Психология одиночества

Мне одиноко

Мне одиноко. Причины одиночества. Психология одинокой женщины

Мне одиноко. Так может сказать или подумать практически каждый третий человек на нашей планете. Одиночеством является такое состояние или определенный жизненный момент, когда индивид остается один либо физически, либо душевно.

Какое-то время испытывать подобное ощущение бывает нормально. Стоит сказать, что зачастую творческие личности стремятся побыть наедине с самими собой. Причем это времяпровождение становится весьма плодотворным. Однако одиночество в качестве образа жизни — очень неблагоприятное состояние для человека. Особенно проблемно оно для мужчин. Боль, одиночество и безысходность весьма часто испытывают и пожилые люди.

Это чувство является, как правило, проблемой мегаполисов и проживающей в них молодежи. Возможно, одной из причин является желание обратить на себя внимание и при этом пожалеть себя. В любом случае это сделать намного проще, чем приобретать навыки общения.

Представители сильного пола весьма редко жалуются на одиночество. Однако влияние этого состояния на мужчин наиболее пагубно. Тот, кто предпочитает жить без разумного окружения, вероятнее всего, опустится и приобретет дурные привычки в виде ночного образа жизни, неопрятности, азартных игр и алкоголя.

«Мне одиноко», — так говорят те мужчины, у которых нет постоянных друзей или любимой женщины. Это большая проблема. Причины одиночества мужчин могут быть разделены на две большие группы. Именно из-за них представители сильного пола в возрасте старше тридцати лет не желают иметь близкого окружения.

К первой группе можно отнести причины патологического характера. Среди них следующие:

— инфантильность;
— психопатология;
— социофобия;
— слаборазвитые навыки коммуникативных контактов с людьми;
— неадекватная самооценка.

Все эти причины могут пересекаться между собой. Так, есть инфантильные личности, обладающие неадекватной самооценкой и имеющие слабые коммуникативные навыки. При формировании отношений важно суметь определить, какие истоки имеет психология одинокого мужчины. Если она основывается на личностной неразвитости, то общение будет оказывать на избранника позитивное влияние. Иногда причины кроются в психопатологии. Тогда проявление внимания может иметь негативные и неконтролируемые последствия.

Существуют и такие причины одиночества, которые относят к экзистенциальным. Они могут быть нормой и обогащать внутренний мир человека. Среди них можно выделить одиночество, являющееся элементом духовного роста; служащее частью профессии; как показатель самодостаточности личности; являющееся частью приемлемой для человека культуры.

«Мне одиноко», — так могут сказать многие из тех, кто достиг преклонного возраста. Отсутствие близкого окружения у пожилых людей является в настоящее время большой социальной проблемой. Зачастую одинокие старики жалуются на чувство покинутости и невостребованности, недопонимания и отчуждения, которое исходит от молодежи. При этом они не ощущают поддержки и заботы со стороны государства.

Именно в пожилом возрасте проблема одиночества человека кроется в отсутствии детей, родственников, внуков. Состоит она и в том, что старик проживает отдельно от молодых членов своей семьи. Грусть и одиночество охватывают в преклонном возрасте после смерти одного из супругов. Иногда старики изолируют себя от других людей из-за своей финансовой немощи.

Решение достаточно большой социальной проблемы общества должно взять на себя государство, ведь ранимость и незащищенность стариков не позволяют им самостоятельно находить выход из любой возникшей в их жизни сложной ситуации.

Отсутствие близкого окружения в значительной степени негативно влияет на состояние человека. Относится это и к его здоровью. Стоит сказать, что вред от одиночества значительно больший, чем от распространенного недуга современности — ожирения. Американскими учеными были обнародованы данные медицинских наблюдений, которые позволили сделать им определенные выводы. В сравнении с ожирением, которое пагубно отражается на здоровье человеческого организма, одиночество вредит психике. Для того чтобы продлить годы своей жизни, человек должен общаться с близкими ему людьми, больше путешествовать и постараться найти себе пару.

Интересен тот факт, что до пятидесяти лет счастливым быть можно, даже будучи при этом одиноким. Преступив полувековой порог, человек понимает, что ему нужна вторая половинка или внуки.

Представительницы прекрасного пола жалуются на отсутствие близких людей намного чаще мужчин. При этом существует определенный парадокс. Фразу: «Мне одиноко» чаще произносят те, кто больше всего окружен людьми.

Отсутствие близкого мужчины женщина нередко переживает как свою неполноценность. При этом одиночество, которым страдают представительницы прекрасного пола, это, скорее, ощущение, чем реальность. Это зачастую просто игра в тоску тех дам, которые не идут на контакт, а ждут своего принца. Для женщин жалеть себя и жаловаться на жизнь привычнее и проще, чем направить усилия на поиски партнера. Рассказывать об отсутствии приличных мужчин, несомненно, легче, чем обладать позитивом в душе и следить за своей фигурой.

Женское одиночество в определенный момент характеризуется отсутствием мужчины, с которым дама могла бы вместе жить или хотя бы встречаться. Например, к этой категории можно отнести мать-одиночку. Такой женщине приходится нелегко в жизни. Она много работает и вынуждена самостоятельно решать все возникающие на ее пути проблемы. У такой женщины, как правило, есть свой дом, и она может заниматься в нем всем, что ей нравится. Например, провести целый день на диване за чтением книги, зная о горе немытой посуды на кухне.

Психология одинокой женщины состоит в отсутствии необходимости предоставления отчета за свои действия. Она переполнена чувством собственного достоинства, так как обеспечивает себя сама и имеет право голоса, которым может воспользоваться везде. Если у представительницы прекрасного пола отсутствует близкое окружение, то она может все свое свободное время уделять хобби, посвятив ему большую часть жизни. Кроме того, одинокой женщине намного проще позвать к себе в гости того, кого ей хочется видеть. Такой даме не понадобится придумывать невероятные истории после ночи, проведенной в болтовне с лучшей подругой.

Одинокая женщина независима в психологическом плане. Она не находится в состоянии влюбленности, но в то же время ей комфортно и хорошо. Однако и ей иногда невероятно грустно вечерами, которые она проводит со своим ребенком или с котом. У нее бывает возможность встретить свою единственную любовь, однако она не торопится ей навстречу.

У одинокой женщины нет спутника жизни, поэтому она находится в постоянном поиске. При этом у нее имеется четкое представление о том, каким ее любимый человек должен быть:

— красивым;
— высоким;
— богатым;
— образованным;
— умным;
— заботливым;
— ответственным;
— честным;
— без детей;
— состоявшимся;
— неженатым.

Кроме того, в нем должны присутствовать загадочность и очарование. Единственный возлюбленный должен быть сильным и веселым, при этом быть однолюбом. Но самое главное — у него не должно быть никаких недостатков. Однако реальная жизнь не так часто сталкивает нас с принцами.

Психология одиночества женщины подталкивает ее на продолжение страданий. Этому содействуют и различные мифы. Так, утверждение о том, что курица не является птицей, а баба — человеком, подталкивают даму на противоположные рассуждения. Они касаются мужчин. В сознании формируется определенный стереотип, который, безусловно, говорит о том, что все мужики ненадежные, глупые и бесчувственные. Еще один характерный миф — это утверждение о том, что женщина способна остановить на скаку коня и войти в горящую избу. Это формирует ложное представление о возможности самой решать все жизненные проблемы без участия мужчины.

В основном одинокой женщине тягостна ее свобода. Она вынуждена самостоятельно бороться с жизненными невзгодами. При этом ей никто не помогает. Тяготят женщину и праздники, которые она встречает в компании таких же одиноких подружек.

Порой такой даме хочется поговорить с кем-нибудь по душам, найти сочувствие и пожаловаться. К тому же ей не к кому обратиться за помощью. При этом общество может и осудить, повесив на женщину ярлык старой девы.

Иногда женщина имеет большой круг родственников и близких друзей. Они всецело поддерживают ее и несут определенную ответственность. При этом одинокая дама не всегда работает. Ей могут давать деньги родители или бывший муж, богатые родственники или взрослые дети. В связи с этим она в полной мере не может быть предоставлена самой себе. Иногда обязательства перед родственниками намного тяжелее семейных отношений. При этом одинокой женщине сложно быть самостоятельной личностью. Это делают за нее дети, родственники или друзья.

Бывают случаи, когда дама целенаправленно стремится к одиночеству. Это позволяет ей залечить раны и восстановить душевное равновесие.

Но как бы там ни было, стоит помнить о том, что одиночество для женщины является ее личным выбором. Это состояние не означает ее второсортности или выполнения неправильных действий. Это самостоятельный выбор личности.

У женского одиночества есть свои положительные стороны. Они заключаются в свободе распоряжения своим временем. При этом самостоятельная дама может позволить себе то, что не посмеет женщина, будучи замужем. Ей не нужно искать подходы к супругу и подстраиваться под его настроение. Она может сделать себе карьеру, получить образование и с наслаждением увлекаться каким-либо хобби. Женщина, не связанная семейными узами, хозяйка сама себе. Она не только зарабатывает деньги, но и распределяет их по своему усмотрению.

Источник:
Мне одиноко
Существуют такие причины одиночества, которые относят к экзистенциальным. Они могут быть нормой и обогащать внутренний мир человека.
http://fb.ru/article/138177/mne-odinoko-prichinyi-odinochestva-psihologiya-odinokoy-jenschinyi

Психология одиночества

«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека»
Т.Вульф

Все эти и многие другие примеры изменений, произошедших за последние два десятилетия в нашей стране говорят, на мой взгляд о том, что проблема одиночества все также тревожит людей, вне зависимости от количества сортов колбасы в магазине, возможности зарабатывать сколько хочется или открыто говорить о своих убеждениях. Конечно, порой бывает трудно разглядеть лики одиночества за черными стеклами иномарок, воплями «Хайль-Янки-Гоу-Хоум» и «свободными отношениями». Однако, вне зависимости от того, какую форму оно обретает, человек, оставаясь наедине с собой, как и много лет назад думает, что ему делать со своим одиночеством. Перефразируя Т. Уильямса, можно сказать, что человек думает как ему жить дальше, будучи обреченным на пожизненное заключением в одиночной камере своего «Я».

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. В этой работе я хотел бы сделать обзор как некоторых психологических взглядов об одиночестве, так и мнений психологов и философов о том, что делать человеку с одиночеством и как полноценно жить с ним.

1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман)

Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.

Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же — это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он — маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.

Об этиологии одиночества писал и Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.

Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

2) Человеко-центрированный подход (К.Роджерс)

Подход К.Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.

Согласно Роджерсу, одиночество — это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его — феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина.

1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.

2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.

3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)

В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.

Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как «направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу».

Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.

4) Интеракционистский подход (Вейс)

Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам:

· он считает, что одиночество это результат влияния двух факторов — личности и ситуации;

· Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.

Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

5) Когнитивный подход (Л. Э.Пепло)

Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

6) Экзистенциальная психология (И.Ялом, К.Мустакас)

Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией. Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В.Франкл, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь.

В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.

Один из представителей этого направления И.Ялом рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция — и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделенность между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.

В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции — конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации — состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущению уюта, принадлежности к чему-то знакомому.

Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию изоляцией.

У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» — частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». Это созвучно М. Буберу, который считал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной».

Не принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться к другим. Оказывавшись в море существования, переживая ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же как и мы — испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (напр. слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции. Ниже, при рассмотрении взглядов М. Бубера, А.Маслоу и Э.Фромма на проблему одиночества, я коснусь принципов, по котором можно строить отношения, свободные от нужды друг в друге.

К. Мустакас, другой представитель экзистенциального направления в психологии, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

1) «Сплав» — желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;

2) «Универсальный симптом» — состоявшееся слияние, попытка слияния (или его иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности;

3) «Универсальный конфликт» — это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества.

Эти тенденции позволяют клиенту избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

По сути, об этом же пишет и Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь».

Отношения как средство, способное помочь разделить одиночество

При рассмотрении экзистенциального взгляда на одиночество я упомянул, что кроме принятия факта экзистенциональной изоляции, у человека есть еще одно средство ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» — отношения. Чтобы понять какими могут быть отношения, способные помочь разделить это одиночество и, одновременно, не построенные на принципе «ты мне — я тебе», рассмотрим типы отношений, выделенных М. Бубером, А. Маслоу и Э. Фроммом.

М.Бубер внес большой вклад в рассмотрение проблемы одиночества. Трудно отнести его к какому-то одному направлению философии, т.к. его позиция основывается на еврейской мистической школе, хасидизме и релятивистской теории, а его взгляды оказали значительное влияние как на религиозную философию, так и на психологию. Он считал, что стремление человека к отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже у только что появившегося на свет ребенка есть стремление к контакту — сначала тактильному, а затем «оптимальному» с другими людьми. Таким образом, человек не существует как отдельная сущность, т.к. он «сотворен между». Поскольку для Бубера основным модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказать для него нет одиночества как фундаментального факта бытия (ср. с экзистенциалистами).

Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи — это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. «Я», пишет Бубер, возникает и приобретает очертания в рамках отношений и оно, т.о., связано с «Ты», взаимодействуя с которым каждый раз создается новое «Я». При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» — он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и вынесением суждения об «Оно».

Основной способ переживания «Я-Ты» отношений — диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им». Об этом же писал и В.Франкл когда говорил, что идея встречи в настоящее время упростилась. «Встреча» часто является самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смешается с поворота к другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это, по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные под диалог».

Бытийные vs. дефицитарные отношения (А. Маслоу)

А. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии — считал, что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел следующие характеристики человека, ориентированного на рост: способность реализации собственного потенциала, большая самодостаточность, меньшая зависимость от подкрепления среды, меньшая потребность в межличностных отношениях, восприятие людей не с позиции полезности («использования»), а с позиции уникальности каждого человека. Т.о., эти люди руководствуются не социальными или средовыми детерминантами, а внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить два типа любви — бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для бытийной любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость, автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость.

Симбиотическая привязанность vs. зрелая любовь (Э.Фромм)

Э.Фромм, в одной из своих блестящих работ «Искусство любви», также затрагивает вопрос о том, что должны представлять из себя ненуждающиеся отношения. Так же как и многие экзистенционалисты, Фромм считает экзистенциональную изоляцию причиной серьезного беспокойства человека. Рассматривая то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не были достаточными для этого преодоления — они были «частичными ответами». «Полный ответ» — достижение единения с другим человеком в любви.

Как и Маслоу, он предложил свою классификацию типов любви. Фромм отличал «симбиотическое слияние», при котором ни один из партнеров не является целостным и свободным, от «зрелой» любви. Последняя есть «союз при условии сохранения индивидуальности . двое становятся одним и все же остаются двумя».

Для Фромма важно, что любовь — активный процесс, основанный не на «получении», а на отдаче; «участии», а не «увлечении». К другим характеристикам зрелой любви он относит: заботу, отзывчивость, уважение и знание.

  • Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989
  • Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989
  • Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества // Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 1995
  • Садлер У.А., Джонсон Т. Б. От одиночества — к аномии // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989
  • Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1991
  • Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000
  • Фромм Э. Искусство любви. М., 1995
  • Хараш А.У. Психология одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г.
  • Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

Источник:
Психология одиночества
Психология одиночества — обзор
http://it-med.ru/library/p/psiholgiy.htm

Психология одиночества

Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым. Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта.

Конечно, это довольно упрощенная шкала, но в принципе можно сказать так: интроверт — это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Так вот. Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице — потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди — от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор — достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту важно иметь одного-двух ‘верных друзей’, желательно таких же по характеру, как он. У таких ‘приятелей’ сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) — и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает — им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить — а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга — а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени ‘смешанные’. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество.

Но одиночество — не всегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию — иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В психологии есть понятие ‘сенсорная депривация’ (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.

И страдание от одиночества — не что иное, как проявление сенсорной депривации в том или ином виде (проще говоря — нехватка того или иного вида информации или впечатлений). Каких угодно — зрительных, вербальных (словесных) и даже тактильных (прикосновений). И здесь мы подошли к ответу на вопрос, как избавиться от одиночества: вначале следует точно определить, КАКОЙ именно информации, КАКИХ именно впечатлений вам не хватает, и именно этот недостаток восполнять. Именно поэтому бесполезно одинокому человеку советовать пойти в какой-нибудь клуб или завести новую подружку. Важно правильно определить и удовлетворить именно тот канал сенсорной депривации, по которому ощущается нехватка впечатлений — потому что действие в неверном направлении может еще усилить неприятные чувства и привести к еще более плачевным последствиям.

Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации, часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнером говорит о чем угодно, только не о деле. Кстати, бизнесмены, которые заключают сделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности в общении — как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют, вообще не смогут ни о чем говорить: Кстати, нередко люди вообще начинают пить, чтобы ‘залить’ свое чувство одиночества. Или влиться на правах равного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.

Поэтому важно правильно определить, если хотите, ОТ КАКОГО ИМЕННО ОДИНОЧЕСТВА, от дефицита каких впечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества — знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, прежде чем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий ‘информационный голод’ — иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.

Источник:
Психология одиночества
Психология одиночества. Психология про Психология одиночества бесплатно онлайн — Дома Солнца
http://www.sunhome.ru/psychology/11656

Что делать с чувством одиночества?

Одиночество, как чувство одиночества, может переживать человек очень разнообразно. Это может быть благодарное чувство уединения, а может быть тоскливое ощущение одиночества. Люди, склонные к негативизму, чаще переживают одиночества как несчастье^. Поскольку массовая личность в целом отличается негативизмом, чувство одиночества традиционно понимается как негативное состояние. При раскрутке чувство одиночества легко переходит в страх одиночества, см.>

Что же делать с чувством одиночества?

Обычно чувство одиночества — это кратковременное состояние. К деятельным людям оно приходит либо в моменты усталости (а, значит, как профилактика, не забывайте просто вовремя отдыхать и высыпаться), либо в моменты, когда вдруг что-то не удалось или случилась трудная жизненная ситуация.

Очень часто люди переживают чувство одиночество не «почему», а «зачем». Разговоры и переживания одиночества нередко используются (возможно, неосознанно) с целью формирования привязанностей. «Мне так одиноко, от меня все ушли, меня все предали…» Подразумевается, что тот, кто слышит — не уйдет и не предаст, а скорее пожалеет и поможет. Таким образом, большая часть разговоров об одиночестве — вариант бытовой манипуляции. За чувством одиночества могут стоять самые разные вещи, о которых человек может и не подозревать. Страх действовать. Месть тому, кто обидел. Желание пострадать, чтобы привлечь к себе внимание. Неправильный образ жизни, кривые верования, функциональный или анатомический негатив — все эти обстоятельства специалист-психолог может определить только в личной консультации.

Часто чувством одиночества люди называют то, что к чувству одиночества имеет отношение достаточно отдаленное: самые разные проблемы, которые им трудно или не хочется решать самостоятельно. Например, девушка испытывает тактильный голод: тело хочет активности, касаний и если не секса, так похожего тактильного взаимодействия. Телу хочется, чтобы им занимались — при желании чувством одиночества можно назвать и это. Как это решается? Запишись на танцы, пройди курс массажа, и это чувство одиночества неожиданно пройдет.

Типичные варианты, как можно оперативно справиться с чувством одиночества:

  • Приучите себя находить положительные моменты во всем, в том числе в ситуации, когда вы оказались один (или одна). Например, когда человек один, есть возможность внимательнее оценить свою жизнь и понять, куда ей дальше рулить. Есть возможность переосмыслить многое. Хотя бы можно сегодня убраться, и вам никто в этом не помешает.
  • Займите себя делом. Чувства одиночества категорически не возникает, если вы заняты какого-либо рода работой.
  • Учитесь думать о людях хорошо. Те, кому люди нравятся, обычно окружены друзьями.
  • Начинайте жить активнее: если нет единомышленников — где вы можете найти? Нужна поддержка или помощь — у кого спросите?
  • Начните активно заботиться об окружающих. В мире, где живет почти 6 миллиардов людей, быть одиноким — особое искусство. Начните заботиться о людях рядом (даже незнакомых: уступите место в метро, поблагодарите тепло в магазине, подскажите дорогу, если знаете, и так далее).

Тот, кто ищет — решение найдет всегда.

Источник:
Что делать с чувством одиночества?
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/chto_delat_s_chuvstvom_odinochestva_vop_zn_

COMMENTS