Социометрия в школе пример

Ваш психолог

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?
б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).
ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора Р(А)

Социометрическая матрица

где p – оценка вероятности быть выбранным в данной группе; q – оценка вероятности оказатьcя отвергнутым в данной группе; b – отклонение количества полученных индивидами выборов от среднего их числа, приходящегося на одного члена группы; p и q, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:

где N – количество участников в группе; M – среднее количество выборов, полученных одним участником.
M вычисляется при помощи формулы:

где d – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.
b определяется по формуле:
b = (N – 1) pq

Проиллюстрируем процедуру расчетов. Исследовали группу в 31 человек, участники которой в общей сложности сделали 270 выборов. Найдем среднее количество выборов, приходящихся на одного человека в группе:

Определим оценку вероятности быть избранным в данной группе:

Вычислим среднее квадратное отклонение:
b = 30 ? 0,3 (1 – 0,3)
Подсчитаем коэффициент асимметричности:

Теперь по таблице определим величину t отдельно для правой и левой частей распределения. В левой части таблицы приведены значения для нижней границы доверительного интервала, а в правой – для верхней. Для обеих границ (верхней и нижней) значения даны для трех различных вероятностей допустимой ошибки:
р ? 0,05; р ? 0,01; р < 0,001

Таблица. Значения по Сальвосу

Вероятность ошибки
p

Коэф-нт асимм-ти О1

Вероятность ошибки
p

Источник:
Ваш психолог
Термин социометрия означает измерение межличностных взаимоотношений в группе.
http://www.vashpsixolog.ru/index.php/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/476-the-method-of-sociometric-measurements-sociometry

Социометрия в Excel

Название: Социометрия (исследование межличностных отношений в группе) + обработка в Excel
Автор: Дж.Морено
Направленность: исследование межличностных отношений в группе
Предмет диагностики: межличностные взаимоотношения
В архиве: методичка «Метод социометрических измерений«, бланки, таблицы, инструкции + обработка методики «Социометрия» в Excel
Формат: xls, doc, pdf (rar архив)
Размер: 7,41 Мб

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод.

Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрические исследования дают возможность выявить:

  • структуру и динамику внутригрупповых отношений;
  • уровень развития группы;
  • степень сплоченности-разобщенности группы;
  • особенности социально-психологического климата группы;
  • причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых);
  • «статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы;
  • неформальных лидеров, заслуживающих выдвижения в официальные руководители;
  • неформальные группировки и т. д.

Источник:
Социометрия в Excel
Социометрия обработка в Excel исследование межличностных отношений в группе
http://5psy.ru/testi/sociometriya-v-excel.html

Социометрия в школе пример

Методики изучения внутригрупповых отношений. СОЦИОМЕТРИЯ

&nbsp&nbsp&nbsp Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношения проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

&nbsp&nbsp&nbsp Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

&nbsp&nbsp&nbsp Социометрическая процедура.

&nbsp&nbsp&nbsp Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

&nbsp&nbsp&nbsp Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

&nbsp&nbsp&nbsp Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

&nbsp&nbsp&nbsp В настоящее время принято считать, что для групп в 22 — 25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4 — 5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением) . Введением величины d можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е.Дженнингс:

&nbsp&nbsp&nbsp где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы. Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20 — 0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

&nbsp&nbsp&nbsp Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

&nbsp&nbsp&nbsp Социометричсская процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

&nbsp&nbsp&nbsp Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

&nbsp&nbsp&nbsp При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, по с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14 — 0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. табл. «Величины ограничения социометрических выборов»).

Источник:
Социометрия в школе пример
Методики изучения внутригрупповых отношений. СОЦИОМЕТРИЯ &nbsp&nbsp&nbsp Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет,
http://laiko.narod.ru/matrix_soc.html

Социометрия в школе пример

Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс. Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.

3 Проведение социометрии среди младших школьников. 4 Обработка результатов и их интерпретация (выводы). Суть социометрических методик для начальной школы.

Суть социометрических методик для начальной школы. Под социометрией понимают социально- психологический тест, направленный на выявление особенностей взаимоотношений внутри группы. В его основе лежит подход Дж.

Морено, который выдвинул теорию о том, что психологическое состояние отдельной личности зависит от особенностей неформальных отношений ближайшего окружения: соотношения симпатий и антипатий. Другими словами, выявив место конкретного человека внутри коллектива, можно понять его проблемы.

Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально- психологической близости отдельных участников коллектива. Кроме того, с помощью социометрии можно: выявить существование референтных групп (мини- коллективов); зафиксировать уровень сплочённости коллектива; определить лидеров в симпатиях со стороны других участников. Он основывается на теоретическом (воображаемом) выборе, который обязательно делают все члены группы. Особенностью социометрии является то, что ребёнка ставят в довольно непростую ситуацию, в которой он должен принять решение в пользу или против своих сверстников. Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность.

Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё- таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.

Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка.

Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям. Подготовительный этап перед исследованием Перед проведением мониторинга нужно дать её критериальное обоснование. Оно должно быть значимым и понятным всем участникам. В социометрических методиках применяются два типа критериев: Коммуникативный — отражает предпочтение участника («Кого бы ты выбрал?»). Гностический – определяет осознание участников своего положения в группе («Кто выбрал бы тебя?»). Важным компонентом для планирования социометрии является также её цель.

Если тест проводится для составления рейтинга и выявления лидера, то достаточно одинарного критерия. Например: «Кого бы ты выбрал командиром класса?», «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Этот вариант удобен для назначения старосты класса, командира детского отряда и так далее. Разрабатывать анкеты необходимо с учётом того, каким будет исследование — устным или письменным — и с какой целью оно проводится. Если целью является определение партнёрских отношений, то рекомендуются двойные критерии. Например: «С кем бы ты хотел пойти в поход?

А с кем бы ты не пошёл?». Такой подход применяется для определения эмоционального благополучия внутри классного коллектива. Социометрия в этом случае поможет не только определить предпочитаемых детей, но и выявить случаи отвержения на том этапе, когда эту проблему ещё возможно исправить.

Ещё одним важным моментом является параметрический критерий, определяющий количество выборов: от одного до полного отсутствия ограничений (можно выбрать всех). Определив критериальную основу социометрии, приступают к разработке анкет. Исследование может проводиться письменно и устно. При первом варианте психолог лично беседует с каждым ребёнком, фиксируя его ответы по рейтингу: выбор 1, выбор 2, антивыбор 1 и так далее. Здесь важны два компонента: кто выбирает; кого выбирает. Для письменного опроса разрабатывается анкета, в которой обязательным является указание своего имени, вопрос, понятный для ребёнка, и строчки с результатами ответов (выборов).

Проводит социометрию школьный психолог. Основная его задача на подготовительном этапе: создание благоприятных отношений с учениками класса. Для этого нужно провести совместно с детьми ряд занятий или мероприятий. Дети должны видеть в психологе собеседника, старшего товарища, но ни в коем случае ни администратора. Это необходимо для того, чтобы ученики не боялись ответить неправильно, а отвечали искренне. Нужно помнить, что сделать честный выбор — сложная эмоциональная ситуация для большинства детей в классе, особенно для непопулярных.

Поэтому важно, чтобы ребёнок доверял взрослому. Психологу желательно провести несколько мероприятий с детьми до того, как будет проводиться социометрия. Проведение социометрии среди младших школьников. Анкета. Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно. Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что- то мешает этому.

Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом.

Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение». На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов.

Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся. Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка. Например: Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения? С кем ты хотел бы сидеть за одной партой? С кем бы ты хотел делать домашние задания?

С кем бы ты хотел дружить? Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой? Важно настроить школьников только на самостоятельное заполнение анкеты.

Таблицы: Примеры анкет для мониторинга. Вариант 1. Вариант 2. Цветовая проективная социометрия. Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5. Х5 рядов из 1. 3 цветовых и 1.

Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику. Упрощённая проективная цветовая методика. Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки).

Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем- то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору. Таблица: Значение выбранных цветов. Цветовая непроективная методика. Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Бланк социометрического опроса и социометрия класса до проведения проекта и после проекта. Методика «Цветовая социометрия»Для исследования эмоционально-непосредственных. Социаметрия-это очень важная вещь в начальной школе. Пример анкеты: Если бы тебе пришлось перейти в другую школу, кого из своих одноклассников ты бы взял (а) с собой? Методика ‘Лесенка’ для младших школьников. Социометрия для дошкольников. Тест ‘Готов ли ребенок к чтению’. Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии. Порядок проведения исследования. Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает.

Толкования цветового анализа: красный — «нравится»; розовый — «симпатичен»; оранжевый — «с ним интересно»; жёлтый — «общаюсь»; зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»; синий — «безразличен»; серый — «не нравится»; чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)». Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета. Устный вариант теста. Суть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком- то однокласснике и результаты социометрии были достоверными.

Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе. Обработка результатов и их интерпретация (выводы)Пример социограммы, составленной после проведения теста. После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами.

После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования. Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые. Методика «социометрия». Цель – установить уровень взаимности межличностных отношений в ученическом коллективе. Инструкция по проведению методики. Чтобы выявлять и разрешать возможные проблемы в общении между одноклассниками школьный психолог, используя различные методики, составляет социометрию класса. Правила проведения социометрии в классе. Основной целью социометрического теста является диагностика. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы. Для его проведения необходимо подготовить следующий стимульный материал: на. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Матрица выбора для проведения методики «Социометрия». Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе.

Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели). Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей; Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка). Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание. Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.

Источник:
Социометрия в школе пример
Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс. Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить
http://machineszavod.weebly.com/blog/sociometriya-metodika-provedeniya-v-shkole

COMMENTS