Психология межличностного взаимодействия

Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками Текст научной статьи по специальности — Психология

Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Виноградова Наталья Валерьевна, Рьрчкова Лидия Сергеевна

Рассмотрены проблемы общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, особенности общения детей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития. Определено решающее значение межличностного общения не только как базовое основание формирования личности, но и как необходимое условие при реабилитации детей-сирот с депривационным дизонтогенезом.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Виноградова Наталья Валерьевна, Рьрчкова Лидия Сергеевна,

Orphans’ peculiarities of communication in the process of interpersonal interaction with peers

The article deals with orphaned children’s communication in the process of interpersonal interaction with peers. The communication pecularities of orphans with deprivation development dysontogenesis are considered. Crucial importance of interpersonal communication is defined not only as a basic foundation of personality formation, but also as prerequisite for rehabilitation of orphans with deprivation development dysontogenesis.

Текст научной работы на тему «Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками»

?Психология развития и педагогическая психология

УДК 371.8-053.2 ББК Ю984.01+Ю954

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Н.В. Виноградова, Л.С. Рычкова

Рассмотрены проблемы общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, особенности общения детей-сирот с деприва-ционным дизонтогенезом развития. Определено решающее значение межличностного общения не только как базовое основание формирования личности, но и как необходимое условие при реабилитации детей-сирот с депривацион-ным дизонтогенезом.

Ключевые слова: дети-сироты, межличностное взаимодействие, общение, депривация, социализация.

Проживание в интернатных учреждениях, в которых роль трансляторов социального опыта выполняют группы взрослых и сверстников, нарушает процесс социализации детей-сирот, поскольку любая имитация семейных отношений, как и человеческих отношений в целом, со стороны взрослых в искусственно созданных условиях приносит вред социали-

зации ребенка [3, 4]. Результаты исследования М.И. Лисиной [2], Е.Д. Худенко [3], А.М. Прихожан [4] показали, что нарушение социализации охватывает все три сферы данного процесса. Общение со взрослыми и сверстниками характеризуется неполноценностью и неготовностью к общению в социуме. Деятельность имеет свои особенности, а именно отсутствие самостоятельности, трудность адаптации к новым условиям жизни и низкий уровень саморегуляции. Своеобразие дефектов в развитии самосознания проявляется в нарушении механизмов становления собственной идентичности, в неумении адекватно оценивать себя, в ориентированности только на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего.

Характерной особенностью развития детей-сирот является задержка психического развития, дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта [3, 6]. Психологи и врачи, наблюдающие детей-сирот, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», отмечается низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадап-тивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом [5, 7]. Первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких соци-

Виноградова Н.В., Рычкова Л.С. Особенности общения детей-сирот

_________________________________в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками

Таким образом, межличностное общение, рассматриваемое в отечественной психологии как одно из базовых оснований формирования личности, является необходимым для благоприятного развития ребенка рассматриваемой категории. Создание программ социальнопсихологической реабилитации детей-сирот и оказание адекватной психологической помощи актуализируют проблему исследования специфики общения и межличностных отношений детей-сирот в возрастном аспекте и конкретных условиях их жизни.

Целью исследования было изучение особенностей межличностного общения де-

тей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития.

Методики исследования. 1. Методика «Формы общения» (по М.И. Лисиной). 2. Метод наблюдения. 3. Методика «Выбор в действии» Я.Л. Коломинского.

Характеристика выборки исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2010 годов. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Курчатовского района» г. Челябинска. Обследовано 167 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития де-привационного генеза.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе исследования результаты показали, что дети-сироты с депривационным дизонтогенезом характеризуются низким уровнем речевой активности (у 91,91 % обследованных). По собственной инициативе дошкольники данной категории редко обращаются к взрослому (29,34 %), используя речевые средства. Речевые высказывания детей-сирот не имеют социального, информативного содержания. При этом специфической особенностью в установлении контакта со взрослым является применение жес-то-мимических и тактильных средств.

Общение со сверстниками детей-сирот с задержкой психического развития (ЗПР) депри-вационного генеза также имеет специфические особенности. Межличностное общение детей-сирот с ЗПР характеризуется отсутствием межличностной активности (29,34 %) либо низким уровнем инициативности (44,91 %). По собственной инициативе дети-сироты редко включаются в игру со сверстниками, предпочитая наблюдать за предметно-игровыми действиями. При этом диагностируется крайне низкая чувствительность к воздействиям сверстников (74,25 %). Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый, но и в этой ситуации полноценного взаимодействия между ними не обнаруживается. Преобладающий эмоциональный фон общения негативный (23,35 %) и нейтрально-деловой (68,26 %).

Анализ межличностных отношений в экспериментальной группе дошкольников показал, что благоприятные статусные позиции занимают 27,54 % детей. К благополучному социальному статусу относят «предпочитаемых» (9,6 %) и «принятых» (17,96 %) дошкольников. 72,46 % дошкольников имеют неблагоприятный статус в группе сверстников, из которых 58,88 % являются «непринятыми» в

Серия «Психология», выпуск 13

Психология развития и педагогическая психология

группе сверстников, а 13,77 % «изолированными». Данная группа характеризуется низким уровнем благополучия взаимоотношений, так как количество дошкольников (72,46 %) с неблагоприятными статусными категориями (непринятые и изолированные) значительно расходится с количеством детей (27,54 %) с благоприятными статусными позициями (предпочитаемые и принятые). Отмечается высокий индекс изолированности детей в данной группе (13,77 %). Группа не является достаточно сплоченной: число взаимных выборов составляется 11 % от общего числа выборов. Анализ результатов социометрического исследования выявил отсутствие четкой социометрической структуры.

Таким образом, результаты исследования позволяют прийти к следующим выводам.

1. Межличностное общение является одним из основных условий развития ребенка. Являясь ведущим видом деятельности человека, общение оказывает влияние на формирование его личности, так как направлено на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.

2. Депривационные условия развития де-тей-сирот, воздействия психогенного характера приводят к формированию специфических особенностей межличностного общения: отсутствие интереса к деятельности сверстников, безразличие или негативное отношение к оценкам в свой адрес, отсутствием предпочтений в общении с ровесниками, диффузно-стью структуры группы общения. Особенности общения детей-сирот, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности. Отсутствие осознания себя в системе отношений с другими приводит к формированию ряда негативных качеств, значительно осложняющих вхождение

ребенка в нормальную социальную жизнь.

3. Специфика межличностного общения детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза с окружающими имеет большое значение для понимания своеобразия формирования их психики, а также для оказания адекватной помощи. Преодоление специфических нарушений межличностного общения детей данной категории должно осуществляться в рамках целенаправленной социально-психологической реабилитации, учитывающей не только ситуацию социального развития ребенка, но и структуру дефекта.

1. Выготский, JI.C. Основы дефектологии / JI.C. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. -654 с.

2. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. — СПб.: Изд-во «Питер», 2009. — 320 с.

3. Новые технологии социальной реабилитации детей, находящихся в условиях интеллектуально и эмоционально обедненной среды: метод, сб. / Е.Д. Худенко, Т.И. Шулъга, И. И. Поташова и др. — М. : Центр коррекционных технологий, 2008. — Вып. 1. — 180 с.

4. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во Питер, 2007. -400 с.

5. Рычкова, Л.С. Специальная психология: учебное пособие / Л.С. Рычкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.-157 с.

6. Сиротство как социальная проблема // под ред. Л. И. Смагиной. — Минск: Спектр-Диалог, 2005. -104 с.

7. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2008. -192 с.

Поступила в редакцию 19 апреля 2011 г.

Виноградова Наталья Валерьевна. Аспирант факультета психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; e-mail: vinnv@ chelcom.ru

Nataliy V. Vinogradova. Post-graduate student of faculty of psychology, South Ural State University; e-mail: vmnv@chelcom.ru

Рычкова Лидия Сергеевна. Доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; тел.: 8 (351)2679981.

Lydia S. Rychkova. Doctor of medical sciences, professor of department of general psychology, South Ural State University; Tel: 8 (351)2679981.

Источник:
Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками Текст научной статьи по специальности — Психология
Рассмотрены проблемы общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, особенности общения детей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития. Определено решающее значение межличностного общения не только как базовое основание формирования личности, но и как необходимое условие при реабилитации детей-сирот с депривационным дизонтогенезом.
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obscheniya-detey-sirot-v-protsesse-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-so-sverstnikami

Процессы межличностного взаимодействия (стр

Процессы межличностного взаимодействия

1. Общение как основа межличностных отношений

2. Коммуникативная сторона общения

3. Типы информации и средства коммуникации

4. Психология межличностного общения

5. Социально-ролевые отношения

6. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие и структура малых групп в психологии

С психологическими явлениями мы постоянно встречаемся в своей обыденной жизни. Можно с уверенностью сказать, что каждый человек в той или иной степени выступает как психолог, поскольку без определенного запаса психологического опыта и знаний невозможно жить среди людей. В практике живого общения люди постигают немало психологических знаний. Так, каждый из нас уже с детства умеет по внешним проявлениям — мимике и жестам, интонациям голоса, поступкам, реакциям и т.д. — определить особенности эмоционального состояния другого человека и подобрать соответствующую линию поведения. Каждый из нас в определенной степени умеет различать особенности характера других людей, судить об их возможностях, способностях и т.д.

Однако житейские психологические знания очень расплывчаты и приблизительны. В важных процессах межличностного взаимодействия они не редко нас подводят, и в частной жизни мы не редко делаем ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Тем более часто такие ошибки совершаются в профессиональной деятельности руководителя, предпринимателя, преподавателя и т.д. Научное знание психологии отличается от житейского тем, что оно опирается на силу общечеловеческого опыта и многочисленных специальных исследований, и поэтому позволяет выявить закономерности в психологических процессах.

1. Общение как основа межличностных отношений

В современной психологии основой межличностных отношений является общение. Общение с людьми — это наука и искусство, которое человек постигает на протяжении всей жизни. Но здесь, безусловно, важны природные способности человека и его образование.

Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия, психология, психиатрия, социология и т.д. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны, связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

Существует множество определений понятия «общение», но, на мой взгляд, самым полным является следующее:

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

На практике часто путают и отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Главным средством общения является язык

Также различают два вида общения: вербальное и невербальное. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

2. Коммуникативная сторона общения

Коммуникация в широком смысле этого слова обозначает смысловой аспект социального взаимодействия, т.е. процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Специфика человеческого коммуникативного процесса, во-первых , состоит в том что, в этом процессе мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом.

Схематично коммуникация может быть изображена как процесс, при котором происходит обмен информацией: в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Во-вторых , характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами определяется тем, что посредствам системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть ничто иное, как психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения.

В-третьих , коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент) обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Только принятие единой системы значений обеспечивает партнерам возможность понимать друг друга. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся индивидов они должны быть идентичны.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социальный или психологический характер.

3. Типы информации и средства коммуникации

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора,

может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и т.д. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя, в конечном счете, и в этом случае общее правило коммуникации действует.

Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используют речь) и невербальную коммуникацию (используют различные не речевые знаковые системы).

В основе речи лежит умение пользоваться определенным видом знаков, а именно знаками – символами. Знаком называют такой предмет, который выступает в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используется для приобретения информации, знаний, состояний и т.д.

В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, передача эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Первым среди названных средств с уверенностью можно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

4 .Психплогия межличностного общения

Исследование психологии масс, дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъект деятельности и общения с другими людьми.

Межличностное общение также можно назвать гуманистическим . Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, не изменяя точку зрения партнера, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Межличностное общение детерминируется не сколько с наружи, сколько изнутри. Однако при таком виде общения прослеживается зависимость от индивидуальности.

Основным механизмом воздействия в межличностном общении является внушение. Важно помнить, что это обоюдное внушение, т.к. оба партнера доверяют друг другу и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

5. Социально-ролевые отношения

Социально-ролевые и социально-политические отношения в группе определяются рядом параметров. Для более точной характеристики места каждого индивида в структуре внутригрупповых отношений используются такие понятия как «статус», «престиж» и «роль».

Статус — это положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее ее право, обязанности и привилегии. Статус связан с официальным положением, занимаемым индивидом в группе. От этого положения зависит степень влияния на остальных членов группы.

Престиж — это отражение в групповом сознании реального положения того или иного индивида, характеризуется степенью влияния, доверия и уважения, которым он пользуется в группе. Статус является следствием официального положения человека в группе. Престиж же – это результат соотнесения социально – значимых характеристик со шкалой ценности сложившейся в данной группе. Высоким престижем может обладать любой формально рядовой член группы.

Роль -это нормативно заданный и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенный статус и пользующийся определенным престижем. Человек в группе, как правило, выполняет множество ролей. Эти роли в какой-то мере могут быть заданы официальным положением, но в еще большей мере они избираются самим членом группы. В малой группе каждый ее член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами занимает определенное положение в системе групп новых межличностных отношений. Из этого следует, что каждый индивид имеет определенный статус и престиж, и играет определенную роль.

Источник:
Процессы межличностного взаимодействия (стр
Общение как основа межличностных отношений. Коммуникативная сторона общения. Типы информации и средства коммуникации. Психология межличностного общения. Социально-ролевые отношения. Социально-психологический климат в коллективе. Структура малых групп.
http://mirznanii.com/a/198740/protsessy-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya

Психология межличностного воздействия

В предыдущих параграфах были подробно рассмотрены проблемы межличностною познания и формирования с партнером по общению межличностных отношении, ч го в целом является благоприятной предпосылкой оказания на партнера психологического воздействия.

Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Транслируемая информация может быть как в вербальной, так и невербальной форме. Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. Роль психологического воздействия на практике весьма значительна (например, с его помощью можно в реальной жизни управлять людьми). В этом плане психологическое воздействие часто может являться конечной целью общения, предполагающей сформировать у партнера по межличностному контакту определенные убеждения и мотивацию. В содержательном плане психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д.

Психологическое воздействие может быть направлено на других людей и на самого себя (психическое самовоздействие — самоубеждение, саморегуляция, самопрограммирование и т. д.), но этот феномен не является предметом рассмотрения в данной теме. Психологическое воздействие может осуществляться на разные уровни психики: на осознаваемый и неосознаваемый. Методы и средства подпороговых воздействий с целью изменения поведения людей, хотя они широко распространены в жизни (например, в рок-культуре, поп-арте, рекламе и др.), также не будут нами рассматриваться.

Системный подход к психологическому воздействию аналогичен межличностному восприятию. В него входят субъект, объект и процесс психологического воздействия (рис. 5). Выделение названных выше элементов необходимо для глубокого и обстоятельного анализа. В реальной жизни инициатива воздействия может переходить от субъекта к объекту и наоборот. Тот, кто первый начал серию воздействий, может называться субъектом (инициатором), а тот, кто испытал его влияние, — объектом (адресатом влияния, реципиентом).

Рис. 5. Системный подход к межличностному воздействию

Субъект психологического воздействия(рис. 5, субъект) может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и исследователя своего процесса воздействия. В роли субъекта может выступать один человек или группа.

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса, материальных и информационных ресурсов и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на своего партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие; выбирает стратегию, тактику и средства воздействия; учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности—неуспешности воздействия (обратную связь); организует противодействие объекту (при его возможном контрвоздействии) и т. д. В том случае, если реципиент (объект воздействия) не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манилулятивного воздействия.

Процесс межличностного воздействия (рис 5, процесс). Процесс психологического воздействия (влияния), будут, в свою очередь, многомерной системой включает стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.

В отличие от манипулятивной стратегии, диалогическая (развивающая) стратегия исходит из признания субъективном полноценности и принципиального равноправия взаимодействующих партнеров и поэтому стремится абстрагировался от всевозможных различий между ними.

Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Тактика воздействия обуславливается его задачами. Все тактики можно подразделить на две основные группы кратковременного и длительного эффекта.

При адекватной интенсивности, воздействие может более или менее фиксировать на себе сознание реципиента, затрагивать его эмоции и побуждать к корректировке своего поведения (Бодалев, 1996).

Средства воздействия могут быть вербальными и невербальными (паралингвистическими и экстралингвистическими>. По сравнению с другими элементами процесса средства влияния являются наиболее вариативными. При их адекватном подборе они могут обеспечить эффективность оказания воздействия. Основой успеха является выбор системы аргументации, убедительной для реципиента, базирующейся на реальных условиях жизни и учитывающей психологические особенности объекта (Мицич, 1987). Система аргументации может включать мировоззренческие доказательства, сведения, характеризующие образ жизни, и пр. Что же касается использования невербальных средств воздействия, то в целом они должны быть адекватны объекту, субъекту и условиям воздействия.

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

В последнее время с использованием метода принуждения получили распространение тренинги с негативным подкреплением или наказанием, в основе которых лежат различные предупреждения, порицания и штрафы за нежелательное поведение (например, в целях сдерживания непроизвольных поведенческих актов используются наказания рвотными лекарствами и даже слабыми ударами электрошока). Такие аверсионные процедуры и техники достаточно спорны: они имеют как сторонников, так и оппонентов.

Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.

Формы межличностного воздействия могут быть речевыми (письменными и устными), наглядными и демонстрационными. Выделение названных форм необходимо для научного анализа и выработки конкретных рекомендаций по оптимизации психологического воздействия в практической работе. Легче всего воспринимаются устные (речевые), наглядные и особенно демонстрационные формы. Выбор форм определяется многими факторами: задачами воздействия, личными и деловыми качествами объекта и субъекта, материально-финансовыми ресурсами субъекта и пр.

Система аргументации предполагает абстрактные доказательства и сведения конкретного характера. Как показывают исследования, наиболее эффективной является фактическая и цифровая информация, которая легче запоминается и сопоставляется. В качестве критерия эффективности довода (величины его вклада в конечный продукт взаимодействия) может являться мера сближения позиций участников беседы. Косвенным свидетельством эффективности аргумента считается улучшение отношений между собеседниками, возрастание их доверия друг к другу (Гайда, 1987; Шибутани, 1998; Андреева, Богомолова, Петровская, 2001). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации (доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта), а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и пр.).

Критерии эффективности воздействия могут быть стратегическими (отсроченными в перспективе, например, мировоззренческими) и тактическими (промежуточными), которыми руководствуется субъект в процессе воздействия на партнера (к примеру, речевыми высказываниями, мимикой и пр.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и время общения, количество участников общения, на которых оказывается воздействие (Росс, Нисбетт, 1999).

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем состоит системный подход к межличностному восприятию?

2. Какие особенности субъекта влияют на восприятие им людей?

3. Какие составляющие входят в физический и социальный облик воспринимаемого человека?

4. По каким признакам вы можете определить, что новый знакомый (знакомая) ведет себя искренне или, наоборот, неискренне (например, занимается самопрезентацией)?

5. Какие механизмы межличностного познания искажают образ воспринимаемого человека?

6. Какие различия существуют между механизмами межличностного познания?

7. Оцените, пожалуйста, какие виды наблюдательности у вас развиты, и опишите свою социально-психологическую наблюдательность.

8. Проанализируйте, какие свойственные вам механизмы могут исказить межличностное познание.

9. Перечислите основные классификационные схемы функций общения, раскройте их содержание.

10. Выделите у себя механизмы познания людей, которые наиболее часто вами проявляются.

11. После просмотра видео-, кинофильма опишите 1-2 действующих лица, используя системный подход к восприятию физического и социального облика человека.

12. Что представляют собой межличностные отношения?

13. Какое соотношение между понятиями «социальная дистанция» и «психологическая дистанция»?

14. Опишите, пожалуйста, каким образом различные особенности личности влияют на развитие межличностных отношений.

15. Какие различии между понятиями «межличностная и эмоциональная привлекательность», «аттракция» и «притяжение»?

16. Охарактеризуйте динамику межличностных отношении и ее проявление в теории и жизни.

17. В чем суть эмпатии и как она проявляется?

18. Охарактеризуйте роль различных условий на развитие межличностных отношении.

19. Проанализируйте, какие ваши особенности влияют на формирование межличностных отношений.

20. Проанализируйте, каков уровень пашей эмпатии (желательное помощью одной из методик).

21. Соотнесите изложенные в параграфе теоретические знания с вашим опытом формирования межличностных отношений.

22. Охарактеризуйте, что представляет собой психологическое воздействие.

23. Какие характеристики субъекта психологического воздействия влияют на эффективность межличностного влияния?

24. Какие особенности объекта необходимо учитывать при оказании на него психологического воздействия?

25. Опишите структурные элементы процесса психологического воздействия.

26. Охарактеризуйте методы психологического воздействия.

27. Проанализируйте с помощью теоретических понятии, как вы осуществляете психологическое воздействие на ваше окружение.

28. Подумайте и выделите свой потенциал, который можно использовать для повышения эффективности психологического воздействия на ваших партнером.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000.

2. Андреева Г.М.. Богомолов Н.Н . Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. М.. 2001.

3. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

4. Афонин Н. С. Эффективность лекционной пропаганды: социально-психологический аспект. М., 1975.

5. Балл Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, с. 56-66.

6. Бальзак О. Теория походки. М.. 1996.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1996.

8. Бобнев М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М , 1975.

9. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982.

10. Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.

11. Брушлинский Л. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990.

12. Вечер Л. С. Секреты делового общения. М.. 1996.

13. Вилтон Г., Макклафлин К. Язык жестов. М., 1999.

14. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношении. М.: МГУ, 1987.

15. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.

16. Дерябо С., Левин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.

17. Джерелневская М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2000

18. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 2000.

19. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994.

20. Емельянов Ю. И. Активное социально-психологическое обучение, Л., 1985.

21. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

22. Шард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

23. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000.

24. Кириченко А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности госслужащих (теория, методология, технология) М., 1999.

25. Ковалев Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 1995. С. 352-374.

26. Кон И. С. Дружба. М., 1987.

27. Кон И. С. Психологии ранней юности. М., I9S4.

28. Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 1996.

29. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону, 1981.

30. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С. 158-172.

31. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001.

32. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону. 1999.

33. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология утрудненного общения. М., 2001.

34. Лебон Г. Способы действия вожака. // Психология толп. М.. 1998.

35. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии, М. Наука, 1975.

36. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.

37. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М . !985.

38. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.

39. Mайерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

40. Манеров В. X. Психодиагностика личности по голосу и речи. СПб., 1997.

41. Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров. 1995.

42. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.. Питер, 2001.

43. Мицич П.Аргументация: цели, условия, приемы// Психология влияния, СПб,, 2000. С. 367-396

44. Мясишев В. Н. Психология отношении. Москва-Воронеж. 1995.

45 Ниренберг Д,, КалероТ. Читать человека — как книгу. М., 1990

46. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979.

47. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: МГУ, 1987.

48. Основы социально-психологической теории. М., 1995.

49. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М., 2000.

50. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. М., 1996.

51. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии и теории. СПб., 1999.

52. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.,1989.

53. Познание и общение. /Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М, 1988.

54. Поршнев Б.Д. Социальная психология и история. М., 1979.

55. Практическая психология. СПб., 1997.

56. Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981.

57. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

58. Психологические исследования общения. / Отв. ред.Б. Ф.Ломов и др. М., 1985.

59 Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. М., 1998. С. 336-355.

60. Психология влияния: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

61. Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения. //Современная психология. М., 1999. С. 508-523.

62. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. М., 1994.

63. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999

64. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. М.. 1996.

65. Скрипкина Т. П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов-на-Дону, 1997.

66. Соколова-Бауш Е О Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М,; МГУ, 1999.

67. Сорины. Язык одежды. М., 1998

68. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М.: ИП РАН,1996.

69. Социальная психология. / Под ред. Е.С. Кузьмина, В Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1975.

70. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

71. Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций. М., 1996.

72. Тедески Дж., Неслер М. Основы социальной власти и социального влияния // Иностранная психология, 1991. Т. 2 (4). С. 25-31.

73. Тутушкина М. К. Общение и межличностные отношения // Практическая психология. СПб., 1997. С. 159-172.

74 Уайтсайд Р. О чем говорят лица. СПб., 1997.

75. Хабибулин К. Н. Восприятие личности в межнациональном общении // Философские и социологические исследования. Л., 1974. С. 86-94.

76. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

77. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

78. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

79. Штангль А. Я зык тела, М., 1996.

80. Экман П. Психология лжи. СПб., 1999.

81. Эксакусто Т. В. «Барьеры» общения и диагностика их детерминанте целью оптимизации совместной деятельности // Психологический вестник. Вып.1. Ч. I. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1996,

82. Buss DM., Gomes М., Higgins D., Lauterbach К. Tactics of manipulation //Journal of Personality and Social Psychology. 1987, Vol. 52. P, 1219-1229.

83. HustonT.L, Levmger G. Interpersonal attraction and relationships// Annual Rev. Psychology. 1978. P. П5-156,

84. Tjosvold D., Andrews I.R., Struthers J.T. Leadership influence: Goal interdependence and power//Journal of Social Psychology. 1991. Vol. 132. P. 39-50.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

Источник:
Психология межличностного воздействия
В предыдущих параграфах были подробно рассмотрены проблемы межличностною познания и формирования с партнером по общению межличностных отношении, ч го в целом является благоприятной предпосылкой
http://studopedia.su/11_27391_psihologiya-mezhlichnostnogo-vozdeystviya.html

Типология межличностного взаимодействия Бейлса

Наряду с выделением двух полярностей в межличностном взаимодействии в соци­альной психологии существуют поиски и иного рода — выделения более частных, элемен­тарных типов взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эмпирическом ис­следовании в качестве единицы наблюдения. Одна из наиболее известных попыток такого рода принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было уви­деть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 на­именований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблю-

Типология межличностного взаимодействия Бейлса 531

даемые образцы взаимодействии в категории, предположив, что в принципе каждая груп­повая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафик­сированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, об­ласть решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам:

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной сторо­ны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодей­ствия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Здесь мы вновь сталкиваемся с острым методологическим вопросом о том, может ли в принципе методика социально-психологического исследования фиксировать содер­жательную сторону деятельности?

В традиционных подходах подразумевается отрицательный ответ. Более того, в из­вестном смысле эта неспособность рассматривается как отличительная особенность со­циальной психологии, т.е. включается в определение предмета этой дисциплины, которая, согласно такой точке зрения, и должна исследовать лишь формы взаимодействий, отве­чать на вопрос «Как?», но не на вопрос «Что?» делается совместно. Отрыв от содержания деятельности получает здесь свою легализацию. Все методики, построенные на основе таких исходных позиций, неизбежно будут апеллировать лишь к формальному аспекту взаимодействий. При отсутствии других методик в определенных границах они могут,

Межличностное взаимодействие 532

естественно, использоваться, но надо помнить, что все они поставляют данные лишь относительно одного компонента взаимодействия — его формы.

Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны взаимодействия породила в истории социальной психологии тенденцию упростить ситуацию анализа и обратиться преимущественно к исследованию взаимодействия в диаде, т.е. к взаимодей­ствию лишь двух людей. Такого рода исследования, проводимые в рамках теории «диади-ческого взаимодействия», являют собой еще один пример того, насколько даже самое тщательное изучение формы процесса мало дает для понимания его сущности.

Однако сейчас же возникают многочисленные ограничения, которые влечет за собой применение этой методики к анализу реальных ситуаций человеческого взаимодей­ствия. Прежде всего, как известно, в теории игр рассматриваются игры двух типов: с ну­левой суммой и с ненулевой суммой. Первый случай предполагает, что в такой игре вы­игрыш одного точно равен проигрышу другого, т.е. ситуацию, крайне редко встречаю­щуюся в реальном взаимодействии даже двух участников.

Подход к межличностному взаимодействию в символическом интеракцио-низме.

Межличностное взаимодействие 534

макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредствен­ного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней» социальной детерминан-той взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен — и для социальной пси­хологии даже заманчив, но он явно недостаточен.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 101 ; Нарушение авторских прав

Источник:
Типология межличностного взаимодействия Бейлса
Наряду с выделением двух полярностей в межличностном взаимодействии в соци­альной психологии существуют поиски и иного рода — выделения более частных, элемен­тарных типов взаимодействия, которые
http://lektsii.com/1-109545.html

COMMENTS