Психология семьи

Основы психологии семьи

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ

Тематический план курса «Психология семьи»……………

Тема 1. Понятие семьи и семейных отношений. Функции семьи.…………….

Тема 2. Функционально-ролевая структура семейных отношений ………………….…

Тема 4. Нормативные и ненормативные семейные кризисы.

Тема 5. Работа с семьей………………………………………….

Вопросы к экзамену …. …………….

Тематика контрольных работ по курсу «Психология семьи и семейного консультирования»……………………………………………………………………

Назначение дисциплины – научить слушателей анализировать феномены, связанные с семейной жизнью, с научных позиций, подготовить к вопросам, связанным с семьей. Курс «Основы психологии семьи» закладывает базу для освоения навыков общения по вопросам, связанным с семьей. Логика изложения курса предполагает последовательное прохождение следующих этапов:

Основная цель программы – содействие слушателям в усвоении курса, помочь осознать его место и значение в структуре изучаемых дисциплин.

Содержание программы направлено на получение системы знаний о семейных отношениях, функциях современной семьи, причинах дестабилизации семейных отношений. Особенностью курса является рассмотрение семьи как единой психологического организма.

В процессе изучения курса помимо лекционных занятий предполагается проведение семинаров, на которых проводится обсуждение пройденного материала.

Цель курса – вооружение слушателей системой знаний о семейных отношениях современной семьи.

Основные задачи курса:

— познакомить слушателей со структурой основных понятий, используемых в психологии семьи;

— на основе современного состояния научного знания познако­мить слушателей с психологическими механизмами основных процес­сов, происходящих в семье;

— ознакомить слушателей с основными феноменами, психологии семьи, с основ­ными методами диагностики и работы с этими феноменами;

— сформировать у слушателей базовые установки относительно организации и проведения беседы по семейным проблемам.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки слушателя.

1. Иметь представление об основных подходах к работе с семь­ей, применительно к анализу конф­ликтного взаимодействия в семье, проблемного поведения ребен­ка, напряженности во взаимоотношениях между представителями разных поколений.

Знать основные методы работы с наиболее типичными фор­мами запроса применительно к работе с семьей, где можно при необ­ходимости найти подробные и алгоритмизированные описания сложных форм работы.

Освоить навыки анализа и выявления семейной подоплеки проблем.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

Основы психологии семьи.

Сущность брака и семьи. Социализация детей в семье. Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Особенности современной семьи, ее структура, динамика.

Семейные отношения: культура отношений: культура отношений в семье, психологический климат, профилактика супружеских конфликтов, правовое регулирование семейных отношений.

Воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания, воспитание детей в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

Источник:
Основы психологии семьи
Назначение дисциплины – научить слушателей анализировать феномены, связанные с семейной жизнью, с научных позиций, подготовить к вопросам, связанным с семьей.
http://refdb.ru/look/1850975.html

Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними

Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними

Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними
Автор: Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц: 240
Формат: DOC, PDF
Размер: 390 Кб и 2,23 Мб — соответсвенно
Качество: хорошее

Книга «Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними» посвящена проблемам психологии семьи совладеющего поведения в семейном контексте. Авторы пособия обобщают новые научно-практические разработки в этой области. Предназначается для студентов, аспирантов, преподавателей факультетов психологии и социальной работы университетов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЯХ КАК ИСТОЧНИКАХ СЕМЕЙНОГО СТРЕССА И
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ О СЕМЕЙНЫЕ ТРУДНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Сфера детско-родительских отношений также подвергается существенным изменениям. о СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

  1. Анализ трудностей в неполных и полных семьях
  2. Анализ различий в способах совладания с трудностями в неполной и полной семьях
  3. Анализ особенностей воспитания в неполной семье
  4. Сравнение совладающего поведения в неполной и полной семьях

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО КАК ФАКТОРЫ СОВЛАДАНИЯ В СЕМЬЕ

  1. Тендерные исследования лидерства
  2. Семейные отношения с точки зрения проблем социальной власти и лидерства
  3. Ролевая структура семьи
  4. Феномен семейной власти
  5. Контрольные вопросы
  6. Задания для самостоятельной работы
  7. ЛИТЕРАТУРА

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
ТЕОРИИ РОДИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ И ПСИХОЛОГИИ

  1. Культурные детерминанты родительского отношения
  2. Супружеские отношения как фактор родительского поведения
  3. Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребенку
  4. Типология родительского отношения о СТРЕССЫ РОДИТЕЛЬСТВА

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Контрольные вопросы

Глава 3. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ: СУПРУГИ И РОДИТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК И ЕГО РОДИТЕЛИ

  1. Принятие роли матери: трудности и совладание с ними
  2. Стрессы мужчин, впервые ставших отцами
  3. Феномен отцовства. Ролевой конфликт в жизни мужчины (мужа и отца) на этапе триангуляции семейной структуры
  4. «Новое отцовство» — новые перспективы развития
  5. Исследования переживания стрессов отцовства и совладания с ними
  6. Контрольные вопросы
  7. Задания для самостоятельной работы ЛИТЕРАТУРА

Глава 4. СЕМЬЯ С «ОСОБЫМИ» ТРУДНОСТЯМИ
МАТЕРИ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

  1. Особенности психического развития недоношенного младенца
  2. Послеродовая депрессия
  3. Преждевременные роды и женщина: социально-психологическое исследование СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС СЕМЬИ: ДЕВИАНТНЫЕ МАТЕРИ И ИХ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ СИТУАЦИИ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
  1. Родительские переживания ситуации рождения ребенка с отклонениями в развитии
  2. Стратегии совладающего и защитного поведения родителей
  3. Ресурсы совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ*

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫЕ НАРУШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ОДИНОЧЕСТВО В СЕМЬЕ

  1. Контрольные вопросы
  2. Задания для самостоятельной работы ЛИТЕРАТУРА

Глава 5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ
Основы психологии семьи и семейного консультирования
Агрессия и насилие в семейных отношениях
Психологическая помощь в кризисной ситуации (спецкурс)
Особенности совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия (спецкурс)

ВВЕДЕНИЕ
Однажды, когда Муми-троллъ был совсем маленький, его папа в самый разгар жаркого лета умудрился простудиться. Он не пожелал пить горячее молоко с луком и сахаром, он не захотел даже лечь в постель. Он никогда раньше не болел и теперь был очень встревожен. My ми-мама поглядела на мужа и вдруг сказала:
— Знаешь, я сегодня убирала на чердаке и нашла большую тетрадь. Что если тебе написать книгу о своей
молодости . А потом ты бы читал нам вслух то, что написал.
В ответ папа перестал кашлять:
— Так быстро книгу не напишешь. Не думай, что это так просто: взял и написал, — проворчал папа и
высунулся из-под одеяла.
— Да, пожалуй, ты прав, — согласилась Муми-мама. которая в самой трудной ситуации обязательно что -нибудь придумает, и пошла на чердак за тетрадью*.

Вот так сказочные герои выдуманного мира финской писательницы Туве Янссон общаются, взаимодействуют, то есть живут в своей семье. Выдуманная семья муми-троллей — это семья, по которой в глубине души тоскует каждый из нас, потому что «все они славные и добрые — одним словом, семья». Они любят и заботятся друг о друге и обо всех, кому плохо и трудно живется. Они легко решают проблемы любого уровня сложности — от мелких семейных недоразумений до природных бедствий. Один из секретов успеха их семьи в том, что они всегда вместе, даже если на время расстаются, и никогда не унывают, даже в дождливые осенние вечера, когда к некоторым незаметно подкрадывается плохое настроение.

Авторы данного учебного пособия предлагают свой взгляд на важные проблемы психологии семьи — семейные трудности и совладание с ними. Трудно найти тему, так сильно затрагивающую людей, как переживания, связанные с семьей, и их преодоление.

Книга «Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними» предназначена для студентов, изучающих курс семейной психологии в университете. В ней впервые изложены новые материалы, ранее не представленные в отечественной психологии исследования семьи, много материалов из иностранных источников, ранее недоступных читателю, знакомому лишь с русскоязычной литературой. Пособие содержит обобщенный опыт исследовательской группы, работающей в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова в рамках проекта РГНФ № 03-06-00143а (руководитель Т. Л. Крюкова), посвященного российской семье переходного периода, ее совпадающему поведению и развитию.

В пособии приводятся программы учебных курсов по психологии семьи, созданные и реализуемые авторами как преподавателями университета.

Авторы пытаются отразить неоднозначную оценку состояния современной семьи, которая, с одной стороны, вполне справляется с трудностями и невзгодами, но с другой, требует внимания и поддержки общества из-за неспособности находить решения проблем самостоятельно (социальное сиротство, девиантное материнство и т. д.).

Выражаем искреннюю благодарность и признательность нашим аспирантам и студентам, внесшим своими исследованиями вклад в изучение семьи, семейных отношений и совладеющего поведения.
В написании главы I принимала участие Н.О. Белорукова, главы III — О. Б. Подобина, главы IV — Т. В. Гущина, М. С. Голубева и А. Ю. Василенко.

Скачать книгу «Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними»

Скачать книгу «Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними»

Источник:
Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними
Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними, скачать книгу
http://5psy.ru/knigi/psixologiya-semi-jiznennie-trudnosti-i-sovladanie-s-nimi.html

COMMENTS