Распознавание эмоций

Киевский центр НЛП и тренингов

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Вербальные признаки лжи

Невербальные признаки лжи

Программы — Тренажеры распознавания эмоций

Видео по теме (Lie to me)

Фото галерея жестов (Lie to me)

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Программы — Тренажеры распознавания эмоций

Здесь размещены самые разнообразные программы и прочие компьютерные продукты, которые предназначены к обучающей программе тренингу «Определение Лжи» (Lie to me)

Наши рограммы позволят Вам получить глубокие знания по системе работы с состояниями и эмоциями.

Теряете деньги на сомнительных сделках?

Надоело быть пешкой в чужих играх и плестись позади всех?

Как быть на шаг впереди своих конкурентов?

Представленные материалы предназначены помочь в деле овладении навыка верификации лжи (особенно в комбинации типа «тренинг + программы»)

«МИМИКА 2.0»
Устаревшая версия программы «МИМИКА».
Ввиду маленького размера файла программы, она прекрасно подходит для ознакомления. Вы определяете проявленную эмоцию продолжительностью выражений от 5 до 1/20 секунды. Также в окне программы будет отображаться статистика ваших решений.

«МИМИКА 3.0»
Тренажер распознавания эмоций.
Эта программа в которой на разных лицах проявляются семь основных эмоций (радость, грусть, страх, удивление, гнев, презрение и отвращение) в случайном порядке. Также в окне программы будет отображаться статистика ваших решений.

* Для нормальной работы программы необходим пакет Microsoft Visual C++ 2008 Feature Pack Redistributable Package (x64) и (х86). Он установится автоматически после установки программы. Если у вас уже были установлены предыдущие версии программы МИМИКА, то вам не нужно повторно устанавливать данный пакет.

НАУЧИCЬ определять ложь САМОСТОЯТЕЛЬНО без полиграфа

Теория без практики мертва!
Развивайте в себе все самое лучшее.
Киевский Центр НЛП и тренингов желает вам в этом удачи!

Откройте новую страницу карьеры, бизнеса и успешной личной жизни!

P.S. Огромная просьба – если Вам понравилось то, что Вы прочли и посмотрели – нажмите на любую кнопку социальных сетей: Facebook , Вконтакте и Google+? ! . Спасибо!

Киевский Центр НЛП и тренингов – всё для
определение правды без использования полиграфа
(детектора лжи) в Украине

Источник:
Киевский центр НЛП и тренингов
Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине. Киевский Центр
http://kcnlp.com.ua/opredelenie-lzhi-lie-to-me/programmy-trenazhery-raspoznavaniia-emotcii/

Распознавание эмоций

Бывают ли «хорошие» и «плохие» эмоции? Действительно, мы без труда можем определить, что страх, гнев, стыд – эмоции отрицательные (негативные). Радость, как ясно каждому, – эмоция положительная (позитивная).

Но так ли все просто? Ведь если рассматривать эмоции с точки зрения их функций, обнаружатся интересные вещи. Вряд ли можно заподозрить, что гнев существует исключительно для того, чтобы портить отношения между людьми. Вспышка гнева в подходящий момент может оказаться очень полезной реакцией: выразив гнев, человек способен настоять на своем, защитить себя или другого, прервать или изменить неблагоприятную ситуацию. Страх часто бывает помехой и лишает нас возможности добиться желаемого, но он же может и спасти жизнь – как тому, кто испугался, так и тому, кого испугались другие.

С другой стороны, и положительные эмоции могут иметь весьма негативные последствия: ведь причиной радостного переживания может быть все что угодно – помимо «чистой радости» существует и злорадство, и чрезмерное возбуждение.

Поэтому, оценивая эмоции, имеет смысл не разделять их на однозначно положительные или безусловно отрицательные, а задавать вопрос: какую роль играет эта эмоция? Способствует ли она конструктивному поведению или же, наоборот, препятствует ему?

Вспомните ситуации, когда «черное» оказалось «белым» и наоборот:

1. Когда испытанная вами «отрицательная» эмоция (гнев, страх, стыд) привела к положительным последствиям (защитила вас от чего-либо, изменила ситуацию или отношения с кем-то в вашу пользу).

2. Когда «положительная» эмоция (радость) привела к отрицательным последствиям?

Очень редко человек испытывает ту или иную эмоцию в чистом виде. Обычно мы переживаем сразу несколько эмоций одновременно, и нередко это сочетание бывает весьма замысловатым. Представьте себе, например, что вы ждете близкого человека, который очень сильно опаздывает на встречу.

Сначала вы просто скучаете, потом раздражаетесь, поминутно поглядывая на часы. По мере того как ожидание затягивается, раздражение перерастает в злость. Но при этом возникает и усиливается другая эмоция – тревога: еще несколько минут – и вы уже почти уверены, что с тем, кого вы ждете, случилось что-то ужасное!

И вот наконец, когда ваш гнев дошел до точки кипения, а колени подгибаются от страха, виновник этих переживаний появляется: тысяча извинений, искреннее раскаяние, он понимает, как сильно вы беспокоились, но он вынужден был задержаться и никак не мог предупредить вас об этом, потому что хотел сделать вам подарок-сюрприз и до последней секунды был занят его поисками, но зато эти поиски увенчались успехом и сейчас он вручит вам эту вещь…

Каковы теперь ваши эмоции? Это, несомненно, огромная радость от того, что вы избавлены от необходимости обзванивать все окрестные больницы и отделения милиции. С другой стороны, гнев ваш утих в первый момент, но теперь вы чувствуете его возвращение: как бы благородна ни была причина опоздания, можно было по крайней мере позвонить и хоть как-то объяснить его, чтобы избавить вас от тревоги! Итак, радость и злость одновременно, но к этому вдобавок примешивается и любопытство: что же за сюрприз вас ожидает? Самые разные по окраске эмоции присутствуют одновременно, и так случается в нашей жизни довольно часто.

Разобраться во всей этой мешанине сравнительно просто, когда детально известна ситуация, в которой в данный момент находится человек, испытывающий те или иные эмоции. Но представьте себе, что через пару минут после вашей долгожданной встречи к вам подошел знакомый, заметивший вас в толпе. Как ему понять ваше эмоциональное состояние? Взгляд наблюдателя наверняка скажет ему что вы охвачены какими-то переживаниями, но какими именно? Радуетесь вы или сердитесь, чем объяснить румянец на ваших щеках и блеск в глазах? Простое наблюдение не слишком хорошо поможет установить, что именно вы испытываете, и даже если вас прямо спросят об этом, не факт, что вы сможете и захотите дать ясный ответ.

Тем не менее при изучении эмоций ученые используют именно эти методы, дополняя их измерениями физиологических реакций организма. Все они несовершенны и имеют свои ограничения.

Наблюдение. Этот метод не дает возможности всегда надежно отличать одну эмоцию от другой, поскольку разные эмоции могут выражаться одинаковым поведением.

Самоотчет. Описание человеком своих эмоций не слишком надежно сразу по двум причинам: во-первых, многие эмоции могут быть неосознанными, а во-вторых, человек может намеренно или опять-таки неосознанно искажать в словесном отчете свои переживания.

Измерение физиологических реакций. Как и наблюдение, оно не позволяет отличать эмоции друг от друга, так как разные эмоции сопровождаются одними и теми же физиологическими процессами – например, пульс и дыхание могут участиться как от сильной радости, так и от гнева.

Несмотря на несовершенство описанных методов, в сочетании они позволяют исследователям добывать ценнейшую информацию об устройстве эмоциональной сферы человека. Да и каждый из нас все-таки обладает немалыми навыками в распознавании эмоционального состояния окружающих людей. Именно на «чтение» эмоций мы в значительной степени опираемся при общении с близкими и коллегами, знакомыми и незнакомыми. Порой сознательно, но чаще не отдавая себе в этом отчета, мы получаем информацию о своих собеседниках, анализируя их мимику и жесты – то, в чем выражаются их переживания.

Ученые уделяют исследованию этой области огромное внимание. Поначалу изучение мимики велось не психологами, а анатомами, которых интересовали устройство и деятельность лицевых мышц. Затем к ним присоединились и душеведы. В наши дни большой известностью (даже вне профессиональной среды) пользуются исследования психолога Пола Экмана и его коллег, посвященные связи между эмоциями и мимикой человека. Экман является автором так называемой «Системы кодировки лицевых движений» (СКЛД), которая очень детально описывает работу лицевых мышц. Используя эту систему, Экман распознавал и регистрировал множество разных мимических выражений, соответствующих тем или иным эмоциям.

Общее число описанных Экманом выражений превышает 7000! Конечно, большинство этих выражений не привязано к какой-то конкретной эмоции – ведь последних насчитывается намного меньше, даже если относить к ним тончайшие нюансы переживаний и настроений. Такой впечатляющий результат исследований мимических движений говорит лишь о том, насколько богаты и разнообразны средства внешнего выражения эмоций у людей. Тем не менее изыскания Экмана и его коллег (а они не только вели наблюдения за другими людьми, но и усердно тренировались, развивая в себе способность управлять лицевыми мышцами и намеренно «изображать» те или иные эмоции перед зеркалом) позволили им установить, какие именно мимические движения характерны для той или иной эмоции.

Многочисленных читателей Экмана больше всего интересует вопрос о том, как на основе внешнего выражения эмоций научиться распознавать неискренность и ложь собеседника. Экман установил, что существует заметная разница между спонтанным и намеренным изменением выражением лица. Спонтанные изменения не планируются заранее, не управляются рассудком и потому происходят мгновенно. Но очень часто люди используют так называемые мимические маски, изображая те чувства, которых на самом деле не испытывают. Различия между искренним эмоциональным выражением и маской могут быть достаточно тонкими.

Безусловно, вы знаете, как изобразить удивление, радость, заинтересованность или же, напротив, огорчение и даже отвращение. Но внимательный наблюдатель может заметить разницу между подлинным и смоделированным выражением той или иной эмоции, поскольку в них принимают участие разные группы лицевых мышц.

Пол Экман дотошно регистрировал и описывал мельчайшие изменения в состоянии лицевых мышц (так называемую микромимику) при различных эмоциях. Используя эти данные, многие люди надеются научиться безошибочно отличать ложь от правды, и именно это обычно обещают нам авторы бесчисленных пособий по «чтению языка тела».

Велика ли практическая ценность такого подхода? Судите сами. Пол Экман описал, например, около пятидесяти разновидностей улыбок, в том числе и фальшивых, маскирующих другие чувства: улыбка презрительная, жалостливая, грустно-довольная и испуганно-довольная, угодливая, примирительная и так далее, и тому подобное. Проштудировав литературу, вы узнаете, что презрительно-довольная улыбка проявляется «в сочетании искренней радостной улыбки и напряжении одного или обоих уголков рта», а улыбка гневно-довольная выражается в «сужении губ, иногда поднятии вверх верхней губы в сочетании с искренней радостной улыбкой, при этом мышцы бровей напряжены и образуют горизонтальную линию, нависая над веками, как при выражении гнева». Поможет ли вам это знание в повседневном общении с людьми.

Разумеется, исследования, подобные экмановскому, имеют и теоретическое, и практическое значение. Представителей определенных профессий специально обучают навыком распознавания микродвижений мимических мышц, и при достаточной тренировке специалисты действительно способны различать все эти нюансы, весьма точно определяя искренность или фальшивость человеческого поведения. Кстати, согласно исследованиям все того же Экмана, ни психиатры, ни сотрудники правоохранительных органов в целом не обладают выдающимися навыками в этой области.

Настоящих асов «чтения по лицу» удалось обнаружить только среди агентов секретной службы. Встречаются, конечно, и не имеющие никакой специальной подготовки мастера распознавания эмоций – просто люди, обладающие повышенной чувствительностью и хорошо развитой наблюдательностью, виртуозно определяющие эмоциональное состояние собеседников. Большинство же из нас не может претендовать на звание безупречного детектора лжи. В среднем люди распознают ложь примерно в 50% случаев, а это вполне можно трактовать как случайное угадывание.

Источник:
Распознавание эмоций
Бывают ли «хорошие» и «плохие» эмоции? Действительно, мы без труда можем определить, что страх, гнев, стыд – эмоции отрицательные (негативные). Радость, как ясно каждому, – эмоция положительная
http://psy.wikireading.ru/54590

РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА

РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА — раздел Психология, Психология Полноценное Общение Между Людьми Невозможно Без Понимания, Вз.

Полноценное общение между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния, взаимооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.

Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров

Если, говоря словами Дарвина, «выражение – это язык эмоций», то движение лицевых мышц можно считать азбукой этого языка. В. М. Бехтерев также отмечал, что в отличие от пантомимических движений и жестов мимика всегда эмоциональна и в первую очередь является отражением чувств говорящего. Многие ученые наблюдали, что сложная игра мимических мышц выражает психическое состояние субъекта красноречивее слов.

Интерес к изучению лица как к источнику информации о человеке возник еще во времена Древней Греции. Это привело к созданию целой науки о лице, названной физиогномикой. На всем протяжении истории физиогномики от Аристотеля до наших дней люди верили в существование прямой зависимости между чертами лица и характером человека. С помощью различных рекомендаций каждый стремился проникнуть в мысли собеседника, основываясь на особенностях строения и выражения лица.

Однако на сегодняшний день зависимость характера человека и его внешности (строение тела, лица) не получила убедительного научного подтверждения. Общепризнанно, что главную роль в экспрессивных выражениях лица играет центральная нервная система человека. Экспериментально подтвердилась связь сокращений мышц лица с появлением определенной мимики. Опыты показали, что искусственно вызванные изменения лица после раздражения мимических мышц с помощью электродов аналогичны естественным реакциям, возникающим при тех или иных эмоциях. Таким образом, мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важнейшим инструментом общения.

Важность мимической активности по сравнению с пантомимической в эмоциональной коммуникации увеличивается с фило– и онтогенетическим развитием. В филогенезе эти изменения параллельны эволюции мускулатуры лица. Так, у беспозвоночных и низших позвоночных вообще нет поверхностных мышц лица и репертуар эмоций у них минимален. Дальнейшее развитие лицевой мускулатуры наблюдается у позвоночных, достигая высокого уровня развития у высших приматов.

Многочисленные исследования позволили сделать вывод о том, что нервно?мышечные механизмы лица, необходимые для выполнения основных мимических выражений, образуют последовательность развития от высших приматов к человеку. Действительно, чем выше положение животного в эволюционном ряду, тем больше эмоций оно может проявить. Самой природой лицу отведена особая роль в биокоммуникабельности.

Известно, что мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из первых систем, усваиваемых в детстве. Появление у ребенка без специального обучения понятных жестов и выражений лица указывает на то, что способы выражения эмоций заложены в человеке генетически.

Ученые установили, что все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15?18?й недели эмбриогенеза, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20?й недели эмбрионального развития. Таким образом, оба механизма, с помощью которых лица опознаются как важные категории стимулов и сами выражают те или иные эмоции, уже достаточно сформированы ко времени рождения человека, хотя, конечно, во многом отличаются по возможностям функционирования от лица взрослого человека. Другими словами, выражение эмоций на лице представляет собой важную систему коммуникации, способную функционировать с рождения.

Выразительные проявления частично являются врожденными, частично развиваются социально, путем подражания. Одно из доказательств врожденности некоторых проявлений эмоций состоит в том, что у маленьких детей – слепых и зрячих – мимика одинакова. Например, поднятие бровей при удивлении представляет собой инстинктивный акт и встречается и у слепорожденных. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о ее социальной регуляции. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но зависят от обучения и воспитания.

Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно?психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего по выражению лица.

Известно, что человек может контролировать свои выразительные движения, поэтому проявления эмоций используются людьми в процессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных средств. Существуют большие различия между людьми в возможности владения эмоциональными проявлениями (от полного невладения (при психических нарушениях) до совершенства у талантливых актеров).

В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияют целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре.

Современная практика психологической подготовки людей к различным видам деятельности, их социальное обучение, например с помощью всевозможных тренинговых программ, позволяет развить навыки компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является восприятие и понимание людьми друг друга.

Источник:
РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА
РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА Психология Психология. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/3rgv5/p68/

Распознавание эмоций по выражению лица Гранская Юлиана Викторовна

Распознавание эмоций по выражению лица Гранская Юлиана Викторовна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гранская Юлиана Викторовна. Распознавание эмоций по выражению лица : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 : СПб., 1998 175 c. РГБ ОД, 61:98-19/234-6

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования

1.1. Узнавание в зрительном восприятии 13

1.2. Эмоции и их коммуникативная функция 21

1.3. История изучения проблемы мимического выражения эмоций. 35

1.4. Особенности выражения эмоций у различных народов 45

1.5. Основные направления современных исследований эмоциональных проявлений и их субъективного оценивания 59

ГЛАВА 2. Методический аппарат исследования

2.1. Описание методик исследования 70

2.2. Описание выборки, процедуры исследования и обработки результатов 81

ГЛАВА 3. Сравнительный анализ результатов распознавания эмоций по выражению лица и субъективной оценки интенсивности их проявлений

3.1. Различия в распознавании эмоций по выражению лица и оценки их интенсивности в зависимости от модальности воспринимаемых эмоций 86

3.2. Сравнительный анализ результатов распознавания эмоций по выражению лица разных профессиональных групп, а также в зависимости от пола и возраста испытуемых 90

3.3. Лонгитюдное сравнение результатов распознавания эмоций по выражению лица 107

ГЛАВА 4. Особенности оценок эмоциональных состояний по выражению лица в зависимости от личностный характеристик

4.1. Взаимосвязь уровня успешности распознавания эмоциональных состояний по выражению лица и особенностей субъективной оценки интенсивности этих проявлений с личностными свойствами испытуемых 112

4.2. Влияние эмпатии и уровня коллективизма на особенности оценивания эмоциональных состояний по выражению лица 123

ГЛАВА 5. Особенности распознавания и оценки интенсивности эмоций представителями разных стран

5.1. Межкультурное сравнение результатов распознавания эмоций 125

5.2. Различия между странами в оценке интенсивности выражения эмоций 143

Список литературы 152

Введение к работе

Находясь на пороге XXI века, человечество, совершив скачок в развитии технологий, все чаще сталкивается с проблемами взаимопонимания между людьми. Об этом говорит увеличивающийся интерес ученых-психологов к проблемам общения, в особенности к вопросам изучения невербальной коммуникации.

Научно-техническое развитие общества привело к широкому использованию людьми различных аудио-визуальных средств связи (средства массовой информации, телефоны, спутниковая космическая связь). Резкое повышение их роли в социально-политической жизни обусловило интерес ученых к исследованиям особенностей опосредованного и ограниченного общения, изучению влияния различных факторов на оценки других людей.

Полноценное общение невозможно без понимания, взаимовлияния, взаимооценивания общающихся между собой субъектов. В.Н.Мясищев говорил, что общение людей является таким процессом непосредственного или опосредованного техническими устройствами взаимодействия людей, в котором можно четко выделить три теснейшим образом взаимосвязанных компонента — психическое отражение участниками общения друг друга; отношение их друг к другу и обращение их друг с другом. Следовательно, психологическая наука должна всесторонне исследовать соответственно особенности познавательных процессов человека, его эмоциональной сферы и поведения, возникающих в процессе общения. [14]

Современное развитие мировых связей, международного бизнеса, всевозможных культурных и деловых обменов все чаще ставит людей в ситуации взаимодействия с представителями разных культур. Понятен тем самым тот огромный интерес ученых со всем мире к межнациональным исследованиям, которые стремятся восполнить пробел

столь необходимых сейчас знаний в этой области. Незнание культурно обусловленных различий, в частности, особенностей невербальных проявлений может легко привести к недопониманию и неверным суждениям друг о друге, что безусловно препятствует установлению контактов между людьми разных стран.

В то же время изучение национальных особенностей разрушает многие стереотипы, которые мешают нормальному взаимодействию людей и появляются, главным образом, при отсутствии или недостатке знаний друг о друге.

«Развитие международных и межнациональных отношений требует изучения познавательных и эмоциональных аспектов общения, поскольку в них находит выражение глубинная национальная и социальная культура, традиции, обычаи народа, без учета которых не может быть ни достаточного понимания , ни полноценного взаимодействия». [47, с.З]

Современная действительность предъявляет к человеку высокие требования в понимании реакций других людей и правильному реагированию на них в условиях совместной деятельности. Самые разные профессии включают в себя процесс активного взаимодействия людей и умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности многих видов профессиональной деятельности. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение приводит в итоге к профессиональной некомпетентности. Следовательно, перед психологами стоит задача практического решения проблемы оптимизации деятельности, требующей продуктивного общения.

В последнее время в связи с развитием практики социального обучения, социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности увеличился интерес исследовате лей к проблемам восприятия и понимания людьми друг друга. Кроме того, психологические исследования доказали, что в процессе общения больше половины информации партнеры получают путем невербаль-ных средств коммуникации (мимика, интонации, жесты). Поэтому вопросы связанные с изучением невербальных проявлений постепенно переходят из чисто теоретической проблемы в прикладную.

К сожалению, практика показывает, что часто сами психологи, психотерапевты, ведущие тренинговых групп не обладают знаниями функциональных возможностей невербального поведения и его индикативной ценности, о том, как изменяется его интерпретация под влиянием различных факторов. [47]

V Еще Аристотель одним из первых поставил проблему значения эмоций и их правильной оценки в человеческом общении. Проводимые сегодня психологические исследования подтверждают, что при любом взаимодействии людей, в первую очередь, необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами, позволяющими оперативно различать свойства и состояния партнера по общению. Только в этом случае можно говорить об успешном взаимодействии, которое во многом определяет результаты деятельности человека и даже его психологическое здоровье. Клинические наблюдения показывают, что нарушения в этой сфере у людей приводят к различным расстройствам и требуют специальной коррекции.

Изучение особенностей межличностного восприятия также очень важно для разработки самой проблемы общения, о чем писали Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов, Н.Н.Обозов, В.Н.Панферов и другие известные ученые.

На сегодняшний день общепринято, что эффективное взаимодействие невозможно без адекватной оценки тех чувств, которые испытывает собеседник. Такая оценка является необходимой обратной свя

зью, регулирующей сам процесс общения. Часто многие конфликты возникают лишь по причине непонимания эмоционального состояния партнера, не умения понять, а главное «почувствовать» намерения, желания окружающих людей.

Важно отметить, что восприятие партнера невозможно без учета всех невербальных проявлений. Однако, лицо человека представляет собой наиболее информативное невербальное средство. Большую часть информации об эмоциональном состоянии человека мы получаем, анализируя выражения его лица. Не случайно вопросы, связанные с выражением эмоций на лице интересовали ученых с давних пор. Важность лица в процессе общения подчеркивал А.А.Бодалев, проводивший множество исследований, связанных с психологией восприятия и познания людьми друг друга. «Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Лицо — важнейший инструмент общения. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров». [13, с.17-18]

Изучению особенностей восприятия лиц других людей и дифференциации их выражений посвящено много исследований как в нашей стране так и за рубежом.

Данное исследование направлено на изучение особенностей восприятия выразительных проявлений на лице, с помощью которых человек получает максимальную информацию о текущих эмоциональных состояниях партнера по общению.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ исследования заключается в изучении влияния социально-психологических и культурных факторов на успешность распознавания эмоций по выражению лица и особенности субъективной оценки интенсивности этих выражений.

Цель исследования определила следующие ЗАДАЧИ.

Используя современные методы исследования выявить влияние различных факторов на успешность распознавания эмоций по выражению лица:

1) рассмотреть поло-возрастные и профессиональные особенности распознавания мимических выражений эмоций;

2) провести лонгитюдное сравнение успешности распознавания эмоциональных выражений;

3) проанализировать связь успешности распознавания с личностными особенностями испытуемых;

4) провести кросс-культурное сравнение успешности распознавания эмоций по выражению лица;

5) изучить особенности восприятия интенсивности выражения эмоций на лице в зависимости от социальных и культурных факторов.

ОБЪЕКТОМ исследования выступили:

? студенты факультета психологии Санкт-Петербургского университета;

? слушатели Института повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры России;

? слушатели специального факультета по переподготовке кадров «возрастная и профориентационная психология», «психология менеджмента» и «социальные работники». Общей численностью 298 человек.

Для кросс-культурного сравнения были использованы данные, любезно предоставленные лабораторией кросс-культурных исследований университета г. Сан-Франциско (США) в рамках научного сотрудничества. За что автор выражает сердечную благодарность лично профессору Дэвиду Матсумото и его коллегам.

ПРЕДМЕТОМ проведенного нами исследования является успешность распознавания эмоций по выражению лица и субъективное оценивание их интенсивности в зависимости от социально-психологических и культурологических факторов.

В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута следующая основная ГИПОТЕЗА.

Распознавание эмоций по выражению лица является сложным психическим процессом в системах как когнитивной так и коммуникативной деятельности.

В соответствии с предметом, целью, задачами и гипотезой исследования был использован комплексный метод психологического исследования, сочетающий элементы сравнительного и лонгитюдного подходов.

Используемый комплекс методик включал в себя:

? методику определения степени индивидуальной успешности распознавания эмоций по выражению лица (JACFEE);

? личностный опросник Кеттелла (16 PF);

? Фрайбургский личностный опросник, направленный на изучение эмоциональных и коммуникативных особенностей личности (FPI);

? методику определения уровня коллективизма/индивидуализма (ICAI);

? опросник, измеряющий уровень эмпатии;

? личные анкеты и отчеты испытуемых;

а также математические методы обработки и анализа данных: корреляционный и дисперсионный анализ, критерии Стьюдента, Фишера, Колмагорова-Смирнова, Мак-Немара и Вилкоксона.

ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Распознавание эмоций по выражению лица как элемент невербального общения обусловлено индивидными, личностными и культурологическими факторами.

2. Профессиональные особенности существенно влияют на успешность распознавания и субъективную оценку интенсивности эмоциональных выражений на лице.

3. Адекватное понимание эмоционального состояния по выражению лица является характеристикой, устойчивой во времени.

— впервые использована новейшая методика для определения субъективной оценки эмоциональных выражений, созданная специально для проведения межкультурных исследований;

— впервые стало возможным проанализировать влияние личностных характеристик не только на показатель общей успешности распознавания, но и на качественную успешность распознавания отдельных эмоциональных модальностей;

— впервые проведено кросс-культурное сравнение успешности распознавания эмоций по выражению лица российской выборки с данными по другим странам;

— впервые предпринята попытка лонгитюдного сравнения особенностей распознавания эмоций по выражению лица.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в изучении влияния различных факторов на успешность распознавания эмоций по выражению лица; намечены возможности использования полученных закономерностей в тренинге развития социальной перцепции; уточнено понятие культуры и методологической основы кросс-культурных исследований.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационной работы состоит в том, что знание об особенностях субъективного оценивания людьми эмоциональных проявлений позволит более эффективно организовать обучение социоперцептивным умениям и навыкам как важнейшим факторам успешного взаимодействия в процессе общения.

Полученные результаты могут быть использованы для отбора и оценки кадров, требующих особой чувствительности к пониманию других людей ( врачей, психологов, психотерапевтов, учителей, следователей, работников таможни, менеджеров и др.)

На основании данного исследования планируется разработка специальной программы для развития навыков социальной перцепции с целью дальнейшего внедрения ее в учебный процесс.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета.

Результаты исследования частично отражены в статьях:

1. Профессиональные особенности оценивания эмоциональных состояний по выражению лица//Сб. Теоретические и прикладные вопросы психологии, под ред. Крылова А. А. — Санкт-Петербург, выпуск 2, часть 2, 1996 — с. 127-133;

2. Профессиональные особенности оценки эмоциональных состояний по выражению лица работниками правоохранительных орга-нов//Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, Санкт-Петербург, 2(2), 1996.- с. 169-175 (совместно с Романовым В. В.).

3. Профессиональные особенности восприятия мимики работниками правоохранительных органов// Сб. тезисов международной научно-практической конференции, проходившей под названием

«Проблемы прокурорской и следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях» — Санкт-Петербург. 1996. -59-61.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав и заключения; содержит 175 страниц, 32 таблицы, 7 рисунков и 6 приложений. Библиография включает 169 наименований, из них 54 — на иностранных языках.

В основе эксперимента, проводимого в нашей работе, лежит процесс обработки информации испытуемым о предъявляемом ему объекте, важным компонентом которого является процесс зрительного восприятия.

Для нашего исследования важным является тот факт, что восприятие лица человека есть частный случай восприятия целостного объекта. А.А.Бодалев отмечал, что формирование образов людей подчиняется тем же законам, по которым развертывается формирование образа предмета или обобщенного о нем знания. [15]

Многочисленные исследования показали, что закономерности и механизмы отражения человеком социальной реальности — только частный случай более общих законов, проявляющихся при психическом отражении объективной реальности. [49] В этом смысле важно рассмотреть существующие на сегодняшний день подходы к пониманию исследуемого нами процесса.

Проблема восприятия целостных объектов достаточно разработана в отечественной и зарубежной психологии. В работах выполненных под руководством Б.Г.Ананьева [2] были выделены три основные этапа формирования зрительного образа в процессе восприятия объекта, характеризующие их последовательность, а именно: нерасчлененное видение, расчлененное видение и узнавание.

Иногда первую стадию рассматривают как обнаружение, вторую как различение и третью — как опознание объекта. Однако, А.А.Крылов подчеркивает, что «в основе как обнаружения, так и опознания сигнала лежит целостный процесс восприятия, характеристики которого имеют количественные различия в зависимости от задачи деятельности. В обоих случаях завершающей стадией является узнавание. При этом в задачах обнаружения узнавание обеспечивает решение типа «да-нет», а в задачах опознавания — «какой сигнал». [42, с.86]

Долгое время проблема узнавания развивалась в прикладных областях психологии, в том числе в инженерной психологии, в криминалистической практике [34] и т.д.

В рамках инженерной психологии процесс узнавания (распознавания, опознания) рассматривался как блок процесса обработки информации в работе целостных функциональных систем. Процесс обработки информации характеризовался определенной этапностью, обусловленной вовлечением в деятельность различных функциональных механизмов центральной нервной системы при решении частных задач деятельности. [42] Целый ряд исследований был посвящен анализу опознания как компонента деятельности оператора.

Важно отметить, что основная особенность деятельности оператора автоматизированных систем управления в том, что эта деятельность осуществляется не с реальными объектами, а с их информационными моделями. Опознание объекта по сигналу в этом случае требует специальных знаний оператором всей системы и рассматривается как выявление смыслового значения сигнала. [42]

Аналогичная ситуация происходит и в нашем эксперименте, когда испытуемому требуется распознать мимические проявления эмоций не реально присутствующего человека, а некоторого статичного изображения на снимке, что затрудняло его задачу, ограничивая использование дополнительной информации о эмоциональном состоянии оцениваемого. Однако, испытуемому требовалось применить свой опыт знаний о эмоциональных проявлениях для распознавания конкретного изображения, который наработан и используется им при оценке других людей.

В соответствии с целью и задачами, а также спецификой предмета и объекта исследования нами был использован комплекс психологических методик:

1.Новейшая методика JACFEE /Japanese and Caucasian facial expressions of emotion/, созданная американскими психологами П.Экманом и Д.Матсимото в 1988 году для определения успешности распознавания эмоций по выражению лица. Ряд специальных методологических требований, учтенных при создании методики, позволяет успешно применять ее в межкультурных исследованиях. [118; 156]

История создания методики и ее основные характеристики:

Исследования, проводимые американскими учеными за последние два десятилетия на различных группах испытуемых и подтвержденные многими межкультурными экспериментами, убедительно доказывают существование шести универсальных эмоциональных проявлений на лице /гнев, отвращение, страх, счастье, грусть и удивле-ние/[131], самые последние исследования П.Экмана и У.Фризена (1986) добавили к ним седьмое — презрение. [138; 157]

Необходимость развития навыков невербальной коммуникации во многих областях практической деятельности человека, в частности умение разбираться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению, приводило психологов как в нашей стране так и за рубежом к попыткам создания методик оценки и контроля этого качества.

Главным ограничением в создании подобной методики было отсутствие надежности в изображении основных эмоциональных проявлений на лице. Чтобы преодолеть методические трудности при оценке выражений лица, П.Экман и его сотрудники более десяти лет создавали методы объективного описания, учитывающие анатомию и особенности функционирования лицевых мышц, позволяющие измерить выражения в терминах действий мышц лица.

Ими был предложен метод кодирования мимических выражений (FAST) — Facial Affect Scoring Technique. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном — набором фотографий FAST. При этом не требуется никакой словесной оценки, что снижает степень пристрастности «эксперта» при интерпретации выражения на лице. FAST позволяет провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней компонентов выражения шести перечисленных выше основных эмоциональных проявлений. [130]

В дальнейшем была разработана более тонкая методика измерений, которая позволила оценивать не только статические, но и динамические выражения (видеозапись экспрессии). Эта система регистрации должна была фиксировать не только общий внешний вид выражений в различных областях лица, но и замечать моменты начала, кульминации и исчезновения активности лицевых мускулов (каждого в отдельности и в сочетании с другими), учитывать временные характеристики и показатели интенсивности.

Новая методика измерения экспрессии, основанная на функциональной анатомии мышечной системы лица получила название FACS -Facial Action Coding System (система кодирования активности лицевых мышц). Для того чтобы предотвратить неверное использование и обеспечить надежность метода, авторы сконструировали ряд тестов, через которые должен пройти каждый пользующийся этим методом. [125]

При создании FAST и FACS использовался анализ движений лицевых мышц в условиях различной стимуляции, детально разработанный известным французским анатомом прошлого века Б.Дюшеном. (см. главу 1.2.)

Различия в распознавании эмоций по выражению лица и оценки их интенсивности в зависимости от модальности воспринимаемых эмоций

На графике наглядно показано, что наилучшие показатели в распознавании эмоций получены для эмоций счастья и удивления, а самая трудная для понимания большинства испытуемых оказалась эмоция гнева. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: средний процент распознавания эмоции гнева составил — 71 %; презрения и отвращения — 80.5 %; страха — 82.3 %; грусти — 90.98 %; удивления — 91.7 % и счастья — 97.6 %.

Обшая характеристика результатов по всей выборке испытуемых. Средняя успешность составила — 84.95% узнавания. В среднем правильно распознавались примерно 47 из 56 предъявляемых слайдов. Индивидуальный анализ данных показал, что испытуемых не сделавших ни одной ошибки и тех, кто сделал более 25 неправильных оценок — были единицы. При сравнении результатов распознавания мужских и женских лиц количество правильно опознанных эмоций у женщин было несколько выше (86.19%), чем у мужчин (83.71%). Этот факт можно объяснить преобладанием женщин в выборке испытуемых.

Анализ восприятия лиц разных национальностей существенно не повлиял не результаты. Выражения эмоций, изображавшихся людьми восточной расы, распознавались даже чуть успешнее (85.21%), чем выражения тех же эмоций, изображавшихся европейцами (84.69%).

Опенка интенсивности предъявляемых эмоций

Общий анализ данных по всей выборке выявил различия субъективной оценки испыгуемыми выражения интенсивности предъявляемых эмоций.

Графически данные представлены на рисунке 2.

Самую высокую степень выраженности эмоции испытуемые определили для страха, хотя распознавание этой эмоции находилось на среднем уровне по сравнению с другими эмоциональными контекстами.

Источник:
Распознавание эмоций по выражению лица Гранская Юлиана Викторовна
Распознавание эмоций по выражению лица
http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/raspoznavanie-jemocij-po-vyrazheniju-lica.html

COMMENTS