Развитие недоношенных детей

Особенности развития недоношенных детей до года — советы родителям

Особенности развития недоношенных детей до года — советы родителям

Вот уже последние15-20 лет врачи дополняют традиционные методы ухода и развития недоношенных детей, используя новые способы.

Как известно, начиная с пятого месяца внутриутробного развития, ребенок способен слышать стук сердца мамочки и ее голос, а также он может слышать музыку и реагировать на нее. Без привычных звуков малыш может лишиться существенных стимулов к развитию. С этой целью для недоношенных детей создают специальные музыкальные программы. Дважды в день по 5-7 минут деткам включали аудиозаписи из произведений Моцарта, Шуберта, Чайковского и Баха.

Музыку для каждого малыша подбирали индивидуально. Излишне возбудимым детям ставили записи Моцарта. Слушая плавные мелодии, малыши переставали вздрагивать, личики разглаживались от недовольных гримас. Вялым и заторможенным малышам давали послушать энергичную музыку Шуберта.

Малышам не менее полезно слушать и мамино пение. Влияние живого маминого голоса на развитие недоношенных детей переоценить невозможно. И это было доказано врачами. При прослушивании песенок в мамином исполнении у ребенка наблюдалось нормализация дыхания и пульса, исследование лимфоцитов крови показывало повышение их активности. И поведение этих клеточек отражает силу иммунитета крохи.

Вода – эта привычная стихия для недоношенных детей, поэтому очень важно проводить упражнения в ванне. Если малыша погрузить в ванну, поддерживая его голову, и начать проводить восьмерки, то кроха начнет активно двигать ножками и ручками.

Ученые провели эксперимент. Ванну они покрывали мягкой непроницаемой пленкой и опускали на нее младенца. В данном случае возникал эффект невесомости. Малыш чувствовал себя как у мамы в животе и начинал активно двигаться, тем самым укрепляя и развивая мышцы.

Музыка, мамин голос, а также упражнения в воде создают комфортную среду для развития недоношенных детей. Заботясь о ребенке, мы говорим ему о том, что он пришел в теплый и радостный мир.

Источник:
Особенности развития недоношенных детей до года — советы родителям
Особенности развития недоношенных детей до года — советы родителям Вот уже последние15-20 лет врачи дополняют традиционные методы ухода и развития недоношенных детей, используя новые способы.
http://childguide.ru/razvitie-nedonoshennykh-detejj/

Развитие навыков недоношенного

А что он умеет? или развитие навыков недоношенного ребенка.

Очень часто родители недоношенных малышей спрашивают меня – что с ним будет дальше? Масла в огонь подливают родные и знакомые, рассказывая страшные истории о глубокой умственной отсталости и тяжелой инвалидности таких малышей. Но это не верно – глубокая недоношенность совершенно не значит, что ребенок станет инвалидом или будет неправильно развиваться. Конечно, они другие, к ним предъявляются другие требования – но это не значит – что такие дети ущербны. Чтоб развеять сомнения – поговорим об особенностях развития навыков недоношенных, об их нервно-психическом развитии и особенностях, которые надо знать вам, родителям.

В чем их отличие?

Для контроля за нервно-психическим развитием недоно­шенного ребенка, особенно с массой тела до 2500 г, используют специальные пока­затели нервно-психического развития недоношенных детей первого года жиз­ни. Обычно все значения указываются в сравнении с возрастом для доношенных малышей и указываются границы колебаний, когда может проявиться новый признак у недоношенного крохи в зависимости от массы тела при рождении.

Остановлюсь подробнее на точных сроках появления навыков, чтобы вам было легче ориентироваться в том, есть ли проблема или все у вас хорошо. Ненормальным будет считаться отставание от установленных сроков более чем на месяц.

Кроха с массой тела меньше 1500 грамм фиксирует взгляд, впервые улыбается, делает попытки удержать голо­ву, лежа на животе в возрасте 2-4 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 2-3 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 1-2.5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 1-2 месяца жизни.

Малыш пытается следить и прислушиваться к вам, быстро отвечает вам улыбкой — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 3.5-4.5 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 3-5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 2-3 месяца жизни.

Ваш кроха сосредотачивается зрительно, прислушивается, оживляется при вашем появлении, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью, хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении, упирается ножками, начинает гулить. Эти навыки формируются при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6,5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 4-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 4-5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 3-4 месяца жизни.

Ребенок находит невидимый источник звука, громко смеется, захватывает подвешенную игрушку, гулит — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 5-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 5-6 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 4,5 месяца жизни.

Ваш малыш может различать тон обращенной к нему речи, отличить чужих от близких, четко брать игрушку из рук взрослых, может поворачиваться на живот, устойчиво стоять при поддержке, подолгу гулить. Такое приобретается при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6,5-7.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 6-7 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6-6.5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 5.5-6 месяца жизни.

Кроха умеет свободно брать игрушки из разных положений, может переворачиваться с живота на спину, подползать, начинает лепетать, может кушать с ложки и снимать пищу губами — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 7.5-8.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 7-8 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6.5-7 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 6-7 месяца жизни.

Малыш научился хорошо ползать, подолгу лепечет, на вопрос «Где?», находит предмет, расположенный в одном и том же месте — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9-11 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 8.5-10 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 8-9 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 7.5-8.5 месяцев жизни.

Ребенок долго занимается игруш­ками, сам садится и встает, держась за барьер, переступает, громко и повторно про­износит слоги, выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свида­ния», сам ест хлеб, льет из чашки, которую держит взрослый — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9,5-12 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 9.5-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 9-10 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Действует с предметами по-разному: катает, вынимает, ходит, слегка придержи­ваясь, повторяет различные слоги за взрослыми, знает свое имя, на вопрос «где?», находит предмет в разных местах, проявляет навык опрят­ности — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 11.5-13 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 10.5-11 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Малыш открывает, вкладывает игрушку, влезает на высокую по­верхность и слезает с нее, по просьбе «дай» подает знакомые предметы — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 12.5-14 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-13 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11.5-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 10-11 месяцев жизни.

Кроха накладывает кубики, снимает кольцо с пира­мидки большим отвер­стием, самостоятельно стоит, употребляет первые с лова-обозначения: ав-ав, кис-кис — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 13.5-14.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11.5-12.5 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 11-12 месяцев жизни.

Начинает самостоятельно ходить, имеет запас слов около 10 простых, по просьбе выполняет действие: покачай лялю, где глазки и прочее – эти навыки малыш приобретает при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 14-16 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-15 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 12-13 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 13-13 месяцев жизни.

как же узнать, когда есть проблемы?

При оценке развития недоношенного ребенка сравнивается фактический уровень развития, что он уверенно умеет из предложенных навыков на сегодня и это сравнивается с норматив­ными показателями в данном возрасте. Так определяется инди­видуальный темп созревания ребенка (замедленный, нормаль­ный, ускоренный, мозаичный). Проблемами считается замедление освоения навыков на 1-2 месяца, и более чем по 2-3 линиям навыков.

Конечно, совершенно не правильно ровнять малыша. который родился в срок с малышом, который родился с весом менее килограмма – они очень сильно будут отличаться в развитии. Но, чтобы знать основные закономерности и уметь вовремя понять, что что-то идет не так, медики разрабатывают много схем оценки развития умений малыша.

Оценивают его способности, обязательно делая поправку на степень недоношенности. То есть, на сколько недель он поторопится на свет, это обычно 40 недель минус срок родов. С возрастом уровень психического развития недоношенного ребенка меняется и приближается к нормальному показателю, в результате чего со­хранение начальной поправки утрачивает смысл, и для оценки уровня развития в возрасте 12-14 месяцев оптимальной стано­вится ориентация на нормативы для обычных здоровых доношенных малышей. Если возникают проблемы в развитии – или вас волнует отсутствие того или иного навыка, не медлите – обратитесь к педиатру или неврологу. Врач оценит малыша по специальной углубленной шкале и скажет точно – есть или нет проблем у крохи. Тогда и лечение в случае надобности будет правильным и своевременным.

какие могут быть трудности?

Психологическую реабилитацию недоношенного младен­ца принято основывать, в первую очередь, на теплых эмоци­ональных контактах и благоприятном режиме получения слухового и двигательного опыта, создающих ощущение психологического комфорта и помогающих ребенку справляться с воздействием внешних и внутренних стрессов. С ними нужно говорить, носить их на руках, прижимая к животу, заниматься гимнастикой, развивающими методиками, много гулять. Это особенно важно глубоко недоношенным крошкам, ведь в первые годы жизни такие дети заметно отстают от нормы.

К сожалению – бывает, что недоношенность сопровождается повреждением нервной ткани, что может вызывать некоторые последствия. Чем меньше вес при рождении, тем значительнее наруше­ния. Большая часть нарушений интеллекта сохраняется на всю жизнь. Во всех случаях начальные проявления психических рас­стройств касаются вегетативно-инстинктивной сферы, сенсор­ного развития (органов чувств), моторики, эмоциональной сферы, сферы обще­ния, познавательного развития, социального поведения и фор­мирования прообразов самосознания.

В структуре психических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей наиболее часто встречаются поведенчес­кие и эмоциональные расстройства, нарушения психологичес­кого развития и органические психические расстройства. Среди поведенческих и эмоциональных отклонений у де­тей преобладают патологические привычные действия в виде кусания ногтей, сосания пальцев и пустышки. Органические психические расстройства (эпилепсия, судороги) у таких де­тей встречаются гораздо реже. Дефекты поведения и характера у преждевременно родив­шихся детей в дошкольном возрасте — наиболее частая при­чина обращения родителей к психиатру. У дошколь­ников это расстройства аппетита, сна, снохождение, патологи­ческие привычки, эмоциональная лабильность, страхи, нару­шение адаптации в коллективе.

Однако, это совсем не значит, что ваш ребенок будет таким – вовремя начатая работа приводит к полноценному развитию и малыш вырастет здоровым. Просто вам потребуется больше сил, настойчивости и терпения в занятиях и развитии способностей, потребуется более тщательный уход за ребенком.

У детей, родившихся глу­боко недоношенными, довольно низкий уровень развития в детстве. Осо­бенно страдает речевое, сенсорное развитие, в старшем возрас­те — мышление, внимание, память. Лишь 35% детей, у которых есть недоношенность, готовы к поступлению в школу, 9% не готовы, остальные условно готовы. Основными психологическими признаками у этих детей являются тревож­ность, незащищенность, трудности в общении, конфликтность, враждебность.

Что понадобится таким малышам? Первое – это ваша любовь, ласка, забота и внимание – это 90% успеха в лечении, выхаживании и полноценном развитии. Остальное – помощь врачей – педиатра, невролога, психолога, других специалистов, если понадобится. Медицина шагнула далеко вперед – мы умеем оказать помощь крохам весом в полкило, но. Только любовь матери творит чудеса, она поднимает с постели безнадежно больных, она внушает веру и надежду в то, что все будет хорошо. Любите своего крошку, говорите ему о своей любви, плачьте и смейтесь вместе, всегда будьте месте и ваш кроха вырастет крепким и здоровым мальчиком или девочкой!

Источник:
Развитие навыков недоношенного
Сайт о детях и медицине, обсуждаются острые вопросы здоровья, развития и воспитания детей. Консультации от квалифицированных врачей, публикации статей.
http://www.detskydoctor.ru/doc/zdorove-vashego-malysha/razvitie-navykov-nedonoshennogo/

Развитие недоношенных детей(по месяцам)

Этапы развития недоношенного ребенка могут быть очень не простыми для родителей и очень важно быть осведомленными о том как они протекают.

Рождение – завершающий этап нормально протекающей беременности. Однако бывает и так, что ребенок может появиться на свет гораздо раньше предположенного для рождения природой срока.

Всему виной могут быть такие негативные факторы как:

  • Экология
  • Наследственность
  • Вредные привычки
  • Слабое здоровье женщины

Младенцы, рожденные в период между 29 и 37 неделями, считаются недоношенными с разной степенью развития.Степень недоношенности представлена в виде табличных данных.

Глубокая степень недоношенности у новорожденных сопровождается характерными внешними и внутренними особенностями:

  • Непропорциональное телосложение
  • Малого размера
  • Низкий показатель массы тела
  • Мышечная и рефлекторная слабость
  • Наличие мелкого пушного покрова
  • В области плеч, спины и бёдер
  • Тонкая ногтевая пластина на пальцах
  • Неспособность самостоятельно дышать
  • Открытый родничок, расхождение черепных пластин
  • Мягкие хрящевые пластины ушных раковин
  • Уязвимая пищеварительная и нервная система
  • Не до конца сформированы половые органы
  • Отсутствие подкожного жира
  • Частое нарушение зрения и слуха

Этапы развития «особенных» малышей с момента рождения

Недоношенный ребенок, родившийся с патологиями жизненно важных органов, после обследования помещается в кувез. В нём созданы необходимые условия:

  1. Изоляция с окружающей средой
  2. Влажность и температура воздуха
  3. Искусственная вентиляция легких
  4. Контрольные датчики для стабилизации сердечно – сосудистой системы
  5. Искусственное вскармливание

Условия инкубатора полностью воссоздают материнскую матку.

Младенцы сильно нуждаются в полезных веществах, содержащихся в материнском молоке. Однако органы пищеварения недоношенных детей плохо усваивают молоко.

Кроме этого сосательный рефлекс слабый или совсем отсутствует, поэтому таких детей кормят при помощи зонда. Все это сказывается низкими показателями увеличения в весе в первый месяц жизни.

Большее время суток у младенцев проходит во сне. Однако, в период бодрствования малыши нуждается в материнском присутствии не менее, чем в медицинской помощи. Это относится к тем новорожденным, которые не могут находиться совместно с матерью.

Месяц характеризуется положительными изменениями. Малыши, допущенные к грудному вскармливанию, значительно набирают вес. Следует четко контролировать, чтобы грудного молока хватало. Недоношенные груднички в процессе кормления сильно устают. Поэтому кормить их следует семь раз в день небольшими дозами, предоставляя возможность отдохнуть. После очередного кормления необходимо докармливать с ложечки сцеженным грудным молоком. Рост малышей, рожденных раньше срока, ежемесячно увеличивается на 3 — 5 сантиметров.

В двухмесячном возрасте недоношенный ребёнок с трудом поднимает голову, терморегуляция отсутствует. Если при прикосновении или различных звуках малыш содрогается и плачет, это сигнал показать его врачу.

Третий месяц жизни сопровождается у недоношенных малышей увеличением массы тела в два — три раза. Проявляются рефлексы в виде реакции на звук с фиксированием взгляда. Проявляются мимические реакции, однако ребёнок ещё не улыбается.

Родителям следует строго следить за здоровьем малыша. Температура в детской комнате должна быть строго соблюдена, не ниже 24?С. Теплая одежда необходима, так как терморегуляция тела не развита.

На этом этапе развития сон недоношенного малыша остаётся продолжительным. Во время сна ребенок не должен находиться в одном положении, его следует переворачивать.

Уделяйте малышу много внимания, общайтесь с ним. Если во время общения отсутствует ответный взгляд, обязательно обратитесь к педиатру.

Пятый месяц характеризуется повышением рефлекторных реакций у недоношенных детей. Малыши реагируют на источники звука поворотом головы. Проявляют ответный интерес, улыбаясь, издают звуки. У детей исчезает судорожное напряжение рук и ног, они свободно двигают конечностями. Проявляется хватательный рефлекс – попытка захватить интересующий объект.
На данном этапе следует начинать активно общаться с ребенком, участвовать в его развитии.

Психологическое развитие детей приближено к рожденным в срок сверстникам. Дети активно поворачивают голову, четко реагируют на звук, различают близких им людей. Издают громкий смех, лепетание или слоги при повышенном внимании к ним. Заинтересованно играют игрушками.

С момента рождения и до шести месяцев вес увеличивается в два — три раза. Родителям следует активно продолжать развивать своих малышей.

Развитие в стадии психо — эмоционального всплеска. Ребенок способен отличать своих и незнакомых ему людей. Различать предметы. Он самостоятельно берет игрушки и активно играет. Во время игры долго и громко бормочет.

В этот период малыш может самостоятельно переворачиваться с живота на спину, сидеть с опорной подушкой. Лежа на животе, отмечаются попытки ползать, поэтому родители всячески должны развивать его физические старания.

Увеличивается двигательная активность. Недоношенный ребенок свободно переворачивается, Продолжительное время ползает и усиленно пытается сесть. Выбирает игрушки или предметы в ответ на заданные ему вопросы, издавая разговорные звуки. В этом возрасте родители разучивают с малышами первые словам.

У недоношенных детей продолжается рост двигательной активности. Они при помощи опоры могут садиться, а также учатся стоять. Попытки самостоятельно вставать — следует контролировать.

В девять месяцев прорезаются первые зубы, что может сопровождаться плохим аппетитом, нервозностью, повышением температуры и жидким стулом. За две недели до этого события набухают десна, в нередких случаях кровоточат.В этом возрасте прекрасно кушая с ложечки, дети проявляют интерес к еде при помощи рук. Всячески пытаются произносить слова, подражая родителям. Следует уделять этому повышенное внимание, активно развивая малышей.

Источник:
Развитие недоношенных детей(по месяцам)
Этапы развития недоношенного ребенка могут быть очень не простыми для родителей и очень важно быть осведомленными о том как они протекают. Рождение – завершающий этап нормально протекающей
http://ru-babyhealth.ru/razvitie-nedonoshennyh-detej/

COMMENTS