Семья ячейка общества

Семья как ячейка общества

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения

людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная

функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду,

уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким

будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество,

построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом

случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных

факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в

семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых

является — уважение другого.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы,

которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в

семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо

пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от

Задание для категориального анализа.

Семья – 1) социальный институт, характеризующийся определенными

социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и

обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и

детьми. 2) Малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены

которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Малая социальная группа – относительно устойчивая, небольшая по

численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном

взаимодействии друг с другом (личные контакты и т. п.), что приводит к

возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных

ценностей и норм.

Социология семьи – отрасль социологии, изучающая развитие и

функционирование семьи как социального института и малой группы; брачно-

семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или

иного типа культуры, той или иной социальной группы и т. д.; семейные роли,

формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных

Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и

обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных

государств требует соответствующего оформления (регистрации).

— функция сексуального регулирования;

— функция эмоционального удовлетворения;

Формы малой группы

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований.

Однако исходных форм всего две — диада и триада. Их можно назвать простейшими молекулами малой группы, которые, подобно генетическому коду, задают другие свойства и признаки малой группы.

Диада состоит из двух человек. Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости.

Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бережно относиться друг к другу, т.е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем: от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами.

Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность. В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или банке, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен.

Диада — царство субъективных пристрастий, где социальное начало только еще зарождается. Иное дело триада.

Триада — активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один может ошибиться в оценке моих поступков, но двое вряд ли. Они выражают скорее объективное мнение обо мне.

Так же и в обществе: когда на ваши недостатки указывает один, его мнение можно оценить как взгляд недоброжелателя или завистника. Один способен ошибаться. Но когда то же самое говорят многие, их мнение граничит с объективной истиной.

Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку.

Если это так, то между диадой и триадой существует принципиальное различие.

В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количественной, а в качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало.

Диада — крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

Для социальной группы характерна закономерность: число возможных комбинаций и ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы.

В диаде только одна линия взаимодействия, в триаде — четыре. В группе из 6 человек возможны 15 диад, т.е. связей двух индивидов. Можно рассчитать число возможных диад в школьном классе, студенческой группе, спортивной команде или в семье по формуле:

где R — число диад, n — число членов группы.

Структура малой группы

Структура связей и отношений в малой группе изучают методом социограммы.

Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Большая часть жизни людей проходит в важнейшей для них социальной группе — семье, которую можно рассматривать как малую, первичную, а также как формальную, так и неформальную.

Реальные и номинальные социальные группы.

Реальные группы – те, критерием выделения которых служат реально существующие признаки (пол, возраст, доход, профессия и др.). Номинальные группы – выделают по признакам, искусственно сконструированным для статистического учета (пассажиры пригородных поездов, многодетные и малодетные семьи, холостяки и т.д.). Сведения о них необходимы, чтобы, например, правильно организовать правильное движение пригородных электричек, чтобы знать какие строить дома – для многодетных или малодетных семей.

Рассмотрим классификацию малых групп. Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Первичная группа — это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: «малочисленный состав, про­странственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов» [II. С.53].

Впервые понятие «первичная группа» было введено в 1909 г . Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отношения. Ч.Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации младенца. К «первичным группам» он также относил группы друзей и группы ближайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

Позднее данный термин стал использоваться социологами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико, в них, особенно в период раннего детства, происходит процесс первичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в обществе. Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.

Первичная группа — это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

Ч .Кули отмечал две основные функции малых первичных групп:

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная — на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

Основное значение в этих группах придается не личностным качествам членов группы, а их умению выпол­нять определенные функции. Например, на заводе должность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особенности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, личностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Если говорить о различиях между понятиями «общность» и «социальная груша», то следует признать, что социальная группа отличается большей устойчивостью и стабильностью, более высокой степенью сплоченности.

«Согласно представлениям американских исследователей сплоченности Кута Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:

сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

ясность и определенность групповых целей;

демократический стиль лидерства (руководства);

кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

относительно небольшой объём группы;

отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы.

Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:

уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);

степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий».

Крысько В., Словарь-справочник по социальной психологии, СПб, «Питер», 2003 г ., с. 231-232.

Психологическое состояние своей защищенности, чувство, что с группой ничего не случится, обеспечивают лидеры, пользующиеся уважением и непререкаемым авторитетом. При твердой уверенности в правильности действий лидера все усилия членов группы интегрируются и направляются на творческое выполнение отданных им распоряжений».

Рогов Е.И., Психология группы, М., «Владос», 2005 г ., с. 369-370.

Источник:
Семья как ячейка общества
Тема: Семья как ячейка общества. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): FreeDom. Размер: 61 кб. Категория: Социология. Краткое описание: ‘Естественно культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.’
http://coolreferat.com/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Семья ячейка общества

Тема. Семья – ячейка общества.

1. формирование представлений о семье как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека,

2. объяснение понятийт: семья, двухпоколенная, многопоколенная, полная, неполная,

3. развитие общеучебных навыков,

4. формирование оценочных суждений.

1. Что такое семья?

2. Роль семьи в обществе.

3. Создание семьи. Семейные отношения.

4. Государство и семья.

учебник «Обществознание», 6 класс,

CD – учебник «Обществознание» — 8 — 11 класс,

технологические карты урока.

Технологии: Технология развития критического мышления, информационная.

Возраст: 6 класс.

Игра в ассоциации.

— какие образы возникают у вас, когда вы слышите слово «семья»?

Вступительное слово учителя.

Семья — одна из важнейших общественных ценностей. Каждый человек помимо места в обществе, национальной принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно — брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья — это источник удовлетворения ряда его потребностей и коллектив, который предъявляет к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и положение в семье.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, уважения, солидарности, привязанности, то, на чем строится любое общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи – мерило развития и прогресса страны.

Итак, нам предстоит охарактеризовать семью как ячейку общества.

2 этап. Осмысление.

Учащиеся знакомятся с новым материалом:

Чтение статьи и поиск ответов на вопросы: (прием активного чтения материала): на полях ставим буквы «З» — знаю, «У» — узнал, «Х» — хочу узнать.

Семья? — группа людей, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом, проживают в одном месте, связаны взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью. В семье проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками (мама и дети, сестра и брат) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). У членов семьи общее хозяйство, они все живут в одном доме или в одной квартире, у них общие доходы и расходы. Вместе они воспитывают детей, проводят свободное время. Такие особенности отличают семейный коллектив от других коллективов, например, трудовой бригады.

Самое главное, что отличает семью от других коллективов – это чувство любви и привязанности между ее членами. Недаром говорится, «На что и клад, когда в семье лад», или «Любовь да совет, так и горя нет», или «вся семья вместе, так и душа на месте».

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

Семья — хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель — обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.

С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. В день 8 июля принято совершать свадьбы и венчания. Считается, что брак будет крепким и благополучным. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и

верности стала ромашка.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны.

— как обстоит дело с системой «ЗУХ»?

— для чего она нужна человеку?

— почему мы изобразили ромашку, когда говорили о семье?

(После этого ученики возвращаются к схеме «Семья» и делают вывод о значении семьи для человека).

Графическое обозначение новых знаний: использование кластера.

Задание: из текста «Семья» записать в кластер:

Работа в группах:

4 группа — «Функции»,

Все ученики – «Семья и государство»

Семья — это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственности.

Все семьи разные, но есть черты, делающие их похожими. Если в семье живут только родители (мама и папа) и их дети, такую семью называют двухпоколенной. В такой семье есть два поколения: старшее – родители, младшее – дети. Поколение – это люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ты и твои сверстники – одно поколение. Родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

Если же в семье живут три поколения: дети, их родители, родители родителей (бабушки и дедушки), то такая семья называется трехпоколенной. Такие семьи были распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение помогало воспитывать детей, вести хозяйство.

В жизни иногда так случается, что по каким – то причинам отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что такая семья хуже, чем полная. Ведь оставшийся родитель — мам или папа, делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.

Семьи бывают разными и по числу детей: малодетные семьи — 1-2 ребёнка, среднедетные семьи — 3-4 ребёнка, многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений). В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей, им вручались награды: Медаль «Медаль материнства»— вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава»— вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. Сегодня «многодетной» считается семья, где есть три и более детей. Сведения о том, каких семей и сколько в нашей стране, мы узнаем после подведения итогов Всероссийской переписи населения.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Брак — добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Общество стоит на охране брака и защищает его законом — Семейный кодекс (принят в 1995 году). В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

К обязательным условиям его оформления относятся:

— Достижение брачного возраста – 18 лет

— Взаимное добровольное согласие

— Отсутствие других действующих браков

— Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности (Семейный кодекс. Раздел «Личные права и обязанности супругов»)

Супруги имеют право:

— Совместного решения вопросов воспитания и образования детей и др.

— Строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи

— Заботиться о благополучии семьи и своих детей.

Раньше в семье отец зарабатывал деньги и содержал семью, а мать вела домашнее хозяйство, следила за порядком, за воспитанием детей. В современном обществе отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Сплоченность семьи характеризуется степенью взаимосвязанности ее членов, любви, душевной близости и крепости родственных уз.

Встречаются семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? В России принят Семейный кодекс Российской Федерации. В этом документе записаны права ребенка. Вот некоторые из них:

-право на жизнь, на имя, на гражданство;

-право ребенка жить и воспитываться в семье;

-право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

-право на совместное проживание с родителями;

-право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

-право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Современная семья утратила многие функции, укреплявшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1. репродуктивная — обеспечивает продолжение человеческого рода;

2. хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

3. образовательно-воспитательная — состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, проявлении родительской любви к детям, вызывающей ответные чувства детей к родителям;

4. духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение, связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;

5. сфера первоначального социального контроля — моральная оценка поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также мера ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми;

6. психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

«Семья и государство»

Семья – обязательная часть любого общества, государства. Семья — ячейка общества. Главное предназначение семьи – продолжение человеческого рода для дальнейшего развития общества.

Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. В основном законе нашей страны – Конституции, в статье 38, говорится о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Чтобы помочь семье выполнить ее главную обязанность – воспитание детей, государство:

— принимает специальные законы, чтобы помочь семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование;

— в нашей стране существует много фондов, обществ, программ по помощи семье и детям.

В городе Подольске существует благотворительная общественная организация помощи детям – инвалидам «Радуга». Ежегодно подольские школьники участвуют в благотворительной акции «Спешите творить добро!», когда ребята помогают детям – сиротам, детям – инвалидам, детям из многодетных семей.

В России действует государственная программа «Дети России», которая особую заботу проявляет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам.

2008 год в России был Годом Семьи. Особое внимание государство уделяет молодой семье:

выплачиваются денежные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей; предоставляются льготы многодетным семьям; гарантируются бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание; предоставляются льготы на питание в школе детям из малообеспеченных семей.

В России действует более ста центров помощи семье и детям, где помогают советами, консультациями, собирают средства на лечение больных детей и приобретение дорогих лекарств.

Семья обеспечивает усвоение детьми норм общественной жизни, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Важный результат существования семьи как ячейки общества — предупреждение отклонений от требования норм поведения в обществе.

3 этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведения итогов).

— Ученики каждой группы озвучивают записи в кластере, учитель фиксирует их на доске.

— Все вместе оформляют графу «Семья и государство»

— какая ветвь характеризует семью как ячейку общества?

— Кубик Блума: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

— по изученному материалу,

— по иллюстрации: «Неравный брак».

— какое условие заключения брака нарушено в картине?

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

— Творческое задание: составить синквейн.

1 строка – существительное – центральное понятие темы,

2 строка — два прилагательных, характеризующих главное понятие,

3 строка — три глагола, объясняющих суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.

Воспитывает, защищает, помогает,

5. Домашнее задание: параграф 7, задание «В классе и дома» на стр. 75 продумать.

Источник:
Семья ячейка общества
Тема. Семья – ячейка общества. 1. формирование представлений о семье как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, 2. объяснение понятийт: семья,
http://mognovse.ru/mfb-tema-semeya—yachejka-obshestva-cele-harakteristika-semei.html

Семья ячейка общества

Семья – ячейка общества, социальный институт… А что вкладывает каждый из нас в это слово? Как мы его понимаем? Папа, мама, Я – просто идеал, а может банальный стандарт.… Все начинается с семьи – здесь мы впервые узнаем о мире, учимся общаться с людьми, учим законы жизни. Кто с детства всегда был рядом? — родители.… А если говорить о любви – любовь к матери одно из самых сильных чувств, ведь оно рождается вместе с нами, еще там, внутри, не увидев еще света мы любили свою маму. Хотя семью можно понимать как всех родственников – начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая троюродными племянниками. Одна кровь, род, фамилия, традиции – все это в семье. Для многих это просто слова – ведь семьи идеалы сейчас редкость.…

Домашний очаг. Мой дом – моя крепость. Только там ты можешь почувствовать себя защищенным, там тебя поймут, помогут и поддержат. В доме всегда должна царить атмосфера уюта и если его нет или нет одного из родителей – то семью уже нельзя назвать полноценной.… Очень часто говорят, что если из семьи ушёл отец, то семья продолжает существовать, просто без одного её члена, но если из семьи уходит мать, то семья рушится. Мы считаем, что такая формулировка неправильна, не совсем корректна и даже немного обидна. Семья это то общество людей, в котором тебя принимают любым, в котором тебя любят и ценят, и совсем это независит от какого-то точного количества человек. Даже если в одной квартире, доме живут два человека, например, дочь и отец, то это тоже следует называть семьёй. Ведь самое главное, чтобы тебя уважали там.

Семьей необязательно называть только людей, с которыми ты роднишься по крови. Достаточно просто ,чтобы в том месте где тебя ждут в любое время, люди любили тебя и мирились с твоим характером, уважали твои принципы и ценили твои достоинства. У каждого человека должна быть семья, пусть не родная, пусть маленькая, но должна быть. Семья это место где тебя воспринимают таким, какой ты есть. Там не стоит доказывать, что-либо, пытаться объяснить, тебя поймут. Вот только не всегда молодёжи нужна такая большая любовь со стороны родителей. Они заботятся о нас, переживают, сочувствуют, радуются, ругают- это норма. Но нельзя перегибать палку.

Очень часто родители слишком много требуют от детей, очень часто запрещают то, без чего нормальный человек даже развиться по-настоящему не может, очень часто чувствуют себя не Учителями и Родителями, а хозяевами, а мы в свою очередь становимся подчинёнными. Родители внушают нам, что нужно сделать то-то, пойти туда-то, лишь только потому, что сами не успели вовремя сделать это, а мы выполняем, забывая про личное мнение и желание, например в плане образования, учимся для родителей, для оценок, получаем профессию тоже для родителей и по их желанию, но самое удивительное, что всё это мы делаем по какому-то неизвестному чувству долга, боимся разочаровать близких, не задумываясь, что тем саамы ломаем себя. Если ты и твоя семья стремится к идеальным отношениям или хотя бы к общепринятой норме, вы должны помнить, что нужно уважать и согласовывать интересы друг друга.

Семья — это комплекс отношений и противоречий, но есть одно, что объединяет любую семью — это традиции, общий характер, манера восприятия мира и воспитание. Часто люди забывают это, обвиняя, друг дружку в том, что делают сами, но, не замечая этого. Иногда занимаясь построением собственной жизни и занимаясь решением собственных проблем мы не замечаем, как одному из близких плохо, как он нуждается в вашей поддержке. При таких ситуациях лучше всего помогает разговор, очень жаль, что вовремя мы не готовы к диалогу, а когда становимся готовы, то уже становится поздно- либо взрослеют дети, либо проблема решается человеком с пылу, с жару, в одиночку, не прося помощи.

Поэтому мы советуем, чтобы вы не забывали про семью, ведь с мужьями/жёнами мы разводимся, с любимыми ссоримся навсегда, с друзьями расходятся дороги, а вот родители и дети это навсегда с нами и именно к ним мы придём, когда нам будет плохо. Живите в мире со своей семьёй и помните, что это самое дорогое, что может быть в жизни, ведь отношения с близкими очень легко подрываются и сходят на нет, а вот восстановление их требует очень много времени, а может иногда это сделать просто невозможно. Любите своих близких, относитесь друг к дружке терпимее, и тогда крепкая поддержка и понимание сами придут к вам в дом.

Источник:
Семья ячейка общества
Семья – ячейка общества, социальный институт… А что вкладывает каждый из нас в это слово? Как мы его понимаем? Папа, мама, Я – просто идеал, а может банальный стандарт.… Все начинается с семьи –
http://junior.ru/students/erina/index_semya1.htm

COMMENTS