Психология внимания

Психология внимания

Психология внимания – одно из важнейших звеньев в цепи сознания. Наряду с другими видами психической активности – восприятием, мышлением, запоминанием, воображением, – внимание помогает нам познавать мир и самого себя.

Его объектами могут быть предметы и явления, действия и отношения, мысли и чувства. Внимание – фактор успеха во многих сферах жизни. Обладающий им человек хорошо учится, плодотворно работает, считается хорошим собеседником, чутким другом, тактичным партнером.

По словам И.П.Павлова, биологической основой внимания homo являются исследовательские и ориентировочные рефлексы. В познавательной активности они помогают человеку ответить на вопрос: «Что это?».

Данные рефлексы работают ежеминутно под действием изменяющихся или вновь возникающих раздражителей. Наше внимание тотчас реагирует на каждый подобный сигнал, пытаясь собрать о нем максимум информации.

1. Избирательность

В поле нашего зрения и слуха попадают только те вещи, которые имеют в данный момент существенное значение. При этом игнорируется масса ненужной информации, поступающей как из внешнего, так и из нашего внутреннего мира. Такая избирательность психологии внимания способствует качеству выполняемой нами работы.

2. Устойчивость

Человек способен часами удерживать свое внимание на одном уровне. Неустойчивым оно может быть у людей, страдающих психическими расстройствами, перевозбужденных, переутомленных или физически ослабленных. Но даже в этих случаях индивид может сохранять внимание продолжительное время, если стимулом к занятию является неослабевающий интерес.

3. Концентрация

Человек способен ограничивать свое внимание, сосредоточивая его на чем-то одном. В это время остальные предметы для него могут просто не существовать. Хотя не исключен и параллельный контроль над происходящим вокруг.

4. Переключаемость

Перевод внимания с одного предмета или вида деятельности на другой – важное условие расслабления и восстановления организма. Он может быть быстрым или медленным, произвольным или непреднамеренным.

5. Распределение

Человек способен в большей или меньшей мере рассредоточивать свое внимание сразу между несколькими предметами или делами. Особо преуспел в этом деле Юлий Цезарь: он мог одновременно наблюдать за боем гладиаторов, писать деловое письмо и разговаривать с приближенными.

6. Объем

Это характеристика, определяемая числом предметов, на которые может быть одновременно направлено внимание человека. В норме взрослый индивид способен замечать 5 — 7 объектов вместе.

Наше внимание может возникать помимо нашей воли. Часто подобным образом нас привлекают объекты, отличающиеся ярким цветом, неожиданным вкусом, вызывающие удивление, восхищение или интерес. Такое внимание называется непроизвольным. Вызвать его могут и внутренние ощущения. Так, вид аппетитного блюда, аромат только что приготовленной еды или звон тарелок будут невольно замечены голодным человеком.

Однако нередко нам необходимо волевым усилием перевести свое внимание от интересного, но пустого развлечения на более важные дела. Тут уже речь идет о преднамеренном внимании. Для его осуществления нужны два условия: четко осознаваемая цель и волевой импульс. И то, и другое должны быть выражены в словесной форме

1. От первых дней жизни до года

Непосредственное внимание грудничка – результат врожденных рефлексов. Они стимулируются разнообразными впечатлениями, а также словами и жестами взрослых. К концу года малыш уже не только реагирует на новые предметы, но и способен сам отыскивать их.

2. От 2 до 3 лет

Слово, взгляд, указательный жест родителя все еще «дирижируют» вниманием малыша. Но к третьему году он начинает и сам овладевать методами управления окружающими, привлекая их внимание к себе.

3. От 4 до 6 лет

Ребенок уже руководствуется многосложными инструкциями родителей, направляя свое внимание. Им уже усваиваются новые средства его управления: рисунки, знаки. О начале развития произвольной формы внимания свидетельствует эгоцентрическая речь малыша. Она помогает ему достигать самоуправления в игре. Кроме звуковых самоинструкций, появляется еще один стимул – внутренняя речь.

4. От 7 до 17 лет

Школьные годы – сенситивный период для совершенствования саморегуляции внимания на основе развития внутренней речи и появления более сложных внешних стимулов.
По мнению С. Рубинштейна, развитие психологии внимания в эту пору ведет к усилиям сознания, концентрации воли, контролю над своими действиями.

Благодаря этому, к концу периода ученичества поведение человека становится более организованным, дисциплинированным и осторожным. Острее становится его зрительное и слуховое восприятие действительности.

К наиболее распространенным дефектам внимания относятся следующие:

1. Гипопрозексия — ослабление внимания, склонность к отвлечению. Крайняя ее форма – апрозексия – характеризуется полной невозможностью сосредоточиться.

2. Гиперпрозексия — усиление внимания, причем нередко в одном направлении. К примеру, навязчивые мысли ипохондрика постоянно вращаются вокруг его здоровья и болезненных ощущений.

3. Парапрозексия — концентрация внимания на патологических проявлениях: галлюцинациях, бреде. Причиной этих извращенных реакций зачастую является чрезмерная напряженность внимания. Достигнув предела, оно становится невыносимым бременем для нервной системы. Подобные парадоксы характерны для психологии внимания не только больных людей. Их может испытывать на старте бегун, который от волнения не слышит звука сигнального выстрела.

Подобные нарушения обнаруживаются, как правило, в школьном возрасте и требуют исправления. Психологи составляют для детей 7-10 лет специальные корректурные упражнения, скажем, найти в печатном тексте и вычеркнуть указанные буквы.

В их проведении очень важна регулярность. Заниматься нужно ежедневно минут по пять в течение 3-4 месяцев. По мере усиления концентрации внимания у детей инструкции к заданию усложняются. Если к концу курса заметных улучшений не наблюдается, следует прервать упражнения и воспользоваться помощью профильного специалиста.

Подобные тесты и упражнения существуют и для взрослых. Особенно они актуальны для представителей профессий, в которых невнимательность может стоить жизни. Эта проблема номер один для саперов, автомобилистов, летчиков, врачей, актеров, профессиональных спортсменов.

Одно из тренировочных заданий для взрослых называется «Секундная стрелка». Его рекомендуют выполнять космонавтам перед полетом. По признанию одного из них, оно гораздо труднее испытания барокамерой. Условия, на первый взгляд, просты: нужно в течение 5 минут следить за секундной стрелкой, сосредоточив на ней все мысли. Но выполнить его на «пятерку» удается далеко не сразу и не каждому.

Любой трудовой процесс, всякая учебная деятельность невозможны без произвольного внимания. Иногда оно трансформируется в свою постпроизвольную форму. Это происходит в том случае, если труд становится удовольствием, вызывает повышенный интерес.

Тогда уже волевое усилие ни к чему – человек и без него с головой уходит в работу. В такие минуты он ничего вокруг не замечает, кроме поглотившей его целиком деятельности. Такое внимание дорогого стоит для реализации любого жизненного проекта, в том числе и главного из них – саморазвития.

Источник:
Психология внимания
Психология внимания – одно из важнейших звеньев в цепи сознания. Наряду с другими видами психической активности – восприятием, мышлением, запоминанием,
http://rostduha.ru/psixologiya-vnimaniya/

Психология внимания

Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова. М

психол ого-соци ал ьн ы и

Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова.- М.:

ЧеРо, 2001.- 858 с. — (Серия: Хрестоматия пс

Данная хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсу об-‘;; щей

психологии психологических факультетов университетов. Хрестоматия^ позволяет

составить представление как об истории, так и о современном со-; стоянии проблем

и исследований в области психологии внимания. Она мо-; жет быть полезна также

аспирантам и исследователям, работающим в облас-| ти психологии. ./ ‘5

(c) Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов, 2000 (c) ЧнРо, 2000 г.

Раздел первый. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

СТИХИЯ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ . 10

Признаки внимания . 22

Виды внимания . 25

Причины внимания . 26

Свойства внимания. 29

Действия внимания. . 34

Основные свойства внимания . 41

Развитие внимания . 49

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВНИМАНИЯ . 53

Психологическая природа внимания. 53

Характеристика установки. 55

Внутренняя и внешняя установка . 56

Внимание и рассеянность . 59

Биологическое значение установки . 60

Педагогическое значение установки . 61

Развитие внимания . 62

Психологическое значение ожидания . 64

Педагогические выводы. . 67

Внимание и привычка . 70

Физиологический коррелят внимания . 71

Работа внимания в целом . 74

Внимание и апперцепция . 75

НАКЛОННОСТИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВНИМАНИЮ . 77

Легкость привлечения (возбудимость) внимания . 79

Сила сосредоточения внимания . 84

Произвольность внимания . 90

Устойчивость или неустойчивость внимания. . 95

Объем внимания (широта или узость его) . 99

Объем внимания. . 104

Сдвиги и колебания внимания . 115

Отвлечение внимания . 126

Выполнение двух действий одновременно . 131

Раздел второй. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ. ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ . 137

ЛЕКЦИИ О ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ . 155

Шестнадцатая лекция . 155

Понятие сознания. Состояние представлений в сознании.Перцепция и апперцепция.

Ясность и отчетливость представлений. Явления, сопровождающие апперцепцию.

Внимание. Самосознание. Семнадцатая лекция .

Развитие внимания. Пассивная и активная апперцепция. Внимание и воля. Колебания

внимания. Объем сознания. Образование п расчленение рядов тактов.

Переживание процессов внимания . 182

Развитие внимания . 184

Два уровня сознания . 192

Кинестетические и аффективные факторы в переживании процессов внимания

Экспериментальные исследования внимания . 198

Объем внимания. 200

Длительность внимания. 203

Степень внимания. 206

Аккомодация и инерция внимания . 208

Физиологические условия, определяющие внимание . 211

ПОТОК СОЗНАНИЯ . 213

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ . 297

Внимание непроизвольное . 301

Внимание произвольное . 316

Болезненные состояния внимания . 344

Заключение . ‘. а. . . 365

ТЕОРИЯ ВОЛЕВОГО ВНИМАНИЯ . 373

Исторический очерк теорий внимания . 373

Биологическое определение и разновидности внимания . 381

Первичный эффект волевого внимания . 394

Колебания внимания . 400

Роль движения в процессе волевого внимания . 409

О действии гашиша . 420

НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ ВНИМАНИЯ . 430

О ВНИМАНИИ . 432

Кёлер В» Адаме П.

ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ . 436

Расчленение и внимание . 436

Насыщение и внимание . 444

«ВНИМАНИЕ* И «СУЖДЕНИЕ» . 454

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФОРМ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ . 467

УСТАНОВКА У ЧЕЛОВЕКА . 507

О ТЕОРИИ И ВОСПИТАНИИ ВНИМАНИЯ . 518

Упразднение внимания . 518

Многозначность понятия внимания . 521

Характер активности внимания . 527

Определение и форма проявления внимания . 532

К ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ.

Гиппенрейтер Ю. Б. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНИМАНИЕ .

Романов В. Я., Дормашев Ю. Б.

^ ПОСТАНОВКА И РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ С ПОЗИЦИЙ

ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 559

ЗАГАДКА ЗАСТОЛЬНОЙ БЕСЕДЫ . 573

ВНИМАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ . 577

Пропускная способность и избирательность внимания. 599

Модели избирательного внимания . 604

Возбуждение и внимание в контексте деятельности . 620

Управление и внимание. . 624

Краткое содержание . 627

^ СЕЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ: МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО

ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ . 640

/Перцептивный цикл . 640

/ Гаптическое восприятие . 643

Объединение информации разных модальностей . 648

/ ВНИМАНИЕ И ПРОБЛЕМА ЕМКОСТИ . 650

Избирательное слушание и теории внимания . 652

Избирательное смотрение. -••••• 654

Двойное внимание как приобретенный навык. . 657

Автоматическая переработка информации . 662

Пределы емкости . -. •..•••••• 665

Раздел третий. ВНИМАНИЕ В ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ. 672

Станиславский К. С.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ . 717

ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ . 752

ВНИМАНИЕ В СПОРТЕ. 761

Цзен Я. В., Пахомов Ю. В.

ВНИМАНИЕ И САМОКОНТРОЛЬ . 801

Я ВАС СЛУШАЮ . 825

Неумение слушать . -..•••••••• #25

От слышать к слушать . 833

Научиться слушать лучше может каждый! . 844

Настоящая книга продолжает серию новых хрестоматий по общей психологии, в основу

которых положена углубленная и обновленная программа преподавания

фундаментального курса общей психологии на психологическом факультете

Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова1. Она посвящена

одному из самых сложных и интересных разделов науки -психологии внимания.

Внимание в своих субъективных и объективных проявлениях ярко демонстрирует

системность психической деятельности человека. Любая форма такой деятельности-

будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах

памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координации —

предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. Более

того, внимание всегда связывалось с такими фундаментальными понятиями

психологии, как сознание и воля. Отсюда понятно, что судьба проблемы внимания и

история его обсуждения были неразрывно связаны с историей психологии, ее

поворотами, зигзагами и кризисами. Было даже время, когда понятие внимания

устранялось из научной психологии, объявлялось фикцией и источником

Вместе с тем прикладные аспекты внимания продолжали занимать умы, беспокоить

представителей разных профессий: педагогов, актеров, юристов, врачей, операторов

технических систем, космонавтов и др. Благодаря этому шло непрерывное обогащение

фактологической базы психологии внимания, стимулирование экспериментальных

исследований внимания. Конечно, параллельно происходило создание новых теорий,

объяснительных схем и моделей этого «загадочного» процесса.

Отвлекаясь от исторических деталей, отметим три крупных массива работ,

посвященных обсуждению проблем внимания: это—классическая психология сознания;

психология деятельности; наконец, когнитивная психология. В настоящей

хрестоматии мы попытались собрать работы наиболее известных представителей

каждого из обозначенных направлений. Кроме того, мы сочли интересным и важным

поместить некоторые тексты прикладного характера, в которых даются жизненные

описания функционирования внимания в отдельных видах человеческой деятельности.

От предыдущего аналогичного издания (см.: «Хрестоматия по вниманию» под ред. А.

Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова, МГУ, 3976 г.) настоящее пособие

отличается иной структурой, значительно большей полнотой и разнообразием текстов

из золотого фонда классиков психологии, наконец, новизной материала -включением

в пес исследований и теорий, появившихся за последнюю четверть века.

Психология памяти под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романопа В. Я. М., 1998, ^000;

Психология ощущении и восприятия пол ред. Гнппенрейтср Ю. Б., Любимова В. В.,

Михалевскон М. Б. М., 1999; Психология индивидуальных.различи/! под ред.

ГштепреГггер Ю. Б., Романова В. Я. М., 2000.

Хрестоматия состоит из трех частей.

Первая часть посвящена феноменологии внимания, его видам и свойствам. Статьи

этого раздела содержат базисные сведения о внимании, они предназначены для

первоначального ознакомления с этим разделом психологии. Поэтому сюда включены

прежде всего главы из учебников (С. В. Кравков, С. Л. Рубинштейн, Р. Вудвортс) и

статья Я. Я. Ланге о внимании, специально написанная для энциклопедии. Ярким

дополнением к этим базисным текстам являются работы С. Л. Франка, А. Ф. Ла-

зурского и Л. С. Выготского, в которых внимание связывается соответственно с

процессами душевной жизни, личностными особенностями человека, наконец,

Вторая, наиболее объемная, часть хрестоматии посвящена теоретическим проблемам и

экспериментальным исследованиям внимания. Она открывается текстами классиков

психологии сознания конца XIX- начала XX века (В. Вундт, Э. Б, Тшпченер, У.

Джемс, Т, Рибо, Н.Н. Ланге). Работы В. Вундта определили общую стратегию

исследований внимания в конце девятнадцатого и первых двух десятилетиях

двадцатого века. Э, Б. Тшпченер, являясь наиболее последовательным сторонником

вундтовской психологии, обсуждает внимание в связи с проблемой уров-[ ней

сознания, а также намечает генетические отношения между отдельны-! ми формами

внимания. У. Джемс, проводя функциональную точку зрения] на сознание, выделяет

специфические задачи, решаемые произвольным вниманием. Идея селективности

внимания, высказанная Джемсом, стала од-ной из отправных точек для многих

современных исследователей, в своих работах прибегающих к теоретико-

информационным представлениям. При-способительный характер! внимания,

его моторные механизмы* подчеркиваются в учении Т. Рибо. Здесь лее

Источник:
Психология внимания
Размер: 14.24 Mb. ; Хрестоматия^ позволяет составить представление как об истории, так и о современном со-; стоянии проблем и исследований в области психологии внимания. Она мо-; жет быть полезна также аспирантам и исследователям, работающим в облас-| ти психологии / ‘5
http://do.gendocs.ru/docs/index-237788.html

Психология внимания

gosyyy / общая / 37 Определение виды и функции внимания

Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства и их экспериментальные исследования. Нарушения внимания.

Внимание в психологии сознания и современное понимание.

Свойства и эксперименты.

Различаются (Добрынин) три вида внимания:

-1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

-2- произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями; и

-3- постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

В непроизвольном выделяют:

вынужденное – определяется видовым опытом субъектом и обусловлено внешними факторами среды;

невольное – зависит от индивидуального опыта, проявляется в минуты отдыха, может быть длительным и устойчивым при сильном интересе, привлекают его объекты, которые находятся ближе всего, более значимы и более бросаются в глаза;

привычное – обусловлено установками субъекта и намерением выполнить ту или иную деятельность, внимание к алгоритму деятельности (водитель – знаки).

волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо;

выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительность;

собственно произвольное – сознательное внимание, но протекающее довольно легко, с минимум усилий;

спонтанное – высшая форма развития внимания, аналогично послепроизвольному, это когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия.

(а) избирательность деятельности – отбор материала

(б) направленность деятельности

(в) активность деятельности

(г) улучшение качества любой деятельности

(д) отбор и удержание значимых воздействий

(е) регуляция и контроль деятельности – направляем энергию (интеграция, встраивание, расширение и углубление знания)

Внимание в психологии сознания и современное понимание.

1. Внимание и психология сознания.

Так внимание являлось фундаментальным свойством сознания — центрального предмета в этой школе, то вниманию было посвящено множество исследований.

В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных с ним три метафоры внимания:

1. Структурная метафора сознания Вундта:

Вундт «Сознание и внимание».

Вниманием называется процесс происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.

Джеймс. Метафора потока. Сознание – это поток, одно из важнейших свойств потока избирательность – внимание это и есть избирательность потока сознания. Основная функция отбор, селекция.

Титченер. Метафора волны. Сознание это река, на пути течения сознания может встретиться препятствие. Внимание это волна, эффекты волны его характеризуют:

Критерии внимания изнутри:

1. ясность сознательных представлений. На гребне волны все сенсорные переживания ясные.

2. отчетливость. (все сенсорные переживания отделены друг от друга)

3. самозадержка. Фиксация сознания на каких-то впечатлениях.

Критерии описывающие внимание извне:

1. продуктивность деятельности

2. телесные сопровождения деятельности.

7. Теории внимания в когнитивной психологии. Это современный подход. Основное внимание селективности и объему внимания.

Подходы когнитивной психологии к изучению механизмов внимания.

Здесь необходимо выделить три класса теорий:

1. Внимание как селекция.

2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.

Теории направленные на изучение силовой характеристики внимания Д Канемана * отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. Несколько тезисов этого подхода:

— Внимание — это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация. (Иллюстрация этого тезиса возможна на примере закона Йорка-Додсона: там где активация высока, там эффективность деятельности или трата внимания наиболее сильна. Там где активация низка, то мало и психической энергии, например при легкой, автоматизированной работе. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.

— В лаборатории Романова обе этих позиции рассматриваются одновременно.

— Все эти раздражители оказывают специфическое действие на нервную систему: интенсивность возбуждения, особая чувствительность НС, суммация возбуждений, последовательность возбуждения без утомления и адаптации, совпадение возбуждений.

Современное состояние изучения внимания в когнитивной психологии схоже по объему исследований с психологией сознания.

3. Внимание как перцептивное действие (Найссер).

Свойства и эксперименты.

Статические характеристики внимания: объем, устойчивость, концентрация. Динамические характеристики: селективность, интенсивность, распределение, переключение, колебания.

Объем – для определения объема пользовались тахистоскопом (изучал Вундт, например). Количество однородных предметов, которые одновременно попадают в зону ясного и четкого восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания объектов является подвижным и зависит от связанности содержательно.

Устойчивость – определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Длительность зависит от возможности вскрывать в предмете новые стороны и связи.

Концентрация – это сосредоточенность. Концентрация означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая и сознательная деятельность. Концентрация определяется повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия. Включает единство интенсивности и узости объема внимания.

Селективность – характеристика внимания, связана с особенностью функционирования доминантного очага. Говорит о способности нашего внимания выделять из окружающего сенсорного «шума» только существенную (релевантную) информацию для нас в данной ситуации, способность отсеивать нерелевантную.

Интенсивность – характеризуется высокой степенью сосредоточенности сознания на определенном объекте или стороне деятельности. Энергетическая характеристика.

Распределение – способность удерживать в поле внимания управлять как бы несколькими действиями сразу, сохраняя их в поле внимания. Распределение осуществляется быстрым переносом. Зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределятся внимание.

Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с той или иной скоростью с одного объекта на другой. Перенос реализуется всегда волевым усилием.

Колебания – подвержено первичным непроизвольным колебаниям. В первую очередь, колебания сенсорной ясности.

Свойства и экспериментальные исследования

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается, то ослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легко наблюдать и при зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение как бы пульсирует — вы видите то вазу, то профили.

Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль задней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять, если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более сложную задачу. Представим себе, что перед нами изображение комнаты, которую необходимо обставить: справа поставим стол и стулья, слева на стену хорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок — хорошо бы люстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания не будет. Из этого опыта можно сделать выводы, касающиеся сохранения устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо ставить перед собой все новые и новые, задачи.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяется в строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности. А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому.

С помощью таблиц Шультэ ( считать арабские и римские цифры в разных направлениях)

Легкость переключения у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Для исследования переключения внимания часто используется методика «кольца Ландольта», она является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста. Для исследования переключения внимания испытуемому дается задание: в течение первой минуты нужно находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), в течение следующей минуты – кольца другого типа и так далее по очереди в течение 5 минут. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту и за 5 минут в целом. Также определяется количество ошибок.

Следующее свойство внимания – это его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы.

Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Нарушения внимания — болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модально–неспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модально–специфическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры — слухового.

Источник:
Психология внимания
gosyyy / общая / 37 Определение виды и функции внимания Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства и их
http://studfiles.net/preview/4346415/

COMMENTS