Структура семьи

Структура семьи

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи. Обычно семьи делят на следующие типы: «нуклеарная», «пополненная», «смешанная», «семья родителя-одиночки».

Существует множество различных вариантов состава, или струк­туры, семьи. Обычно семьи делят на следующие типы:

« нуклеарная семья » состоит из мужа, жены и их детей;

« пополненная семья » — увеличенный по своему составу союз — супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

« смешанная семья » является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

« семья родителя-одиночки » является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен (Леви Д., 1993).

Существует также деление семей на типы в соответствии с тем, кому принадлежит власть и право принятия решений. То есть:

партриархальные семьи, где главой семейного государства яв­ляется отец;

матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти меж­ду отцом и матерью.

Источник:
Структура семьи
Структура семьи. Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи. Обычно семьи делят на следующие типы: «нуклеарная», «пополненная»,
http://medportal.ru/enc/psychology/familypsychology/5/

Структура семьи

Структура семьи это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи позволяет понять, как семья реализует свои функции — кто осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между близкими права и обязанности.

Описать структуру семьи можно, с точки зрения, ее ключевых параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, границы, ролевая структура), а на наличие структурных проблем будут указывать межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, несбалансированность семейной структуры.

Сплоченность (cohesion) определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи друг к другу. До какой степени члены семьи видят себя как связанное целое. К семейным дисфункциям приводят экстремальные значения психологической дистанции между членами семьи – симбиоз (очень близкое расстояние) или напротив, разобщенность (очень далекое).

Иерархия – авторитет, доминирование, власть в принятии решений или степень влияния одного члена семьи на других. Понятие иерархии используется также в изучении структуры ролей и правил внутри семьи. С точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в одних руках, и семьи с равным участием всех членов в управлении. Лидер в семье тот, кто устанавливает правила и принимает решения.

В семейной системе выделяют подсистемы. Подсистемы бывают по полу, возрасту, поколению, предпочтительности. И один человек может быть участником сразу нескольких подсистем – родительской (родитель и ребенок), прародительской (бабушка и дедушка), супружеской (супруги), детской (дети), женской (мама и дочь) и т.д.

Термин границаиспользуют при описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи (например, индивидуальностью, диадами, триадами).

Граница – это видимые и невидимые связи, отношения в семье, которые одновременно объединяют всех членов семьи и автономизируют их друг от друга, оставляя каждому определенное личное пространство.

Семейные границы выражены через правила, которые определяют, кто принадлежит данной системе или подсистеме и каким образом. Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования.

Разделяют внешние и внутренние границы. Внешние границы – это границы между семьей и социальным окружением. Внутренние границы выстраиваются между подсистемами внутри семьи. Межличностные границы ограничивают личное психологическое пространство каждого индивида.

Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые. К дисфункции семьи приводят крайние варианты. Плохо, если границы слишком жесткие, иди слишком размытые. Если внешние границы слишком жесткие, то в системе наступает застой, происходит мало обменов между семьей и социальным окружением. Семья живет очень замкнуто, гости приходят редко и только по приглашению. В результате у членов семьи не формируются навыки общения с другими людьми, а внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями становятся размытыми. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной подсистемы

Например, в таких семьях мало личного пространства и низкая дифференцированность (отдельные члены семьи не могут действовать независимо) друг от друга. В таких семьях родители много времени проводят с детьми и нередко ответственность за их дела берут на себя (приготовление домашних заданий и т.д.). Размытые границы между подсистемами способствуют образованию коалиций в семье (объединению двух и более членов семьи против третьего).

Размытые межличностные границы приводят к тому, что при взаимодействии в группе индивид легко вступает в эмоциональное слияние с другими людьми. Он не способен отделить свои эмоции от эмоций значимых других, он заражается и «заряжается» эмоциональной атмосферой семьи, даже сам того не сознавая. «Если мама сердится, то сердятся все». В слитных семьях взаимная эмоциональная вовлеченность столь велика, что их члены порой читают мысли друг друга. Такая постоянная сверхблизость невыносима, и в реальной жизни приводит периодически к дистанцированию друг от друга. В результате слитная семья представляет собой набор альянсов и разрывов.

Если внешние границы системы слишком слабые, то у членов семьи оказывается много связей с внешней средой и мало — между собой. В этом случае семья становится похожа на постояльцев гостиницы, живущих под одной крышей. В этом случае внутренние границы становятся более жесткими – между членами семьи эмоциональные связи незначительные, они почти не испытывают привязанности друг другу, каждый живет своей жизнью и демонстрирует несогласованное поведение (не корректируют свои планы с планами семьи и с тем, что происходит в семье). Они редко проводят время вместе, не имеет общих друзей и интересов, им трудно оказывать друг другу поддержку и совместно решать жизненные проблемы. Ни с кем не делятся. В таких семьях много секретов друг от друга.

В нормальных, здоровых семьях границы между системой и социумом, подсистемами ясно очерчены и проницаемы. Все в семье знают, что можно и чего нельзя. Существуют правила, которые проговариваются заранее, открыто обсуждаются и ребенок о них знает, потому что члены семьи способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместно решения. В таких семьях отсутствуют двойные стандарты («мне можно, а тебе – нельзя» или «сегодня можно, а завтра нельзя»), а также обязательно применение последствий за нарушение семейных правил взаимодействия.

Источник:
Структура семьи
Структура семьи – это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи позволяет понять, как семья реализует свои функции — кто осуществляет руководство и кто
http://studopedia.su/14_164019_struktura-semi.html

Функция и структура семьи

  • Структура семьи 23 кб.
  • Структура и функции социологии 11 кб.
  • Структура налоговой системы России 36 кб.
  • Роль семьи в политической социализации 16 кб.
  • Культурология как научная дисциплина 60 кб.
  • функция 75 кб.
  • Функции культуры 2 21 кб.
  • Семья как социальный институт 19 кб.

1. Основные функции семьи

3. Роль отца и матери в семье

6. Список литературы
Введение
. Семья. Сегодня ведется немало споров о ней: пишется много статей на страницах газет и журналов, ведутся дебаты в Интернете по поводу внутрисемейных отношений и функций семьи, и порой высказываются прямо противоположные мнения.

Итак, что же такое семья? Если говорить языком социолога, то семья — это небольшая группа людей, объединённая родственными и супружескими связями, общим бюджетом и, как правило – общим жильём.

Но это только теоретическая схема. В реальной действительности семья не может существовать отдельно от социума, поэтому любая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт. Можно сказать, что семья – это ячейка общества, форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.
Функции семьи

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная и сексуальная.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример — это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановительной функции семьи. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто — то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Некоторые люди наоборот нуждаются в активном отдыхе – путешествия, прогулки, походы. Как известно активный отдых приносит больше здоровья для всех членов семьи, чем пассивный.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т. д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Роль отца и матери в семье

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело – мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не является при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д. – вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям – увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т. д. – это, прежде всего обязанность отца.

Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать – это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день – на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Общение в семье

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является — уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других — обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться, способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению — умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Список литературы
1. ДАВЛИЕВ И.А., «Я и моя семья». Тат. книгоиздательство, 1984г.

2. БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986г.

3. ОСИПОВ Г.В., КОВАЛЕНКО Ю.П . «Социология», М., 1990г.

4. МАРКОВИЧ Д. ,«Общая социология», Р-на дону, 1993г.

5. Сборник статей «Культура семейных отношений». М. 1985г.

Источник:
Функция и структура семьи
Тема: Функция и структура семьи. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Павел Воля. Размер: 16 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘В реальной действительности семья не может существовать отдельно от социума, поэтому любая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт. Можно сказать, что семья это ячейка общества, форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т е.’
http://coolreferat.com/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8

COMMENTS