Учимся общаться

Классный час — Учимся общаться!

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим;
  • разрешение межличностного конфликта.
  • развитие навыков сотрудничества;
  • сплочение коллектива;
  • развитие доброжелательности, этических норм поведения;
  • учить учащихся находить компромисс;
  • помочь учащимся осознать влияние позитивного общения на их здоровье и успешность в учебе.

Целевая группа: учащиеся 5-го класса в возрасте 11 лет.

Оборудование: компьютер, экран, мягкая игрушка в форме сердца, карточки со списком качеств личности и их определениями, карточки с понятием толерантности в разных странах, чистые листы бумаги, ручки, результаты предварительного анкетирования, фрагменты видеозаписи детей класса (выход на природу).

Организация пространства: работа в группах.

Время проведения: 55-60 мин.

Место проведения: классная комната.

Учитель: Добрый день, мои дорогие. Я рада нашей встрече. Надеюсь, что то бесценное время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой.

Слайд 2 (музыкальный фон)

1.2. Наш час общения мы начнем с игры “Я тебя люблю за то, что…”

Мы будем передавать это красивое сердце-символ любви, и, обращаясь к однокласснику по имени, глядя ему в глаза, четко произносить то, за что вы его любите. Например, Жанна, я люблю тебя за то, что ты такая открытая, доверчивая, и когда тебе делают замечание, ты стараешься не обижаться, а стремишься исправиться.

После окончания игры:

Молодцы, ребята. Мы с вами, действительно, прекрасный коллектив, так как вы замечаете в своих одноклассниках так много хороших качеств, а, самое главное, вы умеете об этом открыто сказать. Это говорит о том, что вы откровенные и смелые люди. Это вы подтвердили и тем, как искренне отвечали на вопросы анкеты (Приложение 1).

Ребята, я думаю, что вам будет интересно познакомиться с результатами анкеты.

2.1. Ввод в проблему.

После просмотра слайдов:

Проблема есть? Какая? ( Происходит обсуждение в группах. Учащиеся высказывают свои мнения по очереди)

Итог: главная проблема в том, что вас никто не слышит.

2.2. Сформулируйте проблемный вопрос (дети предлагают свои проблемные вопросы, учитель подводит их к формулированию следующего проблемного вопроса)

Итог: Проблемный вопрос: Почему бывает трудно договориться?

2.3. Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

“Учимся общаться!”, так как “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” – так сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

2.4. Так почему же бывает трудно общаться?

Ребята, посмотрите, пожалуйста, инсценировку индийской сказки “Мудрецы и слон” и скажите, в чём была ошибка мудрецов? (Приложение 2)

Слайд 11. (Дети показывают инсценировку)

И в чем же была ошибка мудрецов? Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Итог: Молодцы, вы правы.

  • Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
  • Никто не хотел слушать, что говорят другие, а пытался криком доказать свою точку зрения.
  • А в результате, у них возникла ссора и конфликт. Конфликт был основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.

Какой вывод можно сделать из этого?

(После высказываний детей, подводим итог:

  • Нужно прислушиваться к мнению других
  • Нет смысла кричать
  • Должна быть согласованность в действиях…)

2.5. Ребята, а в нашей классной жизни бывают подобные ситуации?

Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеосюжет и ответьте на вопрос “Почему нам так и не удалось закончить конкурс?”

После просмотра – небольшое обсуждение и учащиеся высказывают свои мнения.

Итог: Конкурс был “сорван”, так как

  • все кричали, никто никого не слушал и не слышал
  • доказывали одну и ту же мысль – по качеству мячи были разные (один был очень скользкий, а другой шершавый)
  • в результате, поссорились и не закончили игру.

Есть что-то общее между этими двумя ситуациями?

  • Да. Мудрецы так и не узнали о том, как выглядел слон
  • А вы не узнали, какой вас ждал впереди сюрприз.

2.7. Ребята, все эти качества можно объединить в одно понятие. Кто знает, как называется такое качество?

Зачитайте, пожалуйста, что понимают под словом “толерантность” разные культуры (карточки с определением даются в группы) (Приложение 4).

Понятие очень объемное. Давайте из всех этих определений выберем лишь то, что для нас особенно актуально сейчас. Составьте свое краткое определение толерантности. (Работа в группах. Представители каждой группы зачитывают свое определение).

Толерантность – это умение принять другую точку зрения.

2.8. Как же вы думаете, а зачем нам воспитывать в себе такое качество?

  • Верно, чтоб легче было общаться
  • Поможет избежать ссор, конфликтов.
  • Но есть еще очень важная причина.

Внимательно послушайте информацию, посмотрите видеосюжет и сделайте вывод: зачем нам важно учиться быть толерантными?

Ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе.

Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали.

После просмотра – обсуждение в группах.

  • Толерантность нам поможет сохранить здоровье
  • Быть более успешными в учебе
  • Избежать конфликтов

2.9. А любой ли крик отрицательно влияет на наш организм? Нет

Если вы “болеете” друг за друга на соревнованиях – вы посылаете положительные эмоции, а это только помогает и придает участникам еще больше сил.

2.10. Вернемся к нашему проблемному вопросу: “Почему бывает трудно договориться?” (после высказываний ребят подвести итог:

Да, действительно, договориться бывает нелегко, т.к. все люди разные, у всех разные характеры, иногда не точно выражаем свою мысль, не умеем сдерживать свои отрицательные эмоции, не хватает терпения, выдержки, не умеем остановиться первыми в споре, не хочется уступать и т.д.)

Мы сумели ответить на этот вопрос?

Убедились в том, что нужно воспитывать в себе такое важное качество как толерантность?

2.11. А как его воспитывать? Для этого давайте сами составим правила толерантного общения.

(Работа в группах). После выступления каждой группы, зачитываем правила на слайде (Приложение 5).

Эти правила будем постоянно соблюдать.

2.12. Сейчас, зная правила, давайте “проживем” ситуации заново. “Перепишите” конец индийской сказки и сыграйте ее снова, и “измените” ситуацию на костре. (Две группы работают над окончанием сказки, две группы обсуждают ситуацию в походе).

Молодцы, ребята. Вы великолепные режиссеры и актеры! В будущем, как только начнете спорить, вспомните мудрецов из сказки, надеюсь, что ваши поступки будут намного мудрее.

Домашнее задание звездочкам (группам) – в классе объявляется конкурс на самый оригинальный символ толерантности и на этот символ мы запишем правила толерантного общения и поместим его в наш классный уголок.

Мысль в подарок.

Стихотворение Игоря Тютюкина “Сила и слабость” (Приложение 6).

Ребята, мы завершаем наш классный час. Я благодарю вас за прекрасное общение. Передавая сердечко, закончите фразу: “Чтоб нам легко было договориться /общаться я буду/не буду…”.

Учимся общаться

Урок разработан для учащихся средней школы. Проводить урок необходимо с показом презентации. Лучше, если каждый ученик будет самостоятельно работать на компьютере.

Сценарий урока с использованием компьютера

  • Провести первоначальную диагностику тонкостей общения «Умеете ли вы слушать?»
  • Познакомить учащихся с невербальными средствами общения. Задание: определи эмоцию.
  • Советы по улучшению человеческих отношений. 6 способов понравиться людям. Рекомендации активного слушания. Азбука вежливости.

1. Организационный момент .

— Сегодня у нас не простой урок. В продолжение занятия мы будем работать за персональными компьютерами. На рабочем столе каждого компьютера имеется презентация «Учимся общаться». Под моим руководством будем просматривать слайды и выполнять задания.

2. Сообщение плана мероприятия.

— Сегодня в расписании.

1. Тестирование «Умеете ли вы слушать?»

2. Рекомендации активного слушания.

3. Познакомиться с понятием Мимика.

4. Упражнение на определение эмоции.

5. Советы: Шесть способов понравится людям.

6. Азбука вежливости.

-Я надеюсь, что эти сегодняшний урок вам понравятся и поможет в проявлении ваших способностей общения.

3. Основная часть.

Включите компьютеры и откройте презентацию «Учимся общаться», которая расположена на рабочем столе.

–Умение слушать – важная составляющая процесса общения. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально всё – глаза, поза, выражение лица – обращены к говорящему, что в свою очередь оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.

Как вы думаете, большинство людей при разговоре предпочитают слушать или говорить?

Существует большая разница между «слушать» и «слышать». Часто люди могут хорошо говорить, но не слышать собеседника.

Для определения вашего умения слушать давайте проведем тест.

Прочитав вопросы, оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей системе:

  • «Так бывает почти всегда» – 2 балла,
  • «В большинстве случаев» – 4 балла,
  • «Иногда» – 6 баллов,
  • «Редко» – 8 баллов,
  • «Почти никогда» – 10 баллов.
  1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема и собеседник не интересны вам?
  2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
  3. Может ли его неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?
  4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
  5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
  6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
  7. Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
  8. Меняете ли тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?
  9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильные слова, вульгаризмы?
  10. Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

По завершении тестирования на 13 слайде подводим результаты.

Успех любого общения зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, столько от того, как вы себя держите.

Невербальное поведение человека во время общения относится к числу преимущественно неосознаваемых и специально неуправляемых проявлений поведения человека. Люди, вступая в контакт друг с другом и обмениваясь сообщениями через вербальный и невербальный каналы, склонны доверять больше информации, передаваемой невербально. В том случае, если смысл вербального сообщения не совпадает или противоречит смыслу невербального сообщения, мы склонны не принимать во снимание смысл сказанного, ориентируясь на интонацию, жестикуляцию, взгляды, мимику.

Мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие внутреннее, эмоциональное отношение человека.

По лицу человека можно понять больше, чем он может или хочет сказать.

На слайде №15 вас ожидает следующее задание: «Определи эмоцию».

Перед вами 12 выражений лиц, каждое из которых выражает определённую эмоцию.

Слева перечислены возможные варианты: ваша задача назвать выражение эмоций.

Скорбь, сильная злость, безразличие, скепсис, злость, враждебность, ухмылка, грусть негодование, застенчивая радость, глубокая печаль, недоумение

Теперь проверим, насколько правильно вы сопоставили картинки с названием эмоционально состояния (слайды 16-27)

А теперь подводя итоги нашего урока познакомьтесь с советами по улучшению человеческого общения:

1. Проявляйте искренний интерес к людям и их проблемам

2. Улыбайтесь, людям приятно встречать улыбающихся людей, о них редко думают плохо.

3. Человек будет очень расположен к вам, если вы помните, как его зовут.

4.Исключительное внимание к говорящему – это наиболее важный фактор. Ничто не льстит собеседнику, как внимание.

5. Заводите разговор о том, что интересует вашего собеседника.

6. Уважайте достоинства других людей. Если вы хотите иметь друзей – дайте им возможность превзойти вас.

Мудрый не выставляет мудрость напоказ.

  1. Азбука вежливости:
  • При знакомстве старайтесь смотреть собеседнику в глаза. Улыбайтесь.
  • Здороваясь или знакомясь, первым протягивает руку старший, женщина – мужчине, учитель – ученику, начальник – подчиненному.
  • При обращении к незнакомому человеку, а так же в официальной обстановке говорите «Вы». Это означает «Ты один стоишь многих!»

Благодарю за работу на урок е .

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. -Брест, 1993.
  2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. -М., 1992.
  3. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. – М. 1988.
  4. Бобалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
  5. Вилсон Г., Маккафлмн К., Язык жестов. – СПб., 1999.
  6. Жариков Е., Крущельницкий Е. Для тебя и о тебе. – Киев, 1994.
  7. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П., Грамматика общения. – Л., 1990.
  8. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Р.-на-Д., 1986
  9. Немов Р.С. Психология. – М., 1992.
  10. Смирнова Е.Е. Психология общения. – СПб., 2005.

Источники:
Классный час — Учимся общаться!
Классный час, проведённый в 5-м классе, направлен на формирование у детей толерантного отношения к окружающим. Продемонстрирован один из способов разрешения межличностного конфликта в коллективе.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589111/
Учимся общаться
Урок разработан для учащихся средней школы. Проводить урок необходимо с показом презентации. Лучше, если каждый ученик будет самостоятельно работать на компьютере.
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/11/13/uchimsya-obshchatsya-stsenariy-uroka-prezentatsiya

COMMENTS