Трудности общения

Нарушения, барьеры, трудности общения

Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки деловых интересов.

Это осознают как молодые, начинающие бизнесмены, обращающиеся за помощью к психологам, так и те, кто по роду своей деятельности включен в интенсивное межличностное общение – учителя, следователи, менеджеры. Чаще всего предметом обращения служат сугубо психологические трудности, которые являются следствием психического склада и определенных свойств личности, а также пробелов в опыте и навыках межличностного общения.

В личностном неформальном общении существуют особые трудности, с которыми людям не приходится сталкиваться при решении профессиональных трудовых задач, в процессе совместной деятельности. Речь идет о нарушениях общения (которые могут сопутствовать вполне удовлетворительным межличностным отношениям). Под ними мы подразумеваем разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

Большинство из них вызывает в субъекте общения постоянные отрицательные эмоции, боязнь новых контактов, неуверенность и настороженность, внутриличностную напряженность во многих ситуациях общения.

Трудности могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Все это разнообразие обусловливает необходимость классификации психологических трудностей общения.

Понять трудности общения и механизм их возникновения, помочь человеку, который их испытывает, невозможно без знания того, как формировались его отношения с людьми, каков социальный и эмоциональный опыт контактов данного человека в значимой для него группе. Как пишет Б. Г. Ананьев, «социальный генезис характерологических свойств, включая эгоцентрические, аутистические и антисоциальные черты личности, оставался закрытой книгой до тех пор, пока исследование процесса формирования отношений личности не было совмещено с изучением взаимоотношений между людьми (начиная с раннего детства) в той или иной структуре социальной группы» (Ананьев, 1977, с. 279).

Из многочисленных терминов, обозначающих трудности общения и имеющих хождение в обиходном и научном языке, можно назвать следующие: коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности. В целях терминологической упорядоченности выделим три основных понятия – нарушения, трудности и барьеры. Отметим, что разграничение этих понятий является несколько искусственным и служит для дифференциации исследовательских задач, а также для внесения терминологической ясности, разделения практического и научного языка.

Нарушения, трудности и барьеры объединяет то, что все они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями. Различаются они по тяжести протекания и психологическим последствиям, по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения.

По степени выраженности этих критериев трудности общения можно расположить в следующем порядке: нарушения (как наиболее глубоко переживаемые), трудности, барьеры.

Коммуникативность

владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).

Коммуникабельность

владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор).

В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность, бессодержательность общения.

Можно говорить о неумении установить контакт и о неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции (как и все прочие трудности, обусловленные личностными особенностями).

Коммуникативность человека может пониматься как владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу). Коммуникабельность следует понимать как владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор).

Источник:
Нарушения, барьеры, трудности общения
Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях
http://lektsii.org/3-36262.html

Нарушения, барьеры, трудности общения

Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки деловых интересов.

Это осознают люди, обращающиеся за помощью к психологам – учителя, следователи, менеджеры, бизнесмены. Чаще всего предметом обращения служат сугубо психологические трудности, которые являются следствием психического склада и определенных свойств личности, а также пробелов в опыте и навыках межличностного общения.

Под нарушениями подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

Большинство из них вызывает в субъекте общения постоянные отрицательные эмоции, боязнь новых контактов, неуверенность и настороженность, внутриличностную напряженность во многих ситуациях общения.

Трудности могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру.

Из многочисленных терминов, обозначающих трудности общения и имеющих хождение в обиходном и научном языке, можно назвать следующие: коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности. В целях терминологической упорядоченности выделим три основных понятия – нарушения, трудности и барьеры.

Нарушения, трудности и барьеры объединяет то, что все они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями. Различаются они по тяжести протекания и психологическим последствиям, по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения.

В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность, бессодержательность общения.

Можно говорить о неумении установить контакт и о неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции.

Коммуникативность человека может пониматься как владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу). Коммуникабельность следует понимать как владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор).

Нарушение межличностного общения – двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

Разрушение отношений с кем-либо вследствие подозрительности, манипулятивности, зависти, ревности и т. п. ведет к затяжным нарушениям в области межличностных контактов, при этом в определенной мере «страдают» и контакты с другими людьми, увеличиваются неловкость, неадекватность, раздражительность – предвестники невротических изменений личности.

Нарушения межличностного неформального общения представляют собой наиболее тяжелые по своим психологическим последствиям межличностные осложнения в сфере общения. Они трудно устранимы, требуют вмешательства психотерапевта или психолога, корректируются через осознание и изменение системы отношений. Чаще всего они являются следствием разрушающихся межличностных отношений в данной паре и не распространяются на другие контакты.

Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторов со стороны объекта или ситуации взаимодействия. Общение может идти «на разных языках» из-за различия культурно обусловленных норм общения, при взаимодействии представителей разных культур, наций (особенно когда имеются стойкие предубеждения, установки и стереотипы) или же вследствие большой разницы в возрасте, когда каждый собеседник является носителем культуры, ценностей, идеалов, норм своего поколения. Могут влиять и такие факторы, как отсутствие обратной связи в контакте, ошибки в понимании смысла, непринятие во внимание подтекста и т. п.

Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения
Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников в том, что дети существенно различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психод .

Возникновение и развитие психологии как науки
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. .

Технологии убеждения в деловом общении
Если исходить из понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает довольно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и в повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониман .

Источник:
Нарушения, барьеры, трудности общения
Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях
http://www.pguides.ru/gcms-661-1.html

Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

наук, доцент Гунина Е.В.

заместителя директора по учебно-воспитательной работе средней школы с.Кудеиха Порецкого района Чувашской Республики Холодновой Ольги Алексеевны на дипломную работу Захаровой Светланы Вячеславны «НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ».

Дипломная работа «НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» содержит большой теоретический и практический материал по проблеме общения в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется в ра­боте на изучение взаимоотношений подростков со сверстниками. Делается заключение, что причины трудностей об­щения в подростковом возрасте часто становятся очень актуальными в школе. Часто такого рода трудности возника­ют из-за личностных особенностей подростков.

Работа состоит из двух глав. В первой главе подробно освещаются теоретические вопросы по проблеме общения в подростковом возрасте, даётся общая харак­теристика подросткового возраста, показана специфика обще­ния, его особенностей, названы основные причины трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание эксперимента, проведённого на базе средней школы с. Кудеиха Порецкого района.

Дипломная робота имеет большое практическое значение для работы школьного психолога, классных руково­дителей. Проблемы общения, которые затрагивает автор дип­ломной работы, являются актуальными, особенно в условиях современной школы.

Данная дипломная работа заслуживает положительной оценки.

по учебной работе Холоднова О.А.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Теоретический обзор по проблеме причин, вызывающих трудности общения в подростковом возрасте.

1.1. Подростковый возраст, его особенности.

1.2. Специфика общения в подростковом возрасте.

1.3. .Основные трудности в коммуникативной деятельности.

2. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении.

2.1. Методики исследований.

2.2. Результаты исследования и их анализ.

В В Е Д Е Н И Е.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество — это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен­ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

(3, 4, 13, 14, 18, 20, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 33)

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится обще­ние. (4, 8, 11, 13, 14, 15, 17)

Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром­ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович /3/ отличает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут воз­никать различные затруднения.

Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)

В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

Целью дипломной работы является выявление основных причин труднос­тей, возникающих в общении подростков. Задачами дипломной работы являются:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблема обще­ния в подростковом возрасте.

2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

3. Изучение личностных особенностей подростков с целью установления зависимости коммуникативных способностей от личностных особенностей и составление психокоррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей общения подростков.

Объектом исследования в работе являются ученики 9 класса Кудеихинской средней школы Порецкого района. Количество испытуемых — 14 человек. Предметом исследования является уровень коммуникативных спо­собностей старших подростков.

— изучение литературных источников;

— методики диагностики уровня коммуникативных способностей личностных особенностей испытуемых (тест Кэттеля)

Работа, объёмом 47 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (37 источников), приложения.

В первой главе рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, специфика общения подростков, рассматриваются некоторые причины трудностей, возникающих в общении.

Во второй главе представлен анализ данных полученных в ходе исследования.

В заключении формируются выводы по данной проблеме.

В приложении представлены некоторые фрагменты коррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей у подростков в процессе общения.

В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника /25/. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей /25/. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.

Источник:
Некоторые трудности общения в подростковом возрасте
Тема работы: Некоторые трудности общения в подростковом возрасте по предмету Психология. Размер: 71.72 КБ. Содержит 80857 знаков, 10 таблиц и 1 изображение. .ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ .КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ . .НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ .Дипломная работа .Захаровой С.В
http://www.kazedu.kz/referat/48776

Трудности общения

Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения.

В. Н. Куницыной предложена общая классификация трудностей межличностного неформального общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам, а также методы их диагностики (Куницына, 1995 (1)). Можно выделить две группы трудностей: 1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера; 2) «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием.

К субъективно переживаемым трудностям относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт. Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого общения (начальник – подчиненный); обнаружена ее связь с социальным интеллектом. Робость – поведенческая и характерологическая черта, обусловливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.

Так называемые объективные трудности, то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).

По причинной обусловленности (в рамках психической нормы) трудности делятся на первичные и вторичные.

Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность, ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Ю. А. Менджерицкая изучала поведение и саморегуляцию людей в условиях, когда они испытывают особые сложности и трудности в период взаимодействия в силу своих личных особенностей и, порой неосознанных, намерений партнера.

Этим автором в современную психологическую науку введено такое понятие, как «затрудненное общение», то есть общение, в котором трудности возникают по вине партнера, создающего стрессовые обстоятельства, дискомфорт в самом акте взаимодействия. При этом человек нередко фрустрирует своего партнера в такой степени, что не только провоцирует сбои в общении, нарастание нервно-психического напряжения, но и может блокировать развитие его личности, ее нормальное функционирование (вплоть до невроза или реактивного психоза).

Теоретическая модель структуры отношений, развивающихся в рамках затрудненного общения, по мнению Ю. А. Менджерицкой, включает эмоциональный дисбаланс (подозрительность, равнодушие, апатия), агрессивную направленность межличностных установок (ненависть, враждебность), искажения психологической дистанции (отдаленность, непринятие) и неравноправную, «силовую» структуру взаимоотношений (подавление, контроль).

В предложенной двухполюсной модели структуры отношений в рамках затрудненного/незатрудненного общения должное место занимает эмпатия, которая рассматривается не как сопровождающий и регулирующий процесс общения феномен, а как психологическое явление, включенное в систему межличностных отношений. В таком случае уровень развития эмпатии, ее особенности служат критерием сформированности и даже качества межличностных отношений и, следовательно, помогают прогнозировать их дальнейшее развитие.

В своем исследовании Ю. А. Менджерицкая акцентировала внимание на интегральных характеристиках эмпатии (точность, устойчивость, границы), а также на интенсивности и адекватности проявления, которые неизбежно присутствуют в ситуации затрудненного общения и дифференцируют участников общения по вкладу в эту ситуацию.

Включив параметр половых различий, автор получила три типа структур отношений: маскулинный, фемининный и андрогинный (в последнем представлены позитивные черты личности мужчин и женщин).

Структура отношений субъектов затрудненного общения является жесткой и чаще приближается к маскулинному варианту (то есть преобладает манипулирование, враждебность, подозрительность, свойственные мужчинам). Однако если мужчины в своем реальном поведении, в конкретной структуре отношений приближаются к фемининному типу, это воспринимается партнерами в группе как неблагополучный и дискомфортный вариант взаимодействия.

Эмпатия субъектов незатрудненного общения отличалась, по данным автора, адекватностью. Такие люди синхронны и синтонны в своих переживаниях с партнером, правильно интерпретируют эмоциональные состояния людей и адекватны в своих ответных реакциях.

У субъектов незатрудненного общения эмпатия почти во всех ее проявлениях оказалась на среднем уровне, что еще раз напоминает нам о том, что чрезмерное развитие какого-либо личностного свойства часто приводит к личностным проблемам. Известно, например, что истероидные личности обладают высокой эмпатией, и это не облегчает жизни ни их постоянным партнерам, ни им самим.

Ю. А. Менджерицкая показала в своей работе, что андрогинный вариант структуры отношений является наиболее благоприятным и менее подвержен психологической «коррозии». По всей видимости, эта закономерность характерна именно для конца века. В исследованиях 1997-98 годов (А. И. Егорова, М. Л. Кубышкина; В. М. Погольша) также обнаружена позитивная роль андрогинных вариантов мотивации и поведения, что, по всей видимости, говорит об их большой адаптивной роли в усложняющихся отношениях и обстоятельствах эпохи социальных перемен.

(См.: Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и

незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия:

Дис. . канд. психол. наук. – Ростов-н/Д, 1998.)

Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, прежде всего в доверительном общении. Очевидна взаимообусловленность психогенных трудностей и психосоматических болезней, таких как язва, гипертония, эндокринные нарушения и др.

Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, чисто ситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, определенных условий общения (например, невозможность уединиться или депривация в детском возрасте). Эти трудности появляются и как следствие общения с неловким, скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным, настырным и т. д. партнером. Наиболее типичным примером вторичных трудностей неформального межличностного общения являются психологические последствия сверхинтенсивного профессионального общения в условиях чрезмерной скученности при одновременной частичной социальной изоляции (полярные зимовки, длительное плавание на подводной лодке, геологические экспедиции и т. п.).

Особо следует выделить те ситуации общения, когда человек испытывает трудности по вине партнера.

Дата добавления: 2015-02-13 ; просмотров: 314 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Трудности общения
Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по
http://helpiks.org/2-56949.html

COMMENTS