Психология менеджмента

Глава 5

Сегодня каждому образованному человеку известен термин «менеджмент». Трактуется он достаточно широко, поэтому рассмотрим это понятие более подробно. Менеджмент понимают как:

1. Вид деятельности по управлению людьми и их работой.

2. Умение добиваться поставленных целей, используя интеллект, способности, навыки, мотивы поведения других людей.

3. Область знания, самостоятельную научную дисциплину, помогающую эффективно управлять людьми.

4. Собирательное от менеджеров, наемных управляющих — определенную категорию людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. В условиях рыночной экономики этот слой превращается в весьма влиятельную общественную силу.

Менеджмент необходим и в спорте, и в шоу-бизнесе, и в сфере производства. Управлению именно в этой сфере мы посвятим данную главу и поговорим о менеджменте как теории и практике управления организациями.

Действительно, осуществляя деятельность, направленную на удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, люди, как правило, работают не в одиночку, а объединяются в организации, которыми надо управлять. Организация, по сути, и явилась тем фактором, который обусловил появление и существование менеджмента.

Что такое организация и почему ею надо управлять?

Американские специалисты в области менеджмента М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедуори на основе изучения и анализа мировой практики управления различными организациями малого и большого бизнеса и обобщения теоретических основ науки управления предлагают простые и ясные определения основных понятий современного менеджмента, помогают понять сущность различных концепций и подходов к управлению, роль и значение психологии в управлении, раскрывают тайны управленческого труда.

Ученые считают, что организацией может считаться группа людей, которая удовлетворяет трем обязательным требованиям:

1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Существуют формальные и неформальные организации или структуры организаций. Формальная организация создается по воле руководства. И как только она создана, она становится социальной средой, где люди взаимодействуют не только так, как предписано, а на основании личных симпатий, антипатий и желаний.

Источник:
Глава 5
Сегодня каждому образованному человеку известен термин «менеджмент». Трактуется он достаточно широко, поэтому рассмотрим это понятие более подробно. Менеджмент понимают как: 1. Вид деятельности
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-3/180.htm

Психология менеджмента, Авдулова Т

Психология менеджмента, Авдулова Т.П., 2003.

В учебном пособии рассматривается управление как процесс принятия решений, как реализация индивидуального стиля руководства и личностных особенностей менеджера. Раскрываются основы теории принятия управленческих решений, психологические вопросы управленческой деятельности, проблемы кризисного управления. Приводятся современные данные о психологии кадрового менеджмента, системе мотивации труда, тендерном аспекте управленческой деятельности.
Может быть полезно широкому кругу специалистов, работающих в области менеджмента.

Модели принятия решений.
Эффективность управленческой деятельности зависит от разнообразных условий и определяется многочисленными факторами. Но независимо от структуры организации, стиля деятельности, от доминирования тех или иных методов управления, влияния личностных особенностей центральным звеном управленческой деятельности является процесс принятия решений. На всех этапах руководства менеджер принимает решения. Так, зарубежные специалисты в области организационной психологии считают, что суть управления состоит в «воздействии на организацию и изменении ее структуры в целях принятия оптимальных решений» [74]. Принятие решений — это главная и определяющая для управления функция менеджера.

С точки зрения психологии, принятие решения — это волевой акт, в результате которого формируются конкретная цель и средства ее достижения. Процесс принятия решений определяется выбором того или иного варианта решения из нескольких альтернатив. «Словарь практического психолога» (1998) дает следующее определение понятию: «Принятие решений — волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности». Принятие решения представляет собой поведение человека в проблемной ситуации, где существуют альтернативные возможности влияния на ход событий. При этом, как правило, ни одна из альтернатив сама по себе полностью не удовлетворяет поставленную цель.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Источник:
Психология менеджмента, Авдулова Т
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Психология менеджмента, Авдулова Т.П., 2003. В учебном пособии рассматривается управление как процесс принятия решений, как реализация индивидуального стиля руководства и личностных особенностей менеджера. Раскрываются основы теории принятия управленческих решений, психологические вопросы управленческой деятельности, проблемы кризисного управления. Приводятся современные данные о психологии кадрового менеджмента, системе мотивации труда, тендерном аспекте управленческой деятельности. Может быть полезно широкому кругу специалистов, работающих в области менеджмента. Модели принятия решений. Эффективность
http://nashol.com/2012111367960/psihologiya-menedjmenta-avdulova-t-p-2003.html

Психология менеджмента Вопросы по дисциплине

Вопросы по дисциплине.

Менеджмент: этимология слова, основные этапы формирования менеджмента как самостоятельной области знания. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление».

Научный этап развития менеджмента как самостоятельной области знания. (Ф. Тейлор, М. Фоллет, А. Файоль, Э. Мэйо)

Вклад психологии в становление менеджмента как науки (А Маслоу, Э. Мэйо, К. Аржирис, Г. Саймон, Ч. Хэнди).

Предмет психологии менеджмента и ее задачи.

Основные направления развития менеджмента в ХХI веке: Роль научной психологии в повышении эффективности современного менеджмента.

Системные теории менеджмента (Т. Питерс и Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос, «7-S» теория).

Менеджмент в постиндустриальном обществе: изменение внешней среды и пути адаптации организации.

Изменение организационной структуры и психологического содержания управленческой деятельности в постиндустриальном обществе.

Определение управления. Соотношение понятий «управлений» и «менеджмент».

Алгоритм управленческой деятельности.

Лидерство: основные подходы к изучению феномена.

Лидерство, руководство, менеджмент: сущность и специфика каждого типа управления.

Система управления организацией (по О.С. Виханскому и А.И. Наумову). Основные подсистемы СУ.

Информационно-поведенческая подсистема СУ, типы информационно-поведенческих подсистем СУ.

Подсистема саморазвития системы управления. Связь с психологией и основные психологические потребности системы управления.

Эволюция управления человеческим ресурсом: модель генезиса управления человеческим ресурсом по Н.Н. Носову, эволюция управления человеческим ресурсом по Т.Ю. Базарову.

Организационно-культурный подход в менеджменте.

Основные функции менеджмента ( (по О.С. Виханскому и А.И. Наумову).

Психологические аспекты целеполагания. Психологическое определение цели. Критерии правильно поставленной цели и психологическое значение соблюдения этих критериев.

Мотивирующая / демотивирующая роль целеполагания (видение, уровень притязаний, ценности).

Управление по целям, прямой (командный менеджмент) основные положения, сравнительный анализ, положительные и отрицательные стороны.

Психологические аспекты разработки стратегии. Определение стратегии. Виды стратегии. Культурно-психологическая обусловленность разработки корпоративной стратегии.

Взаимосвязь цели, стратегии и миссии организации. Правила формулирования миссии.

Психологические аспекты планирования работы. Определение планирования, его задачи и виды. Психологические закономерности процесса планирования.

Психологические аспекты проектирования работы. Определение проектирования, его функциональные и психологические задачи.

Психологические аспекты мотивации персонала. Определения мотивации. Основные типы мотивационных теорий. Концепция Дж. Коллинза.

Содержательные теории мотивации, общая характеристика, основные концепции.

Процессуальные теории мотивации, общая характеристика, основные концепции.

Психологические аспекты координации работы. Определение координации. Специфика функции координации. Основные метафорические модели координации.

Психологические аспекты учета работы. Определения, методы и правила учета.

Психологические аспекты оценки работы. Определения и методы оценки.

Психологическое значение учета и оценки работы.

Координация работы: психологическое определение, правила.

Психологические аспекты контроля выполнения заданий. Определение контроля. Типы контроля.

Основные психологические ошибки, допускаемые при реализации функций контроля.

Психологические аспекты обратной связи от менеджера к подчиненному. Определение обратной связи и ее назначение. Алгоритм предоставления обратной связи подчиненному.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Менеджмент [Текст] : учебник. — М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011. — 690 с. (20 экз.)

Пряжников Н. С. Психология труда [Текст] : учеб. для студентов вузов / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — 5-е изд., стер. — М. : Изд. центр «Академия», 2009. — 476 с. (62 экз.)

Виханский О. С. Стратегическое управление [Текст] : учеб. для студентов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент» / О. С. Виханский ; . — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2004. – 292с.

Виханский О. С. Менеджмент [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / О. С. Виханский, А. И. Наумов ; . — 3-е изд. — М. : Экономистъ, 2004. — 527 с.

Драккер, Питер Ф.. Управление, нацеленное на результаты [Текст] = Managing for results : пер. с англ. / П. Ф. Драккер. — М. : Технол. шк. бизнеса, 1992. — 192 с.

Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента [Текст] = The Practictice of Management : пер. с англ. / П. Ф. Друкер ; под ред. Я. К. Мариновича. — Переизд. — М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2001. — 397 с.

Друкер, Питер Ф.. Эффективный управляющий [Текст] = The Effective Executive / П. Ф. Друкер ; . — М. : СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1994. — 268 с.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] : практикум. — СПб. : Речь, 2001. — 447 с.

Ревская Н. Е., Психология менеджмента, Конспект лекций, Санкт-Петербург: «Альфа», 2001, 240 с.

Шейн Э.Ч. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Источник:
Психология менеджмента Вопросы по дисциплине
Менеджмент: этимология слова, основные этапы формирования менеджмента как самостоятельной области знания. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление».
http://refdb.ru/look/2464391.html

Тема 11

1. Личность как объект управления. Понятие личности и ее структура.

2. Понятие и общая характеристика групп, и их виды. Этапы развития групп. Условия эффективности группы.

3. Руководство в организации. Власть и ее основные типы. Формы личного влияния в руководстве.

4. Основы лидерства. Подходы к изучению лидерства.

5. Стиль руководства. Типология стилей. Выбор менеджером своего стиля руководства.

1. М.Х.Мескон и др. Основы менеджмента.- гл.15, 16 и 17.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М., 1998, с.105-118, 402-409

3. Шувалов В.И. Социальная психология менеджмента.- М., 1997.

1 Личность как объект управления. Понятие личности и ее структура.

Чтобы руководить своими подчиненными, менеджер должен уметь понимать, что представляет каждый из них как личность, каковы его характеристики и индивидуальные черты.

Без психологических знаний о личности работника, без профессионального подхода к работе с сотрудниками менеджер не сможет выполнять свои задачи.

Поэтому в данной теме мы рассмотрим, некоторые, самые начальные понятия психологии менеджмента.

Прежде всего, рассмотрим личность как объект управления в менеджменте.

Личность-это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.

Личность-это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно действовать.

Черты личностиформируются под влияниемприродных свойств:особенностейвысшей нервной деятельности, эмоции, чувств, а также социальных факторов: образования, опыта, привычек, круга общения и др.

Хорошее знание и понимание этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на них и наоборот незнание и непонимание делает его деятельность неэффективной.

Структура любой личности характеризуется следующими свойствами:

1. Общими качествами (интеллект, ум, работоспособность, общительность внимание и проч.);

2. Специфическими свойствами, под которыми понимаются способ­ности к тому или иному виду деятельности;

3. Подготовленностью к нему в виде совокупности умений, знаний, навыков, квалификации;

4. Направленностью, т.е. ориентированностью своей активности – на взаимодействие, на достижение цели, на себя.

5. Определенным складом характера;

6. Биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом).

Рассмотрим некоторые эти психологические свойства личности.

Способности– это совокупность черт, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему. Понаправленности способностибывают техническими, организационными, педагогическими и др.

Выделяют следующие способности, которые связаны с определенной сферой или видом деятельности, они могут быть 2- х типов:

Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей. Такие способности нужны работникам, связанным с проведением переговоров, широкими контактами с людьми, с рекламой, маркетингом.

Конструктивные — направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: технической, знаковой, естественной и др. Их реализация не требует широких контактов с окружающими.

Следующее психологическое свойство личности – направленность. Оно создает устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, определяет его цели и мотивы.

Выделяются 3 типа направленности личности:

на себя, которые одновременно могут присутствовать у большинства людей в той или иной степени.

Направленность на взаимодействиеили на общение, означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошее отношения, совместно решать конкретные проблемы и др., т.е. работать в компании.

Направленность личностина задачу, по другому называемаяделовой,предполагает, чточеловек делает упор на достижение цели,например успешное решение стоящей перед ним проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями, навыками, доказательство своей правоты и т.п. Для него болееважным является то ,что, а не как он делает.

Направленность на себяилиличная направленность, состоит встремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица пытаются переложить работу на других, а в случае индивидуальной деятельности создают видимость работы.

Знание направленности сотрудников помогает найти правильный подход к людям и облегчает руководство ими.

Направленность личности определяется с помощью специальных тестов.

Личность человека внешне проявляется в типах его поведения, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим).

Тип поведения вместе с направленностью человека либо на себя и свой собственный мир, либо на окружающих определяет тип темпераментачеловека.

Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения.

Темперамент влияет на характер, стиль работы, отношения человека с окружающими.

Выделяют 4 типа темперамента:

Зависимость типа темперамента от 2-х указанных групп характеристик человека может быть показана на следующей схеме (рис .1)

На этой схеме классификация темпераментов показана в зависимости от 2-х групп показателей:

интроверсии – экстраверсии (горизонтальная ось ) и

эмоциональная стабильность – нейротизм (вертикальная ось).

Экстраверсия означает психологическую ориентацию человека на внешний мир, окружающих, общение с другими людьми, открытость и активность; — ЭКСТРАВЕРТ

Интроверсия– противоположный тип, направленность внимания личности на внутренний мир и интересы, сосредоточенность на внутренних переживаниях, замкнутость;

Эмоциональная стабильность– означает устойчивость нервной системы, проявляется в спокойствии, иммунитет к стрессам;

Нейротизм– пррямо противоположное качество.

Кратко рассмотрим типы теперамента.

Холерик – человек с неуравновешенным типом темперамента. Отличается резкостью в отношениях, раздражительностью, прямолинейностью.Для людей холерического темперамента присущи большая подвижность, частая смена настроения, нетерпеливость и излишняя нервозность. Речь – громкая, неровная, поведение в сложных ситуациях – нерасчетливое.

Холерики плохо переносят работу, требующую малоподвижности, сидячего положения.

Холерическим темпераментом обладали Петр I, Суворов А.В., Ленин В.И.,Жуков Г.К. Сталин В.И. Троцкий Л.Д.Большинство крупных политиков – холерики.

Сангвиник– это человекс сильным уравновешенным типом нервной системы.Он легко приспосабливается к новым условиям, быстро находит контакты с окружающими. Его отличает жизнерадостность, энергичность, работоспособность, четкая выразительная речь, живая мимика и жесты.

Для них предпочтительна работа, сочетающая умственную деятельность с умеренным трудом. Удачно сангвиники справляются с общественными поручениями, с торгово-коммерческими операциями.

Примерами сангвиников могут служить Ю.Гагарин, актер Е.Евстигнеев, из литературных героев –Ольга Ларина (“Евгений Онегин”).

Флегматик – ровный и выдержанный человек.Внешне отличается медлительностью и спокойствием. Для него характерна рассудительность, осторожность, терпеливость, немногословность, аккуратность.

Носителями флегматичности темперамента были М.И. Кутузов, Л.Н. Толстой, И. Крылов.

Меланхолик – нерешительный, робкий человек, склонен к замыканию в себе.Он трудно привыкает к новой обстановки, неспособен быстро устанавливать контакты с людьми. Обладаетвпечатлительностью, чуткостью, верностью чувству долга, обидчивостью.

Ему не желателен сидячий образ жизни, длительное умственное напряжение.

Меланхолическим темпераментом обладали Гоголь Н.В., Достоевский Ф.М., Чайковский П.И.

Все типы темпераментов равноценны.У каждого из них естьдостоинства и недостатки.Поэтому руководителю нужно знать их особенности при установлении контактов, распределение работ, воздействии на подчиненных. Критическое замечание, например, может вызвать раздражение у холерика, подтолкнуть к активным действиям сангвиника, оставить равнодушным флегматика и выбить из колеи меланхолики.

Еще одной важнейшей чертой личности является характер – устойчивый, индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение,

Характер человека проявляется в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе.

К чертам характера относят: отзывчивость, скрытность, трудолюбие хитрость, честностьи др.

Без учета характера сотрудников управлять в совершенных условиях организацией невозможно, поэтому менеджерам необходимо знать его основные типы.Вчистом видеим обладает, примерно половина людей, а у другой половины характер являетсясмешанным.

Источник:
Тема 11
1. Личность как объект управления. Понятие личности и ее структура. 2. Понятие и общая характеристика групп, и их виды. Этапы развития групп. Условия эффективности группы. 3. Руководство
http://studfiles.net/preview/4644967/page:39/

COMMENTS