Речевое развитие детей

Консультация по логопедии по теме: Нормы речевого развития дошкольников

Консультация по логопедии по теме:
Нормы речевого развития дошкольников

Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.

Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка, в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение . В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» ( зайка ). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное — появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение . Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника , умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение . К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение . К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.

Нормы речевого развития дошкольников.

В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста м.

Информация будет полезна и для педагогов ДОУ и для родителей.

Норма усвоения звуков (по годам).

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известн.

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильн.

Источник:
Консультация по логопедии по теме: Нормы речевого развития дошкольников
Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для  речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул ра
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/28/normy-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov

Речевое развитие детей

Сегодня работала над рассылкой блога и увидела в папках свою старую рассылку и в ней было письмо:

Любовь Заяц
ПОЧТИ У КАЖДОГО ИЗ ВАС ЕСТЬ ДЕТИ, А У НЕКОТОРЫХ И ВНУКИ !

А ВЫ ЗНАЕТЕ КАК ДЕТИ ПО ВАС СКУЧАЮТ?

ЖДУТ ВАС С РАБОТЫ,

НЕ ОТХОДЯ ОТ ОКНА ,

Развитие речи у дошкольников поделился(-ась) своей публикацией.

Друзья. Здравствуйте!
Предлагаю к вашему вниманию новый пост. Уверенна , вам это важно и обязательно понравится.

Развитие речи у дошкольников добавил(-а) 3 новых фото.

Здравствуйте дорогие мои читатели.!
Меня очень волнует, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи растет и растет.

И виной этому и наша экология, и питание, которое и питанием то не назовешь — сплошные усилители вкуса, да красители и аромотизаторы, одним словом химикаты.

От этого и рождаются…

Развитие речи у дошкольников добавил(-а) 3 новых фото.

Здравствуйте дорогие мои читатели.!
Меня очень волнует, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи растет и растет.

И виной этому и наша экология, и питание, которое и питанием то не назовешь — сплошные усилители вкуса, да красители и аромотизаторы, одним словом химикаты.

От этого и рождаются…

Дорогие друзья, теперь для вас работает бесплатная горячая линия с 18 до 23 час . Вы можете задать мне ваш вопрос по поводу развитияречи вашего ребенка или вашего близкого больного человека после инсульта и проч заболеваний.
вот скайп lubov-zayats
телефон : 7 967 224 58 52

Ставим звуки, готовимся к школе при любой патологии в кратчайшие сроки по новейшей технологии и методике…

Здравствуйте дорогие друзья. Приглашаю вас на занятия в групповой скайп в среду в 20 час мск
Тема : Ответы на ваши жгучие вопросы по развитию речи у дошкольников и взрослых.
Для вас дорогие родители и начинающие логопеды.
Добавляемся в скайп и пишем в личку Прошу добавить меня в групповой скайп Логопедические консультации. Указать свой скайп обязательно, фио.

Источник:
Речевое развитие детей
Развитие речи у дошкольников. Отметки «Нравится»: 86. Ставим звуки, готовимся к школе при любой патологии в кратчайшие сроки по новейшей технологии и…
http://facebook.com/StavimZvukiSami

Речевое развитие детей

В разделе представлены различные игры для развития речи малышей и дошкольников. Психологами установлено, что игра — отличное средство для развития речи у детей. Начните занятия и вы скоро заметите, как речь вашего ребенка начнет улучшаться!

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Возраст: 2-3 года.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Возраст: 2-4 года.

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах. «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Возраст: от 3-4 лет.

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют

сначала человек ложится спать, потом встает

сначала самолет взлетает, потом…

сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот… Поменяйтесь ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Возраст: от 3-4 лет.

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Возраст: от 3-4 лет.

Вы начинаете: «Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. » — ребенок продолжает.

Или: «Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…

Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Возраст: от 3-4 лет.

Правила — аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:

«Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»

«Чайник — свистит, кипит,…»

«Машина — едет, гудит, светит,…»

«Снег — идет, тает,…»

«Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…»

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик — прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед — тают.

Или много предметов на одно действие:

«Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»

«Едет — машина, поезд, велосипед, …»

«Тает — мороженое, лед, …»

Или задания, имеющие только один ответ:

«Кто чинит сапоги?»

«Кто печет пироги?» и так далее о других профессиях.

«Кто хоботом пьет воду?»

«Носит грибы на иголках?» и т.д.

Возраст: от 3-4 лет.

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.

Что есть у нас на кухне?

Что есть у нас в прихожей? И так далее.

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ — на кухне, или более развернутый — на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).

Потом «отправиться» в путешествие.

Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый ставит задачу: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.» Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее. Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Возраст: от 3-4 лет.

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. «Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».

Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …»

Сначала не старайтесь запутывать ребенка — давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет: «Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

Можно и наоборот: «Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется. Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

Авторские права на материал принадлежат Е.Даниловой.

Источник:
Речевое развитие детей
Дидактические игры по развитию речи детей на детском сайте Твой ребенок.ру!
http://tvoyrebenok.ru/speech_development_danilova.shtml

Речевое развитие детей 2-3 лет

Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетний рубеж, они уже произносят первые фразы, всё активнее используя речь. Развитие навыков общения и пополнение словарного запаса в этот период резко ускоряются.
Родители, много времени проводящие со своими детьми, замечают ежедневное пополнение словарного запаса ребёнка, чувствуют, что с ним становится интереснее общаться. Ниже пойдёт речь о том, какими критериями можно пользоваться при оценке у 2-3-летних детей речевого развития, и что считается здесь отставанием от нормы.

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Родителям проще оценивать развитие собственного чада путём сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна. Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребёнка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребёнок должен уметь:

  • Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы.
  • Здороваться и прощаться.
  • Составлять предложения из 2-4 слов.
  • Запоминать новые слова из песенок и коротких стишков.
  • Формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).

Детей на дне рождения следует обязательно развлекать, чтобы они не заскучали. Разумеется, приглашённый на праздник ведущий или клоун должен подготовит .

Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук. Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку – получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук. Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной.

Лучше всего этим упражнением заниматься во время утреннего умывания, воспользовавшись любимым занятием малышей – корчить перед зеркалом рожицы. Нужно попросить крошку, вытянув трубочкой губы, произнести «о», «во», «мо». Достаточно для этого упражнения всего 2-3-х минут.

Здесь правила очень просты: кто дольше протянет любой гласный звук. Можно также тянуть и некоторые согласные звуки. Дети любят в эту игру играть вместе с родителями.

Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог.
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Игра развивает речь и учит ориентироваться в пространстве. Для неё потребуется мягкая игрушка (в данном случае мишка). Взрослый должен взять мишку в руки и его голосом сказать крошке, что тот очень бы хотел познакомиться с местом, где живёт семья малыша. Затем нужно попросить ребёнка проводить мишку по дому и показать ему все интересные места. Начать можно с кухни, куда малыш должен «отвести» игрушку. Голосом игрушки взрослый должен спрашивать, как называются предметы кухонной утвари и обстановки, а его лапой показывать на стол, плиту, холодильник и т. д. Мишка должен поинтересоваться, зачем они нужны, а малыш – ответить на эти вопросы. Затем можно обойти другие комнаты.

Игра помогает развивать речь и обучает составлению длинных слов. Нужно вместе с малышом попытаться обозначить свойство или признак предмета одним словом. Например, если у папы карие глаза, значит, он кареглазый, а если у зайчика длинные уши, значит, он длинноухий.

Игра развивает артикуляционный аппарат, речь, знакомит малыша с миром животных. Для неё потребуются карточки с изображениями зверей и дружная компания. Перевёрнутые карточки перемешать и разложить на столе. Каждый игрок достаёт по очереди карточку и озвучивает изображённое там животное, остальные же должны догадаться, кого он описывал.

Игра развивает внимание, память и речь. Нужно попросить ребёнка закончить произносимое взрослым слово: «мага-зин», «доро-га», «коло-бок». Если малыш не догадывается, то ему можно показать на называемый объект.

Когда ребёнку исполняется 4 года, родители начинают больше задумываться о том, что является нормой речевого развития для этого возраста. Разумеется, ч .

Данная игра развивает артикуляционный аппарат, речь и знакомит с миром животных. Нужно подготовить игрушки животных или карточки с их изображениями. Ребёнку нужно показать игрушки или карточки и дать ему их внимательно рассмотреть, одновременно рассказывая, где животное живёт и чем питается, какие издаёт звуки. Отлично будет сводить малыша в зоопарк или использовать записи голосов животных. Затем уже можно проводить итоговое занятие. При виде карточки малыш доложен назвать изображённое животное и вспомнить издаваемые им звуки:

  • петух — кукарекает (кукареку);
  • гусь — гогочет (га-га-га);
  • утка — крякает (кря-кря);
  • индюк — кулдыкает (кулды-кулды);
  • ворона — каркает (кар-кар);
  • воробей — чирикает (чирик-чирик);
  • филин — ухает (уху-уху);
  • кошка — мяукает (мяу-мяу);
  • собака — лает (гав-гав);
  • коза — блеет (ме-е-е);
  • кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю);
  • корова — мычит (му-у-у);
  • лошадь — ржёт (и-го-го);
  • осёл — ревёт (иа-иа);
  • мышка — пищит (пи-пи-пи);
  • лягушка — квакает (ква-ква);
  • тигр, лев — рычит (р-р-р);
  • слон — трубит (ту-у-у);
  • пчела — жужжит (ж-ж-ж).

Не следует спрашивать ребёнка обо всех животных сразу.

Игра пополняет словарный запас и развивает речь. В ней имитируется разговор по телефону, функцию которого может выполнять любой предмет, например, деталь от конструктора, палочка, кубик. Родитель и ребёнок должны по очереди изображать разговор по телефону. Старший от своего имени задаёт простые вопросы, а малыш отвечает. Затем они меняются ролями. Можно также говорить с малышом от имени животного или игрушки.

С ребёнком можно поговорить на тему, чем можно заняться в разных ситуациях. Например, что можно делать в лесу (слушать птиц, отдыхать, гулять, искать грибы), на реке (ловить рыбу, купаться) и т. д. Пусть малыш подумает, что можно делать с цветочками (поливать, рвать, нюхать), что делает дворник на улице (подметает, убирает снег). Вопросы нужно задавать так, чтобы при ответе на них малыш каждый раз использовал разные лица, числа и времена.

Источник:
Речевое развитие детей 2-3 лет
Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетний рубеж, они уже произносят первые фразы, всё активнее используя речь
http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/rechevoe-razvitie-detey-2-3-let

COMMENTS