Страсть психология

Глава XIII

С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.

Это объективное раздвоение, заключающееся в природе страсти, служит отправной точкой для двух различных и даже диаметрально противоположных её трактовок; притом в трактовке этой частной проблемы находят себе яркое выражение две различные общефилософские мировоззренческие установки. Было даже время, время Р. Декарта и Б. Спинозы, когда именно эта проблема — вопрос о природе страстей — стала одной из основных философских, мировоззренческих проблем. На ней стоические тенденции столкнулись с христианскими традициями.

Для традиционной, в своей основе христианской, концепции всякая страсть, страсть как таковая, является тёмной фатальной силой, которая ослепляет и полонит человека. В ней сказывается роковая власть низшей телесной природы человека над её высшими духовными проявлениями. Она поэтому в своей основе всегда зло. «Страсти души» («Passions de l’ame») Р. Декарта и «Этика» Б. Спинозы, половина которой — книги III и IV — составляет трактат о страстях, противопоставили этой трактовке, которая и в дальнейшем ещё продолжает держаться (на ней построены, в частности, классицистские трагедии Ж. Расина), другую, принципиально от неё отличную (нашедшую себе отражение у П. Корнеля).

В противоположность христианской традиции, для которой страсть — это всегда злые влечения чувственной природы, проявление низших инстинктов, для Декарта разум и страсть перестают быть исключающими друг друга противоположностями. Его идеал — это человек большой страсти. Страсть, любовь не может быть для Декарта слишком большой: в великой душе всё велико; с ростом разума растёт и страсть, которая, требуя деятельной жизни, воплощается в делах и подвигах.

Сохраняя исходную тенденцию Декарта, Спиноза, однако, острее чувствует двойственную природу страсти. Он выделяет в качестве положительного её ядра стремление, желание, самоутверждение как основу, как сущность индивидуальности. Эта активность (actiones) души для Спинозы, как и для Декарта, никогда не может быть чрезмерной; она всегда благо, всегда источник самоутверждающейся радостной действенности. Но собственно страсти (passiones), как состояния страдательные, означают всё же пленение души чуждой силой, рабство её, и задача разума — в освобождении человека от этого рабства страстей. Таким образом, в «Этике» Спинозы отчасти снова восстанавливается противопоставление, антагонизм разума и страсти.

153 "De l’Esprit", Disc. III, ch. VI; К. А. Гельвеций, Об уме. М.-Пг., 1917. Рассуждение III. Гл. VII.

154 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III. стр. 644; К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т. 42. С. 164.

Страсть — большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает по существу порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете ещё никогда не совершалось без великой страсти.

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно ещё отметить настроение.

Страсть — что это такое

Самые незабываемые переживания связаны у нас с любовью и физическим влечением. В моменты любви мы переполнены светлыми эмоциями, вдохновлены и счастливы. Мир наполнен красками, когда любим мы и любят нас.

Страсть и любовь – невероятно разные эмоции, они восхитительны и положительно на нас влияют. Бывают ситуации, когда мы не можем различить – любим мы или лишь испытываем сильное влечение к человеку. А некоторые люди вообще путают два этих ощущения. Так что такое страсть?

В психологии физическое притяжение – это сильное влечение, которое сопровождается желанием овладеть объектом притяжения.

Влечение можно испытывать не только к людям, но и к идеям, мыслям, предметам и занятиям. В такие моменты мы отключаем разум и не видим реальность – мы полностью, с головой окунаемся в чувство притяжения, мы способны на безумные поступки, которые раньше казались невозможными.

Чувство притяжения возникает в нашей жизни очень часто, и очень незначительное число людей может справиться с таким эмоциональным потоком, но все же многие способны взять свои эмоции под контроль. Каким бывает это чувство и каковы его разновидности, мы опишем далее.

  • Стремление к своему хобби. В момент занятия любимым делом вы не отвлекаетесь ни на что, а полностью погружаетесь в исполнение задуманного. Вы находитесь на грани своих физических и психологических возможностей.
  • Тяга к экстремальным желаниям. В экстремальные моменты люди испытывают сильный выброс в кровь адреналина. При этом перехватывает дыхание, начинают неметь конечности, люди не могут перевести дух. Это пьянящее состояние для тех, кто не любит жить скучно.
  • Влечение к человеку или сильное сексуальное влечение. В момент ощущения влечения у человека расширяются зрачки и он пребывает в возбужденном состоянии. Очень часто чувство притяжения принимают за любовь.

Это чувство не длится долго, но в такой момент организм находится на пределе своих возможностей, это пик самых острых ощущений. В основном люди не могут быть сдержанными в момент влечения – как определить, испытываете вы страсть или любовь, мы расскажем ниже.

  • При виде желанного объекта у человека появляются необъяснимые эмоции. Это чувства волнения, тревоги и радости встречи в одно и то же время. В момент встречи человек не может передать свои эмоции, при этом его эмоциональное состояние положительное.
  • У человека появляются разного рода желания. Хочется делать что-то безумное и невозможное, сила стремления заставляет людей совершать то, что раньше им казалось не под силу.
  • Постоянное желание находиться рядом с предметом своего желания. Страсть сближает людей посредством тактильного контакта.

Во время длительных отношений порой чувство влечения по отношению ко «второй половине» нас покидает. На смену этому чувству приходит нежное и заботливое чувство любви.

Но нередко люди расстаются, думая, что чувства прошли. Не стоит принимать поспешных решений, мы расскажем вам, как вернуть страсть в отношения с вашим любимым человеком. Постарайтесь следовать этим советам.

Пришло время разбудить вашу память. Вспомните, какими вы были в момент начала отношений с вашим партнером. Вспоминайте абсолютно все детали, «по чуть-чуть» собирая это в уникальную картину вашей любви.

Что вы делали для своего любимого человека? Вы флиртовали и заигрывали, вы были веселы и счастливы, вы дарили подарки и хотели удивлять. Вы звонили при любом случае, чтобы услышать голос и сказать что-то приятное, заставляя своего партнера улыбнуться. Вы готовы были дарить цветы и носить на руках, вы излучали прекрасное, вы делали человека счастливым.

Знаете, что вы должны сделать далее? Станьте проще, простота – это первый шаг на пути к любому великому делу. Просто сделайте шаг навстречу вашей «второй половине» – не ждите отдачи, просто действуйте.

Вызывайте у партнера трепетные чувства, пройдитесь по общим воспоминаниям. Проведите вместе вечер и вспомните, как вы познакомились, как стали жить вместе, как вы впервые поцеловались. Вызовите нежность и приятную ностальгию у партнера.

Расскажите своему партнеру о том, что вы в нем любите. Расскажите, что вас радует, когда человек присутствует рядом с вами. Расскажите, какие у вас эмоции, когда ваш партнер вас целует или обнимает. Расскажите, что происходит у вас внутри. Расскажите, как замирает ваше сердце, когда он к вам прикасается.

Пригласите своего партнера на свидание, добавьте в ваши отношения яркости и новых ощущений. Займитесь чем-нибудь новым, полетайте на воздушном шаре, заведите собаку или кота без раздумий. Сделайте что-то безумное, но вместе. Спросите у партнера, что хотел бы сделать он, какие его самые сокровенные и чудные мечты. Сделайте это вместе с ним, и не важно, что это будет. Подарите ему счастье от исполнения мечты. Поддержите безумство, просто сделайте это, и не важно, что о вас подумают.

Флиртуйте с партнером, ведите себя так, как будто вы только что встретились. Далее ваше подсознание сделает все за вас. Оно подарит вашим отношениям новое физическое влечение друг к другу. Оживите свои отношения, начните жить и любить.

Станьте снова влюбленными, удивляйте и поддерживайте идеи партнера, когда он чего-то желает. Быть простым и открытым – это очень сильное качество, но им мало кто пользуется.

Будьте проще и любите, дарите прохожим улыбки, срывайте цветы с клумб и дарите их любимым. Создайте легкость в своей жизни, и она проявится во всем. Автор: Инна Рыкберг

Страсть психология

Слово «страсть» довольно распространенное сегодня. Оно не является новоизобретенным, как, например, «лазер» или «компьютер», или заумным, редким. которое может вызвать массу вопросов. Но все же это слово, как и любое, характеризующее область чувств, имеет много отенков, и стоит разобраться, каких именно.

Что же такое страсть? Толковый словарь русского языка Ефремовой дает следующее толкование этому понятию: «страсть» — это сильное чувство, которое возникает на инстинктивном уровне. Это сильное увлечение, тяга или склонность к чему-либо.

Согласно толковому словарю Дмитриева, значение слова «страсть» определяется следующим образом: сильное чувство, физическое или сексуальное влечение одного человека к другому. Также это здоровый интерес к какому-нибудь занятию, профессии.

Толковый словарь Ушакова определяет схожим образом термин «страсть». Что такое страсть? Это очень сильное чувственное влечение, которое возникает у человека подсознательно, инстинктивно.

Таким образом, проведя литературный анализ, можно с уверенностью утверждать, что это все-таки чувство.

Также довольно часто этот термин употребляется не для описания влечения к человеку, а для описания его тайных желаний, которые невозможно обуздать.

К таким страстям относятся семь смертных грехов человечества. Многим известна эта легенда. К списку грехов относятся: гордыня, чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев и похоть.

Эти семь чувств и деяний потому относят к страстям, что их довольно тяжело сдержать. Каждый из нас много раз в жизни гневался, иногда неосознанно завидовал, или слишком гордился собой, чревоугодничал или ленился, это само собой разумеющийся факт. И это еще один критерий к понимаю того, что же это за чувство — страсть.

Все люди в жизни рано или поздно познают чувство страсти. И очень часто случается так, что путают его с любовью. Почему это происходит?

Особенно часто это случается в юном возрасте, когда молодые люди и девушки впервые начинают испытывать чувства к противоположному полу. Тогда подростки путают страсть с любовью и часто сами себя этим запутывают. Ведь тинэйджеры испытывают, скорее, страсть. Что такое в этом возрасте значат чувства? В данном случае их можно сопоставить с влюбленностью. Это как розовые очки. Речь совсем не идет о сексуальном влечении. Девочки влюбляются в мальчиков, а мальчики — в девочек. Но настоящее чувство любви они начинают испытывать в уже более сознательном возрасте.

Если говорить о взрослых людях, то стоит отметить, что страсть у мужчин и женщин проявляется немного по-разному.

Мужчины в данном вопросе более вспыльчивы и реактивны. Если мужчина испытывает страсть к женщине, объекту своего желания, то он очень быстро возбуждается, кровь приливает к мозгу, образно говоря. Мужчина пытается использовать все доступные ему методы и способы, чтобы удовлетворить своё желание как можно быстрее.

А вот когда женщина испытывает страсть, её действия более размеренны. Женщины склонны много думать о разных вещах и проводить анализ. Поэтому, как правило, дама добивается объекта своего желания менее импульсивно, возбуждается эмоционально медленнее, старается держать ситуацию под контролем, сдерживая страсть. Что такое явление может привести к негативным результатам — она догадывается.

Разумеется, иногда случается и наоборот. Люди разные, и каждый по-своему может повести себя, нехарактерно, независимо от того, мужчина это или женщина. На это влияют такие факторы, как эмоциональное и физическое здоровье, темперамент, образ жизни человека или события, которые произошли или происходят в жизни.

Как и в подростковом возрасте, взрослые люди также склонны путать понятия «любовь» и «страсть». Что такое любовь во взрослой жизни, уже становится более понятно. Что это не только веселье, вечный конфетно-букетный период, но еще и постоянная работа над собой, компромиссы, уступки и взаимопонимание. А вот страсть — чувство более легкомысленное и безответственное.

И часто можно подумать, что, испытывая непреодолимую тягу к человеку, мы его любим. Но нужно четко понимать, что любовь – это духовная близость двух людей, а страсть – это чувство, основанное на желании.

Есть два базовых отличия этих чувств:

1) Проявления чувства. Разумеется, отношений между людьми, мужчиной и женщиной, без страсти не бывает. Но есть разница. Если отношения строятся на страсти, то в таком тандеме, как правило, люди не учитывают желаний других людей, а только свои, поскольку страсть — это эгоистичное чувство.

2) Быстротечность. Страсть возникает быстро, и способна быстро «улетучиваться» в зависимости от разных факторов воздействия на человека. В большинстве случаев, когда человек добивается желаемого, страсть затухает. Это и есть её отличие от любви. Но иногда случатся и так, что страсть перерастает в более сильное и глубокое чувство.

Таким образом, каждый немного по-своему может понимать и выставлять рамки для понятия «страсть»: что такое увлечение, тяга, влюбленность, а что такое настоящая любовь.

Страсть психология

— сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.

З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.

Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».

С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.

Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».

При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.

Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».

Источники:
Глава XIII
Читать "Страсти, Различные виды эмоциональных переживаний, Глава XIII. Эмоции. Стр.111" Рубинштейн С. Л.
http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl111.shtm
Страсть — что это такое
Страсть — что это такое? Как отличить страсть от любви, и что делать, если в отношениях слишком мало или много страсти?
http://www.grc-eka.ru/eto/strast.html
Страсть психология
Страсть в нашей жизни присутствует повсеместно. Иногда мы даже не осознаем, что желаем чего-то так сильно, что это уже переходит на инстинктивный уровень. Но что же это за чувство, и как понять, что именно им мы охвачены в тот или иной момент?
http://fb.ru/article/220243/strast-chto-takoe-strast-i-kak-e-raspoznat
Страсть психология
СТРАСТЬ, определение — вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение. З. Фрейд уделял
https://vocabulary.ru/termin/strast.html

COMMENTS