Психология подростка

13 лет подростки – психология и особенности развития

13 лет подростки – психология и особенности развития

Именно в 13 лет подростки больше напоминают картину резких контрастов: чёрный и белый становятся их любимыми цветами в описании и восприятии мира. К тому же именно в этом возрасте некоторые из них переживают кризис, о котором подробнее можно почитать здесь Психология подростка 13 лет кризис.

Конечно, это не однородная масса, которая целиком и полностью будет соответствовать тем характеристикам, которые даются ниже. Развитие разных детей происходит по индивидуальному, запланированному природой именно для них, плану. И очень многое зависит от того, какие взаимоотношения с родителями и сверстниками у них уже сложились на данный момент. Поэтому, точнее будет сказать, что данные характеристики присущи подросткам 1-го-2-го года переходного возраста (условно 12-13 лет).

  • девочки выглядят старше мальчиков, физически они более развиты и выше ростом; именно в этом возрасте у них замедляется формирование мышц, а вот рост костного скелета наоборот, становится более интенсивным;
  • у девочек может наблюдаться повышенная эмоциональность, которая сопровождается истериками на пустом месте (рекомендуется ежевечерний тёплый душ и на стакан воды 10-15 капель валерианы для успокоения нервной системы)
  • мальчики отстают от девочек в развитии примерно на 2 года;
  • и у тех, и у других появляются признаки полового созревания;
  • подростки в этот период очень мнительны, они думают, что все обращают внимание на них, замечая любые изменения в их внешности или физиологии;
  • практически у всех повышается аппетит.
  • из-за изменений в развитии подростки достаточно сильно переживают, воспринимая их негативно;
  • в 13 лет подростки очень вспыльчивы;
  • неуверенность в себе на максимуме, но они ищут способы её преодолевать;
  • очень ценят чувство юмора в других, и с удовольствием учатся развивать его в себе (родителям рекомендуется реагировать на их шутки положительно, даже если они не слишком удачны);
  • именно в этом возрасте подростки обладают стремлением проявлять энтузиазм, что, на мой взгляд, нужно только поддерживать.
  • их интересуют очень многие вопросы и ответы, которые они обсуждают с родителями только если доверяют им.
  • всё ещё зависимы от родителей, но уже стремятся к независимости;
  • ценят настоящую дружбу превыше всего;
  • часто собираются в группы сверстников, любят знакомиться с представителями своего пола, в узком кругу которых чувствуют себя наиболее свободно;
  • по отношению к другим людям проявляют критичность и требовательность (сами при этом своим же требованиям могут не соответствовать);
  • девочки раньше мальчиков начинают интересоваться противоположным полом (мальчики тоже, но не так активно);
  • подростки влюбляются в кино-, рок-, поп-звёзд, создают кумиров для себя (не следует иронизировать по этому поводу, чувства действительно могут быть очень пылкими);
  • ведут себя как подобающим, так и неподобающим образом, находясь в поиске приемлемой для себя формы поведения.
  • им ближе воззрения идеалистов;
  • не разделяют общепринятое мнение, особенно если эти убеждения высказывают все вокруг (они примут кардинально отличающуюся ото всего точку зрения, просто потому что она оригинальна, а не потому что она верна – это для них вторично);
  • если кто-то, даже родитель, высказывает своё мнение, то они потребуют доказательств и фактов, иначе просто отвергнут его без сожалений;
  • интенсивно проявляется способность мыслить логически;
  • логическое мышление развивается одновременно с абстрактным, поэтому взрослые видят несоответствия и противоречия в их рассуждениях, они сами – нет; родителям рекомендуется не указывать подросткам на несостыковки более ранних рассуждений с нынешними, а просто подключать собственное логическое или абстрактное мышление в зависимости от того, что использует подросток и с удовольствием наблюдать, как он развивается в двух направлениях сразу;
  • подростки 13 лет находят объяснение всему на свете, только если оно либо чёрного, либо белого цвета, т.е. или это хорошо, или это плохо – без вариантов;
  • самый привлекательный для них путь решения проблем заключается в умении учитывать обстоятельства и в поиске альтернатив;
  • в 13 лет подростки уже способны принимать собственные решения, при этом они опираются исключительно на личную систему ценностей.

В следующей статье будет рассмотрена психология подростка 14-15 лет.

  • обострённое чувство справедливости;
  • проявление способностей к осознанию религиозных постулатов;
  • в этот период активно формируется собственная система ценностей;
  • жестокость сочетается с отзывчивостью к нуждам других.

Для чего же всё это нужно знать родителям? Давно замечено, что когда мамы и папы воспринимают как норму поведение подростка, описанное выше, а оно именно таким и является, они легче воспринимают даже то негативное, что от него исходит. Проще говоря, относятся к этому с пониманием, не придумывая своих объяснений поведению их ребёнка.

А значит, выбирают именно ту линию поведения и воспитания, которая станет самой верной для подростка.

Источник:
13 лет подростки – психология и особенности развития
Именно в 13 лет подростки больше напоминают картину резких контрастов: чёрный и белый становятся их любимыми цветами в описании и восприятии мира. К тому же …
http://detkambest.ru/let-podrostki-psixologiya-osobennosti-razvitiya/

Психология подростка

Границы возраста – от 11-12 до 15-16 лет. Данный возрастной период можно разделить на младший (от 11 до 13-14 лет) и старший (от 13-14 до 16 лет) подростковый возраст. Отличительные особенности развития подростка в это время указаны в таблице 4.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками.

Психологические новообразования возраста – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.

Особенности двигательной сферы: снижение двигательной активности.

Особенности развития познавательной сферы: преобладание познавательной активности в межличностных отношениях; развитие критичного и совершенствование теоретического, абстрактно-логического мышления; активное развитие монологической, эгоцентрической и письменной речи; совершенствование логической и опосредованной памяти, замедление механической памяти; пик развития воображения.

Особенности развития личностной сферы: расширение самосознания:

поиск «Я идеального» и постоянный анализ «Я реального», формирование образа «физического Я»; появление чувства взрослости и его проявление в одежде, манере поведения, в речи; развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию; повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого; эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность действий; развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении; обострение черт характера (акцентуации); наблюдается личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка.

Особенности развития социальной сферы: вызывающее поведение в общественных местах; межличностные отношения строятся чаще всего по интересам, не связанным с учебной деятельностью, она отходит на второй план; появление различных увлечений, которые затягивают подростка, где он себя реализует; личностная нестабильность откладывает отпечаток на дружеских отношениях, которые становятся некрепкими и малодлительными; появляется референтная (значимая) группа; возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.

Отличительные особенности развития младшего и старшего подростка

Кризис подросткового возраста. Самый известный и часто обсуждаемый подростковый кризис. Его время проявления приходится на 13-14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития.

Рекомендации по преодолению подростковогокризиса:

= взрослым строить общение с подростком на уважении их личностных особенностей и в доброжелательном тоне;

= терпеливо принимать отказы подростка о помощи, но при случае найти убедительные слова и еще раз обратиться за помощью;

= заранее обсудить обязанности подростка в семье и не настаивать на их мгновенном выполнении;

= быть последовательными в предъявлении требований к подростку;

= как можно чаще организовывать досуговую деятельность всей семьи;

= поддерживать увлечения и интересы подростка, а при их негативном характере умело (личным примером, через совместную деятельность и другими способами) переориентировать на другое занятие;

= контролировать учебную деятельность;

= создавать условия для доверительных бесед;

= не запрещать общение со сверстниками (разрешать приглашать домой, предварительно обговорив условия такого общения);

= вводить наказания при совместном их проговаривании, чтобы подросток принял и был готов к их реализации и контролю взрослого;

= давать в доброжелательной форме положительные и отрицательные оценки внешности и поступков подростка.

Завершение кризиса подросткового возраста определяет позитивную или негативную линию дальнейшего личностного развития, а также успешность в системе социальных отношений (в школе, в семье, со сверстниками и в обществе в целом).

Источник:
Психология подростка
Психология подростка: Границы возраста – от 11-12 до 15-16 лет. Данный возрастной период можно разделить на младший (от 11 до 13-14 лет) и старший (от 13-14 до 16 лет) подростковый возраст. Отличительные особенности развития подростка в это время указаны в таблице 4. … — — . Портал Медицина от А до Я
http://xn--80ahc0abogjs.com/vozrastnaya-psihologiya_783/psihologiya-podrostka-39416.html

Психология подростка

Подростковый возраст – критический период, который приходится преодолевать каждому человеку. Вместе с подрастающим ребенком его вынуждены проходить и родители, и школьные педагоги, и другие люди, с которыми он контактирует. Стоит отметить, что возрастные рамки подросткового периода до сих пор четко учеными не установлены. Принято считать, что это возраст от 13 до 18 лет. Каковы особенности психологии мальчиков и девочек-подростков? Существуют ли различия? Как помочь ребенку этот кризисный период преодолеть?

Возрастная психология этого периода основана на том, что подросток переживает два процесса. Первый – биологическое созревание его организма, включая половое, которое у мальчиков и у девочек протекает по-разному. Второй – процесс адаптации подростка в обществе, его обучение, социализация, воспитание. Психология поведения детей-подростков связана и с первым, и со вторым процессом. Зачастую возникают диспропорции, когда подросток выглядит взрослым, но его психическое развитие еще не соответствует внешнему виду. Отсюда и разногласия с самим собой, внутренние конфликты. Психология современного подростка связана с понятием акселерации, когда физическое возмужание значительно превосходит социальное и интеллектуальное. Родители часто сами провоцируют этот внутренний конфликт, упрекая ребенка за совершенный поступок со словами «Ты же уже взрослый!», а в другом случае требуют послушания, как от малыша.

Так уж устроена психология старших подростков, что внешность и физические данные выходят на первый план. Любой изъян, недостаток или дефект может стать причиной появления комплекса, который останется с ребенком на всю жизнь. Если дочь решила похудеть, не стоит пугать ее картинками девушек, больных анорексией. Лучше вдвоем обсудить вопрос питания и внести изменения, которые положительно скажутся и на внешности, и на здоровье девочки-подростка. Поддержку необходимо оказать и мальчику, который вынужден временно носить брекет-систему. Он должен понимать, что этот нюанс – временный, а через несколько месяцев наградой станут красивые и ровные зубы.

Уже с 12-13-летнего возраста ребенок нуждается в общении со сверстниками, а к 15 годам эта потребность возрастает в разы. Если развитие и воспитание подростков было основано на позитивных методах психологии (поощрение, свобода собственного «я», доверие, отсутствие тотального контроля), то типичного для этого возраста бунта можно избежать. Родители должны быть союзниками, а не контролирующим органом. В таком случае за советами и помощью в трудных ситуациях подросток будет обращаться к ним, а не сверстникам, которые не всегда могут дать правильный совет.

Очень важно дать подростку возможность утвердить его точку зрения. Конечно, он не всегда прав, но категоричность в этом вопросе – зло. Следует подвести ребенка к тому, что он не прав. Для начала надо выслушать его, а лишь потом аргументировано объяснить свою позицию. Кроме всего прочего, это повышает авторитет родителей в глазах взрослеющего ребенка.

В исключительных случаях все усилия родителей оказываются напрасными. Подросток не хочет их слышать и все делает наперекор. Это отражается не только на отношениях с родителями. Страдает успеваемость, окружающие.

Психология трудных подростков поддается корректировке, если доверить решение проблемы специалистам. Индивидуальные занятия с психологом, работа в группах, посещение специальных тренингов дают положительный эффект. Если при этом дома подростка всегда готовы выслушать родители, не критикуя и не обвиняя, то процесс будет проходить быстрее.

Источник:
Психология подростка
Подростковый возраст – критический период, который приходится преодолевать каждому человеку. Вместе с подрастающим ребенком его вынуждены проходить и родители, и школьные педагоги, и другие
http://my-sunshine.ru/psikhologiya-podrostka

Психология подростков

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.»Мы и взрослые» — постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.

Конечно, возрастное «Мы» существуют и у ребенка.

Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Отношения подростка с родителями Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Правда, меняется характер этой зависимости.Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному ‘парному’ взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь.

Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание.

Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ ‘Я’.

Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) — право решать остается за родителями.

Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально : родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность.

Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации — часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым ‘Я’. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и ‘отменить’ эффект прошлого опыта невозможно. Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ‘ипостасях’: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители, или на какие-то другие.

Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, та и для девочек.

Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д.

В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты. Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не заботятся об этом.

Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т Фроловой московских девяти- и десятиклассников надеялись, что их желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что осуществить это желание — дело родителей (‘купят родители’). Поведение и запросы этих старшеклассников практически автономны, поскольку желания приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10 процентах случаев. Тем не менее, дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными.

‘Значимость’ для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Источник:
Психология подростков
Психология подростков. Психология про Психология подростков бесплатно онлайн — Дома Солнца
http://www.sunhome.ru/psychology/1199

COMMENTS