Рассуждения о смысле жизни

Рассуждения о смысле жизни

Тот, кто имеет, зачем жить,

может вынести любое как.

Понятие смысла жизни многозначно: его трудно определить, «нельзя пощупать»… Понятие смысла является одним из центральных понятий многих научных школ и учений. Однако, на мой взгляд, наиболее полные и практико-ориентированные концепции были предложены в рамках экзистенциальной психологии.

В своей статье мне хотелось бы наиболее подробно остановиться на концепции смысла жизни Виктора Франкла. Почему я остановилась именно на этой концепции? Дело в том, что Франкл рассматривает смысл жизни с той точки зрения, которая близка мне самой. Его книга «Человек в поисках смысла» стала для меня настоящим открытием. Я понимала, что я не просто читаю научную литературу, я читаю «учебник жизни».

Еще одна причина, по которой мне симпатизирует эта концепция, это то, в каких условиях она создавалась. Как известно, Франкл разрабатывал свою теорию в ужасных нечеловеческих условиях концентрационного лагеря. Его теория подтверждена жизнью! Он помог не только себе, но и многим другим людям, которые в последующем обращались к нему.

Согласно подходу Франкла человеком движет не стремление к равновесию или снятию напряжения, как в психоанализе, а стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни, что, напротив, приводит к возникновению внутреннего напряжения. Также он утверждает, что сомнения в существовании смысла, то есть некие кризисные состояния, свойственны только человеку и именно они отражают истинно человеческие переживания: «Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия». Что же понимается под смыслом?

Во-первых, важно отметить, что, говоря о смысле, Франкл имеет в виду не смысл жизни вообще, а конкретный смысл жизни данной личности в конкретный момент времени в конкретной ситуации. Для разъяснения своей точки зрения Франкл приводит следующую метафору: «Постановку вопроса о смысле жизни, когда он задан вообще, можно сравнить с вопросом, заданным чемпиону по шахматам: «Скажите, учитель, какой самый лучший ход в мире?». Просто не существует такой вещи как наилучший или просто хороший ход, в отрыве от конкретной игровой ситуации, в отрыве от конкретной личности противника». Такое понимание смысла жизни предоставляет широкие возможности для использования его на практике. Ведь если воспринимать смысл жизни в отрыве от конкретной ситуации, то мы рискуем «увязнуть» в абстрактных философских размышлениях, которые достаточно трудно применить к конкретному человеку.

Таким образом, человек не должен искать абстрактного смысла жизни, а должен осуществлять свое конкретное предназначение и реализовывать конкретный смысл ситуации. А из неповторимости ситуаций вытекает уникальность и неповторимость смысла и каждого конкретного человека, который его реализует.

Все уникальные смыслы Франкл делит на три категории, которые Альфред Лэнгле назвал тремя дорогами, ведущими к смыслу:

Ценности творчества, или «созидательные ценности» – ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях или в том, что мы даруем миру как свои творения. То есть под ценностями творчества Франкл подразумевает ценности произведения и ценности совершения поступка. Однако не стоит понимать творчество в узком смысле, ведь в данном случае ценность имеют не только произведения искусства, решающие научные открытия и великие поступки человека, но также любая деятельность человека, в которую он вкладывает частичку себя.

Эти три категории смысла еще важны, поскольку определяют стратегии помощи человеку, находящемуся в кризисе, в кризисе смысла. Ведь говоря об экзистенциальном отчаянии и об экзистенциальном кризисе, Франкл в первую очередь имеет в виду состояние утраты смысла, которое он называет состоянием фрустрации стремления к смыслу, или экзистенциальным вакуумом. Рассмотрим это понятие более подробно, так как оно является ключевым для понимания того, что представляет собой экзистенциальный кризис с точки зрения Франкла.

Экзистенциальный вакуум – это состояние утраты смысла, чувство опустошенности и бессмысленности, которое сопровождается «внутренней пустотой». Часто экзистенциальный вакуум провялятся в чувстве скуки, как будто человек не может придумать, чем занять свободное время. Также для экзистенциального вакуума характерно чувство апатии и безразличия, которое часто мешает человеку обрести смысл. Часто фрустрация стремления к смыслу проявляется в скрытых формах и может компенсироваться различными способами, например стремлением к власти, жаждой денег, стремлением к удовольствию (по Франклу получение удовольствия не может быть смыслом и целью жизни, это лишь побочный продукт обретения истинного смысла).

Каковы же причины экзистенциального вакуума? Франкл, отвечая на этот вопрос, приводит два факта, из которых, по его мнению, вытекает этиология экзистенциальго вакуума: «Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать». Таким образом, человек не знает ни что ему нужно делать, ни что он должен делать. Теряет ясное представление о том, чего же он хочет…

Когда человек не в состоянии справиться с состоянием экзистенциального вакуума путем обретения смысла, человек начинает хотеть то, что делают и хотят другие (такое поведение человека Франкл называет конформизмом), либо начинает делать то, что хотят от него другие, то есть «вносит свою лепту» в тоталитаризм.

Теперь, когда мы получили представление о том, что такое экзистенциальный вакуум и о причинах, его вызывающих, можно перейти к рассмотрению способов преодоления этого состояния, то есть к рассмотрению процесса поиска смысла.

Поскольку смысл – это всегда «требование момента», он всегда конкретен и неповторим, то он представляется нам как возможность ситуации. Франкл пишет, что восприятие смысла есть «осознание возможности на фоне действительности, или, проще говоря, осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации». Развивая это определение Франкла, Лэнгле определяет экзистенциальный смысл как «наиболее ценную из возможностей ситуации».

Таим образом, каждая жизненная ситуация содержит в себе целый ряд потенциальных смыслов. Если человек «открыт для смыслов», то он сознательно исследует ситуацию на предмет заложенных в ней смыслов. Затем человек выбирает один из потенциальных смыслов, которые он смог «разглядеть».

В процессе поиска смысла проводником человека является его совесть. В понимании Франкла совесть – это особый орган или интуитивная способность человека, помогающая ему выбрать из всей совокупности смыслов один истинный смысл: «Негромкий, но настойчивый голос совести, которым она «говорит» с нами, — это неоспоримый факт, переживаемый каждым. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом».

Франкл рассматривает совесть как особую творческую способность, позволяющая человеку действовать вопреки принятым в его обществе ценностям, то есть помогающая человеку избежать конформизма и делающая его свободным. С другой стороны, совесть делает человека уникальным в том плане, что с ее помощью он обретает свой неповторимый смысл, а значит, избавляется от тоталитаризма. Таким образом, как пишет сам Франкл: «Живая, ясная и точная совесть – единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенциального вакуума – конформизму и тоталитаризму».

Однако после того как человек находит смысл ему необходимо осуществить его. Осуществление смысла – одновременно и обязанность, и потребность человека. Человек несет ответственность за осуществление своего уникального смысла, и в то же время у человека существует стремление осуществить смысл, которое подобно мотиву направляет его деятельность. Осуществление смысла – это прямой путь к осуществлению себя.

Источник:
Рассуждения о смысле жизни
Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как . Понятие смысла жизни многозначно: его трудно определить, «нельзя пощупать»… Понятие смысла является одним из центральных понятий многих
http://www.b17.ru/article/11588/

Рассуждения о смысле жизни

Так в чем же все-таки смысл жизни? В чем назначение человека? Вопросы, которые человек время от времени задает себе. И порой не находит ответа, или находит, но эти ответы имеют некоторую абсурднось. Ведь если мы теряем то, что считаем своим смыслом, то все остальное становится совершенно бессмысленным, и что тогда?

В «Законе Божьем» о назначении человека написано следующее: «Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему, – дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались, и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом.

Поэтому существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель.

Каждому человеку, чтобы выполнить свое назначение на земле … необходимо иметь истинную веру и жить по этой вере, то есть, любить Бога и людей и творить добрые дела…»

Я привела этот пример, не призывая к дискуссии о вере и религии, а для того, чтобы еще раз напомнить о любви …

Любовь к жизни, к детям, к своему супругу или партнеру, к семье и к себе! Если вычеркнуть хоть что-то из этого списка, то жизнь становится… в ней как-будто чего-то не хватает…

В нашем языке слово «любовь», пожалуй, самое важное. И самое многозначное. Мы слышим: «Любовь – прекраснейшее чувство», «Любовь правит миром». Мы встречаем это слово в книгах, песнях, журналах, фильмах.

Ради любви мы покоряем горы, переплываем моря, пересекаем пустыни, боремся с немыслимыми трудностями. Без нее горы, моря и пустыни нам не одолеть, а трудности как-будто преследуют нас.

Любовь важна для человека. Так было в прошлом, так и сейчас.

Чтобы ребенок вырос эмоционально стабильным, необходимо удовлетворять его основные эмоциональные потребности. Среди них самая главная – потребность в любви и привязанности. Детям необходимо чувствовать, что они нужны и желанны.

Любовь нужна не только детям. Эта потребность живет в нас, и когда мы выросли, и когда вступили в брак. Влюбившись, мы удовлетворяем ее. Мы влюбляемся, потому что нам нужна любовь, она будет нужна нам всю жизнь. В браке нам необходимо чувствовать любовь супруга. Одиночество разрушительно для человеческой психики.

Каждый человек уникален и его судьба, жизненная история уникальна. Не все создают семьи, не все имеют детей, по разным причинам. И что тогда нет никакого смысла жить? НЕТ! Каждый находит свой смысл, свою реализацию… тем самым перенаправляя свою любовь на другие стороны жизни.

Любовь к детям можно реализовать в работе с детьми или писать детские книжки, или разрабатывая и выпуская детские игрушки…

Любовь к жизни можно реализовать в путешествиях…

Любовь к познанию нового можно реализовать через чтение и написание книг, или создание интересных проектов, в которых люди делятся своими знаниями и опытом…

Что такое реализация себя или самореализация?

Термин «самореализация» используется в отечественной и зарубежной психологической, педагогической, философской, социологической и другой общественно-научной литературе.

«Самореализация – осуществление возможностей развития «Я».

Эта идея прошла путь от древней до современной этической мысли.

Наиболее близкими к понятию «самореализация» являются понятия «самоактуализация» и «самоосуществление». Понятие «самоактуализация», как правило, описывается в психологической литературе со ссылкой на работы А.Маслоу. В зарубежных психологических и философских словарях термин «самоосуществление» чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.

Самореализация – это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.

В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя – это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация, по-видимому, возможна только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста. Развивать свои способности, реализовывать потенциальные возможности, разрешать свои личностные проблемы и конфликты без ухода в спасительные защиты – это серьезные испытания, с которыми вынуждена справляться личность, выбравшая данный путь адаптации. На этом пути встречаются свои «подводные рифы», преодолеть которые возможно только обладая определенным запасом мужества и стойкости. Часто соответствие самому себе – это риск непонимания, осуждения, непринятия другими.

Источник:
Рассуждения о смысле жизни
Смысл жизни волнует людей уже не одно поколение. В статье я предлагаю посмотреть на эту тему с разных точек зрения: религии, психологии и др. И все же выбор за
http://elenapalenova.ru/rassuzhdeniya-o-smysle-zhizni/

COMMENTS