Развитие коммуникативных способностей

Ладушки ->

Детство – это игра, игра – это детство

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребёнка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

Что касается взаимосвязи игры и общения в период дошкольного развития ребёнка, то именно дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – это отрезок жизни ребёнка, когда прежние рамки жизни ребёнка – рамки семьи, раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребёнок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Преодолев кризис 3-х лет, ребёнок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведения в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.

В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребёнка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например игра в «Дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

Игровое общение очень важно для ребёнка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребёнка, раскрывает его как самостоятельную личность.

Очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребёнка, нежили просто обучающие методы.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные.

Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнёров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).

В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми.

В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребёнок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. Все формы общения к сверстникам гораздо менее нормативы и регламентированы. В общении со сверстниками у ребёнка больше возможности проявлять инициативу.

Исследуя развития форм общения ребёнка и роль взрослого, можно увидеть, что внимание к сверстникам может проявляться уже в возрасте 1 года (а может и не проявляться!), но если оно есть, то это ещё не означает, что оно сформировалось до конца.

В 3-4 года ребёнок вполне может обходиться один, не обращаясь ни на кого внимания, играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребёнку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребёнком, а потом сказать, что он играл один!

Поскольку единственной формой общения являются симметричные игры, т.е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это «здорово» – поменяться игрушками! Ты – мне, я – тебе, и ещё раз. Взрослый, таким образом, создаёт общий игровой замысел.

К 4-5,5 годам появляется связная игра, но ребёнок ещё не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка.

В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность – хочу играть только с ним!

В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверены в себе. Поддерживать – дружбу – значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чём-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общение секреты и тайны.

В детском возрасте игра является одним из методов психолого-педагогического развития ребёнка, способствует более активному, хотя и «пробному» взаимодействию с окружающим миром. «Понарошку» ребёнок может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнёров или обстановку. Это создаёт определённую психологическую безопасность и активизирует действия ребёнка по отношению к окружающему миру. Общение ребёнка со сверстниками, более разнообразное, чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учёбы и других социальных взаимоотношений.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

1. Создание необходимой игровой среды

2. Непосредственное руководство играми детей.

Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой, дочка захотела есть и т.д.. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. Вскоре дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрёшка и Колобок, весёлый Гномик и Клоун. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей. Для этого чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснение родителям, наметить план работы. Провела и рекомендовала ряд консультаций: «Малыши и его игрушки», «От скуки на все руки», «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.

К 6 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз начиная с начала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если раньше они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.

Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности

Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности . Детский сад 82

Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность [2].

Составитель словаря “Педагогическое речеведение” А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, дает более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими [1, с.88]. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки [1, с.88].

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.

По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения [3, с.13].

Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

В современной педагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированием коммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно (О.М.Казарцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов). Дело в том, что в последние десятилетие на педагогические подходы существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений в науках, смежных с методикой обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов) и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович). Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулировать важнейшие методологические подходы к обучению языку и речи, освоению речевой деятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.

Стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и тд.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры).

Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Наконец, театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.

В связи с этим проблема, с нашей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Анализируя современные методики по театрально-игровой деятельности (М.Д.Маханевой, Н.Ф.Сорокиной, Е.Петровой), мы можем отметить, что у многих авторов обновлены задачи, стоящие перед педагогом и детьми: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждый ребенок-участник проявил свои способности и почувствовал необходимость объединения для совместной работы; учился взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Мы видим, что в новейшей литературе серьезным образом смещены акценты в формулировании задач. Главным в театрализованной деятельности стало не просто желание развлечь детей или заучить с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

На протяжении последних десяти лет педагогический коллектив нашего детского сада занимается развитием у детей творческих способностей (в том числе речевых, коммуникативных) средствами театрально-игровой деятельности. Мы считаем, что театрально-игровая деятельность, различная по видам, требуют от организаторов отказа от жестких условий проведения, стереотипного комментария, формализованного подхода. Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей), мы их проводим не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Если же игра совсем не знакома и проводится впервые, то она требует от детей высокого умственного и творческого напряжения, мы проводим ее в утренние часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.

Главный методический прием в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Малыши по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.

Как уже говорилось, театрализованная игра – один из подходов раннего распознавания способностей ребенка, и здесь педагогу надо быть исключительно внимательным и наблюдательным, фиксировать творческий и интеллектуальный рост своих подопечных.

Особенно следует обращать внимание на то, как говорят дети. Мы считаем, что театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому, удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отмечать, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

Такие авторы, как М.Д.Маханева и Н.Ф.Сорокина, считают, что подготовка к театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста должна проходить несколько этапов.

Действительно, прежде чем предложить малышу включиться в театрализованную игру, нужно подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Мы считаем, что сначала необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении мы используем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития у детей умения внимательно слушать и запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, мы используем специальные упражнения, проблемные ситуации типа “Ты с этим согласен?”. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и пробных упражнений мы вновь возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Затем учим детей имитационным движениям, учим подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др).

Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения. Например, предлагаем детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка “Теремок”), после чего обязательно спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

Имитационные движения можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Мы считаем, что помимо специальных упражнений, проводимых с детьми по театрализованной деятельности, необходимо перед каждым занятием и в совместной деятельности проводить артикуляционную гимнастику, раскрепощать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание. Проводить пальчиковую гимнастику, развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами.

Со второй младшей группы мы обучаем детей приемам кукловождения настольных кукол. Начинаем эту работу со знакомства детей с разными куклами-игрушками – резиновыми, мягкими, дымковскими, конусными. С некоторыми из них дети уже знакомы, поэтому особую радость доставляет ребенку игра с куклой, возможность подержать её в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться “оживить”, определить, какой у неё характер, голос, походка.

Мы предлагаем детям придумать небольшие истории, происходящие с куклой; побуждаем ребенка самостоятельно сочинить диалог, найти выразительные интонации. Помогаем детям только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы ещё не очень развита, внимание рассеянное.

Как бы примитивны не были истории, сочиненные малышами, мы обязательно радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Стараемся создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываем у детей уважительное отношение друг к другу. Мы считаем, что ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.

Следующий этап – работа над этюдами, которую проводить надо постоянно, особенно в период постановки спектакля. Этюды – своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Этюды могут быть очень разнообразны – на развитие памяти, выразительности жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера. Мы в работе используем этюды М.И.Чистяковой, Л.М.Шипицыной и др., и на их основе придумываем авторские этюды. Работа над этюдами всесторонне развивает ребенка, дает ему необходимые навыки участия в спектакле. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить развитию выразительных движений. Ведь выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством воплощения образного содержания и “бессловесного” общения.

Многие педагоги (Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, Е.Горшкова и др.) считают, что, в игровых сюжетных ситуациях (те же этюды) разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

Сначала мы учим детей передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна), затем дети начинают осваивать способы выражения в движениях внутренних свойств образа – эмоций, особенности характера (грустный – веселый, добрый – злой и др.).

В многообразных заданиях-этюдах один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).

Первичное освоение образного состояния позволяет уже во второй младшей группе знакомить детей с сюжетными историями, фрагменты которых “рассказываются” посредством выразительных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно – через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т.п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение.

1. Князьков А.А. Словарь. Педагогическое речеведение. М – Флинта, Наука, 1998.

2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688с.

3. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).

Занятие по театрализации

(вторая младшая группа)

Программное содержание: Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.. Активизировать диалогическую речь детей, добиваться правильного и четкого произношения звуков и слогов. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства, учить следить за развитием действий в кукольном спектакле; сопровождать движения куклы диалогом. Воспитывать желание выступать перед детьми и взрослыми. Воспитывать чувство товарищества

Предшествующая работа: беседа по сказке “Теремок”, выполнение этюдов, работа над ролью.

Материал: костюм клоуна, чудесный мешочек, колпачки, зеркала, многофункциональное оборудование, настольный театр “Теремок”, аудиозапись.

Под музыку “Клоуны” Д. Кабалевского в групповую комнату входит Клоун Тяп-Ляп с большим мешком на спине, здоровается с гостями, приглашает детей к себе поближе.

Клоун: – Я с мешком к вам торопился,

Только очень утомился! (Кладет мешок около ног). Такой тяжелый мешок! Я так устал, я очень устал… (Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.) Ребята, покажите, как сильно я устал (дети показывают). Ой, да я же забыл представиться! А может быть вы и так знаете, кто я? (Ответы детей).

Клоун: – Да, я Клоун, я смешу людей и имя у меня смешное – Тяп-Ляп. А теперь давайте я с вами познакомлюсь. Каждый назовет свое имя, а я его запомню. Только называйте себя ласково. Вот меня, например, друзья зовут ласково Тяп-Ляпочкой. А вас как? (Ответы детей). Вот и хорошо, всегда называйте друг друга ласково и нежно, по-дружески, ведь мы с вами – друзья. А друзья никогда не ссорятся, не обижают друг друга, а наоборот, помогают. Вот и я хочу, чтобы стали моими помощниками. Я – Клоун, а вы будете клоунята, согласны? (Достает из мешка колпаки и надевает их детям).

Клоун: – Какие вы красивые! Настоящие клоунята! Хотите полюбоваться на себя? А как это сделать? (Дети отвечают, Клоун предлагает взять со стола зеркало каждому ребенку). Правильно, можно использовать зеркало. Правда, зеркало это не простое, а волшебное. Оно умеет плакать, улыбаться, сердиться. Давайте посмотрим. Покажите, как вы умеете радоваться? (Дети изображают на лице улыбку, а воспитатель комментирует их действия: губы растянуты, уголки губ приподняты вверх, глаза веселые. Затем Клоун предлагает детям нахмуриться, дети рассматривают себя в зеркало).

Клоун: – Молодцы, ребятки, а теперь давайте научим зеркальце говорить (Выполняются упражнения на постановку звуков).

За-за-за, на лугу стоит коза.

Зы-зы-зы, колокольчик у козы.

Зу-зу-зу, очень любим мы козу.

— Хорошо, теперь я вижу, что вы умеете дружить, смеяться и грустить как настоящие клоуны, поэтому я предлагаю вам поиграть в настоящую клоунскую игру.

Проводится хороводная игра “Клоун”.

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга сидит грустный клоун-ребенок. Дети поют:

Клоун, клоун! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной!

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот, конфетку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к клоуну и дают ему воображаемую конфету. Клоун берет конфету, делается веселым и начинает плясать, дети хлопают в ладоши. (Играют несколько раз).

Клоун: – Ой, ребята! Мы с вами так развеселились, так расплясались, что я даже забыл, зачем к вам пришел. А пришел я к вам не просто так, а сказку рассказать. Вот в моем волшебном мешке есть для вас сказка (пытается развязать мешок). Вы знаете, ребята, мои руки так замерзли, что пальчики не слушаются и мешок не развязывается, нужно пальчики разогреть.

Проводится пальчиковая гимнастика “Греем, греем ручки”.

Клоун развязывает мешок, достает атрибуты настольного театра к сказке “Теремок”. Дети называют персонажей. Клоун предлагает детям выполнить выразительные движения мышки и медведя.

Клоун: – Молодцы, ребятки! Вот только я забыл, какую сказку хотел рассказать! А вы не знаете, из какой сказки эти герои? (Ответы детей). Значит, и сказка вам знакома? Тогда помогите мне ее рассказать.

Звучит музыка. Клоун говорит:

Маленький Клоун, в маленькой лодке

Тихо по морю плывет,

Маленький Клоун, в пестренькой шубке

Сказочку детям везет…

Дети показывают сказку “Теремок”, используя настольный театр.

Клоун подводит итог повествованию:

Он не низок, не высок, не высок.

И ломать его нельзя:

В теремке живут друзья!

Аплодисменты, актеров благодарят и представляют.

Звучит музыка, Клоун:

Маленький Клоун, в маленькой лодке

Вот и приплыл, молодец,

Лодка причалила, парус приспущен,

Маленькой сказке – конец!

Клоун прощается с гостями, под музыку уходит вместе с детьми.

Поделится ссылкой Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности . Детский сад 82 с друзьями в:

Источники:
Ладушки ->
Детство – это игра, игра – это детство «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
http://ladushki.at.ua/publ/vystuplenija/razvitie_kommunikativnykh_sposobnostej/12-1-0-45
Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкол
http://ds82.ru/doshkolnik/4207-.html

COMMENTS