Психология фрейда

Механизмы психологической защиты по Фрейду

Фрейд полагал, что ЭГО реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, — это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры — благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила это. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности.

Источник:
Механизмы психологической защиты по Фрейду
Фрейд полагал, что ЭГО реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная
http://psyera.ru/mehanizmy-psihologicheskoy-zashchity-po-freydu-1717.htm

Психология фрейда

Теория личности по Фрейду

Существует много различных зарубежных теорий о личности человека. Одна из них – психология человека по Фрейду. Его теория называется – «классический психоанализ».

Психология человека Фрейд входила в психодинамические теории личности. По мнению Фрейда, основная движущая сила человека – врождённые инстинкты, которые он распределил по двум группам: инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее важные инстинкты, как он утверждал – сексуальные инстинкты, которые получили название либидо. В ходе развития своей теории психология человека у Фрейда, он начал употреблять данный термин для обозначения в целом энергии жизненных инстинктов.

Фейдом было выделено 3 основные структуры личности: Оно(Id), Я (Ego)и Сверх-Я (SuperEgo).

Основной принцип функционирования Оно – получение удовольствия. Это источник всей нашей побудительной силы – сексуальной и агрессивной. Оно всегда стремится к быстрой тотальной разрядке. Сюда входят наши и инстинкты и животные желания. Противоположностью Оно служит – Сверх-Я. Это своего рода система ценностей, система норм и правил, принятых в социуме, а также поощрения и наказания, которые человек себе представляет в следствие соответствия/несоответствия этим правилам. Эго – особая структура, отвечающая за принятия решений. Это наше реальное Я. При этом эго пытается удовлетворить желания Оно, но согласовав их с требованиями Сверх-Я, также может быть интересно — психология как забыть человека. Все эти подструктуры находятся постоянно в конфликтном состоянии, которые порой могут приводить к сильным психическим и соматическим заболеваниям.

Источник:
Психология фрейда
Существует много различных зарубежных теорий о личности человека. Одна из них – Фрейд психология человека . Его теория называется – «классический психоанализ».
http://psychology-for-me.ru/2012/03/marker-psixologiya-cheloveka-frejd/

Фрейд психоанализ

Чем же определяются значительность и влияние вклада Фрейда? Им были открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того обширного пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики.

До Фрейда в научных исследованиях поведения человека главное внимание уделялось либо физиологическим основам и факторам этого процесса, либо его зависимости от сознания. Сама психология, возникшая в качестве самостоятельной области знаний, отличной от философии и физиологии, поднималась как наука о сознании, о тех явлениях внутреннего мира, которые индивидуальный субъект способен воспринять ясно и отчетливо и дать о них самоотчет.

На таких самоотчетах субъекта базировалась экспериментальная психология. Предполагалось, что никто не может установить психический факт с такой достоверностью, как тот, кто его непосредственно испытывает, кто сообщает о нем, направляя внутренний «взор» на происходящее в собственном сознании.

Фрейд, решительно преодолев такое понимание психики, выдвинул в качестве центрального для всех его концепций положение о том, что наряду с сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической активности, не изучив которую невозможно понять природу человека.

В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся6в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, роли Я и др.

Из его работ следовало, что игнорируя личностное начало в человеке, имеющее свою историю и многоплановый строй, невозможно выяснить, что же нарушено в организации аномального поведения, а не зная этого, невозможно возвратить его к норме. Многие темы, которые подсказала клиническая практика, — роль сексуальных переживаний и детских психических травм в формировании характера — дали толчок развитию новых направлений исследований, в частности, сексологии.

Ключевым для Фрейда становится представление о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности6все более углубленного осмысления ее, что индивид и социальная среда находятся в состоянии извечной и тайной войны.

Сосредоточившись на проблеме истерии, Фрейд разработал метод лечения этого заболевания, основанный на гипотезе, по которой истерический симптом возникает как следствие подавления больным напряженного аффективно окрашенного влечения и символически замещает собою действие, не реализованное вследствие подавления аффекта в поведении. Излечение наступает, если в условиях гипнотического сна удается заставить больного вспомнить и вновь пережить подавленное влечение. Эта концепция так называемого «катарсиса содержала уже многие из элементов, явившихся несколько позднее фундаментом психоанализа.

Чтобы устранить расстройство, вызванное вытесненным аффектом, надо заставить больного этот аффект осознать.

Главным видом вытесненных аффектов Фрейд объявил влечения эротические, подчеркивая, что процесс вытеснения наблюдается уже на первых этапах детства, когда формируются начальные представления о «недозволенном».

Энергия, питающая сексуальность ребенка и взрослого, — это «либидо», важнейший, по Фрейду, двигатель психической жизни, который определяет, с одной стороны, все богатство переживаний, а с другой пытается сорвать запреты, налагаемые социальной средой и моральными установками, в случае же невозможности добиться такого срыва этот фактор ввергает субъекта в невроз и истерию.

В дальнейшем этой схеме был придан еще более сложный характер. Помимо самоутверждающихся либидозных влечений для бессознательного объявляется характерной и противоположная разрушительная, агрессивная тенденция, «инстинкт смерти». Вся психика превращается в своеобразное сочетание трех инстанций: бессознательного (вместилища вытесненных аффективных влечений), подсознательного (которое выполняет функцию «цензуры», избирательно пропускающей в сознание то, что для него более приемлемо)и самого сознания.

Из представлений о подчиненности поведения примитивным неосознаваемым влечениям и о присущем якобы человеку «инстинкта смерти» Фрейд пришел к заключению о неотвратимости войн и общественного насилия, из того, что воспитание предполагает торможение инстинктивных стремлений (трактуемое Фрейдом как патогенное «вытеснение»), был сделан вывод о разрушительном влиянии, оказываемом на психическое здоровье цивилизацией, и были высказаны глубоко пессимистические мысли по поводу возможностей и ценности дальнейшего общественного прогресса, самое возникновение человеческого общества, культуры и нравственности было объяснено не трудовой деятельностью, не отношениями, в которые люди вступают в процессе общественного производства, а все теми же эротическими и агрессивными влечениями, которые являются, по Фрейду, важными двигателями душевной жизни и современных цивилизованных людей.

Эта общая тенденция интерпретировать самые различные общественные феномены действием «глубинных» психологических факторов привела Фрейда не только к рассмотрению всей духовной жизни человечества (искусства, науки, различных социальных институтов) как выражения преобразованной энергии либидо, но и к ряду настолько своеобразных построений, что даже у наиболее ортодоксальных его учеников эти построения далеко не всегда находили сочувствие (например, к теории возникновения религии из чувства вины за убийства патриархов рода, совершенные якобы по сексуальным молитвам в первобытном обществе, к теории так называемых унаследованных расовых воспоминаний, к теории, объясняющей преобладающую роль мужчины в современном обществе чувством неполноценности, которое испытывают молодые девушки в связи с отсутствием у них мужских половых признаков и т. п.).

Несмотря на всю парадоксальность этого социологического аспекта психоаналитической теории и множество возражений, которые были выдвинуты против нег в литературе, Фрейд уделял ему вплоть до последнего этапа своей деятельности очень много внимания. А далее Фрейд совершает, как это показали долгие годы работы, истекшие после возникновения психоаналитической теории сновидений, одну из главных своих теоретических ошибок, постулируя наличие постоянных, константных отношений, существующих якобы между элементом явного сновидения и его скрытым значением.

Он составляет особый «словарь» для переводов образов явного сновидения в скрытые за этими образами смыслы («дом с гладкими стенами» — мужчина, «дом с выступами» — женщина, какое — то отношение к воде — роды, палки, зонтики, торчащие вверх, воздушные шары — эррекционные сны, шкатулка с драгоценностями — символ женских гениталий, выпадение зуба — кастрация и наказание за онанизм и т. д.). И одновременно он совершает другую ошибку, отдавая явное предпочтение при составлении этого словаря тематике, так или иначе связанной с сексуальными переживаниями.

Чем объясняются эти не могущие не вызывать удивления ошибки Фрейда? Прежде всего его очень своеобразным взглядом на развитие сексуальности. В основу представлений о развитии сексуальной функции им было положено разграничение между функциями сексуальной и генитальной (половой). Последнюю он связал со способностью продолжения рода, а первую — со стремлением к своего рода «удовольствиями».

По существу Фрейд в своем объяснении эволюции половой функции возвратился к представлениям гедонизма, в частности древнегреческой киренской школы («киренаиков»), объявлявшей стремление к удовольствию основным побудительным двигателям жизни. Во влечении ребенка к удовольствию Фрейд вычленил ряд последовательных стадий, не имеющих отношения к значительно более поздно развивающейся половой функции (оральную стадию, при которой «объектом любви»является материнская грудь, а формой проявления — сосание, анально — садисткую, связанную с приятными ощущениями, получаемыми ребенком при экскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря и др.).

Гедонистический элемент, присущий этим проявлениям, заставил Фрейда рассматривать их как закономерные предстадии в созревании полового влечения. Над ними он утвердил как эмоциональную форму ранней секреции так называемый Эдипов комплекс (период обостренной привязанности сына к матери, сопровождаемый чувством враждебности к отцу), дополненный в дальнейшем «комплексом Электры»(периодом особой привязанности дочери к отцу), и целый ряд других своеобразных форм, через которые, по его мнению, проходит созревание инфальтивно — сексуальных эмоций.

Все эти построения наложили глубокий отпечаток на антропологические и социологические воззрения Фрейда, лишив их — это надо сказать ясно — научной ценности. Они также сказались отрицательно на многих его клинических построениях.

Под впечатлением событий первой мировой войны, бессмысленно унесшей миллионы жизн6ей, Фрейд, приобретший к тому времени мировую славу, публикует работу «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), в которой завершает изложение идей «метапсихологии» — так он назвал систему описания психической жизни с динамической (с точки зрения конфликтов влечений), топографической (уровня бессознательного, предсознательного и сознания) и «экономической» (принцип удовольствия)точек зрения.

Изменения, внесенные Фрейдом в прежний вариант психоанализа, заключались в том, что к прежнему сведению всех влечений к сексуальному (либидо) присоединялся особый инстинкт, названный «инстинктом смерти» — Тананосом. Под ним понималось стремление организма к тому, чтобы возвратиться в безжизненное состояние, стать неодушевленной материей. Существование индивида — это компромисс между двумя главными инстинктами — Эросом и Танатосом, причем превалирует второй, получающий выражение в актах агрессии, которая может быть направлена как на других, так и на самого субъекта. Этот взгляд Фрейда был использован сторонниками версии о неизбежности войн, о том, что их причины кроются в самой биологической природе человека.

Другой шаг Фрейда на пути преобразования исходной схемы психоанализа — запечатлена новая трактовка структуры человеческой личности. Эта новая трактовка структуры человеческой личности. Эта новая трактовка, впервые представленная в книге «Я и оно» (1923), изложена в 31 лекции, где детализированы и конкретизированы основные положения указанной книги. Если прежде психоанализ исходил из трех уровней организации психической жизни — бессознательного, предсознательного и сознавательного — то теперь эта организация выступила в виде иной модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Ид, Эго, и Супер — эрго.

Под Ид (или Оно) понималась наиболее примитивная часть человеческой личности, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Эта инстанция не признает никаких конфликтов и противоречий. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям вынуждена служить другая инстанция — Я (или Эго). Вместе с тем Эго следует принципу реальности и вырабатывает ряд Механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, — с одной стороны, ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид).

Особое значение было придано Супер — Эго, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид вырастает из наследственного опыта, а Эго — индивидуального, то Супер — эго продукт влияний, исходящих от других людей (родителей и окружающей социальной среды). Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с Эдиповым комплексом) и остается практически неизмененным последующие годы.

Оно образуется благодаря механизму идентификации с отцом, который служит моделью для ребенка. Если Эго примет решение или совершит действие в угоду Ид, но в противовес Супер=эго, оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Супер — эго, оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Супер — эго черпает энергию у Ид, оно часто действует жестоко. На этом новом этапе эволюция психоанализа Фрейд объяснял чувство вины у невротиков влиянием Супер — эго. Такой подход определил большое место в психоанализе, которое заняло объяснение феномена тревожности: наряду с вызванной реальностью выделялись тревоги, обусловленные давлением со стороны бессознательного Ид и со стороны Супер — эго.

Соответственно задача психоаналитической процедуры усматривалась в том, чтобы освободить Эго от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых Эго под давлением различных сил, оно спасается с помощью «защитных механизмов» — вытеснения, регрессии, сублимации. Вытеснение означает активное, но не осознаваемое самим индивидом устранение из сознания чувств, мыслей и стремление к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в патологические (невротические) симптомы и т. д. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения и мышления. Сублимация — один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Эта модель предполагала многоплановость мотивационных структур человеческого поведения, представленность в этих структурах биологического (Ид), индивидуально — личностного (Эго) и социального (Супер — эго уровней организации. Однако все указанные компоненты выступали в мистифицированной форме — биологическое сводилось к энергии либидо, социальное — к сексуальной направленности ребенка, а «бедному Эго», как называл Фрейд, оставалось лишь непрерывно согласовывать требования, властно предъявляемые с трех сторон: реальностью, бессознательным и Супер — эго.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что Фрейд в 20 — х годах перешел к трактовке сознания, как своего рода системы, стремящейся к самосохранению. Психоанализ отверг не только отождествление психики с сознанием, но и еще не утративший в тот период популярности взгляд на сознание как на поток мыслей и переживаний. Сознание живет, борется, противодействует несовместимым с «влечениями Я»силами. Доказывалось, что работа сознания не сводится к внутреннему восприятию содержаний, что она жизненно важна для сохранения человеческого Я, которое Фрейд в отличие от своих прежних воззрений представлял теперь в качестве особой инстанции (подсистемы личности), решающей собственные задачи.

Однако энергетический аспект психической деятельности получил у него неадекватную интерпретацию, поскольку главной мотивационной силой признавалась сфера бессознательного, (инстинктов, Ид). Носитель знания о внешней среде — сознание, согласно Фрейду, само по себе бессильно. Вся его энергия черпается в конечном счете из глубин бессознательного. Реальные особенности мотивации существуют независимо от того, какое отображение в сознание они получают. Глубокой ошибкой Фрейда являлось убеждение, будто проекция в сознании мотивационных стремлений личности носит иллюзорный характер. Но рациональный момент содержала идея о том, что для научного объяснения динамики мотивов недостаточно не только для раскрытия природы мотивов, не затрагивающих ядро личности ее Я, но и для понимания этого Я, как особой системы, для которой одни мотивы являются центральными, другие — периферийными.

Положение о неидентичности сознания и Я, сложившееся у Фрейда в 20 — х годах, получило развитие в «Продолжении лекций», где изложен новый подход к проблеме строения человеческой личности, уровням ее организации и характеру отношений между этими уровнями. Невроз рассматривается как результат ослабления силы Эго из — за интенсивности давления («антикатексис»). Другой источник невроза=конфликт между Эго и Супер — эго (в ситуации, когда Я сопротивляется моральным запретам и требованиям).

Источник:
Фрейд психоанализ
Фрейд психоанализ. Психология про Фрейд психоанализ бесплатно онлайн — Дома Солнца
http://www.sunhome.ru/psychology/11067

Что Зигмунд Фрейд думал о женщинах?

Автор Татьяна в 12/07/2015 . Опубликовано Психоанализ

«Самый сложный вопрос, на который никогда не могли найти ответ и на который я также не могу ответить, несмотря на тридцать лет моих исследований в области женской души, заключается в следующем: как понять, что хочет женщина?»

Зигмунд Фрейд (1953)

Взгляд Зигмунда Фрейда на женщин вызвал споры в течение всей его жизни и по-прежнему остается спорным вопросом сегодня. «Женщины противятся изменениям, являются пассивными получателями, сами при этом ничего не дают», — написал он в работе под названием «Некоторые психические следствия анатомического различия полов» (1925).

Донна Стюарт объясняет: «Фрейд был человеком своего времени. Он был противником женского освободительного движения и считал, что жизнь женщины во многом определяют её сексуальные репродуктивные функции».

Зависть к пенису — женский аналог понятия страха кастрации, введенного Фрейдом. В своей теории психосексуального развития Фрейд предположил, что во время фаллической стадии развития (около 3-5 лет) девочки отдаляются от своих матерей, направляя все эмоции на отцов.

Согласно Фрейду, это происходит, когда девочка понимает, что у нее нет пениса. «Девочки считают свою мать ответственной за то, что они лишены пениса, и не могут простить ей то, что из-за неё они поставлены в невыгодное положение», — предположил Фрейд (1933).

Сам Фрейд считал описанный им Эдипов комплекс и связанные с ним концепции (например, страх кастрации и зависть к пенису) своими самыми большими достижениями, эти теории являются, пожалуй, наиболее критикуемыми из всех его разработок.

Женщины-психоаналитики вроде Карен Хорни и другие феминистически настроенные мыслители считали его идеи искаженными, а тон — снисходительным.

Революционная разговорная психотерапия Фрейда появилась во время его работы Бертой Паппенгейм, также известной как Анна О. Она страдала от того, что сам Фрейд называл истерией — среди симптомов, которые испытывала эта женщина, были даже галлюцинации, амнезия и частичный паралич.

Во время сеанса с одним из коллег Фрейда, Джозефом Брюером, Паппенгейм описала свои чувства и переживания. Это, казалось, облегчило её симптомы. Паппенгейм преодолела свои проблемы, стала социальным работником и внесла значительный вклад в развитие женского движения в Германии.

Первоначально Фрейд предположил, что причины истерии коренятся в пережитом в детстве сексуальном насилии. Позже он отказался от этой теории, вместо этого подчеркнув роль сексуальных фантазий в развитии различных неврозов и болезней.

«Женщин он явно понимал недостаточно, но узнал он о них больше, чем было известно, когда он только вышел на сцену. Было очень необычно во времена Фрейда признавать, что у женщин также присутствует сексуальное желание, ещё необычнее — заявлять, что подавление сексуального желания может способствовать развитию истерики», — объяснил историк Питер Гей.

В то время как Фрейд часто утверждал, что он мало понимает женщин, несколько женщин всё же сыграли важную роль в его личной жизни. Фрейд был первенцем своей матери (у его отца уже были двое сыновей от предыдущего брака) и считался её любимым ребёнком. «Я обнаружил, что люди, которые знают, что они у своих матерей самые любимые, в жизни проявляют своеобразную самостоятельность и непоколебимый оптимизм, который часто приносит реальный успех своим обладателям», — заметил однажды Фрейд.

Отношения Фрейда с его женой, Мартой, были весьма традиционными. «Она была очень хорошей Hausfrau (домохозяйкой)», — говорила его внучка, Софи Фрейд. — «Она была очень бережливой. И мой отец сказал бы, что его мать скорее отравила бы всю семью, чем выбросила еду».

Фрейд рос вместе с несколькими сёстрами, а позднее стал отцом трёх сыновей и трёх дочерей, в том числе Анны Фрейд, которая сыграла важную роль в его работе.

Хотя Фрейд считал женщин менее полноценными по сравнению с мужчинами, женщины сыграли важную роль в развитии и продвижении психоанализа. Первой женщиной, которая присоединилась с Венскому психоаналитическому обществу Фрейда, была Элен Дейч; в 1918 году она опубликовала первую книгу по психоанализу женской сексуальности, в которой много писала на такие темы, как психология женщин, юность и материнство.

Семейный психоаналитик (и, предположительно, одна из любовниц Карла Юнга) Сабина Шпильрейн также оказала важное влияние на становление психоанализа. Она была одной из пациенток Юнга. В годы дружбы Фрейда и Юнга, они проводили довольно много времени за обсуждением случая Шпильрейн, который помог им сформировать свои взгляды. Самой Шпильрейн также приписывают причастность к разработке концепции инстинкта смерти и популяризации психоанализа в России.

Психоаналитик Карен Хорни стала одним из первых критиков точки зрения Фрейда на женскую психологию. Мелани Кляйн — видный член психоаналитического сообщества — разработала технику, известную как «игровая терапия, которая широко используется до сих пор. Кроме того, собственная дочь Фрейда, Анна, сыграли важную роль в продвижении многих теорий отца и сделала большой вклад в развитие детского психоанализа.

  • Карен Хорни. Понятие «зависти к пенису» в своё время было подвергнуто жёсткой критике, особенно со стороны психоаналитика Карен Хорни. В ответ она предположила, что зависть должны испытывать мужчины, неспособные рожать детей. Эту идею она назвала «завистью к матке». Фрейд ответил на это (хотя и косвенно, в письме: «Мы не должны сильно удивляться, если женщина-аналитик, недостаточно убеждённая в интенсивности собственном желании пениса, не придаёт должного значения этому фактору у своих пациентов» (1949). Фрейд считал также, что идея зависти к матке возникла в результате собственной предполагаемой зависти Карен Хорни к пенису.
  • Софи Фрейд. Несмотря на то, что понятие женской сексуальности часто противоречило патриархальным тенденциям той эпохи, Фрейд всё же оставался человеком своего времени. Его часто называют женоненавистником, и даже его собственная внучка, Софи Фрейд, назвала теории деда устаревшими. «Его идеи были навеяны обществом», — объяснила она.

Даже сам Фрейд признавал, что его понимание женщин было ограничено. «Это все, что я должен сказать вам о женственности», — написал он в 1933 году. — «Это мнение, конечно, неполно и фрагментарно, и не всегда звучит дружелюбно… Если вы хотите узнать больше о женственности, обратитесь к собственному жизненному опыт или поэтам — или подождите, пока наука сможет дать вам более точные и более систематизированные знания».

Сегодня многие психоаналитики предполагают, что, скорее, чем отвергнуть теории Фрейда, мы должны сформировать новый взгляд на его оригинальные идеи. Как сказал один писатель, «Фрейд пересматривал свои теории много раз по мере того, как накапливал новые данные и оформлял свежие идеи. Современные аналитики не должны делать меньше».

Источник:
Что Зигмунд Фрейд думал о женщинах?
«Самый сложный вопрос, на который никогда не могли найти ответ и на который я также не могу ответить, несмотря на тридцать лет моих исследований в области
http://aboutyourself.ru/psianaliz/chto-zigmund-frejd-dumal-o-zhenshhinax.html

COMMENTS