Психология общения pdf

4-5 общение, взаимодействие

4-5 общение, взаимодействие / Е. П. Ильин Психология общения и межличностных отношений

ББК 88.53 УДК 316.77

И46 Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

Для этой высокопрофессиональной книги характерна подлинная «многоаспектность» изложения материала, что выгодно отличает ее от аналогичных изданий, которые на ее фоне заметно проигрывают. К бесспорным достоинствам книги следует отнести колоссальную проработку отечественной и зарубежной литературы, а также широчайший охват вопросов. Это настоящая энциклопедия теоретической и практической психологии общения.

Издание предназначено для психологов, педагогов, руководителей и многих других специалистов, для которых знакомство с этой книгой станет залогом успешной профессиональной деятельности.

ББК 88.53 УДК 316.77

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© ООО «Питер Пресс», 2009

Введение. Краткая история изучения психологами проблемы общения . . . 14

Раздел I. Психология общения

Глава 1. Характеристика общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

1.1. Понятие «общение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.2. С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить

об общении? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.3. Потребность в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 1.4. Общение как ценность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 1.5. Функции и цели общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 1.6. Виды общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 1.7. Способы общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 1.8. Выбор партнера по общению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Глава 2. Средства общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

2.1. Речь, или вербальные средства общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 2.2. Невербальные средства общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Жесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Мимика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Поза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Походка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Другие невербальные средства общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Глава 3. Факторы, обусловливающие эффективность общения . . . . . . . . . . 61

3.1. Внешние факторы общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 3.2. Умение слушать, что говорят другие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 3.3. Манеры (стили) общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Глава 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения . . . . . . 70

4.1. Экстравертированность — интровертированность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 4.2. Эмпатийность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 4.3. Властность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 4.4. Конфликтность и агрессивность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

4.5. Толерантность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 4.6. Застенчивость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 4.7. Робость (социальная трусость) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 4.8. Ригидность — мобильность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 4.9. Психологический портрет субъекта затрудненного общения . . . . . . . . . . 85

Глава 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения . . . . . . . . . . 87

5.1. Неимперативные прямые формы воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Просьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Предложение (совет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90

Похвала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 Поддержка и утешение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 5.2. Внешнее внушение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 5.3. Императивные прямые формы воздействий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Приказ, требование, запрет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Принуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 5.4. Дисциплинарные меры воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 5.5. Угрозы (запугивание) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 5.6. Самовосхваление и самоназидательность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 5.7. Критика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 5.8. Слухи и сплетни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 5.9. Способы защиты от воздействий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

6.1. Характеристика манипулятивного общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 6.2. Демонстрация слабости, беспомощности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 6.3. Заискивание, лесть, подхалимаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 6.4. Обман, ложь, вранье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 6.5. Распознавание лжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 6.6. Манипулятивный (макиавеллический) тип личности . . . . . . . . . . . . . . . . 126

Глава 7. Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

7.1. Коммуникативная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 7.2. Авторитет источника информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 7.3. Конформность реципиента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 7.4. Внушаемость и негативизм реципиента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 7.5. Доверие — недоверие к источнику информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . 145

8.1. Веселье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 8.2. Смятение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 8.3. Смущение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 8.4. Стыд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150

8.5. Вина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 8.6. Презрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 8.7. Обида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 8.8. Гнев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 8.9. Печаль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166

8.10. Горе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 8.11. Страх . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169

Глава 9. Возрастные особенности общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития . . . . . . . 170 Особенности общения детей раннего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Особенности общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Особенности общения младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Особенности общения в подростковом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 Особенности общения в юношеском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Особенности общения в пожилом возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175

9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности . . . . . . . 176

Глава 10. Особенности общения, связанные с полом . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

10.1. Значимость общения для мужчин и женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 10.2. Половые особенности социальной перцепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми . . . . . . . . . 181 10.4. Круг общения у женщин и мужчин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 10.5. Теснота общения и пол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 10.6. Половые различия в использовании вербальных

средств общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 10.7. Половые различия в использовании невербальных

средств общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 10.8. Мужской и женский стили общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 10.9. Особенности общения через Интернет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191

Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Глава 11. Потребность людей во взаимоотношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194

11.1. Межличностные отношения и их классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 11.2. Аффилиация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 11.3. Остракизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 11.4. Одиночество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200

Глава 12. Установление взаимопонимания между общающимися . . . . . . . . 205

12.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления . . . . . . . . . . . . . . 205 12.2. Восприятие партнера по общению и возникновение

первого впечатления о нем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 12.3. Самопрезентация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 12.4. Изучение и понимание партнера по общению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 12.5. Обеспечение понимания себя другим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220

12.6. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания . . . . . . . . . . . . . . 221

Источник:
4-5 общение, взаимодействие
4-5 общение, взаимодействие / Е. П. Ильин Психология общения и межличностных отношений ББК 88.53 УДК 316.77 И46 Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. —
http://studfiles.net/preview/2626346/

Психология общения (2012) PDF

Автор: Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина
Издательство: Питер
Серия: Учебник для вузов
ISBN: 978-5-459-01210-1
Жанр: Гуманитарные науки, Социальная психология, Учебники
Формат: PDF
Качество: Изначально электронное (ebook)
Размер 10 Мб

Описание:
В учебном пособии, соответствующем образовательному стандарту третьего поколения, рассмотрены основы отечественной и зарубежной психологии общения; раскрыты и обоснованы основные понятия и проблемы. Общение представлено как структурный феномен, в котором выделяются перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны.
Несомненным достоинством пособия является четкая систематизация при раскрытии базовых теоретических и практических знаний по психологии общения. Достаточное количество примеров, методического инструментария поможет читателю в развитии навыков межличностного, делового эффективного общения и освоении приемов диагностики коммуникативного поведения. Практикум, представленный в конце издания, включает в себя описание тренинга общения, апробированного в течение многих лет обоими авторами.

Пособие адресовано преподавателям, аспирантам, бакалаврам, магистрам, студентам психологических факультетов, а также всем интересующимся.

Источник:
Психология общения (2012) PDF
Автор: Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина Издательство: Питер Серия: Учебник для вузов ISBN: 978-5-459-01210-1 Жанр: Гуманитарные науки, Социальная психология, Учебники Формат: PDF Качество: Изначально
http://xn--90aiguyb.com/knigi/892772-psihologiya-obscheniya-2012-pdf.html

Психология общения (2012) PDF

Автор: Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина
Издательство: Питер
Серия: Учебник для вузов
ISBN: 978-5-459-01210-1
Жанр: Гуманитарные науки, Социальная психология, Учебники
Формат: PDF
Качество: Изначально электронное (ebook)
Размер 10 Мб

Содержание:
В учебном пособии, соответствующем образовательному стандарту третьего поколения, рассмотрены основы отечественной и зарубежной психологии общения; раскрыты и обоснованы основные понятия и проблемы. Общение представлено как структурный феномен, в котором выделяются перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны.
Несомненным достоинством пособия является четкая систематизация при раскрытии базовых теоретических и практических знаний по психологии общения. Достаточное количество примеров, методического инструментария поможет читателю в развитии навыков межличностного, делового эффективного общения и освоении приемов диагностики коммуникативного поведения. Практикум, представленный в конце издания, включает в себя содержание тренинга общения, апробированного в течение многих лет обоими авторами.

Пособие адресовано преподавателям, аспирантам, бакалаврам, магистрам, студентам психологических факультетов, а также всем интересующимся.

Источник:
Психология общения (2012) PDF
Автор: Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина Издательство: Питер Серия: Учебник для вузов ISBN: 978-5-459-01210-1 Жанр: Гуманитарные науки, Социальная психология, Учебники Формат: PDF Качество: Изначально
http://nemalo.net/books/406295-psihologiya-obscheniya-2012-pdf.html

Скачать Психология общения

На этой странице вы можете скачать книгу
«Панфилова Альвина Павловна, Психология общения».

Глава 6. Видение и идеалИ вы, читатель, осуществите глубочайшее видение вашего сердца, будь оно униженным иди прекрасным. Вы всегда притягиваетесь к тому, что в тайне любите больше всего. Вы приобретаете точный эквивалент своих сокровенных мыслей (но не пустых и переменчивых желаний). Вы получаете то, что заработали —.

Глава 1. Как. Язык тела — это любое движение тела или его части, с помощью которого человек передает эмоциональное послание внешнему миру. Для того, чтобы понять этот не выраженный словами язык тела, специалисты по кинесике часто вынуждены принимать во внимание культурные различия или другие.

Глава перваяЭтот раскол пролегает между сущностным «я» и индивидуальной реальностью ребенка. Последняя подчинена законам логики, а все, как кажется, свидетельствует о том, что наш герой – «такой же, как и все остальные», и нет в нем ничего особенного. Но сущностное «я» ребенка говорит об обратном. Причем.

Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространствоВыделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических.

Литература.Все вышеизложенное обусловливает разнообразие симптомов нарушения высших психических функций при поражении различных отделов височной области и касающихся не только акустико-перцептивных функций. В настоящее время есть все основания для выделения следующих синдромов поражения височных структур.

Часть II. Типоведение в вашей организации.И наконец, система ваших этических воззрений отражает развитие вашего психологического типа на протяжении всей вашей жизни. Так что по мере того, как развивается ваша личность, вместе с ней развивается и ваша этика. То, что на определенном этапе своей жизни вам казалось вполне допустимым, сейчас.

Глава 6. Голос отцаОднажды летним днем, мне тогда было тринадцать лет, мы с «папкой» вернулись домой, чтобы совершить ежедневный чайный ритуал. Неожиданно «папка» встал и подошел к окну. Окна кухни выходили на юг, и из них открывался вид на огромное поле люцерны и пастбище. Как большинство фермеров, «папка» сам.

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИЛучший способ уяснить себе какую-либо вещь — это сформулировать вопросы о ней. Лучший путь к пробуждению знаний о вещи — это задать себе вопросы о ней, так, как мы формулировали их в начале беседы. Лучшее средство запечатлеть вещь в уме — это поставить себе вопросы, которые могут обнаружить все.

ные люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям [Там же, с. 19].

Источник:
Скачать Психология общения
Скачать "Психология общения" Панфилова А. П. в формате pdf
http://bookap.info/book/panfilova_psihologiya_obshcheniya/load/pdf.shtm

COMMENTS