Психология семьи

Ваш психолог

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
( лекция)

Семья ячейка, малая социальная группа общества, форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
По данным переписи населения 88,4 процента всего населения живут в семьях.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура, динамика.

1. ФУНКЦИИ:
Функции семьи сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов.

Современная семья в большей степени чем советская выполняет
функцию приумножения и передачи собственности по наследству.
На разных этапах жизнедеятельности семьи актуализированы те или иные функции. В случае нарушения функций нарушается жизнедеятельность и семья переход в категорию конфликтных.

2. СТРУКТУРА СЕМЬИ

Структура семьи это число, состав и совокупность взаимоотношений между ее членами.
§ Полная неполная
§ Количество детей,
§ Сколько поколений проживает вместе
§ Имеются ли родственники 1 рода вовне (бабушки и дедушки совместно проживающие)

Анализ структуры отвечает на такие вопросы каким образом в семье реализуются те или иные функции кто осуществляет руководство, кто выполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности.
Варианты: руководство в руках одного члена семьи, равное участие. Обязанности в руках одного члена или распределены обязанности.
Семья чаще всего ориентировано на равноправное распределение
обязанностей, а так же равное участие ее членов в решении всех семейных проблем.

Нарушение структуры семьи это такие особенности которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Так, например если на одного члена семьи ложатся все хозяйственно-бытовые обязанности это может выступить в качестве нарушении структуры взаимоотношений, поскольку препятствует выполнению удовлетворения других потребностей из-за утраты физических сил и неравномерного распределения времени.

3. ДИНАМИКА СЕМЬИ

Э. К. Васильева выделяет 5 жизненных стадий семейного цикла:
1. Зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка.
2. Рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с момента на
чала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента , когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.
4. Дети живут с родителями или хотя бы один ребенок не имеет семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми имеющими собственные семьи.
2 и 3 стадии несколько искусственны, поскольку не вносят качественного изменения в жизнедеятельность семьи.

4. Образ жизни семьи
5. Семейная идеология или образ мысли семьи Это понятие шире
«ценностных ориентаций». Что в семье позволительно, что нет.

МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

В результате исследования мотивов вступления в брак дисфункциональных семей удалось выявить следующие: бегство от родителей, мотив долженствования (из чувства долга), одиночество, следование традиции (инициатива родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.
Мотив бегства от родителей пассивный протест против власти родителей.
Долженствование беременность партнерши или чувство вины, которое сопровождало половую близость.
Одиночество встречается у людей переехавших на новое место жительства, у возрастных, одиночество часто является следствие экзистенциональной пустоты.

СТАДИИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга. В это период завершается ( если была добрачная связь) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация. Значительные усилия на данном этапе прилагаются для обзаведения совместным имуществом , жильем. Складываются отношения с родственниками. Этот период так же важен для осознания и демонстрации взаимной любви, так как после рождения детей времени у супругов на демонстрацию любви станет меньше. На этом этапе после первого года жизни приходится первый пик разводов. Причина: неподготовленность к супружеской жизни, бытовые условия, вмешательство родственников.

Завершающие этап жизнедеятельности семьи. Семья прекращает воспитательную функцию. Постепенное ослабление физических сил неизбежно увеличивает восстановительную функцию семьи, отдых приобретает все более важно значение. Актуализируются проблемы здоровья. Появляются новые роли бабушек и дедушек. Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей актуализируют проблемы в признании, любви и уважении, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особо видную роль.

НАРУШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ

Источник:
Ваш психолог
Психология семьи
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/146-psixologiya-semejnyx-otnoshenij/1267-psixo

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает воспроизводство общества. Кроме того, брак является принятой обществом формой удовлетворения сексуальных потребностей людей. Взрослые члены семьи, выполняя в обществе Профессиональные функции, своим трудом создают экономические основы существования семьи, обеспечивают его материальные и культурные потребности. Семья выполняет обслуживающую и попечительский функции в отношении своих членов, обеспечивая им предоставление различных услуг, а также заботясь о тех, кто нуждается в помощи (дети, старые или больные и инвалиды). Таким образом в семье удовлетворяются альтруистические потребности.

Семья воспитывает для общества новых граждан, передавая им язык, основные формы поведения, национальные традиции и обычаи, моральные и духовные ценности. Семья выполняет соціалізуючу функцию. Социализации испытывают не только дети, которые благодаря ей уростають в общество, а именно супругов, поскольку адаптация к брачных, родительских и других семейных ролей — это также соціалізуючий процесс. Одновременно он удовлетворяет родительские потребности в воспитании детей и обогащает новым социальным опытом личности брачных партнеров.

Семья способствует сохранению психического здоровья общества благодаря выполнению психогигиенической функции, которая заключается в обеспечении чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия, а также условий для развития личности своих членов. Стабильная, хорошо функционирующая семья позволяет каждому лицу, которая ее составляет, удовлетворять такие потребности, как любовь, эмоциональная близость, аффиляция, понимание и уважение, признание и тому подобное. В такой семье индивид имеет условия для самореализации, самоутверждения, обогащения и развития своей личности Итак, семья существенно влияет на своих членов, удовлетворяя их потребности — биологические, эмоциональные, психосоциальные и экономические.

Изменения, происходящие в жизни семьи, тесно связаны с изменениями и преобразованиями в обществе, частью которого она является. Разные социальные сдвиги, индус гріалізація, урбанизация, профессиональная работа женщин, изменения в материальной и духовной культуре, обусловленные научно-техническим прогрессом, улучшением средств коммуникации и тому подобное, влияют на семью. В частности, они вызывают изменения ролей и позиций в пределах семьи, ценностных ориентаций, норм и способов поведения, уклада семейной жизни вообще

Каждая семья создает собственную мікрокультуру на основе общесемейных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения. Брачная пара, развивая собственный стиль жизни, опирается при этом на устоявшиеся в конкретном обществе нормы, а также те, заимствованные из родительских семей и обогащенные опытом своей самостоятельной жизни.

Семья как малая социальная группа испытывает определенные динамических преобразований, связанных главным образом с течением жизни индивидов. В развитии каждой семьи можно выделить несколько фаз: начальная фаза супружеской жизни — до рождения первого ребенка; три родительские фазы, охватывающие периоды роста и воспитания детей; фаза, когда дети стали социально зрелыми и отделяются от родителей; пенсионное супругов. Переход из одной фазы в другую характеризуется изменением структуры семьи, ее функций, перестройкой внутрисемейных отношений и взаимодействия в соответствии с новыми задачами, которые возникают в различные периоды семейной жизни.

В начале каждой фазы может создаваться специфическая кризисная ситуация, связанная с приспособлением членов полыни до новых семейных задач и функций, изменением ролей и позиций. Изменения в количественном и возрастном составе семьи вызывают преобразование всех ее функций — экономической, защитной, психологической, социализирующей и др. Это требует пересмотра предыдущего образа жизни семьи. Успешное функционирование семьи в новых условиях обогащает лиц, которые ее составляют, новым опытом и свидетельствует об их адаптивные возможности.

Психологический анализ семьи как малой социальной группы, условий и механизмов ее функционирования предполагает изучение ценностных ориентаций супругов, которые являются одним из конституюючих семью факторов, регулирует взаимоотношения супругов, определяющее их отношение друг к другу, к детям, других людей, окружающего мира вообще. Расхождения в индивидуальных системах ценностных ориентаций супругов является главным препятствием для семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.

Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной в течение всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого из супругов. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть уже или шире от общесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможностей для взаимопонимания, то есть для единства.

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких, как конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семь и, конфликт как средство снятия напряжения, конфликт как защита собственного «Я». В основе каждого из них лежит противоречие между сложившимися до брака ценностными представлениями каждого из супругов о ролевые функции мужа и жены в семье и способы их реализации. Конфликт может возникнуть и в результате столкновения привычных для каждого из супругов путей и способов удовлетворения социокультурных, интеллектуальных, эстетических других потребностей, стремление отстоять свою индивидуальность, попытки согласовать представление о себе с мнением партнера.

Конфликтная ситуация в сфере ценностных ориентаций, что препятствует созданию взаимоприемлемой системы семейных ценностей более широкого объема, чем индивидуальные, делает невозможным интеграцию семьи, а следовательно и выполнения ею своих обязанностей, создает опасность для ее существования. Вызывая напряжение в семейных отношениях, конфликты ценностных ориентаций дезинтегрують семью.

Большинство существующих типологий семей разработана на основе выявленных особенностей спілкувати? и межличностных отношений в семье, обусловливающие определенное взаимодействие членов семейной группы и присущие только ей способы влияния супругов друг на друга и на детей. На этой основе семьи условно разделяют на несколько полярных типов.

По характеру психологической и ценностно-ориентационной единства различаются гармоничные и дисгармоничные семьи. Первые, Кроме того, делятся на естественно и искусственно гармоничные. Естественно гармоничные семьи характеризуются совпадением целей, мотивов, эмоциональных и познавательных установок членов семейной группы, благодаря чему обеспечивается их психологическая совместимость. В искусственно гармоничных семьях согласие является результатом сознательных усилий членов семьи. В таких семьях заметно стремление приспособиться друг к другу, порой ценой ограничения собственных потребностей, привести их в соответствие к потребностям и запросам других членов семейной группы.

Дисгармоничным семьям присуща расхождения в системах ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и целей членов семейной группы. Адаптация их друг к другу ситуативная, перманентная, а то и декларативная. Ролевые обязанности в таких семьях нередко выполняются из принуждения, что создает психологическое напряжение в семейном общении. Эмоциональная дистанция между мужчиной и женщиной и другими членами семьи создает благоприятную почву для возникновения психологической несовместимости, а следовательно, и межличностных конфликтов.

Общение в альтруистичных семьях основывается на сознательном признании каждым членом семьи ответственности за благосостояние других. Поведение членов семьи зачастую идет вразрез с собственными нуждами и запросами — по принципу «жить для других». Каждый в такой семье является ценностью сам по себе, а не потому, что дает какую-то пользу, то есть создает для семьи материальное благополучие и обеспечивает ей высокий социальный статус и др. Даже члены семьи, которые нарушают принятые в ней нормы поведения, не становятся изгоями, наоборот, им всячески помогают найти правильный путь.

По количеству и характеру коммуникативных связей различаются открытые и закрытые семьи. В открытых личностная направленность не ограничивается лишь кругом семейных интересов и целей. Члены семьи включены в различные социальные связи Спецификой открытой семь и стремление к новым контактам. Благодаря этому повышается их социально-защитный потенциал. Они имеют возможность компенсировать неудачу в одной общественной сфере переключением своих интересов в другую.

Закрытые семьи является коммуникативно самодостаточными. Количество внесемейных социальных контактов у них слишком ограничена, и, как правило, они не стремятся к их расширению. Главное — это твоя семья и родственные связи, а все остальное-фон, на котором проходит жизнь. Собственная семья занимает первое место в иерархии семейных ценностей.

в Зависимости от адаптивных ресурсов семьи, и способности приспосабливаться к изменчивости условий жизни выделяют гибкие и инертные (консервативные) семьи. Гибкий тип семьи характеризуется способностью быстро переориентироваться, если этого требуют новые условия жизни. Инертные семьи, наоборот, ригидные и консервативные относительно переоценки и изменения уже устоявшихся стандартов поведения.

По характеру распределения власти выделяют семье єдиновладні (авторитарные) и демократические. В первых власть сосредоточена в руках кого-то одного — мужа, жены и др. В связи с этим важнейшие решения принимаются только с одобрения этого члена семьи. Социологи по этому показателю разделяют современные семьи на неопатріархальні и неоматріархальні.

Для демократических семей характерна либо равноправие всех членов семьи в принятии решений, или функциональное распределение власти: в одних сферах жизни главную роль играет мужчина, в других — женщина, в третьих — кто-то из родителей супругов или старшие дети.

Выделение авторитарных и демократических типов семей имеет существенное значение для оценки ресурсов семейного воспитания, но в условиях, когда известны другие характеристики общения и межличностных отношений. Так, в интегрированных, гармоничных, эмоционально объединенных, с альтруистическими установками семьях вопрос распределения власти вообще не возникает. Семейная иерархия, которая сложилась, воспринимается членами семьи как естественная и оптимальная, независимо от того, авторитарная она или демократическая. В дезінтегрованих семьях единовластие может служить источником постоянного психологического напряжения в семейных отношениях.

Классификация семей по приведенным шестью полярными признаками несколько условная. Характеризуя семью как тот или иной тин, принимают во внимание преимущество какого-либо одного признака взаимоотношений в семейной группе и абстрагируются от всех других. Следовательно, чистые семейные типы — это научная абстракция, которая нужна для понимания сути явления. В жизни обычно встречаются смешанные типы, в которых взаимоотношения характеризуются сочетанием различных признаков в определенном соотношении. Поэтому для диагностики семейных отношений с мстою оказания семье психологической помощи целесообразно определять тип семьи по доминирующим признаком, например так: «скорее интегрирована, чем разобщена, и т. п.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Витек Карел, Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. Москва, 1988

2. Волкова А. II., Трапезникова Т. М. Методические проблемы диагностики супружеских отношений // Вопр психологи 19К5. № 5.

3. Тозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений Москва, 1987

4 Джеймс М. Брак и любовь / Пер с англ Москва. 1985,

5. Ковалев С. В. Психология современное семьи. Москва, 1988.

6. Левкович В. П., Зуськова А. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопр психологии 1987 №4.

7 Психологическая культура семейных отношений: Методические материалы Москва. 1988. 8. Рыбаченко В. Ф. Грани совместимости. Киев, 1987.

9 Столин В. В. Психологические проблемы основы семейной терапии // Вопр. психологии. 1982. № 4.

10. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. Москва. 1987.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. Г. Семейная психотерапия Ленинград. 1989.

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает
http://studbooks.net/37299/psihologiya/psihologiya_semi

Храм святителя Василия Великого

На главную Жизнь во Христе Психология семьи Психология семьи

Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что снижается число браков, увеличивается число разводов, низкий уровень рождаемости, увеличивается детская смертность, патология новорождённых. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной плоскости в экономическую, психологическую плоскость.

Семья – необычная социальная общность, восприятие которой меняется не только от общественных условий, но и под влиянием профессиональной деятельности человека. Югославский писатель Б.Нушичем приводит суждения представителей разных профессий о браке:

Историк: «Брак-это одно из весьма редких исторических явлений, когда победитель подчиняется подчиненному».

Литератор: «Брак – это интересная повесть, а иногда роман с очень красивым началом, но часто плохим содержанием и чаще всего с неожиданным концом».

Физик: «Брак – это такое явление, когда два тела для приобретения большей устойчивости имеют общую, но воображаемую точку опоры и поэтому очень легко теряют равновесие».

Химик: «Брак – это соединение двух элементов, каждый из которых все же сохраняет свои особенности. Капля посторонней кислоты, попавшей в это соединение, вызывает в нем реакцию и разлагает на составные части».

Врач: «Брак – это яд, который в самом себе содержит противоядие. Больные лучше всего себя чувствуют при высокой температуре и очень плохо при нормальной. Диета в этом случае не помогает, так как только ухудшает состояние больного».

Прокурор: «Брак – это временное примирение двух враждующих сторон».

Трудности рассмотрения социально-психологической специфики функционирования семьи, с одной стороны, в значительной мере обусловлены «пограничным» статусом самой социальной психологии. С другой — они усугубляются особенностями самого объекта анализа. Так, в одной из самых авторитетных отечественных монографий по проблемам семьи уже в самом её определении заложена двойственность: семья одновременно является и социально- психологической общностью — «малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью», и социальным институтом – «исторически конкретной системой взаимоотношений супругами, родителями и детьми…, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Наконец, немаловажным обстоятельством является междисциплинарный характер многих исследований семьи. В связи с чем, например, по мнению авторов «Психологического словаря», такая отрасль психологии, как психология семьи и брака является междисциплинарным направлением исследований, включающих в себя «исследования в области социологии, экономики, этнографии, юриспруденции, демографии и т.д.». Среди её основных проблем называются: изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, её ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнёра, эффективность паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и т.д.

Что отличает семью от других малых групп?

Признаки семьи: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Необходимость существования семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве самого человека и человеческого общества.

Причины изучения семьи:

Атрибуты дома
Домашний очаг должен быть
Не местоприбыванием, а местом,
Куда мы всегда возвращаемся.
А.Монтерлан

УЮТ – эстетизированное чувство и любовь к дому. Духовно – психологический уют означает гармонию и структурированность души, связан с чувством покоя. Уют это мерило возвращения женщины в своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. Уют это и есть дом со всеми перечисленными компонентами.

ДОМ может состояться или не состояться. Вместо дома может быть некое ограниченное пространство, где люди едят, спят и прочее. В современное время много духовно бездомных людей.

Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (живущими вместе и ведущими общее хозяйство).
Э.Г.Эйдемиллер дает следующее определение семьи: «Семья – открытая, живая, развивающая система, функционирующая благодаря взаимосвязанному действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонений от гомеостаза».

Дисфункциональная семья (дисгармоничная) – семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов и блокирует их потребность в самоактуализации. Это ригидная семейная система, которая пытается сохранить привычные стереотипы взаимодействия вне зависимости от изменения внешних условий. В результате блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще ребенка), и у него появляется какое – либо заболевание (соматическое, психосамотическое, психическое расстройство)

В характеристику семьи исследователи включают: функции семьи, структуру семьи и динамику развития семьи.

Функция семьи – сфера жизнедеятельности связанная с удовлетворением определенных потребностей каждого члена семьи, а также семью в целом и ее потребностей (общественных, групповых и индивидуальных). Андреева Т.В. (2004) выделяет:
1. Специфические функции семьи: рождение, содержание и воспитание детей;
2. Неспецифические: накопление и передача собственности, статуса, отдых и досуг, забота о здоровье и хорошем самочувствии членов семьи.

Отсюда вытекают основные функции семьи:

Инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить их и воспитывать. Без удовлетворения потребности продолжения рода человек не чувствует себя счастливым. Появление детей преображает супругов, пробуждается родительская любовь и совершенно новые чувства у женщин – материнство, у мужчин – отцовство.

1. Структура семьи по количеству детей:
А. Бездетные семьи, если 10 лет жизни без детей (16 процентов в России); не могут иметь детей (14 процентов). Из бездетных семей, каждая 3-я такая распадается по желанию мужа.
Б. Однодетные семьи. Здесь возможны следующие проблемы: 1. Социокультурного плана – ребенок будет более эгоцентричным, недостаточно будет развита культура общения; 2. Генетическая проблема, если ребенок «особый» или неполноценный.
В. Малодетная семья – не более 2 детей. Такая семья сочетает достоинства однодетных семей и избегает их недостатки.
Г. Многодетные семьи – 3 и более детей, считается самой крепкой семьей, в них мало разводов.

2. Структура семьи по составу:
А. Неполная семья (без 1 супруга) по причинам: развод, мать одиночка, смерть одного из супругов, усыновление или удочерение ребенка одним взрослым.

В России каждая 6-я семья неполная. Психологические следствия неполных семей: нарушение отношений между членами семьи, низкая успеваемость у детей, дети больше предпочитают быть вне дома. Положительный момент – дети рано взрослеют.
50 процентов всех правонарушений совершают подростки из неполных семей.

Б. Отдельная, нуклеарная семья – отдельно живущая супружеская пара с детьми или без них. Положительный момент – больше шансов для самовыражения. Отрицательный момент: молодые любят друг друга, но не умеют приходить к одному мнению либо выводу как следствие будут частые ссоры, несдержанность.

В. Расширенная семья, т.е. состоит из нескольких поколений. По статистике 70 процентов до 20 лет и 25 процентов до 30 лет молодых семей живут с родителями. Положительное в том, что нет проблем в воспитании детей, налаженный быт, сдержанность контролирует поведение молодых.

Г. Большая семья – 9 и более человек – межпоколенная или многодетная семья.

3. Структура семьи по типу лидерства, главенства:

А. Эголитарные – решения принимаются на совместном семейном совете (60 процентов).
Б. Авторитарные — один глава семьи, который принимает важные решения (мужчина в каждой 6 семье, женщина в каждой 8).

4. Структура семьи по укладу:
А. Семья отдушина (чуткость, откровение, доверие и т.д.).
Б. Детоцентрическая – дети ось, вокруг которой все вращается в семье (80 процентов).
В. Дискуссионные семьи (целенаправленные, устремленные, любят заниматься какам-либо делом: путешествовать, общаться, ходить в кино и т.д.)

5. Структура семьи по однородности социального состава:

А. Гомогенные или однородные (по образованию – 70 процентов)
Б. Социально гетерогенные (30 пр.) Разный уровень образования является причиной отсутствия общих интересов, ревность.

6. Структура семьи по качеству отношений и атмосфере в семье:

7. Структура семьи по условиям семейной жизни:

А. Студенческая. Трудности материальные. Позитив – единство интересов, сплоченность, стремление к общей цели, к будущему.
Б. Дистантные семьи, которые в частых разлуках из – за профессии одного из супругов (моряк, геолог, стюардесса и т.д.). Позитив – постоянная острота чувств. Отрицательное — могут быть измены; дети видят пример отсутствия одного из родителей – складывается патерн семьи такого типа.

8. Структура семьи по географическому принципу:
городская, сельская.

9. Структура по направленности удовлетворения потребностей:
— естественные потребности;
— интеллектуальная направленность;
— промежуточный тип.

10. По количеству брачных партнёров выделяют
семью «моногамную» (один муж и жена) и «полигамную». Последняя
имеет два варианта: «полиандрия» — (многомужество) и «полигония» (многожёнство).

11. «Альтернативные стили жизни семьи», к которым относят:
Гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе регистрируемые в некоторых странах. Групповой брак.

12. Наконец с точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам выделяют семьи:

А. Патриархальные (традиционные) отношения, в которых ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж, «отец-кормилец», обеспечивает семью, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена — не работает, воспитывает детей.
Б. Современные семьи отношения сочетаются нормами любви, эмоциональной близостью, взаимоуважение распространяется на всех членов семьи.

13. По участию в общественной жизни cовременные семьи делятся на: коллективистские и индивидуалистские .

Динамика развития семьи. Семейные роли. Мифы и семейные правила.

Функции и структура семьи изменяются с течением времени. Классификация этапов семьи по наличию детей и их развитию (Васильева,1975):
1.Зарождение семьи от заключения брака до рождения первого ребенка.
2.Рождение и воспитание детей. Этап заканчивается с началом трудовой деятельности детей.
3.Окончание выполнения семьей воспитательной функции, дети самостоятельные.
4.Дети взрослые живут с родителями и хотя бы один ребенок не имеет собственной семьи.
5.Супруги живут одни или с детьми, которые имеют собственных детей.

Целуйко В.М. (2004) выделяет периоды в развитии семьи, когда необходимо проявлять больше терпения, избегать опрометчивые поступки и решения. Эти периоды не все семьи благополучно преодолевают:
— первые дни после брака;
— 2-3 месяца спустя после начала супружеской жизни;
— полгода совместной жизни;
— год брака;
— после рождения первого ребенка;
— интервал 3-5 лет;
— 7-8 лет;
— после 12 лет совместной жизни;
— 20-25 лет совместной жизни.

Она выделяет 2 кризисных периода. В эти периоды часты разводы и опрометчевые повторные браки.

1 критический кризисный период между 3 и 7 годами при позитивном стечении обстоятельств длится около года. Исчезают романтические отношения, рост разногласий в быту, рост отрицательных эмоций, чувство неудовлетворенности, молчаливый протест, ощущение обманутости, упреков. Психологи рекомендуют ограничить разговоры о супружеских отношениях, избегать обсуждение практических проблем. Говорить о профессиональных интересах. Супруги должны самостоятельно искать выход, вмешательство третьих лиц может усугубить положение.

2 кризисный период между 13- 23 годами. Он менее глубокий, но более длительный по времени, чем первый. Он совпадает с возрастом «кризиса середины жизни». Ощущается тяжелый пресс времени, ощущение что человек не успеет сделать все задуманное. Социальное окружение оценивает человека по тому, чего он достиг. Результатом кризиса является выработка нового образа своего «Я», переосмысление жизненных целей. Этот кризис трудное испытание для семьи.

Классификация семейных ролей:

Ролевые позиции зависят от того, какую модель брачного союза супруги хотят создать с учетом личных установок и своих представлений о роли каждого из них в браке.

Мифы и семейные правила.

Мифы – семейные легенды, представляют собой хорошо интегрированные, но неправдоподобные убеждения, которые поддерживают все члены семьи. Эти убеждения не подвергаются никакому сомнению. Цель – поддержание устойчивого состояния семьи. По В.Сатир, семейные нарушения – это следствие существующих мифов и семейных легенд.

Наиболее распространенные мифы: счастливые супруги не спорят; пространственная близость необходима для сплочения семьи; в благополучных браках супруги все рассказывают друг другу; появление ребенка разрешит все проблемы; развод выход из конфликта.

Семейные легенды способствующие семейным дисфункциям: все наши дети получают хорошие отметки, учатся в вузах; женщины в нашей семье немножко сумасшедшие; наша семья много работает, а другие лодыри.
Примеры мифов: мать – больной человек; я хочу только добра;
мужчины – дети; а что скажут люди.

Семейные правила – например: дети не должны говорить, когда говорят взрослые; стучи, перед тем как открыть дверь; нельзя есть продукты их холодильника без разрешения мамы
Осознание правил позволяет пересмотреть их, переоценить и начать свободную жизнь.

Литература:
1. Андреева Т.В. Семейная психология. — СПб.,2004
2. Белозуб Г.И. Брак от рассвета до заката. — СПБ., 2002
3. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии.– М.,1995
4. Системная семейная психотерапия. Под ред. Э.Г.Эйдемиллера.- СПб., 2002
5. Соловьев Брак и семья сегодня. — Вильнюс, 1977
6. Харчев Брак и семья в СССР. — М.,1979
7. Целуйко В.М. Психология современной семьи.- М.,2004

Источник:
Храм святителя Василия Великого
Психология семьи
http://hramnagorke.ru/articles/13/71

COMMENTS