Развитие общения

Влияние общения на развитие личности


Воспитание ребёнка – дело тонкое, если, конечно, вы серьёзно и ответственно к этому же делу относитесь. Немаловажную роль в формировании и развитии личности играет общение. Родителей всегда интересует тот круг общения, в котором обитает их чадо. Разберёмся же, каким должно быть общение для гармоничного развития ребёнка.

Часто слышу такое родительское мнение, что ребёнок обязательно должен пойти в садик, чтобы гармонично и правильно развиваться в кругу своих сверстников. Хотя, не раз замечала, что люди, которые в детстве не посещали садики, выросли и достигли в жизни тех же высот, что и сверстники-садиковцы. Скорее всего, дело обстоит совсем в другом… Возможно, это наследственные факторы, задатки, которыми наделили человека родители и многое другое. То есть, не только детский садик обеспечивает влияние общения не развитие личности, а и многие другие факторы. Обо всём этом поговорим подробнее.

Мама, поговори со мной

Первый человек, от которого идёт непосредственный источник общения для человека – это его мама. Если мать по истине ждёт и любит своего ещё не родившегося ребёнка, то общение начинается ещё с внутриутробной жизни. Доказано, что будущий ребёнок чутко чувствует как внутреннее состояние матери, так и ту смысловую нагрузку, которую она хочет ему передать своим душевным разговором.

Следующий этап общения – это общение после рождения. Мама же здесь снова выступает непосредственным источником общения. Не нужно пренебрегать общением с крохой с первых же минут после рождения. Поверьте, малыш в этом нуждается. Он вас любит и чувствует.

Таким образом, начиная с зачатия и продолжая после рождения ребёнка, мать выступает первоисточником общения, а значит – познания мира, жизни, знаний. Не зря говорят, что лучшими учителями для ребёнка есть его родители.

Папа оказывает немаловажную роль в развитии малыша и формировании его как личности. Поэтому, вместе с мамой очень важно общаться с ребёнком, начиная с первых моментов его жизни.

Я вижу мир, и в нём есть люди

Подрастая, малыш видит и понимает, что вокруг есть ещё дяди и тёти, бабушки и дедушки, врач в белом халате, мальчики и девочки. Он получает от них эмоции, учится узнавать «своих» и отличать «чужих от своих», а позже – учится общаться и получать информацию от людей, с которыми общается.

Такой новый, а позже главный, круг общения ребёнку очень нужен, и чем дальше, тем сильней и сильней. Ведь вся наша жизнь – это непосредственный контакт с другими людьми. Где бы мы ни были, на работе, в общественном транспорте, в магазине или в спортзале, повсюду мы сталкиваемся с людьми, общению с которыми мы обучались с детства. Чем легче ребёнку будет удаваться общение с раннего детства, тем ему будет легче в будущем заводить новые знакомства и налаживать контакты с новыми людьми. Этот «дар» бывает врождённым, а бывает и приобретённым благодаря воспитанию, самообучению и многим другим факторам.

Нужен ли садик, нужна ли школа?

Задавая этот вопрос воспитателю детского сада с большим опытом, я получила ответ: «Я считаю, что в садик ребёнка надо водить, так как он дисциплинирует. С другой же стороны, можно получить двоякий результат: один ребёнок самоорганизовывается, получает общение и развитие, другой же – «ломается» не в лучшую сторону.» Родители, если вы считаете, что садик «сломает» личность в вашем ребёнке, хорошенько подумайте, нужен ли ему детский сад. Хорошей альтернативой государственным детским дошкольным учреждениям могут быть современные развивающие центры. Они обеспечивают и общение, и развитие в ненавязчивой активной форме.

Что касается школы, то, конечно, вы можете нанять частного преподавателя, обеспечить ребёнка лучшими учителями в домашних условиях, но нужно ли вам это? С таким же успехом можно найти лучшую школу. Школа – это не только источник знаний, но ещё и источник общения, пусть и не всегда хорошего, но где-то всё-таки нужно приобретать жизненный опыт. По крайней мере, большинство из нас учились в школе и выросли умными, коммуникабельными, самодостаточными людьми.

С тем дружи, а с тем не дружи

Часто родители пытаются проконтролировать круг общения своего ребёнка, будучи уверенными в том, что только они вправе выбирать для него друзей. Если же вы и пытаетесь повлиять на ваше дитя в выборе друзей, то вы должны быть уверены на все 100% в том, что вы действительно правы. Чрезмерный контроль, запреты и диктатура с вашей стороны могут только усугубить отношения между вами и ребёнком. Таким образом, вы превратитесь в диктатора, строгого родителя, но никак не друга для ребёнка. Естественно, о доверительных отношениях в такой ситуации не может быть и речи.

У вашего ребёнка обязательно должны быть друзья, ведь вы не хотите, чтобы ваше дитя было ограничено в общении. Недостаток общения со сверстниками порождает комплексы, депрессию, замкнутость, особенно в подростковый период жизни.

Также не нужно судить о друзьях вашего ребёнка по достатку его семьи, ведь лучшие человеческие качества не определяются уровнем образования и финансовым состоянием. Тем более в детском возрасте выбор друзей по вышеуказанным критериям недопустим. Иначе, в ребёнке с раннего детства воспитывается расчётливость и корыстолюбие.

Мир рядом – общение с природой

Учите своего малыша любить мир вокруг себя. Детки – лучшие исследователи, как никогда они видят травку вокруг, порхающую бабочку, одуванчик или кузнечика. Расскажите своему ребёнка всё, что знаете сами. Подарите ему мир красок природы, ароматов и звуков. Таким образом, вы заряжаете себя и ребёнка положительными эмоциями, дарите радость и любовь.

Влияние общения на развитие личности сложно переоценить. Как видно из вышеизложенного, общение – это не только контакт с окружающими людьми. В первую очередь, ребёнок познаёт через вас окружающий мир и то, что дадите ему вы, посеет зерно его дальнейшего будущего. Общайтесь со своими детьми и сейте только лучшее зерно, ведь скоро пожинать плоды…

Источник:
Влияние общения на развитие личности
Каким должно быть общение для гармоничного развития ребенка, как общение влияет на развитие личности
http://www.allwomens.ru/6417-vliyanie-obshheniya-na-razvitie-lichnosti.html

Развитие общения детей дошкольного возраста

Ранее мы уже обсуждали становление общения в младенческом и раннем детском возрасте. В этом разделе, в связи с анализом роли игры в развитии общения и развитии личности, суммируем некоторые данные. Нет нужды вновь говорить о роли общения в развитии ребенка. Педагог и врач-педиатр, конечно, должны уметь оценивать процесс становления потребности в общении и самого общения хотя бы в общих чертах. М.И.Лисина предлагает для этого использовать 4 критерия.

Первый из них это наличие-отсутствие внимания и интереса ребенка к взрослому.
Второй — эмоциональные проявления ребенка к взрослому.
Третий — стремление ребенка продемонстрировать себя, т.е. действия ребенка, направленные на привлечение к себе внимания взрослого.
Четвертый — чувствительность ребенка к отношению взрослого.

Как же развивается общение ребенка от рождения к дошкольному возрасту? Каковы главные психические продукты этого развития? Проиллюстрируем это схемой развития общения, предлагаемой М.ИЛисиной (см. табл. 11).

В ней увязываются воедино потребности и мотивы ребенка, его деятельность, средства общения и его продукты. Так, на первом этапе развития общения ведущей потребностью ребенка является потребность в доброжелательном внимании взрослого, а ведущим мотивом общения — личностный, суть которого в том, что именно взрослый пока еще единственный источник ласки и внимания, доброжелательного отношения к ребенку в рамках ведущей в этом возрасте непосредственно эмоциональной деятельности. В этот период единственно возможное средство общения — экспрессивно-мимические реакции ребенка — улыбка, взгляд, мимика.

Результатом такого общения становится в этот период жизни неспецифическая общая активность.

В следующем, старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Взрослый предстает перед малышом в качестве целостной личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Общение разворачивается преимущественно на фоне самостоятельной (теоретической), а потому и внеситуативно-личностной деятельности ребенка. Каковы реальные проявления этого общения?

Произвольность поведения, как целостный поведенческий акт, подготавливается предшествующими феноменами психического развития — произвольностью внимания, памяти, мышления, возникновением волевых личностных качеств.

Приведенные четыре этапа развития общения — это всего лишь возможности, к сожалению, не всегда реализуемые в жизни. В реальной жизни нередки значительные отклонения от указанных сроков. Иногда дети до конца дошкольного возраста остаются на стадии ситуативно-делового общения. Довольно часто не формируется внеситуативно-личностное общение. Так что возраст ребенка сам по себе не определяет форму его общения. Показателем развития общения является возможность и способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации и партнера.

Источник:
Развитие общения детей дошкольного возраста
Ранее мы уже обсуждали становление общения в младенческом и раннем детском возрасте. В этом разделе, в связи с анализом роли игры в развитии общения и развитии личности, суммируем некоторые данные.
http://psyera.ru/4509/razvitie-obshcheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta

COMMENTS