Психология религии

Психология религии

Психология религии. Особенности религиозного сознания

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия — особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях. Своеобразие религии.
Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия. Во-первых, религия — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп — групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.
Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям — по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:
1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;
2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;
3) дальневосточные религии — конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

Источник:
Психология религии
Психология религии. Особенности религиозного сознания Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются
http://studopedia.ru/view_socialpsihol.php?id=22

Психология религии

Психоло?гия рели?гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности [1] , а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Хотя психология религии как самостоятельная дисциплина возникла в конце XIX столетия, все три главные задачи решались в течение многих столетий до этого [2] .

Многие области религии в настоящее время остаются неисследованными психологией. Хотя религия и духовность играют большую роль в жизни многих людей, остаётся невыясненным, почему в одних случаях они ведут к положительным результатам, а в других — к отрицательным. Этим и обусловлена необходимость исследования того, каким образом и в каком направлении религия и духовность оказывают влияние на жизнь людей. Плодотворные результаты могут быть достигнуты за счёт продолжающегося диалога между психологией и теологией [3] .

Психология религии стремится решить три задачи:

  1. тщательно описать исследуемые объекты, под которыми могут подразумеваться как всеобщая религиозная практика (например, традиционные ритуальные церемонии), так и индивидуальные переживания, воззрения и поведение.
  2. объяснить на языке психологии происхождение таких феноменов;
  3. выяснить влияние этих феноменов на жизнь отдельных людей и всего общества.

Первая, описательная, задача естественным образом требует прояснения смысла терминов и, в первую очередь, термина «религия». Историки религии на протяжении длительного времени подчёркивают проблематичный характер данного термина, отмечая, что его значение за столетия существенно изменилось [4] . Ранние психологи религии полностью осознавали эти трудности и обычно указывали на то, что выбранные ими дефиниции являются до известной степени произвольными [5] . В связи с влиянием позитивизма на психологию XX столетия, что выразилось в требовании подвергнуть измерению все феномены, психологи религии разработали множество шкал [6] . Психологи религии наряду с социологами религии использовали факторный анализ, чтобы создать эффективные методики измерений. Оправданность и адекватность этих усилий остаётся предметом споров, особенно в свете конструктивизма и постмодернизма.

Многие основатели американской психологии интересовались религией, исповедовали религию и были заинтересованы в применении научных принципов для её изучения. В их число входили основатели психологии религии: Уильям Джеймс (1842—1910) из Гарварда и Г. Стэнли Холл (1844—1924) из Университета Кларка [en] . Работу Джеймса и Холла в дальнейшем продолжили Эдвин Старбак (1866—1947) и Джеймс Лейба [en] (1868—1946), которых иногда называют «школой религиозной психологии Кларка», хотя Старбак тесно сотрудничал с Джеймсом и разделял многие его взгляды. Основной интерес у этих ранних исследователей вызывали два вопроса: религиозный опыт и религиозное развитие.

Уильям Джеймс был президентом-основателем Американской психологической ассоциации и одним из наиболее выдающихся американских психологов и философов. Первоначально он обучался в Гарварде медицине, но в дальнейшем посвятил себя психологии и стал первым американским профессором по данной дисциплине. В 1890-м году Джеймс написал самую важную и по сию пору работу по данной дисциплине под названием «Принципы психологии» [10] . Именно Джеймс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в США, независимой от медицины и философии [11] . В зрелом возрасте он проявил большой интерес к философским и религиозным вопросам, а также к парапсихологическим исследованиям. В 1902 году его джиффордские лекции [en] по естественной теологии, прочитанные в Эдинбургском университете (Шотландия) в 1901—1902 гг., были изданы под названием Многообразие религиозного опыта. Эта работа стала классикой в психологии религии.

Г. Стэнли Холл и реинтерпретация христианства Править

Грэнвилл Стэнли Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка [en] . Он также был одним из первых прикладных психологов и сторонником генетической психологии, согласно которой развитие индивида представляет собой повторение этапов развития человеческого рода. Холл полагал, что дарвинизм и критические исследования библейских текстов сделали невозможным для любого просвещённого человека исповедовать традиционную христианскую веру, но, несмотря на это, христианская религия содержит в себе заслуживающие внимания истины. Он считал, что с использованием генетической психологии и светских идей можно реформировать христианство, сохранив содержащиеся в нём ключевые психологические положения и отвергнув веру в сверхъестественное.

Джеймс Лейба приехал в США из Швейцарии и учился вместе с Холлом. Ещё до начала своей профессиональной деятельности Лейба отказался от религиозных убеждений и стал яростным критиком традиционной религии, хотя духовность он при этом рассматривал положительно. В 1921 году Лейба провёл знаменитое исследование религиозных взглядов среди учёных, которое показало более низкий уровень религиозности среди выдающихся деятелей науки по сравнению с малоизвестными учёными. На основании этого исследования Лейба сделал вывод, что неверие в личного Бога и в личное бессмертие прямо пропорционально способности к достижению успеха в науке. Последующие исследования, проводившиеся другими специалистами, подтвердили, что в XX веке среди ведущих учёных наблюдалась тенденция к снижению приверженности религиям и к увеличению безразличия к религиозным вопросам либо неверия [13] .

Лейба был согласен с Холлом в том, что традиционное христианство более неприемлемо, и что психология может помочь в формировании некой альтернативы ему. Он считал, что любой религиозный опыт и религиозные потребности можно объяснить на чисто психологической основе с использованием биологической и эволюционной теории, а также понимания нормальных мыслительных процессов. По этой причине религия должна изучаться экспертами в области психологии, а не религиозными адептами и теологами, которых он считал несведущими. Согласно взглядам Лейбы, серьёзная теология должна использовать научные методы и стать частью психологической науки, что обеспечит быстрое духовное развитие. Лейба отстаивал идею метафизического, безличностного бога, называемого «бесцельной Творческой Силой» («non-purposive Creative Force»), которая, по его мнению, может стать основой для реконструированной религии и морали.

Взгляды Лейбы подверглись критике со стороны некоторых христианских мыслителей, которые обвинили его в необъективности и выходе за рамки психологической науки для отстаивания личных атеистических убеждений. Так, бельгийский иезуитский психолог Жозеф Маршал [en] указал на редукционистский подход Лейбы при рассмотрении им мистического опыта как психопатологического или сексуального по своему происхождению явления. По мнению Маршала, Лейба просто взял за исходную точку свои воззрения и произвольно интерпретировал данные для подтверждения собственных взглядов. Школа Кларка не получила развития в дальнейшем. К началу третьего десятилетия XX века доминирующими парадигмами в психологии стали бихевиоризм и позитивизм, и эта школа была маргинализирована в академической психологии. Однако недавно появилась новая версия этого направления, использующая эволюционный подход в психологии религии [13] .

Развитие психологии религии в Европе в течение XX века имело как параллели, так и расхождения в сравнении с США. Основное сходство состоит в высоком интересе к феноменологии и религиозному опыту, который можно проследить в работах, написанных в начале XX века такими германскими авторами как Фридрих фон Хюгель, Рудольф Отто, Фридрих Хайлер, а также бельгийскими авторами Жозефом Маршалом [en] и Антуаном Верготом [fr] . Расхождения отражают различия в интеллектуальной и культурной атмосфере в Европе и США. В Европе психология не столь сильно изолирована от философии и теологии, как в США, поэтому европейские психологи в среднем лучше американских знакомы с этими дисциплинами. Помимо этого, население Европы менее религиозно, чем население США, вследствие чего психологи религии в Европе имеют несколько иной объект для изучения, что зачастую ведёт их к формулированию иных вопросов и построению иных выводов.

Кроме того, в европейских академических кругах существуют различия между национальными традициями. Германские авторы часто занимают должности на кафедрах теологии или религиоведения и изучают азиатские религиозные традиции наподобие индуизма и буддизма. Во Франции психология религии находится под сильным влиянием психоаналитических идей Зигмунда Фрейда и французского психоаналитика Жака Лакана, а также под влиянием марксистского подхода к антропологии и социологии. Британская психология религии имеет очень много общего с североамериканской и оказывает на неё заметное воздействие. Так, британская психоаналитическая школа объектных отношений сыграла в развитии психологии религии в США гораздо более значительную роль, чем французская школа Лакана [13] .

Гуманистический и трансперсональный подходы Править

После заката Школы религиозной психологии Кларка диалог между психологией и религией в США вне рамок психоанализа практически прекратился. В 1960-х годах ситуация изменилась благодаря двум новым веяниям: возникновению гуманистической психологии и применению психологии личности для исследования религии. Гуманистическая психология возникла как «третья сила» в американской психология наряду с психоанализом и бихевиоризмом. Три наиболее заметных основателя гуманистической психологии — Карл Роджерс (1902—1987), Ролло Мэй (1909—1994) и Абрахам Маслоу (1908—1970). Из них самым дружественным по отношению к религии был Мэй, но в наибольшей степени усилению диалога между психологией и религией способствовал Роджерс. Маслоу в данном контексте важен потому, что он привлёк внимание к религиозным вопросам и стал центральной фигурой в создании трансперсональной психологии, которая обеспечила диалог между психологией и некоторыми азиатскими религиозными традициями.

Развивая свои идеи о самоактуализации и пиковых переживаниях, Абрахам Маслоу пришёл к выводу о необходимости выхода человеческого потенциала за рамки личности и в конце 1960-х годов вместе с группой единомышленников основал новое направление в психологии — трансперсональную психологию. При использовании данного подхода исследователи в области психологии религии придерживаются следующих трёх допущений [13] :

  1. высшие уровни человеческого функционирования и потенциала в наибольшей степени проявляются в нашей способности достичь более продвинутых ступеней человеческого сознания;
  2. хотя религии содержат в себе трансперсональные элементы, они также включают специфические особенности, обусловленные культурными различиями, не связанными с трансперсональными переживаниями. Это воззрение иногда называется вечной философией, суть которой сводится к тезису о едином ядре всех религий мира;
  3. люди не используют свой потенциал, который может быть раскрыт и развит при надлежащих усилиях и исследованиях.

Хотя базовые концепции, объединяющие трансперсональное движение, достаточно просты, на практике исследования в области трансперсональной психологии затрагивают обширный спектр феноменов, относящихся к сознанию, включая мистический опыт, трансцендентный опыт, а также парапсихологический опыт. Трансперсональные переживания могут носить мистический характер, при этом весьма разнообразный [15] . Предметом исследований в трансперсональной психологии также выступают техники изменения сознания, такие как медитация и использование энтеогенов.

Согласно мнению кандидатов философских наук С. В. Пахомова, А. Ю. Рахманина и доктора философских наук и профессора СПГУ Р. В. Светлова, существенной особенностью трансперсональной психологии религии является её оторванность от религиоведения, возникшая из её истоков как «религиозной апологетики внутри психологии» [16] .

Трансперсональная психология (ТП) подвергается критике со стороны ряда учёных [13] . Так, Р. Дж. Нерио считает, что начальные допущения и методы доказательств ТП включают метафизические положения [17] . Дж. Б. Рубин отметил, что, сделав свой вклад в изучение нехристианских религиозных систем, ТП впала в другую крайность: востокоцентризм, который выражается в романтизации трансперсональными психологами идей, заимствованных из восточных учений [18] [19] (хотя в некоторых работах трансперсональных психологов рассматривается и христианский мистицизм [20] ). Кроме того, трансперсональные психологи отдают предпочтение рассмотрению азиатских религиозных традиций с минимальным теистическим содержанием (таких как дзэн-буддизм), и часто игнорируют версии тех же самых религиозных традиций с более выраженным теистическим уклоном (таких как буддизм Чистой Земли), тем самым проявляя небеспристрастность [13] .

В первой половине XX века некоторые психологи проявили интерес к изучению религии как личностного аспекта или как формы социального поведения. Они попытались создать строгую научную методологию для изучения религии с использованием опросников и других количественных методов. Современная психология религии во многом основана на работах социальных психологов, заинтересованных в научном изучении религии, особенно религиозных верований и религиозного поведения. Социальный и персональный подходы породили большой массив эмпирических исследований религии с точки зрения психологии, а с недавнего времени предметом исследований в данной области стала также и духовность. Самую важную роль в развитии данной школы на её ранних этапах сыграл Гордон Олпорт. Теория Олпорта в дальнейшем была модифицирована и принята в качестве доминирующего подхода в психологии религии.

Наряду с Движением христианской интеграции, придающим равный вес психологии и религии, во второй половине XX века под руководством Джея Э. Адамса [en] возникло так называемое «библейское консультирование» [en] [22] , которое отвергает мейнстримную психологию и психиатрию и вместо них предлагает опираться в психологическом консультировании исключительно на Библию. Этот подход используется рядом организаций наподобие Национальной ассоциации ноутетических консультантов [en] (National Association of Nouthetic Counselors [23] ) и Международной ассоциации библейских консультантов (International Association of Biblical Counselors [24] ).

Два других важнейших направления в диалоге между психологией и религией касаются индуизма и буддизма. Взаимодействие западной психологии с индуизмом в основном ограничивается клиническим применением йогических техник. В целях более активного взаимодействия академической психологии и индуизма голландский врач Р. М. М. Корнелиссен основал в 2006 году в Пудучерри Институт индийской психологии [25] . Диалог между психологией и буддизмом оказался намного более плодотворным, что специалисты объясняют нетеистической ориентацией буддизма и наличием в нём сложных моделей человеческой психики [26] . Буддистская психология оказала значительное влияние на психологию религии. В настоящее время наблюдается увеличение использования в клинической практике специфических буддистских психотехник, а также внедрение буддистского мировоззрения в западную психотерапию.

История отдела 36 Американской психологической ассоциации Править

  1. способствовать профессиональному росту католических психологов;
  2. интегрировать католическое учение с психологией.

Достижение этих целей предполагалось за счёт стимулирования образовательных программ по психологии в католических колледжах и за счёт побуждения католиков к получению ими докторских степеней (PhD) по психологии.

Обязательным условием членства в Американской католической психологической ассоциации с самого начала стало наличие членства в АПА. Это требование было выдвинуто для обеспечения возможности интеграции католического учения с мейнстримной психологической наукой [28] . Численность ACPA росла медленно и неуклонно вплоть до 1967 года, когда она составила 764 человека. В дальнейшем произошёл спад, так что в 1974 году в этой организации состояло 516 человек [28] . При этом количество членов АПА за четверть века выросло в шесть раз (с 5 тыс. человек в 1945 году до 30 тыс. человек в 1970 году [27] ).

В конце 1960-х годов атмосфера в обществе сильно изменилась по сравнению с периодом основания ACPA. В связи с растущим влиянием экуменизма ACPA в 1970 году была реорганизована для того, чтобы привлечь психологов, не исповедующих католическую веру. При этом она получила новое название: Психологи, заинтересованные в изучении религиозных проблем (Psychologists Interested in Religious Issues, PIRI). К тому времени из двух первоначальных целей данной организации первая была полностью достигнута: католические психологи и кафедры психологии в католических университетах были полностью интегрированы в американскую мейнстримную научную и клиническую психологию [27] . Вторая цель достигнута не была — интеграция психологической науки с католической верой и католической философией не состоялась. PIRI поставила перед собой новые цели [28] :

  1. создать форум для выявления, исследования и интерпретации психологических проблем в религиозных группах;
  2. оказывать организационное содействие при решении психологических проблем церковных кругов;
  3. взаимодействовать с другими группами для развития психологического подхода к религиозным вопросам.

На протяжении существования отдела 36 его возглавляли психологи различных религиозных и философских ориентаций, включая католиков, представителей крупнейших протестантских деноминаций и евангельских христиан [30] . Отдел 36 получил широкое признание в рамках АПА, несмотря на то, что в АПА в целом превалируют антирелигиозные взгляды [28] . В настоящее время численность отдела 36 составляет примерно 1,6 тыс. человек (при общей численности АПА 150 тыс. человек). При этом ни один университет в США не присваивает докторскую степень по психологии религии. Большинство аспирантов получает степень по другой специальности (например, по клинической или социальной психологии), после чего применяет полученные знания для изучения религиозного опыта [31] .

В психологии религии применяется широкий спектр количественных и качественных методов. В Ежегодном обозрении психологии [en] (Annual Review of Psychology) до настоящего времени было опубликовано всего два обзора по психологии религии – в 1988 и в 2003 гг. Первый обзор выявил доминирование корреляционного метода, второй – экспериментального [32] . Эти данные стали свидетельством существенного сдвига в методологии данной дисциплины в сторону методов, принятых в мейнстримной психологии. Сдвиг заметен в сравнении с данными за 1976 год, когда было установлено, что из 2,8 тыс. статей по психологии религии только 150 статей представляли собой эмпирические исследования, и из них 90% основывались на корреляционном анализе.

Один из крупнейших американских психологов религии Ральф Худ выделил следующие методы, используемые в настоящее время в данной дисциплине [33] :

  1. Персональные документы и анкеты;
  2. Метод опроса;
  3. Шкалы, измерения и корреляционный анализ;
  4. Клинический психоанализ и объектные отношения;
  5. Экспериментальный метод;
  6. Квазиэкспериментальные исследования;
  7. Нейрофизиологические измерения;
  8. Этнография, включённое наблюдение и полевые исследования;
  9. Феноменологические исследования;
  10. Конфессиональные исследования.

Эти методы включают в себя [32] :

  • химическое стимулирование религиозного или духовного опыта с использованием энтеогенов;
  • квазиэкспериментальные исследования когнитивного диссонанса и несбывшихся пророчеств;
  • корреляционные исследования и опросы, касающиеся религиозного опыта, авторитарности и религиозного фундаментализма, лабораторных исследований воздействия молитв и пребывания в депривационных камерах, а также паранормального опыта;
  • опросы и интервьюирование детей и подростков;
  • нарративный анализ.
  1. ^Division 36: Society for the Psychology of Religion and Spirituality // American Psychological Association
  2. ^ Wulff, D. M. (2010). Psychology of Religion. // D. A. Leeming, K. Madden, & S. Marian (Eds.), Encyclopedia of Psychology and Religion (pp. 732—735). New York; London: Springer.
  3. ^ Stevenson, Daryl H.; Brian E. Eck & Peter C. Hill (2007). Psychology & Christianity integration : Seminal works that shaped the movement. Batavia, IL: Christian Association for Psychological Studies. ISBN 978-0-9792237-0-9
  4. ^ Smith, W. C. (1963). The Meaning and End of Religion: A New Approach to the Religious Traditions of Mankind. New York: Macmillan.
  5. ^ Wulff, D. M. (1999). Psychologists Define Religion: Patterns and Prospects of a Century-Long Quest. In J. G. Platvoet and A. L. Molendijk (Eds.), The Pragmatics of Defining Religion: Contexts, Concepts, and Contests (pp. 207—224). Leiden: Brill
  6. ^ Hill, P. C., and Hood, R. W., Jr. (Eds.). (1999). Measures of Religiosity.» Birmingham, AL: Religious Education Press.
  7. ^ Schlehofer M. M., Omoto A. M., Adelman J. R. (2008). «How Do «Religion» and «Spirituality» Differ? Lay Definitions Among Older Adults». Journal for the Scientific Study of Religion47 (3): 411–425. DOI:10.1111/j.1468-5906.2008.00418.x.
  8. ^ Principe W (1983). «Toward Defining Spirituality». Sciences Religieuses/Studies in Religion12: 127–141.
  9. ^ Hill, P. C. (2005). Measurement in the Psychology of Religion and Spirituality: Current Status and Evaluation. In R. F. Paloutzian & C. L. Park (Eds.), Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality. New York, London: Guilford Press.
  10. ^ Taylor, Eugene. Biological Consciousness and the Experience of the Transcendent: William James and American Functional Psychology. // Wozniak, Robert H. «Mind and Body: Rene Descartes to William James» Bryn Mawr College, Serendip 1995. Originally published in 1992 at Bethesda, MD & Washington, DC by the National Library of Medicine and the American Psychological Association.
  11. ^Ярошевский М. Г.История психологии от античности до середины XX в. — М.: Академия, 1996/ — 416 с.
  12. ^ Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / Под ред. А. Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. — 532с., ил. ISBN 5-8071-0007-7
  13. ^ 1234567 Nelson, James M. Psychology, Religion, and Spirituality. Springer Science + Business Media, LLC 2009. ISBN 978-0-387-87572-9
  14. ^ Старовойтов В. В. Психоанализ и религия // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2005. — № 2.
  15. ^ Ардашкин И. Б. Психология религий: учебное пособие / И. Б. Ардашкин. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. — 276 с.
  16. ^Пахомов С., Рахманин А., Светлов Р.Творческое наследие Евгения Торчинова и особенности его типологии религий // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом / гл. ред. Д. Узланер. — М. : Международный институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, 2013. — № 3 (31) . — С. 122 . — ISSN2073-7203. Архивировано 1 февраля 2014 года.

Одним из фундаментальных аспектов трансперсональной психологии религии является весьма слабая включенность этой концепции в религиоведческий контекст. Она возникла по преимуществу как религиозная апологетика внутри психологии, в том числе в клинической психологии, а не как направление религиоведческих исследований.

Источник:
Психология религии
Психоло?гия рели?гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности [1] , а также к
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Психология религии

  • Психология религии предмет место в системе научного знания и методы исследования 16 кб.
  • Психология религии Э Фромма 11 кб.
  • Современные разработки в психологии 721 кб.
  • Трансперсональная психология религии С Грофа 14 кб.
  • Краткий очерк истории религии в домарксистской и буржуазной науке 26 кб.
  • Знания о религии от древнейших времен до XVIII века 47 кб.
  • Концептуальная психология 28 кб.

Министерство образования и науки Украины
Одесский государственный экономический университет
Факультет экономики
и управления производством
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
НА ТЕМУ:
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Выполнил
студент 15 группы
Махров М.А.
Одесса
2005

Заключение
Таким образом, вера в Бога удостоверяет свою истинность тем, что помогает человеку узнать и исполнить своё предназначение в мире. Она помогает не только решать задачи, она сама есть наисложнейшая проблема, поставленная перед человечеством. Проблема, над которой оно билось тысячелетиями и будет биться впредь.
Истинность идеи Бога не может быть доказана посредством частных умозаключений. Её нельзя выделить как единичное звено в цепи наших мировоззренческих представлений. Вот почему Бог всегда остаётся предметом веры, а не знания, которое можно обосновать разумно.
Возможно, сущность религии – не заблуждение, а высшая истина. Я считаю, что каждый волен сам выбирать для себя, во что ему верить.

Список использованной литературы
1. Познать Бога…; Пакер, Джеймс; Чикого, 1990.
2. Секты: досье страха; Привалов К.Б.; Москва, 1987.
3. Роза мира; АндреевД.Л.; Москва, 1993.
4. Смысл жизни: две точки зрения; Кобелянская Л.С.; Киев, 1989.
5. Психология религии; Угринович М.Д.; Москва, 1986.
6. Культурологія;Сандюк Л.О., Щубелка Н.В.; Одеса, 2005.

Источник:
Психология религии
Тема: Психология религии. Тип: Реферат. Источники: 7 шт. 1986-2005гг. В работе есть: введение, заключение Язык: русский. Разместил (а): Макс500. Размер: 15 кб. Категория: Религия. Краткое описание: ‘Религия это связь с Богом посредством благочестия. О смысле жизни. Первые религии политеистические вторые монотеистические. Бессмертие души. Кризис современной религии. Психология сект. Сущность религии не заблуждение а высшая истина.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Психология религии

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей знания, изучающих религию; она имеет дисциплинарный статус, является, с одной стороны, проблемной областью психологии, в рамках которой выступает в качестве прикладной, с другой — наряду с философией, социологией, феноменологией, историей религии представляет собой раздел религиоведения. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религ. явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.

Как научная дисциплина, психология религии формируется в конце 19 — начале 20 века, хотя психологические знания о религии накапливались с прошлого тысячелетия. Существенный вклад в становление психологии религии внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог и философ У. Джеймс, немецкий философ В. Дильтей, американский психолог Дж. Леуба, французский психолог Т. Рибо, американский психолог Э. Старбе, французский психолог Т. Флурнуа и др.

В психологии религии используются различные методы исследования: метод объективного наблюдения, анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, метод семантического дифференциала, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрия, интроспекция и др. Для объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории — бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманизм, психология «самости», трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. В рамках конфессиональной психологии религии выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др.

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 396-398.

Источник:
Психология религии
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей знания, изучающих религию; она имеет дисциплинарный статус, является, с одной стороны, проблемной областью психологии, в рамках которой выступает в качестве
http://www.ponjatija.ru/node/14793

COMMENTS