Психология характера

Психология характера

Различия в свойствах потребностей, самосознания, воли, способностей, темперамента не исчерпывают всего широкого комплекса индивидуальных особенностей. Существующие между людьми отличия многообразны и касаются всех сторон их «вездесущей» психики. Люди различаются по всему психическому складу, манере поведения, отношениям, которые их связывают с миром других людей и предметов. Для каждого человека характерны неповторимость, своеобразие психики и личности. В этом проявляется психологическая индивидуальность человека. Характер – одна из главных составляющих индивидуальности.

Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, выражающих отношение к миру и обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

Слово «характер» широко используется в жизни, в литературе. При взаимодействии с другими людьми каждый человек проявляет свой характер и оценивает его у других. Общеприняты такие определения характера, как «хороший», «плохой», «тяжелый», «легкий». При разрыве отношений часто говорят: «Не сошлись характерами». Люди с разными характерами по-разному ведут себя в схожих обстоятельствах, по-разному реагируют и переживают. Если мы знаем характер другого человека, то можем лучше понять его действия, выбрать оптимальный стиль общения с ним, предвидеть его поведение.

пример

Классный руководитель обдумывает, кого из учащихся целесообразнее назначить старостой класса. Один из кандидатов – хороший организатор, по часто в общении с товарищами проявляет грубость и жесткость. Другой – честный, принципиальный, но малообщительный, ему будет трудно устанавливать контакты со всеми ребятами. Классный руководитель ищет ученика с лидерскими качествами, добросовестного, исполнительного, дисциплинированного. Чем лучше он способен понять характерные особенности своих учеников, тем успешнее будет его выбор.

Знание особенностей характера важно при приеме людей на работу, их назначении на ответственную должность, комплектовании групп для выполнения совместной деятельности. Профилактика конфликтов, установление в коллективе положительного психологического климата, повышение эффективности общения также во многом от этого зависят. В полной мере это относится к управлению учебным коллективом и к педагогическому общению, в процессе которого учитель решает важные учебные, воспитательные и организационные задачи.

пример

Формирование первых научных представлений о характере относится к давним временам и связано с именем Аристотеля, который описал различия в нравах и образах мыслей у разных людей. Его ученик, древнегреческий философ Теофраст (372–287 до н.э.) систематизировал эти различия и выделил 30 черт, по которым можно судить о типе человека, например льстец, притворщик, болтун. Он же ввел в научный обиход и сам термин «характер» (греч. charakter – черта, чеканка), написав трактат «Этические характеры». В дальнейшем французский писатель-моралист Жан де Лабрюйер (1645–1696), длительное время наблюдавший за нравами знати, описал уже более тысячи типических черт характера. А. Ф. Лазурский, считавший изучение личности и характера одной из главных задач психологии, создал характерологию – раздел психологической науки о сущности, строении, типах и развитии характера.

В отличие от темперамента, зависящего от врожденных, анатомо-физиологических особенностей, и прежде всего от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания по мере того, как человек вступает в многообразную систему отношений с предметной действительностью и другими людьми.

Теорию становления характера человека в зависимости от его отношений к действительности разработали В. Н. Мясищев и Б. Г. Ананьев. Сначала отношения осуществляются па конкретно-эмоциональном уровне. Они определяют переживания человека, особенности восприятия действительности, поведенческие реакции на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постепенно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.

К. К. Платонов (1904–1985) определил три основные особенности черт характера: они должны быть достаточно выраженными, тесно взаимосвязанными с другими чертами и систематически проявляться в различных видах деятельности.

Понятия «черты личности» и «черты характера» часто употребляются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое образование шире, чем характер, который является лишь одной из ее подструктур. Центральным, системообразующим звеном личности служит потребностно-мотивационная сфера. Потребности и мотивы, ценности и смыслы определяют направленность личности и ее многочисленные психологические проявления. Ради торжества главных для него ценностей человек может проявлять разные черты своего характера или изменять их.

Жизненный путь людей, отношения, в которые они вступают, условия воспитания характеризуются своеобразием. Различны и природные предпосылки развития индивидуальности, поэтому у каждого человека формируется свойственная только ему неповторимая совокупность черт и проявлений характера. Однако наряду с индивидуальными особенностями характеру каждого человека присущи и черты, общие с другими людьми. Это связано с тем, что схожие обстоятельства жизни людей, живущих

в одинаковых общественных условиях, формируют типические черты характера. Кроме того, каждый член общества является также членом других конкретных групп: семьи, учебной группы, производственного коллектива, различных неформальных общностей. Каждая из них оказывает свое специфическое влияние на характер человека.

Сущность характера заключается в единстве индивидуального и типического.

Характерообразующими считаются не все отношения, а только наиболее значимые, связанные с удовлетворением основных потребностей человека. В первую очередь это отношения к обществу и другим людям, к труду, самому себе, вещам. В настоящее время описано более двух тысяч черт характера, которые связаны между собой и образуют его структуру.

Структура характера – это устойчивые группы черт, отражающих разнообразные типы отношений человека к действительности.

Отношения к обществу и другим людям формируют нравственные черты характера. Гуманность, честность, принципиальность, справедливость характеризуют высокий уровень нравственного развития. Эгоизм, беспринципность, злобный нрав, лживость, напротив, говорят о моральном несовершенстве характера.

В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость. Люди, которым присущи такие черты, более эффективно общаются в самых разных ситуациях: в семье, на работе, с коллегами, друзьями. Они успешнее преодолевают психологические барьеры в общении, вызываемые социально-культурными различиями, или возникающие по ходу общения негативные чувства, например недоверие, зависть, неприязнь.

пример

Нравственные и коммуникативные черты характера являются профессионально значимыми качествами учителя.

Проявление учителем но отношению к учащимся несправедливости, недоброжелательности, грубости говорит о его профессиональной некомпетентности, неспособности к эффективному педагогическому общению, о его конфликтности. Развитие профессионально значимых черт характера столь же важно для учителя, как овладение им предметными знаниями и педагогическими умениями.

В системе отношений человека к труду формируются трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность. Учение тоже можно рассматривать как особый вид труда – учебного. И труд, и учение связаны с преодолением препятствий и требуют развития волевых черт характера: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, терпеливости. Эти черты характера важны для достижения трудных целей в любом виде деятельности. Противоположные качества: лень, безответственность, недисциплинированность, несобранность – дезорганизуют деятельность, не позволяют человеку ставить и решать важные для него учебные или профессиональные задачи.

Отношение к себе формируется в структуре самосознания человека как его когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. С раннего детства и в течение всей жизни окружающие люди определенным образом относятся к ребенку, оценивают его действия и поступки. Эти отношения интериоризуются и становятся внутренними психическими отношениями человека к самому себе, чертами его характера. В зависимости от преобладающих типов отношений в характере формируются скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность, чувство собственного достоинства или ощущение своей неполноценности.

Немаловажными для человека являются и его отношения к вещам. Ребенок с рождения пользуется самыми разнообразными вещами, созданными трудом других людей. Чем старше он становится, тем больше у него возникает потребностей в различных вещах – игрушках, книгах, одежде, посуде и др. Один ребенок ломает игрушку, и его за это ругают, другому сразу же покупают новую. Кто-то не дает товарищу поиграть со своей машинкой, а кто-то раздает все принадлежащие ему игрушки. Постепенно у ребенка складываются такие черты характера, как аккуратность, бережливость, щедрость, или негативные черты: неаккуратность, расточительность, жадность. В дальнейшем эти черты во многом будут определять стиль жизни человека, устройство его жилья. Неряшливость, неопрятность вызывают у окружающих людей чувство неуважения к человеку, мешают ему в установлении позитивных межличностных отношений.

Кроме перечисленных, наиболее значимых для человека групп отношений, существует много других, например отношения к природе, к объектам искусства, творчеству, религии, которые, повторяясь в различных жизненных ситуациях и закрепляясь в образе жизни, превращаются в черты характера.

В характере каждого человека есть и положительные, и отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным. Иногда достаточно сложно бывает определить ту или иную черту как положительную или отрицательную ввиду существования внутри каждого свойства множества граней и оттенков. Так, бережливость может доходить до скупости, аккуратность – до педантичности. Гордость порой воспринимается другими как надменность и высокомерие, уверенность в себе – как самоуверенность. О редком человеке можно сказать однозначно, что он добрый, злой, энергичный или пассивный.

пример

Об этом писал еще Л. Н. Толстой: «Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда делим людей. И это неверно. Люди – как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

То, какие черты человек чаще проявляет, и то, как их воспринимают другие люди, зависит от его окружения, отношения к нему, взаимопонимания. В процессах общения и воспитания следует опираться на положительные черты характера. Если ребенку постоянно внушать, что он плохой, он почти наверняка таким и станет. Важно замечать все положительные проявления его характера и поддерживать их развитие.

Различные черты характера могут быть выражены у человека в разной степени. Отдельные черты бывают настолько резко и чрезмерно выражены, что начинают препятствовать его адаптации в обществе и личностному развитию.

Черты характера, резко выраженные, представляющие собой крайние варианты нормы, называются акцентуациями: черты, отходящие от нормы, – психопатиями.

Русский психиатр П. Б. Ганнушкин (1875–1933) выделил три критерия, по которым указанные явления можно дифференцировать: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация. Тотальность заключается в том, что психопатии проявляются всегда и везде независимо от конкретных условий; от вреда, который эго может принести самому человеку или другим людям. Стабильность состоит в том, что психопатии проявляются в течение многих лет, иногда всей жизни. У человека постоянно возникают трудности при взаимодействии с другими людьми: и в семье, и в учебе и на работе, что говорит о его социальной дезадаптации. Тотальность, стабильность и социальная дезадаптация при акцентуациях характера также имеют место, но в меньшей степени и легче поддаются коррекции.

пример

Карл Леонгард (1904–1988) и А. Е. Личко (1926–1996) описали разнообразные типы акцентуаций и психопатий, например гипертимный тип (чрезмерная возбудимость), астенический (повышенная чувствительность и быстрая истощаемость), истероидный (демонстративное поведение), эпилептоидный (сильная раздражительность, образование сверхценных идей), шизоидный (нарушение эмоциональных контактов с людьми) и др.

Люди, в структуре характера которых присутствуют акцентуации, требуют к себе особого, дифференцированного отношения с учетом их типа и степени выраженности. Как правило, им необходимы консультации и помощь психолога.

Психопатии считаются патологическими чертами характера, и их лечение требует профессиональной компетентности психоневролога.

пример

Акцентуации характера нередко проявляются у школьников-подростков. Если у кого-то из них замечается быстрая утомляемость, частые аффекты без видимых причин, значительные трудности в общении со сверстниками, несоблюдение дистанции в общении со взрослыми, замкнутость и отгороженность от окружающих или другие отклонения в поведении, к ним должно быть проявлено пристальное внимание со стороны учителей и школьных психологов.

Наблюдать за деятельностью и поведением учащихся, определять черты их характера и составлять психолого- педагогическую характеристику личности ребенка должен уметь каждый педагог. Делать это целесообразно с момента поступления ребенка в школу в течение всех лет обучения, что дает возможность проследить индивидуальный путь его развития. Теоретическая и методическая работа, проведение психодиагностических исследований характера, разработка и применение в случае необходимости коррекционных мер – задачи школьного психолога.

Источник:
Психология характера
Различия в свойствах потребностей, самосознания, воли, способностей, темперамента не исчерпывают всего широкого комплекса индивидуальных особенностей. Существующие между людьми отличия многообразны
http://studme.org/89291/psihologiya/psihologiya_haraktera

Типы акцентуации характера

Типы акцентуации характера – это множественные типы характеров, у которых отдельные черты перешли в патологическое состояние. Некоторые акцентуированные черты характера бывают зачастую в предостаточной степени компенсированы, но в проблемных или критических ситуациях у акцентуированной личности могут проявиться нарушения адекватного поведения. Акцентуации характера (этот термин берет начало своего происхождения от лат. (accentus), что значит – подчеркивание) – выражаются в форме «слабых мест» в психике личности и характеризуются избирательной ранимостью по отношению к некоторым воздействиям при повышенной стабильности к другим влияниям.

Понятие «акцентуация» за все время ее существования была представлена в разработке нескольких типологий. Первая из них разработана Карлом Леонгардом в 1968 году. Следующая классификация приобрела более широкую известность в 1977 году, которая была разработана Андреем Евгеньевичем Личко, основывающаяся на классификации психопатий П. Б. Ганнушкина, выполненной еще в 1933 году.

Типы акцентуации характера могут непосредственно проявляться и способны быть скрытыми и раскрыться только в экстренных ситуациях, когда поведение индивида становится самым естественным.

Личности любого типа акцентуации характера более чувствительны и податливы воздействиям среды и, следовательно, обладают большой склонностью к нарушениям психики, чем другие индивиды. Если любая проблемная, тревожная ситуация становится слишком тяжелой для переживания ее акцентуированным человеком, то поведение такого индивида сразу резко изменяется и в характере доминируют акцентуированные черты.

Теория акцентуации характера Леонгарда получила должное внимание, потому что доказала свою полезность. Только специфика этой теории и прилагавшегося к ней опросника по установлению типа акцентуации характера была в том, что они ограничивались возрастом испытуемых. Опросник рассчитывался только на характер взрослых. То есть дети или даже подростки не способны ответить на ряд вопросов, поскольку они не имеют необходимого жизненного опыта и не бывали еще в таких ситуациях, чтобы ответить на поставленные вопросы. Следовательно, данный опросник не смог бы правдиво определить имеющуюся у личности акцентуацию характера.

Понимая необходимость определения типа акцентуации характера у подростков, психиатр Андрей Личко занялся этим. Личко модифицировал опросник Леонгарда. Он переписал описания к типам акцентуации характера, изменил некоторые названия типов и ввел новые.

Описание типов акцентуации характера Личко расширил, руководствуясь информацией о выражении акцентуации у детей и подростков и изменений проявлений по мере формирования личности и ее взросления. Таким образом, он создал опросник на типы акцентуаций характера подростков.

А. Личко рассуждал, что более целесообразным будет изучать типы акцентуаций характера подростков, исходя из того, что большинство акцентуаций формируется и проявляется именно в этом возрастном периоде.

Чтобы лучше понять типы акцентуации характера примеры, нужно приводить из знакомых эпизодов и персон. Большинство людей знают самых популярных мультяшных героев или персонажей из сказок, их специально изображают слишком эмоциональными, активными или наоборот пассивными. Но суть в том, что именно это выражение крайних вариантов норм характера и притягивает к себе, такая персона заинтересовывает, кто-то проникается к ней симпатией, а кто-то просто ждёт, что с ней произойдет дальше. В жизни можно встретить точно таких же «героев», только в других обстоятельствах.

Типы акцентуации характера примеры. Алиса из сказки «Алиса в стране чудес» является представителем циклоидного типа акцентуации характера, у нее наблюдались чередования высокой и низкой активности, перепады настроения; Карлсон – яркий пример демонстративного типа акцентуации характера, он любит похвастаться, обладает высокой самооценкой, ему свойственна наигранность поведения и желание быть в центре внимания.

Застревающий тип акцентуации характера свойствен для супер-героев, которые находятся в состоянии постоянной борьбы.

Гипертимный тип акцентуации характера наблюдается у Маши (мультфильм «Маша и Медведь»), она непосредственная, активная, недисциплинированная и шумная.

Карл Леонгард был основателем термина «акцентуации» в психологии. Его теория об акцентуированных личностях базировалась на идеи о наличии главных, выразительных и дополнительных чертах личности. Основных черт, как обычно, намного меньше, но они очень выразительны и представляют всю личность. Они являются стержнем личности и имеют определяющее значение в ее развитии адаптации и психическом здоровье. Очень сильное выражение основных черт личности отбивается на целой личности, и при проблемных или неблагоприятных обстоятельствах они могут становиться разрушительным фактором для личности.

К. Леонгард считал, что акцентуированные черты характера личности, прежде всего можно наблюдать при общении с другими людьми.

Акцентуация личности определяется стилем общения. Леонгард создал концепцию, в которой описал основные типы акцентуаций характера. Важно помнить, что характеристика акцентуации характера по Леонгарду описывает только типы поведения взрослых. Карл Леонгард описал двенадцать типов акцентуации. Все они по своему происхождению обладают разной локализацией.

К темпераменту, как природному образованию, были отнесены следующие типы: гипертимный, аффективно-лабильный, дистимический, аффективно-экзальтированный, тревожный, эмотивный.

Как социально обусловленному образованию – характеру он отнёс следующие типы: демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый.

Типы личностного уровня были выделены следующие: экстравертированный, интровертированный.

Понятия интроверсии и экстраверсии, использованные Леонгардом, наиболее близки к представлениям Юнга.

Педантичный тип акцентуации характера отмечается инертностью и ригидностью процессов психики. Педантичные личности тяжело и долго переживают травмирующие их психику события. Их редко можно увидеть встрявшими в конфликт, но любые нарушения порядка не проходят мимо их внимания. Личности с педантичной акцентуацией всегда пунктуальны, аккуратны, чистоплотны и скрупулезны, аналогичные качества они ценят у других. Педантичный человек достаточно усидчив, считает, что лучше больше времени провести за работой, но сделать ее качественно и аккуратно. Педантичная личность руководствуется правилом «семь раз отмерь – раз отрежь». Этот типаж склонен к формализму и сомнениям в правильности выполнения любого задания.

Застревающий тип акцентуации характера, который еще называют аффективно-застойным, имеет склонность к задержке аффектов. Он «застревает» на охвативших его чувствах, мыслях, из-за этого он слишком обидчив, даже злопамятен. Обладатель этих характеристик склонен затягивать конфликты. В своем поведении относительно других очень подозрителен и злопамятен. В достижении личных целей он очень настойчив.

Возбудимый тип акцентуации характера выражается в слабом контроле, недостаточной управляемости собственных влечений и побуждений. Возбудимые личности отличаются повышенной импульсивностью и медлительностью психических процессов. Данный типаж отмечается гневливостью, нетерпимостью и склонностью к конфликтам. Таким индивидам очень трудно идти на контакт с другими людьми. Люди такого склада не задумываются о будущем, они живут одним настоящем днем, им совсем не идет учеба и любой труд дается очень тяжело. Повышенная импульсивность может часто приводить к плохим последствиям, как для самого возбудимого человека, так и для его окружающих. Личность возбудимого склада выбирает свой круг общения очень тщательно, окружая себя самыми слабыми, чтобы ими руководить.

Гипертимический тип акцентуации характера отличается от других повышенной активностью, приподнятым настроением, выраженной жестикуляцией и мимикой, высокой коммуникабельностью с постоянным стремлением отклониться от разговора. Гипертимный человек очень подвижен, склонен к лидерству, общительный, его везде много. Это человек-праздник, в какую бы компанию он ни попал, везде сделает много шума и будет в центре внимания. Гипертимные люди очень редко болеют, у них высокий жизненный тонус, здоровый сон и хороший аппетит. Им присуща высокая самооценка, иногда они чрезмерно легкомысленно относятся к своим обязанностям, любые рамки или монотонная деятельность очень тяжело ими переносятся.

Дистимический тип акцентуации характера отличается серьезностью, медлительностью, подавленностью настроения и слабостью волевых процессов. Таким индивидам свойственны пессимистические взгляды на будущее, низкая самооценка. На контакт идут нехотя, немногословны. Вид у них в большей мере угрюмый, заторможенный. Дистимические личности обладают обостренным чувством справедливости и очень добросовестны.

Аффективно-лабильный тип акцентуации характера отмечается у людей, обладающих постоянной сменой гипертимического и дистимического типов акцентуации, иногда это происходит беспричинно.

Экзальтированный тип акцентуации характера характеризуется высокой интенсивностью темпа нарастания реакций, их интенсивностью. Все реакции сопровождаются бурным выражением. Если экзальтированного человека потрясла радостная новость, он придет в невероятный восторг, если печальное известие, он упадет в отчаяние. У таких людей наблюдается повышенная склонность к альтруизму. Они очень привязаны к близким людям, ценят своих друзей. Всегда радуются, если их близким сопутствует удача. Склонны к эмпатии. Могут прийти в невообразимый восторг от созерцания творений искусства, природы.

Тревожный тип акцентуации характера проявляется в пониженном настроении, боязливости, неуверенности в себе. Такие личности трудно идут на контакт, очень обидчивы. У них ярко выражено чувство долга, ответственности, они ставят перед собой высокие морально-этические требования. Их поведение робкое, не могут постоять за себя, покорны и легко принимают чужое мнение.

Эмотивный тип акцентуации характера отличается сверхчувствительностью, глубоким и сильным переживанием эмоций. Данный тип сходный к экзальтированным, но его проявления не настолько бурные. Этот типаж характеризуется высокой эмоциональностью, склонностью к эмпатии, отзывчивостью, впечатлительностью и мягкосердечностью. Такие личности редко вступают в конфликты, все обиды держат внутри. Имеют обостренное чувство долга.

Экстравертированный тип акцентуации характера свойствен людям с ориентированностью на все, что происходит снаружи и все реакции также направлены на внешние раздражители. Для экстравертированных личностей характерна импульсивность поступков, поиск новых ощущений, высокая коммуникабельность. Они очень подвержены чужому влиянию, а их собственные суждения не обладают необходимой стойкостью.

Интровертированный тип акцентуации характера выражается в том, что человек живет в большей мере представлениями, нежели ощущениями или восприятиями. Внешние события не особо затрагивают интровертированного, но он может много думать об этих событиях. Такая личность пребывает в вымышленном мире с нафантазированными идеями. Такие личности выдвигают много идей относительно темы религии, политики, проблем философии. Они малообщительны, стараются держать дистанцию, общаются только по необходимости, любят спокойствие и одиночество. О себе рассказывать не любят, все переживания и чувства держат при себе. Медлительны и нерешительны.

Характеристика типов акцентуации характера по Личко раскрывает типы поведения подростков.

Акцентуации, выражающиеся в подростковом возрасте, формируют характер и в дальнейшем могут немного изменяться, но всё-таки самые яркие черты определенного типа акцентуации остаются в личности на всю жизнь.

Гипертимный тип акцентуации характера выражается в высокой общительности личности, ее подвижности, самостоятельности, позитивном настроении, которое может резко измениться гневом или злостью, если человек становится недовольным поведением других, или своим поведением. В стрессовых ситуациях такие личности могут долго сохранять жизнерадостность и оптимизм. Часто такие люди заводят знакомства, из-за которых попадают в плохие компании, что в их случае может привести к асоциальному поведению.

Циклоидный тип акцентуации характера характеризуется цикличностью настроения. Гипертимная фаза чередуется с депрессивной. В пребывании гипертимной фазы человек не переносит однообразие и монотонность, кропотливую работу. Он заводит новые неразборчивые знакомства. На смену этому приходит депрессивная фаза, появляется апатия, раздражительность, обостряется восприимчивость. Под влиянием таких депрессивных ощущений человек может очутиться под угрозой суицида.

Лабильный тип акцентуации характера проявляется в быстрой переменчивости настроения и всего эмоционального состояния. Даже когда отсутствуют явные причины для большой радости или сильной печали, человек переключается между этими сильными эмоциями, меняя все свое состояние. Такие переживания очень глубоки, человек может утратить работоспособность.

Астеноневротический тип акцентуации характера выражается в склонности личности к ипохондрии. Такой человек часто раздражителен, постоянно жалуется на свое состояние, быстро утомляется. Раздражение может быть настолько сильным, что они могут без причины на кого-то накричать, а потом раскаиваться в этом. Их самооценка зависит от настроения и наплыва ипохондрии. Если самочувствие хорошее – тогда и человек чувствует себя более уверенным в себе.

Сенситивный тип акцентуации характера выражается в высокой тревожности, пугливости, замкнутости. Сенситивные личности тяжело устанавливают новые контакты, но с теми людьми, которых знают хорошо, они ведут себя весело и непринужденно. Часто из-за их переживания чувства неполноценности, у них проявляется гиперкомпенсация. Например, если ранее человек был слишком стеснителен, то повзрослев, он начинает вести себя слишком раскрепощено.

Психастенический тип акцентуации характера проявляется в склонности человека к навязчивым состояниям, в детстве они подвержены различным страхам и фобиям. Характеризуются тревожной мнительностью, возникающей на фоне неопределенности и неуверенности в своем будущем. Склонны к самоанализу. Их все время сопровождают какие-то ритуалы, однотипные навязчивые движения, благодаря этому они чувствуют себя намного спокойнее.

Шизоидный тип акцентуации характера проявляется в противоречивости чувств, мыслей и эмоций. У шизоида сочетаются: замкнутость и болтливость, холодность и чувствительность, бездеятельность и целеустремленность, антипатия и привязанность и так далее. Самые яркие черты этого типа – невысокая потребность общения и избегание окружающих. Не способность к эмпатии и проявлению внимания воспринимаются, как холодность человека. Такие люди быстрее поделятся чем-то сокровенным с незнакомцем, чем с близким человеком.

Эпилептоидный тип акцентуации характера проявляется в дисфории – злобно-гневливом состоянии. В таком состоянии агрессия, раздражительность и злоба человека накапливается и спустя некоторое время выплескивается наружу продолжительными вспышками гнева. Эпилептоидному типу акцентуации свойственна инертность в различных аспектах жизнедеятельности – эмоциональной сфере, движениях, жизненных ценностях и правилах. Часто такие люди очень ревнивы, в большей мере их ревность безосновательна. Стараются жить сегодняшним реальным днем и тем, что имеют, не любят строить планов, фантазировать или мечтать. Социальная адаптация дается эпилептоидному типу личности очень тяжело.

Истероидный тип акцентуации характера характеризуется повышенным эгоцентризмом, жаждой любви, всеобщего признания и внимания. Их поведение демонстративное и наигранное, в целях получения внимания. Для них лучше будет, если их будут ненавидеть или негативно к ним относиться, чем если бы к ним относились равнодушно или нейтрально. Любую активность в свою сторону они одобряют. Для истероидных личностей самым страшным есть возможность быть незамеченным. Еще одной важной чертой данного типа акцентуации является внушаемость, направленная на подчеркивание достоинств или восхищение.

Неустойчивый тип акцентуации характера проявляется в невозможности соблюдать социально-приемлемые формы поведения. С детства у них наблюдается нежелание учиться, им тяжело сконцентрироваться на учении, выполнять задания или слушаться старших. Становясь более старшими, неустойчивые личности начинают испытывать трудности в установлении отношений, особенно отмечаются затруднения в романтических отношениях. Им сложно устанавливать глубокие эмоциональные связи. Они живут настоящим, одним днем без планов на будущее и каких-либо желаний или стремлений.

Конформный тип акцентуации характера выражается в стремлении смешаться с другими, не отличаться. Они с легкостью, не раздумывая, принимают чужую точку зрения, руководствуются общими целями, подстраивают свои желания под желания других, не думая о личных потребностях. Очень быстро привязываются к близкому окружению и стараются не отличаться от других, если есть общие хобби, интересы или идеи, они также их сразу подхватывают. В своей профессиональной жизни они безынициативны, стараются делать свою работу, не проявляя активность.

Кроме описанных типов акцентуации характера Личко дополнительно выделяет смешанные акцентуации, поскольку акцентуация в чистом виде наблюдается не так часто. Отдельные акцентуации, которые самые выразительные соединяются между собой, а другие не могут быть одновременно свойственны одному человеку.

Источник:
Типы акцентуации характера
Типы акцентуации характера – это множественные типы характеров, у которых отдельные черты перешли в патологическое состояние. Некоторые акцентуированные черты характера бывают зачастую в
http://vseopsycho.ru/tipy-aktsentuatsii-haraktera/

Типы поведения мужчин и особенности мужского характера

Типы поведения мужчин и особенности мужского характера

Характер мужчин, как и женщин, аутентичен и зависит от совокупности многих факторов – от среды проживания и условий воспитания до особенностей профессии и обстановки в семье. Психологи различают несколько типов поведения мужчин, все они обусловленных генетически. Если тип мужского характера во взрослом возрасте и поддается корректировке, то слишком незначительно.

Психологические особенности характера и поведения мужчин

Подавленный. Это скорее не тип, а переходное состояние. Если вы решитесь встречаться с мужчиной, который недавно пережил развод, расстался с другой женщиной или имел какие-либо иные неприятности, то должны быть готовы к тому, что в любой момент из-за пустяка он может выйти из себя. Если такой тип мужского поведения вам нравится, и вы готовы высушивать бесконечные монологи-рассуждения о происшедшем, не нужно от него отказываться. Но и не надо проводить с ним все свое свободное время.

Деловой. Мужчина с таким типом характера считает себя сильным и почти всемогущим, потому что может заказать столик в ресторане и организовать встречу с нужными людьми. Он самоуверен и стремится доминировать во всем. Его подход к женщине только один: или ты меня принимаешь таким, каков я есть, или мы расстаемся. За ним последнее слово будет во всем — как воспитывать детей, где проводить отпуск, когда приглашать гостей и пр. Рядом с ним можно чувствовать себя уверенной, но до тех пор, пока его дела идут хорошо. При первой же неудаче он может превратиться в подавленного и не уверенного в своих силах человека. Однако можно опасаться того, что этот деловой человек станет относиться к вам как к своему удачному «приобретению».

Отличник. Особенность такого мужского характера заключается в том, что этот тип стремится все довести до совершенства. Если его случайно занесет в бюро знакомств, он предъявит целый список тех качеств, которыми должна обладать его избранница. Часто пытается в соответствии со своими вкусами изменить прическу, одежду и даже вкусы женщины, с которой встречается. Обыкновенно она должна быть значительно его моложе и настолько уступчива, насколько и добра. С Отличником женщине следует встречаться только в том случае, если она на самом деле в его лице видит образец и пример для подражания. Главная опасность, однако, кроется в том, что когда Пигмалион доведет до совершенства свою Галатею, он начинает искать новый объект…

Мечтатель. Это мужчина, у которого планы слабо связаны с реальностью. В его повседневной жизни всегда присутствует какой-нибудь проект, который разваливается еще до того, как Мечтатель приступит к его реализации. Мечтателя нетрудно распознать: он меняет одну работу за другой и ни с кем не может сработаться. Особенность характера такого мужчин в том, что он мечтает изменить мир, а в повседневной жизни не способен даже принять нормально гостей. Но при всем том это не худший вариант для женитьбы для женщины, которая сама имеет ясные цели в жизни и готова взять семью в свои руки.

Одиночка. Представьте себе спокойного человека, который любит подолгу оставаться в одиночестве. Многие из них милые, дружелюбные люди, но, чтобы чувствовать себя хорошо, они должны проводить без вас столько же времени, сколько и с вами. Некоторым из них просто не нравятся шумные компании, они не любят пустой болтовни. Одиночкам подходят такие женщины, которых не обижает их «уход в себя» и то, что иногда им придется ходить в гости без мужа. При этом женщина может быть уверена, что если в этот момент муж не с ней, то и не с другой женщиной тоже.

Сердитый. Особенность поведения мужчины с таким характером в том, что этот тип слегка не в себе. Он сердит на своих родителей, на своего бывшего начальника, на своего теперешнего руководителя. Мужчина с таким видом характера всегда груб. Вслушайтесь в его слова — на самом ли деле во всех его проблемах виновен кто-нибудь другой? Он утверждает, что все женщины — эгоистки, завистницы и им нельзя доверять. Ну, конечно, кроме вас. Это «кроме» дает вам возможность почувствовать себя особенной и считать, что все плохое к вам не относится. Он вас любит и думает о вас по-другому, чем о других. На вас он не сердится. К сожалению, рано или поздно и вы станете жертвой его злости. Психологи установили, что Сердитому нравится, когда в семейных сценах жена ему возражает. Ведь без борьбы нет и победителя?!

Неотшлифованный бриллиант. На работе его ценят, коллеги уважают, но одновременно и подтрунивают над ним. Это человек, который всего в жизни достиг сам! Обычно ему еще нет сорока, костюм выглядит так, будто он спал в нем, а первоначальный цвет обуви определить вообще невозможно. Обычно он ищет женщину, которой мог бы покровительствовать в обмен на заботу о нем, или женщину с «классической» красотой, которая могла бы поднять его до своего уровня и хотела бы получить от него стабильность, необходимую ей в жизни. Бриллианты — очень хорошие ученики. Они — идеальный выбор для женщины, которая не боится рисковать. Но нужно убедиться, что бриллиант не фальшивый.

Романтик. Влюбляется почти мгновенно. После того как вы с ним пообщаетесь несколько дней, начнете себя чувствовать умнее, стройнее и красивее, чем раньше. Чувствовать, будто у вас выросли крылья. Но, к сожалению, особенность такого мужского поведения в том, что Романтики по своей природе спринтеры, бегуны на короткие дистанции. Вы не успеете оглянуться, а его уже и след простыл. Обычно он ищет контактов с девушками, с которыми можно весело провести время, поговорить о любви до гроба. Романтик — самый подходящий вариант для женщины, которая недавно пережила личную драму или просто находится в подавленном состоянии. Он быстро поднимет ее настроение и научит снова радоваться жизни.

Ответственный. Он чувствует на своих плечах ответственность за семью и даже за друзей. Ясное, логичное мышление позволяет Ответственному продвигаться вперед почти без ошибок. Вопреки этому он не скучен и, избегая ненужных встреч и утомительных вечерних развлечений, посвящает много времени спорту или другому здоровому хобби. Таким образом, если на своем жизненном пути вы встретите подобного ответственного мужчину, не задумывайтесь ни на миг, хватайтесь за него и сразу выходите замуж!

Жертва. Этот мужчина может очаровать вас почти с первого взгляда. И только спустя какое-то время вы начнете замечать, что во всех его неудачах виноват кто-то другой. Он лишен чувства благодарности и в жизни запоминает только тех, кто причинил ему неприятности. Иногда он выглядит настолько расстроенным и нуждающимся в участии, что просто невозможно ему отказать. Тогда он начинает убеждать вас и самого себя, что иногда все же можно встретить настоящую женщину. И хотя эти слова звучат, как музыка, не поддавайтесь!

Зная, какой бывает характер у мужчин, как действовать женщине? Она должна понять, кто ей больше всего подходит, и начать искать такого человека, не забывая поглядывать по сторонам. Если женщина не учитывает психологические особенности мужского поведения и непрестанно повторяет, что ей необходим более высокий или более богатый муж, существует опасность, что она может остаться в одиночестве.

Источник:
Типы поведения мужчин и особенности мужского характера
Описание типов мужского поведения и особенностей характера мужчин того или иного типа
http://ladycharm.net/2016/07/tipy-povedeniya-muzhchin/

Характер человека

Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.

Именно понимание того, что себя можно изменить в лучшую сторону, является наиболее притягательной чертой психологии, как науки.

Итак, если темперамент – это врожденные особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Совершая поступок, мы каждый раз усиливаем или ослабляем какую-то его черту.

Таким образом, можно исправить даже самый скверный нрав.

Относительно темперамента можно лишь напомнить, что Гиппократ разделил его на четыре типа, которые используются до сих пор:

  1. Флегматики — неспешные и невозмутимые;
  2. Холерики – вспыльчивые и неуравновешенные;
  3. Меланхолики – впечатлительные и ранимые;
  4. Сангвиники – живые, подвижные и веселые.

Более подробно про типы темперамента мы уже писали.

Характер (греч. ???????? — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Само слово в переводе с греческого означает «отпечаток», «чеканка». Это невидимый стержень нашей психики, на который нанизываются другие свойства и черты личности.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:

И еще одна классификация, которая поможет вам систематизировать свои знания по данной теме. Здесь предлагается разделения черт характера по свойствам.

Всего имеем 4 группы (эмоциональная, волевая, моральная и интеллектуальная):

Несложно догадаться, что черты характера ребенка развиваются в тесной связи с обществом, в котором он воспитывается, семьей, национальностью, вероисповеданием и жизненными принципами, которыми руководствуются родители.

Но что делать, если вы уже взрослый человек, а ваш характер не удовлетворяет внутренние запросы? Нужно самостоятельно начинать над ним работать.

Для начала следует подумать, какая именно черта характера создает вам проблемы в жизни. Это чрезвычайно важный момент. Рассмотрим его на примере лени.

Лень работать, лень заниматься спортом, лень заниматься развитием личности. А может это просто боязнь трудностей?

Бороться с отрицательными чертами характера поможет воля. Главное – направить ее, а для этого необходимо определить цель. Кстати, мы уже писали про 3 важных шага на пути к цели. Чтобы побороть лень, в качестве цели можно выбрать любое дело, которое требует постоянной работы над собой (например, изучение иностранного языка).

Теперь нужно сделать еще один шаг: составить план действий. Причем отступать от него нельзя: если уж вы решаете каждый день выучивать по десять новых иностранных слов, придется держать слово. В отдельной статье мы развенчивали мифы об изучении английского языка.

Результаты своей борьбы лучше записывать. Можно составить таблицу, и каждый день фиксировать там успехи и неудачи. Или сделайте так: отметьте на географической карте два города. Один будет условно обозначать ваше нынешнее состояние, второй – поставленную цель.

Каждый раз, когда делаете что-то для исправления своего характера, ставьте новую точку на пути между этими городами. А если что-то пропускаете – вернитесь на точку назад.

В плане развития личности весьма интересным представляется план морального совершенствования Бенджамина Франклина. Обязательно прочитайте об этом великом человеке, опыт которого может оказать вам бесценную помощь.

Наверняка у читателя может возникнуть вопрос: влияют ли гены человека на формирование личности и ее отдельных черт?

Однозначно дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Определенная связь в наклонностях и особенностях поведения между детьми и родителями, безусловно, прослеживается.

Однако утверждать, что «я такой и не могу быть другим, потому что такая моя мама или папа», для взрослого человека, по меньшей мере, несерьезно.

Считается, что темперамент изменить невозможно, а вот черты характера – это под силу любому желающему. Нужно только иметь решимость заняться этим делом.

Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.

Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.

Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.

Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.

Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.

Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.

Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха.

Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:

«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

Источник:
Характер человека
Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.
http://interesnyefakty.org/harakter-cheloveka/

COMMENTS