Психология детская

Детская психология

Детская психология, занимающаяся изучением психического развития ребенка, познавательных процессов, формированием различных типов деятельности, тесно соприкасается с педагогикой.

В связи с родительским статусом вспоминаются только заботы и обязанности. О положительных сторонах чаще забывают.

Прежде чем говорить об одаренности, необходимо понять, чем она отличается от способностей.

Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем.

Состояние тревоги – это целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка.

Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинения ущерба другим людям или животным.

«Если я действительно так дорого стою, то нельзя ли мне выдать немножко наличными?» — говорил Малыш в незабвенном мультике о Малыше и Карлсоне.

Зачем современным детям играть? И вообще, нужно ли им это делать? Вот как современные родители отвечают на эти вопросы.

Моя четырехлетняя дочь на вопрос, кем она хочет стать, когда вырастет, скромно отвечает: «Принцессой». Хорошая профессия, главное, редкая.

Вместе с детьми растут и хлопоты, которые усложняются и дорожают.

Как провести его будущим первоклассникам и их родителям? Быть родителями будущих школьников нелегко.

Подготовка к школе, оказывается, нужна не только в навыках и знаниях.

«Нынче в школе первый класс вроде института!» — пелось в известной песенке.

В пользе дачного отдыха сегодня никто не сомневается. Тут тебе и воздух свежий, и молоко парное, и огурчики прямо с грядки.

В одних семьях принято, чтобы родители отправлялись в отпуск на курорт, а дети оставались с бабушкой, а в лучшем случае на даче, в деревне, в худшем – в городской квартире.

Досуг детей не такое простое дело, как можно подумать на первый взгляд. Он должен развивать.

Тест на измерение коэффициента интеллекта (IQ) был разработан Гансом Айзенком в сороковые годы XX века.

Любую мать всегда беспокоят вопросы: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем — когда он пойдет в школу, не пора ли обратиться за советом к специалисту?

До начала XIX века детство воспринималось не как полноценный этап человеческого развития, а как неразвитость, невыраженность взрослых качеств и черт.

Помните, есть такая старая шутка: «Сынок, делай так, как я говорю, а не так, как я делаю».

В бане начинается жизнь. И это не просто красивые слова.

Ох, как же все успеть. Надо приготовить обед, сделать уборку, да и с ребенком неплохо бы позаниматься чем-нибудь интересным.

Долгожданный отпуск приближается, а главный вопрос так и не решен. Куда поехать родителям с ребенком – так, чтобы и отдохнуть, и здоровья набраться, и новых впечатлений?

Лето – это традиционное время для путешествий.

Такие ценные качества, как память и внимательность, а также интуитивное мышление тоже можно тренировать всей семьей. Азартные и захватывающие игры – самый лучший способ это сделать.

Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности.

Как хочется, чтобы дети читали! Чтобы компьютеры и телевизоры не заслонили от них и потрепанные переплеты любимых книжек еще из нашего детства, и новые, еще пахнущие свежей типографской краской…

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов внешней среды путём систематической тренировки.

Летом родителям маленьких почемучек приходится особенно трудно. Ведь количество вопросов растет в геометрической прогрессии: почему на деревьях листья зеленые, как пьют растения, как извергаются вулканы, и так до бесконечности.

Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле результат нередко бывает прямо противоположный: ребенок становится нервным, плохо себя ведет. Почему?

Оказывается, каждому мальчику необходимо в свое время наиграться в войну. В противном случае он на подсознательном уровне будет пытаться воевать с окружающими, даже когда вырастет.

Не зайти ли нам сегодня в Интернет, чтобы выбрать что-нибудь новенькое для малыша?

Сколько вопросов возникает у новоиспеченных родителей! В педагогических трудах написано одно, бабушки советуют другое, а «продвинутые» подруги – третье. Носить ли, к примеру, малыша на руках? А вдруг он тогда вырастет избалованным, как говорит бабушка? Вам хочется обнять и приласкать кроху, но до каких пределов допустимы «телячьи нежности»? Спать ли вместе с ребенком или лучше по отдельности? В каком возрасте малышу необходим максимально близкий контакт с мамой, а когда пора учиться самостоятельности?

Как много в нашем языке слов, обозначающих маленького человечка – малыш, ребенок, дитя, кроха, младенец.

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

И это ваш милый ангелочек? Это он визжит, бросается на пол, бьется головой и стучит ногами, а его прелестный и нежный голосок больше всего сейчас похож на вой пожарной сирены?

Уж этому, казалось бы, нас учить не надо – ругаться мы все умеем. А потом долго ругаем себя. Но оказывается, что критика тоже может быть как созидательной, так и разрушительной.

Порой в жизни возникают ситуации, когда родителям и детям приходится на какое-то время расставаться.

«Не пей, Иванушка, водицы из козлиного копытца, козленочком станешь!» – это фраза из сказки.

Как вы думаете, когда рождается чувство материнства?

Беременным полезно знать не только о своих правах и привилегиях, но и о материальной помощи государства.

Ежемесячное пособие в период ухода за ребенком (до 1,5 лет)

Весьма распространенная ситуация — впервые забеременевшая женщина имеет очень смутное представление о своих правах и привилегиях.

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости должен последовательно пройти несколько стадий.

Нравственное развитие ребенка достаточно тесно связано с интеллектуальным.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная родителями система воспитания.

Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений.

Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.

Существует немало псевдопсихологических книг, пытающихся объяснить зависимость интеллектуальных способностей ребенка от его порядка рождения в семье.

У девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков.

Большинство специалистов делит детство на различные периоды. По какому признаку – отдельный вопрос.

Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Вот основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в определенный период.

Практически каждая мама убеждена, что ее дочка – гений, талант и, вообще, настоящее чудо природы. Но как раскрыть эти дарования и как помочь их реализовать? Эти вопросы волнуют маму не меньше, чем здоровье дочки или ее успехи в учебе. Вот несколько советов, которые могут пригодиться при решении этой непростой задачи.

Проблема агрессии довольно остро стоит в современном мире. И мы, взрослые, не всегда умеем мирным путем решать свои споры, а как это происходит у маленьких? Они ведь учатся, глядя на вас — родителей.

Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в эпоху Возрождение – меланхолией, в XIX веке – ипохондрией, в XX – «острой реакцией на стресс».

Источник:
Детская психология
Детская психология. Статьи этого раздела о психологических проблемах. Обратиться к врачу или достаточно лекарственных препаратов?
http://medportal.ru/enc/psychology/childpsychology/

Психология детская

Детская психология — (англ. child psychology) отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О’Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников — А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Источник:
Психология детская
Психология — образовательный психологический сайт, содержит тесты, тренинги, статьи, книги по психологии личности
http://psychologiya.com.ua/detskaya-psixologiya.html

Психология ребенка от 7 до 12 лет

Родители, чьи дети вступают в 7-летний возраст, часто сталкиваются с двумя основными проблемами, это кризис 7 лет и готовность ребёнка к школе.

Готовность к школе

Кризис 7 лет встречается реже по сравнению другими возрастными кризисами и действительно многие родители хорошо запоминают, например кризис 3-х лет или кризис переходного возраста, а этот период вспоминают как более спокойный. Те родители, которые всё же столкнулись с этой ситуацией, отмечают такие изменения в поведении ребёнка как появление замкнутости, скрытости, нервозности и т. д. Ваш ребёнок становится взрослее, он начинает осмысливать это, пытается понять как нужно себя вести. Возможно, его поведение иногда кажется ненормальным, раздражает, но попытайтесь понять своего маленького, а может уже и не такого маленького ребёнка. Ему тоже пришлось нелегко, ещё недавно он посещал детский сад, где все делали «скидку» на его возраст, а в школе все уже считают его взрослым и ставят условия и рамки его поведения.
Самое важное сейчас это Ваша родительская забота, понимание и терпение!

Автор: Нина Румянцева
Дата публикации 22.08.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Источник:
Психология ребенка от 7 до 12 лет
Родители, чьи дети вступают в 7-летний возраст, часто сталкиваются с двумя основными проблемами, это кризис 7 лет и готовность ребёнка к школе . Готовность к школе Кризис 7 лет
http://www.pervenez.ru/7-12psiho.html

COMMENTS