Развитие общения

Развитие общения

Знаки внимания – это обращенные к собеседнику высказывания или действия, цель которых – подде

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Рефентная (значимая) группа может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействи

Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.

2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения; 3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям

Что такое общение? Какова роль общения в развитии личности? Общение – это широкое и много плавное понятие.

Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потреб-ности в общении у ребенка.

Находясь в человеческом обществе, посредством общения с себе подобными ребенок с первых дней получает всю необходимую для индивидуального развития информацию.

Посредством общения люди организуют различные виды.

Общение играет, огромное значение в развитии личности.

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития п. подробнее ».

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый

К средствам общения относятся: язык, интонация, мимика, поза, взгляд, жесты.

Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая

Первые средства общения с ребенком — жесты, обозначающие предметы и действия.

Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении. Развитие памяти.

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его. подробнее ».

найдено похожих страниц:10

Развитие общения

Общение развивается, меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения:

1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение пре­имущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция.

2. Возраст от 8-10 мес. примерно до 1,5 лет,. Переход к использованию языка как средства общения.

3. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение пред­метной деятельности и игры. Становление произвольности в ис­пользовании разнообразных средств общения.

4. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенству­ются средства общения. Разделяются и относительно самостоя­тельно развивается деловое и личностное общение.

5. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры об­щения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации ком­муникативной стратегии на основе владения техникой и знания правил общения.

Техника общения — совокупность конкретных коммуникатив­ных умений — говорить и слушать.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимо специа­листам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек — человек» — политикам, бизнесменам, медикам, менед­жерам, педагогам и многим другим.

Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

Это умение лежит в основе жизненного и профессионально­го успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать зат­руднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавли­вать контакты с деловыми партнерами, пациентами, их родственни­ками, коллегами, добиваться успехов на переговорах. Залог любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Личностно-ориентированное — вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.

Ритуальное общение представляет собой некоторые ха­рактерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении пред­ставлена минимально.

Общение в диаде и внутригрупповое общение:

1.общение может протекать по-разному, если общаешься с дру­гим партнером или если речь идет о внутригрупповом обще­нии. Действительно, бывает так, что с подругой устанавливают­ся теплые, открытые отношения, а с учебной группой отноше­ния не складываются, доверия не возникает. Другие, наоборот, могут дружить сразу со всеми и ни с кем в отдельности;

2.общение межличностное между двумя людьми зависит от их мотивации, целей, средств общения (умения общаться);

3. общение в группе должно учитывать, кроме индивидуальных особенностей общающихся, и их формальный (должность) и неформальный статус (положение) в группе, общегрупповые нормы поведения, социальные роли общающихся, принадлеж­ность к той или иной группе.

Уровни общения в группе (исследования А.У. Хараша)

2. Учитываются лично­стные особенности каж­дого.

3. Учитывается отно­шение друг к другу.

4. Учитываются общие нормы и способы ре­ализации общих целей.

Развитие общения

У человека не с рождения возникает потребность в общении с другими людьми. Сначала неосознанно, а потом сознательно она вступает в определенные отношения с окружающими, приобщаясь к жизненному опыту

С момента рождения ребенка взрослые побуждают его к общению. Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Ребенок разнообразными способами привлекает внимание взрослых еще до того, как начнет гово. ОРИТ. О чувство голода, мокрые пеленки, другие неприятные вещи ребенок сообщает взрослых своим криком. В месячном возрасте ребенок пристально смотрит на лицо матери. Двухмесячный ребенок улыбается в ответ на ласковое слово и улыбку взрослого. Улыбка — это жест, коммуникативный стимул. Двух-, трехмесячный ребенок иногда без видимых причин начинает капризничать и успокаивается только тогда, когда с ним заговорят. Общение со взрослыми уже в подростковом возрасте является одним из главных условий психического развития младенцеву дитини.

Дети выражают свое эмоциональное состояние, просят о помощи, пользуясь действиями и жестами, т.е. общаются еще до того, как научились разговаривать. Ребенок, отталкивая жестом, выражает отказ или тянется я к предмету, манит ее. Эти жесты могут сопровождаться и целенаправленными звуками. Вместе они предшествуют речевому общениюнню.

При правильных методах воспитания ребенок от общения, которое заключалось в стремлении внимания взрослых, переходит к сотрудничеству с ними. Сотрудничество заключается в том, что взрослые помогают ребенку просмотр умирать действие, привлекают ее внимание к предметам, руководят действиями малыша. А ребенок обращается за помощью к взрослым, когда не может выполнить какое-то действие. При этом взрослый оценивает поведение ребенка — поощряет ее улыбкой или мимикой и жестами показывает свое недовольство. Так ребенок учится правильно веститись.

Потребность в общении создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи исходе второго месяца дети в ответ на обращенные к ним слова начинают агукать, а в возрасте пяти — шести меся. Яцив у них возникает лепет. Первые слова ребенок обычно произносит примерно в один год. В полтора года дети произносят около 50 слов. Эти слова означают, что ребенку кажется важным (дай, мама, папа молоко и т.д.ощо).

С развитием речи общения детей становится намного эффективнее. Стадии развития потребности ребенка в общении (с. М. И. Лисина):

1) потребность во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни);

2) в сотрудничестве (ранний дошкольный возраст);

3) в заинтересованности взрослого запросами ребенка (младший и средний дошкольный возраст);

4) во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст)

Процесс речевого общения — это взаимосвязь понимания и говорения. Благодаря ему осуществляется передача и восприятие сообщений, информации — коммуне»нация

В общении между людьми происходит обмен опытом, знаниями, навыками, т.е. взаимообогащения их в профессиональной деятельности и в различных сферах жизни оказываются различия между людьми, разница в оцен нках, взглядах, интересах, эмоциях, действиях. Определяющими для общения индивидов являются нормы и принципы морали, сложившиеся в обществві.

Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как образование и воспитание, наука и искусство, политика, здравоохранение и т.д.

Главным средством общения между людьми является слово — важнейшая языковая единица. Язык — это система знаков, которые имеют определенное значение и используются для передачи и хранения информации

Речь — это процесс использования человеком языка для общения

Речь, или словесная речь, относится к языковых знаков, строящихся по определенным грамматическим правилам. Неязыковые знаки — это знаки-символы (например, государственная символика) знаки-копии (например, репрод укции, похожи на то, что они означают) система знаков, регулирующих уличное движение, и т.п.. Кроме словесной (вербальной) языка, существует как средство общения еще и невербальный язык это язык жестов, мимики, поз т а других выразительных движение ихів.

Знаки общения можно разделить на знаки естественных языков и знаки искусственных языков. Естественный язык — это прежде всего слова, предложения устной и письменной речи. Искусственный язык — это язык мимики и жестов (язык глухонемые ных), телеграфный код, язык специальных знаков, употребляемых в математике, физике, химии, знаки дорожного движения, программы для. ЭВМ, речь шифровок, язык искусства. Искусственный язык — это закодированная естественная м ова. Она тоже предназначена для общения людиюдей.

Благодаря общению людей язык развивается вместе с обществом. Труд создал человека, и членораздельная речь возникла благодаря трудовой деятельности

Язык нужен как средство общения, он выполняет коммуникативную функцию: в процессе совместной деятельности между людьми происходит обмен информацией, эмоциями, идеями и т.д.. Язык нужен и как средство закрепят ения и сохранения коллективного опыта человечества и достижений общественной практики. Кроме того, с помощью языка человек может выразить свои эмоции и чувства, свои симпатии и антипатии, свое отношение к информации, которую она воспринимает или сообщениеяє.

С развитием общества знания человечества расширяются. Чтобы сохранить информацию для последующих поколений и передавать ее в пространстве, создается письменная речь, люди изобретают радио, телевидение, создают компьютеры. Появляются новые понятия и явления, которым язык дает названия. Стремление людей к адекватному отражению объективных изменений не только в социальной среде, но и в человеческих взаимоотношениях приводит пос партийными развитие и обогащение языковови.

В своей деятельности человек пользуется различными видами речи (рис 42). В общении широко используют внешнее (устное монологическое, устное диалогическое, письменное) и внутренняя речь. Устная речь и общение осуществляется с помощью языковых средств, воспринимаемых на слуслух.

Устное монологическая речь — это речь одного человека: докладчика, лектора, рассказчика. Такое вещание должно быть грамотным, логически связанным, понятным слушателю. Монологическая речь для успеха спилкува. Ання должно быть эмоциональным. Оратор должен обладать мимикой, жестом, позой, искусством культурного, действенного речи. Слово теряет звучания без жеста, гармонирующий с ним и помогает приобрести содержания. В быту монологической речи определенного психологического значение придают громкость, замедление или ускорение темпа, интонация (рис 43с. 4.3).

Разговорное, или диалогическое, речи происходит в форме разговора между двумя или несколькими лицами. Диалогическая речь легче монологическое, так как при нем речи каждого из участников пидтримуеть ься возражениями собеседников, вопросами и ответами. Иногда собеседники понимают друг друга с полуслова, восклицания, жеста, молчания. Примером данного речи может быть общение врача и хворогого.

В отличие от устного, письменная речь использует письменные знаки и имеет свои конструктивные особенности. Письменная речь по конструкции сложнее и тяжелее устную речь, но оно позволяет в проц процессе писания тщательно работать над словесным оформлением. ДУМКи.

Письменная речь должна быть развернутым, в нем можно сказать все до конца, мысли изложить точно и понятно для других

Рис 42. С развитием высоких технологий появилось много новых возможностей для обмена и хранения информации

Рис 43. Устное монологическая речь

Внутренняя речь существует только в нашем мозгу: это речь, обращенная к самому себе. Внутренняя речь важно для процесса мышления, самосознания и регулирования поведения. Языковой опыт человека в союз ковке с другими людьми определяет смысл внутренней речи. Оно является начальным моментом речевого высказывания и поэтому используется при общении человека с человеконою.

Дети усваивают язык чрезвычайно быстро протяжении двух с половиной лет речи ребенка развивается от примитивных высказываний к осознанному отражение мыслей. Чтобы эффективно общаться с людьми и, детям нужно знать, как четко выразить свои намерения и достичь цели. Для этого им следует овладеть правилами пользования языком в различных социальных условиях, формами обращения к людям, правилами беседы как разговаривать со сверстниками и как со взрослыми. В социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с матерью, дети изучают язык. Нужно приложить много усилий, чтобы овладеть выразительностью и в бразнистю языка и слова, которые точно и ярко передают различные переживания человека от способности человека раскрыть смысл слова зависит сила психологического воздействия, которое имеет слово. Б. Шоу отмечалазначав:

«существует пятьдесят способов произнести слово»да»и пятьсот способов сказать слово»нет», а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ»

Особенно сильным средством воздействия на психику больного является слово врача, действующего на психофизиологическое состояние человека, на все жизненно важные функции организма

Павел. Бейлин в книге»Поговори со мной, врачу», так пишет о значении слова:»слово такой же степени эффективно в психологии, как скальпель-в хирургии. Но при одном условии: если обладают ниш. Скальпелем т прикасаются к телу, словом — по вкусу. Как нельзя пользоваться тупым скальпелем, так же нельзя пользоваться»тупым»словомтуватися «тупим» словом».

В повседневной жизни и во всех сферах профессиональной деятельности происходит взаимодействие общения и языка. Непосредственный контакт, живая речь, передачи людьми своих мыслей и чувств, эмоций остаются в во все эпохи необходимыми формами общенияя.

Обязательным условием владения словом является культура речи — умение правильно употреблять и произносить слова, строить из них фразы. Известны три основные этапы овладения культурой речи

Первый этап — правильность речи, иначе говоря, соответствие нашего вещания правилам и нормам литературного языка. Нормы литературного языка усваиваются в общении с образованными людьми, в процессе ч чтение художественной литературы, работа со словаремм.

Второй этап овладения культурой речи — приобретение стилистической грамотности, умение употреблять слова, формы слов, синтаксические конструкции согласно содержания и условий вещания. Тот, кто говорит (или пишет), принимает слова, которые наиболее удовлетворяют конкретном случае. Один стиль будет в беседе с друзьями или в письмах к ним, другой — в выступлении на собрании или в деловых документаах.

Третий этап — это умение строить свою речь (устную и письменную) так, чтобы она своей формой помогала донести до слушателей (читателей) содержание излагаемого, т.е. речь должна быть доступной, четкой, краткой, то очной, выразительной и ясно.

Культура речи имеет еще одно важное свойство — умение выслушать собеседника, является составной частью культуры общения и культуры человека в целом

Вещание возникло и развивалось у человека в процессе общественной практики с потребностью в общении и коллективной трудовой деятельности. При этом человек овладевала языке сначала будто стихийно, а затем сви идомо. В онтогенезе речи и язык ребенок усваивает от родителей, а затем в детском дошкольном учреждении и школе. Причем роль влияния взрослых на качественное развитие речи у детей очень значительная. Развивая речи в процессе общения, мы тем самым совершенствуем и мышления младенцевтини.

Таким образом, речь диалектически связана с мышлением и сознанием человека. Вещание взаимосвязано с анализаторами первой сигнальной системы и через нее влияет не только на сенсорные процессы, но и на все пс сихичне жизни человека. И. П. Павлов определил слово как»сигнал сигналовсигналів».

С эволюцией головного мозга и развитием у человека речи появилась возможность заменить обычные раздражители (первая сигнальная система) словами (вторая сигнальная система). Слово является символом обычных подр азникив. Вторая сигнальная система действует в тесной взаимосвязи с первой сигнальной системой и образует единый механизм, который осуществляет высшую нервную деятельность человекни.

Анатомо-физиологический механизм процесса вещания состоит из центральной и периферической частей

Центральные механизмы процесса содержатся в коре головного мозга. Возбуждение слухового нерва поступают в височной зоны левого полушария, где расположена корковая часть слухового анализатора. В ней осуществляются я анализ и синтез речи. При анализе активизируются следы прошлого опыта, и между знаниями только воспринятыми прежнему приобретенными устанавливаются временные нервные связи. Височные зоны мозга связан ни с лобовыми, ответственными за двигательные речевые реакциикції.

Периферийная часть анатомо-физиологического механизма процесса вещания состоит из трех частей. К первой относятся органы дыхания, подающих струю воздуха к гортани, ко второй — гортань в гортань ни содержатся голосовые складки, под действием струи воздуха они колеблются. В результате этого появляются звуки, разные по высоте. К третьей части принадлежат полости рта и носа, которые выполняют роль р езонаториорів.

Различают внешнее и внутреннее вещание. Внешним является устное (монологическое и диалогическое) и письменная речь. Внутренняя речь — это речь о себе. Оно не является средством общения, а функционирует тогда, кол ли человеку надо что-то осмыслить. Внутреннее вещание более лаконичное сравнению с внешниешнім.

Монологическая речь — это высказывание одного человека, проявление его мыслей монологической речи является, например, выступление лектора

Диалогическая речь — это беседа между двумя или несколькими одинаково активными людьми. Как правило, собеседники знают предмет разговора и их диалог бывает сокращенным. Вместе с тем диалог может быть и развернет неним, особенно когда собеседники дискутируют по важной проблеме монологической и диалогической речи — устные виды. На основе устной речи развивалось письменнойемне.

Средствами письменной речи есть буквы, иероглифы, другие знаки, с помощью которых фиксируются звуки устной речи

Основные функции языка и речи — общения и познания. Эти функции неразрывно связаны между собой. Речь прежде всего является средством общения, поскольку каждое слово что-то значит

Познание окружающего мира человеком также невозможно без языка и речи с помощью слов сохраняется общественно-исторический опыт человечества, является основой познания мира

С основными функциями речи тесно связаны и другие — экспрессивная и функция воздействия. В процессе общения люди выражают свое отношение и переживание к другим людям и событий в мире. Сообщая св вой мысли друг другу, люди влияют на деятельность своих собеседниковів.

Вещание очень влияет на эмоциональное состояние человека, а через него — на деятельность внутренних органов. Речь может влиять на состояние организма также условнорефлекторной. Многие поэтических строк посвящено сил ли словва.

Слово должно стать важнейшим инструментом медицинских работников. Правильно применено, оно всегда даст положительный эффект. Иначе оно будет разрушительной силой, что может вызвать, усилить то или иное забо орюванння.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Развитие общения

53. Развитие общения

Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.

В процессе филогенеза меняется содержание общения.

Это изменение проявляется в следующем:

1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных свойствах окружающего мира + знания о мире.

Первые два этапа общие для человека и животных, третья ступень присуща только человеку;

2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения;

3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям:

а) развитие органов, приспособленных для коммуникации, например, рук;

б) появление возможности экспрессивных движений (мимика, пантомимика);

в) изобретение и начало использования знаковых форм;

г) появление, совершенствование технических средств.

В онтогенезе общение развивается следующим образом (Немов, 1995):

1) от рождения до 2 – 3 месяцев – контактное, биологическое по содержанию общение, направленное на удовлетворение органических потребностей младенца. Основное средство – элементарная жестикуляция и мимика;

2) от 2 – 3 месяцев до 8 – 10 месяцев – этап начального познания, начало деятельности органов чувств, появление потребности в новых ощущениях;

3) от 8 – 10 месяцев до 1,5 лет – общение становится скоординированным, невербальным – вербальным, основная цель – удовлетворение познавательной потребности; к концу периода начинает активно использоваться язык как средство общения;

4) от 1,5 до 3 лет – появляется деловое и игровое общение, что обусловлено развитием предметной деятельности и игры.

Здесь начало разделения делового и личностного общения;

5) от 3 до 6 – 7 лет – способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа; развитие сюжетно-ролевого общения;

6) школьный возраст – ускоренный интеллектуальный и личностный рост ребенка приводит к большому разнообразию содержания общения, дифференциации целей и совершенствованию средств; наблюдается четкое разделение делового и личностного общения.

Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.

Источники:
Развитие общения
Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.В процессе филогенеза меняется содержание общения.Это изменение проявляется в следующем:1) насыщение новой информацией: биологическое внутре
http://cribs.me/obshchaya-psikhologiya/razvitie-obshcheniya
Развитие общения
Общение развивается, меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения: 1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение пре­имущественно служит
http://studopedia.ru/3_62945_razvitie-obshcheniya.html
Развитие общения
У человека не с рождения возникает потребность в общении с другими людьми. Сначала неосознанно, а потом сознательно она вступает в определенные отношения с окружающими, приобщаясь к жизненному опыту
http://uchebnikionline.com/psihologia/osnovi_psihologiyi_-_vitenko_is/rozvitok_spilkuvannya.htm
Развитие общения
53. Развитие общения Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе. В процессе филогенеза меняется содержание общения. Это изменение проявляется в следующем: 1) насыщение
http://www.redov.ru/shpargalki/psihologija/p53.php

COMMENTS