Страх что не получится

Как победить страх, что не получится

Страх неудачи, боязнь провала: «А вдруг не получится? Как подумаю об этом, такой ужас охватывает, что хочется убежать подальше и всё бросить. Умом вроде понимаю, что бояться нечего, а вот сделать ничего не могу. Даже руки потеют при одной мысли об этом». Если вам тоже приходили такие мысли в голову, или прямо сейчас тревожит вероятность неудачи, выкроите несколько минут на чтение этой статьи. В ней я постаралась коротко изложить и теорию, и практические шаги по избавлению от страха неудачи.

  1. Часто этими словами описывается предположение о том, что какое-то дело может не выгореть. При этом человек не испытывает сильных эмоций. Речь идет о риске, вероятности того, что задуманное не будет исполнено.

Выйти из этого состояния поможет «волшебный» вопрос:что я могу сделать для того, чтобы получилось?

2. В других случаях человек говорит об этом с уверенностью. Так, будто знает, что у него ничего не получится. Таким образом, проявляет себя негативное убеждение.

Для борьбы с ним задайте себе следующие вопросы:

  • Откуда вы ЗНАЕТЕ, что ничего не получится?
  • Является ли эта информация достоверной?
  • Является ли ее источник надёжным?
  • Является ли информация, на которой основано это убеждение, фактами (может быть, это просто чьё-то мнение)? Насколько им можно верить?
  • Ничего-ничего не получится? Совсем-совсем? Может, всё-таки что-то получится?
  • Не получится сегодня? Завтра? Когда не получится? При каких условиях или действиях МОЖЕТ получиться?

Эти вопросы помогают расшатать установку и показать, что «ничего не получится» — это только ваше мнение (или предположение ваших знакомых). Оно основано на обрывочной и недостоверной информации о том, что «у соседа не получилось», «у тебя раньше не получалось» или «гадалка нагадала». Причем это мнение довольно обобщённое, так как вполне может получиться, но не так идеально, как хотелось бы. Или получится, но не с первого, и даже не со второго, а с десятого или двадцатого раза. Просто не сразу.

3. Собственно — сам страх. Когда человек по-настоящему боится, что у него ничего не получится. И это обычно сопровождается:

  • повышенным сердцебиением,
  • потоотделением,
  • дрожанием рук или ног,
  • «холодком» или «мурашками» по телу.

Есть несколько причин появления этого страха.

Установка из детства, что ошибки – это плохо. Когда всё, что получалось, ценили мало, зато к любым ошибкам относились как к «ужасу ужасному».

Перфекционизм. Когда для человека существует только 2 уровня выполнения работы: «Гений» или «Ничтожество».

Взять высшую планку нелегко, а всё, что ниже, приравнивается к «Ничтожеству». В случае перфекционизма других градаций не существует. Не попал на уровень «Гений», значит «ничего не получилось».

Предыдущий опыт неудач. Когда за любую ошибку стыдили и «виноватили». Сначала другие люди, а потом вы сами стали изводить себя и самоедствовать. Поэтому любое предположение о возможной ошибке или неудаче пробуждает эти крайне неприятные чувства – стыд, вину, разочарование в себе. И всего этого хочется всеми способами избежать.

Если копнуть глубже, мы увидим, что страх неудачи связан со страхом отвержения, которое было крайне опасно для жизни в детстве или в далёком прошлом. Ведь тогда выживание человека зависело от того, принимают ли его в общине.

Таким образом мы подошли к самому дну этой эмоции – страху смерти.

Именно поэтому мы так сильно боимся, что нас раскритикуют, что мы что-то не так напишем, что это будет невостребованным, что все поймут, что пишет не эксперт, или, что самое страшное, все будут смеяться и обсуждать нас за спиной.

А если это произойдёт в интернете, то весь этот «позор» будет в свободном доступе. И тогда все увидят, какая я «плохая», и отвергнут меня. Именно так работают автоматические системы самосохранения, основанные на инстинктах. Именно они позволили выжить человечеству в целом и вам в частности.

Но в случае страхов, связанных с тем, что не получится написать статью или выполнить другой заказ, включение этих инстинктов не оправдано.

Подключив осознанность, можно понять, что мы давно не младенцы, и наша жизнь напрямую не зависит от того, принимают ли нас наши родители. А современное общество сейчас устроено так, что человек может выжить без поддержки общины. Нашей жизни в реальности ничего не угрожает.

Само это осознание вряд ли значительно облегчит нашу жизнь, но это первый шаг к тому, чтобы «правильно бороться» с подобными страхами.

  1. Принять, что страх – это важная эмоция. Она показывает, что наше эго под угрозой.

Страх нужен для того, чтобы нас защитить, собрать, привести в состояние, когда мы можем придумать эффективные способы действия в конкретной ситуации.

Поэтому мы с ним не будем «бороться» или избегать. Мы будем его изучать и слушать.

2. Стратегия избегания страха, игнорирования – проигрышная. Угроза сохраняется, а мы делаем вид, что её нет.

Выигрышной будет стратегия «Посмотреть страху в глаза». Иначе говоря, понять, от чего он нас защищает.

Для этого задайте вопрос: чего я на самом деле боюсь?

Иногда, чтобы докопаться до истины, требуется повторить его несколько раз.

Например, я боюсь, что моя статья не понравится заказчику.

Что в этом страшного (чего я на самом деле боюсь)? Что меня будут критиковать.

И что в этом страшного? Я буду ощущать себя школьницей, мне будет стыдно.

Что в этом страшного? Мне больше не предложат писать статьи, не заплатят.

Что в этом страшного? И так далее.

3. Теперь надо страх поблагодарить, за то, что он пришёл к нам на защиту, и спросить: действительно ли подобный исход ситуации (стыд, отвержение) является таким сильным ударом по моему эго? Иногда после этого страх уходит сам собой или значительно снижается.

4. Если же страх не ушёл, значит стоит к нему прислушаться. Следует понять, что сделать и как справиться с опасной для нас (или для нашего эго) ситуацией. Может быть, он говорит вам: ты не готова еще сдавать статью, подучись, покажи ее коллегам, или «прокачай свою уверенность», а то отказ выведет тебя из равновесия и приведёт к депрессии, или пойди отдохни, наполнись энергией и тогда всё получится.

Результатом может стать план действий. Простой, понятный, детальный, где каждый шаг довольно мал и не страшен, но ведёт к желаемой цели.

Подготовьте также план «Б» на случай, если что-то пойдёт не так.

5. Бойтесь и делайте. Когда страх снизился до того уровня, что вы уже можете что-то делать — начинайте действовать. Как я уже сказала выше,

начинайте с маленьких шагов. Главное, не ждите, что страх пройдет совсем. Начинайте!

И в какой-то момент вы почувствуете, что страх перерастает в азарт. Захочется писать больше, на сложные интересные темы, для крупных «страшных» заказчиков.

6. Повторяйте. Просто повторяйте то, что раньше было страшно, и боязнь пройдет.

Наверняка вы можете привести пример из своей жизни, когда после 20-50 повторений «отпустило». Например, я очень хорошо помню, когда опубликовала свою первую статью в интернете. Мне было очень страшно увидеть реакцию первых читателей (моих знакомых). Когда я опубликовала уже с десяток статей, страх исчез, и ему на смену пришёл тот самый азарт. Я, как в онлайн-игре, заходила чуть ли не каждый час посмотреть, какое количество просмотров и комментариев она набрала :).

И в заключение хочу напомнить, что бояться – это нормально, ошибаться тоже, а неудачи – это шаги к успеху.

Верьте в себя! И у страхов не будет другого выхода, как исчезнуть.

А когда вам бывает страшно и что вы делаете в таких ситуациях?

Ольга Струговщикова, психолог, интернет-тренер

Не бойся, что не получится

Не верьте тому, что говорит мужчина, просто смотрите, что он делает.

И я навек запомню эту фразу:

"Не могут быть красивыми глаза,

Которые не плакали ни разу…

Не может быть красивою душа,

Которая ни разу не страдала…

А человек красив только тогда,

Когда есть сердце,

А не кусок металла."

Бывает, ты хочешь сказать что-то важное, и думаешь — подожду… А потом ты понимаешь, что наверное уже ничего и не надо.

Каждое слово и чувство имеет своё время.

Как ни странно, очень часто меньше всего любви достается тем, кого мы действительно любим. Мы легко можем задержаться на работе или провести вечер с подругами, нежели с любимым мужем. А вот очередной раз укорить его в раскиданных носках – это мы запросто можем. А где же романтика, внимание и нежность? Когда мы забываем проявлять чувства, они действительно могут охладеть. Но если проявлять их регулярно, то любовь и страсть вас не покинут.

Эта истина стара, как мир, и актуальна для обоих в отношениях. Не успели прочитать документы или подготовить презентацию? Оставьте и сделайте на следующий день с утра, но не берите работу домой!

Как ни странно, иногда лучшим способом сблизиться является отдых друг от друга. Это вовсе не значит, что вам отдельно друг от друга нужно ехать в отпуск. Просто позвольте себе и мужу заняться своим любимым делом. Пусть он едет на рыбалку с друзьями, а вы идите на йогу с подругами. Отдохнувшие, довольные и соскучившиеся друг по другу, вы наверняка захотите провести время вместе.

А такие действия со временем появляются во всех отношениях. Например, вы с мужем у друзей в гостях, выпили немного вина, вместе возвращаетесь домой на такси и уже оба знаете, что сейчас будет «это». Затем одни и те же действия, поцелуи и т.д. Пары начинают пользоваться проверенным способом, который на 100% работает, боясь начать экспериментировать. Но согласитесь, если каждый день есть одно и то же блюдо, даже если оно вам очень нравится, то рано или поздно вас начнет от него подташнивать. Также и с сексуальными отношениями. Разнообразие – залог поддержания страсти в отношениях.

Пофлиртовать с незнакомым мужчиной или коллегой – это вы запросто, а вот со своим мужем – никак. Согласитесь, странно. Именно флирт подогревает чувства и пробуждает желание. Улыбайтесь мужу, кокетничайте, говорите ему комплименты, пишите неожиданные смски – романтичные или сексуальные. И помните, ваша страсть немного утихла под грудой бытовых проблем, но она по-прежнему есть, просто нужно дать ей выход.

Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!

СТРАХ, ЧТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ

СТРАХ, ЧТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ПРАВИЛО САМОЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

СТРАХ, ЧТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ПРАВИЛО САМОЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ — раздел Искусство, ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ Если Есть Желание В Чем-То Серьезно Измениться, То Самоэкспер.

Если есть желание в чем-то серьезно измениться, то самоэксперимент неизбежен. Как бы ни был разработан АТ, для каждого занимающегося он – terra incognita (земля неизвестная).

Вы ищете свой оптимум, свои скрытые возможности. В этом поиске вам неизбежно приходится ставить себя в новые условия, совершать необычные действия, отходить от кое-каких привычек.

У некоторых мнительных людей эта необходимость с самого начала вызывает тревогу. А вдруг, не дай бог, что случится. Нет, уж лучше пусть будет как есть: черт, которого я знаю, лучше неизвестного черта. Избыток неизвестного и неопределенного, необходимость самому анализировать себя, и, главное, самостоятельно решать, как дальше действовать, может вызвать у людей, склонных к неуверенности и напряженности, еще большую напряженность. Они все время в страхе, что делают что-то не так. Некоторым из таких людей невозможно обойтись без поддержки внушением извне; впрочем, такое же напряжение, связанное со страхом не понять требования врача или оказаться «неподдающимся», часто возникает и на сеансах внушения.

Сильная внутренняя тревожность порой заставляет отказаться от самостоятельных занятий. Но если ее все же удается не испугаться, дело обычно налаживается. Слишком рьяных самоэкспериментаторов тоже приходится останавливать. Потом им помогает уже сам АТ, ибо он и есть средство выработки чувства меры.

Иногда полезно вспомнить, что вся наша привычная жизнь тоже не более чем эксперимент, что-то одно из массы возможного – но мы неосознанно считаем это само собой разумеющимся. Всякое врачебное назначение – тоже эксперимент, ибо воздействие его никогда стопроцентно не предсказуемо. Наша природа все время ищет и экспериментирует сама, и нам не грех ей помочь.

Все будет как нельзя лучше, если вы будете действовать методично, последовательно, с постепенным усилением требований к себе. Новые меры и упражнения начинайте осторожными пробами. Небольшие отрица-

тельные сигналы вначале не должны вас смущать: это просто проявление инерции. Внимательно и доверительно слушайте себя, вы добьетесь всего желаемого.

Страх, что не получится – что с этим делать?

Одно из различий в мышлении богатых и бедных людей – богатые думают, что для них «возможно всё», а бедные считают, что у них не получится.

Как вы думаете, где и каким образом у ребенка формируется это убеждение: «Всё равно у меня ничего не получится?» Как возникает такая мысль в голове у человека?

Сначала в один-два года, когда малыш начинает «везде лезть», у него что-то падает и ломается, не получается, маленький ребенок при оценке своих возможностей ориентируется на реакцию родителей. Одного родители терпеливо обучают-обучают-обучают, а на другого начинают ругаться, указывать на ошибки, запрещать, чуть ли не руки связывать.

Потом мы отдаем ребенка в школу. И если в дошкольном возрасте ещё был шанс на вменяемость родителей, поддерживающих ребенка в процессе обучения, то в школьном возрасте взрослые фиксируют внимание ребенка на том, что он вообще-то неумелый, никчемный неудачник. Вся система школьного образования направлена на поиск ошибок и навязывание страха ошибиться. Ежедневно на протяжении 10-11 лет нам твердили (и твердят нашим детям), что мы люди, у которых не получается. Как если бы ошибаться было действительно плохо.

Но биологически человек приспособлен к обучению через опыт. Идея, что ты получишь теоретическую информацию и от этого научишься, странная и глупая. Не бывает, что человек, не получив новый опыт и не осмыслив его, начинает всё сразу уметь просто потому, что узнал теоретическую информацию.

Когда идет речь о спорте, мы это понимаем. Ни одного ребенка не учат плавать, заставляя его читать книгу о плавании. Когда речь идет о практических вещах, мы все осваивали через опыт. У многих горели сковородки, кастрюли или яичница, прежде чем мы научились готовить. Даже если ни разу не сгорела сковородка или кастрюля, как минимум пришлось выкинуть в мусорку то, что получилось в результате экспериментов. Даже если у кого-то мама рядом стояла – всё равно пришлось в какой-то момент без мамы готовить. Отвлеклась на телефон – все залито, плиту не отмыть. Не среагировала на запах вовремя – достала из духовки угольки.

Когда речь идет о понятных применимых вещах, мы считаем нормально ошибаться, учиться на своих ошибках, осваивать опыт своих ошибок и снова идти делать то, что нам нужно делать. Это мы понимаем про обучение физическим навыкам. А когда речь идет о наших мыслях и убеждениях, мы выключаем способность к обучению.

У каждого из нас есть способность обучаться и действовать правильно. Мы все научились плавать, ездить на велосипеде, готовить еду, водить машину. У каждого есть опыт правильного обучения и правильного отношения к своим ошибкам.

При этом мы почему-то, когда речь заходит о деньгах и благополучии, о жизни в том формате, в котором вы хотите жить, очень часто берем не тот опыт, где мы ошибались и научились, а плохой школьный опыт – опыт того, как нас «били» за каждую ошибку. Вспомните реакцию своих учителей и родителей на «не выучил урок и получил двойку». Повезло тем, кому говорили: «Ничего, исправишь, все у тебя получится». В основном моим друзьям детства говорили совсем другое.

Вспомните, что говорили вам, когда вы забыли тетрадку или не сделали домашнее задание, и поэтому двойка? Кого-то родители били, кого-то наказывали и лишали удовольствий, кого-то унижали и оскорбляли. Даже если повезло с родителями, всё равно унизительные и пренебрежительные фразы наверняка выслушивались от учителей.

И даже если вам самим было хорошо, всё равно вам навязывали страх ошибки и страх перед обучением. В вашем присутствии оскорбляли и унижали или наказывали ваших братьев, сестер и одноклассников.

Этот привычный на постсоветском пространстве способ обучения приводит к формированию антипредпринимательского мышления, мышления бедности и серости. Ребенок переживает боль сам либо через механизм эмпатии (сопереживания) чувствует эмоции других детей. Дети, когда учатся в школе, ещё не умеют отгораживаться от чужих переживаний, как это могут делать взрослые.

Даже если ставят двойку, наказывают и ругают не самого ребенка, а одноклассника, ребенку всё равно больно, задевает, возникает страх оказаться на чужом месте. У большинства людей, которые не богаты, не преуспевают, не добились целей, родителями, учителями, высказываниями в обществе, опытом других детей или собственным опытом сформирован страх ошибки, т.е. отсутствует право ошибаться.

В основном мы жили с родителями, которые сами не имели права ошибаться. Кто из наших мам и пап мог вслух сказать: «Извини, доченька/сыночек, я была неправа, я ошиблась, неправильно поступила по отношению к тебе, и буду нанесенный тебе вред компенсировать»? Единицы!

Единицы наших родителей могли уронить свой родительский авторитет перед ребенком. Большинство замалчивало такие моменты.

Хорошо, что наше поколение понимает, что признание ошибки не роняет авторитет, наоборот, дети воспринимают это как нормальный способ человеческого взаимодействия. Но, к сожалению, наши родители были такими, какими были. В Советском Союзе нельзя было ронять свой родительский авторитет, транслировалось, что этого не должно быть ни в коем случае.

А мы, когда были детьми и подростками, мы ж не были совсем идиотами. Мы прекрасно понимали, что здесь мама врет, здесь мама манипулирует, здесь мама «накосячила», но не признает этого, здесь мама несправедливо нас наказала, обидела, унизила, но не будет это признавать. Мы, к сожалению, в большинстве своем не имели опыта взаимодействия как равные взаимоуважаемые партнеры: ни в школе с учителями, ни с родителями.

Так формируется мышление людей несчастных и бедных. Редко кому повезло с родителями – большинство наших родителей были с советским менталитетом, когда неважно, умна учительница или нет, права или неправа, «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать», ты обязан принимать, слушаться, соглашаться. Последствия достаточно грустные.

А замечали ли вы, как относятся к обучению и образованию люди богатые, преуспевающие, успешные? Как они относятся к тому, чтобы научиться чему-то новому?

Как правило, преуспевающие предприимчивые люди действительно любят учиться, понимая, что ошибки неизбежны в процессе. Они не стоят на месте.

Знаете, как в компьютерных играх прокачиваются персонажи? Если у тебя есть персонаж, изначально он достаточно слабый, и выполнить большинство заданий ты не сможешь, если не усилишь его в разных областях: защиту, атаку, оружие, какие-то качества – в каждой игре. Чтобы эти качества усилить, за это надо заплатить – временем, деньгами, ещё чем-то. Только тогда твой персонаж может выполнить нужное задание и перейти на следующий уровень.

В этом тоже разница между бедными и богатыми: бедные люди не прокачивают себя как персонаж игры в жизнь, в социум, общество, работу. Они считают, что если они кое-как справляются с текущей работой, то всё в порядке, и так будет всегда. И зачем им ошибаться и учиться, если можно прямо сейчас выпить пиво с друзьями? А потом начинается кризис, уволили, понизили зарплату, обманули, обещали повысить и не повышают, скакнула инфляция, и теперь за эту же зарплату можно купить намного меньше.

Думаю, вы сами много раз сталкивались, что происходит с бедным человеком, который не прокачивает свои личностные качества, свое мышление, свои скорости, свою внутреннюю силу, силу воли. Если он заболевает, если его увольняют, если что-то случается, то «всё пропало».

Конечно, есть люди, которые учатся, ходят на тренинги, но ничего потом не делают и никак это не применяют. И тут мы плавно переходим к теме правильной и неправильной учебы. Правильная учеба осуществляется так же, как вы учились плавать или ездить на велосипеде. Кто-нибудь проходил тренинг по плаванию не в бассейне путем плавания? Или кто-нибудь проходил курс лекций по езде на велосипеде? Я не о курсе в институте физкультуры о том, как надо учить людей плавать. Никто не учится плавать прослушиванием лекций или разговорами на тему «что ты чувствуешь, если поплывешь».

Для того, чтобы реально научиться, схема очень простая. Нужно получить новый опыт и этот опыт осознать. Если вы хотите чему-то реально научиться, лекция этому не поможет. Чтение книг – это развлечение. Прослушивание лекций – это развлечение. Если вы послушаете, но не пойдете в реальную жизнь получать реальный опыт, то вы пришли поразвлечься.

Результата не будет, если не будет нормального процесса человеческого обучения по схеме «новый опыт, затем – осмысление этого опыта». У бедных пропущены оба шага. Люди, которые ходят на тренинги просто посидеть, послушать, поговорить и т.д., пришли развлечься – они не обучаются. Люди, которые просто ходят в вузы или на курсы, не обучаются.

Обучение происходит только при получении нового опыта, его осмыслении и снова получении нового опыта. Других схем нет.

Бесплатная Автоматическая Онлайн-консультация Ольги Юрковской: http://consultation.stressa.net/

Вместо визита к психологу. Попробуйте решить свою проблему САМИ за 60 минут. БЕЗ ДЕНЕГ.

Вместо визита к психологу, попробуйте БЕСПЛАТНУЮ автоматическую онлайн-консультацию Ольги Юрковской:

Источники:
Как победить страх, что не получится
Страх неудачи, боязнь провала: «А вдруг не получится? Как подумаю об этом, такой ужас охватывает, что хочется убежать подальше и всё бросить. Умом вроде понимаю, что бояться нечего, а вот
http://mamawriter.ru/strax-chto-ne-poluchitsya-o-strugovshhikova/
Не бойся, что не получится
Не бойся, что не получится. Бойся, что не попробуешь. ЛЮБОВЬ
http://shop-cosmetic.narod.ru/lyubov673/ne-bojsya-chto-ne-poluchitsya.html
СТРАХ, ЧТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ
СТРАХ, ЧТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ПРАВИЛО САМОЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Искусство ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c17/3kg0w/p32/
Страх, что не получится – что с этим делать?
Одно из различий в мышлении богатых и бедных людей – богатые думают, что для них «возможно всё», а бедные…
http://snob.ru/profile/28109/blog/86193

COMMENTS