Психология воли

Понятие воли в психологии

Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, направленной на его преобразование в ходе удовлетворения своих личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.

В отличие от непроизвольного действия, непосредственно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, преднамеренное действие реализуется с помощью необходимых для этого средств (знаков, нормативных ценностей и т. д.), т. е. опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инструкциями, вспоминает наставления мастера производственного обучения и т. д., таким образом еще до осуществления деятельности обеспечивает ее построение в своем сознании, и только после этого действует.

Преднамеренность действия предполагает принятие человеком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности.

Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с преодолением трудностей или нет.

Волевые действия могут различаться по сложности. Так, школьник, впервые делая попытку на уроке физкультуры совершить опорный прыжок, преодолевает некоторые опасения, связанные с возможным падением и ушибом. Подобные волевые действия называются простыми. Сложное волевое действие включает в себя ряд простых. Молодой человек, приняв решение освоить сложную производственную деятельность, преодолевает ряд внутренних и внешних препятствий и трудностей и осуществляет свой замысел. В свою очередь, сложные действия входят в систему организованной волевой деятельности человека. направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целей. В ней обнаруживаются те или иные волевые качества человека, проявляется воля.

Воля — это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля — это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.

Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладевающего законами природы и таким образом получающего возможность изменять ее в соответствии со своими потребностями.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

В отличие от полевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).

Одним из проявлений социальной активности человека, того, что может быть названо его активной гражданской позицией, является “сверхнормативная активность”, т. е. такая его деятельность, выполнение которой не является строго обязательным для деятеля (ему никто не может поставить в упрек, если он ее не выполняет), но осуществление которой отвечает социальным ожиданиям.

Может быть указана еще одна особенность волевых процессов, выступающая в качестве проявления ее побудительной функции. Если у человека отсутствует актуальная (“здесь и теперь”) потребность осуществить действие, объективную необходимость которого он осознает, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимым, вызывая переживания, связанные с предвидимыми последствиями действия. В состоянии утомления школьнику, случается, трудно собрать силы для того, чтобы поехать на тренировку в спортзал на другой конец города, однако мысль о том, что от того, насколько он будет подготовлен как капитан команды, зависит общий ее успех и поддержание спортивной славы школы, мобилизует его волю, создавая дополнительную мотивацию к осуществлению действия.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Говоря о стиле и тоне взаимоотношений в коллективе, А. С. Макаренко особо подчеркивал задачу выработки “привычки торможения”. Он писал: “Руководство детского учреждения постоянно должно развивать у воспитанников умение быть сдержанными в движении, в слове, в крике. Это торможение не должно иметь характера муштры; оно должно быть логически оправдано прямой пользой для организма своего воспитанника, эстетическими представлениями и удобствами для всего коллектива. Особую форму торможения представляет вежливость, которую нужно настойчиво рекомендовать при каждом удобном случае и требовать ее соблюдения”.

Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему — иерархию мотивов — от потребностей в пище, одежде, укрытии от жары и холода до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормозятся и сдерживаются низшие, в том числе жизненно важные, это происходит за счет проявлений воли. И в повседневной жизни сдержать проявление своих чувств, довести до конца начатое дело несмотря на любые трудности, устоять против соблазна все бросить и заняться чем-либо более привлекательным — возможно при наличии достаточно сильной воли.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают личности преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Идеализм в философии и психологии рассматривал волю человека как особую, ничем не определяемую и ни от чего не зависящую (т. е. индетерминистскую) силу, позволяющую человеку выбирать и осуществлять то или иное действие. При этом вся психическая деятельность оказывалась подчиненной воле как ничем не обусловленному бессознательному первоначалу активности. Американский психолог У. Джемс ведущую роль в действии отводил волевому решению, ни от чего не зависящему. Образно это представлялось так: человек говорит себе: “Fiat!” (латинское слово, имеющее смысл “Да будет!”) — и поступок свершается, оказываясь якобы ничем кроме этого мистического первоначального толчка не обусловленным.

Получивший “двойку” учащийся, для которого характерна внутренняя локализация контроля, объяснит это либо тем, что задание было ему не интересно, либо — забывчивостью, либо — отвлечением внимания и т. д. Выявлено, что люди, которым присуща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Интернальная или экстернальная локализации контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные последствия, являются устойчивым качеством личности, формирующимся в процессе воспитания.

Одним из наиболее характерных проявлений воли выступает поведение человека в условиях риска.

Риск — это характеристика деятельности при неопределенности для субъекта ее исхода и наличии его предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (наказание, болевое воздействие, травма, потеря престижа и т. д.). Ожидаемое неблагополучие при риске определяется сочетанием вероятности неуспеха и степенью неблагоприятных последствий в этом случае. Возникает вопрос: во имя чего человек идет на риск, если вероятность неуспеха велика, а наказание за неудачу значительно? Психология выделяет две взаимосвязанные причины рискового поведения, предполагающие включение воли как необходимого условия для риска.

Вторая причина для поведения, характеризующегося предпочтением опасного варианта действия, или для второго вида риска — над ситуативная активность личности, способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, превосходящие исходную задачу. Второй вид риска обозначается как “надситуативный”, или “бескорыстный” риск, или же “риск ради риска”. Факт существования бескорыстного риска выявлен экспериментально на специальном приборе — рискометре.

Перед испытуемыми была поставлена задача действовать точно и безошибочно, самостоятельно выбирая цель и стремясь, не промахнувшись, попасть в нее. При этом им сообщалось, что цель можно выбирать где угодно в пределах заданного в эксперименте пространства, но при этом показывалось, что в нем существует опасная зона, случайное попадание в которую чревато наказанием. Выяснилось, что некоторые испытуемые, хотя их никто и ничто к этому, казалось бы, не побуждает, стремятся работать в непосредственной близости к опасной зоне, рискуя неблагоприятными последствиями любого случайного промаха. Другие же в этой же ситуации не позволяют себе подобного риска, выбирая цели, значительно удаленные от зоны опасности. Многократные повторения и варьирование эксперимента позволили сделать вывод о выраженности у первой группы склонности к бескорыстному риску.

В последующих экспериментах было установлено, что люди, способные к “риску ради риска”, гораздо чаще встречаются среди монтажников-высотников, спортсменов-мотоциклистов, монтеров высоковольтных линий и др. по сравнению с представителями других профессий.

Экспериментально показано также, что лица, обнаруживающие способность к ситуативному риску, склонны рисковать “ради риска”. Однако испытуемые, не продемонстрировавшие при исследовании бескорыстный риск, как правило, не рискуют в ситуации, когда ожидаемый выигрыш не больше ожидаемой неудачи. Склонность к бескорыстному риску, которую можно обнаружить в психологическом эксперименте, т. е. в результате краткого испытания, позволяет, таким образом, прогнозировать волевые действия людей в ситуации действительной опасности. С помощью рискометра удается осуществить оптимальную расстановку людей в пожарной команде, выдвинув несклонных к риску людей не для работы в зоне огня, как не обнаруживающих этой склонности, а на обеспечение средствами для тушення пожара вне опасной зоны.

Было бы ошибкой считать, что сильной волей обладают лишь те, кому свойствен бескорыстный риск. Если в пожарном расчете поменять местами “рисковых” и “нернсковых”, то, как было показано в эксперименте, склонные к риску пожарные хуже справляются с задачами обеспечения противопожарными средствами, чем “нерисковые”. Повседневная, иногда рутинная, неинтересная работа требует волевого напряжения и набора волевых качеств (настойчивости, терпения, скрупулезности в выполнении правил и инструкций и др.), хотя и отличающихся от тех, которые нужны для непосредственного соприкосновения с опасностью, но не менее социально ценных.

Основу воли, как и активности субъекта в целом, составляют его потребности, порождающие разветвленную и разнообразную мотивацию действий и поступков.

Под мотивацией в психологии понимают три относительно самостоятельных вида психологических явлений, тесно между собой связанных, но не полностью совпадающих. Это, во-первых, мотивация как мотив, выступающий в качестве побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребностей индивида. В этом случае мотивация поясняет, почему вообще возникает состояние активности, какие потребности побуждают субъекта к деятельности.

Во-вторых, мотивация объясняет, на что направлена активность, ради чего выбрано именно такое, а не какое-либо другое поведение. Мотивы здесь — это причины, определяющие выбор направленности поведения, в своей совокупности они образуют направленность личности человека.

Наконец, в-третьих, мотивация является средством саморегуляции поведения и деятельности человека. К этим средствам относятся эмоции, желания, влечения и т. п. Так, в эмоции оценивается личностный смысл того или иного акта поведения и в случае несоответствия его конечной цели деятельности эмоции изменяют ее общую направленность, перестраивают поведение, привносят дополнительные побуждения, усиливающие исходное, и т. д.

В волевом акте (волевом действии) представлены все три стороны его мотивации: источник активности, ее направленность и средства саморегуляции.

Итак, потребности превращаются в различные мотивы, определяющие совершение одних и препятствующие выполнению других действий. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. “Все, что побуждает человека к деятельности, — писал Ф. Энгельс, — должно проходить через его голову, воздействуя на его волю”.

В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, различают влечения и желания.

Влечение — это мотив деятельности, представляющий собой еще недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Так, испытывая влечение к кому-либо, человек получает удовольствие, когда видит объект своего влечения, говорит с ним, и поэтому невольно стремится к этой встрече. Однако иногда он не осознает, что является причиной удовольствия. Влечение смутно, неясно.

Желания как мотив деятельности характеризуются достаточной осознанностью потребности. При этом сплошь и рядом осознаются не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Желая, например, значительно повысить производительность труда и переживая это как настоятельную общественную потребность, рабочий-новатор думает о возможном усовершенствовании своего станка, вновь пересматривает график своей работы, учитывает каждое движение и т.д.

В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т. е. избирается определенная цель и способ ее достижения. Это решение может быть сразу претворено в жизнь, или действие, являющееся результатом решения, может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Систематическое невыполнение принятых решений свидетельствует о слабоволии человека.

Последний момент волевого действия составляет исполнение. В нем решение переходит в действие. В исполнении; в волевом действии или поступке и обнаруживается воля человека. Не по одним лишь высоким идейным мотивам и по героическим решениям и намерениям, а по поступкам следует судить о воле человека. Анализируя поступки, можно, в свою очередь, делать выводы о тех мотивах, которыми он руководствовался. Зная мотивы, возможно предвидеть, как поведет себя человек в подобном случае.

Важнейшие звенья волевого акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних препятствий (при решении трудной задачи, утомлении во время полевых работ или на производстве и т. д.), их отражение в психике в виде внутренних трудностей (нежелание отвлекаться от интересной книги, заботиться о соблюдении режима и т. д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.

Внешнее препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который необходимо преодолеть.

Приведем простой пример. Если отмерить на полу один метр и попробовать перешагнуть через это препятствие, то никаких трудностей это задание не составит, никаких волевых усилий не потребуется. Но в условиях альпинистского восхождения ледниковая трещина такой же ширины выступает уже как серьезнейшее препятствие и преодолевается не без усилий. В обоих случаях движение, казалось бы, сходное — надо лишь широко шагнуть. Трудность в том, что в горах этому шагу предшествует борьба мотивов — чувство самосохранения борется со стремлением оказать помощь товарищу, желанием выполнить взятое на себя обязательства. Победит первое — и человек трусливо попятится от трещины, одержит верх второе — и препятствие будет преодолено, хотя, быть может, для этого понадобится значительное волевое усилие.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия — это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его.

Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение.

Апраксия — сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Между тем это иллюзия. Лень — свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен.

Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, если не решающее, значение имеет моральная воспитанность воли. Характеристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осуществления волевого акта. Человек, обладающий морально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняющий свои индивидуальные устремления интересам общества.

Источник:
Понятие воли в психологии
Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, направленной на его преобразование в ходе удовлетворения своих личных потребностей и
http://biofile.ru/psy/1642.html

Психология воли

Воля – сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику или описание соответствующих явлений с разных сторон.

Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

Воля – высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ – воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля – субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

  • Общая психологияПОНЯТИЕВОЛИВПСИХОЛОГИИ
    ПонятиеВоливпсихологии. Воля – сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику или описание соответствующих явлений с разных сторон.
  • Общая психологияВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
    ПонятиеВоливпсихологии. Воля – сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характерис. Воля и волевые процессы.
  • Общая психология — ПРОИЗВОЛЬНОЕ И ВОЛЕВОЕ
    ПонятиеВоливпсихологии.
    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии.
  • Общая психологияПонятие о воле. Волевая регуляция поведения
    Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
    В структуре личности можно выделить волевые качества, значение которых в жизни человека очень. Понятие о воле.
  • Шпаргалки по общей психологии
    Шпаргалки по общей психологии. Место и роль психологии в современном человекознании.
    ПонятиеВоливпсихологии. Воля – сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику и. подробнее ».
  • Шпаргалки по общей психологии
    Шпаргалки по общей психологии. Место и роль психологии в современном человекознании.
    ПонятиеВоливпсихологии. Воля – сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику и. подробнее ».
  • Общая психологияПонятие сензитивных периодов впсихологии.
    Понятие сензитивных периодов впсихологии. Сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям, внешней среды и оказывается.
  • Общая психология — Развитие воли у человека, волевые качества
    Понятие о воле.
    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии.
  • Общая психологияПонятие об эмоциях и чувствах. Виды чувств
    «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождест?.
    Развитие воли у человека, волевые качества.
    Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
  • Психология личности — Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
    Достаточно скачать шпаргалки по психологии личности — и никакой экзамен вам не страшен!
    Понятие о темпераменте. Типы темперамента, их характеристика. Темперамент — совокупность природных, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику.

найдено похожих страниц:10

Источник:
Психология воли
Воля – сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику или описание соответствующих явлений с разных сторон.Волю можно определить как некую внутреннюю силу п
http://cribs.me/obshchaya-psikhologiya/ponyatie-voli-v-psikhologii

Психология воли

Наряду с биологическими у человека существует и обычно доминируют собственно человеческие потребности. Потребность — это «нужда» в том, без чего организм не может нормально развиваться и существовать. Одной из первых, остающейся до сих пор в числе лучших, является классификация человеческих потребностей Эпикура (III—IV век до н. э.). Эпикур разграничивает три группы потребностей: естественные и необходимые (в еде, питье); естественные, но не являющиеся необходимыми (половые желания); ни естественные, ни необходимые (желание славы, патологически усиленные потребности первых двух типов — страсти).

С точки зрения А. Маслоу, реализация потенциальных возможностей личности, самоактуализация, недостижима без удовлетворения витальных потребностей (еде, сне и т. п.). Автор пытался обосновать иерархическую теорию потребностей, интегрировать потребности разного уровня, от самых «примитивных» до наиболее утонченных. «Пирамида» потребностей, по А. Маслоу, такова.

1. Физиологические потребности (в пище, воде и др.), без удовлетворения которых никакие другие не имеют побудительной силы.

2. Потребность в безопасности (в защищенности, уверенности в завтрашнем дне и др.), удовлетворение которой делает возможным развитие потребности в хорошем отношении.

3. Потребность в хорошем отношении (быть любимым, принятым в обществе, в группе, где с тобой считаются и др.).

4. Потребность в самоуважении, желание утвердить себя в деле, а не во мнении властей или большинства.

5. Потребность в самореализации, которая превращает человека в творческую личность, способную заботиться о других людях, обществе и человечестве.

По мнению Ж. Годфруа (1992), более 90 % людей останавливается на уровне поисков защищенности и хорошего отношения. Некоторые психологи считают, что подлинного расцвета личности достигают 1—2 % людей.

В. Франкл (1991) специфически человеческим считает стремление к смыслу жизни. Без него человек не более, чем говорящее животное. Проблема смысла существования стала наиболее острой в развитых «сытых» странах. Огромное число людей испытывает чувство смыслоутраты. Именно с этим связаны столь актуальные в наше время проблемы, такие, как наркомания и алкоголизм, самоубийства, агрессия, порноиндустрия и др.

Фрустрация потребностей влечет серьезные и опасные для здоровья и жизни человека последствия. Так, лишение сна уже на четвертые—пятые сутки приводит к психозу. Важно, что тяжесть и характер последствий лишения во многом определяется тревожными ожиданиями таких последствий. Воображаемая опасность подчас является ничуть не меньшей угрозой, чем реальная. Как заметил кто-то, самое страшное — это сам страх.

Приведем короткие определения некоторых терминов, относящихся к поведению (по Ж. Годфруа, 1992).

Мотивация — совокупность разных факторов, определяющих поведение.

Желание — субъективное ощущение потребности, в том числе и биологической.

Мотив — формулировка причины, соображение, которыми индивидуум руководствуется в своих действиях.

Побуждение — цель, ради которой совершается поступок. Истинная цель может быть установлена лишь после того, как действие осуществилось.

Влечение — внутреннее состояние, толкающее к определенному действию.

Импульс — динамическое проявление инстинкта, врожденной потребности.

Источник:
Психология воли
Наряду с биологическими у человека существует и обычно доминируют собственно человеческие потребности. Потребность — это «нужда» в том, без чего организм не может нормально развиваться и
http://studopedia.ru/9_73192_psihologiya-voli.html

Психология воли

Второе, переработанное и дополненное, издание учебного пособия (предыдущее вышло в 2000 г.) посвящено одному из важнейших разделов общей психологии – теории и методологии изучения волевых процессов. В книге с авторской позиции проанализированы традиционные и новейшие научно-философские, психологические и физиологические представления о явлениях волевой сферы человека (в частности, о «силе воли»), прослежены закономерности ее развития в онтогенезе, а также ее проявления в различных видах поведения и деятельности, рассмотрены вопросы патологии воли.

В систематизированном виде в пособии представлены малоизвестные психодиагностические методики изучения воли, которые могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы.

Издание адресовано психологам, психофизиологам, педагогам, а также студентам вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.

  • Е. П. Ильин. Психология воли
  • Предисловие ко второму изданию
  • Предисловие к первому изданию
  • Введение
  • Глава 1. Теории воли
  • 1.1. Воля как волюнтаризм
  • 1.2. Воля как свободный выбор
  • 1.3. Воля как произвольная мотивация
  • 1.4. Воля как долженствование
  • 1.5. Воля как особая форма психической регуляции
  • 1.6. Воля как контроль за действием
  • 1.7. Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей
  • 1.8. Слабости противоборствующих по вопросу о природе воли направлений
  • Глава 2. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека
  • 2.1. Является ли воля реальным психологическим явлением?
  • 2.2. Воля как синоним произвольности
  • 2.3. Воля – это волевая регуляция или произвольное управление?
  • 2.4. Структура произвольного акта
  • 2.5. Произвольные и волевые действия
  • Глава 3. Психофизиологические механизмы произвольного управления поведением и деятельностью
  • 3.1. Условно-рефлекторные теории произвольного управления
  • 3.2. Функциональные системы и произвольное управление действиями и деятельностью
  • 3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления
  • 3.4. Связь произвольного управления с речевыми сигналами
  • 3.5. Представление как компонент произвольного управления
  • 3.6. Морфофункциональные структуры произвольного управления
  • Глава 4. Самоинициация произвольных действий
  • 4.1. Представления о непроизвольной инициации произвольных действий
  • 4.2. Представления о сознательной инициации волевых действий
  • Глава 5. Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления
  • 5.1. Развитие идеи о самоконтроле
  • 5.2. Роль обратной связи и ее механизмы в процессе самоконтроля действий
  • 5.3. Произвольное внимание как инструмент самоконтроля
  • 5.4. Самоконтроль и автоматизация действий
  • 5.5. Самоконтроль поведения
  • Глава 6. Волевая регуляция и волевое усилие (самомобилизация)
  • 6.1. Что такое «волевой человек»
  • 6.2. Волевая регуляция и сила воли
  • 6.3. О моральной оценке проявления силы воли
  • 6.4. Волевые состояния
  • 6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции
  • 6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции
  • 6.7. Природа волевого усилия
  • 6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия
  • 6.9. Характеристики и виды волевого усилия
  • Глава 7. Волевые качества личности
  • 7.1. Что такое волевые качества личности
  • 7.2. Состав волевых качеств
  • 7.3. Структура и общие характеристики волевых качеств
  • 7.4. От чего зависит уровень проявления волевых качеств
  • 7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах
  • 7.6. Классификации волевых качеств
  • Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств
  • 8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью
  • 8.2. Волевые качества, характеризующие самообладание
  • Глава 9. Возрастные и половые особенности произвольной активности
  • 9.1. О происхождении произвольных реакций в онтогенезе
  • 9.2. Возрастные особенности произвольного управления
  • 9.3. Возрастные изменения волевых качеств
  • Глава 10. Безвольное поведение
  • 10.1. Различные проявления безволия
  • 10.2. Лень
  • 10.3. Выученная беспомощность
  • Глава 11. Патология воли
  • 11.1. Нарушения произвольного управления психическими процессами
  • 11.2. Нарушение целесообразности действий
  • 11.3. Расстройства произвольных двигательных действий
  • 11.4. Моторные нарушения речи
  • 11.5. Нарушение силы волевых побуждений
  • 11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития
  • Глава 12. Развитие силы воли
  • 12.1. Стратегия и тактика развития силы воли
  • 12.2. Формирование морального компонента силы воли
  • 12.3. Развитие волевых качеств
  • Глава 13. Методы изучения волевых качеств
  • 13.1. Что пытаются измерить
  • 13.2. Трудности в изучении волевых качеств
  • 13.3. Методы изучения волевых качеств
  • Вместо заключения
  • Научный словарь терминов
  • Бытовой словарь терминов, характеризующих волевую сферу личности
  • Фразеологический тематический словарь
  • Список литературы
  • Приложение. Методики изучения волевых качеств
  • 1. Методики для оценки и самооценки волевых качеств
  • 2. Экспериментальные и неэкспериментальные методики изучения смелости
  • 3. Экспериментальное изучение упорства
  • 4. Экспериментальные методики изучения терпеливости
  • 5. Изучение произвольного самоконтроля
  • 6. Экспериментальное изучение выдержки
  • 7. Методики изучения решительности
  • 8. Нейродинамическая диагностика волевых качеств
  • 9. Методики выявления лености
  • 10. Самооценка организованности

ЛЕКАРСТВО — КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТРТолько потом она сообразила, что умение дочери пересекать улицу не вызывало у нее никаких сомнений, ведь они столько раз. делали это вместе! Матери просто не пришло в голову, что, идя с ней за руку, ребенок не фиксирует последовательность действий, а совершает их автоматически.

«Так как Иван Петрович профессионал в этом вопросемог вступить в открытый бой с самураем. В 99% случаев мастер меча одержал бы убедительную победу. Ниндзя действовали подло, хитро, нарушая все моральные правила ведения поединка, однако, может быть, поэтому они были крайне эффективны.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ«Получаем, по крайней мере, сопоставление святых и отцов церкви — св. Симон, св. Августин, св. Бенедикт. Один из отцов церкви назывался, кажется, Ориген. Три имени из перечисленных встречаются в наше время, равно как и имя Paul (Павел) из Kleinpaul».

Наш первый эксперимент.Сильным инструментом является телепатический диалог. Телепатический диалог позволяет выстроить связь с другим человеком и отправлять ему мысленные сообщения, не вступая в реальный контакт. Благодаря этому вы сможете предвидеть реакцию человека во время будущего с ним разговора. Кроме того, вы.

От автораВозникает вопрос: а как же партнер? Мы выигрываем, а что будет с ним? В том-то и заключается особенность психологической борьбы, что здесь нет победителей и побежденных. Здесь или оба выигрывают или оба проигрывают. Поэтому ваша победа будет и победой вашего партнера. Hи в коем случае нельзя.

Последний раздел книги посвящен наблюлатсльности как способности человекаКнига адресована льодям, которые в своей профессиональной деятельности должны опираться на наблюленис и как на могол познания людей, и как на свою способность набльодать. 3То учителя, эксперты, консультанты, диагносты, следователи, т. е. все те, кто работает в системе «человек- человек>.

В ФРГ госслужащему для совмещения ero деятельности с любой другой сферой требуется специальное разрешение его руководстваПсихологи, а особенно те, кто имеют практику, хорошо знают, что каждый конкретный человек как биосоциальное существо исходно вовсе не является кладезем добродетелей и по своей природе — агрессивен, эгоистичен, самовлюблен, асоциален, совершенно не имеет спонтанной любви к труду, стремится.

Часть II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И ВЫРАБОТКИЦеленаправленное использование воображения открывает перед нами множество новых возможностей. Вот один пример: человек обратился ко мне по поводу проблемы, требующей неотложного решения. На следующий день ему необходимо было лететь из Нью-Йорка в Даллас к своей тяжело больной матери. «У меня.

Во время второго полнолуния в июле месяце умер принц СидхартхаЕсли мы будем рассматривать широкий контекст ero существования, то мы можем вычленить четыре узловых момента, в которых происходит полное возрождение, его четыре луны возрождения.

Источник:
Психология воли
Читать "Психология воли" Ильин Е. П.
http://bookap.info/lichnost/ilin_psihologiya_voli/

COMMENTS