Трудности в воспитании ребенка

Воспитание ребенка с трудным характером

Ребенок с трудным характером требует особого внимательного подхода к воспитанию.

Хорошо, если родители проявляют мудрость, такт, терпение, исправляя отрицательные черты в характере ребенка. При соответствующем правильном воспитании в детском возрасте эти качества могут обеспечить ребенку преуспевание в будущем.

Оставайтесь в тесном контакте. Трудные дети не хотят повиноваться инструкциям и указаниям — это особенность их характера. Они расценивают любое давление как вызов. Цель воспитания по методу «прикрепления» состоит в том, чтобы помочь этим детям самостоятельно принять решение, необходимое вам и полезное для всех. Этот ребенок, вероятно, со временем будет более послушен.

Усиливайте положительные факторы. Изучайте проблемы поведения, острые углы в индивидуальности вашего ребенка, которые нужно смягчить. Сосредоточение на негативе, вероятно, будет способствовать созданию отрицательной атмосферы. Помогая ребенку избавиться от ошибок, подчеркивайте то, что правильно. Уделяйте больше времени правильным чертам его индивидуальности, чем отрицательным признакам характера. Дети с трудным характером восприимчивы к негативам в окружающей среде, которые укрепляют их и без того отрицательную атмосферу. Они нуждаются в днях, полных положительными эмоциями:
«Да», «Замечательно», «Спасибо», «Хорошая работа», «Одобряю».

Не усугубляйте проблему. Дети с трудным характером привыкают к ярлыкам, к тому, что их выделяют из группы только для наказания. Это становится их неотъемлемым качеством. Однако не улучшает поведение, а может сделать его хуже. Традиционные методы исправления, типа «перерыва» или лишения привилегий, редко работают.

Рассеять гнев. Ворчание, крик, гнев усиливают оппозиционное поведение трудного ребенка; оскорбительное наказание, особенно телесное, делает ребенка еще более неуправляемым. Например, если вы требуете, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате, он воспринимает это как вызов. Чем больше вы наказываете его, тем больше он замыкается в себе и отказывается сотрудничать. В конечном счете вы проиграете эту игру, так что лучше ее не начинать.

Помогите вашему ребенку преуспеть. Выявляйте таланты и желания детей. Помогите им приобрести навыки игры на музыкальном инструменте, добиться превосходства в спорте или проявить свои способности в художественном творчестве. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, с которой он не может справиться.

Увеличьте допуск. Поведение детей с трудным характером раздражает не только окружающих, но и родителей. Они, кажется, знают, когда и где вы уязвимы. Планируйте на один шаг вперед. Если ребенок пристает к вам, когда вы говорите по телефону, делайте звонки, когда его нет рядом. Выигрывайте «сражения» мудростью и гибкостью.

Источник:
Воспитание ребенка с трудным характером
Воспитание ребенка с трудным характером
http://www.sweli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/vospitanie-rebenka-s-trudnym-harakterom.html

Особенности процесса воспитания и социализации младших школьников, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации

Особенности процесса воспитания и социализации младших школьников, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и у более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.

Причины школьной дезадаптации.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно учителю общаться спсихологом, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в классе, школе.

В работах Бадмаева С.А., Беличевой С.А. проведен глубокий научный анализ, дана обоснованная характеристика трудновоспитуемости как варианта социальной дезадаптации индивида, т.е. неадекватности его поведения нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.

Виды социально-педагогического сопровождения младших школьников, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации. (Таблица № 12)

Признаки школьной дезадаптации. Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание, как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист.

Источник:
Особенности процесса воспитания и социализации младших школьников, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации
Особенности процесса воспитания и социализации младших школьников, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается
http://lektsii.org/8-77471.html

Трудности и преграды в неполной семье: советы родителям

Трудности и преграды в неполной семье: советы родителям

Статистика неумолима: за последние годы количество неполных семей увеличилось. Подобное явление – следствие многих факторов, проблем и различных жизненных ситуаций.

Неполная семья – это группа родственников, где ответственность за воспитание несовершеннолетнего ребенка несет один родитель (девушка или мужчина). Социологи также относят сюда семьи с отсутствующей системой отношений. А именно между матерью/отцом, отцом/детьми, бабушками/дедушками – с детьми.

Проблемы неполных семей различны. Поэтому невозможно относить такие «ячейки общества» к одной группе. То, что характерно для одной семьи, совершенно неприменимо к другой. Социологи классифицируют их по различным признакам:

  • Пол родителя: может отсутствовать мать или отец;
  • Причина образования неполной семьи;
  • Структура (зависит от количества детей, проживающих вместе родственников). При совместном проживании на одной жилплощади прочих родственников, имеет место расширенная неполная семья. При наличии большого числа родных семья остается неполной, если в среднем поколении нет семейной пары.

Неполная семья образуется по следующим причинам:

  • Расторжение брака. Сегодня разведенная женщина с ребенком – не редкость. По статистике, на каждые 10 браков приходится 4 бракоразводных процесса;
  • Смерть родителя. К естественным смертям относят утрату одного из супругов по причине длительной болезни или старости. Другие причины – несчастный случай, наличие пагубных пристрастий или внезапно возникшей неизлечимой болезни;
  • Внебрачное рождение малыша. Тенденция к так называемым гражданским бракам ведет к неблагополучию в обществе. Каждая девушка, соглашающаяся на подобные отношения, должна понимать, что как потенциальная мать она остается беззащитна. Ничто не заставит отца ребенка признать отцовство и не обяжет его помогать материально. Рождению вне брака способствует также решение матери воспитывать детей самостоятельно.

Неполные семьи также возможно разделить по типу в зависимости от причины образования:

Неполные семьи не всегда бывают неблагополучными. Родитель, самостоятельно воспитывающий своего малыша, одновременно выполняет несколько функций: решение материальных и бытовых проблем, борьба с нехваткой возникшего воспитательного влияния. Если неполная семья возникла по причине потери матери или отца, особое внимание стоит уделить психологическому аспекту: переживание и горечь утраты может нанести непоправимую травму психике ребенка. Оставшийся в живых родитель (мужчина или девушка) несет колоссальный груз ответственности. Его задачей является не только ограждение чада от негативных эмоций, но и защита себя от возможных последствий потери любимого человека, часто заключающихся в пагубных пристрастиях.

Психологическая помощь в таких ситуациях особенно необходима, а поддержка родственников – бесценна.

Неполные семьи, образовавшиеся в результате развода, заслуживают отдельного внимания. Обычно дети остаются с матерью. Обиженная на бывшего мужа мать способна сформировать у ребенка неправильный образ отца. Другой стороной медали становятся семьи, в которых дети воспитываются в атмосфере чрезмерной опеки и ласки. Несложно догадаться, как могут отразиться такие методы воспитания на детской психике, какие последствия иметь в будущем.

Проблем у семей с отсутствующим родителем предостаточно. Их можно разделить на три группы:

Соцработники советуют придерживаться некоторых правил:

  • Независимо от того, кто занимается воспитанием – девушка или мужчина, между ребенком и родителем должен быть постоянный контакт. Необходимо чаще говорить по душам, уметь слушать и делиться проблемами и переживаниями. Многодетная семья – не повод отстраняться. Как бы ни было трудно, внимания, теплоты и ласки должно хватать на всех;
  • Любое достижение ребенка должно отмечаться похвалой. Не стоит ругать малыша по пустякам, наказание – не самый лучший метод воздействия;
  • Многодетная семья с разновозрастными детьми не является поводом возлагать на старшего из детей функции отсутствующего родителя.

Девушка, особенно многодетная, обязана уделять особое внимание социальным связям в семье.

При выборе партнера следует учитывать, какой пример он может показать детям.

Источник:
Трудности и преграды в неполной семье: советы родителям
Неполная семья – не повод отчаиваться, так как любые трудности разрешимы, если научиться брать ответственность за воспитание своих детей.
http://razvodis.ru/razvod/deti/trudnosti-i-pregrady-v-nepolnoj-seme-sovety-roditelyam.html

Трудности семейного воспитания

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процесс воспитания в семье обеспечивает существование преемственности поколений, это исторически обусловленный процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семья выступает общественной ступенью в жизни человека. Она с раннего детства формирует сознание, волю и чувства ребенка. С помощью родителей дети приобретают первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в социуме. Семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора воспитания одновременно. Это одна из трудностей семейного воспитания.

Семья — это одновременно среда обитания и воспитательная среда для ребенка. Семья обеспечивает содержание общества.

Соответственно главная социальная функция семьи — воспитание законопослушного гражданина, патриота и будущего семьянина.

Никакое образовательное или воспитательное учреждение не может заменить и компенсировать, полученное формирующейся личностью от родителей.

Сегодня семья радикально меняется. Формируется новый тип личности, которая характеризуется ориентацией на материальную обеспеченность, предприимчивость, независимость. Мужчины и женщины стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию вне семьи. Это дестабилизирует институт семьи, провоцирует рост неблагополучных семей.

Такие сложные изменения в системе ценностей родителей влияют на функционирование семьи, и в частности на ее воспитательную функцию. Ребенок в любом возрасте нуждается в помощи и эмоциональной поддержке родителей. Сбои в семейном воспитании и как результат фрустрация потребностей ребенка ведут к негативным последствиям для эмоционального состояния, психического и личностного развития ребенка.

Появляются определенные аспекты в воспитании, которые провоцируют отклонения от нормального и гармоничного развития личности ребенка. К таким неблагоприятным аспектам относятся: гиперпротекция или гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в действиях родителей, завышенные или недостаточные требования, всестороннее ограничительство, избыток запретов или же их недостаточность.

Главная цель семейного воспитания — это достижение душевного единства и глубокой нравственной связи между родителями и ребенком.

В каждой семье формируется индивидуальная система воспитания и стиль семейных отношений.

Чрезмерная строгость и требовательность родителей часто приводят к нежеланию ребенка учиться, формируется тревожность к оценкам, похвале или осуждению. Страх наказания и оскорбления делает детей неряшливыми, замкнутыми и неспособными защитить себя. Другая крайняя реакция ребенка — самоутверждение через агрессивность или конфликтность. Дети воспитанные в обстановке эмоциональной отверженности и холодности чувствуют, что их не любят. Такое состояние тягостно для ребенка. Еще болезненнее ребенок реагирует, когда кого-то из других членов семьи любят больше и ребенок чувствует это. Дети в такой системе взаимоотношений могут вырасти с неврозами или озлобленными.

Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе.

Достаточно сложным является воспитание единственного ребенка в семье. Как правило, такие дети имеют привилегированное положение в семье, которое сопровождается вседозволенностью и немедленным исполнением желаний. Результатом таких взаимоотношений в семье становится ребенок-эгоист, ребенок-тиран. Замечают такие отклонения, к сожалению, поздно. Воспитание по принципу вседозволенности грозит тем, что ребенок привыкает быть в центре внимания. В будущем такие дети не могут правильно оценить свои возможности. В обществе их не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Из-за занятости современных родителей или по причине банальной лени они часто уклоняются от занятий с детьми. Дети получают полную свободу, которой они не умеют пользоваться. Это порождает безнадзорность и бесконтрольность. Итогом отсутствия внимания и контроля со стороны родителей становится то, что дети, предоставленные сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.

Опасна и чрезмерная опека — гиперопека. Жизнь ребенка постоянно контролируется, он не может делать то, что ему захочется, находится в ожидании и страхе приказания. В результате ребенок становится нервным и неуверенным в себе. Это приводит к психическим расстройствам. В ребенке копится обида и злость за такое отношение, повышается риск ухода ребенка из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать установленные запреты.

Определенные трудности в сфере семейного воспитания связаны с изменением статуса женщины в обществе. Это вызывает противоречие между ее социальными ролями, что рождает напряженность и конфликты в семье и отрицательно отражается на воспитании детей. Занятость женщины приводит к ослаблению контроля за поведением детей и недостаточному вниманию к воспитанию. Расхождения между профессиональной и семейной ролью женщины являются одним из факторов снижения рождаемости. Как следствие — проблема воспитания в семье одного ребенка. Отсутствие сестер и братьев в семье часто неблаготворно сказывается на развитии эмоциональной сферы и формировании чувств ребенка. Такую негативную ситуацию в семье могу скорректировать только родители своим правильным поведением.

Насущной проблемой в семейном воспитании сегодня становится высокий уровень дохода родителей, правильнее – не способность грамотно распоряжаться доходами в отношении ребенка. Материальные блага обращаются во вред детям без воспитания у них здоровых духовных потребностей. Более высокие доходы несомненно создают широкие возможности для личностного развития ребенка: высокий уровень обучения, разнообразие детского досуга. Но множественность возможностей развития детей провоцирует у родителей соблазн дать ребенку больше полезных знаний, навыков и умений в разных сферах жизни. В результате у детей наблюдаются нервные и физические перегрузки, высокая утомляемость и соматические проблемы.

При обозначении проблем современной семьи и семейного воспитания, нельзя не сказать о разводах. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Детям из неполных семей сложнее адаптироваться в реальной жизни.

Личностные проблемы родителей, решаемые за счет детей, так же могут вызывать проблемы в воспитании и развитии ребенка. В основе нарушений воспитания в таком случае лежит неосознаваемая потребность взрослого. Эту потребность и пытаются удовлетворить за счет воспитания ребенка. Позицию родителей бывает очень сложно изменить. Это опять же ведет к проблемам между детьми и родителями.

Правильная роль ребенка в семье — это помощник, равноправный участник, интересный человек, советчик. При таком стиле семейного воспитания у ребенка формируются положительные качества: общности с родными людьми, личной ответственности перед окружающими, гордости за участие в жизни своей семьи.

Причиной проблем семейного воспитания чаще всего является непонимание между детьми и родителями. Дети хотят большего, чем разрешают родители – это порождает конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Отсутствие любви порождает проблемы в семье. Французский писатель Сент-Экзюпери так определил роль любви в воспитании детей:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Источник:
Трудности семейного воспитания
Из этой статьи вы узнаете о трудностях семейного воспитания.
http://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/trudnosti_semeynogo_vospitaniya/

COMMENTS