Ролевое общение

Про общение

Формально-ролевой уровень общения – это взаимодействие при низкой или средней степени общности коммуникантов, когда их индивидуальность не проявляется. На этом уровне осуществляется так называемый “контакт масок”, а также формально-ролевое и светское общение.

“Контакт масок” как разновидность общения необходим жителям больших городов, где, по подсчетам психологов, человек ежедневно видит до 10 тысяч лиц (транспорт, сфера услуг, улицы). Каждый из этих 10 тысяч – потенциальный коммуникант и может претендовать на общение с целью получения разнообразной информации (“который час”, “как пройти, проехать”, “где находится” и т.д.).

В этой ситуации человек вполне может не учитывать особенности личности собеседника, использовать стандартные фразы, маски вежливости и неприступности.

Близко к “контакту масок” общение светское. Именно этот тип следует применять, если мы сталкиваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком. В этом случае также достаточно быть просто вежливым, тактичным и, кроме того, доброжелательным и приветливым.

В формально-ролевом общении каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач – пациент, продавец – покупатель, кондуктор – пассажир, кассир – зритель и т.д.

Смысл формально-ролевого общения в том, что нас не игнорируют, а одобряют, признают членами какой-то социальной группы.

В этом отношении интересна теория “социальных поглаживаний”. Она основана на том, что каждый человек в процессе общения нуждается в положительных стимулах. Даже элементарная вежливость может быть рассмотрена как обмен “поглаживаниями” – приветствие в обмен на приветствие и т.д. Формально-ролевой уровень общения почти полностью регулируется речевым этикетом.

Источник:
Про общение
Формально-ролевой уровень общения – это взаимодействие при низкой или средней степени общности коммуникантов, когда их индивидуальность не проявляется. На этом уровне осуществляется так называемый “контакт масок”, а также формально-ролевое и светское…
http://proobshenie.ru/2012/02/%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be-%d1%80%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%b5-%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5/

Ролевое общение

Ролева?я игра? — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как «дочки-матери», «в магазин», «игра в школу» и пр. Ролевая игра — способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков.

Идентифицируя себя с каким-либо персонажем, человек может не только отработать какой-то навык, но и снять эмоциональное напряжение (например, ребёнок, сходивший в цирк, скорее всего некоторое время после этого будет играть в цирк, чтобы взволновавшее его впечатление превратилось в приятное воспоминание). Несмотря на осознание вымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт вполне реален. За счёт этого ролевые игры эффективны в психотерапии.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.

Ролевое общение — это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

В ряде случаев общение согласно общепринятым ролям невозможно из-за сложности ситуации (напр., деловые переговоры подчиняются деловому этикету, но общение в их рамках значительно сложнее отношений учитель-ученик). В детстве деловое (и дружеское) общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть; существуют специальные бизнес-игры для отработки деловых ситуаций (например, через деловую ролевую игру возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри организации), а также образовательные игры [1] . Важна профессиональная организация подобных игр для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, ребёнок может привыкнуть подчиняться старшим детям).

Теории, относящиеся к ролевым играм — психодрама Я. Морено, терапия фиксированной роли Дж. А. Келли и репетирование поведения (Дж. Вольп и А. Лазарус).

Источник:
Ролевое общение
Ролева?я игра? — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

COMMENTS