Социометрия для дошкольников

В помощь психологу, изучающему социометрический статус дошкольников Текст научной статьи по специальности — Психология

В помощь психологу, изучающему социометрический статус дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Толмачева Татьяна

Cтатья посвящена возможностям применения практическими психологами социометрического метода для понимания распределения социальных предпочтений детей дошкольного возраста. Предлагается более широкий взгляд на методику «Два дома», позволяющую получить максимальную информацию о каждом дошкольнике и коллективе в целом. В статье дается описание методики, способы ее проведения, обработки и интерпретации.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Толмачева Татьяна,

FOR PSYCHOLOGISTS WHO STUDY SOCIOMETRIC STATUS OF PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with the application possibilities of sociometric method for understanding the distribution of social preferences of preschool children. A broader view of the technique “Two houses”, which allows to obtain information about each preschool and a group as a whole, is presented. The paper describes the methods, procedure of its usage, data processing and interpretation

Текст научной работы на тему «В помощь психологу, изучающему социометрический статус дошкольников»

В помощь психологу, изучающему социометрический статус дошкольников

Толмачева Татьяна Евгеньевна — педагог-психолог государственного бюджетного образовательного учреждения Центр развития ребенка -детский сад №1511 (Москва, Россия)

Статья посвящена возможностям применения практическими психологами социометрического метода для пониманияраспределения социальных предпочтений детей дошкольного возраста. Предлагается более широкий взгляд на методику «Два дома», позволяющую получить максимальную информацию о каждом дошкольнике и коллективе в целом. В статье дается описание методики, способы ее проведения, обработки и интерпретации.

Ключевые слова: психологический климат коллектива, социометрический статус дошкольников в группе сверстников, социометрическая процедура, методика «Два дома», взаимные выборы.

Doct (Moscow, Russia)

The paper describes the types of «grandparent» roles. The emphasis is made not on the mechanisms of interaction between the generations, but on different socio-psychological issues: the role of an.

Молодые специалисты порой необоснованно отказываются от социометрии, считая ее сложной и затратной по времени. Цель данной статьи — показать, насколько информативной и в то же время простой в использовании может быть социометрическая процедура.

Все мы знаем, что группа детского сада -живой организм, и его состояние зависит от множества факторов. Влияние сверстников на формирование личности ребенка велико. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. В системе межличностных отношений дошкольников есть лидеры и ведомые,

высокостатусные и низкостатусные члены детской группы. Важно, чтобы рядом с дошкольником оказался человек, который сможет помочь ребенку почувствовать себя равноправным партнером в общении со сверстниками и с взрослыми. Особая роль отводится психологу, который может оказать ребенку квалифицированную помощь.

Первое, что необходимо, — понять социометрический статус дошкольника, проведя диагностику аттракционных отношений.

Какие же методы можно для этого использовать?

Среди них: наблюдение за поведением детей в реальной ситуации (в игре, на прогулке, в режимные моменты); «метод срезов» (Т. А. Репина); «Выбор в действии» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина); проективные методы («Игровая комната», «Цветовой тест отношений», «Я и мой друг», «Два дома» (в модификации Р. И. Говоровой); методика «Секрет» (Т. А. Репина) и др.

Конечно, для исследователя, который может посвятить значительное количество времени изучению межличностных отношений детей в группе детского сада, возможно применение всех этих методов и методик в разных сочетаниях и с разнообразными моделями реальных ситуаций. Но психологу, работающему в современных реалиях, трудно найти время для масштабного исследования.

На наш взгляд, оптимальной методикой может стать социометрия. В Центре развития ребенка — детском саду №1511 мы довольно успешно используем методику «Два дома». Она применяется в работе со старшими дошкольниками, не занимает много времени, позволяет проследить развитие социальной стороны личности ребенка в динамике, а также скорректировать выявленные проблемы.

Методика позволяет определить симпатии и антипатии каждого ребенка, отношение к нему сверстников, взаимность выборов, психологический климат группы и многое другое.

Как же мы рекомендуем ее проводить?

Во-первых, мы проводим ее в диаде с методикой исследования креативности О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Это позволяет не только оптимизировать время индивидуальной работы с каждым дошкольником, но и дает возможность во время творческого задания построить доверительные отношения с ребенком и лишь потом приступить к социометрическому исследованию.

Каждый психолог может сам подобрать парную методику в соответствии с задачами и планом работы своего образовательного учреждения или может провести только социометрическую диагностику без дополнительного исследования.

Во-вторых, оптимальным временем диагностики мы считаем середину года. Выбор времени — важный фактор. Дети за лето успели измениться и им нужно время, чтобы вновь выстроить взаимоотношения.

Существуют различные варианты проведения и обработки методики «Два дома». Мы предлагаем тот, который используется психологической службой нашего учреждения.

В модификации методики Р. И. Говоровой предусматривается обследование одной группы в течение двух-трех дней. При этом не учитывается время на подготовку, обработку и анализ результатов. Исследование можно провести за один день при условии, что присутствуют все дети группы. В отличие от модификации Говоровой, мы не спрашиваем ребенка, нравится ли он сам каждому из детей и почему он «расселил» сверстников в тот или иной дом.

Процедура занимает не так много времени. Если нет необходимости в детальном анализе системы социометрических отношений в конкретной группе, достаточно сразу перечислить ребенку всех детей группы и попросить распределить их в тот или иной дом. Таким образом, каждый получит « + » или «-». В дальнейшем простой подсчет позволит определить социометрический статус каждого ребенка.

Однако если стоит задача более глубокого анализа, необходимо детально заполнить социометрическую матрицу по следующим правилам:

1. Ребенка, которого дошкольник хочет «поселить» в свой домик и назвал первым, в таблице отмечаем « +1», второго « + 2»,третьего « + 3», четвертого и последующих отмечаем «++» — двойным плюсом. Заметим, что первые три человека также будут считаться обладателями двойного плюса при подсчете результатов, но именно такое обозначение как «+1», « + 2» или « + 3» позволит нам увидеть истинных лидеров,

то есть тех детей, кого сверстники выбирали первыми.

2. Детей, которых ребенок хочет «поселить» в другой дом, менее красивый, и назвал их сам, отмечаем соответственно «-1», «-2», «-3». Четвертого и последующих детей отмечаем «—», то есть двойным минусом. Наличие большого количества отметок со значением «-1», «-2», «-3» также много расскажет о положении ребенка в группе.

3. Детей, которых называет психолог, а ребенок не упомянул самостоятельно, отмечаем « + » или «-».

Социометрическая таблица выглядит следующим образом:

Таблица 1. Бланк для проведения социометрии

С левой стороны таблицы список группы, сверху таблицы тот же список, но расположенный горизонтально. В заполненном виде она представлена в Таблице 2.

Теперь приступим к обработке результатов диагностики. Для чего мы используем специальный бланк для подсчета.

Большую часть этого бланка занимает подсчет социометрического статуса ребенка.

В нижней части будет осуществлен подсчет взаимных выборов. Рассмотрим, например, данные первого дошкольника из Таблицы 2. В вертикальном столбце, Андрея А., мы видим плюсы и минусы, как с цифрами, так и без цифр. Эти данные отражают то, как ребята из группы Андрея распорядились возможностью пригласить его в «свой дом» или «поселить в другой». Как мы говорили раньше, при подсчете социометрического статуса плюсы и минусы с цифрами («+1», « + 2», « + 3», «-1», «-2», «-3») мы считаем как двойные. Следовательно, у Андрея 5 двойных плюсов, 2 одинарных, а также 2 двойных и 5 одинарных минусов. Эти данные вносим в соответствующие графы таблицы подсчета результатов. (Таблица 3).

Следующая строка таблицы — значимость. Это показатель того, сколько раз этого ребенка вспомнили сами дети, то есть мы складываем количество двойных плюсов и двойных минусов ребенка, включая значения с цифрами. Как вы понимаете, значимость ребенка может быть окрашена как положительно, так и отрицательно. Это значение впоследствии нам пригодится в составлении психологического портрета ребенка. У Андрея значимость равна 7 (5 + 2). То есть 7 детей вспомнили Андрея самостоятельно, без напоминания взрослого.

Обращаясь к Таблице 3, мы видим следующие графы: «Сумма + » и «Сумма — ». Эти графы заполняются по формуле: количество двойных плюсов умножаем на 2 и прибавляем количество одинарных плюсов. «Сумму — » вычисляем по аналогичной формуле. Просчитывая

№ ФИ Иванов Петров Сидоров

Таблица 2. Заполненный бланк социометрии «Два дома» (условная группа)

№ ФИ А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня

1 А.Андрей * + 1 — — — — + 3 + 2 — + — + + + + + +

2 Б.Вова + 1 * — — — — — + — + 2 — — — + +

3 В.Валя — + * + 2 — — + 3 — + + 1 — — — + +

4 Г.Аня — — + 3 * — + + -1 -3 + + 2 + + — -2 + 1 + +

5 Д.Яша -1 — — + * — — -2 — + — — — — —

6 Е.Света — — — + — * + 2 — -1 + 1 + + + + +

7 Ж.Саша + — + 3 -2 + + + 2 * + + 1 + + + — + -1 +

8 З.Рома + 2 -2 — — — -1 + * — — + -3 + 3 + +

9 И.Маша — + + — + + 2 + 1 -1 * — — — + + —

10 К.Настя + — — + 1 + + 2 + — + * + 3 — — + —

11 Л.Ника + 2 + 3 -2 + 1 — + + + + + * + + — -1

12 М.Дима + + + 3 + + 2 + + 1 + + + + — * + + +

13 Н.Саша -1 — -2 — + 2 + + + 1 + — + — * — —

14 О.Катя + 2 + — -1 -2 + 1 — + 3 + + -3 — + * +

15 П.Соня — + — + — — + + 1 -1 — + — + -2 *

Таблица 3. Бланк для подсчета результатов диагностики

Социометрия «Два дома» А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня

0/ 0/ /о. /о Высокий

0/ 0/ ю. ю Положительный

показатели Андрея, получаем следующие значения: 5×2 + 2 = 12 плюсов и 2×2 + 5 = 9 минусов.

Следующая строка — Итог. В итоговой оценке мы сравниваем два предыдущих значения. Только не забываем, что вторая цифра — это отрицательное число. У Андрея это +12 и -9. Соответственно, итог равен +3.

По этим же формулам просчитываем показатели остальных детей группы. И только потом начинаем определять статусную позицию каждого из детей. Здесь многое зависит от количества детей в группе, от значимости конкретного ребенка, от разрыва между показателями.

Давайте посмотрим, что получилось в предлагаемой условной группе (Таблица 4).

Мы видим явных лидеров, получивших наивысшее положительное значение. Это Настя К. (+11) и Саша Ж. ( + 9). У этих детей высокий социометрический статус. Виден ребенок с низким статусом, набравший самый низкий балл. Это Дима М. (-9). К группе с отрицательным статусом мы отнесли Валю В.(-6), и Яшу Д. (-3). Наибольшее количество детей в группе имеет положительный статус. У этих детей, как правило, поровну «друзей» и тех, кто не хочет селить их в свой домик, с небольшим перевесом в ту или иную сторону.

Итак, мы проанализировали статус детей. Что же можно сказать еще, рассматривая

таблицу результатов? Во-первых, мы можем увидеть социометрический статус группы в целом. Для этого мы подсчитаем процент детей в каждой из четырех категорий. Складывая значения двух положительных и двух отрицательных категорий, мы получим некое соотношение. Благоприятным социометрическим статусом группы считается такое соотношение: примерно 75%/25%, где 75% — это положительные категории, а 25% — отрицательные (неблагоприятные). В случае соотношения, например, 60%/40% необходимо проводить дополнительный комплекс мероприятий: групповую коррекционную работу с детьми и индивидуальную работу с детьми и взрослыми.

Еще один показатель, который мы выводим из таблицы, это взаимные выборы ребенка. Он позволяет нам оценить социальную зрелость ребенка, степень его понимания взаимоотношений между людьми, умение оценивать отношение окружающих к самому себе.

Для этого мы обратимся к заполненной таблице выборов (Таблица 2). И первое, что мы сделаем, это посчитаем, сколько положительных выборов сделал ребенок. В горизонтальной строке напротив имени ребенка мы считаем все « + »: простые, двойные и с цифрами. Пример: у Андрея таких выборов 8. Вносим эту цифру в бланк. Затем мы смотрим, сколько из этих выборов взаимны. Для этого по той

Таблица 4. Бланк для подсчета результатов диагностики (заполнена первая часть )

Социометрия «Два дома» А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня

+ + 5 3 2 4 2 6 4 4 1 5 2 — 1 2 2

+ 2 4 2 3 3 2 6 4 7 5 5 3 8 7 7

— 2 1 2 2 1 1 1 3 2 — 1 1 1 2 1

— 5 6 8 5 8 5 3 3 4 4 6 10 4 3 4

Значимость 7 4 4 6 3 7 5 7 3 5 3 1 2 4 3

Сумма + 12 10 6 10 7 14 14 12 9 15 9 3 10 11 11

Сумма — 9 8 12 9 10 7 5 9 8 4 8 12 6 7 6

Итог + 3 + 2 -6 + 1 -3 + 7 + 9 + 3 + 1 + 11 + 1 -9 + 4 + 4 + 5

же таблице, но уже в горизонтальном столбце сверяем, кто из тех детей, которых выбрал Андрей, выбрали и его. Там, где выбор совпал, клетка выделена цветом.

Анализируя результаты диагностики на бумажном бланке, для простоты и удобства, обводим совпадения кружком. Таких совпадений у Андрея 6. Разделив второе значение (6) на

первое (8) и умножив на 100, мы получим процент взаимных выборов — 6:8 х100=75%

Аналогично просчитываем показатели остальных детей группы.

Принято считать, что от 75% и выше -это отличные показатели взаимности выборов. Один человек группы имеет стопроцентное совпадение, а у нескольких значения

Таблица 5. Взаимные выборы в социометрии «Два дома» (начало заполнения)

№ ФИ А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня

1 А.Андрей * + 1 — — — — + 3 + 2 — + — + + + + + +

2 Б.Вова + 1 * — — — — — + — + 2 — — — + +

3 В.Валя — + * + 2 — — + 3 — + + 1 — — — + +

4 Г.Аня — — + 3 * — + + -1 -3 + + 2 + + — -2 + 1 + +

5 Д.Яша -1 — — + * — — -2 — + — — — — —

6 Е.Света — — — + — * + 2 — -1 + 1 + + + + +

7 Ж.Саша + — + 3 -2 + + + 2 * + + 1 + + + — + -1 +

8 З.Рома + 2 -2 — — — -1 + * — — + -3 + 3 + +

9 И.Маша — + + — + + 2 + 1 -1 * — — — + + —

10 К.Настя + — — + 1 + + 2 + — + * + 3 — — + —

11 Л.Ника + 2 + 3 -2 + 1 — + + + + + * + + — -1

12 М.Дима + + + 3 + + 2 + + 1 + + + + — * + + +

13 Н.Саша -1 — -2 — + 2 + + + 1 + — + — * — —

14 О. Катя + 2 + — -1 -2 + 1 — + 3 + + -3 — + * +

15 П.Соня — + — + — — + + 1 -1 — + — + -2 *

Таблица 6. Взаимные выборы в социометрии «Два дома» (заполненная)

№ ФИ А.Андрей Б.Вова В.Валя Г.Аня Д.Яша Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К.Настя Л.Ника М.Дима Н.Саша О.Катя П.Соня

1 А.Андрей * + 1 — — — — + 3 + 2 — + — + + + + + +

2 Б.Вова + 1 * — — — — — + — + 2 — — — + +

3 В.Валя — + * + 2 — — + 3 — + + 1 — — — + +

4 Г.Аня — — + 3 * — + + -1 -3 + + 2 + + — -2 + 1 + +

5 Д.Яша -1 — — + * — — -2 — + — — — — —

6 Е.Света — — — + — * + 2 — -1 + 1 + + + + +

7 Ж.Саша + — + 3 -2 + + + 2 * + + 1 + + + — + -1 +

8 З. Рома + 2 -2 — — — -1 + * — — + -3 + 3 + +

9 И.Маша — + + — + + 2 + 1 -1 * — — — + + —

10 К.Настя + — — + 1 + + 2 + — + * + 3 — — + —

11 Л.Ника + 2 + 3 -2 + 1 — + + + + + * + + — -1

12 М.Дима + + + 3 + + 2 + + 1 + + + + — * + + +

13 Н.Саша -1 — -2 — + 2 + + + 1 + — + — * — —

14 О.Катя + 2 + — -1 -2 + 1 — + 3 + + -3 — + * +

15 П.Соня — + — + — — + + 1 -1 — + — + -2 *

стремятся к сотне. Мы можем говорить о социальной одаренности этих детей.

В качестве отрицательного примера могу привести показатели Димы М. (в таблицах его результаты представлены под №12). Мальчик при выполнении задания выбрал практически всех, не осознавая, что сам не является желаемым партнером для игр для других детей из его группы. Его процент взаимного выбора равен 15%.

Обращает на себя внимание еще один ребенок — Яша Д. Если мы посмотрим, как он выбирал домик для ребят своей группы, то увидим, что почти всех он поместил в черный дом, отдельно от себя. Это негативное отношение к своим сверстникам прослеживается везде: в игре, в режимных моментах, на занятии.

Так же ярко это проявилось в диагностике. Конечно, такой ребенок и его семья будут у психолога на особом контроле.

На основе анализа таблицы значений можно сделать и другие выводы (см. Таблицу 2). Если посмотреть на вертикальный столбик значений Димы М. и Саши Н., видно, что Диму дети сами вспомнили при распределении домиков лишь однажды, а Сашу вспомнили только 2 раза. (В Таблице 4 этот показатель виден в строке «Значимость»). Эти дети незаметны для окружающих. Это говорит об их очень низкой значимости в группе сверстников. Только у Димы больше отрицательных выборов, а у Саши больше положительных. Статусная позиция Димы определена нами как сверхнеблагоприятная. Позиция

Таблица 7. Бланк для подсчета результатов диагностики (заполненный, вторая часть)

А. Андрей Б. Вова В. Валя Г.Аня л ш Я .Д Е.Света Ж.Саша З.Рома И.Маша К. Настя Л.Ника М. Дима Н.Саша О. Катя П.Соня

Выборы 8 5 7 7 2 8 10 6 7 8 10 13 6 8 6

Взаимные выборы 6 3 3 5 1 7 9 6 4 7 6 2 5 6 4

% 75 60 43 71 50 88 90 100 57 88 60 15 83 75 67

Саши иная. Хотя он совсем не лидер и даже не претендует на эту позицию, и практически «незаметен» для своих одногруппников, его с удовольствием берут в игру.

Проведение социометрии это только начало работы. Выявление лидеров, проблемных детей, скрытых и явных конфликтов позволяет нам наметить план работы с коллективом.

Важно при устранении проблем, обнаруженных социометрическим исследованием, подключить к сотрудничеству родителей. Для некоторых детей достаточно повысить авторитет ребенка через помощь родителей. Совместный проект, участие родителей в жизни детского коллектива, доверительные беседы с мамой и папой способны творить чудеса.

Особое значение имеет развитие игровой деятельности. Плохо развитые игровые умения часто являются причиной низкого статуса ребенка. Достаточно научить ребенка играть со сверстниками, строить сюжет и игровые диалоги, придумывать и распределять роли, удерживать правила игры — и его статус в группе повысится.

Некоторым детям, особенно стеснительным, полезно развиваться «профессионально». То есть родителям такого ребенка надо найти малышу дело по душе в кружках дополнительного образования. Застенчивая девочка, играющая на скрипке или умеющая садиться на «шпагат», пользуется уважением у сверстников.

С другой стороны, если среди ровесников в образовательном учреждении (в детском саду или школе) мальчик или девочка плохо принимаются сверстниками, то в творческом или спортивном коллективе, где превалируют иные ценности, где ценятся «профессиональные» достижения, этот же ребенок может занимать лучшую статусную позицию. Это позволит ему почувствовать себя увереннее в этом мире.

Коррекция в самом коллективе возможна через организацию взрослыми сюжетно-ро-левой игры и режимных моментов. Большим потенциалом обладает совместная продуктивная деятельность. Объединяя детей в микрогруппы по принципу совмещения популярных и непопулярных детей, педагог и психолог могут скорректировать статусную позицию дошкольников, оказавшихся в социальной изоляции.

Проблема общения и взаимоотношений дошкольников остается крайне актуальной. Особенно остро это проявляется уже

в школьном возрасте. Современные психологи отмечают тенденцию ухода школьников в виртуальный мир, предпочитая его реальному общению. Возраст такого «ухода» молодеет.

В любом случае, какая бы ситуация ни складывалась во взаимоотношениях детей, у взрослых, которые находятся рядом, есть реальная возможность помочь каждому ребенку. Нельзя забывать, что первым шагом в этой работе является диагностика. Как мы говорили выше, существует много вариантов проведения социометрического исследования. Какой бы вариант вы ни выбрали, подходите к работе творчески.

Надеемся, что молодые специалисты, прочитав статью, увидят, что проводить социометрию не так уж и сложно. Достаточно лишь первый раз уделить особое внимание деталям проведения. В последующем диагностическая работа по определению социометрического статуса ребенка не будет занимать много времени и сил, а рассказать о дошкольнике и его коллективе это исследование может очень многое.¦

1.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской — М.: Гардарики, 2004.

2. Психолог в детском саду / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: ИНТОР, 1995.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001.

5. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой — М.: МОиПК, 1996.

6. Практический психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М.: Издательство «Гном и Д», 2004.

7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. — 2008. — №1.

Источник:
В помощь психологу, изучающему социометрический статус дошкольников Текст научной статьи по специальности — Психология
Cтатья посвящена возможностям применения практическими психологами социометрического метода для понимания распределения социальных предпочтений детей дошкольного возраста. Предлагается более широкий взгляд на методику «Два дома», позволяющую получить максимальную информацию о каждом дошкольнике и коллективе в целом. В статье дается описание методики, способы ее проведения, обработки и интерпретации.
http://cyberleninka.ru/article/n/v-pomosch-psihologu-izuchayuschemu-sotsiometricheskiy-status-doshkolnikov

Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция (стр

Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция (стр. 3 из 33)

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:

¦ метод проблемных ситуаций.

Остановимся на описании этих методов подробнее.

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

Источник:
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция (стр
Подходы к пониманию межличностных отношений. Диагностика отношений: методы исследования и рекомендации по их проведению. Проблемные формы межличностных отношений детей. Система игр, направленная на формирование доброжелательного отношения дошкольников.
http://mirznanii.com/a/197860-3/mezhlichnostnye-otnosheniya-doshkolnikov-diagnostika-problemy-korrektsiya-3

Осознанное воспитание

15 декабря 2014 . Раздел Развивалки

Дети растут не по дням, а по часам. Каждый возрастной период имеет свои отличительные особенности, которые надо учитывать и использовать, если вы хотите вырастить всесторонне развитую личность. Так, в возрасте от 1 до 7 лет идет активное развитие мозга. Ребенок в этот период способен запомнить намного больший объем знаний, чем взрослый. И этим надо пользоваться.

Разработаны различные методики, которые помогут вам построить правильно занятия с ребенком. Но в чем же их отличия и как выбрать нужное направление?

  • Методика Домана-Маниченко поможет вашему ребенку рано научиться читать. Причем опробован данный подход был на детях с нарушениями деятельности мозга. Все, что надо — это систематические занятия, в ходе которых малышу показывают картинку и произносят вслух то, что на ней изображено. Слуховая память и память зрительная помогают быстро запомнить услышанное и связать его с нарисованным. Эту особенность и стоит использовать при обручении детей чтению. Достаточно купить дидактический материал, чтобы начать изучать написание различных слов.

    Методика Зайцева тоже направлена на то, чтобы научить детей читать. Но здесь отказываются от привычной схемы обучения через знакомство с буквами. Зайцев предлагает обучать малышей не буквам, а слогам. Дидактический материал на сайте DevToys представлен в виде кубиков, на которых написаны слоги. Сами кубики имеют разный размер, различаются цветом. Заниматься по системе Зайцева можно даже с теми малышами, которые еще не говорят. Таким образом овладение речью будет происходит параллельно с запоминанием написания тех или иных букв. По такой же методике можно учиться считать.

    Главное правило методики Воскобовича — обучение должно быть веселым. Поэтому каждый его дидактический материал — это сказка. Дети любят слушать интересные истории. И этим надо пользоваться, чтобы увлечь их процессом освоения новых знаний. Вместе с героями они будут решать логические задачи, выполнять творческие задания. В игровой форме происходит обучение счету и письму, развиваются логика, память и творческое мышление.

    Какую методику выбрать — решать вам. Главное, чтобы ваш ребенок получал удовольствие от совместной деятельности.

    Источник:
    Осознанное воспитание
    Полезные статьи для осознанного воспитания
    http://www.kraskizhizni.com/edu/develop/3786-razvivayushchie-metodiki-dlya-doshkolnikov

    Тема 1

    Задание для самостоятельной работы № 10:

    Анализ результатов диагностики коммуникативных навыков детей (метод социометрии, тестирование).

    Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).

    Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников.

    Материал: рисунок корабля

    Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:

    · Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?

    · Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?

    Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

    Критерии и оценка результатов:

    · популярные («звёзды») — дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

    · предпочитаемые — дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);

    · изолированные — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл); ·

    отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).

    Пример протокола социометрии

    Примечание: дети, у которых больше всего плюсов — звезды, плюсы и минусы предпочитаемые, не получившие оценок –изолированные, одни минусы отвергаемые

    Содержание задания: представить протокол социометрии (матрица выборов)и описание анализа итогов обследования детей по всей группе

    Схема анализа: опишите количество популярных, предпочитаемых, изолированных, отвергаемых детей. Опишите возможные причины, рекомендации , приемы и средства воспитателю по организации работы с детьми изолированными и отвергаемыми.

    «Картинки» (Калинина Р.Р).

    Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации;

    Материал: сюжетные картинки

    Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

    · Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

    · Девочка сломала у другой девочки её куклу.

    · Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

    · Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

    Примечание :картинки могут быть подобные, но представляющие конфликтную ситуацию для детей

    Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

    Критерии и оценка результатов: В качестве критерия в оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:

    · избегание конфликтной ситуации;

    · агрессивная реакция при разрешении конфликтной ситуации;

    · вербальная реакция на конфликтную ситуацию;

    · продуктивный способ разрешения конфликтной ситуации.

    В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество баллов.

    Примеркарта регистрации показателей наблюдения.

    Пояснение: В протоколе 1,2,3,4 это номера предъявленных картинок

    Таким образом, из таблицы видно на какие картинки, у каждого ребенка какой способ реагирования

    Содержание задания: представить карту регистрации (см. выше) и ее анализ.

    Схема анализа:количество детей, с какими способами реагирования преобладает. Опишите возможные причины, рекомендации воспитателю по организации работы с детьми с агрессивной реакцией на конфликтную ситуацию.

    Основные источники:

    1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

    2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

    3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова — М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

    4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

    Задание для самостоятельной работы № 11:

    Подбор игр на развитие компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника

    Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:

    — умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,

    — знание особенностей развития общения детей дошкольного возраста,

    -знание приемов и средств по развитию навыков общения детей.

    Описать 4 упражнения (игры), способствующие развитию компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника

    Содержание задания: cоставить конспект по следующей схеме:

    1. название упражнения (игры).

    4. источник (литература)

    Задание письменное. Используйте все доступные источники информации. При оценке учитывается умение студентов находить и анализировать информацию по изученной проблеме .

    Основные источники:

    1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

    2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

    3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова — М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

    4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

    Задание для самостоятельной работы № 12:

    Источник:
    Тема 1
    Задание для самостоятельной работы № 10: Анализ результатов диагностики коммуникативных навыков детей (метод социометрии, тестирование). Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов
    http://megaobuchalka.ru/5/12725.html

COMMENTS