Смысл жизни в счастье

Принцип счастья — смысл жизни в этике

Предмет этики и ее задачи. Категории человеческого бытия. Счастье — реальное явление и предмет анализа. Гедонистический и аскетический, смиренно-стоический, категорически — императивный смысл жизни. Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Предмет этики и ее задачи понимаются неодинаково разными мыслителями и философскими школами, тем не менее его редко путают с предметом других наук. Предметная область этики закрепляется в моральном словаре, особых понятиях, которые могут употребляться и вне сферы этического, имеют широкое культурное значение, но их истинное содержание и смысл раскрываются именно в этике. Добро и зло, совесть и стыд, добродетели, счастье, долг, справедливость — это и научные понятия, концептуальное достояние этики, и внетеоретические нравственные идеи и принципы. Они характеризуют и научный аппарат этики, и ее предметную область.

Предметное единство этических учений, рассмотренное в богатстве различных, доходящих до полярности вариантов, коррелирует с характером морального единства общества в его предельном выражении. К примеру, в этических учениях мы находим различные принципы справедливости: от примитивной уравнительности до воинствующего аристократизма. Этическими их делает не содержательное сходство, которое часто просто отсутствует, а то обстоятельство, что они являются принципами справедливости — задают некую единую для всего общества схему деятельности, претендующую на рационально аргументированное обоснование.

  • Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья — прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Еще Эпикур говорил, что счастье бывает двух родов: «высочайшее, которое уже нельзя умножить», и другое, которое «допускает и прибавление, и убавление наслаждений»1(1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1980. С. 402). Первое свойственно богам, второе — людям. Это разграничение человеческого счастья получило развитие в религиозно-философских учениях, где оно приобрело форму разграничения между земным счастьем и потусторонним блаженством.

Жизнь не имеет никакого, ни мудрого, ни глупого, ни абсурдного, ни трагического, никакого другого заранее заданного смысла. Этот ответ представляется более удовлетворительным. Не только более честным, но и более обнадеживающим, чем какой бы то ни было другой. И этот ответ не только не нуждается в громоздких обоснованиях, что является видимым его преимуществом, но и обладает тем неявным, однако чрезвычайно важным для нас, что предполагает возможность не столько находить смысл, сколько искать его, не столько открывать его, как нечто уже существующее, но еще не найденное, сколько созидать, творить и сообщать жизни.

Этот ответ смещает центр тяжести с вопроса об изначальном смысле, бесплодность которого очевидна, на вопрос об окончательном смысле, позволяя судить, и о том срединном и промежуточном, где находимся сегодня мы, и где этот вопрос имеет неотвлеченный смысл, где он, собственно, и приобретает всю полноту своего значения, где он насущнее, чем какой-нибудь другой, изначальный или конечный, взятый сам по себе.

Смысл жизни — только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей.

Смысл жизни — это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить.

  • 1. Гедонистический и аскетический смысл жизни. Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone — наслаждение). Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру.

Гедонистическая концепция смысла жизни имеет много недостатков или уязвимых точек:

Во-первых, многие удовольствия ведут к отрицательным последствиям, причиняют, в конечном счете, страдания. Удовольствие от систематического приема наркотиков, например, приводит к деградации личности, к расстройству физического и психического здоровья человека.

Во-вторых, многие удовольствия несовместимы друг с другом, т.е. гедонизм как концепция внутренне противоречив. Скажем, наслаждение, испытываемое человеком от динамизма и полноты своих физических сил, трудно совместить с удовольствием от плотного ужина, крепких напитков и т.п.

В-третьих, ориентация на поиск одних удовольствий в жизни делает человека рабом как самих этих удовольствий, так и, в особенности, тех обстоятельств, вещей и людей, от которых они зависят.

Категорический императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг — быть человеком.

Рассмотренные варианты смысла жизни, задаваемые жизнью разума, долгом, из него извлекаемым, имеют ряд привлекательных черт. Они обеспечивают в определенной мере глубинный покой души, развивают и укрепляют моральные силы человека, возвышают его духовно, что особенно важно в наш нравственно далеко не благополучный век. Они ведут также к углубленному пониманию мира, обстоятельств и людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Наконец, они выявляют и убедительно подтверждают несокрушимость свободного начала в человеческом бытии, свободу выбора, свободу воли человека.

  • 4. Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни. К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая — ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных перспективах. Не нужно доказывать, что аскетизм может быть религиозным. А многие его только таким и признают. Еще ближе к такой возможности смысл жизни в форме смирения. Да и у категорического императива религиозная координата просматривается достаточно четко. Как известно, постулат свободы, на который опирается данный императив в кантовской моральной системе, с необходимостью дополнен постулатами бессмертия души и существования Бога.

Что же, однако, это такое — религиозный смысл жизни? Если кратко, он заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете.

Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь человека в религиозной ее интерпретации лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Она бессмысленна так же, как бессвязны выдранные из книги клочки страниц. Собственное, внутреннее содержание всего человеческого не может не отдавать ничтожностью и пустотой.

Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного бессмертия и загробного воздаяния. Доминирует здесь убеждение в том, что если за пределами земного бытия для человека нет ничего, жизнь его — суета и тщета, т. е. бессмысленна. Земная жизнь дана человеку в качестве испытания, для страданий, которые, по христианскому вероучению, очищают и закаляют душу, укрепляют веру в Бога. Христос страдал и нам завещал. И от того, как человек выдерживает это испытание, испытание жизнью и ее страданиями, будет зависеть дальнейшая, загробная судьба его бессмертной души.

Религиозный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает вознаграждение за все это в будущей жизни. Осуждая погоню за земными, материальными благами и наслаждениями, религиозный смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем. Нравственность, духовность действительно являются самым светлым и благородным измерением нашей жизни.

Религиозный смысл жизни обнаруживает известное уничижение человека, обидную недооценку его реальных сил и возможностей — как в отрицательном, так и в положительном плане.

2. Катастрофические изменения в жизни общества: революции, гражданские войны, войны за независимость страны, экономические и политические кризисы и т.п. — всё то, что разрывает связь поколений, ломает сложившийся образ жизни, взрывает существующую систему ценностей.

3. Серьёзное увлечение философией, религией, искусством, при котором происходит переоценка руководящих ценностей.

О смысле непрожитой и прожитой жизни люди думают и в связи с возрастом. В первый раз человек думает об этом в юности, когда куклы и игры стали неинтересны, а будущее так неизвестно и тревожно. Какое место я займу в этом мире, правы ли учителя, говорящие, что самую объективную оценку званиям поставит жизнь, как верно выбрать первый шаг — таковы типичные для юности вопросы.

  • Не достигнув самостоятельности, молодой человек на первых порах ищет, с кого делать жизнь, кому подражать. Прошла пора Николая Островского, Аркадия Гайдара, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев и других кумиров советской молодёжи. Пришла пора банкиров, бизнесменов, «новых», «крутых», киллеров, проституток и пр. Самоотверженность и гуманизм вытеснены расчётом, цинизмом и жестокостью.

Смысл жизни, как подсказывают псевдолитература, кино, телевидение, пресса, — в деньгах и славе. Второй раз в связи с возрастом человек думает о смысле жизни в старости. Конец близок, пришла пора подводить итоги. Человек отчаянно доказывает знакомым ему людям, что он не зря прожил жизнь.

Далеко не у всех хватает мужества признаться в том, что зря коптил белый свет, что ничего в жизни не достиг. Внешним выражениям не зря прожитой жизни являются ордена и медали.

  • В отличие от тщеславных «новых» для стариков ордена и медали есть доказательство жизни, исполненной смысла. Что ж, старческая слабость простительна. Но не дают покоя старикам воспоминания о прошедшей жизни, в особенности, о молодости.
  • Список литературы

1. Гусейнов А.А. Введение в этику. — М., 2000

2. Балашов Л. Е. Этика. Учебное пособие — М., 2003.

  • 3. Золотухина-Аболина Е. В.Курс лекций по этике: — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

4. Зеленкова И.Л. Этика: Тексты, комментарии, иллюстрации,- Минск, 2001

5. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. — М., 2000

  • 6. Краткая история этики. (Гусейнов А. А., Иррлитц Г.)- М- : Мысль, 1987

Источник:
Принцип счастья — смысл жизни в этике
Предмет этики и ее задачи. Категории человеческого бытия. Счастье — реальное явление и предмет анализа. Гедонистический и аскетический, смиренно-стоический, категорически — императивный смысл жизни. Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни.
http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00004716_0.html

Смысл жизни и счастье

По-видимому, человек является единственным существом на Земле, интересующимся вопросом о смысле своего существования. И вопрос этот далеко не случаен: смысл жизни является наиболее общим системообразующим фактором, который объединяет остальные личностные качества индивида. Ф. М. Достоевский писал, что существуют два вида ужаса, поражающих волю человека: ужас бессилия и ужас бесцельности своей жизни.

И все же в чем смысл жизни? Рассмотрим некоторые варианты ответов на этот вопрос, выработанных в человеческой культуре.

  1. Смысл жизни в получении максимума удовольствий от нее. Такая точка зрения называется гедонизмом. Это «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия»[1]. Традиционно одним из первых гедонистов считают Эпикура. Критикуя религиозные представления о смысле жизни, гедонистические идеи использовали французские материалисты XVIII века. Из философов XX века с некоторыми положениями гедонизма согласны Д. Дрейк, М. Шлик, Дж. Сантаяна. Противоположностью гедонизма является аскетизм – героически жертвенное отношение к своей жизни.

2. Смысл жизни в служении людям. Такая жизненная позиция называется альтруизмом. «Альтруизм – нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму». Известными представителями альтруизма являются Д. Юм, Г. Лейбниц, А. Шопенгауэр, А. Швейцер. В этом принципе собственная жизнь рассматривается как средство для жизни других людей.

  1. Смысл жизни в максимальном раскрытии своих сущностных сил, возможностей и способностей. Такого мнения придерживались К. Маркс, Л. Толстой. Человек в этой концепции рассматривается как неосуществленная возможность, как брошенное в почву семя, которому следует взойти и дать плоды. Каждый человек должен стремиться максимально раскрыть свои потенциальные способности и стать совершенным.

Но откуда человек знает, в каком направлении ему двигаться, чтобы быть совершенным? Откуда в нем идеал совершенного, если его нет в объективной реальности? Откуда нам известно, куда расти? Этот вопрос, который ставил еще Ф. Аквинский, приводит обычно к признанию существования сверхреальности, Бога как абсолютной шкалы, с которой нужно соизмерять свою жизнь, свои поступки и намерения.

Нам кажется, формула эвдемонизма является универсальной для решения вопроса о смысле жизни, в ней можно объединить все перечисленные подходы к нему. Ведь, в конечном счете, все хотят быть счастливыми. Правда, одни счастье видят в телесных удовольствиях, другие – в научных открытиях, третьи – в духовном совершенстве. Что же такое счастье?

Исследовавший этот вопрос польский философ В. Татаркевич выделил четыре смысла в употреблении термина «счастье»:

На наш взгляд, можно говорить еще об одном понимании счастья. Речь идет о степени совпадения личных интересов человека и интересов той социальной среды, того конкретного общества, в котором он живет. Чем больше интересы личности совпадают с интересами ее социального окружения, тем она счастливей. Отсюда и понимание несчастной судьбы, несчастливой жизни как жизни личности в чуждой для нее социальной среде, где человек оказывается не понятым, где его достоинства рассматриваются как недостатки.

Видимо, можно определить счастье как состояние гармонии между внутренним и внешним миром человека. Это определение позволяет охватить даже внеличностную сферу человеческого бытия, например, биологическую. Умирающего от холода человека трудно назвать счастливым: здесь нарушен баланс между его внутренним миром и внешними (температурными) условиями жизни.

История знает два способа достижения гармонии между внутренним и внешним миром человека: а) через изменение внешнего таким образом, чтобы оно соответствовало внутреннему миру человека. Как писал К. Маркс, если обстоятельства не соответствуют природе человека, надо, стало быть, изменить эти обстоятельства. Так возникла идея коммунистического преобразования общества; б) через изменение внутреннего мира человека таким образом, чтобы он гармонировал с внешним миром. Суфии говорят: «Изменись сам и изменится мир».

Первый путь приводит обычно к насилию над другими людьми. Как показывает история, их заставляют соответствовать внутреннему миру того, кто обладает властью. Реализация этой задачи может сделать счастливым лишь одного человека – тирана. Тотальное навязывание одной идеологии всегда приводило к репрессиям и войнам.

Второй путь сформировался в рамках религиозного подхода к объяснению человека и является более предпочтительным. Изменяя себя, человек начинает по-другому воспринимать мир, иначе реагировать на внешние раздражители. И. Ефремов описывает, как йоги при жгучем морозе, на продуваемых ветрами Гималаях сушат на голых спинах мокрые простыни[6]. Этот образ обобщает всю идеологию йоги: изменяя себя, можно научиться быть в гармонии с любыми внешними обстоятельствами.

Таким образом, каждый человек стремится к счастью: верующий и безбожник, нищий и богач, здоровый и больной, ребенок и старик – любой из них хочет быть счастливым. Стремление к счастью является общей доминантой человеческого поведения. Только пути к счастью люди выбирают разные. Попытка обоснования (рационализации) и уяснения хотя бы для самого себя правильности выбранного пути приводит к понятию смысла жизни.

1. В науке и материалистической философии человек рассматривается в качестве закономерного продукта эволюции живого мира. Располагая значительными фактическими данными, подтверждающими близкое родство обезьяны и человека, наука, однако, не может пока объяснить, почему и как обезьяна превратилась в человека. Существующие мнения на этот счет являются лишь гипотезами.

2. Наука располагает, по крайней мере, двумя подходами к решению вопроса о сущности человека: биологическим и социологическим. Сторонники биологического подхода пытаются объяснить поведение человека его врожденными биологическими особенностями (составом крови, гормонов, формой черепа, генотипом и т. д.). Суть социологического подхода к решению проблемы сводится к тому, что человек рассматривается здесь как продукт той социальной среды, в которой он жил и/или живет.

3. Личность есть человек, рассматриваемый как социальное существо, носитель определенных социальных качеств. Ребенок становится личностью в процессе социализации, т. е. усвоения определенной совокупности норм и ценностей общественной жизни. Усвоение этих норм происходит в результате деятельности, связанной с заучиванием определенных социальных ролей, необходимых для жизни в обществе. С этой позиции личность можно представить себе в виде совокупности выполняемых ею социальных ролей.

4. Решения, принимаемые людьми, зависят от целей, детерминируемых их представлениями о смысле жизни и счастье. То или иное понимание смысла своего существования и степени счастья определяет преобладающие потребности личности, влияют на круг ее интересов и формируют ее предметный мир.

[1] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 105.

[2] Евангелие от Матфея. 6: 19-20.

[3] Цит. по: Этическая мысль. М., 1988. С. 263.

[4] Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 32.

[6] Ефремов И. Лезвие бритвы. Челябинск, 1992. С. 404.

Источник:
Смысл жизни и счастье
Смысл жизни и счастье | Образовательный портал
http://magref.ru/smyisl-zhizni-i-schaste/

Счастье главная цель и смысл жизни человека!

Счастье – главная цель и смысл жизни человека!

Что для человека важнее всего в его жизни?

На этот вопрос чаще всего можно получить ответ, что для человека важнее всего его собственная жизнь. Разве человек, скажут некоторые люди, не отдаст все, что имеет, за то, чтобы жить?

Также часто можно услышать в ответ, что для человека важнее всего его здоровье. Когда человек, скажут другие люди, страдает от отсутствия здоровья, он тоже готов очень многим пожертвовать. Иногда отсутствие здоровья приносит человеку такие страдания, что он готов отдать даже свою жизнь, лишь бы избавиться от этих страданий.

Но на самом деле для человека важнее всего собственное счастье, наличие радости в его жизни.

Даже сама жизнь и здоровье имеют для человека меньшее значение, чем его внутреннее духовное состояние. Это подтверждает тот факт, что многие здоровые люди кончают жизнь самоубийством, когда несчастны и не имеют надежды изменить положение дел. Это с одной стороны. А с другой стороны есть не мало примеров счастливых людей, которые имеют большие проблемы со здоровьем, финансовым положением и т. д.

Да что говорить о крайних ситуациях. Человек даже в обычных условиях часто готов жертвовать своим здоровьем, а иногда в перспективе и самой жизнью ради получения положительных эмоций. Например, диабетик может съесть кусочек торта, алкоголик выпить стопку вина, хотя и тот, и другой прекрасно понимают, что это им категорически противопоказано. Но они, тем не менее, идут на это. А все ради того, чтобы лишний раз получить удовольствие.

Это еще раз подчеркивает, что личное счастье, наличие радости для человека важнее собственного здоровья и даже самой жизни.

Если мы внимательно присмотримся к окружающим людям, то увидим, что все они без исключения только и заняты тем, что пытаются получить удовольствие.

Кто-то пытается получить удовольствие через еду, кто-то через алкоголь, кто-то через никотин, кто-то через интимные отношения, кто-то через наслаждение властью, кто-то через обладание денег и т.д.

Даже те, кто совершают тяжелую и неприятную работу, делают это для того, чтобы получить то или иное вознаграждение, а с ним и положительные эмоции. Только в этом случае не сразу, а через некоторое время. Для многих их работа не доставляет удовольствия, но они ходят на нее и выполняют то, что им предписывается делать лишь для того, чтобы потом получить деньги, с помощью которых они наконец-то смогут получить то, что они действительно желают.

Чем бы человек не занимался, он всегда, в конечном счете, занимается одним и тем же. А именно, он всегда стремится к получению положительных эмоций. Различие заключается только в том, посредством чего человек пытается достичь удовольствия.

Даже герои, совершающие подвиги, движимы стремлением получить положительные эмоции. Возможно, кто-то на это мне гневно возразит, что многие люди совершали и совершают героические действия совершенно бескорыстно.

А я это и не отрицаю. Более того, я уверен, что это действительно так. Но, тем не менее, я все-таки смею утверждать, что все они совершали и совершают свои бескорыстные действия ради получения личного удовольствия.

Как такое может быть? Поясню, что я имею в виду. Люди, действующие бескорыстно, получают удовольствие оттого, что приносят радость другим. Это особая категория людей и их особенность заключается в способе получения ими положительных эмоций. Но, не смотря на свою особенность, и они стремятся к личному счастью пусть даже часто на подсознательном уровне.

Кстати, этот способ получения положительных эмоций идеальным образом подходит для совместного проживания людей. В этом случае человек и сам получает удовольствие, и приносит удовольствие окружающим. Только при таких ценностях возможно идеальное человеческое сообщество.

Если человека, действующего бескорыстно, лишить возможности радоваться тому, что его действия приносят радость другим, то он наверняка потеряет всякий интерес к таким действиям. То есть он потеряет стимул к бескорыстной жизни и перестанет совершать бескорыстные поступки.

Если Вы теперь обратите взгляд на себя, то увидите, что и Ваши устремления, в конечном счете, направлены на получение личных положительных эмоций, на достижение личного счастья.

Таким образом, личное счастье – главная цель жизни любого человека!

И не обязательно чтобы человек сознательно ставил для себя личное счастье в качестве главной цели. Счастье воспринимается человеком в качестве главной цели на подсознательном уровне. Человек этого может не понимать и даже отрицать. Но это действительно так.

Что в глазах человека стоит того, чтобы тратить на это свою жизнь? Жизнь – она настолько ценна для человека, что ему жалко тратить ее что-либо напрасно.

В чем смысл жизни человека? Для чего человек живет?

Смысл жизни человека в том, чтобы наслаждаться тем, что он больше всего желает. Именно для этого и рождается человек! Только на это человеку не жалко тратить свою единственную жизнь.

То есть вся деятельность человека, вся его жизнь должна быть построена вокруг своего собственного счастья. И эта деятельность, если человек действительно хочет быть счастливым, будет заключаться в том, чтобы (1) контролировать свои желания, которые должны быть ему только на благо, (2) расширять и (3) углублять свои возможности их достижения, (4) укреплять и (5) защищать достигнутое на пути к своему счастью.

Именно в этом смысл жизни человека. Именно для этого ему стоит жить. Только на это человеку не жалко своей драгоценной жизни.

Таким образом, счастье – это и смысл жизни человека!

То есть, СЧАСТЬЕ – ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!

Поэтому человеку чрезвычайно важно иметь возможность быть счастливым. Иначе он будет страдать, и смысл жизни для него будет потерян.

И здесь человека ожидает приятный сюрприз, который заключается в том, что СЧАСТЛИВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ.

Источник:
Счастье главная цель и смысл жизни человека!
Счастье главная цель и смысл жизни человека!. Психология про Счастье главная цель и смысл жизни человека! бесплатно онлайн — Дома Солнца
http://www.sunhome.ru/psychology/13336

COMMENTS