Суть жизни человека

Суть жизни человека

Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело – это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей, включенных в общий эволюционный процесс природы. Однако определение человека как части природы носит ограниченный характер, так как не выходит за рамки пассивно-созерцательного понимания, характерного для материализма XVII—XVIII вв., который недооценивал роль активно-сознательной деятельности индивида, фактически подчинял его законам природы и низводил до положения вещи среди вещей.

В современном понимании человек предстает не просто как часть природы, а как высший продукт ее развития, как природное существо особого рода, а именно носитель не только биологической, но и социальной формы движения материи. Он не просто «продукт» окружающей среды, но и творец ее. Посредством осознанно-целенаправленных действий человек активно изменяет среду и в ходе ее преобразования изменяется и сам. Это происходит благодаря тому, что человек – это деятельное природное существо, обладающее жизненными силами, которые заложены в нем в виде задатков и способностей.

Преобразованная человеческим трудом объективная реальность, продукты человеческого труда становятся человеческой реальностью, «миром человека», «второй природой». Произведенные вещи, с одной стороны, зависят от природы, ее закономерностей, а с другой – в них воплощены, «опредмечены» труд, навыки и знания человека, для использования которых нужно их «распредметить» (по терминологии Гегеля). Таким образом, бытие «второй природы» представляет собой единство природного материала и опредмеченного духовного знания человека-производителя, иными словами, ее бытие носит социально-исторический характер. Предметное бытие, история промышленности, техники и т. д. являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил.

Чтение этой книги приводит к познанию сущности человека, но не как абстрактного понятия, а в ее реализованной, опредмеченной форме. И было бы неправомерно отождествлять опредмеченную форму с самой сущностью, ибо средства труда, система общественных отношений и т. д. – это лишь проявление опредмеченной сущности человека.

Категория сущность является научной абстракцией, отражающей качественную специфику предмета, его наиболее важные, главные свойства, обусловливающие его изменения. Сущность человека выявляется в особом характере предметной деятельности, в процессе которой происходит диалектическое взаимодействие творческих сил человека с природным материалом и данной социально-экономической структурой. Реальный образ человека (его действительность) не сводится к категории сущности, так как включает в себя не только его родовую сущность, но и конкретно-историческое существование.

Категория существование обозначает наличное бытие эмпирического индивида в его повседневной жизнедеятельности. Отсюда вытекает важность понятия «повседневность». Именно на уровне повседневности жизни выявляется глубокая взаимосвязь всех типов поведения человека, его существования и способностей с развитием человеческой культуры. Существование богаче сущности. Оно включает в себя не только проявление сущностных сил человека, но и многообразие его конкретных социальных, биологических, нравственных, психологических качеств. Существование человека представляет собой форму проявления его сущности. Лишь единство сущности и существования образует действительность человека.

Помимо вышеназванных категорий заслуживает внимания понятие природа человека. В прошлом веке оно или отождествлялось с сущностью человека, или его надобность и вовсе ставилась под сомнение. Однако прогресс биологических наук, изучение нейронной структуры мозга и генома человека заставляют по-новому взглянуть на это понятие. В центре дискуссий – вопрос о том, существует ли природа человека как нечто структурированное и неизменное при всех воздействиях или же носит подвижный, пластичный характер.

Известный американский философ Ф. Фукуяма в книге «Наше постчеловеческое будущее: условия биотехнологической революции» (2002) считает, что природа человека существует и что она «обеспечивает устойчивую непрерывность нашего существования как вида. Именно она совместно с религией определяет наши самые фундаментальные ценности». По его мнению, природа человека – «это сумма поведения и типичных видовых характеристик, обусловленных генетическими, а не средовыми факторами». Другой американский ученый, С. Пин-кер, трактует природу человека как «совокупность эмоций, мотивов и когнитивных способностей, которые являются общими для всех индивидов с нормальной нервной системой».

Из этих определений природы человека вытекает, что психологические особенности человеческого индивида определяются его биологически унаследованными свойствами. Между тем многие ученые считают, что мозг сам по себе предопределяет не те или иные способности, а лишь возможность формирования этих способностей. Другими словами, биологически унаследованные свойства составляют хотя и важное, но лишь одно из условий формирования психических функций и способностей человека.

В последние годы преобладает точка зрения, согласно которой понятия «природа человека» и «сущность человека», при всей их близости и взаимосвязанности, не следует отождествлять. Первое понятие отражает как природные, так и социальные качества человека. Второе понятие отражает не всю совокупность его социальных, биологических и психологических качеств, а наиболее существенные, устойчивые связи, отношения, лежащие в основе природы человека. Поэтому понятие «природа человека» шире и богаче понятия «сущность человека».

К понятию человеческой природы можно отнести ряд общих качеств человека: способность к творческой деятельности, проявлению эмоций, формированию нравственных ценностей, стремление к прекрасному (эстетическое восприятие действительности) и т. д. Следует вместе с тем подчеркнуть, что не существует никакой вечной, неизменной человеческой природы, как некой однозначно формулируемой совокупности неизменных качеств. Вся история свидетельствует о происходящих определенных изменениях в природе человека, его «открытости миру».

Вопрос о том, как модифицируется человеческая природа в каждую историческую эпоху, нельзя решить без анализа конкретно-исторических форм его существования. Сущность человека проявляется не сама по себе, а именно в системе объективных социальных координат.

Не все признают правомерность понятия «сущность человека». Так, согласно экзистенциализму, человек не имеет определенной родовой сущности, он есть «сущность в себе». Один из крупнейших представителей этого течения, К. Ясперс, считал, что частные науки о человеке, начиная от физиологии и кончая социологией, могут давать знания об отдельных аспектах человеческого бытия, но они не могут проникнуть в его сокровенную суть, каковой является экзистенция (существование). Человека, писал Ясперс, можно исследовать «в качестве тела – в физиологии, души – в психологии, общественного существа – в социологии». Но все это не ведет к познанию его истинной сути, ибо человек «всегда больше, чем он о себе знает и может знать». «Сущность» человека выражает лишь некие абстрактные универсалии, тогда как человек – это «существование» отдельного индивида в конкретной ситуации.

Близки к экзистенциализму в этом вопросе и неопозитивисты, которые отрицают наличие общего в индивидуальном. Что касается современного структурализма, то он делает акцент не на живое, конкретно-историческое существование человека, не на бытие и историю, а на структуру и отношение, не на субъект, а на формальную структуру. Человек как носитель отношений растворяется в самих отношениях.

Совершенно иной взгляд на сущность человека представлен в учении неотомистов, подчеркивающих важность категории «сущность». Сущность человека они усматривают в наличии бессмертной души, которая не только живет и движется в человеческом теле, но и пронизывает его, придает ему форму, создает его.

Источник:
Суть жизни человека
Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело – это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других
http://www.philosophica.ru/mironov2/42.htm

Суть человека

Суть жизни-понять свое предназначение.А для этого нужно познать себя,идти по пути саморазвития.Когда становится ясно,какое занятие тебе по душе,что именно приносит неподдельную радость,когда ты понимаешь,что то,чем ты занимаешься это как раз то,чем ты не можешь не заниматься,тогда жизнь приобретает смысл,приходит ощущение удовлетворения и гармонии.То есть суть жизни в творчестве каждого.А до творчества-открытие в себе возможных способностей. По поводу детей-это конечно похоже на смысл.Но тогда дети должны быть в конце концов у каждого человека,но это не так!Если Бог не дал человеку детей?Тогда его жизнь бессмысленна?Думаю ошибка так предполагать!Смысл жизни в каждом внутри.

Наверно к вопросу о сути человека и сути его жизни нужно подходить индивидуально. А дело вот в чём:

У каждого из нас есть свои взгляды на эту жизнь и свои ценности, ради которых мы делаем что то. Так вот, смотря на то какие у человека ценности и взгляды, можно говорить о сути этого человека и сути в его жизни.

Допустим, что у человека материально озабоченного будет на первом месте материальная выгода, ради её он и будет жить. Поэтому и сутью в жизни этого человека будет материальная выгода.

У человека духовно развитого на первом месте будет познание самого себя и улучшение духовных качеств. Поэтому и сутью в жизни у такого человека будет духовное развитие.

Суть у человека и его жизни у каждого своя и подходить к этому нужно индивидуально. Каждый сам для себя должен ответить, чем для него будет суть в его жизни.

Источник:
Суть человека
Суть жизни-понять свое предназначение.А для этого нужно познать себя,идти по пути саморазвития.Когда становится ясно,какое занятие тебе по душе,что именно приносит неподдельную радость,когда ты поним
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2016841-sut-cheloveka-sut-zhizni-cheloveka-kak-ponimat.html

Существование и сущность людей

Существование и сущность людей. Философская сущность человека

Сущность человека — это философское понятие, отражающее естественные свойства и сущностные характеристики, которые присущи всем людям в той или иной мере, отличающие их от иных форм и родов бытия. Можно встретить различные взгляды на эту проблему. Многим данное понятие представляется очевидным, и часто об этом никто не задумывается. Одни считают, что нет какой-либо определенной сущности, или, по крайней мере, она непостижима. Другие утверждают, что она познаваема, и выдвигают самые разные концепции. Еще одна распространенная точка зрения — что сущность людей непосредственно связана с личностью, которая тесно переплетена с психикой, а значит, познав последнюю, можно понять и сущность человека.

Главной предпоссылкой существования любого человеческого индивида является функционирование его тела. Оно — часть окружающей нас естественной природы. С этой точки зрения человек является вещью среди других вещей и частью эволюционного процесса природы. Но это определение ограниченно и недооценивает роль активно-сознательной жизни индивида, не выходя за рамки пассивно-созерцательного взгляда, характерного для материализма 17-18 веков.

Этот термин обозначает наличное бытие индивида в повседневной жизнедеятельности. Именно тогда проявляется сущность деятельности человека, прочная взаимосвязь всех видов поведения личности, ее способностей и существования с эволюцией человеческой культуры. Существование намного богаче сущности и, являясь формой ее проявления, включает в себя, помимо проявления сил человека, также многообразие социальных, нравственных, биологических и психологических качеств. Лишь единство обоих этих понятий образует людскую действительность.

В прошлом веке природа и сущность человека отождествлялись, и необходимость в отдельном понятии ставилась под сомнение. Но развитие биологии, изучение нейронной организации мозга и генома заставляет взглянуть на это соотношение по-новому. Главный вопрос в том, есть ли неизменная, структурированная природа человека, не зависящая от всех воздействий, или же она носит пластичный и меняющийся характер.

Философ из США Ф.Фукуяма считает, что таковая имеется, и она обеспечивает непрерывность и устойчивость нашего существования как вида, а также совместно с религией составляет наши самые основные и фундаментальные ценности. Другой ученый из Америки, С.Пинкер, дает определение природы человека как совокупности эмоций, когнитивных способностей и мотивов, являющихся общими у людей с нормально функционирующей нервной системой. Из приведенных определений следует, что особенности человеческого индивида объясняются биологически унаследованными свойствами. Однако многие ученые полагают, что мозг лишь предопределяет возможность формирования способностей, но вовсе не обуславливает их.

Не все считают понятие «сущность людей» правомерным. Согласно такому направлению, как экзистенциализм, у человека нет конкретной родовой сущности, так как он и является «сущностью в себе». К. Ясперс, крупнейший его представитель, полагал, что такие науки, как социология, физиология и другие, дают лишь знания о некоторых отдельных аспектах бытия человека, но не могут проникнуть в его суть, которой является экзистенция (существование). Этот ученый считал, что можно исследовать индивида в разных аспектах — в физиологии в качестве тела, в социологии — общественного существа, в психологии — души, и так далее, но это не дает ответа на вопрос о том, что же такое природа и сущность человека, потому что он всегда представляет из себя нечто большее, чем может сам о себе знать. Близки к этой точке зрения и неопозитивисты. Они отрицают, что в индивидуальном можно найти что-то общее.

В Западной Европе считают, что изданные в 1928 году работы немецких философов Шеллера («Положение человека во Вселенной»), а также Плесснера «Ступени органического и человек» ознаменовали начало философской антропологии. Ряд философов: А.Гелен (1904-1976 гг.), Н. Хенстенберг (1904 г.), Э. Ротхакер (1888-1965 гг .), О. Боллнов (1913 г.) — занимались исключительно ею. Мыслители того времени высказали много мудрых идей о человеке, которые до сих пор не потеряли своего определяющего значения. Например, Сократ призывал современников познать самих себя. Философская сущность человека, счастье и смысл жизни были связаны с постижением сути человека. Призыв Сократа был продолжен высказыванием: «Познай самого себя — и ты будешь счастлив!» Протагор рассуждал о том, что человек — это мерило всех вещей.

В Древней Греции впервые встал вопрос о происхождении людей, однако часто он решался спекулятивно. Сиракузский философ Эмпедокл впервые высказал предположение об эволюционном, естественном происхождении человека. Он считал, что все в мире движется враждой и дружбой (ненавистью и любовью). Согласно учению Платона, души живут в мире эмпирей. Он уподоблял душу человека колеснице, управителем которой является Воля, а запряжены в нее Чувства и Ум. Чувства тянут ее вниз — к грубым, материальным наслаждениям, а Разум — ввысь, к осознанию духовных постулатов. Такова сущность жизни человека.

Аристотель видел в людях 3 души: разумную, животную и растительную. Растительная душа отвечает за рост, возмужание и старение организма, животная — за самостоятельность в движениях и гамму психологических чувств, разумная — за самоосознание, духовную жизнь и мышление. Аристотель первым понял, что главной сущностью человека является его жизнь в обществе, определив его как общественное животное.

Стоики отождествили моральность с духовностью, заложив прочные основы представлений о нем как о существе моральном. Можно вспомнить Диогена, жившего в бочке, который с зажженым фонарем при свете дня искал в толпе человека. В Средневековье античные взгляды подверглись критике и полному забвению. Представители Возрождения обновили античные взгляды, поставили Человека в самый центр мировоззрения, положили начало Гуманизму.

По словам Достоевского, сущность человека является тайной, которую надо разгадать, и пусть тот, кто возьмется за это и потратит на это всю жизнь, не говорит, что зря провел время. Энгельс полагал, что проблемы нашей жизни будут решены только тогда, когда будет всесторонне познан человек, предлагая пути достижения этого.

Фролов описывает его как субъекта общественно-исторического процесса, как биосоциальное существо, связанное генетически с другими формами, однако выделившееся благодаря умению производить орудия труда, обладающее речью и сознанием. Происхождение и сущность человека лучше всего прослеживаются на фоне природы и животного мира. В отличие от последнего, люди представляются существами, которым присущи следующие основные признаки: сознание, самоосознание, труд и общественная жизнь.

Линней, классифицируя животный мир, включил человека в царство животных, но отнес его, вместе с человекообразными обезьянами, к разряду гоминидов. Homo sapiens он расположил на самом верху своей иерархии. Человек — единственное существо, которому присуще сознание. Оно возможно благодаря членораздельной речи. С помощью слов происходит осознание человеком себя самого, а также окружающей действительности. Они — первичные ячейки, носители духовной жизни, позволяющие обмениваться людям содержанием их внутренней жизни при помощи звуков, изображений или знаков. Неотъемлемое место в категории «сущность и существование человека» принадлежит труду. Об этом писал классик политической экономии А. Смит, предшественик К. Маркса и ученик Д. Юма. Он определял человека как «животного трудящегося».

Социализацией называется процесс приобретения элементов общественной жизни. Только в социуме усваивается поведение, которое руководствуется не инстинктами, но общественным мнением, обуздываются животные инстинкты, принимается язык, традиции и обычаи. Здесь же люди перенимают опыт производственных отношений у предыдущих поколений. Начиная с Аристотеля, общественная природа считалась главной в структуре личности. Маркс, более того, видел сущность человека только лишь в общественной природе.

Личность не выбирает условия внешнего мира, она просто всегда находится в них. Социализация происходит благодаря усвоению социальных функций, ролей, обретению социального статуса, адаптации к социальным нормам. В то же время явления общественной жизни возможны лишь через индивидуальные действия. В качестве примера можно привести искусство, когда художники, режиссеры, поэты и скульпторы создают его своим трудом. Общество задает параметры социальной определенности личности, утверждает программу социального наследования, поддерживает равновесие внутри этой сложной системы.

Религиозное мировоззрение — это такое мировоззрение, основой которого является убежденность в существовании чего-то сверхъестественного (духов, богов, чудес). Поэтому проблемы человека здесь рассматриваются сквозь призму божественного. По учению Библии, составляющей основу христианства, Бог создал человека по образу и подобию своему. Остановимся подробнее на этом учении.

Бог создал человека из грязи земной. Современные католические богословы утверждают, что в божественном творении было два акта: первый — создание всего мира (Вселенной) и второй — создание души. В древнейших библейских текстах евреев утверждается, что душа — дыхание человека, то, чем он дышит. Поэтому душу Бог вдувает через ноздри. Она такая же, как и у животного. После смерти дыхание прекращается, тело превращается в прах, а душа растворяется в воздухе. Спустя некоторое время евреи стали отождествлять душу с кровью человека или животного.

Библия большую роль в духовной сущности человека отводит сердцу. По мнению авторов Ветхого и Нового Завета, мышление происходит не в голове, но в сердце. В нем же находится мудрость, данная Богом человеку. А голова существует только для того, чтобы на ней росли волосы. В Библии нет и намека на то, что люди способны думать головой. Эта идея оказала большое влияние на европейскую культуру. Великий ученый XVIII века, исследователь нервной системы Бюффон был уверен, что человек мыслит сердцем. Мозг, по его мнению — лишь орган питания нервной системы. Авторы Нового Завета признают существование души как субстанции, независимой от тела. Но само это понятие неопределённо. Современные иеговисты истолковывают тексты Нового Завета в духе Старого и не признают бессмертия человеческой души, полагая, что после смерти существование прекращается.

Человек устроен так, что в условиях социальной жизни он способен превращаться в духовного человека, в личность. В литературе можно найти множество определений личности, ее характеристик и признаков. Это, прежде всего, существо, сознательно принимающее решение и несущее ответственность за все свое поведение и поступки.

Духовная сущность человека — это содержание личности. Центральное место здесь занимает мировоззрение. Оно порождается в процессе деятельности психики, в которой различают 3 составные части: это Воля, Чувства и Ум. В духовном мире нет нечего другого, кроме интеллектуальной, эмоциональной деятельности и волевых мотивов. Их соотношение неоднозначно, они находятся в диалектической связи. Между чувствами, волей и разумом существует некоторая несогласованность. Балансирование между этими частями психики и составляет духовную жизнь человека.

Личность — это всегда продукт и субъект индивидуальной жизни. Она формируется не только исходя из собственного существования, но также благодаря влиянию других людей, с которыми вступает в контакт. Проблема сущности человека не может быть рассмотрена односторонне. Педагоги и психологи считают, что говорить о личностной индивидуализации возможно лишь с того времени, когда у индивида проявляется восприятие своего Я, формируется личностное самосознание, когда он начинает отделаять себя от других людей. Личность «выстраивает» свою линию жизни и социального поведения. На философском языке этот процесс называется индивидуализацией.

Понятие смысла жизни — индивидуальное, поскольку эту проблему решают не классы, не трудовые коллективы, не наука, а отдельные личности, индивиды. Разгадать эту задачу — значит найти свое место в мире, свое личностное самоопределение. С давних пор мыслители и философы искали ответ на вопрос о том, зачем живет человек, сущность понятия «смысл жизни», почему пришел он в мир и что происходит с нами после смерти. Призыв к самопознанию был главной фундаментальной установкой греческой культуры.

«Познай самого себя» — призывал Сократ. Для этого мыслителя смысл жизни человека заключается в философствовании, поиске самого себя, преодолении испытаний и неведения (поиск того, что значит добро и зло, истина и заблуждение, прекрасное и безобразное). Платон утверждал, что счастье достижимо лишь после смерти, в загробном мире, когда душа — идеальная сущность человека — является свободной от оков тела.

По Платону, природа человека определена его душой, вернее душой и телом, но с превосходством божественного, бессмертного начала над телесным, смертным. Человеческая душа, по мнению этого философа, состоит из трех частей: первая — идеально-разумная, вторая — вожделяюще-волевая, третья — инстинктивно-аффектная. От того, какая из них берет верх, зависит человеческая судьба, смысл жизни, направленность деятельности.

Христианство на Руси приняло другую концепцию. Основной мерой всех вещей становится высшее духовное первоначало. Путем осознания своей греховности, малости, даже ничтожности перед идеалом, в стремлении к нему перед человеком раскрывается перспектива духовного роста, сознание становится направленным к постоянному нравственному совершенствованию. Желание творить добро становится стержнем личности, гарантом ее социального развития.

В эпоху Просвещения французские материалисты отвергали понятие природы человека как совокупности материальной, телесной субстанции и бессмертной души. Вольтер отрицал бессмертие души, а на вопрос о том, существует ли божественная справедливость после смерти, предпочитал сохранять «благоговейное молчание». Он был не согласен с Паскалем в том, что человек — слабое и ничтожное существо в природе, «мыслящий тростник». Философ считал, что люди не так жалки и злы, как думал Паскаль. Вольтер определяет человека как общественное существо, стремящееся к образованию «культурных сообществ».

Таким образом, философия рассматривает сущность людей в контексте всеобщих аспектов бытия. Это социальные и индивидуальные, исторические и природные, политические и экономические, религиозные и моральные, духовные и практические основания. Сущность человека в философии рассмотрена многосторонне, как целостная, единая система. Если упустить какой-либо аспект бытия, рушится вся картина. Задача этой науки состоит в самопознании человека, всегда новом и вечном постижении им своей сути, природы, своего предназначения и смысла существования. Сущность человека в философии, таким образом, — понятие, к которому обращаются и современные ученые, открывая его новые грани.

Источник:
Существование и сущность людей
Сущность человека — это философское понятие, отражающее естественные свойства и сущностные характеристики, которые присущи всем людям в той или иной мере, отличающие их от иных форм и родов бытия. Можно встретить различные взгляды на эту проблему.
http://fb.ru/article/170286/suschestvovanie-i-suschnost-lyudey-filosofskaya-suschnost-cheloveka

Сущность человека и смысл человеческой жизни

Любой феномен может быть осмыслен неоднозначно — или через его сравнение с другими сущностями или явлениями, или через раскрытие его собственной уникальной природы. Феномен человека не является исключением. Поэтому отстраненное изучение человека предполагает осмысление его отношений с природой, обществом, Богом и самим собой. Проникновение в тайну человека «изнутри» предполагает постижение ее телесного, эмоционального, морального, социального и духовного бытия.

Религия рассматривает как высшую ценность Бога. Поэтому тайна человека в этой системе мышления (типе мировоззрения) оказывается либо принципиально недостижима, или отнесенной к сущности божественного. Человек является противоречивым единством духа (души) и природы (тела), качественно противоположных друг другу как величественное и низкое (Августин Блаженный представлял душу как независимую от тела и отождествлял ее с человеком, Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелами).

Здесь прослеживается стремление человека не только познать собственную сущность, а прежде всего приобщиться к высшей сущности — Бога. То есть сущность человека сводится к познанию Бога и служение ему, что афористично формулируется так: человек — раб Божий.

Мыслители натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса (ведь натура в переводе с латинского — природа). Поэтому человек считается лишь природным существом, она ничем особо не отличается от животных. Сущность человека представители натурализма видели лишь в каких неизменных биологических или психологических свойствах (так, 3. Фрейд, известный австрийский психиатр и философ, считал, что сущность человека может быть сведена к ее подсознательных инстинктов — Эроса и Танатоса, то есть любви и смерти, которые определяют всю жизнедеятельность людей и даже их историю).

Подобные взгляды на уровне обыденного сознания кажутся доступными и простыми. Ведь вам приходилось часто слышать: «Человека не переделаешь», то есть ее не изменишь, не перевоспитаешь. Если это и можно сделать, то только с помощью «генной инженерии». Эта точка зрения имеет под собой некоторые основания, поскольку каждый человек как природное существо сохраняет в себе какие свойства от своих животных предков. Иногда даже известные ученые современности делают вывод, что по природе человек больше плохая, чем хорошая. «Если верить этолог, то человек — хуже обезьян, — пишет М. Амосов. — Радикально переработать эту природу можно лишь генетической хирургией, возможности же социального воспитания весьма ограничены».

Однако человек — не Бог, не преступник, не грешный ангел. Как продукт длительного биологического и социального развития (антропосоциогенеза) человек включает в себя не только достижения, но и животные начала (в этом аспекте нельзя, пожалуй, не согласиться, что «страшные дьяволы — это грешные ангелы», и с китайской мудростью «не все человеческое есть у зверю, но все звериное есть в человеке . «).

Исходя из первого подхода к пониманию сущности человека, то есть изучение человека «извне», нужно остановиться и на Социоцентризм, или антропологическом релятивизме (от греческого антропос — человек, релятивизм с латинского — относительность), согласно которому человеческая природа восприимчива к бесконечных изменений, ее внутреннее устойчивое ядро ??может быть разрушено, первичная природа преобразована в соответствии с той или иной социальной программы. Социоцентрические подход основывается на идее абсолютного приоритета культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. Отсюда сделан вывод, что человек является выражением культурных условий, и если надо проникнуть в ее тайну, то следует изучить те или иные структуры культуры.

Еще одной мировоззренческой позицией в оценке сущности человека, подходом «изнутри» является идеализм. Философы-идеалисты считают, что главным в человеке (его сущностью) является сознание, разум, и именно этим свойством человек отличается от других живых существ. Поскольку сознание человека не остается неизменной, может совершенствоваться в процессе образования и воспитания, то, воздействуя на сознание, можно изменить и самого человека. В этом суть просвещения, характерного для различных философских направлений, в том числе и для украинской философии.

Итак, каковы идеи, наиболее распространенные в обществе, каким образом и с какой эффективностью передаются они человеку, таковы и сами люди. При всей привлекательности такого понимания сущности человека оно малопродуктивно: хотя сознание и играет чрезвычайно большую роль в ее жизнедеятельности, она все же не является определяющей, поскольку сама зависит от определенных условий человеческой жизни.

В действительности сущность человека как объекта философского и научного анализа не является чем-то постоянным, установленным раз и навсегда. На каждом этапе развития человеческой истории она приобретает новые формы и степени глубины, что свидетельствует о движении познания от сущности первого порядка к сущности второго, третьего и последующих порядков. Поэтому возможен такой вариант рассмотрения феномена человека, его сущности:

• во-первых, человек является живым существом, однако ей присущ особый тип телесной организации (то есть природная сущность человека — сущность первого порядка);

• во-вторых, человек есть там, где есть ее деятельности (это сущность второго порядка; сущность человеческой деятельности будут рассмотрены в разделе об общественной жизни человека);

• в-третьих, человеческая деятельность осуществляется в системе общественных отношений — это сущность третьего порядка, то есть речь идет о общественность человека;
• в-четвертых, человеческая деятельность (труд) является осознанным процессом преобразования природы, общества и самого человека (сущность четвертого порядка);

• в-пятых, человек является существом духовным, ей присуща душа (об этом подробнее говорится при анализе душевной жизни и духовности человека). Следовательно, это сущность самого глубокого порядка.

С изменением исторических представлений о сущности человека соответственно меняются и представления о смысле его жизни.

Смысл (то есть смысловое значение) человеческой жизни имеет исторический характер. Однако вопрос о смысле жизни есть вопрос о назначении человека. Не почему, а для чего живет человек? С древних времен этот вопрос стоял перед человеком. Известный французский философ А. Камю в своем эссе «Миф о Сизифе» писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии — это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Остальное все — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли ни наш разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Уже возникновения этого вопроса свидетельствует о том, что оно рождается из сомнения в существовании такого смысла.

Из многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных:

• смысл жизни изначально присущ жизни от самого его начала;

• смысл жизни вне жизни;

• смысл жизни создается самим человеком.

Для первого подхода наиболее характерно религиозное толкование жизни, согласно которому не преобразование мира на началах добра, а действующее соучастие в Богочеловеческом жизни имеет для человека абсолютный смысл. Бог создал человека по своему подобию, и мы своей жизнью должны проявлять его подобие.

Основой второго подхода является наполовину религиозная идея:

человек способен перестроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. Прогресс предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. То есть будущее здесь обожествляется за счет современного и прошлого. Прогресс, следовательно, превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие конечной цели — совершенства, могущества и блаженства будущего человечества. Согласно третьему подходу жизнь не имеет смысла, следующий из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В самой жизни вообще нет раз и навсегда определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ему смысл и тем самым выбираем и создаем свою человеческую сущность. Несмотря субъективизм, этот подход оказывается наиболее плодотворным.

Итак, первый вывод из учений о смысле жизни можно сформулировать так: говорить об этом понятия безотносительно к конкретному человеку бессмысленно, поскольку всегда существует индивидуально осознанный смысл жизни. Одни видят его в труде, вторые — в любви, третьи — в самосовершенствовании, познании, четвертые — в борьбе, пятые — в служении Богу и тому подобное. Следовательно, это зависит от понимания жизни человеком, он сам определяет смысл своей жизни.

Второй вывод заключается в том, что смысл жизни осознается и формируется на определенных мировоззренческих (мифологических, религиозных, философских или научных) началах. Отсюда неразрывная связь смысла жизни с основами мировоззрения, особенно с философией и религией.

Исходя из понимания сущности человека как общественного существа, многие мыслители высказывали мнение о том, что смысл жизни заключается в содействии процветанию и прогрессу человечества. Ведь жить только для себя — бессмысленно, хотя беспокоиться о собственном существовании нужно всегда (стоит вспомнить принцип «разумного эгоизма», сформулированный еще в древности: «Если не я за себя, то кто же за меня? Если я только за себя, то для чего я? «). Заботясь о себе, своем здоровье, человек так или иначе заботится и об обществе. Думаем, вы сможете правильно оценить эту мысль.

Следовательно, потребности общества, с одной стороны, и наше собственное призвание — с другой, — то главное, чем обусловлен и в реализации чего состоит смысл нашей жизни. Вот почему в истории человечества смысл жизни видели или в своем единстве с родом, племенем, нацией, или в служении Богу, или в созерцании мира или его познании, позже — в активном преобразовании мира, покорении его в целях удовлетворения человеческих потребностей или, как сегодня, в содействии выживанию человечества в связи с теми глобальными проблемами, которые возникли в результате «господство над природой» как определяющей парадигмы классической науки.

Определение смысла жизни, его четкое понимание связано с пониманием цели жизни как мнимого или ожидаемого результата нашей работы с выбором жизненного пути (легкого или тяжелого, честного или бесчестного жизнь или жизнь по принципу «как все «. ).

Последний неразрывно связан с жизненной позицией и образом жизни (стоит запомнить основное правило мудрой жизни: не желай и не жди от жизни невозможного, есть слишком много).

Жизненная позиция выражается в практических действиях — оценках, стремлениях и т.д.. Человек, который имеет четкую жизненную позицию, всегда является последовательной и целенаправленной, при любых жизненных обстоятельствах остается самим собой. Главной характеристикой жизненной позиции человека является уровень его активности. Однако последняя не должна сводиться только к активности на словах, она предусматривает единство действий человека и его убеждений.

Однако человек сам определяет свой образ жизни. И это решение не всегда зависит только от того, в каком обществе он живет. Следовательно, высказывание: «Человек — творец своей судьбы» — очевидно, имеет право на существование.

Источник:
Сущность человека и смысл человеческой жизни
Любой феномен может быть осмыслен неоднозначно — или через его сравнение с другими сущностями или явлениями, или через раскрытие его собственной уникальной природы
http://estnauki.ru/semeynaya-psihologiya/6-semeynaya-psihologiya-statii/1153——-suwnost-cheloveka-i-smysl-chelovecheskoj-zhizni.html

COMMENTS