Социометрическая методика

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия»

Назначение и содержание. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впос­ледствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Социометрическая методика проводится групповым ме­тодом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях,

особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.

Подготовка исследования. Обследованию может подверг­нуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследова­ние, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометричес­кого выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и нефор­мальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально­личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на по­зитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»).

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования. Перед началом опроса инструк­таж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, под­черкнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследова­тели гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Методические указания. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фа­милию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3-5;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зави­симости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результа­тов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надеж­ности и достоверности полученных результатов — третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опа­сение: за отрицательный выбор.

Выше приведен пример обследования группы при по­мощи первого способа выбора, т.е. каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Когда социометрические карточки заполнены и со­браны, начинается этап их математической обработки. Про­стейшими способами количественной обработки являются табличный, индексологический и графический.

Обработка и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся резуль­таты опроса. По результатам опроса могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, и единичные — по одному критерию. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает доста­точно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Взаимные выборы обводятся кружком (о). Или полу­кругом (Г\), если взаимность неполная.

Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полу­ченных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе.

Количество полученных выборов (79)-социометричес­кий статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 (число членов группы) х 9 (число возможных выборов) = 99).

2. Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6-0,7.

3. На основе социоматрицы возможно построение социо­граммы, которая делает возможным наглядное представ­ление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую вхо­дят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие груп­пировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встреча­ются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Источник:
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж
Тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
http://bodysays.ru/tests-on-the-interpersonal-relationships-in-a-team/methods-of-diagnosis-of-interpersonal-and-intergroup-relations-moreno-sociometry.html

Социометрическая методика

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых».

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0.

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 580 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Социометрическая методика
Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа:
http://helpiks.org/3-76564.html

Социометрическая методика

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для осуществления оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу.

Ребятам предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать, в различных видах деятельности.

  1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?
  2. С кем бы из членов отряда ты отправился в кругосветное путешествие?
  3. С кем бы ты из членов отряда мог поделиться своими личными переживаниями?

Ребятам предлагается выбрать, как правило, не больше трех товарищей из отряда. Фамилии пишутся в именительном падеже.

Результаты представляют в форме матриц, которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

По горизонтали и по вертикали матрицы в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов испытуемой группы.

Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, «2», который был выбран вторым, «3» — третьим.

В итоговых строках и столбцах:

ВС – количество выборов, сделанных данным человеком; ВП – сумма выборов, полученных данным человеком; ВВ — количество взаимных выборов.

Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе личных отношений.

Если человек получил наибольшее количество выборов — он относится к числу «звёзд». Если получил среднее количество выборов — к «предпочитаемым». Если меньше среднего числа выборов — к «пренебрегаемым».

Если не получил ни одного выбора — к «изолированным».

Удовлетворённость положением ребенка в отряде определяется по коэффициенту

к = ВВ (число взаимных выборов) / ВС (число выборов, сделанных данным человеком)

Так, если число ВВ равно 0, а число выборов сделанных человеком 3, и К = О/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в сфере межличностных отношений.

Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) и отряде будет фиксироваться в случае примерного равенства: «звёзды»+«предпочитаемые»= «пренебрегаемые»+«изолированные».

О низком уровне благополучия в отряде свидетельствует преобладание людей с низким статусом. Если «звёзды» + «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», то это говорит о высоком УБВ, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом, следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Цветков, Смирнова, Алексеев, Славина, Сидоров (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну?»

Варианты выборов были следующие:

Иванов: Смирнова, Алексеев, Сидоров. Петров: Иванов, Алексеев, Славина. Цветков: Смирнова, Иванов, Петров. Алексеев: Сидоров, Цветков, Иванов. Смирнова: Цветков, Петров, Славина. Славина: Иванов, Цветков, Алексеев. Сидоров: Смирнова, Славина, Петров.

Составим матрицу для данного вопроса

Теперь приступим к анализу.

Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей видимости, он является лидером звена.

Меньше всего выборов у Сидорова (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Сидорова можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Сидорову — вероятно у него могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у него нет ни одного взаимного выбора.

Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Смирнову. А она его — нет.

В целом, на первый взгляд, уровень благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:

«звезд» — 1; «предпочитаемых »- 5; «пренебрегаемых»- 1; «изолированных» — нет.

Таким образом: 1+5 > 1.

Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это говорит том, что, скорее всего дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Смирновой и Цветкова отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, так как их приоритетные выборы совпали.

Заканчивая рассмотрение данного примера, напоминаем, что социометрическая методика в целях повышения ее эффективности предполагает составление трех матриц по трем различным вопросам, результаты которых оцениваются совместно. Для чего необходимо просуммировать полученные значения: ВП, ВВ, ВС — по всем трем матрицам. Вполне вероятно, что общая картина может измениться.

Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Внимательнее приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в какой ситуации нужна ваша помощь.

Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например формирование команды для полета на Луну. В противном случае, они будут ожидать от вас результатов, которые для многих, вполне возможно, могут стать источником переживаний, ненужных психологических травм

Отдельно обращаем Ваше внимание на то, что результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей не должны выносится на обсуждение отряда и, используются вожатым только в целях оптимизации своей воспитательной деятельности.

Рекомендации отрядному вожатому по результатам социометрии:

Источник:
Социометрическая методика
Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для осуществления оценки межличностных отношений неформального
http://summercamp.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Социометрическая методика

Назначение. Основной целью социометрического метода является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата.

Возраст. Социометрия предназначена для диагностики различных по возрастному составу групп. Ее классический вариант вполне применим к группам детей 7-8 лет и более старшим возрастным категориям.

Инструкция. При проведении социометрического опроса в рамках педагогической деятельности учащимся может быть предложена следующая инструкция: «Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листочке. Его предварительно необходимо подписать. … Кого из своих одноклассников ты бы взял в новый класс, если бы ваш класс решили расформировать? Запиши их фамилии на листочке под номером 1 в порядке предпочтения. … Кого из своих одноклассников ты, наоборот, не взял бы с собой в новый класс? Запиши их под номером 2 в порядке отклонения».

Описание методики. Предлагаемые учащимся вопросы называются социометрическими критериями, а количество ответов, которые мы ожидаем получить, определяется тем, какой вид социометрической процедуры мы применяем: параметрическую социометрию или непараметрическую.

Непараметрическая социометрияпозволяет не ограничивать количество выборов при ответе испытуемых при заполнении социометрической карточки. Теоретически, количество выборов, которые в этом случае может совершить каждый испытуемый, составляет N-1 (где N – количество учеников в классе). Точно такой же формулой описывается и возможное количество выборов, которые он может получить.

Несомненным достоинством непараметрической социометрической процедуры является то, что она позволяет определить так называемую эмоциональную экспансивность членов группы – показатель, важнейший для характеристики ее социально-психологического климата в целом. Однако, у нее есть и существенный недостаток. Эта процедура повышает вероятность случайного выбора, что снижает ее диагностическую ценность. Ответы типа «выбираю всех» могут быть вызваны совершенно разными причинами: от формального отношения к эксперименту, страха самораскрытия, до сверхблагополучия эмоциональной обстановки в классе.

Параметрическая социометрияограничивает испытуемого в количестве возможных выборов, снижая тем самым вероятность случайного выбора. Величины социометрического ограничения («лимит выборов») рассчитывается исходя из формулы:

где Р (А) – вероятность случайного выбора, d – социометрическое ограничение. При расчете лимита выборов необходимо, чтобы величина Р (А) находилась в пределах, предписанных Дж.Морено: от 0,20 до 0,30.

Помимо того, что параметрическая процедура позволяет снизить вероятность случайного выбора, ее преимуществом является также то, что полученные с ее помощью данные о разных классах можно сопоставлять друг с другом. В то же время, задаваемое ограничение делает социометрию менее информативной, поскольку в этом случае отражаются только наиболее субъективно значимые взаимоотношения.

Обработка полученных результатов начинается с составления социометрической матрицы.

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии учеников в одном и том же порядке. В строках социометрической матрицы знаком «+» отмечаются положительные выборы соответствующего ученика, знаком «-» — отрицательные. Соответствующие знаки проставляются в клетках пересечения строки данного испытуемого со столбцом, где указана фамилия или номер выбираемого им человека. Поскольку по инструкции испытуемые при ответе на вопрос социометрического критерия не могут выбирать сами себя, соответствующие клетки социометрической матрицы, представляющие собой диагональ, исключаются из дальнейшей работы.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносят суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым учеником. Подсчет количества «плюсов» в строке каждого ученика показывает, сколько положительных выборов он совершил (они записываются в первый правый столбец матрицы), количество «минусов» фиксирует число сделанных им отвержений (заносится во второй правый столбец матрицы).

Для того, чтобы определить, сколько выборов и отвержений получил каждый ученик, надо посчитать количество «плюсов» и «минусов» в соответствующем столбце матрицы (эти данные фиксируются в нижних строках таблицы). В заключение в нижней строке и крайнем справа столбце устанавливается общая сумма выборов и отвержений, которая должна совпадать «по вертикали» и «по горизонтали».

Данные, представленные в социометрической матрице, можно интерпретировать и количественно, и качественно, но лучше всего использовать оба способа.

Среди персональных социометрических показателей, характеризующих индивидуальные социально-психологические свойства личности учеников, можно назвать, прежде всего, индекс социометрического статуса и индекс эмоциональной экспансивности.

Социометрический статус характеризует положение каждого отдельного ученика в системе межличностных отношений внутри класса. Индекс социометрического статуса (Ci) высчитывается по формуле:

где Ri + — количество полученных положительных выборов, Ri — — количество отвержений, ? – знак алгебраической суммы (т.е. с учетом знака), N – количество учеников в классе, участвовавших в социометрии. Социометрический индекс может быть как положительным, так и отрицательным.

Индекс эмоциональной экспансивности (Ej) характеризует потребность личности в общении. Его расчет целесообразен только в случае непараметрической социометрии:

где Rj + — количество сделанных положительных выборов, Rj — — количество сделанных отвержений, ? – сумма по модулю (без учета знака). В отличие от социометрического индекса, индекс эмоциональной экспансивности всегда положителен.

Групповые социометрические показатели позволяют целостно охарактеризовать конфигурацию межличностных выборов, сделанных учениками. Среди них можно назвать индекс эмоциональной экспансивности группы, индекс психологической взаимности, индекс конфликтности.

Эмоциональная экспансивность группы – это, по сути, усредненная активность группы при решении задач социометрического теста. Индекс эмоциональной экспансивности (Ag) рассчитывается следующим образом:

где ? (Rj + — ) — количество выборов (как положительных, так и отрицательных), сделанных всеми участниками группы. В принципе, этот индекс скорее характеризует заинтересованность детей в исследовании, нежели что-нибудь другое.

Индекс психологической взаимности (G) дает более содержательную с психологической точки зрения информацию. Он рассчитывается на основе количества взаимных положительных выборов, совершенных учащимися в ходе выполнения социометрического теста по формуле:

G = ? (Rij + ) / N 2 – N,

где ? (Rij + ) — количество взаимных положительных выборов. Минимально возможное значение индекса психологической взаимности равно нулю и означает, что в классе не оказалось ни одного взаимного положительного выбора, то есть ни одной пары учеников, которые, не сговариваясь, выбрали бы друг друга. Понятно, что чем больше показатель G, тем более сплоченный класс мы видим перед собой. Однако эта сплоченность весьма специфична. Вполне вероятно, что большое количество взаимный выборов совершено внутри подгрупп, которые активно конфликтуют между собой или вообще не общаются друг с другом. Поэтому истинное понимание того, что же показывает полученная с помощью этой формулы цифра, возможно только на основе качественного анализа результатов социометрии.

Индекс конфликтности (Ik) характеризует конфликтный потенциал класса. Формула для его расчета выглядит так:

Показатели, находящиеся в диапазоне от 0 до 0,65 соответствуют низкому уровню конфликтности класса, значения индекса конфликтности от 0,66 до 1,33 относятся к средним показателям, если же индекс конфликтности равен или выше 1,34, это свидетельствует о высокой конфликтности взаимоотношений в учебной группе.

Качественная обработка предполагает построение социограммы — схемы, отображающей картину межличностных отношений в классе.

Социограммы можно разделить на индивидуальные и групповые. Последние, в свою очередь, могут быть «социограммами-мишенями» и «социограммами-группировками». Социограмма-мишень требует отобразить место каждого ученика в классе в зависимости от количества полученных им предпочтений, для графического выражения которого используется система концентрических окружностей, то есть, по сути, позволяет наглядно увидеть особенности социометрических статусов учащихся. Социограмма-группировка отражает особенности межличностных отношений (прежде всего, микрогруппы внутри класса и характер взаимоотношений между ними) без учета социометрического статуса каждого ребенка.

Индивидуальные социограммы строятся для отдельных учеников с целью уточнить их место в системе межличностных отношений. Как правило, это необходимо, прежде всего, в контексте помощи низкостатусным детям.

В заключение данного параграфа хочется отметить, что изучение межличностных отношений может серьезно эмоционально затронуть участников педагогического процесса, поэтому применение данных методов требует не только безупречного владения технологией их использования, но и неукоснительного соблюдения норм и правил этики психодиагностического обследования. Подобная диагностика работа никогда не должна проводиться ради констатации состояния учебной группы, но должна быть исходным пунктом работы по совершенствованию навыков внутригруппового взаимодействия детей и подростков (см. раздел 3.7).

Источник:
Социометрическая методика
Назначение. Основной целью социометрического метода является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата. Возраст.
http://studopedia.ru/3_113743_sotsiometricheskaya-metodika.html

COMMENTS