Развитие коммуникации

Мелочи журналистики

• РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ: НОСИТЕЛИ ЗАПИСИ

• ИНФРАСТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

• ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ

В рамках традиционного мифологического мировоззрения, характерного для дофилософского этапа развития культуры, проблема отношения человека к человеку, человеческого общения не выделялась как самостоятельная. Люди не способны были ее выделить в силу неразвитости абстрактного мышления; растворенности индивидуального существования в коллективном, где не существовало противопоставления индивида и «других»; ориентации сознания первобытного человека на его отношение к природе и управляющему ею и им самим миру «духов», тотемов, божеств, а не к себе подобным.

На начальном этапе развития философии, во время господства натурфилософии, философская рефлексия была направлена на проблемы физиса и Космоса — природы и гармонии. Человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. Но в V в. до н.э. положение меняется: центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан с деятельностью софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека, человеческого бытия выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики.

Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное искусству опровергать суждения противной стороны. Именно благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи. Наибольший вклад в ее развитие .

Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства. Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. Это было связано, во-первых, с признанием равенства всех людей перед Богом (нет ни эллина, .

На рубеже XVIII XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях субъект и объект, где под субъектом понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще .

Развитие коммуникации

Массовая коммуникация (англ. mass communication ) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Массовая коммуникация предполагает производство сообщений, рассчитанных на массовое сознание, и их передачу соответствующими техническими средствами.

Массовая коммуникация — это особая форма связи и общения. Средства массовой коммуникации представляют собой способ производства, хранения и распространения всевозможной информации с заложенными в ней ценностями, рассчитанный на массовое восприятие.

Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Революционизирующее значение для массовой коммуникации имеет появление Интернета с его возможностями обратной связи и его возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества. Массовая коммуникация не только имеет непосредственное отношение ко всем этим процессам, но и сама предстает в связи с этим как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации.

Понятие «массовая коммуникация» (где коммуникация понимается как связь и общение) появилось в 1920-х годах в США как отражение деятельности, в основном, опыта работы прессы, прежде всего газет и журналов, действующих в условиях рыночной конкуренции в соответствии с принципом «Клиент всегда прав», которое было переформулировано в правило «Давать то, что хочет публика».

В этих условиях издателям газет и журналов необходимо было достаточно оперативно и точно знать предпочтения своей аудитории, что и заставляло их понимать свои издания как средство массовой коммуникации, то есть как средство воздействия на массу как конкретное множество людей, которые были, как правило, непосредственно не связаны друг с другом, но при этом имели общие интересы, побуждающие их прибегать к помощи периодической печати. Как средство массовой коммуникации стали пониматься также кино и радио, а впоследствии телевидение и другие электронные средства коммуникации, воздействующие на массовое сознание.

В Советском Союзе понятия «массовая коммуникация» и, соответственно, «средства массовой коммуникации» были введены исследователями в 1960-х годах.

Понятие «средства массовой информации» является калькой французского термина «moyens d’information de masse». Его стал внедрять в русский язык с 1970-х годов Отдел пропаганды ЦК КПСС на основе докладной записки, представленной Факультетом журналистики МГУ.

К тому времени во Франции перешли на термин «media de masse», то есть на перевод английского «mass media» (сокращение «media of mass communication», то есть «средства массовой коммуникации»), отказавшись от «средств массовой информации» как понятия слишком ограниченного, поскольку воздействие массовой коммуникации представлено в нем как преимущественно односторонний процесс (от коммуникаторов к массовой аудитории), что принижает значение обратной связи.

Таким образом, то, что в русском языке появилось как новшество, во французском языке к тому времени стало анахронизмом.

Автор (или авторы) докладной записки в ЦК КПСС, по-видимому, не знали, что термин ««media de masse» (средства массовой информации) во Франции практически вышел из употребления и, тем самым, они дезинформировали вышестоявшую инстанцию. В результате понятия «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникации» стали вытесняться из русского языка в пользу понятия «средства массовой информации (СМИ)» с его консервативно-охранительным содержанием. Таким образом, сложилось положение, когда для множества людей (в том числе журналистов) и особенно для подрастающих поколений обозначение «СМИ» стало само собой разумеющимся, а понятия «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникацией» своего рода эзотерической помехой.

Если спросить «Где сегодня употребляют понятие „СМИ“?». то ответом будет: » В Российской Федерации и в странах, которые еще не преодолели понимание средств коммуникации как «средств информации», изолирующее их от полноценного понимания воздействия электронного инфокоммуникационного окружения с его быстро растущими ресурсами мгновенной обратной связи. Тем самым, преодоление и удаление в этих странах понятия «СМИ» становится все более необходимым для обеспечения их соответствия развитию современного мира в целом.

При анализе восприятия массовой коммуникации следует иметь в виду следующее:

  • Особые интересы участников массовой коммуникации, в том числе интересы массовой аудитории как они выражаются в её сознании в связи с изменениями условий и образа жизни.
  • Формирование ценностей участников массовой коммуникации.
  • Идентификация как эмоциональное и смысловое отождествление участников массовой коммуникации с теми или иными тенденциями общественного развития в том виде, как они выражаются в этой связи.
  • Убеждающее воздействие СМК на аудиторию.
  • Формирование массового сознания через установки, задаваемые средствами массовой коммуникации.
  • Реализация феноменов подражания и диффузии посредством массовой коммуникации.
  • Воздействие массовой коммуникации на восприятие и мышление в группах, в том числе в предпринимательской среде.

Одной из важнейших социально-психологических особенностей массовой коммуникации является её способность формировать общественное мнение.

В современных условиях человеческой жизни, оптимизация которой требует осуществления права на информацию и права на коммуникацию, возможности массовой коммуникации могут быть наиболее результативно реализованы с учётом социально-психологических особенностей воздействия массовой коммуникации.

Многообразие воздействия массовой коммуникации предполагается передачей информации от источника (коммуникатора) к чаще всего непосредственно не связанным между собой реципиентам. При этом в той или иной степени осуществляется обратная связь, когда, например, телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить своё отношение к позиции участников телепередачи.

Реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, сами становятся коммуникаторами, когда распространяют полученную информацию, руководствуясь при этом своими интересами, подражанием, модой и т. д.

На Западе массовая коммуникация (в том числе применительно к формированию опыта повседневного массового общения) исследуется с конца девятнадцатого века с учётом социально-психологических аспектов её воздействия на человека и общество.

Массовая коммуникация, как раздел исследований, изучает всё многообразие воздействия массовой коммуникации на аудиторию СМК, на человека и общество, в том числе имея в виду социально-психологические аспекты этого воздействия.

Понимание массовой коммуникации требует изучения большого комплекса вопросов общественного развития, что и обусловливает междисциплинарный характер исследований массовой коммуникации.

Исходной конфигурацией теории массовой коммуникации является понятие «массовая коммуникация». Но понятие «коммуникация» (как связь и общение) к этому принципу не сводится и толкуется более широко применительно к потребностям общественного развития, в том числе демократизации общественной жизни.

Системообразующей конфигурацией теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное в эпоху возникновения средств массовой коммуникации в работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и позднее разработанное Г. Блумером и Г. Лассуэлом.

Под публикой ими понималась совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).

Значительный интерес представляют собой исследования публичного восприятия при формировании коллективных представлений, способствующих интеграции людей как членов массовых аудиторий, через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Вместе с тем, средства научного исследования позволяют выявлять и усиливать дезинтеграционные процессы, характерные для массового сознания в условиях глобализации.

В качестве особого раздела исследований массовой коммуникации все более значимо выступает экология средств коммуникации, поскольку речь там идет о формообразующем воздействии самих средств массовой коммуникации.

Развитие коммуникации

Коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [1] — принятый в исследованиях термин, которым обозначают операционные системы, повседневно обеспечивающие единство и преемственность человеческой деятельности (см. в этой связи теорию коммуникации, науку о коммуникациях, коммуникационную науку, коммуникативистику [2] , что представляет собой перевод английского термина communication studies), а также метадискурс (Р. Крэйг).

Процесс коммуникации (в том числе как формы взаимодействия) понимается в качестве одной из основ жизни человека и общества. При этом речь у исследователей идет как о процессах коммуникации, так и о его результатах [3] .

Согласно И. П. Яковлеву и другим многочисленным исследователям, под коммуникацией как наукой следует понимать совокупность исследований роли коммуникации в обществе, имея в виду её развитие, содержание и структуру коммуникационных процессов, использование их средств и т. д. [4]

Например, согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации [5] .

М. С. Андрианов ограничивает понимание коммуникации исследованиями смысловых аспектов социального взаимодействия [6] .

По Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие» как совокупность действий, характерных только для социальных систем, при осуществлении которых происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации, или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой [7] .

Согласно Бакстеру, Силларсу и Вангелисти, коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения [8] [9] .

Исследования коммуникации выделяются в самостоятельную область общественных наук в связи с развитием технических средств инфокоммуникации, особенно радио в 1920-х гг., а также позднее с развитием техники в целом, в том числе появлением телевидения и компьютеров, а кроме того — с развитием крупных корпораций и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математикии инженерных наук. [10]

Первая кафедра коммуникации была открыта в 1940-х гг. в США [11]

Как отмечает А. В. Назарчук, осмысление коммуникационной проблематики шло, как минимум, по трем направлениям:

англо-американским, направленном на лингвистический анализ и «прояснение языкового опыта» (Л. Витгенштейн)

французским, не ограничивающимся языковой коммуникацией, но включающей различные социальные проблемы коммуникации современного общества, такие как осмысление идеологии и власти, критика капитализма, и осмысление дискурса. [12]

Ф. И. Шарков использует неологизм «коммуникология» как средство редукции исследований коммуникации к предлагаемому им пониманию коммуникации, поскольку коммуникология для него — это «система сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации, синтезирующие в единое знание (науку): 1) теорию коммуникации; 2) теории различных коммуникаций, разработанные различными авторами (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистический коммуникации, теория эгалитарной коммуникации, и пр.); 3) науки и научные направления, изучающие различные коммуникации (социология коммуникации, психология коммуникации и др.); 4) теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами».

Комплекс исследований коммуникации по отношению к другим наукам Править

Теория коммуникации развивается в рамках других наук.

Грачёв полагает, что теории коммуникации, разработанные зарубежными учёными, можно подразделить на две категории: макроуровневые и микроуровневые [16] . Если теории микроуровня концентрируются на отношениях между коммуникаторами и реципиентами, а также на воздействии коммуникации на индивида, то теории макроуровня стараются объяснить коммуникационные процессы на системном уровне.

К теориям микроуровня относят, например, следующие теории: «теория волшебной пули» Г. Лассуэлла, «теории минимальных эффектов» («limited effects theories»), «теория полезности и удовлетворения потребностей» («theory of uses and gratifications»), первоначально разрабатывавшаяся Э.Кацем, различные концепции, согласно которым средства массовой коммуникации задают исследователям их повестку дня («agenda-setting» theories) [17] .

Данное направление представлено существенно меньшим количеством публикаций, в частности, работами Г. Алмонда и Дж. Коулмана, К. Дойча, Д. Истона, Д. Кноука и Дж. Куклински, Р. Хакфельдта и Дж. Спрага, Р.-Ж. Шварценберга, Т. Ямагиши,М. Гиллмор, К. Кук, Н.Лумана и др [17] .

В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет следующие модели: [18]

Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэлла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Социально-психологическая (интеракционистская) модель коммуникации Т. Ньюкомба Социально-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба, задающая динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация. Данная модель старается учитывать как отношения, складывающиеся между общающимися, так и их отношения к объекту разговора, и постулирует, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. При совпадении отношений друг к другу у общающихся, они будут стремиться к совпадению их отношения к объекту, о котором идёт речь. При несовпадении отношения друг к другу, будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение отношений к объекту разговора при несовпадении отношений друг к другу будет восприниматься как ненормальное.

Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантические шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.

Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Уивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.

В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.

Текстовая модель коммуникации А. Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с собой и другими, которую он осуществляет через (письменный) текст. Согласно данной модели, коммуникация всегда осуществляется в определённой коммуникативной ситуации связи с другими лицами

Согласно Д. П. Гавра, в теории коммуникации можно выделить 2 основных подхода к её пониманию: [19]

  • процессно-информационный подход, в рамках которого разрабатывались такие теоретические модели коммуникации, как модель Х. Лассвелла, математическая модель коммуникации К. Шэннона и У. Уивера, социально-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба, модель Дж. Гербнера, интегральная (обобщенная) модель коммуникации Б. Вестли и М. Маклина, трансакционная модель коммуникации представителя техасской школы коммуникации А. Тэна.
  • семиотический подход, акцентирующий внимание на знаках и знаковых системах, представлен следующими разработками: структурно-лингвистическое направление и концепция знака Ф. де Соссюра, логико-философское направление и модель знаков Ч. Пирса, логическая модель знаков Г. Фреге, а также работы Ч. Морриса, Огдена и Ричардса.

И. П. Яковлев предлагает также говорить о: [20]

  • системно-кибернетической методологии, в рамках которой в науку о коммуникациях был слена важный вклад, в частности такими социологами, как Т. Парсонс, Н. Луман, такими кибернетиками, как Н. Винер (в частности, осмысление прямой и обратной связи), Х. фон Фёрстер (различение кибернетики первого и второго порядка).
  • когнитивных теориях коммуникации (Ч. Осгуд).
  • влиянии структурализма на осмысление коммуникации (К. Леви-Стросс).
  • критическом подходе к коммуникации (марксизм, Франкфуртская школа, направление исследования коммуникации как проблемы культуры (Р. Хоггарт, Р. Вильямс, С. Халл), в рамках которого через рассмотрение и анализ дискурсов, действий и текстов как несущих определённые идеологии, поддерживающие и укрепляющие власть одних социальных классов и групп над другими, рассматривается роль власти и насилия в коммуникационных процессах.

В русле рассмотрения социальной проблематики, в прочтении структурализма, возможность коммуникации основана на какой-либо системе знаков, то есть на определённом языке, в качестве которого, согласно К. Леви-Строссу, может рассматриваться любая система социальных отношений любой их вид, то есть множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами или группами. Видение в каждом виде социальных отношений язык, приводит к рассмотрению любого социального взаимодействия как той или иной формы коммуникации. Согласно К. Леви-Строссу, каждая система коммуникации и все они в совокупности имеют своей задачей конструирование той или иной социальности (социальной реальности); этот процесс осуществляется ценностями, скрепляющими общества воедино, посредством символов, способности донести и соблюсти смысл, заложенный в социальные ритуалы. [23]

Коммуникация рассматривается в русле семиологии Р. Барта, через концепт мифа, понимаемого как коммуникативная система, в которой важен не сам объект сообщения, но форма сообщения, то есть то как об этом объекте сообщается в целях определённой коммуникации. Мифы, как и метафоры служат расширению функций регулярной коммуникации, позволяя надстраивать коммуникативные миры иных порядков над семиотической системой первого порядка, тем самым создавая богатство коммуникации, изобилие смыслов. [24]

Коммуникативные действия (акты) и их типология Править

Теория коммуникативных актов Т. М. Ньюкомба (от лат.соmmunicatiо — общаться) — социально-психологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни и неприязни. В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов позволяют лишь зафиксировать некоторое расхождение (диссонанс) в восприятии людьми друг друга (или других лиц), но не позволяют достаточно определенно предсказать будущую направленность изменения их взглядов.

  • Теория средств коммуникации Маршалла Маклуэна

Согласно Маршаллу Маклуэну, средство коммуникации следует понимать как сообщение. Например, содержанием кинофильма является роман, содержанием романа — речь и т. д. Средства коммуникации являются внешним продолжением сознания человека и его органов в целом. В книге «Понимание средств коммуникации (Understanding Media)» в этом качестве он рассматривает одежду, жилища и др., показывая, как эти «продолжения человека вовне» отражаются в языке и регулируют общение. Так, одежда и жилище как средства коммуникации упорядочивают жизнь человеческих общностей; город как таковой — это такое средство коммуникации, которое продолжает вовне коллективное сознание и тело, регулируя отношения с окружающей средой (жилищем без стен как более обширным местом обитания человека). В качестве внешних продолжений человека, выступающих средствами коммуникации, М. Маклуэн рассматривает, по существу, все артефакты. [26]

Согласно М. Маклуэну, все средства коммуникации являются «переводчиками» одних видов опыта и энергии в другие. Например, деньги как средство коммуникации переводят умение и опыт одного рабочего в умение и опыт другого. [27] М. Маклуэн исследовал также то, как средства коммуникации создают и воспроизводят социальные отношения [28]

До М. Маклуэна аналогичный подход разрабатывал П. А. Флоренский.

Развитие коммуникации

Коммуникация в биологическом мире неотделима от информации, связана с удовлетворением биологических потребностей. Если говорить об удовлетворении потребностей с позиций иерархии, которую предложил американский социолог Абрахам Маслоу, то коммуникацию следует отнести к первичным жизненным потребностям. В биологическом мире, и в первую очередь в животном, они направлены на утоление голода, холода, преодоление или предостережение от опасности для жизни, продления рода. Удовлетворение этих первичных потребностей обусловлено инстинктами.

Еще на первоначальном этапе развития человечества информативные связи стали неотъемлемой составляющей общественной сути человека, а впоследствии — носителями культурных традиций, обычаев и родового, этнического, национального своеобразия. Из перспективы участников понимание означает не эмпирическое согласие, а процесс обоюдного убеждения, который координирует действия нескольких участников на основе мотивации через основание. Понимание означает коммуникацию, нацеленную на действительное согласие.

Общество является сложнейшей коммуникативной системой. Общество только кажется статичной суммой социальных институтов: в действительности оно изо дня в день возрождается или творчески воссоздается с помощью определенных актов коммуникативного характера, имеющих место между его членами.

На современном этапе развития общества без осуществления информационных обменов невозможно совершенствования человека как носителя своего собственного внутреннего духовного мира и как представителя социума. В современном обществе информационное производство начинает играть одну из главных ролей. Само же производство и использование информации опирается на текст, являющийся исходным материалом информационных технологий и систем. В крупных и глобальных информационных системах тексты постоянно пересекаются и включаются взаимно в другие тексты в качестве временного или постоянного компонента и создают гипертексты.

Функционирование систем коммуникации создает коммуникативное пространство. Являясь одной из важных форм взаимодействия на макроуровне (социальных систем), на метауровне (организаций) и на микроуровне (межличностное) — коммуникация становится, как уже говорилось производительной силой общества, ключевым понятием в теории и практики управления.

Структура коммуникативного взаимодействия может рассматриваться по четырем основаниям: масштабность общения, способ установления контакта (прямой, непосредственный, косвенный, опосредованная коммуникация), временной фактор (краткая, постоянная коммуникация), направления коммуникации (горизонтальные, вертикальные).

Сегодня ученые находят в коммуникационном процессе несколько аспектов: от информационного обмена в технологически организованных системах до экзистенциональной коммуникации (обнаружения «Я» в другом). В источниках и текстах, относящихся к периоду Древнего мира, описываются способы решения проблем государственного устройства, политики и этики с помощью вербальной письменной коммуникации.

Исследователи истории развития коммуникации отмечают три информационно-коммуникационные революции:

1) изобретение письменности;

2) изготовление печатного станка;

3) внедрение электронных масс-медиа.

Сегодня наблюдается бурная информационно-коммуникационная революция, связанная с лавинообразным развитием различных информационных систем, а в особенности глобальной сети — Интернета. Свойства, которые появились в информационных системах с развитием радио и телевидения, дополняются с появлением Интернета совершенно новыми.

Появление «Четвертой волны» связывается с возвращением человечества к всеобщим интерактивным коммуникациям (уже на глобальном уровне), чрезвычайной интенсификацией электронных коммуникаций, виртуализацией социального пространства Интернета и возникновением виртуального сообщества, которое формируется в системе Интернета не просто с целью обмена информацией, но и для общения, «проживания» «жителей Сети» в новом типе электронно-виртуальной организации.

Исследование массовой коммуникации достаточно наглядно показывает основные изменения в ней за последнее время. В результате внедрения в практику СМИ новых технологий возрастает их глобальный характер. В связи с этим можно выделить несколько направлений развития коммуникативных процессов.

Прежде всего — это поиск путей защиты от воздействия новых технологий на национальную самобытность и общечеловеческую культуру. Распределение информационно-коммуникативных ресурсов между государствами — такая же глобальная проблема, как мировое распределение продовольственных или энергетических ресурсов. В системе современных производительных сил информационно-коммуникационные технологии являются самым динамичным фактором развития любого государства. В настоящее время особое значение приобретает вопрос об информационной экспансии, являющейся новой формой усиления неравномерности развития стран. Поэтому борьба за национальную независимость неразрывно связана с борьбой за информационный суверенитет, за право на свободную коммуникацию.

Главное препятствие на пути развития системы коммуникации для развивающихся стран — массовая неграмотность населения многих стран мира, а также особенности коммуникационной техники, ее высокая стоимость, сложность эксплуатации и т.п. Однако даже в рамках имеющихся возможностей СМК могли бы использоваться более справедливым и эффективным образом, если проводить адекватную национальную и международную политику в сфере коммуникации.

Одной из важнейших глобальных тенденций в мире является социальная интеграция массовых информационных и коммуникационных процессов в обществе. Такая интеграция служит основой для осуществления конкретных групповых контактов, сливает воздействие всех СМК в единый интегрирующий поток. Интеграция СМК осуществляется не только прямым влиянием на широкую массу потребителей массово-коммуникационной продукции, но и воздействием на более узкие группы людей и отдельных индивидов. На основе социологических исследований выявляется общность не только цели обеих форм воздействия, но и их содержательных компонентов.

Глобальные процессы, происходящие на сегодняшний день в области массовой коммуникации, также являются предпосылкой возникновения новых научных идей, которые, в целом, по мнению современных социологов, говорят о «коммуникативной революции». В этом же ключе, звучат новые парадигмы современных исследователей о роли коммуникаций в современном обществе в русле новых тенденций формирования коммуникативного пространства.

Так называемый новый информационный и коммуникационный порядок призван выполнять следующие четыре функции [10, c.128].

1. Информационную. Основная задача новой структуры — обеспечение отдельных лиц и групп постоянным потоком информации с целью обеспечения ими принятия осмысленных решений, формирования правильных позиций и их повседневной жизни.

2. Культурную. Коммуникативно-информационная структура должна сохранять национальные культуры и благоприятствовать их развитию, поощрять возрождение лучших традиций, использовать достижения прошлого в области культуры, рассматривать национальные культуры в контексте общечеловеческой культуры.

3. Профессиональную. Установление нового мирового информационного порядка является делом, в первую очередь, журналистов и их профессиональных союзов, а не государств, правительств, либо тех или иных групп давления.

4. Теоретическую или как некоторые называют эту функцию — академическую. Современные теории информации, уходящие своими корнями в историю и развитие западной прессы, до сих пор доминируют во всем мире. Необходимо их видоизменение усилиями институтов массовой коммуникации в различных странах мира, в особенности — в отсталых странах.

Источники:
Мелочи журналистики
В рамках традиционного мифологического мировоззрения, характерного для дофилософского этапа развития культуры, проблема отношения человека к человеку, человеческого общения не выделялась как самостоятельная. Люди не способны были ее выделить в силу неразвитости абстрактного мышления; растворенности индивидуального существования в коллективном,
http://its-journalist.ru/Parts/e-tapy_razvitiya_teorii_kommunikacii.html
Развитие коммуникации
Массовая коммуникация (англ. mass communication ) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации ( СМК ) — сначала периодической печатью,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
Развитие коммуникации
Коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [1] — принятый в исследованиях
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8)
Развитие коммуникации
Коммуникация в биологическом мире неотделима от информации, связана с удовлетворением биологических потребностей. Если говорить об удовлетворении потребностей с позиций иерархии, которую
http://studbooks.net/759564/menedzhment/razvitie_kommunikatsiy_sovremennom_etape

COMMENTS