Смысл жизни в смерти

Смысл жизни бытия, смерти

Смысл жизни — это проблема, решение которой не имеет однозначного ответа и которая рано или поздно встаёт перед каждым человеком. Человек в рамках свободы сам должен решать, как ему жить. Смерть — это завершение биологической жизни или физи­ческой деятельности человека, как проблема входит в каждую социокультурную систему.

Жизнь любого чело­века имеет смысл. Поэтому на вопрос «Для чего живёт человек?» невозможно дать однозначный ответ. Он состоит в достижении человеком совершенства. А это предполагает рассмотрение жизни человека в широком смысле, различение в ней разных аспектов и, наконец, определение того, с помощью чего можно сделать жизнь человека полноценной.

Как известно, человек, в отличие от других живых существ, знает, что он не бессмертный. Вначале у людей было сильно ощущение смерти. Постепенно с помощью мифологических представлений доказывалась «обязательность» этого процесса. В мифах утверждалось, что и животное, и человек имеет обречённое на смерть тело и бессмертный дух. Последний, являясь нематериальным, воплощает в себе образ человека. Дух не исчезает, не умирает, он живёт в отведённом ему мире.

Эволюция представлений о смерти привела к замене модели духа на осознание своего «Я». Смерть и исчезновение «Я» всегда вызывали у человека чувство сожаления. Благодаря этому появился новый взгляд на жизнь и смерть.

В исламе жизнь человека — это здо­ровый дух, труд, ведущий к благо­получию и знанию. Человек должен оберегать свою жизнь от зла, без­мерных потребностей и др.

Согласно исламу, жизнь человека зависит от судьбы. Но человек способен изменить свою судьбу. Только по этому изменению даётся оценка духовно-психическому миру чело­века.

В то же время человек является источником красоты. Тело без духа не может существовать, следовательно, вредить телу — все равно что нанести вред духу. В исламе человек рассматривается как символ духовности.

Проблемы жизни, смерти и бессмертия занимают важное место в направлениях суфизма. Его крупные представители, такие, как Хасан Басрий, Ал-Мухсиби, Жунаид Багдада и другие считали, что сущность и смысл жизни человека определяются божественной волей. Великие суфии-мыслители Абдухалик Гиждувани, Ахмад Яссави, Наджмиддин Кубро и Баховуддин Накшбанд в своих учениях раскрывали духовную сущность человека в таких понятиях, как честность, труд, патриотизм и др.

Под воздействием восточной фи­лософии в европейской мысли фор­мировались новые взгляды на вопросы жизни и смерти. В течение нового времени проблема осознания жизни и смерти находила своё решение в двух антропологических моделях — естественный человек и человек новоевропейского типа. Если, согласно первой модели, человек является объектом естественных наук, то вторая модель характеризует его как осознающего себя центром Вселенной, направляющего свой разум на осмысление своей жизни и себя как социального существа.

Начиная со второй половины XIX века, в западном мыш­лении возникло направление, согласно которому смерть озна­чает не только явление биологического порядка, но и конец человеческого бытия. В таком понимании смерть в отличие от её чисто естественнонаучного понимания превращается в явление субъективной сферы. По словам Ф. Ницше, смерть человека интереснее, чем его жизнь, т. е. ощущение смерти обогащает содержание человеческой жизни.

Подобный подход к жизни и смерти позже развивались О. Шпенглером (Германия), X. Ортега-и-Гассетом (Испания), Ж. П. Сартром и А. Камю (Франция).

Западная модель цивилизации — это та верхняя ступень, которая достигнута в настоящее время в развитой части планеты. В рамках этой модели человек склонен жить на основе стандартов. На этот путь его привели радио, телевидение, кино, театр, художественная литература и, конечно, свой собственные мысли. Поэтому он озабочен жизнью после смерти. Чем лучше жизнь, тем ужаснее смерть. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Так как же в наше время можно решить вопрос жизни и смерти? Логически на это можно ответить так: для человека, когда он решает свои проблемы, предлагаемая помощь не должна быть определяющей. В своей жизни человек сам должен осознать сущность смерти. Конечно, при этом ему можно давать некоторые советы.

Как известно, смерть, если подходить к ней экзистенциально, не есть обычное исчезновение. Игнорировать страх перед смертью означает, что смерть можно рассматривать как творческий момент жизни. Действительно, нельзя смотреть на смерть только как на природное явление. Смерть всегда надо воспринимать как «зеркало культуры», необходимость.

При условии отнесения смерти к сфере культуры возникает вопрос о жизни после смерти. Иными словами, это есть продолжение со смыслом прожитой жизни после смерти, то есть бессмертие. Оставленное человеком в мире после себя доброе имя — это и есть его вторая и продолжающаяся жизнь. Таким образом, бессмертие в современном культурном понимании — это сохранение в памяти поколений добра, оставшегося от ушедшего из жизни человека.

Источник:
Смысл жизни бытия, смерти
Смысл жизни — это проблема, решение которой не имеет однозначного ответа и которая рано или поздно встаёт перед каждым человеком. Человек в рамках св
http://wikiwhat.ru/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: “Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого”.

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека – это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: “Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни”. Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место – проблема смысла жизни.

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл – это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой – чтобы написать диссертацию, третий – себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации – нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл – это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни – это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение “Четыре года без смерти”. Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте – примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст – это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в “Исповеди”. Он пишет: “две мыши – белая и черная – то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти”.

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают – они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело – в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, – это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная “формула”, связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач – это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, – сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение – центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре – жизнь ребенка, ее смысл. Лечение – это средство, “которое должно пристраиваться ” и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: “Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого”.

Источник:
Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук
В чем смысл жизни человека? Как найти смысл жизни? В чем смысл христианский жизни? Вопросы и ответы о смысле человеческой жизни
http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/

Смысл жизни человека, смерть и бессмертие

Этот вопрос интересовал людей с момента появления человека.

Экзи­стенциализм рассматривает человека, как одинокого, неспособного реализо­вать слою человеческую сущность. Оказавшись один на один с враждебным ему ми­ром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни. Сторонникиутилитаризма считают, что достижение, выгоды, пользы успеха и составляют смысл жизни. Приверженцы гедонизма утверждают, что высшая цель чело­века, — достижение удовольствия и наслаждения, сторонники эвдемониз­ма— достижение счастья и блаженства. Смысл жизни христианина — движе­ние к жизни вечной, к бессмертию души, как к спасению от смерти в испол­нении нравственных предписаний религии. В материалистической филосо­фии смысл жизни — в саморазвитии человека, в совершенствовании его спо­собностей, а также в сотворении добра. Человек должен внести в мир свою долю разумного, совершенного, доброго.

Утеряв иногда одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь («жизнь самоценна»): возможность видеть небо, вды­хать аромат цветов, чувствовать порыв ветра, слышать щебет птиц, радовать­ся другому человеку и радовать его собой. Тогда каждый прожитый момент жизни воспринимается как подарок.

Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки, философы, деятели искусства, педагоги и медики. Ж.- Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления». Ему как бы, вторит знаменитый философ-гуманист М. Монтень: «Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что мы сами превратили ее». Нетрудно понять — они гово­рят об одном: «если живешь ради самой жизни — ты не живешь, а прозяба­ешь; чтобы жить — нужно приложить немало труда». Вряд ли найдется взрос­лый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего су­ществования, передстоящей смерти и достижении бессмертия. Человек обре­чен на размышление о смерти, и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.

Пред смертью все люди равны: и богатые и бедные, у добрые и злые, и любимые и нелюбимые. Мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Вместе с тем немало великих людей осознава­ли эту проблему в трагических тонах. Л. Н. Толстой и И. А. Бунин испытыва­ли страх перед смертью.

Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что и после че­ловека остается его дело, дети, внуки и т.д., продукты его деятельности, а также духовные ценности (образцы поведения, идеи).

1-й вид бессмертия — в генах потомства, близок большинству людей.

2-й вид- мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение (фа­раоны, Ленин, Мао — Цзэдун).

Достижения техники к XX в. сделали возможным криогенизацию (глубо­кое замораживание) тел с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

Опыт, поставленный в Америке (США) доказал, что это неосуществимая идея. При замораживании клеточный сок расширяется и разрывает структуру человеческих клеток. В результате этого замороженных людей уже невоз­можно оживить.

3-й вид бессмертия — «растворение» тела и духа умершего во Вселенной,

«вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи (Япония, Вост. цивилизация).

4-й связан с результатами творчества человека (научные открытия, лите­ратурные произведения, военные победы).

5-й — изменение состояния сознания — психотренинг, медитация.

Людям, идущим на подвиг, жизнь тоже дается один раз. 28 воинов из дивизии под командованием генерала Панфилова держали оборону на подсту­пах к Москве. Когда все средства были исчерпаны, оставались последние гранаты. Герои обвязывались ими и бросались под гусеницы. Каждый из сол­дат принял смерть, жертвуя собой ради других, зная, что позади Москва.

. Польский педагог Янош Корчак принял смерть вместе со своими учени­ками, которых фашисты отправляли в печи концлагеря. Ему предложили жизнь. Он выбрал смерть. Это был глубоко совестливый человек, человек долга. Разве смог бы он жить спокойно, зная, что его дети погибли?!

Герои-панфиловцы, Янош Корчак и миллионы, таких как они прекрасно прожили жизнь и прекрасно ушли из нее. Они принимали смерть честно. А честно — это значит во имя других людей, во имя других жизней.

Проблема смерти и бессмертия связана с проблемой смысла жизни. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти проблемы решаются по-разному в зависимости от господствующей в обществе духовной установки.

В последнее время все чаще появляются сведения о наличии у каждого че­ловека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает жить в иных измерениях.

Особое внимание в последнее время привлекает эвтаназия — счастливая смерть. Сам термин появился со времен Бэкона, который предложил так на­звать легкую смерть с целью прекращения страданий при неизлечимых бо­лезнях. В современном мире эвтаназия законодательно разрешена лишь в Нидерландах. В ряде стран (США и др.) изобретены устройства для безбо­лезненной смерти, которые сам больной может привести в действие. В исто­рии философии было немало высказываний относительно права человека принять такое решение. В ряде стран Запада уже несколько десятилетий ра­ботают хосписы — больницы для безнадежно больных, где люди могут уме­реть по-человечески. Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, о чем писал Фрейд, то каждый имеет естественное врожденное право не только жить, но и умереть в человеческих условиях.

Одной из особенностей современности является то, что гуманные отношения между людьми являются основой выживания для человечества. Раньше во время войн оставалась надежда на то, что большинство людей выживет и восстано­вит разрушенное, то сейчас, если глобальные проблемы не решатся, то все человечество погибнет,

Источник:
Смысл жизни человека, смерть и бессмертие
Этот вопрос интересовал людей с момента появления человека. Экзи­стенциализм рассматривает человека, как одинокого, неспособного реализо­вать слою человеческую сущность. Оказавшись один на
http://studopedia.ru/4_82631_smisl-zhizni-cheloveka-smert-i-bessmertie.html

Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека (стр

Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека (стр. 1 из 6)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии и социологии

Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека

Выполнил Зверинцев С. А.

Проверил Сизых Е. Н.

1)Проблема смысла и цели жизни

2)Жизнь и смерть. Проблема смерти и бессмертия

3)Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека

4)Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить?

Список используемой литературы

В жизни каждого нормального человека рано или поздно нас­тупит момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек — единственное сущест­во, которое осознает свою смертность и может делать ее пред­метом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспри­нимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глуби­ны его внутреннего мира.

Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертно­сти, может быть чувство безнадежности, и растерянности, даже панической. Преодолевая это чувство, человек, однако, всю остав­шуюся жизнь существует, отягощенный знанием о грядущей соб­ственной смерти; более того, это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах сознания, становится тем не менее основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.

В своем реферате я постараюсь ответить на следующие вопросы: в чем смысл и цель жизни? Сколько жить человеку? Для чего и во имя чего жить?

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА И ЦЕЛИ ЖИЗНИ

Вопрос, вынесенный в заголовок данной главы, является наиболее существенным во всей пробле­матике философской антропологии. Несмотря на оби­лие всевозможных высказываний на этот счет выдаю­щихся философов и мыслителей, порой весьма необыч­ных и парадоксальных, мы, к сожалению, не имеем сколько-нибудь четкого и ясного представления о цели и смысле человеческой жизни. И не случайно, ибо от­ветить одинаково удовлетворительно на него для всех людей просто невозможно. Разные люди придержива­ются различных ценностей жизни, неодинаковых миро­воззренческих установок, ставят перед собой иногда прямо противоположные цели. В таких условиях было бы наивно пытаться доказывать и отстаивать единое понимание цели и смысла жизни для всего общества.

В истории философской и религиозной мысли среди множества попыток решения этой проблемы можно выделить в обобщенной форме по крайней мере четыре варианта ответа на поставленный вопрос:

— цель и смысл жизни состоит в стремлении дос­тичь наибольшего удовольствия (счастья, свободы, ра­венства, материального благополучия и т. п.) в период земного существования человека;

— смысл и цель жизни заключаются в стремлении выработать в себе добрую волю для исполнения нрав­ственного долга;

— смысл и цель жизни – в развитии физических и духовных качеств человека и в стремлении внести наибольший вклад в достижение той или иной исто­рической цели;

— и, наконец, философско-религиозное учение о смысле жизни и ее цели как стремлении к «стяжению» Святого Духа, к одухотворенности всей земной жизни, для подготовки к блаженной жизни «в селениях пра­ведных», в царствии небесном.

Познакомимся ближе с каждым из этих учений о смысле и цели жизни. Одним из самых распространен­ных учений на этот счет является так называемый ге­донизм (от гр. Гедоние – удовольствие). Его основате­лями считаются древнегреческие философы и моралис­ты Аристипп (435-360 до Р. Х.) и Эпикур (342-270). Аристипп утверждал, что всякое удовольствие телесное и духовное является благом для человека и должно оцениваться положительно, а неудовольствие соответ­ственно плохо. Чем сильнее удовольствие, тем оно же­лательнее. Что касается Эпикура, то его этическое уче­ние о цели и смысле жизни стало нарицательным. Эпи­кур говорил, что все живые существа стремятся к удо­вольствию. К удовольствию стремится и человек. Од­нако в отличие от других живых существ человек по­лучает не только телесные, чувственные удовольствия, но и духовные, причем духовные наслаждения Эпикур ставил выше телесных.

Д. С. Милль, давший и самое название «утилитаризм», также исходил в своем объяснении цели человеческой жизни из принципа полезности или наибольшего счастья. Утилитаризм, писал Милль, утверждает, что «действия хороши, если они способствуют счастью, дур­ны, если они делают человека несчастливым». При этом под счастьем понимается удовольствие, а под несчастьем – страдания. Удовольствие – единственная цель, ко­торая желательна сама по себе. Чтобы не быть об­виненным в крайнем эгоизме своего учения, Милль объяснял, что человек должен стремиться не только к личному счастью, но и к счастью и удовольствию других. Однако в отличие от Бентама, полагавшего, что человек стремится к счастью других потому, что это способствует увеличению своего собственного счастья, Милль доказывал, что это происходит вследствие при­сущего человеку чувства общности, единения с ближ­ними.

Существенной модификацией утилитаризма являет­ся учение Г. Спенсера (1820-1903). Спенсер считал, что никакая философская школа не может отрицать, что целью человеческого поведения является удовольствие или счастье. Счастье есть высшая цель, ибо оно свой­ственно высшим формам жизни. Отличие своего уче­ния от взглядов Милля он выразил в своем письме к нему следующим образом: «Пункт, в котором я отде­ляюсь от доктрины полезности, как она обыкновенно понимается, заключается не в цели, к которой мы стремимся, но в методе, которого нужно придер­живаться, чтобы достигнуть этой цели. Я допускаю, что счастье надо признать конечной целью, но только я не думаю, чтобы она была ближайшей целью».

Человек стремится к названной цели в силу объек­тивных причин – законов поведения, которые диктуют ему поступать соответствующим образом. Поэтому важно понять эти законы. А они подсказывают, что для того чтобы достичь счастья, надо в максимальной степени приспособиться к социальной среде, к социальному ор­ганизму, развивая, таким образом, и совершенствуя свои цели и задачи.

Люди неодинаковы, каждый человек уникален. То, что для одного является удовольствием, счастьем, для другого будет явным неудовольствием и несчастьем.

Источник:
Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека (стр
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра философии и социологии РЕФЕРАТ Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека
http://mirznanii.com/a/233655/filosofiya-o-smysle-zhizni-o-smerti-i-bessmertii-cheloveka

COMMENTS