Стадии общения

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Педагогическое общение как средство воспитания: понятие, функции, стадии, уровни

В последние десятилетия ученые-педагоги все чаще предпринимают попытки раскрыть сущность средств воспитания, осветить их особенности по сравнению со средствами, используемыми в других видах социальной практики. Значительное внимание этому понятию уделено в трудах В.И. Журавлева, И.П. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.

Основными предметами труда в воспитании являются нравственные и эстетические чувства, знания и убеждения, идеалы, характер, воля и другие качества и свойства личности. Если считать средством нечто такое, под воздействием чего из предмета труда получится планируемый результат, то средством воспитания необходимо признать деятельность — игру, учение, труд или общение. Наиболее продуктивной в этом отношении является идея К.Д. Ушинского о видах деятельности воспитанников как средствах воспитания. В ходе деятельности учащиеся испытывают определенные чувства, у них возникают разнообразные впечатления, перерабатываются в сознании, закрепляются в памяти, на их основе формируется определенное отношение к различным людям, понимание своего места среди людей [42].

Общение как один из видов деятельности — это «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка» [40]. В психологии при анализе феномена общения выделяются различные аспекты: коммуникация (обмен информацией между людьми), социальная перцепция (восприятие и понимание человека человеком), интеракция (взаимодействие). Общение характеризуется как социальный процесс, осуществляемый внутри определенной социальной общности: в группе, в классе, в обществе в целом.

В последнее время значительный интерес у исследователей психолого-педагогического направления вызывает проблема педагогического общения. Ее изучение сосредоточено вокруг нескольких аспектов. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога [16, 23]. Труды ряда известных психологов — [1, 23, 26, 38] — посвящены анализу психологического аспекта педагогического общения. В качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективности педагогического общения [16, 23, 38]. Выделяется особая группа исследований, в которых изучаются нормы педагогического общения. В частности, это исследования по педагогической этике и такту [8].

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [1]. А.А. Леонтьев под педагогическим общением понимает профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися [23].

По мнению А.А. Бодалева, педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемого, отражающие «нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами [1].

Педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень общения и ценностные отношения, которые должны актуализироваться в нем, для педагога выступают как социально заданные.

Сущностью педагогического общения, по мнению В.С. Селиванова, является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [42]. Автор выделяет особенности педагогического общения. Педагогическое общение осуществляется главным образом ради воспитанника, и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника. Цель общения — не для себя, а для другого. Используя слово, тон голоса, мимику, воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношение, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности [42].

По мнению В.А. Сластенина, субъект-субъектные отношения в педагогическом общении являются важнейшим отличием педагогического общения от всех других видов. Другой особенностью педагогического общения является его воспитательный характер: оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач. Отношения строятся через общение. В этом одно из проявлений единства воспитания, обучения и развития [34].

В современной гуманитарной науке выделяют два вида общения:

социально-ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление), в ходе которого решаются социально-значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

личностно-ориентированное, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности [34].

Считается, что в педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя.

Активность ученика в учебном процессе во многом зависит от тех отношений, которые складываются у него с учителями и сверстниками. Этот исходный тезис в середине 1960-х — середине 1970-х гг. конкретизировался в выявлении условий создания деловых, товарищеских взаимоотношений в ходе обучения. В середине 1970-х — середине 1980-х гг. в центре внимания исследователей оказалось изучение природы взаимоотношений, обеспечивающих активность, самостоятельность и творчество учащихся (Аникеева Н.П., Бодалев А.А., Кан-Калик В.А., Коломинский Я.Л., Петровский А.В. и др.).

Учитель — субъект учебного процесса, поскольку именно он строит весь процесс деятельности, ставит цели, организует учебные действия учащихся, побуждает их к действию, корректирует эти действия, подводит к конечному результату. Однако если бы учитель всегда жестко управлял деятельностью учащихся, он бы превратил учеников в послушных «винтиков» учебного процесса. Назначение деятельности учителя — способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался ценностными мотивами, осуществлял саморегуляцию, самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и учащихся обеспечивает выполнение намеченной цели с высоким результатом совершенствования учебного процесса. Вот почему, не утрачивая своей ведущей роли в педагогическом процессе, учитель способствует тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности.

Характер взаимоотношений педагога с учащимися обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также в области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. Однако кроме знаний во взаимоотношениях с учащимися педагог проявляет свое отношение к миру, к людям, профессии [34]. А.А. Бодалев отмечает, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка сформировано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать [1].

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса, и проходит в своем развитии следующие этапы: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка. В связи с этим выделяют следующие стадии (этапы) педагогического общения:

моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);

«коммуникативная атака» или организация непосредственного общения (начальный этап);

управление общением в педагогическом процессе;

анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи [16].

Названные стадии характеризуют поэтапное развертывание педагогического общения.

Первая стадия педагогического общения — моделирование — связана с планированием коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом этой стадии является привлечение внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге. Этот момент следует рассматривать как важную текущую коммуникативную задачу.

Третья стадия педагогического общения — управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Управление общением складывается из модели общения, уточнения условий и структуры общения, осуществления непосредственного общения. Основным условием данной стадии является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд тактических задач. Нередко на данной стадии возникают так называемые «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и учащихся.

Четвертая стадия называется также стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Главное назначение этой стадии — диагностика и коррекция качества общения, учет ошибок в будущем [8]

А.К. Маркова считает, что логика и этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернуты или, напротив, чрезмерно растянуты. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения [27].

А.В. Мудрик указывает, что в педагогическом процессе общение выполняет четыре функции: нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую [31].

Нормативная функция выражается в обеспечении освоения норм и формирования умений и навыков правильного поведения в ходе специально организованных учителем мероприятий (бесед, обсуждений, собраний), а также в обычной повседневной работе учителей.

Познавательная функция заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах. Она реализуется в ходе повседневной работы на уроках. Немаловажную роль в реализации этой функции играет общение школьников между собой. Для этого учителя специально организуют групповую работу учащихся на различных этапах урока, стимулируют совместную домашнюю работу при выполнении определенных заданий.

Эмоциональная функция выражается в обогащении спектра эмоциональных состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы.

Л.Д. Столяренко указывает на иные функции педагогического общения во взаимодействии субъектов педагогического процесса: организационную, коммуникативно-стимулирующую, эмоционально-корригирующую и контрольно-оценочную. Анализируя реальную работу учителей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одном и том же классе, она выделяет следующие уровни общения: высокий, характеризующийся теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием; средний, адекватный общепринятым нормам в общении; низкий, характеризующийся отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи [37]. Уровень общения непосредственно связан с воспитательными воздействиями педагога. Эти воздействия можно разделить на два вида:

положительные оценки учащихся — одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;

отрицательные оценки учащихся — замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка [31].

Оптимальное педагогическое общение определяется А.А. Леонтьевым как «такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» [23, с. 132].

Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического взаимодействия. В процессе общения педагога и ученика не только реализуются функции обучения и воспитания, но и разрешаются другие, не менее важные педагогические задачи.

Источник:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ Педагогическое общение как средство воспитания: понятие, функции, стадии, уровни В последние десятилетия
http://studbooks.net/1932213/pedagogika/pedagogicheskoe_obschenie_sovmestnoy_deyatelnosti_uchitelya_obuchayuschihsya

Стадии общения

Принято выделять четыре понятия стадии развития конфликтов: предконфликтную стадию, непосредственно сам конфликт, стадию разрешения противоречия и послеконфликтную стадию.

Итак, основные стадии конфликта: предконфликтная стадия. Начинается она с предконфликтной ситуации, поскольку любому противостоянию вначале предшествует рост напряженности во взаимодействии потенциальных субъектов конфликтного процесса, спровоцированного определенными противоречиями. При этом далеко не все противоречия и не всегда ведут к возникновению конфликта. Лишь те расхождения влекут за собой конфликтный процесс, которые осознаются субъектами конфронтации как противопоставление целей, интересов и ценностей. Напряженность являет собой психологическое состояние индивидов, которое носит скрытый характер до начала конфликтного процесса.

Неудовлетворенность считается одним из ключевых факторов возникновения конфликтов.

Конфликтная ситуация, как стадия развития конфликта бывает выявлена далеко не всегда, поскольку нередко столкновение может начинаться непосредственно со столкновения сторон, другими словами начинается с инцидента.

По характеру зарождения выделяют четыре разновидности конфликтной ситуации: объективно-целенаправленная и нецеленаправленная, субъективно-целенаправленная и нецеленаправленная.

Конфликтная ситуация, как стадия конфликта создается одним оппонентом или несколькими участниками взаимодействия и чаще всего является условием зарождения конфликтного процесса.

Как было выше сказано, для возникновения непосредственно столкновения необходимо наличие инцидента вкупе с ситуацией конфронтации. При этом ситуация противостояния зарождается до инцидента (происшествия). Она может образовываться объективно, то есть вне желания людей, и субъективно, вследствие мотивов поведения, сознательных устремлений оппонирующих участников.

Основные стадии развития конфликта – непосредственно конфликт.

Начало явного противоборства участников является следствием конфликтного стиля поведенческого реагирования, под которым понимаются поступки, направленные на конфронтирующую сторону ради завладения, удержания объекта спора либо принуждение соперника к изменению собственных намерений или отречению от них.

Можно выделить четыре формы конфликтного стиля поведения:

— вызов или активно-конфликтный стиль;

— ответ на вызов или пассивно-конфликтный стиль;

Противостояние обретает собственную логику и развитие в зависимости от проблемной установки и стиля конфликтного поведенческого реагирования участников. Развивающееся противостояние характеризуется тенденцией образовывать дополнительные поводы для собственного обострения и разрастания. Поэтому каждая конфронтация имеет свои стадии динамики конфликта и в определенной мере является уникальной.

Противостояние может развиваться по двум сценариям: войти в фазу эскалации либо миновать ее. Другими словами динамика развития столкновения на стадии конфликта обозначается термином эскалация, которая характеризуется возрастанием деструктивных действий противоборствующих сторон. Эскалация конфликтов часто может приводить к необратимым последствиям.

Обычно выделяют три основные стадии динамики конфликта, проистекающие на этом этапе:

— перерастание противостояния из латентной формы в открытое столкновение оппонентов;

— дальнейшее нарастание (эскалация) конфликта;

— противоборство достигает своего пика и принимает вид всеобщей войны, на которой не гнушаются никакими средствами.

На последней стадии конфликта развитие происходит следующим образом: конфликтующие участники «забывают» настоящие причины конфликта. Для них главной целью становится причинение максимального ущерба противнику.

Основные стадии развития конфликта – разрешение противостояния.

Интенсивность и длительность конфронтации зависят от множества условий и факторов. На определенной стадии протекания конфронтации у противоборствующих участников могут значительно измениться мнение о собственном потенциале и о возможностях соперника. То есть наступила пора «переоценки ценностей», обусловленная обновленными, возникшими вследствие конфликта, взаимоотношениями, осознанием непомерной «стоимости» успеха либо невозможности достичь целей. Это подталкивает оппонентов на трансформацию тактики и стиля конфликтного противостояния. На этом этапе одно противоборствующая сторона либо обе стремятся отыскать пути разрешения проблемной ситуации, вследствие чего, как правило, накал борьбы идет на спад. С этого и начинается процесс окончания конфликтного взаимодействия. Однако нового обострения это не исключает.

Завершающая стадия конфронтации – после конфликтная.

Окончание непосредственно противостояния оппонентов далеко не всегда знаменует полное разрешение конфронтации. Во многом степень удовлетворенности субъектов конфликтного взаимодействия либо неудовлетворенности участников «заключенными мирными соглашениями» характеризуется зависимостью от нижеприведенных положений:

— достигнута ли цель, преследуемая конфликтом, и насколько она удовлетворена;

— какими средствами и методами велось противоборство;

— насколько велик ущерб сторон (например, материальный);

— насколько высока степень ущемления чувства достоинства оппонентов;

— получилось ли в ходе заключения «мира» ликвидировать эмоциональное напряжение участников;

— какие способы были базисом переговорного взаимодействия;

— насколько получилось согласовать интересы участников;

— было ли компромиссное решение навязано в результате принуждения или явилось итогом взаимного нахождений пути разрешения столкновения;

— какова реакция социального окружения на результаты конфликта.

Основные стадии социального конфликта: латентная (скрытое нарастание недовольства), пик социального напряжения (явное выражение противостояния, активные действия участников), разрешение столкновения (снижение социальной напряженности путем преодоления кризиса).

Латентная стадия знаменует этап зарождение конфликта. Часто она даже незаметна для стороннего наблюдателя. Все действия этой стадии развиваются на социально-бытовом и психологическом уровне.

Примеры стадии конфликта — зарождение (разговоры в курилках или кабинетах). Нарастание этой фазы можно отследить по ряду косвенных признаков. На латентной стадии конфликта примеры признаков можно привести следующие: рост числа прогулов, увольнений.

Данный этап может быть довольно растянутым по длительности.

Пиковая фаза является критической точкой противостояния. На пиковой стадии протекания конфликта взаимодействие между противоборствующими сторонами достигает предельной остроты и интенсивности. Важно суметь выявить прохождение данной точки, поскольку ситуация конфронтации после своего пика, как правило, поддается управлению. Одновременно с этим социологи утверждают, что вмешательство в столкновение на пиковой фазе бесполезно, нередко даже опасно.

На пиковой стадии конфликта примеры можно привести следующие: вооруженные массовые восстания, территориальные разногласия держав, забастовки.

Угасание конфронтации происходит вследствие либо исчерпания ресурсов одной из участвующих сторон, либо достижения соглашения.

Социальное противостояние будет наблюдаться, пока не возникнут очевидные и ясные условия для его завершения. Внешним признаком прекращения конфликта может являться окончание инцидента, что означает прекращение конфликтного взаимодействия между субъектами противостояния. Завершение конфликтного взаимодействия считается необходимым, но при этом недостаточным условием для угасания противоборства. Поскольку в определенных обстоятельствах угасший конфликт может воспламениться вновь. Другими словами, ситуация не до конца разрешенного конфликта провоцирует его возобновление на том же фундаменте либо вследствие новой причины.

Однако неполное разрешение конфронтации все же нельзя рассматривать в качестве ущербного действия. Зачастую оно обусловлено объективно, так как не всякое столкновение разрешается с первой попытки и навсегда. Напротив, человеческое бытие наполнено конфликтами, которые разрешаются либо временно, либо частично.

Понятия стадии конфликтов дают возможность субъектам противостояния наметить наиболее адекватную поведенческую модель.

Стадия разрешения конфронтации предполагает следующие вариации развития ситуации:

— явное превосходство одного субъекта взаимодействия позволяет ему навязать оппоненту собственные условия завершения столкновения;

— борьба может тянуться до капитуляции одного из участников;

— вследствие дефицита ресурсов борьба приобретает длительный, вялотекущий характер;

— использовав все ресурсы, не выявив бесспорного победителя, субъекты идут на уступки;

— конфронтация может быть прекращена под давлением третьей стороны.

Стадия разрешение конфликтного взаимодействия при умении регулировать противостояние может и даже должна начинаться до возникновения непосредственно конфликта. С этой целью рекомендуется применять следующие формы конструктивного разрешения: коллективное обсуждение, переговоры и т.п.

Существует множество способов конструктивного завершения противостояния. В большинстве своем эти способы направлены на видоизменение самой ситуации конфронтации, также применяется воздействие на субъектов конфликта или изменение характеристики конфликтного объекта.

Источник:
Стадии общения
Стадии конфликта. Социологи утверждают, что конфликтное взаимодействие является нормальным состоянием социума. Принято выделять четыре понятия стадии конфликтов
http://psihomed.com/stadii-konflikta/

COMMENTS