Развитие новорожденного

Мама и дети

Рост и развитие ребенка представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, зависит от свойств, полученных наследственным путем от родителей, и с другой стороны, — от воздействия окружающей ребенка среды.

С ростом и развитием связаны между собой рост и развитие всех его органов и тканей. Согласно особенностям развития, в первый год жизни ребенка отмечают два возрастных периода: период новорожденности и грудной период .

Период новорожденности длится первые 2-3 недели жизни, когда ребенок приспосабливается к внутриутробной жизни. В этот период он очень чувствителен к различным условиям и изменениям внешней среды.

Грудной период длится с периода новорожденности до 12-14 месяцев жизни. Это период, когда ребенка обычно вскармливают грудью и постепенно переводят на искусственное питание.

В грудном возрасте ребенок также чувсвителен к условиям внешней среды. Сатистика показывает, что наиболее высокая детская смертность наблюдается именно в первый год жизни, причем смертность тем выше, чем младше ребенок.

Новорожденный и грудной ребенок отличаются от взрослого человека как по величине, так и по пропорциям отдельных частей тела.

По сравнению со всем туловищем, конечности короче, а голова больше. Голова новорожденного развита, в основном за счет мозговой части лица, лицевая же часть кажется маленькой. Для лицевой части особенно характерны сравнительно маленький вес и малоразвитые челюсти. Шея у него короткая, кожа —красная и становится бледнее по истечении нескольких дней после родов. Голова новорожденного покрыта волосами. Ногти выступают за кончики пальцев. Вес доношенного ребенка при рожденни равен 3100-3500 г, — в среднем 3250 г. Вес у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. Средняя длина новорожденного 50 см. Детей весом ниже 2500 г и длиной менее 47 см, считают недоношенными. Новорожденный дышит в среднем 40 — 50 раз в минуту, частота его пульса —120-140 раз в минуту.

Внутренние органы новорожденного развиты, но их деятельность еще недостаточно выражена. Это и является причиной, почему органы новорожденного очень чувствительны к изменеиям условий окружающей среды и ребенок воспреимчив к заболеваниям. Содержимое кишечника, выделяемое новорожденным — черновато-зеленая клейкая масса, лишенная запаха, называется меконием. Обыкновенный кал появляется на 3-5 день жизни ребенка.

Температура новорожденного в первые часы жизни около 37,5°С, но вкоре падает до обычного уровня 36-37°С. Если не будут приняты соответствующие меры для предотвращения потери тепла, температура новорожденого может еще понизиться. Согреть ребенка можно искусственными средствами (одежда, горячие грелки). Особенно легко понижается температура у недоношенных детей.

В первые дни жизни новорожденный теряет в весе. Убыль веса обусловливается увеличением обмена веществ в новых условиях и относительным голоданием ребенка в первые дни. Нарастание веса начинается на 4-5 день. Чем быстрее организуется кормление ребенка грудью и чем лучше новорожденный сосет, тем быстрее приостанавливается убыль в весе и начинается нарастание его.

В среднем новорожденный теряет за 3-5 дней до 300-400 г своего веса; чем больше вес ребенка при рождении, тем больше он его теряет. Обычно самый низкий вес отмечается на 4-й день жизни. На 10-14-й день вес новорожденного вновь достигает своего первоначального уровня. Если же ребенок на третьей недели жизни не достиг своего первоначального веса, причину этого явления следует искать, в первую очередь, в недоедании. Иногда это может быть вызвано какой-либо болезнью. В таких случаях всегда надо обращаться к врачу.

Здоровый ребенок, достигнув своего первоначального веса, непрерывно прибавляет в весе. В течении первого месяца жизни нормальный, физически здоровый и хорошо упитанный грудной ребенок прибавляет в среднем на 600 г. В середине первого года жизни первоначальный вес ребенка удваивается, а к концу года утраивается.

У недоношенных детей удвоение веса происходит раньше и к концу первого года жизни они обычно достигают веса доношенного ребенка.

Для контроля нарастания веса пользуются взвешиванием. В первые месяцы жизни ребенка взвешивают раз в неделю, а позднее — 2 раза в месяц. Ребенка взвешивают голеньким на специальных весах, каждый раз в одно и то же время, до кормления.

У новорожденного и грудного ребенка посредине головки заметно мягкое и бескостное местечко — большой родничек , которое постепенно уменьшается и полностью закрывается примерно в полуторалетнем возрасте. Преждевременное закрытие большого родничка может препятствовать развитию мозга. Увеличение большого родничка в грудном возрасте является одним из признаков рахита, а также некоторых заболеваний головного мозга.

Сердечная деятельность здорового новорожденного и грудного ребенка является одной из наиболее развитых функций. Сердце всегда с достаточной мощностью и силой приспосабливается к резко возросшим требованиям. Боязнь, что сердце ребенка при высокой температуре не выдержит — совершенно напрасна. При быстром повышении температуры сначала холодеют руки и ноги ребенка, что часто ошибочно принимают за признаки сердечной слабости. В подобных случаях руки и ноги холодеют потому, что поверхностные кровеносные сосуды суживаются в связи с перераспределением крови в организме. На мысль о слабости сердечной мышцы наводят холодные руки и ноги при быстром понижении температуры. В таких случаях ребенка следует тепло укутать и обложить грелками.

Органы пищеварения у доношенного новорожденного приспособленны только для переваривания грудного молока. Применение искусственного кормления сразу после рождения ребенка требует от органов пищеварения непосильной работы, в результате чего и наблюдаются расстройства пищеварения.

Слизистая оболочка полости рта грудного ребенка в первые месяцы жизни отличаются относительной сухостью, так как в этот период выделение слюны еще крайне незначительно. С третьего месяца отмечается усиленное слюноотделение и появляется слюнотечение. Это явление не связано с прорезыванием зубов, а вызвано неумением ребенка глотать накопившуюся во рту слюну.

Испражнения грудного ребенка, после выделения мекония, кашеобразны, имеют цвет яичного желтка, кисловатый запах и кислую реакцию. Иногда в испражнениях совершенно здоровых детей появляются зеленые волокна, слизь, соли кальция и магния в виде белых сычужных комочков. При искусственном кормлении испражнения имеют более темный цвет и щелочную реакцию.

Нервная система ребенка к моменту его рождения еще не полностью развита. Все движения новорожденного как сосательные, так и глотательные, являются врожденными или безусловными рефлексами. Лишь постепенно, с развитием всей нервной системы, у ребенка появляется новая способность — условня рефлекторная деятельность, основанная на опыте. Постепенно начинает развиваться и речь.

Большое значение на психику ребенка, особенно на развитие речи имеет разговор. Звучание слов и движение губ вызывают возбуждение в коре больших полушарий мозга ребенка. Он начинает подражать тому, что видит и слышит. С развитием речи развивается и его мышление. Для развития речи необходимо правильное функционирование слуховых органов. У детей, глухих от рождения, речь не развивается.

Для нормального развитие речи ребенка необходимо разговаривать с ним медленно, правильно произнося слова, не «сюсюкая». Нельзя говорить ребенку сразу много слов, так как он быстро устает и не сможет на них реагировать. Если лишить ребенка возможности двигаться и не разговаривать с ним, его умственное и физическое развитие будет отставать. С другой стороны, не следует излишне много заниматься с ребенком, так как частые и сильные раздражения утомляют его и тормозят процесс развития.

Отдых , и главным образом сон, имеют огромное влияние на нормальный ход развития грудного ребенка. Потребность во сне тем больше, чем моложе организм, причем продолжительность сна индивидуальна и зависит, в основном, от окружающей ребенка обстановки. Здоровый новорожденный почти все время спит и бодрствует только во время кормления, купания и пеленания. Потребность ребенка во сне постепенно уменьшается и к концу грудного возраста он спит ночью. 11-12 часов, и днем 3-4 часа.

Источник:
Мама и дети
Рост и развитие ребенка представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, зависит от свойств, полученных наследственным путем от родителей, и с другой
http://mamaideti.com/20110217416/razvitie-novorozhdennogo/razvitie-novorozhdennogo-i-grudnogo-rebenka.html

Развитие новорожденного

Первые месяцы жизни ребенка очень насыщенные. Малыш прошел огромный, трудный путь чтобы появиться на свет и теперь развитие новорожденного по неделям будет одним из самых важных этапов в жизни мамы и дитя.

Развитие новорожденных по неделям

Новорожденным считается ребенок до 4 недель жизни. Рассмотрим, как развивается малыш в это время.

1 неделя

Новорожденный малыш привыкает к окружающему миру. Пока он все еще может слабо набирать вес, потому что кроха потратил много сил во время родов и пережил огромнейший стресс. Новый мир пока чужд ребенку и только рядом с мамой он чувствует себя спокойно. Поэтому первые дни жизни малыша стоит его как можно чаще прикладывать к груди. Кроме того, пока малыш очень слабо проявляет свои эмоции, но внимательные родители прекрасно смогут разглядеть положительные и отрицательные эмоции на личике своего ребенка.

Нормальным в первую неделю жизни считается:

•слабая прибавка веса,

•стул новорожденного 8-12 раз в сутки,

•мочеиспускание до 15 раз в сутки,

•движения ручек и ножек еще не осмысленны,

•появляются безусловные рефлексы,

•объем потребляемой пищи растет раз за разом.

2 неделя жизни

На второй неделе время бодрствования малыша увеличивается и кроху уже можно купать. Кроме того, гематомы, полученные при родах и младенческая желтушка к концу этой недели проходят. Вес новорожденного понемногу растет и к концу второй недели ребенок может набрать до 150 грамм веса. Фекалии новорожденного становятся желтыми и кашицеобразные.

3 неделя жизни

Вес малыша на это неделе может увеличиться до 200 гр. Родовые травмы и гематомы совсем проходят, а при выкладывании малыша на животик он начинает неуверенно приподнимать головку. На этой неделе ребенок и молодые родители начинают привыкать к новому режиму дня.

4 неделя

Малыш начинает активно двигаться. Его вес может вырасти до 800 грамм, и при этом он очень хорошо кушает. Во время каждого кормления малыш может выпивать 80 мл. молока. В это время малыш испытывает невероятную потребность в тактильных ощущениях. Ласковые поглаживания мамы, легкий массаж и общение с малышом помогают не только ему успокоиться, но и наладить тесную связь между мамой и ребенком.

Развитие новорожденных по неделям важно для любого родителя. Владея этой информацией, мама может не только знать, чего ожидать в тот или иной период жизни малыша, но и оценить насколько он развит. В любом случае, если у родителей возникают вопросы или опасения, связанные с развитием малыша, в первую очередь необходимо посоветоваться со специалистом.

Развитие новорожденных по месяцам

Развитие новорожденного по месяцам стремительно растет и развивается. С каждым месяцем физическое и эмоциональное состояние ребенка изменяется. Каждый этап развития ребенка особенно ценен как для самого ребенка, так и для родителей.

1 месяц

Развитие новорожденного ребенка происходит в различных аспектах его жизни. Как правило, специалисты выделяют следующие:

Физиология

Легкие ребенка раскрываются с первым вздохом малыша и начинают снабжать организм кислородом. Кровь ребенка полностью обновляется, и система кровообращения начинает свою работу по циркуляции крови. Эндокринная и пищеварительная системы начитают защиту организма от бактерий, с которыми во внутриутробной жизни им сталкиваться не приходилось. Все эти процессы приводят к большим нагрузкам на организм и поэтому малыш за первую неделю своей жизни обычно теряет вес. После первой недели жизни вес должен начинать прибавку. Итак, в конце первого месяца малыш должен прибавить 800 – 1000 гр., и подрасти на 4-7 см.

Кроме того, как только новорожденному малышу исполнится месяц необходимо посетить педиатра, который направит малыша на разностороннее обследование.

Сон

Сон для новорожденного малыша очень важен в первый месяц жизни и поэтому он занимает большую часто времени. Примерно 20 часов в сутки приходится на сон, но даже во время бодрствования малыш может дремать. В первый месяц жизни новорожденные спят на спине, сгибая ручки в локтях и прижимая их к груди.

Еда

Пища для малыша является один их самых важным моментов на этом этапе жизни. Его пищеварительная система еще только находится в процессе становления и поэтому у малышей появляются колики. Поэтому маме в это время нужно очень тщательно следить за своей диетой, если она кормит малыша грудным молоком. Если же малыш находится на искусственном вскармливании стоит очень тщательно подойти к выбору молочной смеси.

Разные специалисты видят свои правила как нужно кормить ребенка, но все же большинство из них склоняются к кормлению по требованию ребенка. Если придерживаться такой системы кормления, то малыш будет прикладываться к груди 10-12 раз за сутки. В будущем, когда мама начнет вводить прикорм количество кормлений уменьшится. Есть специалисты, которые считают, что кормить ребенка нужно по часам 6-7 раз в сутки. При этом интервал между кормлениями должен составлять примерно 3 часа, а ночью 5-6. По их мнению, с таким кормлением мама приучает малыша к режиму, однако далеко не все дети могут выдерживать такой интервал между приемами пищи.

Психология

На первом месяце жизни психологическое развитие малыша измеряется его рефлексами. Некоторые останутся с ребенком на всю жизнь, другие будут исчезать по мере взросления.

К основным рефлексам, которые указывают на нормальное развитие ребенка относят:

Является важнейшим рефлексом для жизнеобеспечения. Чтобы его выявить необходимо приложить малыша к груди или дать ему соску, если он начинает совершать ритмичные сосательные рефлекс – все хорошо.

Так же, как и сосательный, является важным рефлексом в полном жизнеобеспечении малыш и проходит в 2-3 месяца. Выявить его можно довольно легко – необходимо прикоснуться пальцем к губам новорожденного. При наличии рефлекса малыш вытянет губки.

Чтобы его выявить нужно нажать пальцем на ладошку крохи. Малыш при этом должен крепко сжать палец взрослого. Это рефлекс исчезнет в 5-6 месяцев и на смену ему придет осознанное хватательное движение.

Этот рефлекс важен для развития малыша, потому что позволяет судить о развитии опорно-двигательной системы. Чтобы проверить наличие рефлекса необходимо поставить малыша на твердую поверхность, чтобы стопы касались ее. При касании ногами поверхности, малыш должен выпрямить ножки. Если наклонить малыша вперед или назад, то он должен имитировать ходьбу.

Так же является одни из важных показателей развития новорожденного первого месяца жизни. При выкладывании малыша на животик ему слегка надавливают на ступни. Малыш должен совершить движение, похожее на ползание.

Еще его называют ладонно-ротовым рефлексом. Ребенок должен повернуть голову в сторону раздражителя при нажатии пальцем на ладошку малыша.

Наличие этого рефлекса очень важно для младенца в первый месяц его жизни. Выявить его можно при выкладывании малыша со спины на живот. В этот момент ребенок должен самостоятельно повернуть головку так, чтобы его дыханию ничего не мешало.

При осмотре малыша специалисты проверяют и наличие других рефлексов у ребенка, которые обычно проходят к году. Хотя некоторые из них просто трансформируется в осознанные действия.

Физическое развитие новорожденного

Младенец в конце первого месяца достаточно активно дергает ручками и ножками. Поворачивает голову, если его положить на животик, а некоторым деткам удается уже поднять ее и посмотреть по сторонам.

В этот период очень важно, чтобы родители помогали мышцам малыша развиваться. Легкий массаж или поглаживания, переворачивания с бока на бок, выкладывание на животик помогают малышу не только развить мышцы, но и ощутить свое тело.

Заметим, что на физическое развитие новорожденных может сказаться тугое пеленание. Сковывающие движения мешают в полной мере развиваться малышу. Некоторые специалисты утверждают. Что дети, которых не пеленали с рождения быстрее начинают ходить и разговаривать.

Игры

Даже в столь маленьком возрасте малыши начинают играть. Они с удовольствием разглядывают свои ручки, прислушиваются к различным звукам.

В качестве игрушек можно предложить младенцу различные погремушки, музыкальные развивающие игрушки, но главное, чтобы звуки их были спокойными, не резкими. Иначе малыш может напугаться и игры с такими предметами будут ему не по душе. В период бодрствования, когда малыш активно двигает ручками и ножками можно надеть звенящие браслетики.

Пороки развития новорожденных

К сожалению, никто не застрахован от рождения ребенка с различными пороками развития. Даже в парах, ведущий активный и здоровый образ жизни возможно рождение не совсем здорового ребенка. Это обусловлено многими факторами. Многие пороки, кончено, определяют еще во время внутриутробного развития, некоторые после родов. Но существуют некоторые генетические пороки, которые могут себя проявить по мере взросления малыша. Поэтому очень важно оценивать развитие младенца, чтобы в случае выявления отклонения принять своевременно меры.

В целом, новорожденный ребенок развитие первого месяца жизни должен уметь:

1.Приподнимать ненадолго голову, когда лежит на ровной плоской поверхности.

2.Фокусировать взгляд на мамином лице. Кроме того, он может наблюдать за предметом, удаляющимся на расстоянии 15-20 см от его лица.

3.Реагировать на шумы. Например, на звон колокольчика он может повернуть голову, заплакать или прислушаться.

4.Одаривать родителей первой и самой милой улыбкой.

Если родителям кажется, что их кроха не делает ни один из этих показателей, то им стоит обратиться к врачу. Однако, в редких случаях это может указывать на задержку развития, как правило отсутствие этих показателей ни о чем не говорит. Недоношенные дети могут развиваться гораздо медленнее, чем их сверстники. Этапы развития новорожденного очень условны и не стоит впадать в панику если ребенок не совершает те или иные действия. Постарайтесь побольше гулять с малышом на свежем воздухе и отдыхать пока он спит большую часть времени. Впереди счастливых родителей ждет второй месяц развития новорожденного. Он будет еще более насыщенным, поэтому сейчас самое время успокоиться и насладиться общением со своим крохой!

Видео развития новорожденного

Источник:
Развитие новорожденного
Как развивается новорожденный по неделям, и в какие игры уже можно с ним играть читайте в нашей статье.
http://beremennost-po-nedelyam.com/razvitiye_novorojdennogo/

Развитие ребенка

Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.

С первым вдохом начинают функционировать легкие, кровообращение перестраивается на внеутробное – заполняется легочный круг кровообращения, прекращается поступление крови через пуповину. Начинает функционировать и пищеварительный тракт, идет приспособление к новым условиям питания. Происходят большие изменения в обмене веществ. Особенно важны изменения в водном обмене: новорожденный почти на 75% своей массы состоит из воды. В первые дни через расширенные сосуды кожи, через легкие теряется много воды. Следовательно, легко может наступить сгущение крови и относительное повышение содержания в ней солей. Поэтому новорожденный ребенок должен получать достаточно много жидкости (30-50, а в жаркое время до .100 мл в сутки).

Новорожденный почти непрерывно спит, поскольку в нервной системе резко преобладают процессы торможения. Однако сон его неустойчив и беспорядочен. Во сне, как и во время бодрствования, отмечается хаотичность движений. Активность ребенка вызывается в основном голодом, болью или внешними воздействиями (резкий свет, звук, изменение температуры воздуха).

Однако постепенно, начиная со второй-третьей недели жизни промежутки бодрствования у ребенка увеличиваются, и в это время можно заметить, что он начинает фиксировать взглядом лицо (обычно границу лба и волос) взрослого. Аналогичную реакцию можно наблюдать, поместив перед глазами младенца яркий предмет и поводив им из стороны в сторону. Взгляд ребенка как бы зацепляется за предмет и с некоторым отставанием движется за ним. Со временем малыш все успешнее научается фиксировать и прослеживать движение предмета.

Взгляд в глаза – это первый признак зарождающегося общения. Обычно он наблюдается в трехнедельном возрасте, однако дети настолько различаются между собой, что сроки появления той или иной реакции различны. Вместе с тем установлено, что если взрослые не разговаривают с ребенком с первых дней жизни, мало уделяют ему внимания, то и появление взгляда в глаза отмечается гораздо позднее. Это происходит потому, что на этапе новорожденности малыш фактически еще не является партнером по общению, и взрослый, организуя атмосферу общения, должен выполнять роль обоих партнеров, как бы авансом наделяя младенца этим качеством. «Поток общения», в который взрослый погружает малыша, создает у него привычку и вкус к ласке, теплым словам, отношению к нему как к личности, а не только как к объекту воздействий, нуждающемуся в удовлетворении физиологических потребностей.

При правильном воспитании новорожденного к концу первого месяца в ответ на обращение взрослого малыш не только замрет, глядя ему в глаза, но и улыбнется. Улыбка очень важный момент в психическом развитии младенца. С первых дней появления на свет у ребенка наблюдается разнообразная мимика, в том числе и улыбка. Однако она сначала никому не адресована, появляется при закрытых глазах и, являясь отражением внутреннего состояния малыша, не имеет психологического содержания. Поэтому такую улыбку называются «физиологической». Улыбка же, появляющаяся в ответ на обращение взрослого при взгляде в глаза, называется «социальной». Появление «социальной» улыбки означает конец периода новорожденности и свидетельствует о появлении потребности в общении. Так совершается переход от взаимодействия ребенка со взрослым к общению с ним.

Авторы:Смирнова Е.О. Авдеева Н.Н. Галигузова Л.Н. Дробинская А.О. Ермолова Т.В. Мещерякова С.Ю

Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям — посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.

Источник:
Развитие ребенка
Физическое развитие Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться. В период новорожденности идет интенсивна
http://babyhelp.kiev.ua/?/article/124/542/11145588

COMMENTS