Стадии развития

Стадии развития

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Стадии развития» в других словарях:

СТАДИИ РАЗВИТИЯ — (stages of development) определенные экономические, культурные, социальные или политические формы, через которые, как полагают, общества прошли, чтобы достичь данного предназначения. Понятие широко используется в эволюционных и неоэволюционных… … Большой толковый социологический словарь

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА — различают 5 стадий индивидуального развития организмов: 1) эмбриональную, или зародышевую; 2) непионическую, или младенческую; 3) неаническую, или юношескую; 4) эфебическую, или взрослую; 5) геронтическую, или старческую. Установление С. р.… … Геологическая энциклопедия

СТАДИИ РАЗВИТИЯ БИОЦЕНОЗА — переходные сообщества в процессе сукцессии. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

Стадии развития поведения ребенка (children’s behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… … Психологическая энциклопедия

Стадии развития человека — – разграничение разных этапов жизни человека, начиная с момента его зарождения и завершая окончанием его физического существования. Представим такую их последовательность: 1. Гаметогенез – период созревания половых клеток. На этой стадии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — – определённые этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Обнаружение умысла–начальная стадия развития… … Советский юридический словарь

Стадии развития преступной деятельности — определенные этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление … Криминалистическая энциклопедия

ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — (в теории Л. С. Выготского). Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций (ВПФ). Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ.… … Большая психологическая энциклопедия

ОТРАСЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ, МЛАДЕНЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ — (infant industry) Новая отрасль, которая на ранних своих стадиях не может конкурировать с известными производителями за границей. Правительства часто вынуждены поддерживать развитие новых отраслей либо путем прямых субсидий, либо с помощью… … Экономический словарь

Делирия стадии развития — (Штерёва, 1974) различаются 4 стадии течения делириозного психоза: 1. предделирий (продуктивная симптоматика представлена, в основном зрительными иллюзиями); 2. картина типичного делирия (характеризуется главным образом галлюцинаторной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник:
Стадии развития
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 . Смотреть что такое «Стадии развития» в других словарях: СТАДИИ РАЗВИТИЯ — (stages of development) определенные
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/170573/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B8

Стадии развития

Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development ) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций [1] .

В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений. [2]

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей.

(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

(3.5 — 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина — его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры.

(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

(12 лет) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные [ неавторитетный источник? 257 дней ] .

Генитальный характер — это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности — это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.

Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго. Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.

Источник:
Стадии развития
Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development ) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций [1] . В психоанализе, разработанном
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5

Стадии развития человека

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Стадии развития человека» в других словарях:

Стадии жизни человека — согласно Е.Erixon (1963), существует восемь стадий жизни человека, на каждой из которых индивид проявляет (или не способен проявить) «качества Эго – тот критерий, который свидетельствует, что на данной стадии Эго индивида достаточно сильно для… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Стадии развития поведения ребенка (children’s behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… … Психологическая энциклопедия

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — – определённые этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Обнаружение умысла–начальная стадия развития… … Советский юридический словарь

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — – этапы возрастного развития человека от младенчества до его зрелости. В психоанализе значительное внимание уделяется рассмотрению этапов, стадий, фаз развития человека, особенно развития ребенка. Этот исследовательский интерес связан с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СТАДИИ ЖИЗНИ — (Stages of life; Lebensphasen) естественные или общепризнанные этапы процесса развития (человека), характеризующиеся типами поведения, психологическими или биологическими особенностями или проявлениями.Юнг особое внимание уделял психологическому… … Словарь по аналитической психологии

Стадии психосексуального развития (psychosexual stages) — В теории личности Зигмунда Фрейда развитие описывается в терминах стадий, которые определяются специфическим выражением сексуальных, или либидинальных, побуждений. Те участки тела (эрогенные зоны), к рые порождают либидинальное удовлетворение в… … Психологическая энциклопедия

ЭМБРИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — изучение развития человеческого организма от момента образования одноклеточной зиготы, или оплодотворенного яйцеклетки, до рождения ребенка. Эмбриональное (внутриутробное) развитие человека длится примерно 265 270 дней. В течение этого времени из … Энциклопедия Кольера

Межличностная ситуация развития — конкретная система межличностных отношений субъекта с его окружением и, прежде всего, с членами различных референтных групп, в которые входит данная личность одновременно и на чье мнение она ориентируется в процессе как своей актуальной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психология развития — Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология) отрасль психологии, изучающая психологические … Википедия

Старение человека — У этого термина существуют и другие значения, см. Старение. Старение человека как и старение других организмов, это биологический процесс постепенной деградации частей и систем тела человека и последствия этого процесса. Тогда как… … Википедия

Источник:
Стадии развития человека
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 . Смотреть что такое «Стадии развития человека» в других словарях: Стадии жизни человека — согласно Е.Erixon (1963),
http://psychology_pedagogy.academic.ru/17770/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

Теории и стадии развития человека: описание, особенности

Теории и стадии развития человека: описание, особенности

Развитие человека – это процесс, который начинается от зачатия и продолжается до самой смерти. С детства до периода взрослости происходит физический рост. Но когнитивное развитие не прекращается в течение всей жизни. Каковы же основные теории периодизации жизненного цикла человека?

Различные теории и стадии развития человека разрабатываются в соответствии с определенными критериями, которые берутся для определения жизненных этапов. В биологии первым из таких факторов является оплодотворение яйцеклетки. Научное название развития человека – онтогенез. Слияние яйцеклетки и сперматозоида дает начало онтогенезу. Так как его первичные этапы происходят в женском организме, онтогенез разделяется на пренатальный и постнатальный.

Пренатальный период разделяется на эмбриональный (от зачатия до 2 месяцев) и плодный (с 3-го по 9-й месяц). Во время эмбрионального периода происходит все большее увеличение количества клеток, которые берут на себя разные функции в будущем организме. В течение второго месяца развития начинают образовываться внутренние органы. Формируется голова, шея, туловище, конечности.

Рождение каждого ребенка считается чудом. Несмотря на то что во всем мире это чудо происходит каждый миг, с ним связано немало интересных особенностей. Например, в предшествующей зачатию гонке принимает участие порядка 300 млн мужских сперматозоидов. Примерно таким же является количество человек, проживающих в Соединенных Штатах Америки. К моменту рождения мозг ребенка уже снабжен десятью миллионами нервных клеток.

Развитие организма от утробы матери до старости. Скачки роста

С третьего месяца внутриутробного развития происходит увеличение тела, которое продолжается и после появления ребенка на свет. А с момента рождения начинается процесс адаптации организма к условиям окружающей среды. Ребенок приобретает новые навыки, которые наслаиваются на его наследственность. Ускоренный рост организма наблюдается в течение нескольких этапов: это период раннего детства (от года до трех лет), от 5 до 7 лет, а также в период пубертата (от 11 до 16 лет). К 20-25 годам рост человеческого организма подходит к своему завершению. Теперь наступает относительно устойчивый период в жизненном цикле – зрелость. После 55-60 лет человеческое тело начинает постепенно стареть.

В биологии существует закон Геккеля-Мюллера, или биогенетический закон. Он гласит о том, что каждый индивид в своем развитии в некоторой степени повторяет те этапы, которые проходили его предки. Другими словами, человек от своего зачатия проходит те этапы эволюции живых организмов, которые разворачивались на протяжении всей истории. Впервые этот закон был выведен ученым Эрнстом Геккелем в 1866 году.

Психологическое развитие человека от детского периода до взрослости

Впервые в отечественной науке стадии развития человека стали рассматриваться в начале 20-го века. При делении жизненного цикла учитывались такие факторы, как физический рост, духовное и психологическое развитие. Над делением этого периода на фазы работали видные российские ученые: Н. И. Пирогов, Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский. По традиции, было выделено несколько этапов: период внутриутробного развития, детство, отрочество и юность.

Внутриутробное развитие, в свою очередь, было поделено на несколько стадий. Первая из них – предзародышевая. Ее длительность – 2 недели от зачатия. Следующий этап называется зародышевым и длится два месяца. За ним следует стадия плода, продолжающаяся вплоть до рождения ребенка.

Согласно критериям ученых, детство также делится на несколько важных стадий. Это младенчество (от 0 до года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), а также младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Эти периоды характеризуются и различными стадиями развития самообразования у человека. Важную роль при этом играет ведущая деятельность, свойственная определенному возрасту. Например, для раннего детского возраста характерна так называемая предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится пользованию предметами, которые его окружают. А для младших школьников, к примеру, такой деятельностью является учебная. Дети начинают осваивать теоретические формы мышления. Они учатся учиться и пользоваться полученными теоретическими знаниями.

Ранние стадии развития человека – это время, когда происходит его социализация и он становится полноценным членом общества. Детством считается тот возраст, в котором формируется психологическая зрелость личности. Интересно, что продолжительность детства в нашу эпоху не равна тому времени, которое было отведено на этот этап человеческой жизни ранее. В разные эпохи периоды детства длились разное время, и поэтому возрастная периодизация всегда считается продуктом той или иной культуры и цивилизации. Например, еще в начале 20-го в. период юности заканчивался очень быстро – уже в 13-14 лет многие дети начинали трудиться наравне со взрослыми. Стадии развития общества человека определяют границы возрастных периодов, свойственных своей эпохе.

Следующим периодом развития является отрочество. Сюда входит подростковый этап, или пубертат (он длится в среднем до 15 лет), а также юношеский (длящийся до 22-23 лет). В это время у подростков начинает складываться определенная картина мира, представление о своем месте в обществе.

Разные исследователи по-разному определяют стадии развития жизни человека, в частности отрочества и юности. Некоторые ученые выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), а также позднюю (от 18 до 23 лет). Так или иначе, к концу периода юности заканчивается физиологическое формирование человека. В это время окончательно складывается его самосознание, на первый план выходят вопросы профессиональной самореализации. На ранних этапах юности формируются интересы, планы на будущее, потребность в труде, утверждается независимость человека, в том числе и финансовая.

Следующей ступенью жизненного цикла человека является взрослость. Она же представляет собой наиболее длительный этап. В развитых странах, к примеру, взрослость занимает до трех четвертей общей продолжительности жизни. На этом этапе выделяется три периода: ранняя взрослость, или молодость; средняя взрослость; а также поздняя взрослость (сюда входят старение и старость).

Главной чертой, которая свойственна периоду старости, является накопленная за всю жизнь мудрость. То, какой будет старость человека, во многом зависит от его образа жизни во взрослом возрасте. Главной необходимостью пожилых является не только забота близких, но и возможность поделиться опытом.

Ученые подчеркивают, что взрослость и зрелость не являются эквивалентными понятиями. В отличие от предыдущих стадий, на которых происходит физическое созревание, период взрослости более связан с когнитивным развитием. На этом этапе люди учатся принимать ответственность за свои решения. У человека формируются определенные черты характера. Это, например, твердость, честность, способность к состраданию. Ученый Э. Эриксон утверждает, что на данной стадии развития человека происходит формирование тождественности самому себе. Взрослость, отмечает исследователь, является тем возрастом, в котором совершаются важные деяния. Главными чертами этого периода являются производительность, созидательность, а также некоторая неуспокоенность. Человек стремится достичь высот в своей профессиональной сфере, стать лучшим родителем, оказывать поддержку близким.

Работа и забота являются признаками взрослого человека. Если индивид успокаивается в отношении какой-либо сферы своей жизни, здесь может произойти застой и даже деградация. Проявляются эти негативные феномены в поглощенностью своими проблемами и самосожалением. Преодолеваются подобные проблемы при помощи формирования установок на преодоление проблем, а не посредством постоянного сетования на злую судьбу.

Классический психоанализ не теряет своей актуальности и сегодня. В настоящее время теории Фрейда являются одними из основополагающих концепций личности. С его точки зрения, человеческое развитие – это процесс приспособления к внешним условиям мира. Ученый выделял три слоя психики у человека – так называемое «Оно», или «Ид»; «Я», или «Эго»; а также «Сверх-Я» – «Суперэго». «Ид» является бессознательной, или примитивной частью личности. «Эго» – это осознаваемая и рациональная часть. «Супер-Эго» представляет собой некий идеал, к которому стремится человек, сюда же включается его совесть. В эту часть личности в процессе развития укореняются родительские установки, а также принятые в обществе социальные нормы.

В настоящее время многие теории и стадии эволюции человека, особенно в психологии, включают в себя полученную Фрейдом информацию. Он полагал, что основные стадии развития человека – это оральная (от рождения и до полутора лет), анальная (от года до 3 лет), фаллическая (от 3 до 6 лет), латентная (от 6-7 до 12 лет), а также генитальная (12-18 лет). Австрийский ученый считал, что стадии развития являются своеобразными ступенями для человека, на любой из которых он может «застрять» даже до самого конца жизни. Тогда определенные компоненты детской сексуальности будут входить в невротический комплекс взрослого.

Источник:
Теории и стадии развития человека: описание, особенности
В статье описаны основные стадии развития человека, их свойства и особенности. Жизненный цикл рассмотрен с позиции нескольких теорий.
http://fb.ru/article/302441/teorii-i-stadii-razvitiya-cheloveka-opisanie-osobennosti

COMMENTS