Семейная психология статьи

Детская Психология Семейные Проблемы

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Впервые В Израиле, В Бат-Яме Открылся Детский Центр Раннего Развития

В Бат-Яме под патронажем муниципалитета, а также при содействии фонда РАШИ и института национального страхования (Битуах Леуми)открылся Детский Центр раннего развития. Открытие центра состоялось в присутствии премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, мэра города Бат-Яма Шломи Лахьяни и президента фонда РАШИ Хуберта Лаувана.

Правильная Меблировка Детской Комнаты — Важный Шаг В Развитии Вашего Малыша

Комната малыша — это его личное пространство, и к этому пространству следует подходить внимательно. Обставляя детскую, мамы и папы сталкиваются с проблемным вопросом выбора детской мебели. Производители нынче предлагают много моделей, но сделать верный выбор с учетом всех факторов не так просто.

водить ребенка в детский сад или нет. что лучше общение с няней или с детским коллективом?!

Детская Психология О Том, Как Ощущают Себя Первые И Вторые Дети В Семье

Детские психологи считают, что жизненный путь и будущие жизненные установки каждого ребенка существенным образом зависят от его положения в семье. Именно опыт внутрисемейных отношений позволяет ребенку впервые сделать выводы о смысле и ценностях жизни, оценить себя по сравнению с другими и испытать чувство принадлежности или отторжения. Система отношений и особенности поведения ребенка, опираясь на которые он пытается найти свое место в группе, в значительной степени определяются тем, как он инт

Развитие Нервной Системы И Высшей Нервной Деятельности Ребенка

Разные части мозга созревают в течение детства в разное время. Ранее Заканчивается формирование низших его отделов (спинного мозга, продолговатого мозга и др.), которые являются органами врожденных, безусловных рефлексов. Позже заканчивается созревание высших его отделов — больших полушарий головного мозга,, которые представляют собой орган высшей нервной деятельности, орган индивидуально набуваних, условных рефлексов.

Игра – Важный Элемент В Развитии Как Индивидуума, Так И Общества В Целом

Ефременко Оксана Викторовна Возраст 39 лет. Проживаю в городе Иркутске. Образование высшее, специальность психолог. Работаю в Детском доме для умственно отсталых детей, воспитателем, пять лет. В моей группе дети от пяти до четырнадцати лет, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Планирую аттестоваться на первую категорию.

Какого цвета и из каких материалов должна быть детская мебель? Как цвет мебели повлияет на психическое развитие ребенка? Какой дизайн может подавить его творческую инициативу? Насколько мебель должна быть устойчивой, прочной, обтекаемой, дорогой, наконец? Для ответов на эти вопросы мы собрали «экспертный совет» из трех мам разновозрастных детей. Что позволило нам по-новому и с необычных ракурсов рассмотреть проблему выбора детской мебели.

В каждой семье, рано или поздно, возникает вопрос о том, кто будет находиться с малышом, когда мама выйдет на работу. Не всякая семья может себе позволить няню, не в каждой семье есть неработающие бабушки и тетушки. Тогда, родители начинают присматривать детский сад для своего ребенка. Казалось бы, что может быть удобнее садика рядом с домом? Но не все так просто. Раньше все сады работали по одной программе, а сейчас два соседних могут быть абсолютно разными! «Двойняшки» помогут разобраться.

Регулярное сидение ребенка у телевизора может повлечь за собой очень печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Тренинг для похудения О чем этот тренинг? В тренинге мы покажем вам множество способов, которые помогут Вам похудеть. А главное, мы изменим Ваше состояние — чтобы Вы худели с удовольствием, с каждым новым днем все больше радуясь и наслаждаясь жизнью. Некоторые вопросы, которые будут затронуты:

Степень влияния развода родителей на детей зависит от возраста последних, их эмоциональной зрелости и умственных способностей. Рассмотрим конкретные возрастные группы. Неудивительно, что вопрос о том, с кем останется ребенок, служит значительным фактором, который может повлиять на психическое здоровье ребенка при разводе его родителей.

Инфантильный мужчина — беда 21 века? Если вы не понимаете, о ком идет речь, возможно Вам повезло не стать жертвой его эгоизма. К сожалению, проблема инфантилизма распространена очень широко. Нет, это не маленький мальчик, инфантилизм от возраста не зависит, это такой характер. Условно классифицируем инфантилов на виды:

Большинство наших сказок заканчивается свадьбой: и «жили они skazkaдолго и счастливо», а все трудности, которые выпадают на долю Ивана-Царевича да Елены-Прекрасной, связаны с добрачным периодом. Молодые люди борются с внешними силами в лице Бабы Яги, Кощея Бессмертного, чудищ и драконов за свое счастье и возможность быть вместе. Дальнейший период совместной жизни, лет 30-40, вообще никак не освещается в русском народном фольклоре, а затем мы опять видим старика и старуху у которых все хорошо.

Не стоит тратить всю свою жизнь в поисках счастья, потому что его источник всегда рядом. Чтобы его открыт, однако, нужна любовь.

Как часто мы встречаем людей, строим с ними отношения, но в итоге понимаем, что в этих отношениях мы прилагаем слишком много усилий… Как часто мы влюбляемся в кого-то, а потом пытаемся его изменить, потому что в чем-то он не устраивает? Как часто мы задумываемся, а почему у нас не сложилось? Задав себе эти и многие другие вопросы, я поняла, что хочу найти ответ. В поисках ответа, я пришла к известному практически всем определению – типы личности.

Всем здравствуйте, меня зовут Артем, я бы хотел написать статью про здоровье, а точней основные принципы. Я хоть и не очень старый но, на сегодня ничем не болею, хотя было достаточно серьезных проблем со здоровьем, которые я сам вылечил. Эта статья не нацелена на самолечение или на рекламу каких-нибудь препаратов, хочу изложить основные принципы здоровья.

Мудрая старинная пословица гласит: «С лица воду не пить», все же очень хотелось бы, что бы будущий отец, которого мы выбрали, был приятен внешне, что бы его глаза излучали силу, ум и доброту.

Психологическое Консультирование. Нужен Ли Психолог Современоому Человеку?

Мы живем в сложное время как и наши отци, и как будут жить наши внуки.

Способ тканья, лежащий в основе гобелена, соотносится с самыми элементарными и безусловно старейшими навыками текстильной выделки. В гробнице фараона Тутмоса IV времени около 1400 года BC была найдена льняная пелена с затканными разноцветными цветками лотоса и скарабеями (Каир, Египетский музей)

Источник:
Детская Психология Семейные Проблемы
Проблемы детского воспитания кроются в ошибках, сделанными взрослыми, еще на ранних …
http://www.rusarticles.com/semejnaya-psixologiya-statya/detskaya-psixologiya-semejnye-problemy-972548.html

Психологический климат в семье

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Существует два вида психологического климата в семье — это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное общение с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую «погоду в доме» они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и внимание будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья — это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Источник:
Психологический климат в семье
Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.
http://kak-bog.ru/psihologicheskiy-klimat-v-seme

Семейная психология статьи


Открыт новый раздел сайта
«Семейная психология»
Здесь будут публиковаться заметки и статьи об аспектах семейной психологии.

Семейная психология — очень важное направление в психологии людей. В социологии дается такое определение семьи — это организованная малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и других. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Для удобства, некоторые статьи, опубликованные до создания категории «Семейная психология«, были ассоциированы к этому разделу.

Интересно: что еще по этой теме читают?

Книга представляет собой психологический анализ семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В ней раскрываются эволю .

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характер .

Еникеев Марат Исхакович – доктор психологических наук, профессор кафедры криминологии и психологии Московской государственной юридической академии, автор множества научных статей и книг, опубликованн .

Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности л .

В данную книгу избранных трудов видного психолога, психоневролога, психотерапевта включены работы, раскрывающие актуальные проблемы отношений, взаимоотношений людей, место и роль этих отношений в стр .

Источник:
Семейная психология статьи
Открыт новый раздел сайта «Семейная психология» Здесь будут публиковаться заметки и статьи об аспектах семейной психологии. Семейная психология — очень важное направление в психологии
http://psiman.ru/novyj-razdel-semejnaya-psixologiya/

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК (ТГСК) У ПОДРОСТКОВ И УХАЖИВАЮЩИХ ЗА НИМИ МАТЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности — Психология

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК (ТГСК) У ПОДРОСТКОВ И УХАЖИВАЮЩИХ ЗА НИМИ МАТЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Хаин Алина Евгеньевна, Холмогорова Алла Борисовна

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Хаин Алина Евгеньевна, Холмогорова Алла Борисовна,

Family factors of psychological adjustment to stress in adolescents and their mothers undergoing hematopoietic stem cell transplantation (HSCT)

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК (ТГСК) У ПОДРОСТКОВ И УХАЖИВАЮЩИХ ЗА НИМИ МАТЕРЕЙ»

Национальный медицинский исследовательский центр

детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева

Московский государственный психолого-педагогический университет

Dmitry Rogachev National Medical Research Center of Pediatric Hematology, oncology and Immunology A.B. Kholmogorova

Moscow State University of Psychology and Education

Семейные факторы психологической адаптации к стрессу в процессе трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК) у подростков и ухаживающих за ними матерей

Family factors of psychological adjustment

to stress in adolescents and their mothers undergoing

hematopoietic stem cell transplantation (HSCT)

В статье представлено исследование семейных факторов психологической адаптации подростков и родителей к процессу трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК) на двух этапах лечения: подготовка к трансплантации и активное лечение. Обследованы 28 пациентов подросткового возраста (M=14,25; 16 м. / 12 д.) и ухаживающие за ними матери в возрасте от 35 до 53 лет (M=41,1). Полученные результаты подтверждают высокую прогностическую ценность методики Шкала оценки дистресса (DRS) и согласуются с современным подходом в психоонкологии, использующим концепт эмоционального дистресса в качестве интегративной характеристики субъективного психического благополучия индивида в процессе лечения. Обнаружена связь психологической адаптации пациентов подросткового возраста и ухаживающих за ними родителей, а также влияние на адаптацию подростков в процессе

© Хаин А.Е., Холмогорова А.Б., 2017

Ключевые слова: психологическая адаптация, эмоциональный дистресс, семейные факторы, подростки, детская онкология/гематология, трансплантация гемопоэтических стволовых клеток.

caregiving parent, depending on the stage of transplantation, are described. Higher level of distress and difficulties of adjustment to the needs of the HSCT are associated with the severity of such dysfunctional styles of family communication as a taboo on the expression of negative emotions, parental criticism, fixation on negative emotions, the presence in the family ideology lack of trust in others, traumatic previous treatment experience. The obtained results allow complex and dynamic analyzing the interrelationship of factors of psychological adjustment to the unique method of treatment (HSCT) also from the standpoint of a systemic, bio-psycho-social approach.

Keywords: psychological adjustment to treatment, emotional distress, family factors, adolescents, pediatric hematology/oncology, hematopoietic stem cell transplantation.

Изучение влияния психологических характеристик родителей и семейного функционирования на адаптацию членов семьи к стрессу, а также на механизмы защиты и совладания началось с 1970-х годов (Куфтяк, 2010; Суроегина, Холмогорова, 2014; Холмогорова, 2002; McCubbin et al., 1997). Семья первоначально рассматривалась как один из социальных ресурсов адаптации, однако позже понимание роли семьи вышло за рамки ресурсных теорий. По мнению Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, семейные факторы могут оказывать влияние на чувствительность к стрессовому событию и способность перерабатывать травматический опыт, влияют на формирование индивидуальных способов совладания (Эйдемиллер, Юстицкис, 2008). Результаты современных исследований ставят вопрос о связи стратегий совладающего поведения детей и их родителей (Белорукова, 2003; Гущина, 2005).

нального дистресса пациентов и ухаживающих за ними родителей на различных этапах лечения, а также факторов, которые могут эту связь обуславливать, прежде всего характеристик семейного функционирования (Хаин, Холмогорова, Рябова, 2016; Brennan et al., 2002; Marcus, 2012; Phipps et al., 2004, 2005).

Предыдущие исследования показали связь индивидуальных уровней эмоционального дистресса и приспособления к требованиям лечения у пациентов и их родителей, влияние субъективной оценки стрессового события и стратегий совладания родителя (матери) на психологическую адаптацию подростка в процессе ТГСК (Phipps et al., 2004; Хаин, 2017). Исследование семейных факторов адаптации к процессу ТГСК дополнит представление о сложной системе факторов, оказывающих влияние на психологическую адаптацию к уникальной стрессовой ситуации данного вида лечения.

Системный подход к изучению психологической адаптации к стрессу

Первые исследования адаптации к стрессу были сфокусированы на изучении основных индивидуальных факторов этого процесса. Развитие подходов к исследованию адаптации и резальян-са (позитивной адаптации) в дальнейшем привело к появлению моделей, учитывающих динамический компонент этих процессов, факторы риска и защиты, а также не только индивидуальные, но и интерперсональные, социоэкономические и культурные факторы.

Современная концепция психической адаптации согласуется с системным биопсихосоциальным подходом к исследованию человека, отражающим многоуровневую природу процесса адаптации к стрессу, а также соотносится с многофакторной психосоциальной моделью психических расстройств (Беребин, 2004; Холмогорова, 2002).

Для исследования адаптации детей с хроническими заболеваниям Дж. Л. Валандер была предложена модель «Риска и устойчивости» (Wallander et al., 1988). Автор данной модели рассматривает социоэкологические факторы, такие как семейное окружение, социальная поддержка, адаптация родителей, в качестве факторов, которые смягчают и/или опосредуют связь между условиями стрессовой ситуации и индивидуальной адаптацией.

Модель семейного стресса и позитивной адаптации (Resilience Model of Family Stress Adjustment and Adaptation) Х.И. МакКуббин рассматривает адаптацию семьи к стрессу как процесс, целью которого является достижение баланса в условиях кризиса (McCubbin et al., 1997). Дезадаптация в данной модели рассматривается с системных позиций и характеризуется дисбалансом различных уровней: индивид-семья, семья-общество. Достижение баланса за счет ухудшения здоровья или развития одного из членов семьи, либо нарушения параметров единства, автономности, способности решать задачи жизненных циклов семьи также считается дезадап-тивным.

способность поддерживать коммуникацию, дарящую удовольствие и радость, а также способность к совместному решению проблем и готовность к новому опыту.

Четырехаспектная модель семейной системы А.Б. Холмогоровой является теоретической базой для исследований семейных факторов различных расстройств аффективного спектра (Холмогорова, 2002), соматоформных расстройств (Холмогорова и др., 2011), динамики психоэмоционального состояния при соматических заболеваниях (Суроегина, Холмогорова, 2014). В рамках данной модели в семейной системе выделяются следующие аспекты: структурный, микродинамики, макродинамики, семейной идеологии. Проведенные исследования позволили выделить дисфункциональные паттерны функционирования семейной системы для каждого из этих аспектов:

1) наличие симбиотических или, наоборот, разобщенных отношений между членами семьи для структурного аспекта;

2) нарушения циркулирования информации в семье, дисфункциональные эмоциональные коммуникации (родительская критика, индуцирование тревоги, элиминирование эмоций) для аспекта микродинамики;

3) повышенная частота и накопление стрессогенных событий в семье для аспекта макродинамики;

4) ценность внешнего благополучия и восприятие мира как враждебного, а также культ достижений и перфекционизм для аспекта семейной идеологии.

Концепции Ф. Волш и А.Б. Холмогоровой стали теоретической основой для системного подхода к исследованию адаптации к ТГСК у подростков и ухаживающих за ними родителей (матерей), а также выделению основных семейных факторов психологической адаптации к процессу лечения (табл. 1).

Факторы риска и ресурсы адаптации к стрессу в концепциях А.Б. Холмогоровой и Ф. Волш

Факторы риска повышенного дистресса и дезадаптации Холмогорова А.Б. Ресурсы адаптации Волш Ф. (Walsh F.)

1) Система убеждений (идеология) Восприятие мира как враждебного и несправедливого Ценность внешнего благополучия Перфекционизм Способность к позитивному восприятию, переформулированию

2) Организация (структура) Крайне высокие показатели симбиоза Высокие показатели разобщенности Сплоченность, адаптивность

3) Коммуникация (микродинамика) Элиминирование эмоций, критика в адрес ребенка, индуцирование тревоги, фиксация на негативных переживаниях Свобода в выражении эмоций, открытость, толерантность, юмор, способность к совместному решению проблем

4) Прошлый опыт (макродинамика) Накопление стрессоген-ных событий в семье —

1. Разработать методический комплекс для изучения семейных факторов психологической адаптации к процессу трансплантации (ТГСК) согласно выделенным ранее критериям.

2. Провести сравнительное исследование эмоционального дистресса подростка и ухаживающего родителя и семейных факторов адаптации на этапе подготовки лечению.

3. Провести сравнительный анализ эмоционального дистресса, приспособления к требованиям лечения и семейных факторов адаптации у пациентов и ухаживающих за ними родителей на этапе лечения в отделении ТГСК.

1. Уровни эмоционального дистресса и приспособления к требованиям лечения пациентов подросткового возраста и ухаживающих за ними родителей значимо связаны

2. Для семей, проходящих лечение от онкогематологических заболеваний в отделениях ТГСК, будет характерна крайне высокая степень семейной сплоченности. Характеристики семейной структуры (сплоченность, гибкость) являются одним из ресурсов психологической адаптации, снижающим уровень эмоционального дистресса и повышающим способность к приспособлению к требованиям лечения в процессе ТГСК.

3. Выраженность дисфункциональных семейных коммуникаций, а также наличие в семейной идеологии тенденции воспринимать окружающих как враждебных и не заслуживающих доверия являются факторами, затрудняющими эмоциональную регуляцию в стрессовой ситуации ТГСК, приводя к повышению уровня дистресса, а также снижая способность к приспособлению к требованиям лечения.

4. Наличие длительного и высокострессового предшествующего опыта лечения является дополнительным макродинамическим фактором риска в ситуации ТГСК.

Характеристика обследуемой группы. Экспериментальную группу составили подростки в возрасте 11-18 лет, проходящие лечение от онкогематологических (острый лимфобластный лейкоз, острый миелобластный лейкоз) заболеваний. В качестве ухаживающего взрослого в исследовании приняли участие матери пациентов. Критериями включения в группу были: возраст пациента, свободное владение русским языком, согласие на участие в исследовании пациента и его родителя, отсутствие диагносцированной тяжелой психопатологии у пациента/ухаживающего родителя на момент начала исследования. В группу вошли 28 семей пациентов с онкогематологическими заболеваниями получающих аллогенную трансплантацию в отделениях ТГСК (п=28): подростки 11-18 лет (М=14,25), из них 16 мальчиков и 12 девочек; матери в возрасте от 35 до 53 лет (М=41,1).

Этапы исследования: В существующих исследованиях психологических аспектов трансплантации гемопоэтических стволовых клеток выделяют качественно разные этапы данного вида лечения:

этап подготовки к ТГСК, активную фазу лечения в специализированных отделениях, амбулаторный этап и этап реабилитации (Ра1епа^е, 1999). Специфика выделенных этапов связана как с различиями в условиях лечения и соматическом состоянии пациента, так и с разницей психологических задач и нагрузок для пациента и его семьи (Хаин, 2015). Было проведено исследование пациентов подросткового возраста и ухаживающих за ними матерей на этапе подготовки к трансплантации и этапе активного лечения в отделении ТГСК.

Первый этап исследования (Т1) — этап подготовки к ТГСК (за 1-2 недели до ТГСК). На данном этапе пациент проходит пред-трансплантационное обследование, семья и пациент получают информацию об условиях и особенностях лечения от трансплантологов. Зарубежные исследователи приводят данные о высоком уровне дистресса на этапе подготовки к трансплантации, а также о возможном прогностическом влиянии характера и уровня дистресса на показатель успешности адаптации к последующим этапам лечения (РЫррв е1 а1., 2005). Результаты проведенного нами исследования динамики семейного дистресса в процессе ТГСК также подтвердили связь уровня дистресса подростка на этапе подготовки и этапе активного лечения в отделении трансплантации (Хаин, Холмогорова, Рябова, 2016).

В проведенном исследовании психологическая адаптация на первом этапе оценивалась согласно субъективному (уровень эмоционального дистресса) критерию, на втором этапе согласно субъективному и объективному (приспособление к условиям лечения)

критериям. Семейные факторы адаптации (семейная структура, семейные коммуникации, семейная идеология, наличие предыдущего стрессового опыта лечения) оценивались на первом этапе исследования.

1. Для оценки эмоционального дистресса и особенностей эмоционального состояния пациентов подросткового возраста и их родителей были использованы следующие методики:

B. Шкала Депрессии, разработана М. Ковак (Коуаев М.) в 1992 г., адаптация С.В. Воликовой, О.Г. Калины, А.Б. Холмогоровой (Холмогорова, Воликова, Калина, 2013). Проводилось оценка общей тяжести депрессивной симптоматики подростков по общему баллу шкалы.

C. Интегративный Тест Тревожности (ИТТ), разработан Л.И. Вассерман, А.П. Бизюк, Б.В. Иовлев (Вассерман, Бизюк, Иов-лев, 2005) для оценки детской и подростковой тревожности.

Таким образом, основной для диагностики уровня дистресса у пациентов была методика Шкала оценки дистресса (БИБ). Ее результаты также сопоставлялись с данными Шкалы детской депрессии и Интегративным тестом тревожности. Под дистрессом в данном исследовании мы будем понимать в соответствии с определением Международной ассоциации психоонкологов -мультифакторное, неприятное, эмоциональное переживание в психосоциальной (когнитивной, поведенческой, эмоциональной),

социальной и/или духовной сферах, которое мешает эффективно справляться с болезнью, ее симптомами и лечением (Holland et al., 2015).

D. Симптоматический опросник SCL-90-R, разработан Л. Дерогатис (Derogatis L.) в 1977 г., адаптация Н.В. Тарабриной (Тарабрина, 2001), методика предназначена для оценки паттернов психологических признаков у взрослых психиатрических пациентов и здоровых лиц, это инструмент для определения актуального психологического симптоматического статуса. SCL-90-R содержит следующие шкалы: Соматизация, Обсессивно-компульсив-ные расстройства (навязчивости), Интерперсональная чувствительность, Депрессия, Тревожность, Враждебность, Навязчивые страхи (фобии), Параноидность (паранояльность), Психотизм, а также Общий индекс тяжести психопатологической симптоматики (GSI), Индекс интенсивности наличного дистресса (PSDI), Индекс широты диапазона симптоматики индивида (PST).

Таким образом, для выявления уровня дистресса родителя как основная методика использовалась Шкала оценки дистресса (DRS), ее результаты соотносились с данными Симптоматического опросника SCL-90-R.

2. Для оценки уровня приспособления к требованиям лечения подростка и родителя использовалось структурированное интервью с лечащим врачом. Уровень приспособления оценивался в баллах по выделенным экспертами критериям (Хаин, 2017).

3. Для оценки семейных факторов психологической адаптации:

Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3, разработан Д.Х. Олсон, адаптация М. Перре — предназначена для оценки семейной структуры по таким параметрам как сплоченность и адаптация (гибкость) (Эйдемиллер, Добряков, Никольская, 2006).

Опросник Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК), разработана А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой — направлен на выявление особенностей коммуникации между членами семьи. Опросник состоит из восьми шкал: 1) Элиминирование эмоций -исследует семейные правила, поощряющие сдержанность и блокирование эмоций; 2) Родительская критика — диагностирует повышенную критичность по отношению к ребенку; 3) Индуцирование тревоги — отражает повышенный уровень родительской тревоги; 4) Фиксация на негативных переживаниях — тестирует уровень толерантности родителей к негативным переживаниям ребенка, а также их способность поддержать и успокоить; 5) Внешнее благополучие — отражает правила, связанные с выражением чувств в контактах с другими людьми, склонность к демонстрации благополучного «фасада»; 6) Индуцирование недоверия

к людям — исследует негативные установки семьи по отношению к окружающим; 7) Семейный перфекционизм — тестирует семейные установки, связанные с ценностью достижений и совершенства; 8) Сверхвключенность — стремление родителей быть максимально включенными в жизнь детей. Использовалось два варианта Опросника: для родителей и для детей старше 8 лет (Холмогорова, Воликова, Сорокова, 2016).

Полуструктурированное интервью с подростком и родителем «Опыт болезни и лечения» — использовалось для получения информации о предыдущем опыте лечения (субъективной оценке его тяжести и травматичности). Интервью состояло как из открытых вопросов, так и из вопросов, основанных на интервью Госпиталя Святого Иуды (St. Jude Children’s Research Hospital), в которых было предложено оценить уровень дистресса связанного с длительностью госпитализаций, количеством инвазивных процедур, болевым опытом, трудностями коммуникации с медицинским персоналом на прошлых этапах лечения (1-минимальные трудности, 5-частые/выраженные трудности) (Phipps et al., 2004).

Результаты, полученные в исследовании, обрабатывались статистически с помощью программы SPSS Statistics Version 20 и Microsoft Excel. Были использованы методы непараметрической статистики, для проверки связи между показателями выборки применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена, а также парный линейный регрессионный анализ (p значение t-критерия

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Источник:
СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК (ТГСК) У ПОДРОСТКОВ И УХАЖИВАЮЩИХ ЗА НИМИ МАТЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье представлено исследование семейных факторов психологической адаптации подростков и родителей к процессу трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК) на двух этапах лечения: подготовка к трансплантации и активное лечение. Обследованы 28 пациентов подросткового возраста (M=14,25; 16 м. / 12 д.) и ухаживающие за ними матери в возрасте от 35 до 53 лет (M=41,1). Полученные результаты подтверждают высокую прогностическую ценность методики Шкала оценки дистресса (DRS) и согласуются с современным подходом в психоонкологии, использующим концепт эмоционального дистресса в качестве интегративной характеристики субъективного психического благополучия индивида в процессе лечения. Обнаружена связь психологической адаптации пациентов подросткового возраста и ухаживающих за ними родителей, а также влияние на адаптацию подростков в процессе ТГСК характеристик семейного функционирования. Для семей, проходящих лечение, оказался характерен высокий, на границе со смешанным, уровень сплоченности. Высокий уровень сплоченности, а также гибкость семейной системы являются важными ресурсами адаптации в стрессовой ситуации трансплантации. Выявлено также наличие взаимосвязи между параметрами семейной идеологии, стилем коммуникации, прошлым опытом заболевания и лечения и психологической адаптацией к процессу ТГСК у подростка и родителя. Описана специфика связи семейных факторов адаптации к лечению как пациента, так и ухаживающего за ним родителя, в зависимости от этапа трансплантации. В целом, более высокий уровень дистресса и нарушения приспособления к требованиям ситуации ТГСК связаны с выраженностью таких дисфункциональных стилей семейной коммуникации, как запрет на выражение негативных эмоций, критика, фиксация на негативных переживаниях, присутствие в семейной идеологии склонности с недоверием относиться к окружающим, наличием травматичного опыта предыдущего лечения. Результаты проведенного исследования позволяют в комплексе и в динамике проанализировать взаимосвязь факторов психологической адаптации к уникальному методу лечения (ТГСК) с позиций системного биопсихосоциального подхода.
http://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-faktory-psihologicheskoy-adaptatsii-k-stressu-v-protsesse-transplantatsii-gemopoeticheskih-stvolovyh-kletok-tgsk-u-podrostkov

COMMENTS