоящее время роль психологии как науки значительно возрастает. Психология широко используется в самых различных сферах теоретической и практической деятельности человека, во многих областях науки, искусства, современного производства.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека. Отрасль психологии, изучающая общие закономерности психики человека, называется общей психологией.

Изучением общих закономерностей отражательной деятельности мозга занимается зоопсихология и сравнительная психология, предметом исследования которых является психика животных, начиная с простейших (инфузории, амебы) и заканчивая человекообразными обезьянами.

Возрастная психология изучает возрастные закономерности развития психики человека. Особое внимание из всех возрастов (младенчество, раннее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый и старческий) уделяется дошкольному и школьному возрасту.

Закономерности психической деятельности субъектов образовательного процесса изучает педагогическая психология. Особой задачей педагогической психологии являемся выяснение психологических закономерностей наиболее успешного и глубокого овладения школьникам системы знаний, умений и навыков в процессе обучения, выяснение наиболее рациональных путей развития у них мышления, воображения, памяти, способностей, чувств. Большое значение приобретает изучение взаимоотношения обучения и психического развития ребенка.

На основе положений педагогической психологии составляются научно обоснованные методики обучения и воспитания детей в процессе преподавания того или иного общеобразовательного предмета.

Изучением личности, межличностных отношений в социальных группах, коллективах занимается социальная психология.

Проблемы, связанные с психологическими сторонами следствия, допроса, анализа свидетельских показаний и т. п., изучает юридическая психология. В задачи данной отрасли психологии входят и исследование психологических особенностей личности преступника, мотивы преступления, психологическое воздействие условий заключения и результативность воспитательных средств, используемых в исправительно-трудовой колонии.

Предметом исследования психологии труда являются психологические особенности трудовой деятельности человека. Научно-технический прогресс в нашей стране, все более тесное сближение науки с производством определяют актуальность этой отрасли психологии.

Инженерная психология изучает систему взаимодействия человека и машины, деятельность оператора в автоматизированных системах управления. Внимание при этом уделяется психологическому обоснованию конструирования машин и технических конструкций, исследованию психологии восприятия и усвоения человеком технической информации, изучению психологических особенностей управления автоматизированным производством.

Психология искусства изучает психологические закономерности создания произведений искусства, психологические компоненты творческой деятельности художников, писателей, музыкантов, артистов. Она исследует особенности художественного мышления, развитие художественного восприятия, а также ставит задачу раскрыть закономерности воздействия произведений искусства на возникновение и формирование различных чувств.

Одной из основных задач психологии искусства является психологическое обоснование художественного, эстетического воспитания средствами искусства, раскрытие психологических компонентов литературных, музыкальных и художественных способностей. В задачу психологии искусства входит и изучение психологического воздействия искусства на формирование личности, мировоззрения, убеждений, идеалов личности.

Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека – конструкторской, литературной, изобразительной. Анализ психологии творчества дает возможность раскрыть психологические компоненты творческого отношения конкретной личности к той или иной деятельности, наметить основные этапы творческого процесса.

Вопросами исследования психологии обучения и воспитания спортсменов занимается психология спорта. В круг задач психологии спорта входит и раскрытие психологических закономерностей формирования волевых и нравственных качеств личности спортсмена, необходимых для завоевания побед на спортивных соревнованиях, изучение психологических основ овладения спортивными навыками и умениями.

Относительно новой отраслью психологии является космическая психология, изучающая вопросы психологической подготовки космонавтов. Особое внимание уделяется психологическому раскрытию моральной и волевой подготовки космонавтов, изучению их психологического состояния в моменты невесомости и максимальных нагрузок (на старте и при посадке). На основе этого изучения составляются психологически обоснованные методики тренировки космонавтов в земных условиях.

Военная психология исследует психологию человека в условиях военного времени, во время боя. Важнейшая задача военной психологии – разработка психологических обоснований военного обучения и воспитания.

Большой вклад в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Л. С. Выготский, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Д. Н. Узнадзе, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Д.Б Эльконин, Н. А. Менчинская, А. А. Люблинская, Е. В. Шорохова, М. Г. Ярошевский и многие другие.

1.6. Методологические принципы и методы исследования в психологии

Психология опирается на ряд методологических принципов. Выдающимся отечественным психологом С. Л. Рубинштейном были обобщен обширный материал и выделены методологические принципы:

1. Принцип психофизического единства, включающий единство психического как с органическим субстратом, функцией которого является психика, так и с объектом, который в ней отражается.

2. Принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивные изменений образа жизни обусловливают изменения как строения нервной системы, так и ее психических функций в их единстве и взаимосвязи.

3. Принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ их жизни.

4. Принцип единства теории и практики, то есть, теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на нее.

5. Принцип единства сознания и деятельности – единство сознания человека и его поведения, внутреннего и внешнего. Психика представляет собой ориентировочные компоненты действия, результатом которого выступает совершенствующийся образ окружающего мира, что в последствие выступает основой планирования и организации поведения и деятельности.

6. Единство знания и переживания – всякое переживание субъекта всегда является переживанием чего-то.

7. Принцип детерминизма – все в мире, включая психические явления, взаимосвязано и подчиняется причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены в научных исследованиях.

Психология, изучая психические процессы, закономерности формирования психологии личности, применяет различные методы исследования. Используя конкретные способы и приемы изучения, психологическая наука постоянно обогащается новыми фактами. Для того чтобы любая наука развивалась успешно, необходимо применение научно обоснованных методов. Научность обоснования методов психологии требует, чтобы они отвечали ряду условий.

Источник:
Психология человека
Читать бесплатно текст книги Психология человека автора К. Макарова (1-я страница книги) :: Бесплатные книги в электронном варианте :: BookZ.ru
http://bookz.ru/authors/k-makarova/psiholog_358/1-psiholog_358.html

Психология человека

Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Педагог постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими ситуациями, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла, умение самостоятельно принять решение. Для этого учителю необходимы не только глубокие знания учебного предмета, но и психолого-педагогические знания, в частности знания психологических особенностей учащихся, закономерностей и условий оптимизации процесса их обучения и воспитания.

Таким образом, рассмотрение основ науки психологии является необходимой базой в профессиональном становлении педагога.

Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии

С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века. Создавались специальные научно-исследовательские учреждения с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого учёного Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Последователь Вундта американский психолог Титченер, основатель структурной психологии. В её основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

В начале 20 века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической её основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Он создал в России первый психологический институт.

Гуманистическая психология – это направление западной психологии, рассматривающая личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущие только человеку. Её представители — Оллпорт, Мюррей, Мэрфи, Роджерс, Маслоу. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предаётся пороку, его поражают тяжёлые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Когнитивная психология – это одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Её представители Найссер, Пайвио отводят в поведении субъекта решающую роль знаниями. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под влиянием теоретико-инфомационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем.

Психологическая структура сознания. Образ «Я». Самосознание человека. Самопознание и самооценка

Сознание – высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Данная психологическая единица всегда активна (дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов) и интенциональна (направленность на объект, предмет или образ). Сознание характеризуется способностью к самонаблюдению и мотивоционно-ценностными ориентациями личности. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я – концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Исходя из этой концепции, человек формирует своё поведение, идеалы и мотивационные установки. «Я – концепцию» часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящее, свои поступки, объекты реального мира, это связано со степенью построения адекватной

«Я – концепции», целесообразность которой обуславливает уровень критичности человека. Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками, и, исходя из этого, формировать своё поведение, отличает человека от животного. Критичность выступает в качестве основного механизма регуляции поведения. Возникновение и развитие сознания обуславливают биологические и социальные факторы. Самосознание порождает потребность в самопознании и самооценке. Самопознание — изучение и определение факторов собственного поведения. Самооценка – анализ собственной личности, продуктов её деятельности, уровня значимости в социуме.

Бессознательные явления в жизни человека. Понятие о механизмахпсихологической защиты. Неосознаваемые психические процессы в жизни человека

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное.

Бессознательные явления — явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение схожи с осознаваемыми психикой, но человеком не рефлексируются, то есть не осознаются. Бессознательное начало представлено во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют разные типы бессознательных психических явлений. К ним относятся явления, находящиеся в области предсознания ; явления, которые раньше осознавались человеком; желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознания.

Механизм осознания в данных явлениях происходит через включение переживания совершаемого субъектом акта в объективные предметные связи, его определяющие.

Существует такое понятие, как механизмы психологической защиты. К этим механизмам относят: замещение, вытеснение, отрицание, проекция, рационализация, реактивное образование, фиксация, интеллектуализация, подавление, изоляция, регрессия и индетификация. Данные механизмы направлены на бессознательные изменения какого-либо процесса в целях защиты.

К неосознаваемым психическим процессам можно отнести бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление.

Индивидные свойства человека К индивидным свойствам человека относят способности, темперамент, характер личности, совокупность которых определяет образ мышления, строй чувств и поведения индивидума.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности определяют их быстрое приобретение и эффективное практическое применение.

Темперамент – это совокупность врожденных индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны его поведения, деятельности и общения.

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств личности, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Данные индивидуально-психологические единицы в целом представляют собой основу личности и обуславливают её социализацию в обществе.

Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий и обозначает конкретного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось с древних времён и в данный момент насчитывает множество различных концепций, теорий и их классификаций.

Б.В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности французской социологической школы и прочие.

Наиболее яркими представителями неофрейдизма являются К.Хорни и Г.С. Салливан. Карен Хорни полагала, что основа сущности человека состоит во врождённом чувстве беспокойства. Неврозы, сущность которых заключается в переживании коренной тревоги, обусловлены противоречиями межчеловеческого общения, прежде всего во взаимоотношениях между родителями и детьми. Салливан избрал объектом исследования личность как продукт совместной деятельности субъектов, так как она является моделью межличностных отношений, характеризующих человеческую жизнь. Основными механизмами развития личности учёный считал потребность в нежности и ласке, а также стремление избежать тревоги.

Французская психологическая школа и её выдающийся представитель П. Жане придерживались мнения о том, что различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие действия в процессе их саморегуляции. В основу развития личности положено учение о поведении. Учёный предложил своеобразную структуру поведенческого акта и семь уровней поведения. Наличие постоянного психологического напряжения даёт возможность человеку регулировать соё поведение.

Следует отметить, что исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной их особенностью является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований.

Понятие деятельности. Структура деятельности. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деятельность – это внутренняя

( психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности представляет собой сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоёв и уровней: психофизических функций; операций; действий; особых видов деятельности.

В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Следует отметить, что выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствие с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, то есть в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.

В течение первого года жизни на основе развития исследовательского поведения ребёнок узнаёт и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение – средство, благодаря которому ребёнок может удовлетворить свои потребности и желания.

К основным видам деятельности относят игру, учение и труд.

Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама деятельность, а не практические результаты, которые достигаются с её помощью.

Научение, или освоение опыта, — это главный фактор развития ребёнка. Особым видом деятельности можно назвать учение, то есть деятельность, которая направлена на усвоение определённой информации, форм поведения. Это возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определённых знаний, умений, навыков.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определённых общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Данные виды деятельности являются основополагающими в развитии психики человека.

Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства и критерии темперамента. Связь темперамента с основными свойствами личности

В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом наблюдаются свойства, присущие другому типу. Темперамент можно подразделить на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов, Стреляу, Теплов), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго).

Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. Краткая характеристика познавательных процессов

Процесс познания окружающей действительности у каждого человека строго индивидуален. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное начало. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе какой-либо предмет или явление, человек осуществляет процесс анализа, обобщения и конкретизации. Ощущение, восприятие, представление, мышление, составляют познавательные психические процессы, осуществляющие процесс отражения действительности.

Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но их осознание происходит лишь при наличии головного мозга с высокоразвитой корой. Физиологическая основа ощущений лежит в анализаторной деятельности органов чувств. Ч. Шеррингтон предложил следующую классификацию ощущений: проприоцептивные (ощущения равновесия и ощущения движения); интероцептивные (органические ощущения и ощущения боли); экстероцептивные (контактные – вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) и дистантные (зрительные, слуховые); Основные свойства ощущений – качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация, абсолютный и относительный порог ощущения.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств. По модальности выделяют восприятие зрительное, слуховое, осязательное; по объёму — восприятие пространства, восприятие времени, восприятие изображений. К основным свойствам восприятия следует отнести предметность, целостность, контактность, категориальность и структурность восприятия, следует отметить также соотношение фигуры и фона.

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Выделяют несколько типов представлений: представления памяти, представления воображения. Данный процесс характеризуется наглядностью, фрагментарностью, неустойчивостью, непостоянством. Представление осуществляет ряд функций: сигнальную, регулирующую, настроечную. Выделяют следующие виды представлений: по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные), по степени обобщённости (единичные, общие); по степени волевых усилий (непроизвольные и произвольные).

Мышление — психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых закономерностей свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных случаях. Мышление подразделяют на словесно-логическое (внутренние размышления человека по законам логики) и наглядно0действенное (изучение ситуации с возникшей в ней задачей при помощи органов чувств). К основным формам мышления относят понятие (общее и единичное), понимание (непосредственное и опосредованное), умозаключение.

Общение как специфический вид деятельности. Виды, функции, стороны общения

Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

Выделяют несколько видов общения по средствам общения — вербальное (речь) и невербальное (мимика, жесты, пантомимика); по целям общения – биологическое, социальное, материальное, когнитивное, кондиционное, деятельностное, мотивационное; по опосредованности — непосредственное, опосредованное, прямое и косвенное общение.

Существуют и другие виды общения. Деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо чёткого соглашения или договорённости. Воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно чётким представлением желаемого результата. Диагностическое общение — общение, целью которого является формулировка определённого представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации. Интимно-личностное общение – возможно при заинтересованности партнёров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является предшествующих взаимоотношений.

Общение в процессе социального бытия человека выполняет определённые роли и задачи (функции).

Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Побудительная функция – стимуляция активности партнёра для организации совместных действий. Интегративная функция — функция объединения людей. Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нём нормам и правилам. Координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности. Функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации. Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредованной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффектно-коммуникативная функция состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

В структуре общения различают коммуникативную, интерактивную и перцептивную сторону общения.

Коммуникативная сторона общения выражается в

Источник:
Психология человека
Исторические этапы развития психологии как науки: основные направления психологии. Психологическая структура сознания индивида, образ "Я" как самосознание человека. Самопознание и самооценка, бессознательные явления в жизни человека как личности.
http://xreferat.com/77/1423-1-psihologiya-cheloveka.html

Статьи по психологии человека, блог о развитии личности

Статьи по психологии человека, блог о развитии личности

До того как будут начаты поиски вариантов как выйти из депрессии самостоятельно, важно вспомнить одно ключевое правило. Если своими силами не получается справиться с симптомами депрессии, лучше обратиться к профессиональному психологу.

Специалист поможет и научит, как в конкретном случае избавиться от депрессии, и при необходимости дополнит лечение физиопроцедурами и медикаментами. (далее…)

Желтый напоминает об осени и времени увядания. Именно поэтому существует примета, по которой эти цветы нельзя дарить. Да и полученный в подарок, такой букет, кое-кого вводит в растерянность и беспокойство.

Человек может просто не знать, как реагировать на такой подарок. (далее…)

Прокрастинация — это психологическое понятие, обозначающее синдром постоянного откладывания важных дел «на потом». При этом используются разные уловки. (далее…)

Какие виды женской фигуры существуют и почему так важно знать, чем одарила ее природа? Всем известны астеническое телосложение у женщин, нормостеническое и гиперстеническое.

Наше телосложение, это то, что дано от рождения, заложено на генетическом уровне. И изменить его не в силах ни диеты, ни физические упражнения. (далее…)

Источник:
Статьи по психологии человека, блог о развитии личности
Статьи по психологии, рассказывающие о развитии личности человека, отношениях.
http://mypsichology.ru/

COMMENTS