Психология игры

Психологические тренинги, психологические игры, индивидуальные, парные и групповые упражнения

Психологические тренинги, психологические игры, индивидуальные, парные и групповые упражнения

На нашем сайте мы постарались собрать (и работа эта только началась!) все самые интересные психологические тренинги и психологические игры, все психологические упражнения, которые продают людям за деньги сертифицированные (и не очень))) тренеры.

Конечно, есть такие сложные психологические упражнения, которые лучше проделывать в команде с опытными психологами, ведущими хороших психологических тренингов, зарекомендовавших себя и действительно приносящих пользу.

Но есть такие тренинги по психологии, которые каждый может выполнить сам. От Вас требуется (в редких случаях) только собрать команду единомышленников. Потому что хоровод, например, в одиночку, как ни крути, не выполнишь.

Особенно полезны наши материалы будут для педагогов и социальных работников, в том случае если они работают с адекватной, мотивированной аудиторией.

Ведь за психологические тренинги люди выкладывают немалые деньги, поэтому приходя на них и получив задание выполнить то или иное психологическое упражнение или поиграть в психологическую игру, они работаю серьёзно.

Ну а школьники и студенты? Не всегда им можно объяснить, что «это для их же блага». Ведь они не платили огромные деньги за то, чтобы попасть на трёхдневный семинар, который не приедет в их город ещё пять лет.

Ценится только то, что стоит дорого. Поэтому проводить психологические игры, психологические тренинги и психологические упражнения можно только в той группе, которой не надо объяснять, для чего она тут собралась.

Если у Вас есть возможность поиграть в такой атмосфере, то я Вас — поздравляю. Нет? Значит, ещё не пришло время. Выполняйте те психологические упражнения, которые рассчитаны на парную или индивидуальную работу.

Я уже говорила о том, что наш сайт будет пополняться свежими материалами, посвящёнными сценариям и объяснению разного рода психологических игр, психологических тернингов и психологических упражнений.

Вот те психологические упражнения и игры, что уже появились на нашем сайте.

У каждого из нас есть несколько воспоминаний себя — очень счастливого. Их мы представляем как отрывок из кинофильма, со всеми деталями, и видим себя в них как бы со стороны.

Живые воспоминания об определённых моментах жизни называются в психологии — «ресурс счастья».

К этим ресурсам счастья можно и нужно путешествовать. В психологической игре «Шаманское путешествие в «ресурс счастья»» расписано — как и для чего. Сложно на первый взгляд. Но получается очень здорово, когда получится. Возвращается забытый путь к счастью. Понимаешь, в какой момент сбился с нужной дороги и возвращаешься ровно к тому моменту.

Если никогда не занимались визуализацией, то начните вот хоть с этого психологического упражнения: Техника визуализации: Китайский Храм. Тогда и первое пойдёт легче.

А это психологическое упражнение из телесно-ориентированной терапии «Как избавиться от тренда «унисекс»?». Рекомендую всем.

АВС-анализ (проверка звеньев цепи на прочность), вот психологический тренинг для тех, кто любить сидеть с карандашом в руке, а не прыгать на стуле и висеть на люстре. Мирное психологическое упражнение, нешумное и очень интересное. Придётся заполнить табличку и разложить по полочкам все свои истерики. Помогает.

Наш общий сон (юнгианские штудии) — одно из моих любимых психологических упражнений. Предназначено для коллектива. Особенно творческого, но уже сплочённого. Идеально подходит для тех, кто ведёт театральный кружок, кому нужно сплотить группу творческих людей и вывести их на новый уровень коллективного творчества.

Круг мастерства. Уроки волшебника Гудвина — очень красивое и сказочное психологическое упражнение для работы в одиночку. И для тех, кто любит мастерить руками коллажи. А ещё для тех, кто любит сочинять стихи подобно Вини-Пуху. Без этого — никуда.

Для тех, кто читает лекцию о том, что такое ПРОЕКЦИЯ, идеально подойдёт это упражнение в качестве вводной к этой лекции.

А ещё эта психологическая игра подойдёт для тех, кто хочет занять интеллектуальной игрой небольшую группу дружелюбно настроенных людей, не чуждых интеллектуальным времяпровождением. (Игра несложная, пусть вас не пугает выражение «интеллектуальные игры»!)

Психологическое упражнение для работы в паре «Одна голова — хорошо, а две — лучше». Одна из моих любимых психологических игр, гораздо полезнее,чем морской бой или крестики-нолики, а ведь похожа внешне.

«Проективный тест на. конфетах» — самое любимое психологическое упражнение, не только у меня, но и вообще! Само название уже кое о чём говорит, не так ли? Главное, что конфеты есть необязательно. Достаточно их созерцать, что уже тоже приятно. В общем, делайте это психологическое упражнение.

Психологическое упражнение «Как накачать мышцы, отвечающие за «душевность» и «глубину» взгляда?» выполняется на тренингах по психологии в групповой работе. Идеально подходит для тех, кто учится актёрскому мастерству, не только для сцены.

Домашние игры, развивающие воображение у детей, здесь собрано аж семь психологических игр! Есть из чего выбрать придирчивым родителям.

Психологическое упражнение «Наши старые эмоции под Микроскопом «Здесь-и-сейчас»» для тех, кто любит сидеть с карандашом и отвечать на вопросник теста.

В эту психологическую игру (и одновременно развивающую интеллект) «Яков-кот спешит на помощь» Вы можете играть как народном, так и на иностранном языке. Поэтому советую обратить на неё внимание учителям иностранных языков.

На нашем сайте в разделе «Упражнения» Вы найдёте ещё много интересных психологических упражнений и психологических игр.

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Источник:
Психологические тренинги, психологические игры, индивидуальные, парные и групповые упражнения
Материалы по самым интересным психологическим упражнениям, психологическим тренингам и психологическим играм
http://live-and-learn.ru/Psihologicheskie-treningi-psihologicheskie-igry-individualnye-parnye-i-gruppovye-uprazhneniya.html

Психология игры

РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. Комплексная характеристика развития игры

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: во-первых, при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; во-вторых, раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве, в формировании этой важнейшей деятельности ребенка.

Советская дошкольная педагогика накопила большой опыт организации и руководства играми детей всех возрастных групп дошкольного периода развития. В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделенные педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развития ролевой игры. Мы не будем подробно излагать полученные в педагогических наблюдениях данные и анализировать их. Приведем лишь несколько примеров обобщения этих данных.

В этой краткой обобщенной характеристике, за которой лежит большой материал, собранный автором и его сотрудниками, содержится указание на пять основных линий развития игры: а) от малолюдных группировок ко все более многолюдным; б) от неустойчивых группировок ко все более устойчивым; в) от бессюжетных игр к сюжетным; г) от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету; д) от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.

Характеристика эта, хотя и является чрезвычайно общей, содержит в основном правильное описание хода развития. Однако это именно только описание, даже без указания связей между различными линиями или симптомами развития. В самом деле, от чего зависят малолюдность, неустойчивость группировок младших детей и несвязанность между собой отдельных эпизодов игры? Может быть, малолюдность группировок — прямой результат того, что в играх отражается личная жизнь и ближайшее окружение? Ведь в этой личной жизни и в ближайшем окружении основные реальные группировки малочисленны: отец, мать, ребенок и другие члены семьи.

Может быть, вообще дело не в численности группы? В группе из двух человек игра может достигать высокого уровня развития, а в более многочисленной группе — стоять на более низком уровне. Есть все основания предполагать, что уже при переходе к игре вдвоем при наличии ролей, воссоздающих определенную систему социальных отношений, происходит качественное изменение в ходе развития игры, а дальней

Источник:
Психология игры
РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1. Комплексная характеристика развития игры Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает
http://anastasiya-shulgina.narod.ru/book_169/ID_17_36_33.htm

Психология игры

Ролева?я игра? — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как «дочки-матери», «в магазин», «игра в школу» и пр. Ролевая игра — способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков.

Идентифицируя себя с каким-либо персонажем, человек может не только отработать какой-то навык, но и снять эмоциональное напряжение (например, ребёнок, сходивший в цирк, скорее всего некоторое время после этого будет играть в цирк, чтобы взволновавшее его впечатление превратилось в приятное воспоминание). Несмотря на осознание вымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт вполне реален. За счёт этого ролевые игры эффективны в психотерапии.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.

Ролевое общение — это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

В ряде случаев общение согласно общепринятым ролям невозможно из-за сложности ситуации (напр., деловые переговоры подчиняются деловому этикету, но общение в их рамках значительно сложнее отношений учитель-ученик). В детстве деловое (и дружеское) общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть; существуют специальные бизнес-игры для отработки деловых ситуаций (например, через деловую ролевую игру возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри организации), а также образовательные игры [1] . Важна профессиональная организация подобных игр для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, ребёнок может привыкнуть подчиняться старшим детям).

Теории, относящиеся к ролевым играм — психодрама Я. Морено, терапия фиксированной роли Дж. А. Келли и репетирование поведения (Дж. Вольп и А. Лазарус).

Источник:
Психология игры
Ролева?я игра? — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

Психология игры

Игра
ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. play) — один из видов активности человека и животных. Игра — форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира. Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции
Результаты исследований свидетельствуют об эффективности изучения иностранных языков с помощью метода ролевой игры. В процессе овладения иностранными языками в условиях ролевой игры обучаемые придают всё больше внимания процессу практического овладения иностранным языком в ситуациях учебного общения, чаще стремятся выражать свои мысли, не боясь допустить грамматические ошибки, чаще запоминают новую лексику непроизвольно, в ходе общения, легче формируют свои высказывания, стремятся к глобальному пониманию общего смыслового содержания устного и письменного текста, не обращаясь к словарю за выяснением деталей и, наконец, все больше удовольствия им доставляет живое общение на иностранном языке. Игры тренируют освоение норм речевого этикета в условиях игрового взаимодействия и социального общения на иностранном языке.

Проявление дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Вопрос о появлении и развитии творческого мышления детей дошкольного возраста является одним из важных вопросов педагогики и психологии. Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческого мышления. Максимальные возможности для этого заложены в основных видах деятельности ребенка, в первую очередь в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста, благодаря которой в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Разрешение возрастных противоречий в игре подростков
Исследование подростковой игры актуально, поскольку такого рода самопроизвольные формы поведения подростков, которые мы относим к игровым, а) многочисленны, б) не имеют своей атрибуции в отечественных психологических концепциях. По литературе мы имеем данные об игре дошкольников и даже младших школьников. Игре в этих возрастах посвящено большое количество исследований. Глубоких исследований игры в подростковом возрасте не существует. Результаты проводимого нами исследования, предметом которого были игровые характеристики подросткового поведения, показали, что игровые формы в этот период не только активно эксплуатируются, но и играют важную роль в психическом развитии подростков.

Психологические механизмы мотивации подростка в ролевой игре
Исследование механизмов мотивационной сферы человека сочетает в себе высокую теоретическую и практическую значимость. Со времен древних философов рассматривались проблемы обусловленности поведения, проблемы о взаимовлиянии сознания и деятельности, смысловых образований и деятельностных возможностей личности. Исследования Л.С.Выготского, И.С.Кона, Д.Б.Эльконина раскрывают важную роль ролевой игры в развитии подростка, которая обеспечивает общение как ведущую деятельность в этом возрасте. Наряду с различными видами стихийно создающейся ролевой игры (Н.П.Аникеева, С.А.Шмаков) выделяется ситуационно-ролевая игра, являющаяся «специально организованным соревнованием в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, регламентированным правилами» (Б.В.Куприянов, М.И.Рожков).

Л.С.Выготский о роли игры в развитии рече-мыслительной деятельности
Л.С.Выготский определял игру как главный “тракт” культурного развития ребенка, прежде всего, его символической деятельности. В игре ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова. Она является новым видом поведения, в котором действие в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связанности и он учится определять поведение не только непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией, а ее смыслом.

Переживание присутствия игрушки как форма игрового контакта с ней
1. Игровое поведение имеет иерархическую структуру. Развиваясь, малыш осваивает все новые виды игры, не теряя уже освоенное, а гибко используя весь свой игровой репертуар в зависимости от потребностей, желаний и требований игровой среды. Исследователи выделяли несколько видов игры. Одна из самых известных классификаций принадлежит Д.Б.Эльконину, который описал: манипулятивную игру; ролевую игру; символическую игру; игру по правилам. 2. Однако результаты нашего исследования показали, что существует еще одна форма игрового контакта, которую удобно назвать игровое соприсутствие и которая выпала из поля зрения исследователей игры.

Ролевые (моделирующие) игры
«Ролевые Игры» — название молодежного движения, имеющего своей целью проведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических и исторических миров. Движение РИ своим появлением объявляет первое массовое мероприятие, проведенное в 1990 году (Хоббитские Игрища). Термин «Ролевая Игра» (РИ) практически не имеет определения по отношению к тому социокультурному явлению, которое возникло в конце 80-х – начале 90-х годов в нашей стране. Суть «предмета» РИ – моделирование межличностных и микросоциальных отношений между людьми, играющими определенные роли.

Игротерапия как метод коррекции поведения
Социальная изоляция детей с ограниченными возможностями является важной проблемой в настоящее время . У большинства из них нет друзей и товарищей по играм, они избегают социальных контактов. Их мир ограничен стенами квартиры, а общение — семьей. Поэтому дети с ограниченными возможностями больше всего нуждаются в свободной и безопасной межличностной коммуникации. Для подтверждения гипотезы о положительном влиянии групповой игротерапии на поведение детей с ограниченными возможностями проводится исследование на базе научного центра Тамбовского государственного университета. Задача работы состоит в разработке комплекса групповой игротерапии, позволяющего корректировать те особенности поведения этих детей, которые вызваны их социальной изоляцией.

Психологические игры в развитии творческих способностей школьников
Объем общечеловеческих знаний о мире увеличивается с такой скоростью, что происходит обесценивание знаний, полученных человеком не только в средней, но и в высшей школе. В связи с этим я считаю целесообразным разработку и применение новых программ, целью которых является активизация познавательных процессов и развитие творческих способностей учащихся. Одну из таких программ я разработала в 1995 г. и применяю на практике на базе Харьковской областной санаторной школы-интерната для детей больных диабетом. Теоретически данная программа опирается на концепцию гуманистической теории личности, признающей приоритет творческой стороны в человеке. А.Маслоу указывал, что творчество является наиболее универсальной чертой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, он рассматривал творчество, как черту потенциально присущую всем от рождения.

Система игр, развивающих интеллектуальные способности детей
В нашем исследовании мы придерживались функционально-уровневой интерпретации интеллекта (Б.Г.Ананьев) как определённой иерархически организованной структуры познавательных способностей индивида. В основе этой иерархии находятся сенсорно-перцептивные способности, в частности целостность, аналитичность, структурность образа восприятия, выявляемые тестом прогрессивных матриц Равена и субтестами Векслера («Недостающие детали», «Кубики Косса», «Складывание фигур из разрозненных деталей»). При обнаружении у испытуемых недостаточности перцептивного компонента интеллекта используются игры, развивающие логичность образа восприятия: «Сложи узор» Б.Никитина, «Реставратор», «Сложи изображение животных или автомобиля», «Мозаика».

Игротерапия как метод коррекции поведения и общения у трудных школьников
Важной в работе психолога является проблема трудных детей с малоадаптивными стереотипами поведения и общения. Возникает потребность в изучении этой проблемы и путей ее разрешения. Одним из методов изменения малоадаптивных стереотипов является метод игротерапии. Задачами работы выступили: организация экспериментов по игротерапии, включая методическое обеспечение занятий; анализ проведенных занятий; общие выводы по использованию метода игротерапии. Целью данной работы являлось изучение опыта применения игротерапии с трудными детьми, выявление проблем применения, создание системы коррекционных занятий и анализ результатов. Исследовательская работа состояла из 4 направлений.

Источник:
Психология игры
Понятие игры в психологии
http://www.psyhodic.ru/igra-001.html

COMMENTS