Термины по психологии

Дорогие Люди, Современники, Соотечественники!

Психологические термины, которые встречаются в книгах и статьях.

Агрессия (агрессивность) — стремление причинить вред окружающим.

Вербальная агрессия — склонность ру­гаться, грубить, делать замечания и т.п.

Защитная агрессия — агрессия, выз­ванная ощущением угрозы со стороны окружающих.

Невротическая агрессия — агрессия, вызванная общим неблагоприятным самоощущением.

Адаптация — приспособление к новым ус­ловиям.

Социальная адаптация — приспособ­ление к жизни в обществе.

Адекватность поведения — соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам.

Адекватность представлений — соответ­ствие представлений жизненной реально­сти и общепринятым стандартам.

Акцентуация— ярко выраженное своеоб­разие характера, не доходящее до степе­ни патологии.

Амбивалентность — двойственность, со­существование у человека противореча­щих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т.п.).

Анамнез — сведения о предшествующем ходе развития ребенка.

Антисоциальность — отрицательное отно­шение к социальным нормам, стремление противодействовать им.

Асоциальность — безразличие к соци­альным нормам или их непонимание.

Астения, астеническое состояние — нервное истощение, ослабленность, по­вышенная утомляемость. Астеничность — склонность к возник­новению астении.

Аутизм — тяжелое психическое отклоне­ние, характеризующееся грубыми нару­шениями общения. Аутизация — ослабление контактов с ок­ружающими.

Вандализм— разрушение или повреждение материальных ценностей.

Вытеснение — один из механизмов психо­логической защиты: исключение из со­знания травмирующих переживаний.

Вязкость — см. Ригидность.

Гиперактивность (двигательнаярастор-моженность) — пограничное нервно-психическое расстройство, проявляюще­еся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости.

Гиперкомпенсация — компенсаторные ме­ханизмы, внешне противоположные лич­ностным особенностям, для компенсации которых они предназначены.

Гиперконтроль — см. Тревожный гипер­контроль.

Гиперопека — система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы.

Гиперсоциальность — стремление макси­мально соответствовать социальным нор­мам и требованиям.

Гипертимный тип — психотип, характе­ризующийся повышенной активностью, общительностью, низкой чувствительно­стью, слабым самоконтролем.

Гипертимная акцентуация — особо ярко выраженный гипертимный тип.

Гипомания, гипоманиакальное состоя­ние — патологическое возбуждение, сверхвысокая активность, эйфория (при­поднятое, возбужденное состояние).

Двигательная расторможенность — см.Гиперактивность.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, не соответствующее соци­альным нормам.

Демонстративность — повышенная по­требность во внимании к себе, стремле­ние всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональ­ной лабильности.

Депрессия, депрессивное состояние — патологическое снижение настроения и падение активности.

Депрессивная тенденция — склонность к возникновению депрессии.

Дефект — необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции.

Интеллектуальный дефект — необра­тимое нарушение мышления (ум­ственная отсталость).

Диагностика (психологическая) — выяв­ление психологических особенностей че­ловека.

Дисфория — мрачная раздражительность.

Доминантность — тенденция занимать руководящее положение в системе отно­шений с другими людьми.

Жизненная сфера — определенная сторо­на жизни, относительно независимая от других сторон (семейная, школь­ная, сфера межличностного общения, интимная).

Задержка психического развития (ЗПР) — см. Нарушение обучаемости.

Защитное фантазирование — см. Ком­пенсаторное фантазирование.

Импульсивность — склонность к соверше­нию необдуманных случайных действий.

Интровертность — замкнутость, высокая избирательность в общении.

Интровертный тип — психотип, ха­рактеризующийся оригинальностью, низкой конформностью, склоннос­тью к умозрительным построениям. Инфантилизм — незрелость, «детскость».

Психофизический инфантилизм — от­ставание от фактического возраста как по психологическим, так и по физио­логическим признакам. Ипохондрия — повышенное беспокойство о своем здоровье.

Истерия — психическое заболевание, час­то приводящее к появлению соматичес­ких (телесных) болезненных симптомов без каких-либо физиологических причин.

Истероидная акцентуация — сочетание высокого уровня демонстративноети со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний.

Истероидный фасад — истероидное по­ведение у личности с другой домини­рующей акцентуацией.

Когнитивные (познавательные) процес­сы — психические процессы, направлен­ные на познание окружающего мира (вос­приятие, мышление, память, внимание).

Компенсаторное (защитное) фантази­рование — один из механизмов психо­логической защиты: погружение в фан­тазии и мечты, смягчающие отрицатель­ные переживания.

Компенсация — выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприят­ные психологические особенности.

Конформность — стремление быть «таким как все».

Личностные особенности — устойчивые психологические образования, мало ме­няющиеся со временем.

Нарушение обучаемости (задержка пси­хического развития, ЗПР) — локальные отклонения в развитии тех или иных пси­хических функций при сохранности ос­новных интеллектуальных операций.

Невроз, невротическое состояние — погра­ничное психическое расстройство; харак­теризуется снижением продуктивности де­ятельности, эмоциональными нарушения­ми; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна.

Негативизм — противодействие требова­ниям.

Негативное самопредъявление — привле­чение к себе внимания посредством на­рушения норм и требований.

Олигофрения — см. Умственная отста­лость.

Организация действий— навыки построе­ния своей работы: ее планирование, про­верка и др.

Органическое поражение мозга — след­ствие нарушений развития плода во внут­риутробном периоде, родовых травм, ас­фиксии, сотрясений мозга и др.

Паранойяльность — подозрительное, на­стороженное отношение к окружающим.

Пассивность — признак утомления или не­благоприятного психологического со­стояния.

Патологическое состояние — серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства.

Педагогическая запущенность — след­ствие отсутствия необходимого обучения и воспитания.

Относительная педагогическая запу­щенность — отсутствие коррекцион-ного обучения, необходимого ребен­ку с отклонениями в развитии.

Перфекционизм — стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приво­дит к застреванию на несущественных мелочах, отказу от работы при сомнени­ях в своей способности выполнить ее до­статочно успешно.

Пограничные состояния — отклонения, нарушающие нормальную жизнь и дея­тельность человека, но не приводящие к его инвалидизации.

Познавательные процессы — см. Когни­тивные процессы.

Проекция — один из механизмов психоло­гической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям.

Психоз, психотическое состояние — пси­хическое расстройство, для которого ти­пичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и вре­мени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т.п.).

Психологическая защита — механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмот­ря на наличие психотравмирующих факторов.

Психологическое состояние — особенно­сти человека, существенно меняющиеся со временем.

Психомоторный тонус — напряжение мышц, связанное с психологическим со­стоянием и непосредственно не опреде­ляемое выполняемым движением.

Психопатия — патологический характер, резко затрудняющий социальную адап­тацию.

Психопатоподобное поведение — вы­сокая импульсивность, нарушение со­циальных норм.

Психосоматические заболевания — теле­сные болезни, вызванные психологичес­кими причинами.

Психотип — общий склад личности, опре­деляющий ее деятельность, взаимоотно­шения с людьми и с миром. Рационализация — один из механизмов психологической защиты: подмена сво­их неблаговидных побуждений более приемлемыми.

Резонерство — склонность к рассуждени­ям, не относящимся к выполняемой дея­тельности.

Ригидность (вязкость) — склонность по­долгу застревать на каких-либо пережи­ваниях.

Ригидный тип — психотип, характери­зующийся высоким уровнем активнос­ти, стремлением все делать «так, как надо» и заставлять других действовать так же.

Самоконтроль — способность к сознатель­ному управлению своим поведением.

Сензитивность — высокая чувствитель­ность к физическим стимулам и к соци­альным факторам.

Сензитивный тип — психотип, харак­теризующийся высокой чувствительно­стью, астеничностью и тревожнос­тью.

Соматические заболевания — телесные (не нервные и не психические) заболевания.

Социализированность — владение соци­альными нормами.

Социальная дезориентация— низкая чув­ствительность к социальным нормам, на­рушение их иерархизации.

Стресс — реакция на необходимость при­спосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации. Устойчивость к стрессу — способ­ность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса.

Субдепрессия — снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии.

Тик — непроизвольное подергивание мышц.

Тревога — беспокойство, волнение, ощу­щение угрозы, ожидание неопределён­ной опасности.

Тревожность — склонность к возникнове­нию состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения,страхи.

Тревожный гиперконтроль — стремле­ние все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизи­рованных действий.

Тревожно-мнительный характер — см. Психастеническая акцентуация.

Умственная отсталость (олигофрения) — общее интеллектуальное снижение, делающее невозможной полноценную социальную адаптацию.

Уровень притязаний — степень успешнос­ти, на которую человек претендует; край­не неблагоприятно сочетание завышенно­го уровня притязаний со сниженной само­оценкой.

Фобия — навязчивый страх, боязнь ситу­аций, не представляющих непосред­ственной угрозы: закрытых помещений,

открытых пространств, высоты, глубины и др.

Фрустрация — неудовлетворенность по­требности.

Шизоидная акцентуация — интровертность, трудности в общении, преоблада­ние интеллектуальной сферы над эмоци­ональной.

Экстравертность — общительность, склонность к широким контактам.

Эмоциональная лабильность — склон­ность к легкой смене настроений, неус­тойчивость переживаний.

Эмоциональная напряженность — воз­буждение, ощущение, что необходимо срочно что-то сделать, но неясно, что именно.

Эмоциональное возбуждение — особо высокая активность, повышенная готов­ность к действию.

Энурез — недержание мочи,

Эпилептоидная акцентуация — чрезмер­ное внимание к мелочам, эксплозивность (взрывчатость), высокая ригидность.

Источник:
Дорогие Люди, Современники, Соотечественники!
Помощь психолога, помощь психотерапевта, Центр психологии Киев, помощь психолога в Киеве, цена — Центр психологии семьи и личности \\"Формула Счастья\\"
http://vsedobre.com.ua/slovar-psihologicheskih-terminov/psihologicheskie-terminu.html

Словарь основных терминов по психологии развития и возрастной психологии — файл

Словарь основных терминов по психологии развития и возрастной психологии — файл 1.doc

Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям.

Адекватный – ровный, вполне соответствующий, тождественный.

Акме – расцвет, вершина в развитии человека. «Вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме – это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются равномерно. По уровню, по «калибру» акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание).

^ Личностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. В экстремальных условиях глубина приверженности определенным ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко.

Акселерация – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а так же в более ранних сроках полового созревания.

Активность – (в психологии развития) (лат. activus — деятельный) — категория, отражающая асимметричность отношений между субъектом и объектом (средой). Активность субъекта проявляется в том, что он сам является источником изменений, как происходящих с ним, так и вызываемых им в объекте. Основные формы активности, рассматриваемые в психологии развития, — это деятельность и поведение субъекта, а также его общение с другими людьми. В последнем случае в качестве субъектов активности выступают оба общающихся индивида. Различные формы активности ребенка служат движущей силой его психического развития. Снижение уровня активности (пассивность) приводит к замедлению или искажению развития.

Актуализация – 1) перевод из состояния потенциального в состояние реальное;

2) действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспроизведении.

^ Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Амбивалентность – внутреннее противоречивое внутреннее состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся принятием и отвержением.

^ Амбивалентность чувств – двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых, эмоциональных состояний.

Амплификация – от лат. – распространение, увеличение, обогащение, расширение.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.

Архетип – центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассимиляция – процесс приспособления новой информации к имеющейся старой информации (по сути интериоризация).

Аккомодация – пластичное изменение, в ходе которого человек модифицирует воспринимаемую информацию и вырабатывает новые схемы.

^ Асинхронии психического развития (греч. a — не, без + synchronos — одновременный) — понятие, введенное известным немецким психиатром и психологом Э. Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и оно становится дисгармоничным. В рамках ассихронии психического развития описываются акселерация (ускорение развития), ретардация (замедление развития), а также высвобождение и фиксация ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования по механизмам возрастной дисфункции созревания, основой которых является преходящая физическая незрелость.

Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

^ Астения – состояние психической слабости, проявляющееся в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, неустойчивости настроения.

Аутизм – крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении контактов с окружающей действительностью и погруженности ребенка в мир собственных переживаний. Следует отличать от шизофрении: ребенок-шизофреник вначале развивается нормально, а потом уходит в свой внутренний мир, а аутистичный ребенок ни дня не проводит в реальном мире, ни взглядом, ни улыбкой не показывает, что узнает своих родителей, речь развивается крайне медленно и т.п.

Аффект (от лат. – душевное волнение, страсть) – нервно-психическое возбуждение с утратой волевого контроля вследствие временного выпадения (торможения) деятельности коры головного мозга.

^ Аффект неадекватности – вид аффекта, возникающий в результате амбивалентности и проявляющийся в импульсивных действиях.

^ Аффективный ребенок (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — ребенок, демонстрирующий аффективное поведение в результате наличия у него отрицательных аффективных переживаний.

Аффилиация (связь, соединение) – 1) стремление человека быть в обществе других;

2) мотивированная эмоциональная потребность в общении, в эмоциональных контактах, в дружбе, во взаимопонимании, в любви, быть в социуме с другими индивидами. Отказ от аффилиации вызывает чувство одиночества.

Бессознательное – совокупность психических процессов и состояний, в существовании которых и влиянии на свою активность субъект не отдает себе отчета.

^ Биогенетический закон – закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Бихевиоризм – психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства. Деятельность, с которой на данном этапе развития онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.: младенческому возрасту — ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение с взрослым; раннему детству — предметно-манипулятивная деятельность; дошкольному возрасту — сюжетно-ролевая игра; младшему школьному возрасту — учебная деятельность; подростковому возрасту — интимно-личное общение со сверстниками; ранней юности — учебно-профессиональная деятельность.

В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой В. д. не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

Вербальный – устный, словесный. В психологии термин для обозначения знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

Виртуальный («мнимая реальность») – возможный; который может или должен появиться.

Влечение – инстинктивное желание, которое побуждает индивидуума действовать так, чтобы его желание было удовлетворено.

Возраст — категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности.

Возраст – это конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического и психологического развития.

«Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению – психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.

^ Возрастная периодизация развития личности — развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза; характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Общепризнанная в отечественной педагогике и психологии мысль А.С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может быть переформулирована: личность ребенка, подростка, юноши развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив.

^ Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития здорового человека и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В связи с этим выделяют: детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Объект ВП – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания – «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека». ВП ставить своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача – изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».

Предмет ВП – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

В отечественной психологии основные задачи ДВП были определены Л.С. Выготским. В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развитии, структуры и динамики детского развития в их многообразии.

^ Теоретические задачи ВП:

  • изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
  • периодизация психического развития в онтогенезе;
  • изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
  • установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
  • исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практически все крупные ученые, оставившие своей след в науке, занимались и вопросами ВП. Изучение психологии ребенка – ключ к пониманию психологии взрослого человека.

Практическое значение ВП связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

^ Практические задачи ВП:

  • определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
  • создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
  • возрастная и клиническая диагностика;
  • выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
  • наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

^ Возрастные особенности – каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. Они-то и составляют возрастные особенности, т.е. то, что отличает один возраст от другого.

^ Возрастные кризисы – теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. Длительность кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий в которых находится человек в тот или иной период времени. Кризисы чередуются между собой и являются закономерным процессом развития ребенка.

Д.Б. Эльконин говорил: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которой идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей.

^ Высшие психические функции – сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и произвольность.

Гендер – социологическая категория, которой определяются культурные и социальные характеристики мужчины и женщины, соответственно реализуются в форме мужского и женского поведения.

Генезис – возникновение, столкновение, происхождение и последующий процесс развития того или иного предмета, явления, процесса, мысли, учения.

Таким образом, важнейшее значение для развития у детей всех форм общения имеет взрослый, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень развития по механизму «зоны ближайшего развития». Активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей, скорректировать возникшие дефекты и отклонения.

^ Генетика поведения — (греч. genetikos — относящийся к рождению, происхождению) — область знания, исследующая генетические и средовые детерминанты в изменчивости поведения животных и психологических особенностей человека.

Гештальтпсихология – психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Гиперопека (синоним: гиперпротекция) (греч. hyper — над, сверх) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности. Воспитание в условиях Г. может приводить к повышенному уровню эгоцентризма и к необратимым нарушениям в виде личностного инфантилизма, отсутствия ответственности, снижения социальной адаптации.

Гипоопека (синоним: гипопротекция) (греч. hypo — внизу, снизу, под) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы. Г. приводит к серьезным нарушениям в развитии личности ребенка, являясь одной из частых причин, порождающих впоследствии девиантное поведение, трудности в построении собственной семьи, правонарушения и т. п.

^ Глубинная психология – ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики, мотивам (влечениям, желаниям).

Госпитализм – совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар).

^ Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Источник:
Словарь основных терминов по психологии развития и возрастной психологии — файл
Название: Словарь основных терминов по психологии развития и возрастной психологии; Файл: 1.doc; Дата: 18.11.2011 13:49; Размер: 374kb.
http://gendocs.ru/v6853/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Термины по психологии

АБСТРАКЦИЯ — один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.

Абстракция лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции.

Формальная абстракция состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют.

Содержательная абстракция вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта абстракция отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.

АГГЛЮТИНАЦИЯ — (от лат. agglutinatio — склеивание), склеивание в комочки и выпадение в осадок из однородной взвеси бактерий, клеточных элементов крови и др. Реакция агглютинации используется для определения групп крови, вида и типа микробов многих инфекционных заболеваний и т.п.

АКТУАЛИЗАЦИЯ — воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, мыслей, движений, чувств и т. д.), перевод их из патентного, потенциального состояния в актуальное действие. Актуализация основывается на возбуждении ранее образованных систем временных связей (ассоциаций), их «следов» в Ц. н. с., оживляемых действием наличных предметных и словесных раздражителей. Актуализация может быть преднамеренной (произвольной) и непреднамеренной ( непроизвольной), полной и неполной, обобщенной и избирательной в зависимости от прочности выработанных нервных связей, общей структуры и состояния функциональной системы, в которую они включаются в данный момент.

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ — личность с чрезмерно выраженными отдельными чертами характера. Акцентированный характер с таким выделенным психологическим свойством является крайним вариантом нормы и граничит с психопатиями.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отверженцем, напр. переживание ревности, в котором могут сочетаться чувство любви и ненависти.

АМНЕЗИЯ — нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга. Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, антероградную, антероретроградную, регардированную, фиксационную, прогрессирующую (см. Закон Рибо), по нейропсихологическому синдрому, на модально-специфические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов определенной модальности, модально-неспецифические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов любой модальности, расстройства памяти как мистической деятельности.

АНТИЦИПАЦИЯ — понятие означающее представление о предмете, явлении, результате действия и т.п., возникающее еще до того, как они будет реально восприняты или осуществлены.

В психологии мышления антиципация обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена.

АССИМЕТРИЯ МОЗГА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ — функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других — правое полушарие. В настоящее время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных.

Доминантность левого полушария была выявлена у правшей не только для экспрессивной и импрессивной речи, но и для таких связанных с речью психических функций, как чтение, письмо, вербальная память и вербальное мышление. Правое полушарие оказалось ведущим для таких функций, как неречевой (и, в частности, музыкальный) слух, лицевой гнозис, тактильный гнозис, многие формы зрительно-пространственной ориентации, невербальная память, конструктивная деятельность, осознание своих дефектов.

АССОЦИАЦИЯ — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата 3. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др.

БИХЕВИОРИЗМ — крупное психологическое направление ХХ в. Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т. ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S — R, с цепью предсказания поведения субъекта и «управления» им.

Все реакции Уотсон делит на наследственные ( их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные ( привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новью реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям

Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (напр., покатом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

Другое основание классификации реакций — степень их «скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, напр., как речь при скрытых мускульных движениях: к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения, в организме как реакция на определенные стимулы).

При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с другой.

До 60-х гг. XX в. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психотогические концепции ( А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т. п. Вместе с тем явный механицизм бихевиоризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности в деятепъностном подходе, в гуманистической и когнитарной психологии и др.

ВАЛИДНОСТЬ — адекватность и действенность теста — важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ — фантастические нереальные образы, возникающие у человека, восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.

ГЕРМЕНЕВТИКА — теория и искусство истолкования текста древних литературных произведений (рукописей, книг).

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ — отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возраста.

ГЕШТАЛЬТПОТХОЛОГИЯ — психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в.

Согласно нее, для человека сосуществуют два отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий ада» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г. называли в разных контекстах то объективным, то субъективным. Г. рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы сводились в Г. к законам физиологии мозга.

При разработке проблем мышления Г. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование « навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсаит, а также новый метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышиения» у животных и творческого мышления у человека Г. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся» психологическом поле».

Идеи Г. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия, когнитайной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия.

С конца 70-х гг. XX в. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к гештальтпсихологии.

ГИПЕРМНЕЗИЯ, как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить не удается.

ГОМЕОСТАТ (от «гомеостаз») — техническое устройство, имитирующее адаптационные свойства живых организмов, их приспособляемость к изменяющейся среде. Г. моделирует поведение организмов, выражающееся в явлении гомеостаза. Первая модель Г. создана английским биологом Р. Эшби. В кибернетике широко гаучаются различные гомеостатические сисгемы, которые называют самоорганизующимися или ультраустойчивыми системами.

ДЕДУКЦИЯ — 1) процесс логического вывода, т. е. перехода от посылок к заключениям в соответствии с правилами логики; 2) конкретный вывод; 3) родовое наименование общей теории построения правильных умозаключений; 4) вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному. В последнем значении дедуктивный вывод не может быть более общим, чем посылки (утверждения), приводящие к нему. Посылками могут быть аксиомы, постулаты, принципы.

ДЕПРИВАЦИЯ — сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. С явлениями депривации встречаются космонавты, спелеологи и др.

ДИДАКТОГЕНИЯ — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация).

ДИСКУРСИВНОСТЬ — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности Д. м. изучаются в логике. Они составляют различные виды дедуктивных и индуктивных умозаключений, способы доказательств и т. д.

ДИСЛЕКСИЯ — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм дислексии.

ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стресса на деятельность вплоть до полной дезорганизации.

ИНДУКЦИЯ — логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Физиол. знач. — закономерные взаимоотношения между двумя основными нервными процессами — возбуждением и торможением, выражающиеся в том, что возникновение одного из них вызывает развитие другого, противоположного.

ИНСАЙТ — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной ситуации.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introsресtо — смотрю внутрь) — особый способ познания человеком своего сознания, который заключается в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Идеи интроспекции как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта (который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Дж. Локка (выдвинувшего концепцию двух типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешнего, иди ощущения, который дает нам знания о мире внешнем). В последней четверти XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, интроспекции пытаются соединить с экспериментом (школа В. Вундта). Впоследствии возникает рад вариантов метода интроспекции.

ИНТРОВЕРСИЯ — направленность внимания человека внутрь себя, на свои ощущения (антоним — экстраверсия).

КАТАРСИС (от греч. catharsis — очищение) — термин, используемый в эстетике, в психологии искусства.

Первоначально был связан с обозначением характера воздействия на человека античной трагедии. Психологический смысл понятия катарис заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием на него произведения искусства и способном привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг. кож альтернатива бихевиоризму. Она реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная Когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект, искусственный интеллект.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — социально-психологическая теория, разработанная американским исследователем Л. Фестингером.

Когнитивный диссонанс утверждает, что индивидом, если в его сознании

Источник:
Термины по психологии
Список основных психологических терминов с аннотациями.
http://xreferat.com/77/5464-1-terminy-po-psihologii.html

COMMENTS