Психология обучения

Психология обучения

Психология обучения рассматривает познавательный процесс как важнейший фактор формирования личности: ее мышления, памяти, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Как обучение связано с развитием?

Впервые в отечественной психологической науке на эту проблему обратил внимание Л. Выготский. Он подверг тщательному анализу труды своих зарубежных коллег – Ж. Пиаже, К. Бюлера, Э. Торндайка, бьющихся над решением аналогичной задачи.

В результате этих исследований ученый выделил три ключевые позиции:
1. Психология обучения независима от развития

Формирование человеческого индивида полностью подчиняется законам природы. Обучение использует возможности, возникающие в ходе созревания личности. Из этого следует, что интеллектуальный потенциал ребенка, ничему не учившегося, ничем не отличается от возможностей его сверстника-школьника.

2. Психология обучения и развития – единый процесс

Этой точки зрения придерживался сам Выготский. Ученый считал: человек развит в той степени, в какой он обучен. Другими словами, развитие нельзя рассматривать в отрыве от обучения.

3. Психология обучения — фактор, определяющий психологию развития

Усвоение новых знаний, расширение индивидуального опыта должно идти впереди развития, опережая и продвигая его.

Следуя идеям Выготского, современная психологическая педагогика исходит из следующих фундаментальных положений:

1. Обучение базируется на определенном уровне развития психологических структур. То, что ребенок не в силах сам освоить в данный момент, в дальнейшем он одолеет под руководством педагога.

2. Физиологическое созревание организма также оказывает воздействие на обучение. В XX веке это подтвердили процессы акселерации и сменившей ее децелерации юного поколения, повлекшие за собой изменения в организации обучения.

Выдающиеся психологи современности Д. Эльконин, В. Давыдов, П. Гальперин определяли обучение как особый вид социальной активности, направленной на овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками. В ходе учебы под управлением педагога ученик приобретает теоретическую базу своей будущей практической деятельности.

Содержанием процесса обучения является научный опыт, накопленный предыдущими генерациями, обработанный в соответствии с конкретным социумом, типом учебного заведения и возрастными особенностями школьников.

Учебная деятельность преследует три вида целей:

• ближайшие, или поурочные, – связанные с изучением определенной формулы или закономерности;

• промежуточные, или модульные, – отражающие результаты по усвоению целого тематического пласта знаний;

• перспективные, или личностные, — направленные на развитие способностей: математических, литературных, лингвистических и прочих.

Учебная деятельность связана с такими формами активности, как игра и труд. Игра – это также способ познания и преобразования мира. Однако, в отличие от этого свободного творческого процесса, обучение реализуется строго по программе. Если игровая деятельность является основной до 7 лет, то обучение остается приоритетным до 18 лет.

Общими чертами учебной и трудовой активности являются их целенаправленность, планомерность и результативность. Однако плодами учебы становятся теоретические познания, а итогом трудовой деятельности – практическое изменение внешнего мира.

Управляемое педагогом обучение может дополняться и облегчаться самообучением. Непринужденность этого процесса делает его эмоционально привлекательным. Однако хаотичный характер самообучения не позволяет считать его определяющим в интеллектуальном развитии индивида.

Локомотивом учебной активности является мотивация – потребности личности, побуждающие ее усваивать новые знания. Исследователем А. К. Марковой выявлены следующие виды мотивов обучения:

• познавательные – отражающие потребность учащегося стать образованным человеком;

• широко познавательные – выявляющие интерес субъекта обучения к невероятным фактам;

• учебно-познавательные — нацеленные на усвоение приемов самостоятельного поиска информации;

• мотивы самообразования – направленные на реализацию программы саморазвития личности;

• социальные – продиктованные стремлением выполнить долг перед обществом;

• позиционные – обусловленные желанием занять определенную нишу в своей социальной группе.

На процесс обучения могут оказывать влияние сразу несколько мотивов. Их количество и качество определяются возрастной категорией учащихся, а также их социальным окружением.

Наименьшей единицей процесса обучения является задание. Оно состоит из двух частей: данных, указанных в условии, и искомого неизвестного. Его требуется найти с помощью оперативных действий: практических или мыслительных. Первые используются при выполнении, например, лабораторных работ. Вторые совершаются в уме. Они могут быть:

• перцептивными – выделение особых признаков предмета;

• мнемическими – запоминание обнаруженных признаков;

• имажетивными – сравнение наблюдаемого предмета с остальными, подведение его под понятие.

Один из определяющих факторов учебной деятельности — психологический микроклимат. Под этим понятием подразумевается ключевое настроение в группе учащихся. Неблагоприятную атмосферу создают индивиды, отличающиеся стремлением к доминированию, неуступчивостью, замкнутостью, категоричностью. Во многом «погода» в классе зависит и от личности учителя, его профессионального мастерства.

Способы педагогического воздействия на учащихся разделяют на две группы:

• конъюнктивные: поощрение, одобрение, благодарность, награда – все то, что вызывает у ученика позитивный настрой, прилив энтузиазма, желание поддержать учителя, спокойно воспринять его замечания;

• дизъюнктивные: резкие порицания, ирония, санкции, наказания – инструменты, как правило, отдаляющие ученика и учителя и портящие микроклимат в классе.

В заключение стоить отметить: не из всякого учебного заведения можно выйти высокообразованным человеком. Но сформированные в процессе обучения навыки дисциплинированной личности позволят в будущем образовывать себя самостоятельно.

Источник:
Психология обучения
Психология обучения рассматривает познавательный процесс как важнейший фактор формирования личности: ее мышления, памяти, адекватного восприятия себя и
http://rostduha.ru/psixologiya-obucheniya/

Психология обучения

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «психология обучения» в других словарях:

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. Раздел педагогической психологии, изучающий психологическую деятельность в условиях обучения. Процесс учения в зависимости от содержания изучаемой дисциплины составляет основной предмет П. о. Подразделяется на общую и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Психология Обучения — раздел педагогической психологии, занимающийся изучением формирования познавательной деятельности . Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на… … Психологический словарь

Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия

психология педагогическая — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного… … Большая психологическая энциклопедия

Психология учения — (синоним: психология обучения) один из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно направленного на приобретение знаний и умений (опыта деятельности) в различных … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

Психология воспитания — Psychologie de l Education … Википедия

психология специальная — отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии… … Большая психологическая энциклопедия

психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

психология консультативная — раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные… … Большая психологическая энциклопедия

Источник:
Психология обучения
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 . Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 . Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК .
http://psychology.academic.ru/1975/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Психология обучения

Факультет дистанционного обучения МГППУ приглашает абитуриентов для обучения по программам высшего психологического образования: бакалавриат и магистратура.

20 июня 2018 года начинается приём документов у желающих учиться в нашем университете. Факультет дистанционного обучения приглашает на обучение по программам бакалавриата и магистратуры.

28 мая 2018 года на факультете дистанционного обучения началась государственная итоговая аттестация студентов бакалавриата.

Выпускники нашего факультета приглашают 2 июня в 16.00 студентов и всех желающих принять участие в мероприятиях Финала V Сезона «Шаг в профессию».

Об этих важных вопросах шла речь в передаче «Свободное плавание » радио Всероссийского общества слепых, в которой принял участие зав.кафедрой ФДО Айсмонтас Б.Б.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы выразил благодарность Айсмонтасу Б.Б. – заведующему кафедрой ФДО МГППУ

Зав.кафедрой ФДО Айсмонтас Б.Б. провёл Открытую лекцию-тренинг для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, на IV Московском чемпионате «Абилимпикс-2018». В мероприятии приняли участие студенты нашего факультета и сотрудники МГППУ.

21 мая 2018 года приглашаем вас на интернет-консультацию по подготовке к поступлению на факультет дистанционного обучения.

15 мая с 11:00 до 12:00 по московскому времени в прямом эфире состоится встреча с профессором Айсмонтасом Б.Б. Тема: «Профессиональное образование и трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ»

26-27 апреля 2018 года состоялась II Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Современные вопросы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи», в работе которой принял участи

Источник:
Психология обучения
Факультет дистанционного обучения МГППУ приглашает абитуриентов для обучения по программам высшего психологического образования: бакалавриат и магистратура. 20 июня 2018 года начинается приём
http://fdomgppu.ru/

Факультет психологии

Отделение при МИП осуществляет набор студентов на дистанционное отделение факультета психологии Московского института психоанализа.

Высшее образование на дистанционной форме обучения в МИП – это прекрасная возможность стать компетентным специалистом в области психологического консультирования, обучаясь в удобном для Вас графике. В году два семестра обучения. За семестр Вы изучаете от 10 до 14 дисциплин со средней нагрузкой в 9 академических часов в неделю. У Вас есть возможность посещать 6 факультативов в год и участвовать в тьютерском сопровождении студентов. По окончании обучения выдается диплом бакалавра /диплом магистра на основании лицензии и государственной аккредитации Московского Института Психоанализа.

Факультет дает возможность желающим получить высшее психологическое образование, обучиться основам практической психологии, выбрав дистанционное образование*. Для гуманитариев, желающих получить высшее образование, психология является отличным выбором. Психологический факультет создан с целью подготовки квалифицированных психологов-практиков. Это специалисты высокого уровня, которые сразу же после получения диплома смогут приступить к работе по избранной специальности: консультант в организации, руководитель и менеджер отдела кадров, личный, социальный, детский или клинический психолог, психолог-консультант, коуч, сотрудник отдела кадров и рекламного агентства.

*Обучение осуществляется по заочной форме с применением дистанционных технологий. Занятия проходят в дистанционном формате. Зачеты и экзамены вы сдаете онлайн в виде творческих заданий, тестирования, эссе, рефератов или в других формах. Вы приезжаете в институт лично для сдачи государственных экзаменов и защиты диплома.

Получите уникальную возможность пройти заочное онлайн обучение на психолога и приобрести знания, не отрываясь от привычного образа жизни. Для вас с нового ракурса откроется психология; дистанционная учёба позволяет постоянно обмениваться опытом с практикующими психологами.

Высококлассные специалисты-психологи и исследователи

Нам важно, чтобы каждый выпускник нашего института получил не только обширное теоретическое, но и углубленное практическое представление о профессии психолога, смог познакомиться с реальным опытом состоявшихся специалистов.

Источник:
Факультет психологии
Дистанционное высшее психологическое образование на факультете МИП, клиническая психология онлайн обучение, первое и второе высшее через Интернет.
http://unic.edu.ru/departments/practical_psychology/

COMMENTS