Психология семьи и брака

Психология семьи и брака

1.1 Психология семьи и брака

Брак и семью с давних пор считают общественными формами, целью которых является регулирование отношений между людьми. Несмотря на близость понятий семьи и брака, следует отметить, что они не являются тождественными.

Брак относится к числу таких явлений интерес, к которым был всегда устойчивым и массовым, также он представляет собой начало и «ядро семьи». Являясь особым социальным институтом, брак это социально-регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной. При этом устанавливаются права и обязанности (как мужа, так и жены) по отношению друг к другу, к детям и быту. [8; 32]

Семья, как малая социальная группа и важнейшая форма организации личного быта, основана на супружеском союзе и родственных связях (в данном случае наблюдаются брачные отношения между мужем и женой, т.е. супругами).

Понимание семьи, как малой социальной группы подразумевает под собой её функционирование: общение между членами семьи, распределение власти, лидерства, полномочий, разрешение конфликтов и многое другое. Семья – это коллектив, где на одном полюсе – отношения любви/ принятия/ привязанности/ ожидания, а на другом – отношение ненависти/ отвержения/ зависимости и притязаний.

На протяжении последних десятилетий в итоге сложился супружеский тип семьи. Это прогрессивный тип семьи, где на первом плане выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей! при их наличии) как автономной личности в системе межличностных, эмоциональных, материальных, духовных и интимных отношений. Цель воспитания детей уже не доминирует, это место заменяют ценности личностного роста и самореализации всех членов семьи, симметричность прав и обязанностей, уважение права выбора партнера. [3; 94]

Цель брака – организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных и сексуальных потребностей супругов, предполагающая объединение материальных, физических, духовных и сексуальных возможностей брачных партнеров. Для этого требуется сложнейшее согласование этих потребностей и интересов, которые ранее они удовлетворяли отдельно друг от друга. В браке проявляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, начинаются процессы не только взаимного приспособления, взаимных уступок, но и многого другого.

1.2 Мотивы заключения брака

Зачастую характер супружества зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Мотивы заключения брака отражают отношение личности к миру, реализуют потребность любить самому и быть любимым партнером, самоутвердиться и самореализоваться.

Заключение брака побуждается системой мотивов, образовавших определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах – побудителях. [1; 152] Мотивы различаются степенью осознанности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могут реализовывать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать желание всегда быть с любимым человеком (мотив, направленный на достижение) и таким образом избежать одиночества. Сюда же можно отнести мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя, сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения.

Мотивация вступления в брак у каждого своя. То, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено многими исследованиями.

В числе возможных мотивов предбрачных интимных отношений «любовная» мотивация явственно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе – приятное времяпрепровождение. Правда, дальнейший порядок мотивов оказался различным, в зависимости от пола опрошенных. У женщин на третьем месте оказались ориентация на брак, а далее – стремление к получению удовольствия и желание эмоционального контакта, у мужчин же — стремление к получению удовольствия, желание эмоционального контакта и лишь затем — ориентация на брак.

Рассмотрим один из мотивов — прагматичный мотив (или материальный расчет): улучшение жилищных условий и материального положения за счет партнера. Брак по расчету, основанный на материальных и прагматических мотивах в наше время пользуется большой популярностью. По данным социологического опроса 33% опрошенных осуждают брак по расчету; 50% относятся к нему с пониманием; 17% заявили, что они хотели бы иметь такую «возможность».

При выборе будущего супруга/супруги обычно действует принцип дополнения противоположностей и сходств потребностей. Для будущего развития супружеских отношений оказывается крайне важной степень совпадения мотивов каждого из партнеров, которая определяет меру совпадения желаний в отношении брака. Таким образом, брак по расчету может удовлетворить обоих супругов, при совпадении у них прагматичных мотиваций. [9;76]

Большую роль может играть фактор «вынужденности» заключения брака; здесь проскакивает мотивация и личностный смысл каждого из партнеров. Специального внимания заслуживает ситуация ожидания ребенка: развитие семьи носит неоднозначный характер, т.к. может выступать как фактор риска для молодой семьи, поскольку резко сокращает продолжительность стадии «семья без детей» и ограничивает во времени период взаимной адаптации и формирование взаимной системы.

Процесс выбора партера может определятся многими факторами: физическая привлекательность партнера, особенность и манера поведения, профессия, социальный статус и предполагаемые перспективы. Важное значение имеет оценка достоинств друзьями, родителями и другими окружающими людьми.

Период поиска брачного партнера и ухаживания (вплоть до принятия решения о регистрации брака) имеет особое значение для последующего развития семьи и её функционирования. История семьи начинается с момента знакомства будущих супругов. Значимыми характеристиками периода выбора партнера и ухаживания является, то как и когда произошло знакомство (место и ситуация знакомства), характер первых впечатлений друг о друге (положительные или отрицательные эмоции). Первые впечатления формируются на основе самопредъявления партнеров, т.е. происходит как бы самоподача, это плавно перетекает в неосознанное преувеличение собственных качеств и достоинств. У каждого из партнеров существует своя «стратегия» (иными словами линия поведения); целью такого поведения является вызов симпатии/положительных эмоций, нахождение общих интересов и прочих вещей, которые впоследствии могут сблизить обоих партнеров. [6;44]

Даже после регистрации брака не прекращается исследование совместимости ролей и интересов. Общение и установка межличностных отношений супругов помогают подчеркнуть сходство своих потребностей и характеров, как возможность взаимодействия друг с другом.

Любовь, как один из мотивов брака.

Любовь может рассматриваться по-разному: как эмоциональный процесс, имеющий свой объект или как предметное чувство, имеющее свою динамику развития. В отношениях между молодой парой супругов любовь представляет собой высшую форму близости. Межличностные отношения, как до брака, так и во время брака строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность установления подлинной близости и интимности, которые формируются в процессе совместной жизни. Возможно, на первых ступенях любви формируется способность отдавать и принимать.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Во-первых, как пишет С.В. Ковалев: «В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с его объектом – вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «я» не всегда приводит к проявлению одного «мы». Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги не любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции. [25; 392]

Любовь к человеку другого пола представляет собой феномен внутреннего мира личности и реализуемые в процессе общения в любовной диаде. Любовь выявляется через отношение к другому человеку. Отмечается потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Любовь – это отчасти восхищение от образа и радость от общения с любимым человеком.

Впрочем, любовь это не только влечение к другому человеку, и кроме чувств – наслаждений (чувств для себя) в ней и чувства – понимание (чувство для другого). Недаром говорят: любить значит понимать, быть любимым значит быть понятым. Любовь как бы рождает в людях сверинтуицию, способность чувствовать другого человека, ощущать его ощущения. [12; 380]

Что касается, специфики любви в ранней юности определяется ее романтичным характером, в силу разобщенности романтических и эротических компонентов. В ранней юности проявляется ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности, активное эмоциональное отношение к вопросам общения юношей и девушек. Эмоциональное содержание юношеской любви носит сложный характер, выражая желание эмоционального контакта, понимания, душевной близости с предметом любви. [7;168]

Период юности особенная пора, когда раскрывается сущность отношения к любви. Так в другом человеке зачастую что-то привлекает наше внимание, заставляет остановиться и почувствовать восхищение. Как следствие может наблюдаться преувеличение достоинств, происходит оборачивание недостатков в достоинства, в итоге можно наблюдать картину идеализации образа.

Идеализации образа – это своеобразный «кредит доверия», выдаваемый любимому человеку и в первые годы брака может сыграть негативную роль. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. В дальнейшем все это при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом нового, уже более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

Источник:
Психология семьи и брака
Читать тему online: Психология семьи и брака по предмету Психология. Размер: 63.44 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/199083/1

Психология семьи и брака

Совр. семья переживает кризис. Проявления кризиса: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по семейной психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по семейной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей

Характеристика семьи как социального института и как системы

  • Семейная психология — . семьикаксоциальногоинститутаикаксистемы
    Характеристикасемьикаксоциальногоинститутаикаксистемы. Одним из важнейших социальныхинститутов культуры является институтсемьи. Традиционно семья это основанное на браке и кровном родстве объединение людей.
  • Семейная психология — . функции семьикаксоциальногоинститута
    Характеристикасемьикаксоциальногоинститутаикаксистемы. Одним из важнейших социальныхинститутов культуры является институтсемьи. Традиционно семья это осн. Загрузка.
  • Семейная психология — Кризис современной семьи и нарушения.
    Характеристикасемьикаксоциальногоинститутаикаксистемы.
    Россия очень долго придерживалась патриархальног брака и одна из первых придет к духовному браку. Но сегодня, увы, мы, как и весь.
  • Шпаргалки по семейной психологии
    Характеристикасемьикаксоциальногоинститутаикаксистемы. Одним из важнейших социальныхинститутов культуры является институтсемьи. Традиционно семья это осн. подробнее ».
  • Поиск информации
    Социально ориентированное воспитание … Характеристикасемьикаксоциальногоинститутаикаксистемы … Поведение потребителей и модель принятия решения на покупку услуг …
  • Социальная педагогика — Воспитание каксоциальныйинститут
    Воспитание каксоциальныйинститут включает в себя: 1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания; 2) набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи.
  • Социология — Понятие социальногоинститута. Виды социальных.
    Функции и базовые характеристикисоциальныхинститутов.
    1) потребности в воспроизводстве рода (институтсемьи); 2) потребности в безопасности и порядке (государство)
  • Социология — Функции и базовые характеристикисоциальныхинститутов
    Слово «система» происходит от греческого «systema», что в переводе означает «целое, составлен. Функции и базовые характеристикисоциальныхинститутов. Социальныеинституты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни
  • Психология личности — Понятие социальногоинститута. Виды.
    Функции и базовые характеристикисоциальныхинститутов.
    3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи
  • Психология личности — . базовые характеристикисоциальныхинститутов
    Слово «система» происходит от греческого «systema», что в переводе означает «целое, составлен. Функции и базовые характеристикисоциальныхинститутов. Социальныеинституты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни

найдено похожих страниц:10

Источник:
Психология семьи и брака
Одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи. Традиционно семья это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответствен
http://cribs.me/semeinaya-psikhologiya/kharakteristika-semi-kak-sotsialnogo-instituta-i-kak-sistemy_

Психология семьи и брака

Андреева Т. В., Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил., 2005

Результаты многих исследований говорят о том, что для молодых людей семья является одной из ведущих ценностей. Так, на вопрос «Каким хотели бы Вы видеть себя через 15 лет?» большинство 17-летних граждан России (74,5%) выбрали ответ: «Человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети». Материально обеспеченными людьми видят себя 71% юношей и девушек.

При исследовании более взрослой молодежи (24-летние респонденты), семейную ценность отметили уже 83% опрошенных. Материально хорошо обеспеченным человеком хотели бы быть 77,7%. На третье место среди ценностей выходит здоровье (55% респондентов), на четвертое — желание быть профессионалом в своем деле (43,5%) (Молодежь-97,1997).

По прошествии 10 лет часть из этих студентов (24 человека) была опрошена вновь (1987). Была обнаружена удивительная сохранность индивидуальных ценностей, подтвержденная и расчетом корреляций по выборке. Многие испытуемые повторяли в зрелом возрасте свои студенческие оценки по 11-балльным шкалам с точностью до балла (при этом они не только не помнили своих прежних оценок, но и самого факта опроса). К примеру, те, кто больше ценили повышение образования, спустя 10 лет вновь в значительной степени ориентировались на эти цели на следующую временную перспективу (г = 0,8), эта же тенденция пройвилась и в отношении ориентации на руководящую должность и других ценностей.

Ценность семьи у 30-летних архитекторов вышла на первый план, потеснив творческие и аффилиативные ценности (достичь высоких результатов в творчестве, наличие друзей). В то же время эти ценности сохраняли свои высокие значения. Обнаружена большая реалистичность притязаний, выражае мая в избегании крайних оценок (максимальных баллов), характерных для тех же испытуемых в более молодом возрасте. Несколько повысилось, но вместе с тем и сохранило индивидуальную стабильность у различных испытуемых (при р > 0,95), стремление работать на руководящей должности и иметь много свободного времени (до средних оценок).

Важно отметить, что сходные данные (о росте реалистичности в первые годы работы) получены Левинсоном (Levinson, 1978, 1986) на небольшой выборке американцев (40 мужчин). В другом американском исследовании управленцев низшего звена (422 молодых мужчин) было показано, что спустя 7 лет после начала карьеры их ожидания стали более реалистичными (Bray, Howard, 1983).

По данным нашего исследования, через десять лет (то есть в 30—32 года) ценности-цели на следующую временную перспективу имели следующий вид: счастье в семейной жизни, интересная работа, друзья, высокие творческие результаты, высокий заработок. Несколько ниже оценивались такие цели, как популярность в узком кругу специалистов, повышение квалификации, свободное время, повышение образования, уважение окружающих. Средними баллами оценивалась популярность в широких кругах, по-прежнему на последних местах оставались руководящая и общественная работа.

Девушки, нацеленные на карьеру в ранней молодости, через десять лет (в 30— 31 год) также отдавали предпочтение творчеству, которое оттесняло семью и любовь (данные по методике Рокича, которая отражает сиюминутные «ценности-цели»). Однако на следующую десятилетнюю перспективу ценность счастливой семейной жизни у них становилась более актуальной.

Применение традиционного метода поперечного среза с большим числом испытуемых выявило сходные тенденции (1987). Сравнение ценностей на десятилетнюю перспективу студентов архитектурного факультета ЛИСИ (100 испытуемых) с ценностями взрослых архитекторов 24—40 лет (100 человек) показало несколько большее превалирование целей самореализации у студентов (семья на втором месте) и более важную роль семьи у более старших респондентов.

Результаты опроса молодежи Санкт-Петербурга и Лейпцига, проведенного в 1992 году (в выборку вошли школьники, учащиеся техникумов и студенты), отражают некоторую динамику ценностей, которую можно расценивать отчасти как возрастную.

У школьников лидируют жизненные цели — «выполнять интересную работу» (91%) и «заработать много денег» (82%), а затем следует цель «иметь свою семью» — такой ответ избрали 79% респондентов, «овладеть обширными знаниями» — 65%, «что-нибудь сделать для сохранения природы, защиты мира» — 60%.

Учащиеся техникумов срезу после «интересной работы» (85%) отмечали ценность семьи (75%), а затем свой полезный вклад (71%) и заработки (68%), знания (67%). У студентов ценности сходны — на первом месте работа, на втором — семья; третье отдано заработкам, затем идут знания и вклад в дело защиты природы и мира (Лисовский В. Т., ред.,1996).

Индивидуализация ценностных ориентаций связана с увеличением ценности индивидуального человеческого существования и уменьшением ориентации на широкую человеческую общность (Куницына В. Н., 1995, 2004). Это подтверждается, в частности, смещением цели «мир и хорошее положение в стране» с первого места, характерного для 1970-х годов (Ядов В. А., 1979) и для 1980-х годов (Андреева Т. В., 1985, 1989), на последние места в студенческой выборке 1999—2004 годов, согласно проведенному нами исследованию. За этот же период снизилась значимость ценности «равенство».

Наши исследования ценностей студентов на пяти факультетах университета (философском, экономическом, психологическом, филологическом, физическом), проведенные в 1995—2004 годах (выборка составила 240 человек), показали наличие существенных половых различий в ценностях-целях.

Девушки-студентки в гораздо большей степени ориентируются на ценности семьи и любви, в то время как для юношей-студентов данные ценности не являются определяющими. При этом ценности «любовь» и «счастливая семейная жизнь» находятся в явном рассогласовании — любовь для них оказывается гораздо важнее. Для опрошенных студенток в большей мере, чем для студентов, значима ценность мира и хорошего положения в стране (Реан А. А., Андреева Т. В., Киреева Н. Н., Москвичева Н. Л., 1999).

Полученные в другом исследовании данные опроса учащихся математикомеханического, филологического факультетов и факультета журналистики также говорят о различиях ценностей студентов и студенток (Москвичева Н. Л., 1999).

Довольно интересной иллюстрацией взглядов на семью современной студенческой молодежи является исследование Белгородского государственного института культуры (Лейбфрейд А. И., 2004). В нем приняли участие 33 девушки и 25 юношей, студенты I—IV курсов, ранее не состоявшие в браке. Им были предложены методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, мини-сочинение на тему «Один день из моей будущей семейной жизни», анкета, направленная на выявление мотивов создания семьи.

В результате было установлено, что счастливая семейная жизнь наряду с любовью занимает главное место в иерархии ценностей у 60% девушек, в то время как семья представляет ценность лишь для 8% юношей. Однако 60% юношей ставят на первые места в иерархии ценностей любовь. Таким образом, в представлениях девушек любовь и семья существуют в неразрывном единстве, а для юношей эти понятия не равнозначны.

Результаты обработки анкет и контент-анализа мини-сочинений свидетельствуют о том, что девушки в два раза чаще, чем юноши, описывают свою будущую семейную жизнь в эмоционально позитивной модальности. Девушки в большей степени делают акцент на эмоциональной стороне семейной жизни (55%), а юноши — на процессуальной (75%). В категории «Ориентация на совместную деятельность/автономию» 42% девушек и 12% юношей склонны к совместному выполнению семейных дел. При анализе категории «Выполнение семейных функций» выявлено, что девушки в два раза реже указывают на выполнение хозяйственно-бытовой функции семьи, в три раза чаще отмечают значимость коммуникативной функции и в шесть раз чаще упоминают о детях (репродуктивная и воспитательная функции). Описание одного дня будущей семейной жизни как праздника или выходного встречается в 20% сочинений девушек и в 4% сочинений юношей.

В качестве мотивов создания семьи девушки и юноши на первые места ставят любовь и уважение к партнеру. 35% девушек ориентированы также на материальную обеспеченность будущего супруга и наличие отдельной от родителей жилплощади. На значимость этих факторов указывают 10% юношей. Для девушек менее важной представляется внешняя привлекательность партнера и вероятность скорого рождения ребенка. В целом картина семейной жизни девушек выглядит следующим образом: семья с эгалитарным устройством и значительной материальной базой, занимающая главенствующее место в жизни, основанная на любви и доверии. В большинстве описанных семей есть дети, но жены работают.

Для юношей семейная жизнь мыслится в отдаленной временной перспективе. В данный момент они предпочли бы вести активную деятельную жизнь и быть независимыми. В будущем хотели бы создать семью на основе любви, взаимоуважения, общности взглядов и интересов супругов, с традиционным разделением обязанностей.

Источник:
Психология семьи и брака
Ценность семьи и брака: Результаты многих исследований говорят о том, что для молодых людей семья является одной из ведущих ценностей. Так, на вопрос «Каким хотели бы Вы видеть себя через 15 лет?» большинство 17-летних граждан …
http://www.med24info.com/books/psihologiya-sovremennoy-semi-monografiya-spb-rech-436-s-il/cennost-semi-i-braka-15035.html

COMMENTS