Психология эгоизма

Альтруизм и эгоизм

Признавая человека существом социальным, мы подразумеваем то, что личность формируется в ходе общения с себе подобными. В ходе всей своей жизни он приобретает черты личности значимые как для него, так и для других.

Одним из важнейших аспектов социального взаимодействия мы рассматриваем дилемму «альтруизм-эгоизм». Можно ли рассматривать их односторонне положительными или отрицательными? На самом ли деле они так положительны и отрицательны, как принято считать? Является ли их проявление общественно обусловленным или же это индивидуальные понятия, на которые влияют различные ситуации?

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятий «альтруизм» и «эгоизм».

Альтруизм — в наиболее обобщенном виде — это разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Субъективно альтруизм проявляется в чувстве симпатии, ориентированность на оказание помощи другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидания некой награды или иная причина в которой виден корыстный интерес.

Эгоизм — черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. В противоположность альтруизму эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других.

Н.О. Лосский, как один из ярких представителей русской религиозной философии, считает, что «многие поступки совершаются человеком…вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды». Он трактует слово «эгоизм», в противоположность альтруизму, как «поведение, имеющее целью удовлетворение личного желания, в ущерб более ценным интересам других людей или в ущерб неличным ценностям». Однако мы понимаем эгоизм как поведение, имеющее целью удовлетворение, в первую очередь, личного желания, далеко не всегда в ущерб интересам других людей или неличным ценностям. Некоторые авторы считают, что все поступки человека эгоистичны по своей природе, ибо он делает только то, что считает наилучшим для себя в данный момент. А оттого, что человек для себя считает наилучшим, зависит форма выражения эгоизма.

Американские социальные психологи предлагают следующие объяснения появления альтруизма в человеческом поведении:

— причина возникновения желания помочь другому заключается в эмпатии присущей каждому человеку;

— человек помогает другим из-за стремления преодолеть негативное состояние, в котором находится в данный момент. Видя чье-то горе или страдание, человек хочет избавиться от этого. Помогая, он устраняет источник собственных неприятных чувств.

6[6] Головачев В.В. Дезактивация джина. — М., 2002.[5].

Но мы не воздерживаемся от этой глупости, и чем дальше человек начинает нам рассказывать о своих переживаниях, тем быстрее мы устаем и со временем начинаем терять интерес к нему, а потто он начинает нас раздражать своим нытьем или лучезарностью. Вот тут и проявляется эгоистичность, поскольку этическая пассивность, как и обыкновенная злоба есть виды эгоизма.

Но допустим, мы прекрасно понимаем состояние другого человека и проявляем по отношению к нему гиперопеку. Мы начинаем жалеть его, помогать ему в решении его проблем и доходит до того, что мы готовы сделать за него любую работу и принять на себя все беды и заботы человека. При этом «мы забываем, что, предлагая помощь в трудную минуту, не думаем о последствиях и меняем выбор человека, иногда отбрасывая назад его развитие в духовном и материальном плане, так как зависимость от помощи уменьшает выбор и адаптацию, а человек становится заложником добра»[6]

В христианстве есть такое понятие как благотворительность. Под этим подразумевается оказание частными лицами или общественными организациями безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся людям. Благотворительность также можно рассматривать как разновидность альтруизма. В то же время христианство, как и многие другие религии, за эту «безвозмездную» помощь обещают отпущение и прощение грехов, блаженство в раю и прочие прелести загробной жизни. Для многих людей это является достаточно значимым стимулом для осуществления благотворительности. Надо подать нищему, ведь грешно не помочь, а если грех, то буду мучиться после смерти в аду. Вот и заботимся скорее о себе, о своей душе, а не о другом человеке.

Можно рассматривать и другие ситуации, когда человек помогает другому человеку из-за стремления уйти от собственного негативного состояния. Помогая, он пытается устранить собственные неприятные чувства, имеющиеся сейчас или появление которых он представляет в будущем. В бытовом обиходе такие действия называют откуп. Мы готовы подать, помощь нуждающемуся только потому, что не хотим, что бы что-то подобное произошло с нами. Для нас главное, что бы в наш дом не пришла такая беда. Вот мы и помогаем, порождая армию нищенствующих, которые в большинстве случаев вымышленные или имеют доход с подаяния гораздо больше, чем среднестатистический гражданин нашей альтруистичной страны.

И вот когда приходит понимание, что их добрые дела иногда приносят больше вреда, чем пользы, мы задумываемся о стоимости помощи кому-то, о стоимости не столько материальной, сколько моральной. Определим такое поведение как осознанный эгоизм. Для человека становится главным помощь в первую очередь себе, своей семье. И вот пройдя с клеймом эгоиста через весь день, он проявляет альтруизм дома, заботясь о своих родных. Он играет с детьми и одновременно чему-то их учит, думая об их благе в настоящем и будущем. Но и тут есть свои подводные камни.

Проявляя заботу о детях зачастую переходящую в гиперопеку, родитель надеется, что дети вырастут и проявят заботу о нем, как и он в свое время о своих родителях. Но как мы воспитываем своих детей? В основном через запреты; «это нельзя», «так больше не делай» и прочее. Учим определять людей, этот хороший, этот плохой, учим познавать мир. Но когда ребенок познает его, самостоятельно делая ошибки, мы его наказываем. И он понимает, что познавать мир нужно тогда, когда никто не видит, а не видит, значит, не поругает, не накажет.

Взрослые, желая добра для ребенка, ведет себя как агрессор, захвативший маленькую страну — соседа. А не лучше объяснить некоторые вопросы и проблемы, чем наказать, накричать и только из-за того, что он устал или нет времени. Все это и есть совокупность эгоизма и альтруизма в одном человеке. Канадский ученый Селье в этом плане предпочитает говорить не об эгоизме и альтруизме как самостоятельных явлениях, но о «эгоальтрузиме». Но отдавать себя можно двояко — или как равный равному, то есть эгоальтруистически, или снизу вверх, через самоумаление — альтруистически. Говоря упрощено, эгоист только принимает, альтруист только отдает, а эгоальтруист — и принимает, и отдает[7]Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее эволюция в постиндустриальном обществе. — Курск, 2002. — С. 130.[7].

Но конкретное проявление эгоальтруизма зависит от ситуации и социальной роли выполняемой человеком в данный момент. С возрастом это усиливается и становится более скрытным для окружающих и даже для самого себя, так как он к этому привык. Ведь чем человек интеллигентнее и образованнее, тем он более утонченно может обманывать себя и окружающих. А говорить о ком-то, что он эгоист или альтруист, это все равно, что говорить о содержании книги по раскрашенной обложке, не зная ее содержания. Но человеку свойственно поддаваться первичному впечатлению и он дает характеристики точно такому же, себе подобному существу не познав его полностью.

Таким образом, в ходе нашего краткого исследования мы приходим к выводу о том, что альтруизм и эгоизм это скорее парадигмальные этические понятия, чье конкретное наполнение зависит от исторической и социальной ситуации, и зачастую носит прагматический характер. В связи с этим при анализе той или иной формы поведения человека отделение альтруистических и эгоистических мотивов затруднено. В связи с этим следует пересмотреть отношение к понятиям «альтруизм» и «эгоизм», сложившееся в современной социальной науке.

Источник:
Альтруизм и эгоизм
Признавая человека существом социальным, мы подразумеваем то, что личность формируется в ходе общения с себе подобными. В ходе всей своей жизни он приобретает черты личности значимые как для него,
http://studbooks.net/654748/filosofiya/altruizm_egoizm

Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма Текст научной статьи по специальности — Психология

Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Лаверычева Ирина Германовна

Статья касается связи понятий эмпатии (в психологии) или симпатии (в философии) с современным естественнонаучным пониманием природы эгоизма и альтруизма . В ней предлагается модель механизма проявления эгоизма и альтруизма , построенная на основе расширенной психологической концепции эгоистического или альтруистического переноса. Предполагаемое отсутствие прямой зависимости между уровнем эмпатии и проявлением альтруизма или эгоизма подкрепляется результатами эмпирического исследования этих свойств у школьников и студентов.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Лаверычева Ирина Германовна,

On the Influence of Empathy on Altruism and Egoism

The article concerns the connection of notions of empathy in psychology or sympathy in philosophy with modern natural-science understanding of altruism and egoism. It suggests a model of the mechanism of manifestation of altruism and egoism constructed on the base of wide psychological concept of altruistic and egoistic transfer. The assumed absence of direct re lation between empathy level and the manifestation of altruism or egoism is supported by the results of the experimental study of these properties in school and university students.

Текст научной работы на тему «Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма»

ВЛИЯНИЕ ЭМПАТИИ НА ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЬТРУИЗМА И ЭГОИЗМА

Статья касается связи понятий эмпатии (в психологии) или симпатии (в философии) с современным естественнонаучным пониманием природы эгоизма и альтруизма. В ней предлагается модель механизма проявления эгоизма и альтруизма, построенная на основе расширенной психологической концепции эгоистического или альтруистического переноса. Предполагаемое отсутствие прямой зависимости между уровнем эмпатии и проявлением альтруизма или эгоизма подкрепляется результатами эмпирического исследования этих свойств у школьников и студентов.

Ключевые слова: симпатия, эмпатия, альтруизм, эгоизм, альтруистический или эгоистический перенос, «человеючувствительность».

On the Influence of Empathy on Altruism and Egoism

The article concerns the connection of notions of empathy in psychology or sympathy in philosophy — with modern natural-science understanding of altruism and egoism. It suggests a model of the mechanism of manifestation of altruism and egoism constructed on the base of wide psychological concept of altruistic and egoistic transfer. The assumed absence of direct relation between empathy level and the manifestation of altruism or egoism is supported by the results of the experimental study of these properties in school and university students.

Keywords: sympathy, empathy, altruism, egoism, altruistic and egoistic transfer, “hu-mansensitivity”

Эмпатию обычно понимают как способ- нии принцип симпатии вместе с принципом

ность одного человека почувствовать и по- пользы он положил в основу общественного

нять то, что чувствует другой [18]. Но по- взаимодействия: польза объясняла деятель-

ныне остается неясным вопрос, каким обра- ность по удовлетворению индивидуальных

зом возникает чувство эмпатии. Еще не так «естественных» потребностей, а симпатия

давно в философской и психологической — все социальные свойства, связанные с

литературе допускалось некоторое перете- человеческой деятельностью и распределе-

кание смысла между понятиями «альтру- нием ее результатов [11, с. 36]. Причем,

изм», «симпатия», и «эмпатия». Сегодня симпатия (как чувство) и альтруизм (как

признается их самостоятельность: смысл действие) у Смита не разделялись.

альтруизма преимущественно раскрывается

^ ^ J „ Наивысшего развития понятие симпатии

в потенциале сострадательного действия, а

г- достигает в конце XIX века у М. Шелера. симпатии и эмпатии — в потенциале доброжелательного и сострадательного чувства Он «• • определял симпатию как подлинную [2; 3; 13]. форму отношений между людьми, разрабо-

Вначале возникает то понятие симпатии, тал классификацию ф°рм. Среди

которое применяли английские просветите- высших. 1) «сопереживание»

ли. Так, Адам Смит одним из первых рас- — состояние слияния с объектом симпатии,

сматривал симпатию как способность со- идентификации с его переживанием; 2) «сочувствовать, сопереживать, ставить себя на чувствие» — участие в переживании друго-

место другого. В своем экономическом уче- го человека при сохранении независимых

Понятие «эмпатия» возникает в психологии в начале XX в. как смысловой эквивалент «симпатии», которая заключает в себе «моральное чувство» — источник нравственных качеств человеческой души (доброжелательность, совестливость, справедливость, альтруизм) в этических системах Юма, Смита, Шопенгауэра, Конта, Спенсера, Шелера. Но в дальнейшем эти понятия расходятся. В симпатии, как правило, подчеркивается роль положительных эмоций от общения с объектом и ее самостоятельная сущность по отношению к альтруизму; в эмпатии же актуализируется острота восприятия и понимание состояния объекта через проекцию собственных чувств, которые также могут быть как связаны, так и не связаны с альтруизмом [3, с. 147; 18].

К. Роджерс определял эмпатию наиболее широко (как способность понимать и проникать в мир другого человека) и выделял различные способы проявления эмпатии:

1) самая глубокая — как способ бытия, т. е. способ «быть вместе с другим», понимая нюансы и сложности его внутреннего мира;

2) средняя по глубине — как способ необходимого профессионального контакта при сохранении определенной дистанции психолога с клиентом; 3) минимальная — как коммуникативный прием, которому можно научиться, но который будет бесполезен, пока не станет способом бытия [20].

личие от философов XVIII века, понимающих симпатию как чувство, очень близкое к эмпатии и непосредственно связанное с формированием альтруистических отношений, современные специалисты по практической психологии скорее видят в эмпатии предшествующие чувства, возникающие от способности интуитивно понимать или чувствовать состояние другого человека, независимо от того, какую, положительную или отрицательную, т. е. альтруистическую или эгоистическую реакцию это может далее вызывать.

Понятия альтруизма и эгоизма берут начало в философии, как и понятия симпатии. А. Шопенгауэр первым увидел кардинальную роль страдания в нравственном поведении и связал сущность альтруизма, противопоставляя его эгоизму, с проявлением сострадания к другому человеку: «.Я

основание» [12, с. 159]. Соловьев подчеркивал, что сострадание «не имеет под собой полного отождествления» с объектом сострадания: «Видя страдающее существо, я вовсе не отождествляю, не смешиваю его с собою, а только становлюсь в воображении на его место и. приравниваю его состояния к своим собственным, как говорится, — “вхожу в его положение”» [16, с. 165].

Идеи Шопенгауэра и Соловьева, раскрывающие сострадательную сущность альтруизма, получают сегодня естественнонаучное подтверждение. В социобиологической теории генно-культурной коэволюции родственный, реципрокный (взаимный) и настоящий (бескорыстный) сострадательный альтруизм рассматриваются как наследственные — эволюционно стабильные поведенческие стратегии [7]. Эгоизм и альтруизм в характере и поведении отдельного человека выступают как противоположные качества единого психогенетического свойства, которые проявляются не только в зависимости от конкретной ситуации, но и в зависимости от реализации наследственных задатков; в одних и тех же условиях проявления эгоизма и альтруизма у разных людей будут различаться как из-за различий в условиях жизни и воспитания, так и из-за врожденных индивидуальных различий [5].

Необходимым условием для проявления любых реакций по отношению к другому человеку является способность воспринимать другого человека, т. е. иметь чувствительность к человеку вообще. Основная реакция альтруизма — сострадание — требует умения понимать чужое страдание и давать ответ, нацеленный на его облегчение. Таким образом, сострадающий человек должен сам иметь опыт страданий, принимать и понимать их эмоциональные выражения у других. Именно такой предпосылкой альтруизму считают в философии «социальный инстинкт» или «социальное чувство», чувство солидарности, симпатию, а в психологии — эмпатию, «вчувствование», или эм-патический перенос и другие комплексные

понятия, объединяющие соответствующие чувства и знания, эмоции и смысл. Эгоизм же, в одном случае, можно представить как чувственное безразличие к чужому страданию, невосприятие его и, вследствие этого, отсутствие эмпатии и отсутствие реакции. В другом случае, это может быть прочувствованная и осмысленная реакция, нацеленная на поддержание или даже усиление чужого страдания, которая возникает при наличии знания, опыта и понимания страдания, т. е. при наличии эмпатии. Эмпатия здесь переходит в антипатию и вызывает наиболее выраженную реакцию эгоизма.

В общем смысле эгоизм — это либо отсутствие ответа, либо негативный ответ. Подчеркнем нейтральное чувственное содержание эмпатии и будем рассматривать ее как результат общей первичной реакции чувствительности человека (на состояние другого человека — в конкретной ситуации). В этой первичной реакции еще нет оценки ситуации и нет реакции сочувствия. Но далее, в процессе контакта и развития эмоционального отношения к другому человеку она может привести как к альтруистической, так и к эгоистической реакции. Т. е. будем понимать эмпатию как «пред-симпатию» или «предантипатию». Связь понятий соответственно выразит яснее схема цепочки состояний:

1) первичное ощущение состояния другого человека (чувствительность как острота восприятия человека, т. е. «человекочув-ствительность») и возникновение эмпатии;

2) внутренний ответ и вторичные ощущения — реакция на уровне эмоций и понимания — либо положительная — сострадание (глубокая эмпатия как сочувствие, переходящая в симпатию и альтруизм), либо отрицательная — отсутствие сострадания (безразличие или поверхностная эмпатия как относительное понимание, переходящая в антипатию и эгоизм);

3) внешний ответ — реакция на уровне суждений и конкретных действий:

а) альтруистическая — выражение сочувствия, т. е. сострадания, приязни, одобрения, поддержки, а также содействие, сотрудничество, помощь;

б) эгоистическая — безразличие или выражение неприязни, осуждения, агрессии, демонстрация превосходства, противодействие, подавление, исключение из круга общения, принуждение, физическое насилие, убийство.

Данный вид ассоциаций, очевидно, является вполне нормальным и часто происходящим в реальной жизни мысленным перенесением себя в иные условия, т. е. в поло-

С точки зрения современной психоаналитики, перенос отличается от относительно нейтральной эмпатии личностной заинтересованностью, пристрастием лица, осуществляющего перенос (чувствующего «за другого»). Эмпатия же — это как бы «незавершенный перенос», когда сознание эмпа-тирующего «колеблется между сочувствием, самонаблюдением и принятием решений» [19]. Иначе говоря, эмпатия — значит способность относительно нейтрально «чувствовать и понимать другого», а перенос — «чувствовать за другого», отвечая собственным переживанием и готовностью

действовать. Такое понимание переноса вполне допускает его дифференциацию на альтруистический и эгоистический перенос. Включение же данных актов в цепочку эм-патийных состояний позволяет представить механизм проявления альтруизма и эгоизма в связи с эмпатией более точно и последовательно:

1. Сначала возникает первичное ощущение другого человека (реализуется острота восприятия другого человека, т. е. высокая или низкая «человекочувствительность»).

3. Далее следует внешний ответ — конкретные проявления альтруизма или эгоизма. Альтруистичность или эгоистичность внешнего ответа, таким образом, будет зависеть, во-первых, от первичной чувствительности, которая предопределяет наличие или отсутствие, а также силу ответа.

Во-вторых, характер ответа будет определяться спецификой переноса: либо своего страдания — на другого (эгоистический перенос), либо чужого страдания — на себя (альтруистический перенос). При этом следует ожидать, что нравственная специфика межличностного контакта в конечном итоге будет зависеть не столько от силы эмпатии и предшествующей ей чувствительности, определяющей в целом остроту восприятия личности другого человека, сколько от направленности «переноса»: либо сострадательного (альтруистический перенос) — либо несострадательного (эгоистический перенос и, как частный случай, отсутствие переноса, обусловленное крайне низкой чувствительностью).

Для проверки данного предположения автор статьи провела специальные эмпирические исследования. Связь показателей первичной эмпатийной чувствительности («человекочувствительности») с показателями альтруизма или эгоизма изучалась по результатам анкетирования. Объектом исследования были (более 700 человек): школьники от 11 до 16 лет, а также студенты Морского госуниверситета и учащиеся системы среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге от 16 до 22 лет.

По показателям «человекочувствитель-ности» у всех учащихся проявилось полимерное варьирование, соответствующее ожиданиям психогенетиков. Показатели альтруизма и эгоизма варьировались иначе. Здесь обнаружилось сходство с частотным распределением, соответствующим комби-нативной модели наследования по двум парам однонаправленных генов. При этом отсутствовала прямая зависимость от показателей «человекочувствительности». В широком диапазоне средних и высоких значений «человекочувствительности» встречались учащиеся как с низкими (эгоизм), так и с высокими (альтруизм), а также со средними нравственными характеристиками. Вместе с тем крайне низкой чувствительностью чаще всего обладали выраженные эгоисты,

что подтверждает и наличие некоторой частичной связи эгоизма с отсутствием эмпатии и переноса.

За 10-12 лет (с 1995 по 2005 и 2007 гг.) проявилось специфическое модифицирующее влияние времени. Характер психических изменений соответствует характеру изменений социальной среды: все учащиеся, включая выраженных альтруистов, с огрублением среды становятся менее чувствительными и более эгоистичными. Частота среднего уровня «человекочувствительно-сти» среди школьников за это время понизилась более чем в три раза, а частота самых низких значений выросла более чем в 10 раз. Столь же низкий уровень «человеко-чувствительности» проявился и у студентов. Очевидно, понижение порога чувствительности является защитной реакцией

подростков и юношества на раздражающее и травмирующее действие окружающей среды (телевидения, рекламы, Интернета, игровой и порнографической индустрии), которое в нашей стране резко возросло за последние 15-20 лет. Резкое снижение показателей чувствительности в этот период сопровождается и понижением (в среднем, на 15-20%) показателей альтруистичности.

Полученные по результатам исследования и представленные в таблице 1 коэффициенты корреляции между уровнем «чело-векочувствительности» и уровнем эгоизма или альтруизма (от 7 до 38%) подтверждают, что влияние «человекочувствительно-сти» на проявление альтруизма (эгоизма) в исследованном возрастном диапазоне, хотя

и существует, — не является прямым и определяющим. Но в этом влиянии достаточно четко проступает возрастная и социальная динамика. Уровень коррелятивной связи существенно понижается с возрастом: с 25% у 12-летних — до 10% у 15-летних школьников (2001 г.), или от 17% у 16-17-летних — до 7% у 21-22летних студентов (2007 г.).

При этом, несомненно, оказывает огрубляющее действие и социальный фактор времени: независимо от возраста, влияние чувствительности на проявление альтруизма с 1995 по 2001 г. у школьни-ков-подростков упало с 38 до 22%. Та же тенденция, наряду с возрастным влиянием, намечается и у учащихся СПБГМТУ (2007 г.).

Корреляция показателей «человекочувствительности» и альтруизма/эгоизма

Категория учащихся Возраст (лет) Выборка (чел.) Коэффициенты корреляции (%)

1995 г. 2001 г. 2005 г. 2007 г.

Школьники (6-7 классы) 11-12 50 25

Школьники (8-9 классы) 13-14 400 38 22 22

Школьники (10 классы) 15 60 10

Учащиеся СТФ (2 курс) 16-17 110 17

Студенты ГМТУ (5 курс) 21-22 100 7

Таким образом, мы видим, что человеко-чувствительность наиболее высока в детском возрасте, когда она в наибольшей степени влияет на нравственную позицию еще не сформировавшейся личности и когда альтруизм проявляется скорее как сопереживание или внушение. У лиц старше 12 лет роль чувствительности в определении нравственной позиции падает. При этом все

больше проявляются собственные индивидуальные притязания и собственный разум, которые вместе обеспечивают как усвоение социальных норм, так и произвольное их применение.

Результаты проведенного исследования показали, что связь переноса с человекочув-ствительностью как первичной эмпатией не

однозначна. Наиболее вероятны две тенденции: 1) сострадательный перенос высок при высокой чувствительности и убывает с падением чувствительности до нуля; 2) перенос имеет иной характер, будучи направленным и при высокой чувствительности не на сострадание, а на причинение страдания. Опытные данные подтвердили результаты теоретического исследования о том, что эмпатия однозначно не определяет нравственной позиции человека: высоким уровнем эмпатии могут обладать как альтруисты, так

и эгоисты. Поэтому показатели эмпатии и альтруизма /эгоизма при их дальнейшем изучении целесообразно рассматривать как условно самостоятельные характеристики. Очевидно, эмпатия является необходимым, но недостаточным условием для проявления сострадательного мотива. Для объективного понимания нравственной позиции индивида важнее всего определять не эмпатию, а перенос, который напрямую характеризует качество и степень проявления альтруизма и эгоизма.

1. Васильева Е. Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2006. № 1. С. 15-25.

2. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107-114.

3. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 145-158.

4. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993 № 4. С. 61-68.

5. Лаверычева И. Г. Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма. Саарбрюккен (Германия): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 270 с.

6. Лаверычева И. Г. Закономерности и причины проявления наркодевиантности и других вредных привычек учащихся в системе профобразования (СПб) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 146. 2012. С. 52-63.

7. Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. № 3. С. 11-22.

8. Ницше Ф. Генеалогия морали. СПб.: Азбука-классика, 2006. 224 с.

9. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68-73.

10. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. 1992. № 5/6. С. 35-40.

11. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. 351 с.

12. Соловьев В. С. Оправдание добра: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 894 с.

13. Субботский Е. В. Исследования проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1977. № 1. С. 164-174.

14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.

15. ШелерМ. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999. 231 с.

16. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.

17. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / Пер. М. А. Энгельгарта. Изд. 2-е. Петроград, 1922. 280 с.

18. ЭтчегоенГ. Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. С. 14-22.

19. Этчегоен Г. Контрперенос // Эра контрпереноса. Антология психоаналитических исследований. М.: Академический проект, 2005. С. 71-147.

20. Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5. N 2. P. 2-10. Русск. пер.: http://flogiston.ru/library/rogers_2

1. Vasil’eva E. N. K probleme vozrastnoj senzitivnosti v projavlenii empatii u detej doshkol’nogo vozrasta // Vestnik Nizhegorodskogo gos. un-ta im. N. I. Lobachevskogo. 2006. № 1. S. 15-25.

2. Gavrilova T. P. Jyksperimental’noe izuchenie empatii u detej mladshego i srednego shkol’nogo vozrasta // Vopr. psiholog. 1974. № 5. S. 107-114.

3. Gavrilova T. P. Ponjatie empatii v zarubezhnoj psihologii // Vopr. psihologii. 1975. № 2. S. 145-158.

4. Gippenrejter Jг. B., Karjagina T. D., Kozlova E. N. Fenomen kongrujentnoj empatii // Vopr. psihologii. 1993. № 4. S. 61-68.

5. Laverycheva I. G Filosofskie i estestvennonauchnye osnovanija teorii egoizma i al’truizma. Saarbrjukken (Germanija): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 270 s.

6. Laverycheva I. G Zakonomernosti i prichiny projavlenija narkodeviantnosti i drugih vrednyh privychek uchashchihsja v sisteme profobrazovanija (SPb) // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. № 146. 2012. S. 52-63.

7. Lamsden Ch., Gushurst A. Gennokul’turnaja koevoljutsija: chelovecheskij rod v stanovlenii // Chelovek. 1991. № 3. S. 11-22.

8. Nicshe F. Genealogija morali. SPb.: Azbuka-klassika, 2006. 224 s.

9. Orlov A. B., Hazanova M. A. Fenomeny empatii i kongrujentnosti // Vopr. psihologii. 1993. № 4. S. 68-73.

10. Rumjantseva T. G Agressija i kontrol’ // Vopr. psihologii. 1992. №5/6. S. 35-40.

11. SmitA. Teorija nravstvennyh chuvstv. M.: Respublika, 1997. 351 s.

12. Solov’ev V. S. Opravdanie dobra: V 2 t. M.: Mysl’, 1990. T. 1. 894 s.

13. Subbotskij E. V. Issledovanija problem vzaimopomoshchi i al’truizma v zarubezhnoj psihologii // Vopr. psihologii. 1977. № 1. S. 164-174.

14. FrejdZ. Vvedenie v psihoanaliz: Lektsii. M.: Nauka, 1991. 456 s.

15. SpelerM. Resentiment v strukture moralej. SPb.: Nauka, 1999. 231 s.

16. Shopengaujer A. Svoboda voli i nravstvennost’. M.: Respublika, 1992.

17. Shtern V Psihologija rannego detstva do shestiletnego vozrasta / Per. M. A. Engel’garta. Izd. 2-e. Petro-grad, 1922. 280 s.

18. Etchegoen G Empatija // Zpurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza. 2003. № 1. S. 14-22.

19. Etchegoen G Kontrperenos / Jyra kontrperenosa. Antologija psihoanaliticheskih issledovanij. M.: Akademicheskij proekt, 2005. S. 71-147.

Источник:
Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма Текст научной статьи по специальности — Психология
Статья касается связи понятий эмпатии (в психологии) или симпатии (в философии) с современным естественнонаучным пониманием природы эгоизма и альтруизма. В ней предлагается модель механизма проявления эгоизма и альтруизма, построенная на основе расширенной психологической концепции эгоистического или альтруистического переноса. Предполагаемое отсутствие прямой зависимости между уровнем эмпатии и проявлением альтруизма или эгоизма подкрепляется результатами эмпирического исследования этих свойств у школьников и студентов.
http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-empatii-na-proyavleniya-altruizma-i-egoizma

Здоровый разумный эгоизм в отношениях

Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда? Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель!
(с) А.С.Пушкин

Возьмем первый попавшийся словарь определений, например википедию, и посмотрим, что означает эгоизм:

Эгоизм (от латинского «ego» — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

В народе не любят эгоизм. Позорный диагноз «Эгоист!» выносится каждому, кто позволяет себе иметь желания, умеет сказать «нет» или ставит собственные интересы выше чужих.

Возникает вопрос: а почему повелось считать, что эгоизм — это плохо?
Почему общественная мораль говорит, что эгоизм — это худшее, что есть в человеке. Почему нас учат испытывать вину за всякие проявления эгоизма, стыдиться своей собственной природы и разыгрывать из себя тех, кем мы не являемся?

Есть мнение, что эгоизм разрушает общество и отношения между людьми. Но так ли это на самом деле?

Цель врожденного естественного эгоизма — выживание. И если общественный порядок будет объективно более эффективным способом выживания, наш эгоизм такому обществу будет только рад и всегда будет его поддерживать.
Животные же живут стаями. А ведь у них нет никакой морали. Их никто не учит, что надо быть добрыми к ближнему своему. Их эгоистичный инстинкт самосохранения говорит им: стая — лучший способ выживать, а следовательно надо поддерживать интересы стаи, как свои собственные. А ведь человеческий эгоизм не глупее звериного…

Получается, общество просто влияет на нас с помощью этого «клише», и учит быть простым винтиком в его механизме, без собственных взглядов и понятий. Обществу выгоднее, чтобы человек сидел в своей «норке», и покорно выполнял то, что велит «общественное мнение».

Мы все — эгоисты, «от» и «до». Но под напором общественной морали очень хотим видеть себя какими-то другими. И этот самообман никогда не проходит бесследно, поскольку эгоистичное поведение обусловлено изначальными инстинктами . И попытки искоренить собственный эгоизм, приводят порой к печальным последствиям.

Оглянитесь вокруг — наверняка большинство ваших знакомых страдают от глубокого внутреннего конфликта на почве неудовлетворенного эгоизма. Люди вокруг не удовлетворены своей жизнью из-за того, что не принимают во внимание желания своей души. С раннего детства им внушили идею о греховности эгоистичных желаний и всю жизнь они только тем и занимаются, что воюют сами с собой, со своей природой.

Потому что нет у человека никаких других желаний, кроме эгоистичных. В каждом поступке человека за ширмой его доброты, благородства и бескорыстия легко обнаружить эгоистичную мотивацию. И эта мотивация не вторична — за этой отговоркой спрятаться не получится — эгоистичная мотивация всегда первична! И в этом нет ничего плохого. Нечего стыдиться — такова сама человеческая природа, и бороться с ней — значит, восставать против инстинкта самосохранения.

Разумный эгоизм — философско-этическая позиция, в которой приоритет личного интереса выше любого другого интереса, будь то общественный или какой-либо другой.

Потребность в отдельном термине появилась, по-видимому, в связи с негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм». Если под эгоистом, (без уточняющего слова «разумный»), часто понимают человека, думающего только о себе и/или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение, в силу целого ряда причин, попросту невыгодно для пренебрегающего. И, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Иначе говоря — эгоцентризма:

Эгоцентризм — неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. А следовательно – нежелание и неумение учитывать интересы других.

Разумный же эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

Разумный эгоизм — это ни что иное, как зов нашей души. Проблема в том, что «нормальный» взрослый человек уже не слышит голоса естественного здорового эгоизма. То, что под видом эгоизма доходит до его сознания, — это патологическая самовлюбленность, ставшая результатом долгого подавления импульсов разумного эгоизма.

Разумный эгоист куда ближе к святости, чем всякий убежденный праведник, потому что меньше себя обманывает. Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем он несчастнее. Он может совершить величайшие подвиги милосердия, но при этом его собственная жизнь так и останется пустой и безвкусной. Подобный самообман умерщвляет, потому что желания человека так и остаются нереализованными.

Есть и другой случай, когда кажется, что человек плюет на всех и живет только для себя. Но это все та же самая проблема, только вывернутая наизнанку. Подчинение морали или бунт против нее — это одно и то же.

Та разница между людьми, которую легко заметить, когда речь заходит об эгоизме, обусловлена не уровнем эгоизма, а уровнем их самообмана на сей счет. Самый нездоровый эгоизм у праведников и бунтарей. И те, и другие в равной мере воюют со своей собственной природой, доказывая окружающим свою доброту или злобу. Внутренний конфликт они пытаются разрешить вовне, но им это никогда не удается. И со стороны они выглядят наиболее ущербно — болезненно самовлюбленно или так же болезненно кротко.

Разумные же эгоисты более трезво смотрят на мир и со стороны выглядят не такими уж эгоистами. Обратите внимание на этот фокус — чем более честен человек в отношении собственной мотивации, тем менее эгоистично выглядят его поступки. Или, по-крайней мере, его эгоизм выглядит оправданным, разумным, трезвым, и потому не вызывает отторжения.

Возьмем пример: Два человека: разумный и неосознанный эгоисты. Оба совершают один и тот же поступок — делают близкому человеку подарок. Разумный эгоист отдает себе отчет в том, что подарок он делает для себя. Потому что ему самому нравится дарить подарки и нравится получать что-то в ответ. Его игра «в подарки» очевидна и прозрачна — он не скрывает своей корысти ни от себя, ни от другого человека, а значит — не остается никакого камня за пазухой. Разумный эгоист корыстен, но честен.

А неразумный, неосознанный эгоист поступает иначе — он не отдает себе отчета в том, что им движет только личный интерес. Он верит, что не имеет при этом никаких задних мыслей. Но на более глубоком уровне им движет все тот же личный корыстный интерес — он тоже хочет получить что-то взамен, но хочет это получить тайком, безответственно.
Если он это получает, то все хорошо. Но если по какой-то причине реакция на подарок его не устраивает, вся его корысть тут же выходит наружу — он начинает обижаться, психовать, требовать справедливости или обвинять в эгоизме другого. Так он вынуждает другого человека расплатиться по счетам за все полученные «бескорыстные подарки».

Неосознанный эгоист точно так же корыстен, как и разумный, но при этом делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, и очень гордится этим своим показным самоотречением. Хотя на самом деле в его «бескорыстии» нет ничего кроме лицемерия:

Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что поступкам, заведомо совершаемым ради эгоистических интересов, приписываются псевдоморальный смысл и возвышенные мотивы. Лицемерие противоположно честности, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Разумный эгоизм — одно из качеств успешного человека

• Честен, прежде всего перед самим собой, и целостен в своем мироощущении.
• Меньше подвержен МАНИПУЛЯЦИЯМ, так как критично оценивает мотивацию других людей.
• Не попадет в любовную зависимость, т.к. адекватно оценивает свои «инвестиции».
• Имеет собственные цели, а значит личность. О каких целях и целеполагании можно говорить, если вы не эгоист, и свои интересы для вас не на первом месте? (вопрос риторический).
• Склонен к сотрудничеству, т.к. понимает, что в сотрудничестве выгоднее добиваться собственных целей. А значит, учитывает интересы других людей, в том числе и в отношениях.
• Не допустит неуважения к себе, т.к. это противоречит его самоидентификации.
• Для мужчин — эгоизм непременное условие быть ведущим в отношениях.

А главное достоинство человека, обладающего здоровым эгоизмом — умение решать свои задачи, с учетом интересов других, и грамотно выстраивать систему приоритетов.

• отстаиваете свое право на отказ от чего-либо, если считаете, что это принесет вам вред;
• понимаете, что ваши цели будут осуществляться в первую очередь, но другие имеют право на свой интерес;
• умеете совершать поступки в свою пользу, стараясь не вредить другим, и способны пойти на компромисс;
• имеете собственное мнение и не боитесь высказываться, даже когда оно отличается от чужого;
• никому не подчиняетесь, но и не стремитесь контролировать других;
• уважаете желания партнера, но не переступаете через себя;
• не мучаетесь чувством вины, сделав выбор в свою пользу;
• любите и уважаете себя, не требуя от других слепого обожания.

В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного «Хочу!». И чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм — совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека. Осознанный разумный эгоизм — единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми.

Источник:
Здоровый разумный эгоизм в отношениях
Есть мнение, что эгоизм разрушает общество и отношения между людьми. Но так ли это на самом деле?
http://www.otnochenia.ru/razumnyj-jegoizm/

Психология эгоизма

5.3. Формы проявления эгоизма

Эгоизм бывает личностным и групповым. Последний проявляется в тех случаях, когда одна группа людей ставит свои интересы выше других групп. Личностный эгоизм проявляется в различных формах.

Замаскированная тирания — это скрытый контроль над окружающими. Такие люди постоянно жалуются на все: здоровье, отсутствие аппетита, слабость. Однако на самом деле они намного сильнее остальных. Их жизнь — тонкая игра, которую они очень умело ведут, постоянно выставляя себя жертвой.

Нарциссическое расстройство — это когда человек озабочен только своей собственной персоной. Такие люди могут говорить о себе бесконечно. Они преувеличивают свои важность и значимость и совершенно не выносят критики. На самом же деле в глубине их души — обман, нелюбовь к себе, постоянная неудовлетворенность и даже беспомощность.

Истерический тип — это люди, живущие с постоянным чувством тревоги и напряженности. Они все время находятся в ситуации, связанной с личной драмой, и готовы разыграть спектакль в любую минуту. Для них это единственный способ привлечения внимания. Если привлечь внимание не удалось, человек раздражается, впадает в гнев и со слезами обвиняет всех и вся. Равнодушие окружающих для них невыносимо, так как они нуждаются в постоянном подтверждении своих достоинств. На самом деле это очень мнительные и неуверенные в себе люди, хотя пытаются это тщательно скрывать.

Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки

Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его

2.1. Формы проявления стресса Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва

5.2. Генезис эгоизма Во взглядах на причины появления у человека эгоизма единой точки зрения нет. Одни утверждают, что эгоистами не становятся, эгоистами рождаются. Обосновывается это тем, что любое млекопитающее существо сразу от момента зачатия становится абсолютным

Шкала диспозиционного эгоизма Автор: К. Муздыбаев (2000).Инструкция. Вам предлагается ряд суждений. Оцените свое отношение к ним по семибалльной шкале: 7 — полностью согласен, 4 — верно нечто среднее, 1 — совсем не согласен.В суждениях 2, 3 и 6 шкала обратная (полное согласие

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других

Глава седьмая Формы проявления индивидуальных отношений

Глава седьмая Формы проявления индивидуальных

3. Различные формы проявления застенчивости С точки зрения психологии застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы и имеет различные степени тяжести. Застенчивость – широко распространенное явление, которое встречается во всем мире. Формы

Глава 3 Дезадаптация и формы ее проявления у подростков

Глава 3 Дезадаптация и формы ее проявления у

3. Формы проявления производственных стрессов Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:1) депрессии;2) агрессивность по отношению к коллегам;3) нежелание выходить на работу, прогулы;4) большое количество брака продукции;5) излишняя нагрузка на

3. Проявления эгоизма Всевозможные проявления эгоизма – это конфликтогены, поскольку эгоист добивается чего-то лично для себя за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся

Правила разумного эгоизма Вот простейшие правила разумного эгоизма, которые существенно облегчат вам жизнь:· Всегда знайте то, чего вы хотите, и требуйте разумную цену за каждый шаг.· Каждый сам за себя. А особенно те, кто утверждает, что готов решать ваши проблемы за вас.·

Некоторые распространенные формы проявления гнева Щупальца гнева не прекращают свою охоту ни на мгновение. И на каждом шагу мы сталкиваемся с людьми, пораженными им в различной степени, – от вялого недовольства до вспышек слепой ярости. Гнев подобен раковой опухоли,

Формы проявления энергетики Как различаются люди, принадлежащие к разным эгрегорам?Энергетика каждого выражается по-разному. И проявляется это в демонстрации и принятии «своей» идеи. А идеи — это не только слова, но еще и форма, цвет, вкус, запах, звук, жесты. Если это

Формы проявления боссинга на учебной кафедре А.В. Соловьев приводит обширный перечень форм вертикального моббинга (боссинга) [Соловьев, 2008], назовем основные из них:– вербальная агрессия (провокационные вопросы; лживые утверждения; высказываемые сомнения в уровне

Источник:
Психология эгоизма
5.3. Формы проявления эгоизма Эгоизм бывает личностным и групповым. Последний проявляется в тех случаях, когда одна группа людей ставит свои интересы выше других групп. Личностный эгоизм
http://psy.wikireading.ru/13291

COMMENTS