Развитие ребенка в полтора года

Развитие ребенка в 1, 5 года

Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.

  • Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
  • Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
  • Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
  • Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
  • В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.

Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 1,5 года

Границы нормы для мальчиков 1,5 лет

Границы нормы для девочек 1,5 лет

Окружность грудной клетки

Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой — эксперта по интеллектуальному развитию.

Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.

Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.

На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.

Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.

У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.

Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.

Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Большинство деток в 1,5 года умеет:

  • Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
  • Взбираться на диван.
  • Произносить до 20-40 облегченных слов.
  • Есть ложкой.
  • Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
  • Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
  • Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
  • Указать на предмет, который его заинтересовал.
  • Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
  • Подниматься и спускаться по лестнице.
  • Строить башню, используя 2-4 кубика
  • Бросать мяч и толкать его ногой.
  • Пить из чашки.
  • Показывать части тела.
  • Самостоятельно снимать обувь и пальто.
  • Рисовать мелками и карандашами.
  • Некоторые дети просятся на горшок.

О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.

  1. Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
  2. Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
  3. Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
  4. Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
  5. Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
  6. Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
  7. Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
  8. Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
  9. Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
  10. Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
  11. Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
  12. Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
  13. Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
  14. Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
  15. Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.
  • Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
  • Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
  • Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
  • Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
  • Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.

Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев — эксперт по музыкальному развитию.

мама двоих детей с медицинским образованием

Источник:
Развитие ребенка в 1, 5 года
Развитие ребенка в 1,5 года происходит быстрыми темпами. Какие нормы есть в 18 месяцев и в какие игры поиграть с ребенком? Как развивать речь у крохи и какие особенности стоит учесть в 1 год и 6 месяцев?
http://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/18-mesyacev/

Развитие речи после года

Как определить развитие речи после года? Большинство детей в возрасте от одного года и до полтора года произносят около 30 слов «своим языком», и могут эти слова сложить в примитивную фразу. В 1,5 года малыш понимает целые предложения, с интересом рассматривает рисунки, прислушиваясь к комментариям взрослых, может повторить простые четверостишия.

На втором году жизни малыш легко может овладеть сразу двумя-тремя языками, если растет в двуязычной семье и родители разговаривают с ним каждый на своем языке. Это не является дополнительной нагрузкой для ребенка и практически не зависит от его естественных способностей, но вместе с тем могут возникнуть трудности с правильным произношением слов. Также на развитие речи ребенка влияет мелкая моторика.

В возрасте 1,5 года малыш намного лучше понимает, чем говорит сам. Он знает названия многих игрушек, участков тела, лицо, предметов домашнего обихода, хорошо знает названия действий, с которыми часто сталкивается в жизни.

Если вы в процессе общения с ребенком повторяете одни и те самые слова и просите выполнить какие-то несложные действия, малыш постепенно их выучит. И хотя пока что и не будет произносить их, но будет знать, что они означают. Играясь с малышом, объясняйте словами, который именно надо сделать или принести; чтобы он лучше усвоил просьбу, можно объяснить его значения жестами.

В два года ребенок спокойно воспринимает нескладные рассказы, особенно если они иллюстрированы рисунками с разнообразными эпизодами из жизни.

Приблизительно в этом возрасте происходит «прыжок» в формировании речи у ребенка: каждый день от малыша можно услышать новое слово, а общее их количество может составлять до 200-300. Но не следует к этому относиться как к обязательному результату. Незачем волноваться, если в два года запас слов, который произносит ваш ребенок, — намного меньше, главное, чтобы приблизительно столько слов он понимал. В один замечательный день ваши общие усилия не пройдут напрасно и ребенок начнет разговаривать, вдобавок, возможно, сразу — словосочетаниями или предложениями.

Дети способны понять в пять раз больше слов, чем они произносят. Стимулом для развития речи служат положительные эмоции. Из первых месяцев жизни ласковые слова мамы ассоциируются у малыша с удовлетворением, поскольку она является источником удовлетворения его нужд. Если же ребенок не привыкший к вашему вниманию, то у него будет задерживаться развитие языка и, соответственно — произношение слов.

Сначала ребенку становится понятной язык тех, кто чаще и дольше с ним находится. Разговор посторонних людей малыш начинает понимать чуть позже. Чтобы не возникло проблем с формированием речи, желание малыша говорить — надо поощрять. Особенно это касается необщительных детей.

Если ребенок старается что-то сказать, наберитесь терпение и выслушайте его, и вдобавок очень важно при этом показать, что вы рады его выслушать. Повторимся — помните, что на начальном этапе формирование речи стимулируется положительными эмоциями!

Правильное произношение в начале — не самое главное, поэтому не настаивайте на этом, а если хотите исправить малыша, не делайте это в резкой форме. Вы можете развить в малыше неуверенность в себе и вызвать его нежелание общаться. Старайтесь говорить с ребенком четко, так, чтобы он понимал, что данное слово означает именно этот предмет. Что бы малыш быстрее запоминал значение слов, сначала старайтесь называть один и тот самый предмет, не употребляя синонимов.

Обращайте свое внимание на то, что в данный момент интересует ребенка: это будет способствовать более скорому усвоению новых слов. Безразлично, если какое-то слово, которое произносит ребенок, означает не один определенный предмет, а разные, но чем-то похожие, например: по цвету или форме. Отнеситесь к этому с согласием, но обязательно исправьте ребенка.

Для малыша услышанный язык неотделим от общения с любым человеком. Больше того, у ребенка должно быть желание с ним общаться. Для развития активной речи недостаточно, если он будет слушать магнитофон или будет смотреть телевизор.

Иногда тяжело отказать себе в удовольствии «переименовать» знакомый предмет или игрушку вслед за малышом (иногда дети настолько метко дают им название, что с ними тяжело не согласиться). Безразлично, если это будет один-два любимых предмета. При условии нормального воспитания ребенка это не повлияет на его дальнейшее развитие и формирование речи. Важно лишь, чтобы это не стало привычкой: наследуя вашего ребенка и переходя на «его язык», вы можете замедлить становление правильного произношения малыша. То самое наблюдается, если малыш часто остается сам — один.

Источник:
Развитие речи после года
Развитие речи после года у детей, какие нормы и сроки существуют. Как развивать речь у детей после года, популярные методики, доктор Комаровский советует.
http://onethree.ru/razvitie/razvitie-rechi-posle-goda

Ребенку 2 года

Ребенку 2 года. Что должен уметь делать ребенок в 18-24 месяца

В этот период ребенок ведет себя, как взрослый человек — понимает все каждодневные фразы, думает перед тем, как выполнить какое-то действие.

  • Думает перед тем, как сделать; понимает практически любые фразы, касающиеся каждодневных дел.
  • Физическое развитие в 1,5-2 года
  • Бегает, пытается убежать от взрослого.
  • Смотрит под ноги, чтобы обходить препятствия.
  • Прыгает на месте и спрыгивает со ступеньки.
  • Крути педали у своего первого трехколесного велосипеда.
  • Бьет ногой по мячу, не запинаясь и не падая.
  • Может вылезти из кроватки.
  • Поднимается по лестнице без посторонней помощи, ставя обе ноги на каждую ступеньку: может нуждаться в помощи при спуске по лестнице.
  • Открывает двери.
  • Разворачивает упаковки.
  • Снимает одежду, моет руки.
  • Закрывает коробку из-под обуви крышкой.
  • Строит башни из 6 кубиков.
  • Складывает бумагу, справляется с простыми головоломками (пазлами).
  • Бросает мяч через голову.
  • Усаживается за стол.
  • Разборчиво произносит 20-50 слов.
  • Пытается произносить слова, состоящие из несколько слогов: «Бен-бен-бен» вместо «Бенджамин».
  • Отвечает на вопрос: «Что говорит собачка?».
  • Составляет предложения из трех слов, напоминающие текст программы «Я хочу еще».
  • Нормальное, если «говорит мало, понимает все».
  • Любит трудные слова («вертолет», «динозавр») и очень мило путает их, конечно же!
  • Может назвать свое имя и фамилию.
  • Мурлычет себе под нос и поет.
  • Нормальное поведение: истерики, нытье, укусы, громки визги.
  • Думает, прежде чем взяться за выполнение задачи.
  • Копирует ваши круги, рисует линии.
  • Справляется с простыми пазлами, в которых требуется вставить нужную фигуру.
  • Демонстрирует упрямство: арахисовое масло должно быть поверх желе.
  • Понимает и запоминает двухэтапные просьбы: «Сходи на кухню и принеси мне булочку».
  • Тянуть за собой машинку.
  • Помогать по дому.
  • Заниматься гимнастикой, делать кувырки.
  • Стоять на табуретке, «помогая» мыть в раковине посуду.
  • Использовать собственные игровые полки, столик и стульчики
  • Переставлять мебель, «читать» книжки с картинками, переворачивая по одной странице.

Источник:
Ребенку 2 года
Ребенку 2 года. В этот период ребенок ведет себя, как взрослый человек — понимает все каждодневные фразы, думает перед тем, как выполнить какое-то действие.
http://teddyclub.info/ru/0-2-goda/razvitie-rebenka-po-mesyacam/rebenku-2-goda-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-18-24-mesyaca

Ребенку полтора года: календарь развития

Когда исполняется ребенку полтора года, в его жизни наступает новый этап, – говорится на сайте для мам supermams.ru.

Этот период отмечен новыми достижениями и возможностями малыша. В его поведении и характере появляются новые черты, в действиях – новые навыки, в потребностях – новые желания. Что это за потребности и желания, мы сейчас и посмотрим.

Если вашему ребенку полтора года, это значит, что по ночам он капризничает из-за того, что у него уже режутся клыки (!). У малыша часто беспокойный сон, и температура может подскочить даже до 40, или появиться насморк. Кушать ему совсем не хочется, но хочется хныкать, потому что беспокоят зубки. По этой же причине возможны и нарушения стула, вздутие живота.

Чтобы успокоить кроху в этот период, можно чаще давать ему грудь. Если же ребенку полтора года, а он уже давно на искусственном вскармливании, то можно немного уменьшить порции, но больше давать жидкой пищи или питья.

В возрасте полутора лет у малыша еще силен инстинкт привыкания, и общение с ним, воспитание надо строить на регулярно повторяющихся действиях. Если карапуз капризничает, даже при прорезывании зубов, перед сном неплохо выкупаться, принять успокаивающую ванну из чабреца, ромашки или чистотела.

Отход ко сну, засыпание можно превратить в ритуал, почитав перед сном малышу книжку или пропев колыбельную. В спальне можно создать соответствующую обстановку: неяркий свет, тихую музыку.

Можно поиграть перед сном с любимыми игрушками, отправив машинки «спать» в гараж, а кукол – в кроватку, или домик, или просто на место в коробку. Можно, конечно, и заснуть вместе с самой любимой игрушкой.

Помните, предупреждает supermams.ru, что когда ребенку полтора года, он уже личность, хоть и крошечная. И обходиться с такой индивидуальностью надо соответственно. Добрая забота, внимание, ласка и любовь, которыми окружают малыша родители, закладывают правильную основу в характер ребенка, помогают ему вырасти в уравновешенного, психически и физически здорового человека.

В возрасте, когда ребенку полтора года или чуть больше, его организм бурно развивается — усиливается как умственная деятельность, так и желание активно и много двигаться. Малыш тянется ко всему новому: новым предметам, новым действиям, новым знаниям. В этот период важно грамотно направить его обучение, привить правильные навыки, развивать способности.

После года, от 18-ти месяцев и старше, детки начинают хорошо различать цвета. Их можно обучить названиям основных цветов спектра, показывать цветные рисунки, указывая на цвета. Малышу можно давать краски, попросив раскрасить картинку в определенный цвет.

В занятиях, когда ребенку полтора года, очень важен игровой момент. Это еще не сознательный человек, игра и обучение для него – процесс неразрывный. Поэтому любое новое знание должно преподноситься ему в игровой форме. Игровые моменты можно применять и в кормлении, и в лечении, если малыш приболел.

Маленькая личность самостоятельно тянется к знаниям, любит играть с книжками, листать страницы, рассматривать картинки. Очень полезны для малыша прикладные занятия: лепка, рисование, вырезание картинок, аппликация. Занятия «своими руками» позволяют развивать мелкую моторику конечностей. А это, в свою очередь, развивает через механические движения центры головного мозга, влияя на умственный потенциал.

Часто, не смотря на то, что ребенку полтора года, он может не только различать цвета и картинки, но пытается читать, самостоятельно складывать слоги в слова, выражать свои мысли. Развитый малыш не просто повторяет действия родителей, но делает это осознанно. Он понимает, как можно включить и выключить телевизор, говорить по телефону, любит нажимать кнопки компьютера, получая интересный результат. Обучающие и развивающие игры для малыша полезны уже с этого возраста.

Когда исполняется ребенку полтора года, его физическая активность заметно возрастает, он начинает больше двигаться. Ему хочется и необходимо больше времени проводить на открытом воздухе, играя в подвижные игры. Очень хорошо, если во время таких прогулок и занятий у ребенка есть возможность общаться и играть со сверстниками.

Общение в этом периоде, как и в более старшем возрасте, помогает в становлении речевого аппарата, развитии речевых навыков, умении говорить и правильно излагать свои мысли. Чем больше разговаривают с ребенком, в первую очередь родители, тем быстрее он научится хорошо разговаривать, правильно говорить.

Тем не менее, совершенно не следует делать упор на «академические» занятия. Активные, подвижные игры, бег «на перегонки» или «догонялки», игра в снежки, катание с горки, собирание камушков и другие физические упражнения – залог здоровья вашего малыша.

Источник:
Ребенку полтора года: календарь развития
Ребенку полтора года: календарь развития. Что умеет и знает ребенок в 1,5 года. Что с ним можно делать, как играть с полуторагодовалым ребенком.
http://supermams.ru/rebenku-poltora-goda.htm

COMMENTS