Развитие навыков общения

Игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей. Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Предлагаемые игры, надеюсь, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Моё любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

“О чём спросить при встрече”

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

Материал на тему: Игры для развития навыков общения

Игры для развития навыков общения.

Игры для развития навыков общения.

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу,

со словами ведущего — взрослого:

« Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может Саша

пришел. Может Маша, пришла? (называются имена детей).

Дети вместе отвечают да или нет.

Цель: Познакомить друг с другом и объединить детей в группу.

Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя.

А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: « Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!».

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу.

Цель: Объединение детей в группу.

Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши называя в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» — это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс и они вместе идут по

кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. Каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.

Цели: Развитие тонкой и общей координации.

Развитие зрительного внимания и памяти

Выражение эмоционального отношения через имя.

Описание игры: Дети сидя на поду в кругу, катают мяч друг друга, называя имя: ласково – Танечка, Ванечка, Мишенька ……….. строго – Таня, Ваня, Миша………………………

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят: «Тук-тук».

Цели: Развитие эмоциональной симпатии друг другу.

Активизаций мимических мышц.

Научить приветствовать друг друга

Описание игры: Ведущий превращает с помощью волшебной палочки детей в птиц.

« Солнце встало, и лучи всех согрели вдруг они

Птицы глазки все открыли , крылышки свои встряхнули,

Полетели, понесли весточку с родной земли»

Дети летают по комнате и, подлетая, друг к другу, машут крыльями

и улыбаются друг другу, говорят: « Привет».

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Ведущий произносит слова, а дети — «котята» повторяют движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг — скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

Цель: Формирование способов взаимодействия друг с другом.

Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.

Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают животных под музыку, (котята, щенята, цыплята, жеребята).

Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и прощания. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Детям предлагается поздороваться ( улыбнуться, глядя в глаза , используя жесты. Затем предлагается попрощаться .

Цели игр: Развитие пантомимических движений.

Активизация речи. Сплочения детей в группе.

Описание игры : Ведущий показывает движения и говорит, что он делает.

Если названное движение соответствует выполняемому дети повторяют движение и называют что делают, если нет то топают ногами и хлопают в ладоши. ( « Я прыгаю», « Я смотрю», « Я глажу», «Я обнимаю»…..).

Цели : Развитие пантомимических движений.

Развитие ориентировки в пространстве.

В игре « Рыбки в аквариуме», ведущий имитируя плывущую рыбку , складывает ладони вместе и движения по кругу медленные и зигзагообразные. Дети также называют имя ведущего.

Цель: Развитие совместных действий, чувство товарищества.

В игре « Дружная ракета» — дети передают следующему ведущему шлем космонавта , ребенок одевает и становится ведущим, по ходу движения дети топают ногами , а ведущий хлопает в ладоши и дети называют его имя.

Цель: Снятие мышечного напряжения. Развитие общей моторики и ориентировки в пространстве. Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры: Для игры создается пространство с искусственными преградами. Детям предлагается покататься на лыжах. Но кататься надо так, чтобы не столкнуться и не наезжать на преграды. По звуковому сигналу дети останавливаются и замирают. По повторному сигналу продолжают движение.

Цель: Формирование неречевых средств общения

Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица. Формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.

Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок красных ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти.

Развитие положительного отношения друг к другу.

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга , улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

Дети садятся на ковре, один из детей садится спиной к остальным.

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто его зове т.

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных : заяц, медведь, слон , белка , петух.

Цель: Развитие речевой интонации.

Дети садятся в круг, и каждый задумывает ласковое слово.

По кругу дети передают слово ведущему.

Игры для развития навыков общения.

1.« Кто к нам пришел?»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу,

со словами ведущего — взрослого:

« Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может Саша

пришел. Может Маша, пришла? (называются имена детей).

Дети вместе отвечают да или нет.

2.« Назови свое имя»

Цель: Познакомить друг с другом и объединить детей в группу.

Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя.

А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: « Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!».

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу.

4.« Паровозик дружбы»

Цель: Объединение детей в группу.

Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши называя в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» — это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс и они вместе идут по

кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. Каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.

5.«Прокати мяч и назови»

Цели: Развитие тонкой и общей координации.

Развитие зрительного внимания и памяти

Выражение эмоционального отношения через имя.

Описание игры: Дети сидя на поду в кругу, катают мяч друг друга, называя имя: ласково – Танечка, Ванечка, Мишенька ……….. строго – Таня, Ваня, Миша………………………

6 « Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят: «Тук-тук».

Цели: Развитие эмоциональной симпатии друг другу.

Активизаций мимических мышц.

Научить приветствовать друг друга

Описание игры: Ведущий превращает с помощью волшебной палочки детей в птиц.

« Солнце встало, и лучи всех согрели вдруг они

Птицы глазки все открыли , крылышки свои встряхнули,

Полетели, понесли весточку с родной земли»

Дети летают по комнате и, подлетая, друг к другу, машут крыльями

и улыбаются друг другу, говорят: « Привет».

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Ведущий произносит слова, а дети — «котята» повторяют движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг — скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

10.«Найди себе пару»

Цель: Формирование способов взаимодействия друг с другом.

Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.

Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают животных под музыку, (котята, щенята, цыплята, жеребята).

Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и прощания. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Детям предлагается поздороваться ( улыбнуться, глядя в глаза , используя жесты. Затем предлагается попрощаться .

12. «Нужно делать так!».

Цели игр: Развитие пантомимических движений.

Активизация речи. Сплочения детей в группе.

Описание игры : Ведущий показывает движения и говорит, что он делает.

Если названное движение соответствует выполняемому дети повторяют движение и называют что делают, если нет то топают ногами и хлопают в ладоши. ( « Я прыгаю», « Я смотрю», « Я глажу», «Я обнимаю»…..).

13. « Рыбки в аквариуме»

Цели : Развитие пантомимических движений.

Развитие ориентировки в пространстве.

В игре « Рыбки в аквариуме», ведущий имитируя плывущую рыбку , складывает ладони вместе и движения по кругу медленные и зигзагообразные. Дети также называют имя ведущего.

14. « Дружная ракета»

Цель: Развитие совместных действий, чувство товарищества.

В игре « Дружная ракета» — дети передают следующему ведущему шлем космонавта , ребенок одевает и становится ведущим, по ходу движения дети топают ногами , а ведущий хлопает в ладоши и дети называют его имя.

15.« Катаемся на лыжах»

Цель: Снятие мышечного напряжения. Развитие общей моторики и ориентировки в пространстве. Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры: Для игры создается пространство с искусственными преградами. Детям предлагается покататься на лыжах. Но кататься надо так, чтобы не столкнуться и не наезжать на преграды. По звуковому сигналу дети останавливаются и замирают. По повторному сигналу продолжают движение.

Цель: Формирование неречевых средств общения

Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица. Формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.

Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок красных ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

17.« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти.

Развитие положительного отношения друг к другу.

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга , улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

18.« Узнай по голосу»

Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

Дети садятся на ковре, один из детей садится спиной к остальным.

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто его зове т.

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных : заяц, медведь, слон , белка , петух.

Цель: Развитие речевой интонации.

Дети садятся в круг, и каждый задумывает ласковое слово.

Общение, навыки общения

общение школьник ролевой игра

Общение — взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Каждый участник общения выступает в ходе него не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения

Любой акт, даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишённое способности восприятия или ответной психической активности. Только ориентация на отношение другого и его активность, учёт его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнёра к себе. Поскольку общение — процесс взаимный, человек должен быть уверен, что партнёр воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.

Четвёртым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнёр. Изменение активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнёра свидетельствует о такой чувствительности.

В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение. Однако общение, это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет своё содержание, которое связывает. Само слово «общение» говорит об общности, сопричастности.

Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное, чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Общение выполняет разнообразные функции, среди них выделяются: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, эмоциональное самовыражение и познание людьми друг друга. Функции коммуникативных сигналов в контексте общения выполняют средства общения — осознаваемые и неосознаваемые реакции и поведенческие проявления. Выделяют 3 основные категории средств общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие её функции и роль в общении.

Первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.д. это выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому и составляют обязательный компонент любого уровня развития общения. Особенностью экспрессивно-мимических средств общения являются их неоднозначность и аморфность, они не несут определённого фиксированного содержания. Одним из средств общения являются выразительные движения.

Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные средства общения. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, притягивание и передача предметов, действия с предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные средства выражают готовность партнёра к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. Эти средства общения отличаются более высокой степенью произвольности, чем выразительные.

Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.

Развитие общения со взрослым происходит как смена нескольких форм общения. Формы общения — это качественные ступени развития общения. Каждая форма общения характеризуется следующими основными параметрами:

1) временем возникновения и длительностью функционирования в качестве основной;

2) местом, занимаемым данной формой общения в более широком контексте жизнедеятельности ребёнка;

3) основным содержанием коммуникативной потребности, удовлетворяемой детьми в ходе общения данной формы общения;

4) характером ведущих мотивов, побуждающих ребёнка на данном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основными средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребёнка с окружающими людьми. М.И. Лисиной выделено четыре формы общения ребёнка со взрослым:

1. ситуативно-личностное общение — генетически первая форма общения ребёнка со взрослым. Она характерна для детей первого полугодия жизни;

2. ситуативно-деловое общение — вторая по времени возникновения форма общения детей со старшими партнёрами; она характерна для детей раннего возраста;

3. внеситуативно-познавательное общение;

4. внеситуативно-личностное общение со взрослым во второй половине дошкольного детства..

Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Но и сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений.

Ребёнок к 6 — 7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление, однако окружающим взрослым необходимо понимать особенности нового этапа в развитии личности ребёнка, относиться к нему не как к дошкольнику, а дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников — жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности — в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности.

К 6 — 7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Одним из важнейших показателей готовности к школьному обучению является сформированность общения, так как именно оно представляет собой фактор развития других показателей (определённый уровень развития психических процессов, уровень эмоционально-мотивационной готовности, наличие произвольности, волевого поведения). Так, предлагаемый Е.Е. Кравцовой нетрадиционный подход к решению актуальной проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению показывает, что за схемами интеллекта стоят формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Автор практически доказала значение сюжетно-ролевой игры для формирования навыков и новых форм общения, отметила необходимость существования игр с правилами для созревания психических процессов и развития эмоционально-волевой сферы будущего школьника.

Итак, в дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я». Надо быть осторожным, чтобы не замкнуть начинающую складываться личность. Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.

Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою «раковину», становится «молчуном», привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности.

Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость — нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть — является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Способность общаться со сверстниками и взрослыми — это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность — это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

Психологические упражнения для тренингов

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность.Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Общая цель: развить коммуникативные навыки в группе.

Цель: снятие эмоционального напряжения между участниками.

Материалы: карточки с названиями различных эмоций, ручки, бумага.

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любимым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться. Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя.

  1. Почему остался именно этот герой?
  2. Легко было уступать и почему вы уступали?
  3. Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?
  4. Что вы испытывали, когда с вами соглашались?
  5. Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

Цель: развить навыки общения.

Материалы: карточки с названиями героев.

Цель: развить навыки убеждения, защиты своей позиции.

Материалы: карточки с надписями CITIZEN, DOCTOR, MAFIA, MANIAC.

Игра «Мафия» основывается на общении постоянном общении и на обсуждениях между участниками. В игре есть место обману и коварству, заключению и подлому нарушению договоров и альянсов.

Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться, другие – наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении. Таким образом, игра максимально приближена к реальной жизни.

Задача мирных жителей понять, кто мафия, задача мафии играть так, чтобы никто из мирных жителей не догадался, что они мафия.

  • Ведущий раздает участникам игры карты рубашкой вверх;
  • Участники, которым достались карты с надписью CITIZEN, входят в состав команды «мирных жителей»;
  • Участник, получивший карту с надписью DOCTOR, является «доктором» и входит в команду «мирных жителей»;
  • Участникам, которым достались карты с надписью MAFIA, входят в состав команды «мафии»;
  • Участник, получивший карту с надписью MANIAC, является «маньяком» и входит в команду «мирных жителей».
  • Первый кон начинается с наступления ночи, во время которой все игроки засыпают, то есть закрывают глаза и одевают маски.
  • Ночью ведущий позволяет игрокам-мафиози открыть глаза и познакомиться с соратниками. После знакомства игроки команды мафии засыпают.
  • Далее ведущий просит проснуться доктора. Доктор просыпается и засыпает, после чего ведущий будит маньяка. В результате этого ведущий понимает, кто есть кто.
  • На следующем этапе наступает день, все игроки просыпаются, и начинается обсуждение вопроса о том, кто из них может быть нечестен, то есть причастен к мафии.
  • По окончании обсуждения ведущим объявляется открытое голосование за посадку в тюрьму. Игрок, набравший наибольшее количество голосов, должен отправиться за решётку, то есть выйти из игры, предварительно открыв свою карту и показав её всем участникам
  • Затем снова наступает ночь, и просыпается мафия. Команда мафии мимикой и жестами совещается и выбирает следующую жертву, о чем сообщает ведущему. Мафия засыпает.
  • Далее, согласно правилам игры Мафия, просыпается доктор и указывает на одного из жителей, которого желает вылечить, то есть спасти от убийства. Доктор засыпает. (Доктор не может лечить одного и того же игрока две ночи подряд, в том числе и себя).
  • Просыпается маньяк и указывает на одного из жителей, которого желает «подвергнуть изнасилованию», после чего он также засыпает.
  • Наступает новый день. Если мафия и доктор ночью указали на одного и того же человека, то жертва выживает. Ведущий объявляет, что ночью было совершено покушение на одного из мирных жителей, но мафия промахнулась, и весь город просыпается. Имя выжившего игрока не раскрывается.
  • Если доктор не смог «вылечить» жертву. Ведущий объявляет, что просыпаются все, кроме убитого мафией ночью жителя. Этот участник выходит из игры, а его карта демонстрируется всем жителям.
  • Также ведущий объявляет игрока, который ночью был «изнасилован» маньяком, весь последующий «день», этот игрок не может говорить.
  • Информация обо всех произошедших «ночью» событиях, а также о голосовании предыдущего «дня» используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного выбора на осуждение.
  • Далее все повторяется согласно правилам выше: обсуждение, голосование и т.д.

Игра продолжается до полной победы одной из команд, а именно, ареста всех участников мафии, либо убийства всех мирных жителей.

  1. Удобно ли вам было находиться в той или иной роли?
  2. Какие чувства вы испытывали, когда приходилось обманывать других участников?
  3. Часто ли вам в жизни приходиться «играть»?
  4. Легко ли вам было принимать решения в пользу других участников?
  5. Какие чувства вы испытывали, когда не убедительно сыграли свою роль?

Цель: получение обратной связи, создание благоприятного эмоционального климата в группе.

Материалы: карточки с названиями героев.

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

  1. Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
  2. Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?
  3. Доверяете ли вы людям в жизни?
  4. Доверяют ли вам люди?
  5. Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

Составители: Аверина И., Грибанова М., Суворова М.

Проводили ли вы данный тренинг со студентами? Поделитесь впечатлениями.

Огромное спасибо за отличный. тренинг.

мы проводили подобный тренинг со студентами!но у нас были еще дополнительно упражнения!!все прошло хорошо!!

отдельные упражнения включала в лекцию, так же со студентами))очень нравится!!

Мы проводили со студентами часть под названием «Леопольд» — студентам очень понравилось. это было не скучно и поучительно. Только в качестве выводов мы еще разбирали невербальные коммуникации как фактор влияния.

хороший тренинг. попробую провести в военном коллективе)))

Источники:
Игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемые игры помогут преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.
http://vscolu.ru/articles/igry-dlya-razvitiya-navykov-obshheniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Материал на тему: Игры для развития навыков общения
 Игры для развития навыков общения.1.« Кто  к нам пришел?»Цель: Снятие эмоционального напряжения.Описание  игры: детям предлагается  встать в круг и  двигаясь по кругу, с
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/03/igry-dlya-razvitiya-navykov-obshcheniya
Общение, навыки общения
общение школьник ролевой игра Общение — взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания
http://studbooks.net/1759646/pedagogika/obschenie_navyki_obscheniya
Психологические упражнения для тренингов
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность.Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии. Общение – это обмен сведениями с помощью языка или
http://trepsy.net/training/stat.php?stat=5610

COMMENTS