Тренинги для подростков

Психологические игры для подростков

«Мой жизненный путь» (25 мин).

Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запоминающиеся события своей жизни. В начале карты ставится дата рождения, все остальное может изображаться символами или подписываться.

По окончании рисования (примерно 15 мин) участники выбирают партнеров, садятся по парам и рассказывают друг другу о своих жизненных событиях.

«Уровень счастья» (5 мин).

Членам группы предлагается определить по 100-балльной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить в своей карте. По ходу игры возможны вопросы друг к другу. Говорить — чередуясь: первый говорит о положительных качествах, второй — об отрицательных, третий — снова о положительных и т. д.

«Мама и ребенок» (10 мин).

Ведущий поясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем участники разбиваются по парам, в которых исполняют роль матери и ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела (от головы до ног) и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями.

Обсуждение: Кем вам больше нравилось быть — ребенком или матерью? Почему?

«Мы похожи. » (25 мин).

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

• Ты похож на меня тем, что.

• Я отличаюсь от тебя тем, что.

Другой вариант: В парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании игры проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

«Истории на тему «Радости жизни»» (60-90 мин).

Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло бы приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности.

Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе.

«Предложения, начинающиеся со слов «Что было бы, если. » (90 мин).

Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения.

Листы с представленным на них началом предложений раскладываются на столе или на полу. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать также небольшие группы, которые будут вместе работать над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.

Вариант проведения: другая возможность работать с предложениями: предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму. Иной, более простой, вариант- выдать каждому по неоконченному предложению и услышать продолжение.

Предложение «Что было бы, если. ».

Возможное начало предложений:

• Если я в ярости, то.

• Если я печален, то.

• Если я боюсь, то.

• Если у меня нет желания что-либо делать, то.

• Если я кого-то не выношу, то.

• Если я горжусь собой, то.

• Если я хочу с кем-то познакомиться, то.

• Если я с чем-то хорошо справился, то.

• Если я что-то преодолел, то.

• Если со мной случится такое несчастье, что больше не смогу жить так, как сейчас.

• Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее.

• Если я когда-нибудь серьезно заболею.

• Если вдруг разочаруюсь.

• Если я потерю свою лучшую подругу / своего лучшего друга.

• Если я в отчаянии.

• Если я в стрессовом состоянии.

• Если я чувствую себя исключенным из группы.

• Если мне скучно.

• Если я не уверен в себе.

• Если мной кто-то восхищается.

«Королевство» (60 мин).

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.

Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.

На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос — что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас. »; «Меня удивило. »; «Я почувствовал. »; «Думаю, что. »; «Сегодня меня раздражало. »; «Мне очень понравилось / не понравилось. ».

«Метафоры» (20 мин).

Один выходит за дверь, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся должен угадать, кто загадан. Для этого он должен задать 5 вопросов-метафор. Например, если это бы это было растение (цветок, блюдо, цвет и т. п.), то какое бы оно было.

Игра повторяется поочередно со всеми участниками.

«Прощальный ритуал» (10 мин).

Ведущий. То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что, может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания — это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста.

Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.

3. Чемодан лидера.

Среди умений организаторской техники важное место занимают мимика, жесты, техника речи. Разработанный нами комплекс поможет освоить эти умения.

Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды: шепотом; с максимальной громкостью; как будто вы замерзли; как будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как будто читает: инопланетянин; человек, только что научившийся говорить; робот; пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3. Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы; пчела на цветке; кассир на рабочем месте; наказанный Буратино; невеста на свадьбе; Гамлет; преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите следующее: как ходит младенец; лев; артист балета; французский король; индейский вождь.

Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; влюбленный юноша своей девушке; волк зайцу.

Упражнение 6. Нахмурьтесь, как: король Лир; ребенок, у которого отняли игрушку; Наполеон; человек, желающий скрыть улыбку; рассерженный попугай.

Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут создать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых лидеру в процессе его воздействия на людей.

Упражнения 7 и 8. Мы предлагаем два специальных упражнения, которые помогут лидерам исправить некоторые физические недостатки, создающие определенные помехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких — наоборот, размашистые, неуклюжие.

Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т. е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупненных движений, более масштабных, более значительных.

Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все предметы в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.

Одним из необходимых умений лидера является его умение понять психологическое состояние партнера, «высокая чувствительность», умение понять мотивы поступков. Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию наблюдательности и внимания — важных качеств личности лидера.

Упражнение 9. Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.

Упражнение 10. «Как свои пять пальцев» — мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите внимательно свои пять пальцев. Хорошо ли они вам знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.

Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании» людей, попадающихся навстречу, домов, витрин магазинов и т. д. Глаз должен моментально запечатлевать изображение во всех подробностях. Глаза это умеют, просто вы раньше так не делали, а потому не приучили свои глаза. Чтобы запоминать и осознавать запечатлеваемые изображения, нужно тщательно тренироваться. Порядок примерно такой же, как в фотографии: снимаем — посмотрели; проявляем — запоминаем; печатаем — вспоминаем; рассматриваем отпечатки.

Упражнение 12. Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Упражнение 13. На что похоже? (Упражнение Леонардо да Винчи). Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камне, можно увидеть похожесть изображений на разные битвы, животных, одежды, выражения лиц, бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на занавеси, вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.

Упражнение 14. Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб-квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения, что нового в одежде товарищей и т. д. И так каждый день!

Упражнение 15. Биография по взглядам. Присматривайтесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое количество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Умение быстро осуществлять такого рода анализ необходимо лидеру.

Упражнение 15. Живые вещи. В предыдущих упражнениях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похоже пятно, тень, трещина. Овладев внутренним видением, предлагается пофантазировать о том, что будет, если стул оживет. Что бы он сделал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Упражнение развивает умение связывать наблюдения с фантазией.

Эффективность любого дела во многом зависит от того, насколько умело строит лидер свое общение с товарищами, владеет ли он навыками построения индивидуальной беседы.

Упражнение 17. Моделирование беседы, «зондирование души объекта». (К. С. Станиславский.) В одной из сказок Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения, деревянные были глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях.

Ситуация. Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.

Ситуация: Тебе надо выяснить мнение товарища по важному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров может занимать одну из 4 ролевых позиций.

Первую назовем «позицией неучастия». Вас не заметили и не услышали. Точнее притворились, что не замечают и не слышат.

Вторая позиция — «пристройка сверху» — это позиция независимая, неподчиняемая и даже наоборот — подчиняющая, берущая ответственность на себя.

Третья позиция — «пристройка снизу» — позиция зависимая, подчиняемая.

Четвертая позиция — «пристройка рядом» — выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и другим человеком.

Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого, и от нее во многом зависит характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованы.

Задание. Проиграй варианты беседы, используя 4 ролевые позиции. Выработай рекомендации к поведению в каждой ситуации.

Упражнение 19. Организация непосредственной беседы.

В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (имеется в виду состояние души):

• «легкий вес» — легкость души, все хочется делать, все получается;

• «спина английской королевы» — сама фигура человека означает, что сейчас он внесет истину во все вопросы;

• «все с неохотой» — именно этим заниматься не хочется, мысли заняты другим;

• «тяжелый вес» — все очень надоело, что-то сильно болит, нет никаких сил заниматься чем-либо.

Предложи 4 ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.

Упражнение 20. Управление инициативой. Представь, что ты ведешь с кем-то разговор. Его инициатор — твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора — поддакиваешь, подаешь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить своего партнера (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени метод в реальной ситуации.

Упражнение 21. Управление беседой.

Ситуация. Встреча знакомых. Задание: свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например: «А давай поговорим о. », «А я хочу сказать о. ». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Упражнение 22. Анализ индивидуальной беседы. Проанализируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы.

Источник:
Психологические игры для подростков
Психологические игры для школьников 12-16 лет «Мой жизненный путь» (25 мин). Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запоминающиеся события своей жизни. В начале карты ста
http://ped-kopilka.ru/psihologija/psihologicheskie-igry-dlja-podrostkov.html

Тренинг для подростков на тему: «Пойми себя»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тренинг для подростков на тему:

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Данная программа тренинга разработана для личностного роста подростков.

Цель: создание условий для личностного роста подростков.

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Возрастной состав: 13-14 лет.

Количество детей: 10-15 человек.

Место проведения: зал для проведения тренингов, аудитория.

Форма проведения: групповое занятие.

Необходимые материалы: музыкальный проигрыватель, ручки, бумага А4.

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы в группе.

Психолог: «Добрый день! Сегодня нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».

Упражнение №2 «Баранья голова»

Психолог: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».

Упражнение № 3 «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

Упражнение № 4 «Рекламный ролик»

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все, как в обычной деятельности рекламной службы.

Упражнение № 5 «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Необходимо двум исполнителям выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинаем игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?

Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Упражнение №6 «Шурум-бурум»

Участникам предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное ими чувство.

Упражнение №7 «Танец отдельных частей тела»

Цель : разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы : Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

Источник:
Тренинг для подростков на тему: «Пойми себя»
Cкачать: Тренинг для подростков на тему: Пойми себя
http://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-na-temu-poymi-sebya-1629745.html

Тренинги для подростков

Этим вопросом обычно задаются родители или родственники зависимого, но им самим помощь нужна не меньше. Поэтому в РОО «Здоровое ставрополье» ведётся плотная работа с созависимыми.

В минувшую субботу в ресурсном центре РОО «Здоровое Ставрополье» прошла традиционная встреча с созависимыми.

На встрече, которая длилась около часа были как уже постоянные участники группы, так и вновь прибывшие.

Как часто люди оказываются в плену у своих пагубных страстей и желаний. Они бросаются, сломя голову, в ад, где всё кажется поначалу таким хорошим и простым, как в красивом цветном сне, а потом сгорают в огне страстей и грехов, которые обманчиво казались яркими и настоящими.

Большая часть информации, которую получает человек о наркотиках – неправда. Она поступает от продавцов наркотиков, или людей, которые сами их принимают. Компании, которые производят и рекламируют медикаменты по TV, заинтересованы в их массовой продаже и получении денег.

Так же продавцы наркотиков всегда дают лживую информацию о них. Люди, которые употребляют наркотики, часто думают, что они безвредны. Однажды они понимают, как они ошибались, но уже слишком поздно. Как правило, что бы составить своё собственное мнение о наркотиках, необходимо знать, как они воздействуют.

Серия тренинговых упражнений для работы с подростками «Преодолевая трудности»

Занятие 1. «Мои проблемы»

Цели: обучение осознанию своих проблем и поиску конструктивного способа их решения; развитие рефлексивного мышления; развитие умения адекватно оценивать и разрешать проблемы; рассмотрение зависимого поведения как деструктивного способа ухода от проблем; актуализация собственного опыта решения проблем.

Ведущий:

— Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о проблемах и о том, как сделать их своими друзьями. Когда мы страдаем от проблемы, мы обычно смотрим на нее как на врага, как на несчастье, которое приносит только горе. Однако пробле­мы, помимо страданий, одновременно оказывают нам по­мощь. Они могут быть нам полезны, облегчая решения дру­гих проблем и предоставляя нам новую полезную инфор­мацию, которую нельзя было получить никак иначе. Поэто­му каждый раз, сталкиваясь с проблемой, можно говорить себе: «У тучки есть светлая сторона!» Тогда нам откроются новые возможности для решения проблемы. Сегодня мы по­знакомимся с несколькими способами самопомощи в раз­решении проблем».

1. Упражнение «Список проблем»

Участникам дается инструкция написать на листе бумаги список проблем. Кроме того, ведущий просит их подумать и записать ответы на следующие вопросы:

— Какую из этих проблем вы считаете необходимым разрешить в первую очередь?

— Чего вы хотите добиться в результате?

После того как эта часть задания выполнена, ведущий орга­низует дискуссию на эту тему. Затем он просит каждого участ­ника написать «Личный план решения проблем».

Ведущий говорит участникам, что проблемы в жизни — это нормальное и неизбежное явление. Поэтому для того, чтобы решать проблемы, прежде всего необходимо поверить в то, что выход из данной ситуации может быть найден. Жизненные про­блемы не всегда связаны с угрозой жизни человека. Чаще всего они являются нормальной ситуацией, несущей в себе измене­ния. Для составления личного плана участникам предлагается схема «Шаги составления личного плана».

Ватман со схемой «Шаги составления личного плана» под­готавливается заранее.

Шаги составления личного плана разрешения проблем

1. Определите, действительно ли данная ситуация является
проблемой.

2. Подумайте, какая вам нужна информация или средства для решения проблемы. Соберите дополнительные сведения. Выберите самое главное.

3. Определите обстоятельства и факторы, мешающие разре­шению ситуации.

4. Поставьте желаемую цель.

5. Запишите на листе бумаги все возможные варианты ре­шения проблемы. Пишите любые самые нелепые варианты, приходящие вам в голову, не стараясь оценить, правильные они или нет, и не принимая окончательного ре­шения.

6. Примите решение.

7. Изучите последствия принятия решения: что мне это даст? Будет ли проблема полностью решена? Какие положи­тельные последствия возникнут? Какие отрицательные последствия возникнут? Как я могу себя наградить в случае решения проблемы?

Из всех вариантов решения проблемы выбирается тот, ко­торый полностью способен разрешить ситуацию и увеличить положительные последствия.

2. Упражнение «Чему меня научила проблема»

Ведущий просит участников вспомнить какую-то недавнюю проблему, в результате которой они получили новый ценный опыт, и ответить на вопросы:

— Что это была за ситуация и как она разрешилась?

— Если решение этой проблемы научило вас чему-то важному, то, что это было?

— Представьте себе, что через несколько лет вам зададут тот же вопрос. Как вы думаете, что вы ответите?

— Представьте, что через много лет, когда у вас будут дети и внуки, и вы решите передать им опыт, полученный в резуль­тате решения этих проблем, о чем вы им расскажете?

Занятие 2 « Мне плохо»

Часть 1.

Цели: формирование навыков самоанализа и наблюдения, через осознание внутренних состояний; актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере; формирование навыков контроля над своими эмоциональными состояниями; развитие способности контролировать аффект; актуализация опыта саморегуляции; осознание границ своих возможностей и необходимости своевременного обращения за помощью; осознание важности возможности получить помощь.

Ведущий:

— Ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям и чувствам.

Эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, обусловленного тем, насколько последние удовлетворя­ют наши разнообразные потребности.

Любая новая ситуация, информация, которая способствует удов­летворению потребностей (или повышает вероятность их удовлетво­рения), вызывает положительные эмоции, а информация, снижаю­щая эту вероятность, неизбежно вызывает отрицательные эмоции. Поэтому в одних случаях мы выбираем такое поведение, которое по­могает усилить, повторить радость, восхищение, интерес; в других — такое, которое ослабляет или предотвращает страх, огорчение, гнев. Так эмоции регулируют наше поведение.

Изменение общего эмоционального фона мы называем настрое­нием.

Многие люди не умеют осознавать собственные эмоции и чувства. В результате наши чувства оказываются «замороженными», как в холо­дильнике. Чтобы научиться раскрепощать свои эмоции, раз­решить им «оттаять», важно уметь анализировать собствен­ные чувства.

1. Упражнение «О пользе и вреде эмоций»

Участники разбиваются на группы по 3-5 человек, желающие могут работать и парами, и в одиночку, и заполняют таблицу:

Здесь важно подчеркнуть возможность обращения каждой эмоции как на пользу человеку, так и во вред ему, необоснованность однозначного разделения эмоций на полезные и вредные. Пример: страх. Вред страха — удерживает человека от того, что иногда необходимо сделать. Польза страха — позволяет человеку уберечься от лишнего риска. Так же можно «разложить по полоч­кам» и остальные эмоции.

2. Упражнение «Наши эмоции — наши поступки»

Участникам предлагается продолжить предложения:

— Я огорчаюсь, когда.

— Мне плохо, когда.

— Я радуюсь, когда.

— Я спокоен, когда.

— Мне нравится, когда.

— Мне не нравится, когда.

— Мне хорошо, когда.

Как только эта часть работы будет законче­на, участникам предлагается продолжить предло­жения дальше: «. когда. и я поступаю. ».

Затем следует обсуждение: о чем вы думае­те, когда совершаете тот или иной поступок? Все­гда ли люди думают, когда что-то делают? Ве­дущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Преж­де, чем что-либо сделать, подумай!» В каких ситу­ациях этот постулат приемлем? Необходимо под­вести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!» Вместе с ребятами ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы во­время остановиться перед совершением необду­манного действия.

3. Упражнение «Твое настроение»

— Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или груст­ном, печальном, или подавленном, мрачном. Это — ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные мо­менты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда мо­жет быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но. взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка — и все становится ясно.

Есть ли у тебя «свое» настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего?

А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?

3. Упражнение «Аукцион»

По типу аукциона предлагается как можно больше способов, по­могающих справляться с плохим настроением. Все способы, приня­тые аукционистом (ведущим), фиксируются на доске, а затем запи­сываются.

Занятие 2 « Мне плохо»

Часть 2.

Цели: формирование навыков самоанализа и наблюдения, через осознание внутренних состояний; актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере; формирование навыков контроля над своими эмоциональными состояниями; актуализация опыта саморегуляции; осознание границ своих возможностей и необходимости своевременного обращения за помощью; осознание важности возможности получить помощь.

Ведущий:

— Что мы знаем про стресс? Что он является неотъемлемой частью современной жизни и ему подвержен практически каждый человек. Что еще? Исходя из собственного опыта, мы вспомним про бессонные ночи, про проблемы с аппетитом — у одних в таком состоянии неумеренном, у других — исчезнувшим. Мы можем рассказать многое, не зная, по сути, про стресс ничего. Так же, как и большинство людей. И именно незнание делает нас беззащитными перед довольно опасным противником, неожиданно нападающим и разрушающим не только внутреннюю гармонию, но и физическое здоровье. Мы пытаемся победить его, даже не предполагая, с какой стороны он подкрадывается и что из себя представляет. Наше незнание — это завязанные глаза. Не стоит сражаться вслепую. Пора знать о стрессе как можно больше — насколько он опасен и что есть в нем полезного.

Сегодня мы пригласили эксперта, который расскажет нам то, что нужно знать о стрессе и способах его преодоления. (В качестве эксперта выступает психолог. Если нет возможности пригласить психолога, то нами представлен материал, который поможет ведущему самому рассказать подросткам о стрессе.)

В помощь ведущему.

Стресс и способы его преодоления

Что такое стресс?

Когда мы подвержены стрессам?

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. Попасть в ситуацию, которая вызовет стресс, может любой, независимо от социального статуса и уровня благосостояния. Людям свойственны переживания и волнения, связанные с судьбой их близких, работой, заработной платой и т.п. Множество причин ежедневно смущает покой человека. Правда, не только избыток раздражителей, но и их нехватка могут воздействовать негативно. Одиночество, скука, монотонность, изоляция также имеют отрицательное воздействие. Никто и ничто не отгородит вас плотной стеной от случая или обстоятельств, которые вызовут душевную дисгармонию. Но нередко мы сами являемся виновниками сложных жизненных коллизий, разлада с самим собой и с окружающим миром.

Не загоняйте себя в тупик

Для того чтобы самим не спровоцировать стресс, психологи советуют избавляться от деструктивных личностных установок, зачастую разрушающих нас изнутри. Такие установки называются драйверами. Они толкают человека на определенное поведение. И если ему не удается соответствовать собственным запросам — тут-то и начинаются проблемы. Среди самых распространенных драйверов выделяют следующие: будь совершенным, радуй других, старайся, будь сильным, спеши.

— Драйвер «Будь совершенным! Будь лучшим!» — подразумевает: «я получу признание и удовлетворение, если буду делать все правильно. моя работа должна быть безупречной. никто не будет лучше, чем я». Подобные убеждения побуждают относиться к жизни и работе чрезмерно ответственно, вечно опасаясь что-либо забыть, затрачивать слишком много времени и усилий на идеальное выполнение дел. Человек начинает тревожиться, если ему кажется, что что-то сделано не достаточно хорошо, искать оправдание, постоянно извиняться, переживать, если кто-то окажется лучше и заслужит больше похвалы и признания. В данной ситуации человек мучается от постоянного ощущения, что он недостаточно хорош. В то же время он требует такого же отношения к жизни от окружающих и раздражается, если они не разделяют его мнения. И вечно ощущает психологический дискомфорт.

— Драйвер «Радуй других» — несет в себе такой смысл: «Я получу признание и удовлетворение, если буду чувствовать ожидания других людей и соответствовать их ожиданиям. другие люди должны быть довольны рядом со мной. ». В этом случае человек начинает считать, что потребности других важнее, чем его собственные и в первую очередь заботиться не о себе, а об окружающих, подстраиваясь под их настроение и интересы. Стараясь понравиться и постоянно опасаясь кого-нибудь разочаровать, он может довести себя до душевной дисгармонии.

— Драйвер «старайся» — личности с данной установкой обычно не нацелены на достижение результата. Важнее — сам процесс труда. Их всегда хвалили за трудолюбие и усердие, а результат оставался без внимания. Поэтому они считают: «Я получу признание и удовлетворение, если буду стараться и усердно трудиться». Данная установка заставляет человека выкладываться на все сто даже тогда, когда этого совсем не требуется, испытывать тревогу, если нет работы, искать и находить себе все новые и новые задания, демонстрировать другим свою напряженную деятельность, переживать, не получая ожидаемого поощрения.

— Драйвер «будь сильным» требует от человека независимости и самодостаточности. Личности с такими убеждениями вынуждены постоянно доказывать собственную силу и состоятельность. Для этого они стремятся завоевывать новые рубежи. Им не свойственно просить у других сочувствия, поддержки и участия. Они, во избежание показаться слабыми, часто скрывают свои эмоции и чувства. Им кажется, что эмоции могут привести к уязвимости, а она недопустима. Эти люди испытывают стресс в ситуациях неопределенности и неясности, где нет уверенности в собственных возможностях, а обратиться за помощью они не могут. Для этого придется ломать себя.

— Драйвер «спеши» можно растолковать следующим образом: «Я буду доволен и энергичен, если в моей жизни будет постоянный надрыв». Эта установка побуждает постоянно торопиться, опаздывать или «успевать в последний вагон», брать на себя чрезмерное количество дел и приходить в ужас от того, сколько всего необходимо сделать, находиться в состоянии постоянной нехватки времени, но не отказываться от новых заданий. Люди, придерживающиеся данных принципов, нередко выслушивают критику за опоздания и нарушения сроков. Но это не влияет на их ритм жизни. Они по-прежнему стремятся ощущать «аврал» и испытывают уныние и скуку, когда все идет размеренно и плавно. В состояние стресса они впадают не только от скуки, но и от непрерывной гонки, когда истощаются жизненные силы и возможности.

Чтобы вышеперечисленные установки не испортили вашу жизнь, в первую очередь необходимо осознать их разрушительное для психики и отношений действие. А затем постараться избавиться от их влияния. Но если переживания вызваны факторами, от вас не зависящими, найдите возможность привести себя в чувство другими средствами.

Как избавиться от стресса

Адаптационные возможности организма человека очень высоки. Но у них есть предел. И уровень адаптации у каждого индивидуальный. Поэтому к поиску способов борьбы со стрессом нужно относиться серьезно и знать, что, когда и как применять. Например, такие способы, как съесть шоколадку или посмотреть любимый фильм — могут оказать положительный эффект только при одноразовой стрессовой ситуации, вызванной незначительным конфликтом или небольшой неудачей в каком-либо не жизненно-важном деле. Если же человек дома или на работе постоянно находится в очень напряженной психологической обстановке или в любой момент может в нее попасть, ему обязательно нужно задуматься об укреплении собственной стрессоустойчивости, выработать своего рода иммунитет. Для этого необходимо почаще прислушиваться к себе.

Для человека, пережившего стрессовую ситуацию, очень важна полноценная поддержка. В данном случае многое зависит от того, кто находится рядом. Необходимо с вниманием отнестись и постараться понять эмоции и чувства, которые испытывает ваш собеседник. Психологи говорят, что полноценная поддержка должна быть похожа на общение родителя с ребенком, у которого разбита коленка. Требуется пожалеть, но не поругать. Даже, если «обиженный» сто раз неправ.

Не всегда следует полагаться только на помощь других людей. Заботясь о собственном спокойствии, каждый человек должен помнить о наличии в нем скрытых резервов, готовых в любой момент дать отпор стрессу. В каждом из нас сокрыта так называемая «шкатулка самоподдержки». Она заключает в себе известные только нам приемы, способствующие нашему скорейшему избавлению от душевного кризиса. К таким приемам может относиться физическая нагрузка: массаж, шейпинг, йога, бассейн, бег, ходьба. Физическая нагрузка дает ощущение собственного тела, контроль над ним. Это способствует обретению контроля над ситуацией. Благодаря ритмичным движениям человек сначала успокаивается, «берет себя в руки», затем начинает логически мыслить и рассуждать, а это уже большой плюс на пути к внутренней стабилизации.

Еще один прием — релаксация и медитация. С давних времен известно, насколько полезно музыкальное сопровождение, чем бы вы ни занимались. Музыка способна погрузить в состояние грусти и меланхолии или, наоборот, поднять настроение, побудить к действиям. Прослушивание успокаивающей или динамичной музыки оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние человека. Не менее важны в этом смысле и запахи. Для того чтобы полностью забыть о неприятностях, рекомендуется использовать энергоресурсы, такие как прогулки на природе, контакт с животными и т.п. Используя энергоресурсы, вы «отключаетесь» от волнений сначала на время, но есть вероятность, что вы и вовсе забудете о них.

Полезно прибегать к помощи приема, который условно обозначается как «банк поглаживаний». Суть его заключается в том, чтобы доставить себе удовольствие и радость давно проверенным способом. Например, купить новую вещь, заняться любимым делом, пообщаться с друзьями.

Нужно ли бояться стресса?

Как утверждают врачи, человеческому организму свойственно воспринимать стрессы и реагировать на них. Жизнь без стрессов была бы скучна, а главное — вредна. Поскольку немного стресса просто необходимо для поддержания мотивации и энтузиазма. Без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание. Правда их избыток вредит здоровью. В таком случае необходимо помнить одну старую мудрость — если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Тогда, возможно, ненужные стрессы начнут обходить вас стороной.

1. Упражнение «Пять моих главных стрессоров»

Необходимо написать на листе бумаги 5 основных стрессо­вых событий за последнее время. Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы:

— Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности?

— Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается?

— Оно поддается контролю или нет?

2. Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс»

Участникам дается задание подробно описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для этой цели необходимо заполнить таблицу:

Источник:
Тренинги для подростков
Этим вопросом обычно задаются родители или родственники зависимого, но им самим помощь нужна не меньше. Поэтому в РОО «Здоровое ставрополье» ведётся
http://semya-protiv-narkotikov.ru/seriya-treningovyh-uprazhneniy-dlya-raboty-s-podrostkami

Тренинги для подростков

Тренинги

для подросткового и юношеского возраста

Психологическое сопровождение детей подросткового и юношеского возраста затрагивает все аспекты личностного развития ребенка. Если мы хотим видеть наших детей счастливыми и свободными, необходимо помнить и стремиться к всестороннему гармоничному развитию личности.

Казанский Центр научно-практической психологии предлагает следующий комплекс психологических тренингов для подростков и учащихся старших классов:

Коммуникативные тренинги

1. «Искусство эффективного общения»: тренинг общения – подробная программа здесь

2. «Психология настоящей дружбы»: тренинг общения – подробная программа здесь

3. «Общение с родителями без взаимных упрёков»: тренинг общения – подробная программа здесь

4. « Конфликты: методы и п ути их решения»: тренинг разрешения конфликтных ситуаций – подробная программа здесь

5. «Законы манипуляции, методы и приёмы защиты от них»: тренинг по защите от манипуляций – подробная программа здесь

6. «Вместе мы команда!»: тренинг командообразования – подробная программа здесь

7. «Искусство владеть собой»: тренинг на регуляцию эмоций и чувств – подробная программа здесь

8. «Уверенность в себе и в отношениях с людьми»: тренинг уверенного поведения – подробная программа здесь

9. «Психология любви: тренинг по взаимоотношению полов – подробная программа здесь

Тренинги личностного роста

1. «Креативность — стиль жизни»: тренинг творчества — подробная программа здесь

2. «Стань лидером!»: тренинг по развитию лидерских качеств — подробная программа здесь

3. «Твой имидж»: тренинг по развитию имиджа — подробная программа здесь

4. «Законы успеха»: тренинг личностного роста — подробная программа здесь

5. «Твоя личная эффективность»: тренинг личностного роста — подробная программа здесь

6. «Я победитель!»: тренинг личностного роста — подробная программа здесь

7. «Самодисциплина – путь к жизненному успеху»: тренинг личностного роста — подробная программа здесь

8. «Твоя внутренняя свобода»: релаксационный тренинг — подробная программа здесь

9. «Управление временем – залог твоего успеха»: тренинг по развитию навыка эффективного использования времени — подробная программа здесь

Тренинг по профилактике суицида

«Мы выбираем жизнь!»: тренинг по профилактике суицида — подробная программа здесь

Тренинг по профориентации

«Выбор твоей будущей профессии»: тренинг по профессиональному самоопределению — подробная программа здесь

Тренинг по подготовке к ЕГЭ и ГИА

«Сдадим экзамены легко и просто»: тренинговая программа с элементами релаксации — подробная программа здесь

Психологическая студия «О тебе и для тебя!»

Казанский Центр научно-практической психологии приглашает молодёжь города: учащихся старших классов, студентов и всех молодых людей в Психологическую студию «О тебе и для тебя!» — подробная программа здесь.

На занятиях психологической студии вместе мы обсудим вопросы и проблемы, которые волнуют молодёжь, поразмышляем вслух, организуем мозговые штурмы и круглые столы по тематике, которая будет формироваться непосредственно на занятиях по запросу самих участников студии.

Мы поговорим о любви, научимся получать удовольствие от каждого момента жизни, познакомимся с условиями и способами достижения успеха, познаем искусство общения на тренинге коммуникативной компетентности. Пойдём по дороге личностного роста, приняв участие, научимся развивать в себе стрессоустойчивость, умело разрешать конфликтные ситуации, развивать память, внимание, творческое мышление и ещё многое, многое другое.

Познание себя и интересные тренинговые программы – все это в

Казанском Центре научно-практической психологии

Если тебе хочется развиваться – приходи к нам!

Стань общительным и успешным человеком!

Открой в себе новые возможности и посмотри на мир новым взглядом! Гармонично развитая личность – это успешная личность!

Получить подробную информацию по психологическим тренингам и работе психологической студии для молодёжи вы можете по телефону:

+ 7 937-288-47-81

Адрес Казанского Центра научно-практической психологии:
ул. Пионерская д. 17, офис 414.

Источник:
Тренинги для подростков
Тренинги для подросткового и юношеского возраста Психологическое сопровождение детей подросткового и юношеского возраста затрагивает все аспекты личностного развития ребенка. Если
http://kazanps.ru/psy_tren

COMMENTS